Главная > Документ


0102

Здоровье для всех
– потребность в медицинских информационно-коммуникационных системах

«Здравоохранение, образование, жилье. Именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. В конечном счёте решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и создает необходимые стартовые условия для развития, так называемого, человеческого капитала. …Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России – это необходимое и логичное развитие нашего экономического курса, который мы проводили и будем проводить дальше. Это курс на инвестиции в человека, а значит, и в будущее России».

Из выступления В.В. Путина 5 сентября 2005 года на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета [23].

Актуальность информатизации медицины следует из постановлений Правительства и администрации Президента РФ. Министр МЗиСР Т. Голикова пишет в связи с этим: «В 2010 году по всей стране развернулась широкомасштабная программа формирования здорового образа жизни [20]. Правительством Российской Федерации утверждены ключевые документы, подготовка которых была долгой, но они получили свое подтверждение в нормативных документах Правительства.

Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактики алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы и план по ее реализации, Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года.

В 2010 году была принята Концепция совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов [10]. Это был долгожданный документ. Мы не думали, что он приобретет силу закона.

Была подготовлена Государственная программа «Доступная среда на 2011-2015 годы», которая утверждена Правительством Российской Федерации 17 марта 2011 года [21]. Хотим подчеркнуть, что это первая госпрограмма в сфере социальной политики.

На заседаниях Президиума Государственного Совета Российской Федерации рассмотрены вопросы социальной политики в отношении граждан пожилого возраста, а также государственной политики в отношении семьи, материнства и детства. Приняты важные решения о проведении в ближайшее время дополнительных мероприятий по повышению качества жизни этих групп населения».

«… основная социальная задача правительств и ВОЗ в предстоящие десятилетия должна заключаться в достижении к 2000 г. всеми жителями Земли такого уровня здоровья, которое позволит им жить продуктивно в социальном и экономическом плане» (резолюция WHA 30.43) [6]

«Задачи по достижению здоровья для всех. Европейская политика здравоохранения». ВОЗ. Европейское региональное бюро. – 1991.

Актуальность информатизации также постулируется или следует из документов ООН, Конституции РФ (ст. 41) и законов России, в том числе, из основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (от 22 июля 1993 г. N 5487-I) [19].

«Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанным с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения» (подчёркнуто авторами статьи). ФЗ-151, ст.31

Концепция развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г., и кон­цепция информатизации здравоохранения опубликована, представлена для обсуждения и передана на согласование в Министерство финансов и Министерство экономического развития, представлена в Правительство России (февраль 2011 г.) [9]. Выдержки из дру­гих концепций и проектов, характеризующих актуальность информатизации медицины, приведены в приложении к этой главе.

«Основная цель – вернуть улыбки, приветливость, счастье. … Одновременно обеспечивается устойчивость социального положения и полномочий. Метод: замена работы творчеством, труженика – творцом».

Д.Ш. Газизова. Союз экспертов предлагает технологию здоровья для семьи, региона, страны. - 1991.

Об объективных потребностях субъектов здравоохранения. Здесь мы хотим подчеркнуть, что сделанныевыводы об актуальности информатизации вытекают не только из постановлений Правительства и состояния информатизации в здравоохране­нии, но и из реальной потребности в ней врачей, администраторов и граждан, нашего общественного здоровья.

К сожалению, приходится признать, что врачи и чиновники от здравоохранения почти не выступают в СМИ, в научной печати и на профессиональных форумах с обос­нованием или, хотя бы, заинтересованностью в информатизации. Причина, скорее все­го, в том, что обычные для крупных проектов варианты обоснований и расчётов не сде­ланы. Руководящие работники администрации Президента, сам Президент, премьер-министр и члены Правительства уделяют этой проблеме значительное внимание. Но, поскольку не сделано обоснование, вынуждены прибегать к волевым решениям и по­ручениям.

Ещё более активны инженеры, программисты, администраторы ИС и другие спе­циалисты в ИТ. В то же время, нужно обратить внимание на то, что и их публикаций с обоснованием медицинских целей и задач в собственно медицинских профессиональ­ных журналах, за небольшим исключением, нет.

