Главная > Основная образовательная программа


Федеральное агентство по рыболовству

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Астраханский государственный технический университет»

Разработка и предоставление образовательных услуг в области среднего, высшего и дополнительного профессионального образования,
послевузовского образования; воспитательная и научно-исследовательская работа сертифицированы DQS и ГОСТ Р по ISO 9001:2008

Институт информационных технологий и коммуникаций

УТВЕРЖДАЮ:

Ректор ФГБОУ ВПО «АГТУ»

д.х.н., проф. Ю.Т. Пименов _____________

Рассмотрено на Ученом совете АГТУ, протокол № ____от «____»_________2011 г.

Основная образовательная программа

230100.62 «Информатика и вычислительная техника»

Автоматизированные системы обработки информации и управления

Уровень подготовки - бакалавр

Автор (ы) ____________________________

ООП рекомендована кафедрой «АСОИУ»

протокол № ___ от «___» _____201_ г.

И.О. зав. кафедрой к.т.н., доц. С.В. Белов _____________________________________

ООП одобрена Ученым советом Института

информационных технологий и коммуникаций

протокол № ____от «____»_____2011 г.

Директор д.т.н., проф. И.Ю. Квятковская

_______________________________________

Астрахань - 2011

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения

1.1. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая АГТУ по направлению подготовки 230100.62 - «Информатика и вычислительная техника» и профилю подготовки «Автоматизированные системы обработки информации и управления»

1.2. Нормативные документы для разработки ООП бакалавриата по направлению подготовки 230100.62 - «Информатика и вычислительная техника»

1.3. Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (бакалавриат)

1.4 Требования к абитуриенту

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП бакалавриата по направлению подготовки 230100.62 - «Информатика и вычислительная техника»

2.1. Область профессиональной деятельности выпускника

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника

2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника

3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО

4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП бакалавриата по направлению подготовки 230100.62 - «Информатика и вычислительная техника»

4.1. Учебный план подготовки бакалавра. Годовой календарный учебный график.

4.2. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

4.3. Программы учебной и производственной практик.

5. Фактическое ресурсное обеспечение ООП бакалавриата по направлению подготовки 230100.62 - «Информатика и вычислительная техника» в ФГБОУ ВПО «АГТУ»

6. Характеристики среды ФГОУ ВПО «АГТУ», обеспечивающие развитие общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников

7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП бакалавриата по направлению подготовки 230100.62 - «Информатика и вычислительная техника»

7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников ООП бакалавриата

8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся

1. Общие положения

1.1. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая ФГБОУ ВПО «АГТУ» по направлению подготовки 230100.62 - «Информатика и вычислительная техника» и профилю подготовки «Автоматизированные системы обработки информации и управления», представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а также с учетом рекомендованной примерной образовательной программы.

ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

1.2. Нормативные документы для разработки ООП бакалавриата по направлению подготовки 230100.62 - «Информатика и вычислительная техника»

Нормативную правовую базу разработки ООП бакалавриата составляют:

  • Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года №125-ФЗ);

  • Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71 (далее – Типовое положение о вузе);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по направлению подготовки 230100.62 - «Информатика и вычислительная техника» высшего профессионального образования (ВПО) (бакалавриат), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2009 г. №553;

  • Примерная основная образовательная программа (ПООП ВПО) по направлению подготовки 230100.62 - «Информатика и вычислительная техника», утвержденная 17 сентября 2009 г. №337 (носит рекомендательный характер);

  • Нормативно-методические документы Минобрнауки России;

  • Устав ФГОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет»

1.3. Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (бакалавриат)

1.3.1. Цель (миссия) ООП.

Целью ООП по направлению подготовки 230100.62 - «Информатика и вычислительная техника» является развитие у студентов личностных качеств, о также формирование общекультурных универсальных (общенаучных, социально личностных, инструментальных) профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС по данному направлению подготовки. Специфика ООП состоит в особенности области профессиональной деятельности бакалавров, включающей проектирование, разработку, сопровождение и эксплуатацию автоматизированных и информационных систем обработки данных. Обучающимися являются будущие работники по проектированию, разработки и сопровождения различных автоматизированных систем обработки данных в различных областях экономики. Рынок труда имеет потребности в выпускниках данного направления.

