Главная > Документ


«О ПОЛОЖЕНИИ ДЕТЕЙ

В

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»

( 2008-2010 годы)

г.Волгоград

2011 г.

Оглавление

Введение

стр.

3

1. Основные демографические, семейно-демографические и социальные характеристики

стр.

4

2. Изменения уровня жизни семей с детьми

и меры поддержки семьи и детей

стр.

7

3. Состояние здоровья детей

стр.

15

4. Состояние питания детей

стр.

25

5. Состояние репродуктивного здоровья женщин

стр.

28

6. Образование, воспитание и развитие детей, обеспечение дошкольного присмотра детей

стр.

30

7. Организация досуга детей и подростков,

включая отдых и оздоровление

стр.

44

8. Трудовая занятость несовершеннолетних

стр.

58

9. Развитие системы социального обслуживания семьи и детей

стр.

63

10. Положение детей-инвалидов и меры их социальной поддержки

стр.

75

11. Положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

стр.

88

12. Положение детей мигрантов и меры по их государственной поддержки

стр.

95

13.Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних

стр.

98

14.Профилактика преступности и правонарушения несовершеннолетних

стр.

100

15.Защита прав детей с участием уполномоченного по правам ребенка в Волгоградской области

стр.

111

Заключение

стр.

118

Перечень ведомств, представивших материалы

стр.

120

Введение

Главные задачи государственной семейной и демографической политики в регионе отражены в Концепции демографической политики Волгоградской области на период до 2025 года, в том числе это повышение рождаемости и качества жизни семей с детьми, профилактика социального сиротства, безнадзорности и преступлений несовершеннолетних, принятие мер для недопущения жестокого обращения с детьми. Приоритеты семейной политики переносятся с преодоления последствий социального неблагополучия на профилактическую работу с семьями, на сохранение семьи как основного института становления и развития личности ребенка.

Законодательство Волгоградской области насчитывает свыше 20 законов, регулирующих отношения по ряду значительных проблем, начиная с гарантий в сфере здравоохранения детей и женщин и заканчивая обеспечением семей жильем. В 2009 году приняты законы Волгоградской области «О дополнительных мерах по защите детей в Волгоградской области от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию», «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Волгоградской области», «О вознаграждении за труд, причитающемся приемным родителям, и предоставляемых им мерах социальной поддержки», в 2010 г.- «О дополнительных мерах социальной поддержки неработающих трудоспособных граждан, являющихся родителями детей-инвалидов и осуществляющих уход за ними», «О патронатном воспитании в Волгоградской области», «О квотировании рабочих мест для отдельных категорий молодежи в Волгоградской области», «Об организации отдыха и оздоровления детей в Волгоградской области».

В 2010 г. получило развитие применение программно-целевого метода при решении семейно-демографических и социально-экономических проблем. Принята областная программа ранней профилактики семейного неблагополучия «Счастливое детство – в родной семье», областная программа «Профилактика отказов от новорожденных детей в Волгоградской области «Вместе с мамой», долгосрочная областная целевая программа «Развитие дошкольного образования Волгоградской области», «Допризывная подготовка молодежи» и др.

Продолжено сотрудничество с некоммерческими общественными организациями, в том числе представительством Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Российской Федерации, Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Новый импульс развития получила инновационная деятельность по разработке и применению технологий и форм оказания услуг различным категориям детей и семьям с детьми. Только государственными учреждениями системы социальной защиты населения в 2010 году реализовывались 10 проектов и программ, выигравшим гранты в различных конкурсах социальных проектов и программ, что позволило привлечь в регион на социальные нужды дополнительное внебюджетное финансирование в размере 31 млн.рублей.

Происходящие с конца 2008 года кризисные процессы в экономике не могли не отразиться на благосостоянии семей региона. Поэтому усилия власти были сосредоточены на реализации Программы антикризисных мер в Волгоградской области. Сохранены и исполнены в полном объеме все публичные обязательства областного бюджета в части выплат и мер социальной поддержки, направленных на сохранение материнства и детства, преодоление социального сиротства.