Обратим теперь внимание на те оценки потребности в информатизации медици­ны, которые доступны в открытой печати. Как мы уже отмечали, задача информатиза­ции здравоохранения считается очевидной, не требующей детальной проработки. Это приводит к фрагментарному восприятию сложной взаимосвязанной многопараметри­ческой системы обеспечения информатизации медицины. Это восприятие порождает неадекватное взаимодействие таких его участников, как чиновник (регулятор) - врач - пациент - гражданин. Несовпадение целей и потребностей участников процесса приводит к антагонизму, снижению эффективности взаимодействия, игнорированию главной цели – здоровья. Активному противодействию становлению науки о здоровье – валеологии. Несостоятельность такого подхода доказана временем. Двухдесятилетнее падение здоровья в значительной степени определяется этой причиной. Подменой задачи улучшения здоровья здоровых задачей лечения. Последняя крайне актуальна, гуманна и касается в той или иной степени всех. Но нельзя, используя её значимость, боль каждого за своих близких, за страдания больных людей, подменять задачу охраны и улучшения здоровья задачей повышения доступности и качества лечения [2, 13, 15, 24].

Считается, что потребность в МИКС обуславливается следующими факторами.

  • Ростом расходов на оказание бесплатной медицинской помощи. Расходы на оказа­ние бесплатной медицинской помощи из государственных источников финансирова­ния в 2007 году составили 897,3 млрд. руб. и возросли в текущих ценах в 3,8 раза по сравнению с 2001 годом [26]. Как следствие, требуется эффективная система учёта, классификации, акцептации этих услуг. Без информационных систем здесь не обойтись.

  • Ростом негативного общественного мнения в отношении качества медицинской помощи. В 2005 году под данным ВЦИОМ 58% наших соотечественников не были удовлетворены системой российского здравоохранения, а 66% - уверены, что при необходимости не смогут получить качественную медицинскую помощь. В 2010 году, по данным Фонда Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС), лишь 14% россиян считает, что медобслуживание хорошее. Поэтому необходимо информационное интерактивное взаимодействие всех участников оказания медицинских услуг. Нужно повысить открытость и эффективность взаимодействия. Включить в него обратную связь. Без современных информационных технологий здесь также не обойтись.

  • Значительным количеством ошибочных действий медицинских работников. По данным обследования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), «Анализ развития системы здравоохранения в Российской Федерации», 2009 г., число случаев смерти пациента, при которой может быть предъявлена обоснованная претензия по установлению дефекта оказания медицинской помощи, составит около 500 тыс. По оценкам независимых экспертов, ежегодно смерть пациентов в результате ошибочных действий медицинских работников в России наступает в 45-50 тыс. случаях, инвалидность   в 170 тыс. [10].

Эти данные отражают мнение одной стороны. Чтобы они были объективными, нужна КБЗ, экспертные системы, методы анализа и сами эксперты. Нужен объективный on-line мониторно- компьютерный мониторинг текстовой, сигнальной, а также аудио- и видеоинформации о больных. Опять же без современных МИКС здесь не обойтись.

  • Наконец, большинство профессионалов и даже граждан, как среди молодёжи, так и среди людей старшего возраста, интуитивно осознают принципиально большую эффективность информатизированной (вернее, кибернетизированной) медицины как в лечении, так и в предотвращении болезней и улучшении здоровья. Даже при том, что сама медицинская технология остаётся одной и той же.

Мы уверены, что положения отчётного доклада за 2010 г.: «…национальный проект «Здоровье» дал свои позитивные результаты, которые отразились на показателях смертности, рождаемости, младенческой смертности…») слишком оптимистичны (см. рис.1) [20].

Но что здесь может дать информатизация?


Рис.1. Схема из отчета о деятельности Министерства здравоохранения и социального развития РФ за 2010 год [20].

Расчеты потенциальной и реальной выгоды информатизации по отдельным технологиям проводились в ряде стран. Например, благодаря телемедицине, в Чехии могут стать доступными 2,8 млн. койко-дней, что эквивалентно экономии 460 млн.евро. А система электронной записи на прием к врачу способна сократить время ожидания госпитализации во Франции до 5,3 дня [7].

Некоторые исследователи считают, что парировать негативные факторы не позволяет отсутствие специалистов – инженеров, программистов, медиков, специали­зирующихся в работе с ИТ. Они считают, что их отсутствие особенно остро проявляет­ся на периферии. Зафиксирован отток специалистов на уровне 11% в год, и это при том, что в медицине сосредоточено около 69% исследователей с учёной степенью (всего около 18 тыс. исследователей в этой области; подчеркнём, не ИТ-специалистов, а всех медиков самых разных специальностей) [8]. Нужно при этом учитывать, что ме­дицинская наука решает совсем другие задачи, нежели информатика. Нужно также не упускать из внимания, что специалист по ИТ получает на частной торгово-производ­ственной фирме в 2-3 раза большую зарплату, чем такой же специалист в ЛПУ. Рабо­тая в иностранной компании, он будет иметь доход ещё в 2 раза больший. Так что проблема не в нехватке специалистов, а в неконструктивной финансовой политике.

