Главная > Учебно-методический комплекс
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
Институт интеллектуальных ресурсов и информационных технологий
Кафедра библиотечно-информационной деятельности
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
По дисциплине Общее библиотековедение Ч.II
Цикла общепрофессиональных дисциплин ОПД.ОФ.04
Специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность»
Составитель: Л. С. Лукьянова,
к.и.н., доцент
Тюмень
2010
Цели, задачи дисциплины и требования
к обязательному минимуму содержания дисциплины
«История библиотечного дела в России и за рубежом»* изучается на первом курсе отделений дневного и заочного обучения.
Курс знакомит с историей возникновения и деятельностью библиотек разных типов c древнейших времен и до наших дней. Библиотечное дело России и зарубежных стран изучается в тесной связи с историческими условиями конкретного общественно-экономического строя.
В учебном курсе рассматриваются общественная роль и социальные функции библиотек в различные исторические эпохи. Изучается наследие видных деятелей, внесших значительный вклад в теорию и практику отечественного и зарубежного библиотечного дела. Обобщаются прогрессивные и демократические тенденции в постановке 6иблиотечного обслуживания населения.
Цели. Содержание исторической дисциплины направлено на содействие глубокому изучению студентами важнейших событий отечественного и зарубежного библиотечного дела. Знания, полученные при изучении данного курса, понимание студентами основных закономерностей развития процесса общественного использования книжных богатств, способствуют повышению квалификации будущих специалистов.
Курс «История библиотечного дела в России и за рубежом» кроме лекционных включает семинарские занятия, коллоквиум (контрольная работа - изучение монографии), а также самостоятельную и творческую работу студентов (кроссворд, ребус, тест и т. п.). Участие каждого студента в работе семинара и коллоквиума обязательно, отсутствие предполагает отработку темы. По желанию студенты готовят сообщения на ежегодную научно-практическую конференцию молодых преподавателей и студентов, проводимую библиотечно-информационным факультетом 27 мая.
Студенты могут сдать изученный курс досрочно (с интенсивным индивидуальным планом). Формы и способы контроля могут изменяться преподавателем. По наиболее сложным темам курса для студентов проводятся консультации.
По проблематике учебной дисциплины возможна подготовка курсовых работ, наиболее интересные могут перерасти в дипломные исследования. Примерная тематика курсовых и дипломных работ предлагается. По методике их выполнения будут даны специальные ___________________________________________________________________________
* При составлении программы использованы:
История библиотечного дела в России и за рубежом. Ч. I. История библиотечного дела в России : программа курса для библиотечных факультетов по специальности «Библиотековедение и библиография» / сост. К. И. Абрамов. – М. : МГУК, 1998. – 16 с.
История библиотечного дела в России : метод. разработка для студентов 1 курса библ.-информ. факультета / сост. П. С. Соков. – М. : МГУКИ, 2000. – 24 с.
консультации, на которых присутствие студента обязательно.
Для успешного усвоения студентами исторического материала предлагаются вопросы для самоконтроля. В списки основной и дополнительной литературы к семинарским занятиям и курсу в целом включены работы обязательные для конспектирования (они отмечены астериском).
Студентам следует регулярно следить за новыми публикациями на страницах профессиональных изданий: «Библиотека», «Библиотековедение», «Научные и технические библиотеки», «Школьная библиотека», «Новая библиотека», «Библиотечное дело», «Библиотечное дело ХХI в.», «Вестник БАЕ», научных сборников и др.
Изучение курса завершается зачетом в форме свободного собеседования по всей проблематике курса. На зачете проверяются: наличие конспектов изученной литературы, знания студентов методологических и теоретических положений истории библиотечного дела, важнейших событий отечественного и зарубежного библиотечного строительства, а также степень их историко-теоретической подготовки.
Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины
(выписка из Государственного образовательного стандарта высшего
профессионального образования в области культуры и искусства)
ОПД. Ф. 04 Общее библиотековедение
История библиотечного дела в России и за рубежом, его современное состояние.
Международное библиотечное сотрудничество.
Тематический план
курса «Общее библиотековедение»
Ч. 2.«История библиотечного дела»
для студентов 1 курса ОДО и ОЗО
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Лекции | Семинар и практич. занятия | Всего | ||
Введение | 2 | 2 | ||
Библиотеки древнего мира | 2 | 2 | ||
Библиотеки раннефеодальных государств Закавказья, Средней Азии, Киевской Руси | 2 | 2 | 4 | |
Библиотеки на Руси в Х1У-ХУП вв. | 2 | 2 | ||
Библиотечное дело в России в ХУШ в. | 2 | 2 | ||
Библиотечное дело в России в XIX в. | 3 | 6 | 9 | |
Библиотечное дело в России в начале XX в. (до 1917 г.) | 2 | 2 | ||
Библиотечное дело в период Февральской революции (1905-1907 гг.) | 2 | 2 | ||
Библиотечное дело в России в первой половине ХХ в. (окт. 1917-1950 гг.) | 4 | 4 | ||
Библиотечное дело в России во второй половине XX в. (1951-1991 гг.) | 3 | 3 | ||
Библиотечное дело в России на современном этапе | 4 | 4 | ||
Библиотечное дело в зарубежных странах | 4 | 4 | ||
Коллоквиум | 24 | 24 | ||
Итого: 64 | 32 | 32 | 64 |
Рабочая программа
Введение
Предмет и задачи курса «История библиотечного дела в России и за рубежом». Периодизация истории библиотечного дела. Взаимосвязь с другими науками. Научная объективность изучения процессов развития библиотечной теории и практики. Место курса в общенаучной и профессиональной подготовке будущих специалистов библиотечно-информационной сферы. Характеристика основных источников и материалов в помощь изучению курса: историография, источниковедение истории библиотечного дела, структура курса, основные учебные пособия.