В области успешно реализуется национальный проект «Здоровье», включая окончание строительства и ввод в эксплуатацию областного клинического перинатального центра №2 в Волгограде и открытие Центров здоровья для детей; проведение скрининга детей и беременных женщин; родовые сертификаты; диспансеризацию детей-сирот и детей в трудной жизненной ситуации, оказание высокотехнологической специализированной помощи; вакцинопрофилактику.

Полученное по национальному проекту «Здоровье» оборудование используется в полном объёме. Активно продолжалась работа по пропаганде и поддержке грудного вскармливания, здорового образа жизни.

Основные статистические показатели, характеризующие положение детей Волгоградской области, представлены в динамике за 3 последних года (2008-2010 г.г.) в приложении № 1.

Перечень основных нормативных правовых актов по вопросам детства, принятые в регионе в 2010 году, представлен в Приложении № 2.

1. Основные демографические, семейно-демографические и социальные характеристики

Демографическая ситуация в регионе, как и в целом по России, характеризуется продолжающимся сокращением числа жителей. Численность населения Волгоградской области на 1 января 2010 г. составила 2 589,9 тыс. человек, снизившись за 2009 год на 9 тыс. человек, на 1 января 2011 г. - 2578,0 тыс.человек, снижение за 2010 год – 11,9 тыс.чел. (по данным Комитета по труду и занятости населения). Основным фактором сокращения является естественная убыль населения, которая сохраняет устойчивый и долговременный характер.

Численность несовершеннолетних на 1 января 2010 г. составляла 453,3 тыс.человек, что на 4,9 тыс.человек меньше, чем в 2008 г. Несовершеннолетних в возрасте:

  • от 0 до 6 лет – 185,4 тыс.чел., или 41 %;

  • от 7 до 14 лет – 184,4 тыс.чел., или 41 %;

  • от 15 до 17 лет – 83,5 тыс.чел., или 18 %.

Продолжает увеличиваться доля детей-дошкольников, сокращаться доля детей 15-17 лет.

Миграционный отток населения подтверждает негативные тенденции в социально-демографической сфере Волгоградской области. Усилились темпы миграционной убыли: в 2010 голу убыль составила 3475 человек, в 2009 г. – 883 человека. Тенденция превышения выбывших из региона по сравнению с прибывшими сохраняется в течение нескольких лет. Наибольший приток мигрантов наблюдается из Узбекистана, Армении и Таджикистана.

Число умерших, как и в 2009 г., превысило число родившихся в 1,28 раза. Тенденция снижения численности умерших и роста родившихся в 2010 г. сменилась на рост численности умерших и снижения числа родившихся.

За 2010 г. (по данным ЗАГСа) зарегистрировано:

  • 29,9 тыс. родившихся человек, что составляет к уровню 2009 г. 99,7 %;

  • 38,5 тыс. умерших, что составляет к уровню 2009 г. 101,3 %.

Если в 2008 г. число новорожденных к уровню 2007 г. увеличилось на 1,4 тыс. человек, в 2009 г. прирост составил чуть более 100 детей, то в 2010 г. наблюдается убыль на 0,3%.

Увеличивается диспропорция полов: если в младших возрастах численность мужчин превышает численность женщин, выравниваясь к 25-летнему возрасту, то после 25 лет численность женщин начинает превышать численность мужчин. В возрасте 60-69 лет численность женщин превышает численность мужчин в 1,6 раза и в возрасте 70 лет и старше - в 2,2 раза.

Ожидаемая продолжительность жизни населения обоего пола – 68,7 лет.

В 2010 г. в Волгоградской области основные показатели службы охраны здоровья матери и ребенка находятся на прежнем уровне. Показатель младенческой смертности стабилен - 9,8 промилле (9,8 – 2009 г.; 12,0 -2008 г., 11 - 2007 г.).