Иногда декларируется невозможность проведения детального анализа структу­ры и динамики кадрового потенциала в медицине [8]. На наш взгляд, не нужно зажигать свечи, когда светит солнце. Повторим: нехватка ИТ-специалистов в ЛПУ на периферии и высококвалифицированных в больших городах обусловлена зарплатой, которая в иностранных торговых компаниях больше, чем в медицинских государственных организациях почти на порядок. И работают эти компании широко, на весь мир. Так что потребность в квалифицированных специалистах и даже в умелых секретаршах у них бездонная. Главное, уметь работать по их требованиям.

Сейчас информатизированы финансовые расчёты, банки, супермаркеты. Информатизацией активно пользуются дети. Как было показано выше, и лечащие врачи, и пациенты нуждаются в современных средствах сбора, коммуникации, хране­ния и использования информации о больных, о возможностях терапии, нуждаются в обобщении, анализе своего и международного опыта и его применения для лечения. Таким образом, постановления Правительства и поручения Президента отвечают нуждам и чаяниям наших граждан.

Об оценке затрат. Президент АРМИТ М.М. Эльянов спрашивает «Во что обойдет­ся государству Электронная история болезни»? В следующем обращении он пишет: «В перечне поручений Президента РФ Д.А. Медведева по итогам заседания Совета по развитию информационного общества в России (/news/8738), утвержденном 25.08.2010, среди прочих имеется следующее:

«д) Совместно с высшими органами исполнительной власти субъектов Российс­кой Федерации обеспечить создание и внедрение в деятельность учреждений здравоохранения медицинских информационно-справочных систем, в том числе в целях ведения электронной истории болезни …» (Срок – 31 декабря 2012 г.; под­чёркнуто М.М. Эльяновым).

Чиновники, естественно, взяли «под козырек» и приготовились выполнять …. А что конкретно надлежит выполнить? 7 (!) месяцев с момента поручения Президента прошло, а внятного ответа на этот вопрос, похоже, нет. Для начала несколько замеча­ний:

  • Ведение Электронной истории болезни (ЭИБ) предполагает наличие средств вычислительной техники на всех рабочих местах медучреждения, связанных с вводом/выводом информации. Если мы хотим, конечно, иметь историю болезни, а не ее огрызок – к тому же, доступный одним и недоступный другим. В этом случае пришлось бы вести параллельно и фрагментарную ЭИБ, и традиционную (бумажную) документацию.

  • Нельзя в медучреждения на одних пациентах технологию внедрять, а на других – нет. Вряд ли сотрудники ЛПУ захотят часть информации вводить с компьютера, а часть заносить по старинке – вручную.

  • Поручение Президента не предполагает внедрение ЭИБ в части медучреждений.

Из выше сказанного следует «дорогостоящий» вывод – ЭИБ придется внедрять, если и не одномоментно, то, по крайней мере, в довольно сжатые сроки и к тому же повсеместно. При этом нельзя забывать и о том, что нормативной базы, четко опреде­ляющей все аспекты создания и использования ЭИБ, нет. А следовательно - и о цене информационного обеспечения можно говорить очень приблизительно.

Возникает естественный вопрос: а во что же все это обойдется?.

Верная постановка задачи. Пытаясь ответить на этот вопрос, М. Эльянов предлагает следующий подход к его решению.

«В самом примитивном виде общую стоимость оборудования и программного обеспечения можно определить, как

W = N * K * (1 - D) * (S hard + S inf + S soft_s + S soft_p + S serv).

Где параметр W - стоимость оборудования и программного обеспечения (ПО).

N - численность населения РФ (в млн. чел.).

К - коэффициент компьютеризации – среднее число компьютеров (ПК) в системе гос. здра­воохранения (необходимое для решения задач ведения ЭИБ), приходящихся на 1 млн. чел. Отдельная проблема – как его определять? Это интегральная величина, склады­вающаяся из необходимого числа ПК в поликлиниках, стационарах, диспансерах, род­домах, женских консультациях и т.д. Например, в Москве (ок. 12 млн. чел.) на сегодня в ориентировочно 900 медучреждениях, подчиненных Департаменту здравоохранения, установлено более 46.000 ПК. На наш взгляд, для полной компьютеризации медицины это число должно быть увеличено раза в три. Таким образом, мы получаем, что К=12.500 (12.5 тысяч компьютеров на 1 млн. жителей).

