Главная > Учебное пособие


Российский государственный торгово-экономический университет

Челябинский институт

Библиотека

Казарина С. А.

Луцук В. В.

Основы библиографии и информационной культуры

Учебное пособие

Челябинск

2004

Предисловие

Происшедшие в последние годы преобразования в политической, экономической, социальной и культурной жизни общества, переход к рыночной экономике усиливают роль библиотек как информационных центров, призванных создавать необходимые условия для реализации права граждан на свободное получение информации. Библиотека выступает как связующее звено, объединяющее задачи и функции информационной, культурной и образовательной сфер.

Внешне, то есть в том ракурсе, в котором работа библиотеки открыта и понятна для посторонних глаз, ее миссия и социальная роль не являются в полной мере воспринятыми общественностью. Как правило, читатели не догадываются, что предоставление в ответ на запрос нужной информации является лишь малой надводной частью «библиотечного айсберга». В «подводной» же его части находятся процессы комплектования, а значит, поиска, оценки и отбора документов на традиционных и электронных носителях; классификации, то есть сопряжения знаний; формирования поисковых систем; уточнения читательских запросов в ситуациях, когда люди не могут точно выразить собственные потребности; сохранения информации для обеспечения возможности ее многократного и многоцелевого использования. В результате в общественном сознании складывается стереотип простоты библиотечного труда.

Библиотека – это неисчерпаемый «океан» информации и, чтобы не утонуть в этом «океане», посетитель должен обладать определенными библиотечно-библиографическими знаниями; одного ознакомления с правилами пользования библиотекой и получения читательского билета недостаточно. Читатель, не обладающий этими знаниями, может провести долгие часы в бесплодных поисках необходимой литературы, потеряться в справочном аппарате библиотеки и, в результате, уйти, так и не получив необходимой ему информации.

Поэтому каждому будущему читателю библиотеки необходимо знать ее устройство, методику пользования каталогами и картотеками, а если он занимается научной или образовательной деятельностью, то и основные правила библиографического описания.

Практика работы вузовской библиотеки показывает, что очень часто информационные потребности студентов зависят от информационной культуры, как самого пользователя, так и преподавателя, направившего студента на поиски определенного вида информации.

В предлагаемом учебном пособии освещаются общие и частные вопросы, касающиеся основных направлений практической деятельности библиотек.

В результате изучения курса пользователь должен:

- получить представление об общих принципах организации библиотечного дела, а также об основных функциях библиотек разных типов;

- познакомится со справочно-библиографическим аппаратом, с входящими в его состав наиболее значительными справочными и библиографическими источниками;

  • научиться осуществлять поиск во всех источниках информации:

  • иметь представление об основных информационных ресурсах, необходимых для его учебной или профессиональной деятельности;

  • научиться оценивать качество найденной информации;

  • суметь правильно организовать найденную информацию;

- освоить технологию, приобрести практические навыки библиографирования и осуществления информационного поиска.

Настоящее пособие, предназначенное для студентов первых курсов дневной и заочной формы обучения, аспирантов, написано с учетом специфики экономических высших учебных заведений. Может оказаться полезным преподавателям для использования в учебном процессе.

Правовое обеспечение деятельности библиотек.

Правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Российской Федерации является Федеральный закон о библиотечном деле от 29 декабря 1994 года. Он устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность.

В соответствии с данным законом право на библиотечное обслуживание имеет каждый гражданин независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии.

Порядок доступа к фондам библиотек, перечень основных услуг и условия их предоставления библиотеками устанавливаются в соответствии с уставами библиотек, законодательством об охране государственной тайны и законодательством об обеспечении сохранности культурного достояния народов Российской Федерации.

Пользователи библиотек обязаны соблюдать правила пользования библиотеками. Пользователи, нарушившие правила пользования библиотеками и причинившие библиотекам ущерб, компенсируют его в размере, установленном правилами пользования библиотеками, а также несут иную ответственность в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Согласно статье 7 Федерального закона о библиотечном деле все пользователи библиотеки имеют право: бесплатно получать полную информацию о составе библиотечных фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования; бесплатно получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; бесплатно получать во временное пользование любой документ из библиотечных фондов; пользоваться другими видами услуг, в том числе платными, перечень которых определяется правилами пользования библиотекой.

Федеральный закон о библиотечном деле дает библиотекам право: утверждать по согласованию с учредителями правила пользования библиотеками; определять сумму залога при предоставлении редких и ценных изданий, а также в других случаях, определенных правилами пользования библиотекой; определять в соответствии с правилами пользования библиотеками виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотек.