Цели ООП в области воспитания:

  • компетенцией в гуманитарной сфере ориентированной на положительные жизненные стратегии ведущие к социальному успеху;

  • стремлением к воспитанию в себе и окружающих трудолюбия, настойчивости в достижении целей и ответственности в исполнении профессиональных обязанностей.

Цели ООП в области обучения:

  • подготовка высококвалифицированных профессионалов и технически образованной интеллигенции, компетентных в области информационных технологий и вычислительной техники;

  • владение современными знаниями в области информационных компетенций;

  • владение умениями извлекать знания, с использованием новых информационных технологий и пользоваться ими в практической профессиональной деятельности;

  • владение навыками анализа, системного подхода к решению задач в области информационных компетенций;

  • владение компетенциями, определёнными в направлении, основанными на глубоких знаниях, профессионализме, способности к поиску новых решений.

1.3.2. Срок освоения ООП бакалавриата в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 230100.62 «Информатика и вычислительная техника» очной формы обучения составляет 4 года, для заочной формы 5 лет.

1.3.3. Трудоемкость ООП бакалавриата в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 230100.62 - «Информатика и вычислительная техника» очной формы обучения составляет 240 зачетных единиц (включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП).

1.4 Требования к абитуриенту

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о полном среднем (общем или профессиональном) образовании и в соответствии с правилами приема в высшее учебное заведение, сдать необходимые вступительные испытания и/или представить сертификат о сдаче Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Правила приема ежегодно устанавливаются решением Ученого совета университета. Список вступительных испытаний и необходимых документов определяется Правилами приема в университет

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП бакалавриата по направлению подготовки 230100.62 - «Информатика и вычислительная техника»

2.1. Область профессиональной деятельности выпускника включает:

  • ЭВМ, системы и сети;

  • автоматизированные системы обработки информации и управления;

  • системы автоматизированного проектирования и информационной поддержки изделий;

  • программное обеспечение автоматизированных систем.

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника являются:

  • вычислительные машины, комплексы, системы и сети;

  • автоматизированные системы обработки информации и управления;

  • системы автоматизированного проектирования и информационной поддержки жизненного цикла промышленных изделий;

  • программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем (программы, программные комплексы и системы);

  • математическое, информационное, техническое, лингвистическое, программное, эргономическое, организационное и правовое обеспечение перечисленных систем.

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника:

  • проектно-конструкторская деятельность;

  • проектно-технологическая деятельность;

  • научно-исследовательская деятельность;

  • научно-педагогическая деятельность;

  • монтажно-наладочная деятельность;

  • сервисно-эксплуатационная деятельность.

2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника

    Бакалавр по направлению 230100.62 - «Информатика и вычислительная техника» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки:

Проектно-конструкторская деятельность

  • Сбор и анализ исходных данных для проектирования.

  • Проектирование программных и аппаратных средств (систем, устройств, деталей, программ, баз данных и т.п.) в соответствии с техническим заданием с использованием средств автоматизации проектирования.

  • Разработка и оформление проектной и рабочей технической документации.

  • Контроль соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам.

  • Проведение предварительного технико-экономического обоснования проектных расчетов.

Проектно-технологическая деятельность

  • Применение современных инструментальных средств при разработке программного обеспечения.

  • Применение Web-технологий при реализации удаленного доступа в системах клиент/сервер и распределенных вычислений.

  • Использование стандартов и типовых методов контроля и оценки качества программной продукции.

  • Участие в работах по автоматизации технологических процессов в ходе подготовки производства новой продукции.

  • Освоение и применение современных программно-методических комплексов исследования и автоматизированного проектирования объектов профессиональной деятельности.

Научно-исследовательская деятельность.

  • Изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования.

  • Математическое моделирование процессов и объектов на базе стандартных пакетов автоматизированного проектирования и исследований.

  • Проведение экспериментов по заданной методике и анализ результатов.

  • Проведение измерений и наблюдений, составление описания проводимых исследований, подготовка данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций.

  • Составление отчета по выполненному заданию, участие во внедрении результатов исследований и разработок.

Научно-педагогическая деятельность

  • Обучение персонала предприятий применению современных программно-методических комплексов исследования и автоматизированного проектирования.