D - доля уже имеющихся (установленных) ПК (на мой взгляд для Москвы D=0.3-035, в большинстве регионов – значительно ниже).

S hard - средняя стоимость инфраструктуры (серверы, ЛВС, ИБП и т.д.), «приходящаяся» на один ПК.

S inf - средняя стоимость инфраструктуры (серверы, ЛВС, ИБП и т.д.), «приходящаяся» на один ПК.

S soft_s - средняя стоимость системного программного обеспечения на один ПК.

S soft_p - средняя стоимость прикладного программного обеспечения на один ПК (ранее написано, что без ППО).

S serv - средняя стоимость работ по установке, сопровождению и т.д. на один ПК.

Примечание. Авторы прекрасно понимают, что:

  • каждый их этих параметров можно «разворачивать» и «углублять» (что Вам и предлагается сделать),

  • во многих случаях ПК могут быть заменены терминалами или «тонкими клиентами» (со всеми вытекающими последствиями),

  • по регионам многие цифры могут существенно отличаться,

  • средняя цена программного обеспечения – величина более, чем условная, и зависит от множества факторов, и т.д., и т.п.

Однако! Сейчас важно (можно и нужно) определить хотя бы ориентировочные цифры.

Просьба: прислать Ваши отзывы (см. прил. файл.), которые могут содержать:

  • вашу оценку предлагаемого алгоритма: согласен (да); скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; не согласен (нет);

  • ваши оценки всех или отдельных указанных выше параметров (ценовые – в usd);

  • ваши предложения по алгоритму определения стоимости (принять, усовершенствовать, послать к …, и т.д.);

  • любые Ваши конкретные замечания и предложения по этому вопросу.

Попробуйте дать оценку требуемых расходов для Вашего региона (независимо от спо­соба получения этих оценок).

Михаил Эльянов

Руководитель секции «ИКТ в здравоохранении» экспертно-консультативной группы Совета при Президенте Россий­ской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации. Президент АРМИТ»

Не комментируя содержательную часть расчётных формул, мы хотим подчерк­нуть актуальность этой инициативы. Надеемся, её заметят экономисты. В одной из частей нашей работы мы вернёмся к инициативе и самой постановке задачи М. Элья­новым.

«Надо найти такие решения, которые, с одной стороны, дают возможность стране эффективно развиваться, а с другой – позволят абсолютному большинству граждан страны ощущать это развитие на себе, судить о нём по реальному улучшению своей жизни, жизни своих детей, использовать плоды этого развития. И повторю ещё раз: не в каком-то туманном отда­ленном будущем, а сегодня».

В. В. Путин.

Изменение парадигмы. Здесь же обратим внимание на качественный, изменяю-щий саму парадигму, подход к информатизации медицины. Мы считаем важными не только стоимость и другие количественные характеристики информатизации, но и ка­чественные решения, которые следуют из информатизации, задачи, без неё не решае­мые. Такие результаты, не получив которые, можно получить социальную нестабиль­ность. Сначала о недавней истории.

Ультразвуковая аппаратура разрабатывалась на кафедре «Физиологии и функ­циональной диагностики» ЦОЛИУВ ещё в 60 – 70 годы. Эта разработка не получила никакой поддержки и была объявлена бесперспективной. Теперь мы тратим миллионы, покупая УЗИ-аппаратуру за рубежом. Так как, например, без компьютеризированного ЭхоКГ или ангиографа (тоже закупаем) трудно выявить степень поражения коронарных сосудов, расположение и размер аневризмы. Без компьютеризированного стимулятора сердца нельзя обеспечить адаптацию его функции к физической нагрузке. Как правило, отделения интенсивной терапии оборудованы высокотехнологическими мониторными системами. Только такой мониторно-компьютерный контроль позволяет перейти к ин­дивидуальной терапии. Компьютеризация позволяет обрабатывать и представлять в реальном времени в МЗиСР, главврачам и лечащим врачам всю информацию о паци­енте, ЛПУ или регионе практически без задержки (с задержкой, которая соответствует реакции человека на восприятие данных). Все эти преимущества МИКС не рассмат­риваются в предлагаемых концепциях и решениях. Они принципиальны и определяют насущную необходимость перейти к информационному обществу, включая медицину, максимально быстрыми темпами. Самолёт много дороже фаэтона и автомобиля, но только с его помощью можно добраться из Москвы через океан в Сан-Франциско.