I
Тема № 1.Библиотеки раннефеодальных государств Закавказья,
Средней Азии, Киевской Руси.
Библиотеки Закавказья и Средней Азии в IУ-УП вв. Положение библиотек в период нашествия арабов. Влияние церкви на возникновение и развитие библиотек в раннефеодальных государствах.
Возникновение библиотек на Руси в период образования первого древнерусского государства (X-XI вв.). Принятие христианства и его роль в распространении библиотек на Руси. Первые церковные и монастырские библиотеки Софийских соборов в Киеве и Новгороде и Киево-Печерского монастыря. Библиотеки Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского, Черниговского и других княжеств.
Первые сведения о значении и распространении чтения на Руси. Советы читателям книг в Лаврентьевской описи, в сборниках Святослава (1076 г.), «Пчелы» (ХП в.) и др.
Зарождение библиотечной мысли. Культурные и библиотечные связи Древней Руси с Закавказьем и западными европейскими государствами. Разорение и уничтожение библиотек в период феодальных междуусобиц и татаро-монгольского нашествия.
Тема № 2. Библиотеки на Руси в ХIУ-ХУП вв.
Образование русского централизованного многонационального государства и его роль в развитии библиотек. Начало книгопечатания и его значение для расширения чтения и увеличениекнижных фондов библиотек. Основные виды библиотек на Руси в ХУ-ХУП вв.
Монастырские и церковные библиотеки, книжный состав, организация, читатели, Описи монастырских библиотек как источник сведений о величине и содержании книжного фонда Опись книг сорока «степенных» монастырей. Светская литература в книжных фондах монастырских библиотек. Борьба церкви против «черных», «ложных» и «отреченных» книг.
Крупнейшие монастырские и церковные библиотеки: Соловецкого, Кирилло-Белозерского, Иосифо-Волоколамского, Троице-Сергиева и других монастырей. Патриаршая библиотека. Культурное значение монастырских и церковных библиотек. Просветительная деятельность православных церковных братств и их роль в организации библиотек в Киеве, Львове, Минске и др.
Первые библиотеки светского характера. Библиотеки царских приказов: посольского, пушкарского, аптекарского и др.; высших учебных заведений: Славяно-греко-латинской академии, Киевской братской академии и др. как первые научные и специальные библиотеки. Библиотека Московского печатного двора (типографская).
Памятники библиотечной мысли феодальной эпохи: «наставления», «памятки» книгохранителям. Основные виды систематизации и расстановки книг по данным описей библиотек.
Развитие международных связей русских библиотек. Первые поездки для ознакомления с положением монастырских и других зарубежных библиотек. Интерес иностранцев к содержанию фондов русских библиотек.
Похожие документы:
Учебно-методический комплекс (211)
Учебно-методический комплексУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙКОМПЛЕКС 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД МБОУ Мирновская СОШ Начальное ... язык. 9 класс. Подготовка к ГИА – 2012: учебно-методическое пособие/ под ред. Н.А.Сениной. – Ростов ...Учебно – методический комплекс (5)
КнигаУчебно – методическийкомплекс Класс Учебники Методическая литература Программа Мультимедиа Сенашева Т. И. 5 класс Н. Я. ... 8, С. Е. Полянский М Вако, 2004 Учебно – методическое пособие, Дрофа, 2004 Программно-методические материалы. Физика 7-11 ...Учебно-методический комплекс (307)
Учебно-методический комплексУчебно-методическийкомплекс Учебники Программа Методические пособия Алгебра 7 класс ... 2008 уч. год. Учебно-методическийкомплекс. 2007 – 2008 уч. ... «Изучение геометрии в7-9классах». Методические рекомендации к учебнику.-4-е изд.-М.: Просвещение ...Учебно – методический комплекс (3)
Методические рекомендацииУчебно – методическийкомплексМетодические материалы Содержание Методические рекомендации Методические рекомендации для подготовки команд к ... Лепина, И.А. Пономарева, С.Е. Клюйков. СПБ, 2007 Методические рекомендации для подготовки команд к городским ...Учебно-методический комплекс (99)
Учебно-методический комплексУчебно-методическийкомплекс. класс учитель предмет учебник программа 5 ...Учебно-методический комплекс ашинского городского детско-юношеского центра информационная карта
Учебно-методический комплексУчебно-методическийкомплекс Ашинского городского ... «Коммуникативный тренинг для старшеклассников и студентов» Учебно-методическое пособие. Челябинск, 2000 г. Пиз ... . – М., 1999, 106 стр. Учебно-методическое пособие для экзаменационных требований с 10 ...