Монтажно-наладочная деятельность

  • Наладка, настройка, регулировка и опытная проверка ЭВМ, периферийного оборудования и программных средств.

  • Сопряжение устройств и узлов вычислительного оборудования, монтаж, наладка, испытание и сдача в эксплуатацию вычислительных сетей.

Сервисно-эксплуатационная деятельность

  • Инсталляция программ и программных систем, настройка и эксплуатационное обслуживание аппаратно-программных средств.

  • Проверка технического состояния и остаточного ресурса вычислительного оборудования, организация профилактических осмотров и текущего ремонта.

  • Приемка и освоение вводимого оборудования.

  • Составление заявок на оборудование и запасные части, подготовка технической документации на ремонт.

  • Составление инструкций по эксплуатации оборудования и программ испытаний.

3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО

Выпускник по направлению подготовки 230100.62 - «Информатика и вычислительная техника» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурными (ОК)

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК–1);

  • умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

  • готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

  • способен находить организационно - управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);

  • умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

  • стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

  • умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

  • осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8);

  • способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

  • использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);

  • осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-11);

  • имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

  • способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

  • владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);

  • владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК- 15);

  • владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-16);

б) профессиональными (ПК):

  • разрабатывать бизнес-планы и технические задания на оснащение отделов, лабораторий, офисов компьютерным и сетевым оборудованием (ПК-1);

  • осваивать методики использования программных средств для решения практических задач (ПК-2);

  • разрабатывать интерфейсы «человек-ЭВМ» (ПК-3);

  • разрабатывать модели компонентов информационных систем, включая модели баз данных (ПК-4);

проектно-технологическая деятельность:

  • разрабатывать компоненты программных комплексов и баз данных, использовать современные инструментальные средства и технологии программирования (ПК-5);

научно-исследовательская деятельность:

  • обосновывать принимаемые проектные решения, осуществлять постановку и выполнять эксперименты по проверке их корректности и эффективности (ПК-6);

  • готовить презентации, научно-технические отчеты по результатам выполненной работы, оформлять результаты исследований в виде статей и докладов на научно-технических конференциях (ПК-7).

научно-педагогическая деятельность

  • готовить конспекты и проводить занятия по обучению сотрудников применению программно-методических комплексов, используемых на предприятии (ПК-8) .

монтажно-наладочная деятельность

  • участвовать в настройке и наладке программно-аппаратных комплексов (ПК-9);

  • сопрягать аппаратные и программные средства в составе информационных и автоматизированных систем (ПК-10);

сервисно-эксплуатационная деятельность

  • инсталлировать программное и аппаратное обеспечение для информационных и автоматизированных систем (ПК-11).

4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП бакалавриата по направлению подготовки 230100.62 - «Информатика и вычислительная техника»

В соответствии с п.39 Типового положения о вузе и ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки 230100.62 - «Информатика и вычислительная техника» содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ООП регламентируется учебным планом бакалавра с учетом его профиля; рабочим учебным планом, рабочими программами учебных модулей (курсов, предметов, дисциплин); материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производственных практик; календарным графиком учебного процесса, а также методическими материалами, соответствующими образовательными технологиями.

4.1. Учебный план подготовки бакалавра. Годовой календарный учебный график

4.2. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

Аннотация к рабочей программе дисциплины «Иностранный язык»

1. Цели и задачи дисциплины

Целью изучения дисциплины «Иностранный язык» является: формирование и развитие коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой и достаточной, для решения обучаемыми коммуникативно-практических задач в изучаемых ситуациях бытового, научного, делового общения, а так же развитие способностей и качеств, необходимых для коммуникативного и социокультурного саморазвития личности обучаемого.