«В настоящее время наметились возможности построе­ния «действующих» моделей таких сложных систем, как организм, мозг, общество …»

Выдающийся кардиохирург Н.М. Амосов, 1965 г.

На что нужно и можно опереться реально. К настоящему времени в стране созданы элементы информационно-коммуникационной инфраструктуры для нужд медицины. Положено начало применению и распространению современных информа­ционно-коммуникационных технологий в здравоохранении. В субъектах Российской Федерации созданы медицинские информационно-аналитические центры, автоматизи­рованные информационные системы фондов обязательного медицинского страхова­ния и страховых медицинских организаций [20, 26]. Во многих ЛПУ имеются АРМы. Автоматизированные рабочие места различного направления: АРМы регистратур, функциональной диагностики, лабораторий, терапевтических отделений, статистиков и др. [25, 29]. Предпринимаются усилия по комплексному интегрированному оснащению медицинских организаций и медицинского персонала «Информационным обеспечени­ем» [27], и в больших городах, и в «малых», и на селе [27]. Обсуждаются и разра­батываются правовые основы информатизации [12, 28]. Эти достижения часто недо­оцениваются. Приводятся недостатки, негативные факты, делается акцент на задачах, рекламируются (иначе не скажешь) успехи зарубежной медицины без критического анализа, при поверхностном знакомстве с этими зарубежными технологиями, создавая впечатление, что у нас ничего путного не сделано. Заканчивая этот раздел, хотим обратить внимание читателей на то немалое финансирование, которое выделено на информатизацию здравоохранения (см. рис. 2.). Как оно будет использовано, зависит не только от Правительства, но и от ИТ-специалистов.

Рис. 2. Схема из из отчета о деятельности Министерства здравоохранения и соци­ального развития РФ за 2010 год [20].

На бумагу выделено много больше, чем на информатизацию. Так мы никогда не перей­дём к безбумажной технологии. Цель – модернизация и информатизация – значит, что из суммы на эти цели целесообразно по потребности выделить средства на протоколы и стандарты. Например, первые информационные системы для интенсивной терапии были сделаны без стандартов (не было опыта) ещё в 1970 году (Кирклин и Осборн); тогда же такие информационно-управляющие системы были сделаны в СССР (Амосов Н.М., Утямышев И.Р., Ахутин В.М., Пригон).

Эта ситуация в России определяется «давлением» сообщества специалистов по МИС, ориентированных на закупки западного оборудования. «Запад» сначала сделал МИКС и получил опыт их применения. Затем обобщил, упорядочил и, на этой основе, разработал стандарты под себя, под свои разработки и условия. Кстати, каждый раз, когда создаются новые технологии, правила и стандарты нарушаются.

Президент РФ Д.А. Медведев относится конструктивно к соотношению иннова­ций и стандартов. Поэтому мы хотим привести его высказывание по этой, сейчас до­статочно острой (соотношение рекомендаций и запретов к практике и реализации 126/324, 0,39), проблеме.

«Где хранить персональные данные, это вопрос, причем технологический. На него у меня нет ответа, потому что это требует более внимательного экспертного обсуждения. Но очевидно, что если есть возможность создать такую систему, которая позволит хранить эти данные на удалённом доступе, а не на самом чипе, это лучше, потому что это просто создаёт большую степень сохранности этих данных.

Хотя, на мой взгляд, это важно, но это тоже не самое главное. Большинство этих сведений, во-первых, и так почти что в открытом доступе. Во-вторых, если говорить по-честному, они давным-давно украдены и не представляют особенной ценности ни для кого. Поэтому идея защиты должна присутствовать обязательно, но гораздо важнее темп деятельности и те блага, которые мы приобретаем в результате внедрения универсальной электронной карты» [17].

Рис.3. Схема из отчета о деятельности Министерства здравоохранения и социального развития РФ за 2010 год [20].

Поставлена задача «Разработки информационно-справочных систем». Анализ инфор­мации не предусмотрен. Хотя именно он должен определять направленность и структу­ру МИКС. То же следует и из ниже приведенного слайда.

Рис. 4. Схема из отчета о деятельности Министерства здравоохранения и социального развития РФ за 2010 год [20].