С серьезными демографическими проблемами, а именно сокращением числа женщин репродуктивного возраста в результате демографической ямы и, как следствие, - общим снижением рождаемости, Волгоградская область, как и Россия в целом, столкнется в ближайшие годы. Главными причинами низкой рождаемости остаются низкий доход и отсутствие перспектив получения отдельного жилья.

За 2010 г. (по данным ЗАГСа) зарегистрированы20076 браков и 11072 развода.

По сравнению с 2009 г., число браков в 2010 г. несколько увеличилось, число разводов сократилось. Браков заключено почти в 2 раза больше, чем зарегистрировано разводов.

Заключение браков среди несовершеннолетних имеет устойчивую тенденцию к снижению (2010 г. – 228, 2009 г. - 307, 2008г. – 404). Значительно сократилось число детей, рожденных несовершеннолетними матерями (2010 г. - 454, 2009 г. – 608, 2008г. – 669).

Устойчивость приобрела тенденция сокращения числа семей с несовершеннолетними, в которых родители разведены (2010 г. - 6,2 тыс.семей, 2009 г. – 7,06 тыс.семей, 2008 г. – 7,3 тыс.семей). Удельный вес семей с несовершеннолетними в общем числе разводов сохраняется на уровне 56-57 %.

Заметно снизился показатель числа детей, у которых родители лишены родительских прав (2010 г. – 1272 ребенка, 2009 г. – 1533 ребенка, 2008 г. - 1426 детей). Одновременно уменьшилось число детей, у которых оба родителя лишены родительских прав (в 2008г. – 972, в 2009 г. – 1009, в 2010 г. - 777 детей).

Около 35,8 тыс.детей воспитываются одинокими матерями (29,1 тыс.семей), 747 детей - одинокими отцами (555 семьи) со среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума. Их численность немного снизилась к уровню 2009 г.

Численность малоимущих детей стабильна. В органах социальной защиты зарегистрировано 148 972 семьи с 212 229 детьми (в 2009 г. - 155809 семей с 218754 детьми, 2008 г. – 150488 семей с 210214 детьми).

В области растет численность детей в многодетных семьях. В 2010 г. она составила 52235 человек (2009 г. - 47933 ребенка, 2008 г.- 37978 детей). Численность многодетных семей к уровню 2008 г. возросла на 39%, хотя в течение ряда лет до 2008 г. она неуклонно снижалась, и составила 16 129 семей.

В 2010 г. увеличилось число детей-инвалидов. По данным Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области, в области насчитывается 6548 детей-инвалидов (в 2009 г. – 6455, в 2008 г.- 6698 детей-инвалидов). Удельный вес детей-инвалидов в общей численности детского населения сохраняется в течение 2008 – 2010 гг. на уровне 1,4 %. Соотношение по полу среди инвалидов: 3874 мальчиков – 59,2% и 2674 девочек – 40,8%.Впервые установлена инвалидность в 2010 г. у 775 детей, что составляет 17,0 на 10000 детского населения. В 2009 году первичный выход на инвалидность составил 14,5 на 10000 детского населения, впервые была установлена инвалидность у 666 детей.

В едином банке данных Волгоградской области состоит на учете 2781 семья, находящаяся в социально опасном положении, и 5293 ребенка. Этот показатель в течение последних трех лет имеет тенденцию к снижению: в 2008 г. зарегистрировано 3164 семьи и 5873 ребенка, в 2009 г. – 3070 семей и 572 ребенка. На социальном патронаже в системе социальной защиты населения состоит 547 семей, 1200 детей.