Задачей изучения дисциплины «Иностранный язык» является: сформировать коммуникативную компетенцию говорения, письма, чтения, аудирования.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у обучаемого следующих компетенций:

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК–1);

  • умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

  • готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

  • владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);

В результате изучения дисциплины студент должен:

- уметь: вести беседу на иностранном языке, связанную с предстоящей профессиональной деятельностью и повседневной жизнью; читать со словарем и понимать зарубежные первоисточники по своей специальности и извлекать из них необходимые сведения; оформлять извлечённую информацию в удобную для пользования форму в виде аннотаций, переводов, рефератов и т.п.; делать научное сообщение, доклад, презентацию;

- владеть: навыками разговорно-бытовой речи (нормативным произношением и ритмом речи, применять их для беседы на бытовые темы); навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного вида рассуждений; базовой грамматикой и основными грамматическими явлениями; всеми видами чтения (просмотрового, ознакомительного, изучающего, поискового); основными навыками письма, необходимыми для подготовки тезисов, аннотаций, рефератов и навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения; навыками практического восприятия информации.

Аннотация к рабочей программе дисциплины «Философия»

1. Цели и задачи дисциплины

Целью изучения дисциплины является приобретение студентом знаний и умений в сфере философии и развитие навыков, необходимых для формирования общекультурных и профессиональных компетенций, а также применения философских и общенаучных методов в повседневной и профессиональной жизни.

Задачами изучения дисциплины являются: формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования, связи философии с другими научными дисциплинами; развитие умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; развитие умения использовать категории и методы философии для анализа и оценивания различных социальных тенденций, фактов и явлений; овладение навыками поиска, критического восприятия, анализа и оценки источников информации; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога, устной и письменной аргументации, публичной речи; овладение базовыми принципами и приемами философского познания.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у обучаемого следующих компетенций:

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК–1);

  • умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

  • умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

  • осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8);

В результате изучения дисциплины студент должен:

- знать: специфику философии как способа познания и духовного освоения мира, основные разделы современного философского знания и исторические типы философии, философские проблемы и методы исследования, связь философии с другими научными дисциплинами;

- уметь: логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений; использовать в практической жизни философские и общенаучные методы мышления и исследования; демонстрировать способность и готовность к диалогу по проблемам общественного и мировоззренческого характера, способность к рефлексии;

- владеть: навыками анализа и интерпретации текстов, имеющих философское содержание; навыками поиска, критического восприятия, анализа и оценки источников информации; приемами ведения дискуссии, полемики, диалога, устной и письменной аргументации, публичной речи; базовыми принципами и приемами философского познания.

3. Содержание дисциплины. Основные разделы.

Философия, ее предмет и место в культуре человечества; философия Древнего мира; античная философия; средневековая философия; философия эпохи Возрождения; философия нового времени (XVII – XVIII вв); классический этап философии Нового времени; современная западная философия; русская философия; учение о бытии (онтология); учение о развитии; природа человека и смысл его существования; учение об обществе (социальная философия); ценность как способ освоения мира человеком (аксиология); проблема сознания; познание (гносеология); научное познание; философские проблемы науки и техники; будущее человечества (философский аспект).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ф едеральное агентство по рыболовству баренцево-беломорское территориальное управление

    Документ
    Ф ЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ Баренцево-Беломорское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству Коминтерна ул., д. 7, Мурманск ... территориальное управление Федерального агентства по рыболовству просит Вас еженедельно, ...
  2. Ф едеральное агентство по рыболовству (3)

    Программа
    Федеральное агентство по рыболовству Федеральное государственное ... Законодательная база Мирового и Российского рыболовства. Охрана и воспроизводство водных ... поступающего требованиям. Окончательное решение по оценке вступительного испытания (собеседования ...
  3. Ф едеральное агентство по рыболовству (4)

    Программа
    Федеральное агентство по рыболовству Федеральное ... поступающего требованиям. Окончательное решение по оценке вступительного испытания (собеседования ... испытания (собеседования) с предложениями по оценке и степени соответствия подготовленности ...
  4. Ф едеральное агентство по рыболовству

    Программа
    Федеральное агентство по рыболовству Федеральное ... поступающего требованиям. Окончательное решение по оценке вступительного испытания (собеседования ... испытания (собеседования) с предложениями по оценке и степени соответствия подготовленности ...
  5. Ф едеральное агентство по рыболовству (1)

    Программа
    Федеральное агентство по рыболовству Федеральное ... поступающего требованиям. Окончательное решение по оценке вступительного испытания (собеседования ... испытания (собеседования) с предложениями по оценке и степени соответствия подготовленности ...

Другие похожие документы..