В своей деятельности библиотеки опираются также на такие документы как Федеральный закон об информации, информатизации и защите информации, Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках (1994г.) и «Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря» (1999г.). Различные по типам и видам библиотеки руководствуются также иными нормативными актами Российской Федерации, органов управления профильных министерств и ведомств, Положением о библиотеке.

Разнообразие библиотек.

В России насчитывается около 15 тыс. библиотек разного профиля и различной ведомственной принадлежности. Система библиотек включает в себя множество типов и видов библиотек. По назначению библиотеки подразделяются на: массовые, научные, специальные.

Крупнейшими библиотеками России являются две общероссийские национальные библиотеки – Российская государственная библиотека (РГБ) в Москве и Российская национальная библиотека (РНБ) в Санкт-Петербурге. Эти библиотеки выполняют функцию формирования фонда отечественных документов, основными принципами которой являются исчерпывающая полнота комплектования фонда и вечность его хранения.

В республиках Российской Федерации функции центральной библиотеки выполняют национальная или республиканская библиотека. В крае или области ими являются, соответственно, краевая или областная библиотека. К центральным библиотекам на уровне района отнесена центральная районная библиотека, а в городе центральная городская библиотека.

Основные функции центральной библиотеки – всестороннее и максимально полное раскрытие уникальности данного региона, его духовного наследия, научной и культурной деятельности. Центральная городская библиотека является головной для массовых библиотек города, объединенных в централизованную библиотечную систему (ЦБС). Массовая библиотека ориентируется практически на все группы читателей, проживающих в микрорайоне обслуживания. Ее фонды укомплектованы разнообразной литературой по гуманитарным, естественным и точным наукам.

Научные и специальные библиотеки призваны удовлетворять запросы читателей, связанные с производственной и научной деятельностью, с воспитанием и подготовкой кадров высшей квалификации для всех отраслей хозяйства и культуры. Научные библиотеки бывают универсального профиля, специализированные, вузовские. Крупнейшими научными библиотеками Российской Федерации являются библиотека Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН), Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН) в Новосибирске и Библиотека по естественным наукам Российской академии наук (БЕН РАН) в Москве. Особенность академических библиотек в том, что они работают в тесном сотрудничестве с коллективами ученых и специалистов.

Особую систему образуют библиотеки высших и средних учебных заведений. Библиотеки высших учебных заведений являются научными, учебно-вспомогательными и культурно-просветительными учреждениями. Задача библиотек вузов – обеспечить литературой и научно-библиографическим обслуживанием профессорско-преподавательский состав, аспирантов, студентов, других сотрудников вуза, содействовать воспитанию студентов, пропагандировать научную литературу по профилю вуза, его факультетов и кафедр. Крупнейшими из них являются научные библиотеки Московского государственного университета и Санкт-Петербургского государственного университета.

Специализированные научные библиотеки призваны удовлетворять узкопрофильные запросы ученых и специалистов. Фонды этих библиотек содержат литературу по определенным отраслям знаний. В нашей стране имеется разветвленная сеть технических, экономических, сельскохозяйственных, медицинских и других специализированных библиотек. Крупнейшими отраслевыми библиотеками являются Центральная научная сельскохозяйственная библиотека(ЦНСХБ), Государственная центральная научно-медицинская библиотека (ГЦНМБ), Центральная научно-техническая библиотека железнодорожного транспорта, Центральная научно-техническая библиотека по строительству и архитектуре.

Обслуживанием высших органов государственной власти в России занимаются библиотекаАдминистрации Президента Российской Федерации и Парламентская библиотека Российской Федерации.

Отраслевые и научные библиотеки имеют менее разветвленную сеть, чем массовые, так как далеко не везде есть крупные коллективы ученых и специалистов, которым они нужны для повседневной работы. В небольших населенных пунктах спрос на специальные издания должны удовлетворить массовые библиотеки. Но если на основе их собственных фондов это сделать невозможно, тогда нужные книги заказываются из фондов научных библиотек по межбиблиотечному абонементу.

Библиотечный фонд.

Состав библиотечного фонда.

Библиотечный фонд – это упорядоченная совокупность документов, собираемых в библиотеке в соответствии с ее функциями и задачами для хранения и представления их читателям библиотеки.

Документы, составляющие библиотечный фонд имеют множество разновидностей. Рассмотрим некоторые из них.

По материалу носителя информациивыделяют документы:

  • бумажные;

  • пластмассовые, пленочные (кинодокументы, слайды и т.п.);

  • пластмассовые дисковые (пластинки);

  • на магнитных и оптических материалах (компакт-диски, дискеты, видеоматериалы и т.п.).

С точки зрения регулярности выхода документов в свет выделяют:

Вид документов

Определение

Примеры

1

2

3

Непериодические

Документы, выходящие однократно и не имеющие продолжения

Монографии, альбомы, открытки

Продолжающиеся

Документы, выходящие через неопределенные промежутки времени по мере накопления материала

Нумерованные тематические сборники, труды НИИ, вузов и т.п.