В 2010 году выявлено 1802 ребенка, оставшегося без попечения родителей, что на 307 детей меньше, чем в 2009 г (2109) и 2008 г. (2059) Тенденция снижения выявленных детей сохраняется. В 2010 г. показатель устроенных детей в семьи (1908) впервые за несколько лет превысил показатель выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, в отчетном году (1802). 1

Приоритетной формой семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается опека и попечительство (2010 г. – 1320 детей, 2009 г. – 1735, 2008 г. – 1350). Имеет рост число усыновленных: за 2010 г. - 209 детей, 2009 г. – 198, 2008 г. – 185.

2. Изменения уровня жизни семей с детьми

и меры поддержки семьи и детей

Уровень жизни населения за последние 3 года имеет положительную динамику, о чем, в частности, свидетельствует превышение расходов населения над его доходами в суммарном объеме 5,5 млрд.рублей (в 2009 г. - 2,1 млрд.руб.). Суммарные номинальные денежные доходы в январе-октябре 2010 г., по оценке территориального органа федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области, составили 360,43 млрд.руб., расходы населения – 354,8 млрд.руб. Номинальные денежные доходы в среднем за месяц в расчете на одного жителя области, по оценке, составили 13948,8 рубля, и, по сравнению с 2009 г., увеличились на 15,2 % (в 2009 г. – на 13,7 %, в 2008 г. – на 15,3%). Реальные располагаемые денежные доходы, т.е. доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительскихцен, и потребительские расходы увеличился, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, первые - на 7,3 % (в 2009 г. - на 3,5%, в 2007-2008 г.г. – на 9,7%), вторые - на 18,5 % (в 2009 г. – на 10,5 %, в 2008 г. – на 25,1%).

Величина прожиточного минимума в расчете на душу населения за 2010 год, по сравнению с 2009 г., увеличилась с 4648 руб. до 5368 руб., или на 15,5 % (в 2009 г. к уровню 2008 г. этот рост был не значительным: на 7%).

Удельный вес населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2010 г. составил 13,2 % (в 2009 г. – 13,8 %, в 2008 г. - 12,9 %).

Важной характеристикой экономического потенциала семей является уровень их благосостояния, который измеряется, в том числе, величиной располагаемых ресурсов семьи. Она представляет собой сумму денежных средств, которыми располагают семьи для обеспечения своих расходов и создания сбережений, а также стоимости натуральных поступлений продуктов питания и представленных в натуральном выражении дотаций и льгот.

Величина располагаемых ресурсов семей в 2010 г. в среднем за месяц составила 12119,7 рубля и, по сравнению с 2008 г., увеличилась в 1,2 раза. При этом отмечено увеличение денежного и натурального доходов в 1,3 и 1,2 раза соответственно и снижение привлеченных средств и израсходованных сбережений - в 2,6 раза.

В значительной степени, уровень располагаемых ресурсов семей зависит от количества иждивенцев. В 2010 г. впервые уровень располагаемых ресурсов семей с двумя детьми сложился выше, чем в семьях с одним ребенком, что обусловлено получением материнского капитала при рождении второго ребенка.

При средней величине располагаемых ресурсов, сложившейся в сумме 12119,7 рубля, в семьях с одним ребенком, по оценке за 2010 г., она составила 10221,2 рубля, в семьях с двумя детьми – 11232,5 рубля и в семьях с тремя детьми - 4748 рублей.

 Если за базу взять семью с одним ребенком в возрасте до 16 лет (как наиболее распространенную среди остальных типов домашних хозяйств с детьми), то следует отметить, что, по оценке за 2010 г., среднедушевые располагаемые ресурсы:

  • семей, имеющих двух детей, сложились на 9,9% выше, чем семей, имеющих одного ребенка (в 2008 г. - на 52,4% ниже);

  • семей с тремя детьми - сложилась на 53,5% ниже (в 2008 г. - на 49,3%).

Приведенные данные свидетельствуют об усилении разрыва в доходах семей и продолжающемся процессе формирования застойной бедности среди многодетных семей, что объясняется низким уровнем располагаемых ресурсов и высокой иждивенческой нагрузкой. Таким образом, только в семьях с одним и двумя детьми располагаемые ресурсы сложились на достаточно высоком уровне.