«Здание нашего несколько искусственно созданного благопо­лучия легко может рухнуть, как только в один прекрасный день окажется, что при помощи магических слов, таких как ин­формация, энтропия, избыточность …, нельзя решить всех нерешённых проблем».

Основатель теории информации К. Шеннон. Из «Работы по теории информации и кибернетики. М. 1963 г.

Какие трудности придётся преодолеть. Вместе с перечисленными выше не­сомненными достижениями мы должны видеть, что сегодня медицинские информаци­онные системы, как правило, носят узконаправленный характер. Они ориентированны на обеспечение частных функций и задач (что тоже надо и актуально). Не предусмат­ривают возможность связи и совместной работы. Особенно ИКС разного иерархическо­го уровня и различной медицинской специализации. Отсутствие их интеграции, взаимо­связи в разумных пределах, правил закупок и эксплуатации привело к возникновению серьезных проблем, которые сейчас часто характеризуют общим термином «зоопарк» [18].

Действительно, существующие сейчас медицинские информационные системы представляют собой набор разрозненных автоматизированных рабочих мест на раз­ных технических средствах и математических платформах, с существенно различными возможностями, с сильно разнящимся по качеству и количеству потребителями [29]. Эти МИКС или медицинские автоматизированные рабочие места (АРМ-ы), как правило, не объединены в рамках ЛПУ. Не интегрированы, хотя 20 лет идут обсуждения их интеграции (здесь есть и успехи [4, 5, 25]). Особенно активно обсуждается (некоторые даже создали) «единое информационное пространство» страны, когда почти нет (не хотим спорить с теми, кто не самокритичен) интегрированных систем в масштабе ЛПУ (подробный анализ дан в статье В.А. Лищука «Медицинская кибернетика – создание информационной инфраструктуры медицины» [14].

Здесь нужно сделать ремарку – надеемся, что в ближайшем будущем опираться нужно будет не столько на «рабочие» «места», сколько интеллектуальную мобильную поддержку врача и пациента (ИМП).

Уровень оснащения системы здравоохранения информационно-коммуникацион­ными технологиями ориентирован на финансовые расчёты (бухгалтерия, отдел кадров, отчёты, ФОМС, квоты, оплату услуг, не гарантированных государством, и т.п.), собс­твенно терапия, помощь врачу и пациенту, можно сказать, находятся на стадии зарож­дения. Лет 30 зарождаются [1].

Рис. 5. Блок схема пилотного проекта информатизации здравоохранения 2010 г. как его представляют разработчики. Обеспечению информацией пациента, врача не уделено на наш взгляд нужного внимания. На это мы многократно обращали внимание при обсуждении и в публикациях. Но воз и ныне там.

Анализ информации не предусмотрен (рис. 5.; «…обеспечивает базу данных…»; «…хранение данных…»). Тогда как именно он должен определять структуру и направ­ленность (не затем же, чтобы собирать и хранить) информации.

«Мы никогда не добьемся успеха, если мы не сможем изменить отношение медицинских работников к себе и к своему труду», - сказал В. Путин в ходе Всероссийского форума медицинских работников в Москве, 14.04.2011.

«Одними деньгами проблемы здравоохранения не ре­шить».

Стандарты и искусство. Еще одной проблемой в области информатизации системы здравоохранения является отсутствие унификации, вернее, обсуждения в профессиональных журналах (рекламные не имеются в виду) пригодных для медицины программно-аппаратных платформ. Сегодня в медицинских учреждениях существует более 800 различных медицинских информационных систем. Собственно медицинские ИКС имеют специфику, которой зачастую не отвечают лучшие операционные системы и КБД. Состав, роль и значимость стандартов и детально изложены в публикациях А.П. Столбова и Г.С. Лебедева [12, 28].

Однако, не ставится и не рассматривается проблема согласования стандартов и врачебного искусства. Каждый, кто участвует в лечебном процессе, понимает, что ус­пех очень сильно, чуть ли не в основном зависит от опыта, знаний, креативности и, главное, ответственности и доброго сочувственного отношения к больным врача [22].

Некоторые учреждения, работающие и финансируемые системой обязательного медицинского страхования, внедряют системы, позволяющие вести учет больных, проводить анализ результатов лечения и помогать в составлении отчетов. Однако, в целом, между учреждениями системы здравоохранения не формируется информационная инфраструктура, кроме как по отчётности и финансированию; при этом и то, и другое дублирует бумажные документы и потому не реализует преимущества информатизации. Поэтому электронный обмен данными как внутри, так и между организациями системы здравоохранения затруднен.