Периодические

Сериальные издания (документы), выходящие через определенные промежутки времени, с постоянным для каждого года числом номеров (ежедневные, еженедельные, ежемесячные, и т.п.)

Газеты, журналы, бюллетени, календари

С учетом целей использования информации можно выделить следующие виды документов:

Цель

деятельности

Вид документов

Определение

Примеры

1

2

3

4

Осуществление деятельности и фиксация ее результатов

Документы, непосредственно отражающие какую-либо деятельность, ее особенности и результаты.

Монографии, журнальные и газетные публикации, диссертации, отчеты НИР

Управление и регулирование деятельностью

Официальные

Документы, распространяемые от имени государственных органов, ведомств или общественных организаций, содержащие материалы нормативного или директивного характера, правила, нормы и требования в разных сферах.

Конституция, законы, указы, постановления, уставы организаций. Инструкции, стандарты, технические условия, нормы. Патентные документы.

Рекламирование результатов деятельности

Рекламные

Документы, содержащие сведения об изделиях, услугах, мероприятиях с целью формирования спроса на них.

Каталоги, проспекты, афиши, буклеты

Самообразование, расширение общекультурного кругозора

Научно-популярные

Документы, содержащие сведения о результатах научных исследований и достижениях практики, изложенные в форме, доступной читателю – неспециалисту, используемые для расширения культурного и профессионального кругозора читателей.

Монографии, статьи из периодических и продолжающихся изданий и разовых сборников, по отдельным научным проблемам, в помощь технической самодеятельности.

Получение эмоционально-эстетической информации

Литературно-художествен-ные и т. п.

Документы, содержащие произведения, воздействующее на эмоциональное состояние человека и содержащие произведения литературно-художественного творчества.

Художественная и музыкальная литература, документы, репродуцирующие произведения изобразительного искусства, фотоальбомы, видеозаписи художественных фильмов и театральных постановок и т.д.

Комфортный поиск информации

Справочные

Документы, содержащие краткие сведения научного и прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для быстрого отыскания, не предназначенные для сплошного чтения.

Энциклопедии, энциклопедические, терминологические, толковые, языковые словари, разговорники. Отраслевые, узкоотраслевые, телефонные, фирменные и другие справочники. Календари памятных дат.

По сфере создания и преимущественного использования документов можно выделить: массовые, досуговые, научные, производственно-практические, учебные.

Массовые – документы, предназначенные для широкого круга читателей и содержащие информацию общественно-политического и бытового характера (массовые газеты, журналы, сборники, альманахи, фотоальбомы, календари и т. п. документы).

Досуговые – документы, содержащие общедоступные сведения по различным видам увлечений (в т. ч. по самодеятельному творчеству) (игры, кроссворды, гороскопы, сборники песен, репертуарные сборники).

Научные – документы, содержащие сведения о результатах теоретических и (или) экспериментальных исследованиях и предназначенные, прежде всего для использования в сфере науки, а также специалистами - практиками при внедрении результатов научных исследований в сфере высшего и постобразования.

К наиболее распространенным научным документам относятся: монографии (документ, содержащий полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы), сборники научных трудов, тезисы и материалы конференций (съездов, симпозиумов) (краткие тексты о содержании докладов, сделанных на научных мероприятиях), диссертации (неопубликованное, сочинение, представленное к защите на соискание ученой степени), автореферат диссертации (неопубликованный документ (брошюра), содержащий составленный автором расширенный реферат выполненного им диссертационного исследования), научно подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы, статьи из научных периодических и продолжающихся изданий и разовых сборников.

Производственно-практические – документы, содержащие сведения по технологии, технике и организации производства, а также других областей общественной практики, рассчитанные на специалистов различной квалификации (руководства и пособия, статьи производственного характера). Производственно-практическая деятельность включает работу специалистов по маркетингу и рекламе. Ими подготавливаются следующие широко распространяемые документы: проспекты и каталоги, буклеты о деятельности фирм, номенклатурные справочники, рекламные сообщения, прейскуранты.

Учебные – документы, содержащие информацию, изложенную в форме удобной для обучения и рассчитанные на учащихся разного возраста и ступеней обучения (учебники, учебные пособия, хрестоматии, наглядные пособия, программы, практикумы, сборники задач и упражнений, тестов, учебные справочники). Учебники и учебные пособия различаются по содержанию. Учебники содержат весь материал курса, утвержденный учебной программой, то есть минимум знаний, который обязан усвоить учащийся или студент. Учебное пособие предназначено для углубленного, часто самостоятельного изучения каких-либо отдельных разделов курса. В них оперативно отражаются последние достижения, подробнее характеризуются результаты исследований и разработок. Учебные пособия используются не только в учебных целях, но и в научно-практической деятельности специалистов.