Величина потребительских расходов семей в 2010 г. в среднем за месяц составила, по оценке, 8247,4 рубля и, по сравнению с 2008 г., увеличилась в 1,3 раза. При этом отмечено увеличение расходов на покупку продуктов питания, непродовольственных товаров и оплату услуг соответственно в 1,5, 1,1 и 1,5 раза.

Анализ структуры потребительских расходов показал, что снизилась доля расходов на покупку непродовольственных товаров и увеличились доли на покупку продуктов питания и оплату услуг.

 Если рассматривать величину потребительских расходов в семьях с детьми, то следует отметить, что за 2008-2010 гг. она выросла только в семьях с одним и двумя детьми. Наибольший абсолютный прирост потребительских расходов сложился в семьях с двумя детьми (+2106,6 рубля), снижение - в семьях с тремя детьми (-657,2 рубля).

В структуре потребительских расходов семей с детьми за рассматриваемый период:

увеличились доли расходов на:

  • покупку непродовольственных товаров в семьях с одним и тремя детьми;

  • покупку продуктов питания в семьях с тремя детьми;

  • оплату услуг в семьях с двумя детьми;

снизились доли расходов на:

  • покупку продуктов питания в семьях с одним и двумя детьми;

  • покупку непродовольственных товаров в семьях с двумя детьми;

  • оплату услуг в семьях с одним и тремя детьми.

Поскольку увеличение доли расходов на питание свидетельствует о снижении уровня жизни, то, как негативную, следует отметить тенденцию роста доли таких расходов в семьях с тремя детьми, что чаще всего достигается за счет экономии на непродовольственных товарах и других, не менее важных расходах (на образовательные, медицинские и др. услуги), с целью достижения новых стандартов уровня жизни.

Низкий уровень располагаемых ресурсов значительной части семей является главной причиной недостатка средств на обеспечение сбалансированного питания.

По нормам Института питания Академии медицинских наук России, энергетическая ценность питания в среднем на одного члена семьи должна составлять 3000-3200 Ккал в сутки. Фактически, по оценке за 2010 г., она составила 2490 Ккал, или 80 % от норматива.

Анализ состава ежедневно потребляемого набора продуктов питания показал, что в обследуемых семьях по жирам он отстает от норм на 6 граммов, белкам – на 28-34 грамма, недостаток которых в питании приводит к нарушениям функционального состояния печени, кроветворения, функции эндокринной системы, задержке роста, расстройствам высшей нервной деятельности и т.д.

Проведенный анализ показал, что, несмотря на некоторое улучшение социально-экономической ситуации, сложившейся в Волгоградской области, уровень жизни значительной части семей остается низким и не в состоянии обеспечить даже те минимальные потребности, которые предусмотрены потребительской корзиной для населения Волгоградской области.

Социальная поддержка семей с детьми

С принятием Закона Волгоградской области от 10 апреля 2007 г. № 1442-ОД «О социальной поддержке семей с детьми в Волгоградской области», который систематизировал существовавшие в регионе меры социальной поддержки, закрепил право на ряд выплат и основы предоставления социальных услуг, в области завершилось формирование основной нормативной правовой базы в сфере социальной поддержки семей с детьми.

В Волгоградской области законотворческие инициативы, направленные на улучшение положения семей с детьми, находят поддержку у населения и региональной исполнительной власти.

В 2008 г. принят закон «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Волгоградской области», в 2010 г. – «О дополнительных мерах социальной поддержки неработающих трудоспособных граждан, являющихся родителями детей-инвалидов и осуществляющих уход за ними». Из года в год растут бюджетные ассигнования, выделяемые на оказание социальной поддержки в соответствии с законодательством региона. С 2008 г. установлены фиксированные размеры ряда мер социальной поддержки с их обязательной ежегодной индексацией. В 2009 году все социальные выплаты индексированы на 10,5 %, в 2010 г. – на 10 %.