Часто в описании МИКС состав и связи не отделяются от структуры. Не учитывается, что структура имеет регулярный характер. Она предполагает не «единое информационное пространств», а вертикальное и параллельное деление в соответ­ствии с полномочиями и функциями. Обсуждение, перечень и полномочия нельзя заме­нять брэндом «единое информационное пространство». На рис. 6 представлена струк­тура ЛПУ и дан пример связей, которые должны быть реализованы (чёрным цветом) и, которые должны быть запрещены физически (красным цветом). Запрещены структурой МИКС.

К программному обеспечению, установленному практически повсеместно в уч­реждениях здравоохранения, относятся программы учета оказанных услуг системы обязательного медицинского страхования. Широко распространены также информаци­онные системы, обслуживающие обеспечение льготными лекарственными препарата­ми [26]. Это работающие ИКС.

Однако, к собственно клиническим ИС не сформированы требования: к их разра­ботке и к ним самим, тем более, к интегрированным МИКС. Не говоря о стандартах. Нет требований и к их внедрению, закупкам, использованию в медицинских учрежде­нииях, министерствах и в «Информационном обществе». Отсюда, возможность инте­грации существующей техники, разрабатываемой и закупаемой сейчас отечественной и зарубежной аппаратуры весьма ограничена.

Нужно ещё подчеркнуть следующее обстоятельство. Архитектура и структура сейчас существующих МИС в большинстве случаев не соответствует целям информатизации медицины. Практика информатизации представляет собой желание из стихийно приобретенных (без проектов) вычислительных и коммуникационных средств сформировать сейчас насущную (регистратуру или ОМС, например, для ЛПУ или регуляторов) информаци­онную систему. Поэтому большинство МИКС частично автоматизируют офисные про­цессы (хотя бумага пока всё равно остаётся), в меньшей степени поддерживают бизнес процессинг (бухгалтерии хорошо компьютеризированы, но бумага и тут остаётся), нако­нец, совсем неудовлетворительна их помощь в лечении [3, 16, 29]. Для конкретности детализируем. Медицинские информационные системы не интегрированы с операции­онными (за редкими исключениями). То же нужно сказать о БИТ-ах, реанимациях и отделениях ИТ. Часто клинические отделения укомплектованы кардиомониторами, но они не объединены информационной сетью. Сами мониторы (замечательный пример достижения компьютеризации) используются лишь на 10 – 30%.

Р

ис. 6. Структура ЛПУ. Связи, которые должны быть реализованы, даны чёрным цветом; которые должны быть запрещены физически - красным цветом.

Отделения не всегда связаны с системами ресурсного планирования, выбора закупаемой аппаратуры. В их АРМах не представляются последние версии стандартов и рекомендаций. Документация организована, по преимуществу, в «бумажных» архи­вах, иногда с добавлением электронных хранилищ. Канцелярской работы становится в 2 раза больше.

Мы уже говорили о том, что наиболее слабо отражены в средствах и методах информатизации интересы лечащих врачей, здесь же хотим подчеркнуть, что совсем не отражены нужды пациентов, больных, людей, нуждающихся в лечении, реабилита­ции и курортном отдыхе. Лучше обеспечены службы выявления рисков и профилакти­ческие осмотры (диспансеризация). Ещё раз подчеркнём, что отчёты вышестоящим органам, как правило, дублируются — выпускаются документы на бумажных и элек­тронных носителях. Возрастает трудоёмкость по их составлению, редактированию, сверке вариантов и организации их хранения. Тут не до выявления терапевтических ошибок и оптимизации лечебного дела в целом.

Таким образом, принимая во внимание выполненный здесь краткий анализ со­стояния информатизации в системе здравоохранения и законодательную базу охраны здоровья граждан, мы должны сделать вывод об актуальности информатизации меди­цины. Вместе с актуальностью этой задачи, мы должны признать её безотлагательность, общесо­циальное значение, комплексность, включающую медицину, бизнес, граждан и государ­ственные органы. Наконец, мы должны признать её государственный и даже межгосу­дарственный масштаб.

Выводы. Президент и Правительство активно поддерживают и инициализируют усилия в области развития систем информатизации, в частности систем информатиза­ции медицины. Наконец, за 10 лет цель лечения дополнилась целью повышения уровня индивидуального и общественного здоровья. По-прежнему остаются актуальными за­дачи здравоохранения и, в целом, медицины. Сейчас определены и выполняются сле­дующие задачи.