Организация библиотечного фонда.

Части библиотечного фонда размещаются в фондохранилище и по структурным подразделениям библиотеки в целях удобного обслуживания читателей и хранения. Первый уровень деления фонда – принадлежность к структурному подразделению библиотеки (например, фонд читального зала, абонемента, отдела искусств и т.д.). Затем фонд подразделяется по виду документов (подфонд журналов, нот и т.д.) Завершающий этап – расстановка документов на библиотечных полках. Существует несколько видов расстановок библиотечного фонда. Наиболее распространенной является систематически-алфавитная, т.е. все виды документов организованы в фонде в систематическом порядке, т. е. в соответствии с таблицами библиотечной классификации, применяемой в данной библиотеке. В соответствии с классификацией фонд делится на отделы и подотделы (например: 5 отдел Естественные науки делится на подотделы: 51. Математика, 52. Астрономия, 53. Физика, 54. Химия и т. д.), внутри которых документы располагаются в порядке алфавита фамилий авторов, а если автор книги не указан или книга написана более чем тремя авторами, то – по алфавиту заглавий. Порядок расстановки книг на полках помогает сохранять авторский знак, представляющий собой условное обозначение начального сочетания букв фамилии автора или заглавия документа, состоящее из первой буквы заголовка библиографической записи и двузначного или трехзначного порядкового номера (например: В 64 Вознесенский; В 65 Воинов; В 66 Воищев и т. д.).

Существуют и другие виды расстановок библиотечного фонда. Наиболее часто используются тематическая и предметная расстановки.

При тематической расстановке документы различных отраслей знаний и разных видов собираются в рамках определенной темы, например в тематический комплекс «Великобритания» войдет литература по экономике, политике, истории, географии, флоре и фауне, культуре и искусству этой страны.

При предметной расстановке документы группируются по рассматриваемым в них предметам (аспектам, событиям, явлениям и т.д.), например, в предметный комплекс «Санкт-Петербургу 300 лет» войдет вся литература из фонда библиотеки, содержащая информацию об этом событии.

Реже используются в библиотеках формальные расстановки (форматная, хронологическая, географическая, языковая). Форматная расстановка применяется главным образом для расстановки журналов, газет, кино-фото-фонодокументов. При хронологической расстановке документы упорядочиваются по времени выхода их в свет. При географической документы группируются по алфавиту стран, городов, областей, при языковой – по языкам, на которых издания вышли в свет.

Найти нужную литературу среди миллионов изданий поможет справочно-библиографический аппарат, который является основой всей деятельности библиотеки.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Казарина в в основы библиографии и информационной культуры учебное пособие

    Учебное пособие
    ... В. В. Основыбиблиографии и информационнойкультурыУчебноепособие Челябинск 2004 УДК 02 (075.8) ББК 78 К 14 Казарина, С. А. Основыбиблиографии и информационнойкультуры [Текст]: Учеб. пособие/ С. А. Казарина ...
  2. Проект ingsat

    Документ
    ... М., 2005. 44 с.doc Казарина С.А. Луцук В.В. Основыбиблиографии и информационнойкультуры. Учебноепособие. Челябинск, 2004. 82 с. ... М., 2003. 238 с.doc Казарина С. А. Луцук В. В. Основыбиблиографии и информационнойкультуры. Челябинск, 2004. 42 с.doc ...
  3. Библиографический информационный центр информационный бюллетень новых поступлений (1)

    Информационный бюллетень
    ... библиография социологической литературы - социологические доктрины - социальные обследования - язык социологического исследования - учебныепособия ... студентов в вузе (развитие информационнойкультуры студентов) [Текст]:учебноепособие/А. В. Сухих, Н. ...
  4. Библиографический информационный центр информационный бюллетень новых поступлений (2)

    Информационный бюллетень
    ... библиография социологической литературы - социологические доктрины - социальные обследования - язык социологического исследования - учебныепособия ... студентов в вузе (развитие информационнойкультуры студентов) [Текст]:учебноепособие/А. В. Сухих, Н. ...
  5. Учебная учебно-методическая литература и иные библиотечно-информационные ресурсы и средства обеспечения образовательного процесса по реализуемой образовательной программе послевузовского профессионального образования по специальности 07 00 02

    Учебники и учебные пособия
    ... – 1. Основы курса истории России : Учебноепособие для вузов ... Науковедение - Библиотечное дело – Библиография. - Количество экз. ... экз. – 2. Казаринов, Олег Игоревич. ... вв.:именьковская культура : Пособ для студ ... Путеводитель : [Информационный сборник] / отв ...

Другие похожие документы..