Комплексная система социальной поддержки семей с детьми, сложившаяся в Волгоградской области, направлена на решение задач снижения социальной напряженности, особенно проявившейся в период экономического кризиса и его последствий.

Для всех семей с детьми, помимо пособия на рождение, установленного федеральным законодательством (в размере: в 2008 г. - 8840,52 руб., в 2009 г. – 9592,03 руб., в 2010 г. – 10988,85 руб.), из областного бюджета выплачивается дополнительное пособие на рождение ребенка (в размере: в 2008 г. - 7155 руб., в 2009 г. – 7907 руб., в 2010 г.- 8698 руб.).

Отдельные категории семей с детьми пользуются мерами, установленными федеральным законодательством, исполняемые в системе социальной защиты населения, а именно:

- оплата жилищно-коммунальных услуг, предоставление проезда по социальным проездным детям военнослужащих, погибшим при выполнении обязанностей военной службы, а также детям-инвалидам;

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет неработающим и лицам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия, студентам;

- компенсационная выплата по уходу за детьми до 3-х лет лицам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия;

- ряд выплат детям, пострадавшим в результате и от последствий техногенных катастроф;

- перевозка безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних к месту жительства;

- выплата единовременного пособия при передаче ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью;

- выплата единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

- выплата ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

- организация оздоровительного отдыха детей погибших, умерших, пропавших без вести военнослужащих при выполнении обязанностей военной службы, а также выплата им ежемесячного пособия;

- выплата ежемесячного пособия детям военнослужащих и сотрудников некоторых органов исполнительной власти погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении служебных обязанностей, получающие пенсию из Пенсионного фонда РФ.

Для отдельных категорий детей установлены дополнительные меры социальной поддержки за счет средств областного бюджета, а именно:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. О положении детей

    Аналитические материалы
    «Нашим приоритетом была и остается поддержка людей, оказавшихся в трудной ситуации. Несмотря на падение доходов бюджета, социальные обязательства государства выполняются полностью.
  2. Итоговая информация о реализации комплексной муниципальной программы «профилактика правонарушений среди граждан на территории артемовского округа на 2008 – 2010 годы» за 2008 – 2010 годы (далее – программы)

    Документ
    создание условий для развития систем охраны общественного порядка и профилактики правонарушений и преступности граждан на территории Артемовского городского округа;
  3. От 26 июля 2007 г n 309-п на 2008-2010 годы" (с изменениями от 30 декабря 2010 г )

    Программа
    Постановление Правительства Астраханской областиот 26 июля 2007 г. N 309-П";Об отраслевой целевой программе ";Развитие футбола в Астраханской областина 2008-2010 годы";(с изменениями от 30 декабря 2010 г.
  4. 2 Концепция Программы реформирования муниципальных финансов муниципального образования «Город Киров» на 2008-2010 годы 2 1 ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД КИРОВ»

    Документ
    Годом основания города считается 1374 год, когда на реку Вятку пришел отряд новгородцев и основал здесь свою крепость. В настоящее время город Киров - крупный промышленный, транспортный и культурный центр.
  5. Коллективный договор открытого акционерного общества «российские железные дороги» на 2008 - 2010 годы

    Документ
    Коллективный договор ОАО «РЖД» (далее - Договор) - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в открытом акционерном обществе «Российские железные дороги», заключаемый Работниками и Работодателем в лице их представителей.
  6. Сводный информационный материал по коллективному договору оао «ржд» на 2008 – 2010 годы

    Документ
    26 ноября 2007 г. Президентом ОАО «РЖД» и Председателем Единого представительного органа первичных профсоюзных организаций Роспрофжел был подписан коллективный договор открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на 2008 - 2010 годы.

Другие похожие документы..