  • Улучшения здоровья граждан России («Приоритетный национальный проект ЗДОРОВЬЕ»).

  • Построение информационного общества и электронного Правительства. В том числе разработка и внедрение стратегических информационных систем, а также модернизация информационных, телекоммуникационных и медицинских технологий.

  • Модернизация здравоохранения, в том числе внедрение информационных технологий.

  • Внедрение новой эффективной стратегии развития российской фармацевтики.

  • Разрешение демографического кризиса, финансирование мероприятий по его преодолению. Эти мероприятия выбираются с акцентом на обеспечение детства, матерей, молодёжи, многодетных семей, инвалидов и пенсионеров.

Этим задачам уделяется большое внимание Правительством, администрацией Президента и всеми структурами государства, общества и бизнеса. Сейчас к решению этих государственных задач привлекаются профессионалы, высококвалифицирован­ные специалисты, эксперты.

Текущее положение и планы по развитию информатизации системы здравоохра­нения направлены на повышения эффективности административно-хозяйственного взаимодействия. Комплекс лечебно-диагностических мероприятий полностью или час­тично исключён. Сопровождение непосредственной деятельности и поддержка реше­ний врача лишь декларируется.

Отсутствует отвечающее традициям и обычным требованиям научное обоснова­ние проекта информатизации медицины в целом, как и его ведущей части - МИКС.

Из публикаций не следует, что построение проекта и его частных реализаций ведётся современными средствами проектирования и управления.

Для построения эффективного взаимодействия участников лечебно-диагности­ческого процесса в последних публикациях иерархия интегрированной системы инфор­матизации медицины развёрнута в сторону потребителя: больного человека, лечащего врача, служб, обеспечивающих лечебный процесс, страховых компаний, местных и фе­деральных ведомств и министерства. Всё же очень мало внимания уделяется санэпид­надзору, ведомственной медицине, частным клиникам, целителям и народной медици­не, курортам, туризму и отдыху, фитнесу и медицинским службам МЧС. Почти совсем не обсуждается проблема информатизации отчётности, которая стала занимать значи­тельное время и внимание лечащих рядовых врачей, ординаторов, аспирантов, сестёр.

Как следует из документов и публикаций, МИКС (если не считать компьютериза­цию регистратур) позиционируются как основное звено информатизации здравоохране­ния России. Надежда наделить МИКС этой ролью не имеет никаких оснований, так как МИКС не включает целей, методов и средств анализа информации, поступающей в хра­нилища интегрированных информационных систем, и, по сути, не включает лечебный процесс.

Литература

  1. Амосов Н.М. и др. Основные задачи медицинской кибернетики / Амосов Н.М., Попов А.А., Мельников В.Г., Гватуа Н.А., Птуха Р.М., Кочетов А.М., Мигай А.М. // Медицинская кибернетика. – Киев: Труды семинара НС по кибернетике АН УССР. – 1969. – 98 с.

  2. Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых // Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. – СПб. – 1993

  3. Бокерия Л.А., Леонов Б.И., Лищук В.А. Актуальность экспертизы (метрологические оценки) современных измерительных медицинских методик и приборов для интенсивной терапии, реанимации, функциональной диагностики и кардиохирургии. // Клиническая физиология кровообращения. – 2005. - №5. – С. 65-78.

  4. Гулиев Я.И. Основные архитектурные и системные решения в технологии Интерин // Программные продукты и системы. - 2009. - №2. - С. 3-10.

  5. Гулиев Я.И., Михеев А.Е. Интегрированная медицинская информационная система Медицинского центра Банка России // Врач и информационные технологии. - 2006. - №2. - С. 36-43

  6. Задачи по достижению здоровья для всех. Европейская политика здравоохранения. Пересмотренное издание. – Копенгаген: ВОЗ. Европейское региональное бюро. – 1991.

  7. Знаменская Т. Зачем нужны ИТ в здравоохранении? // Открытые системы. 2010, № 2.

  8. Зубова Л.Г., Антропова О.А. Анализ кадрового потенциала сектора исследований и разработок // Вопросы статистики. 2008. № 9. С. 63-75.

  9. Концепция развития здравоохранения до 2020 года // Экспертная площадка открытого обсуждения Концепции развития здравоохранения до 2020 года. - /; /legislation/document/law/detail.php?ID=36180 .

  10. Концепция совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов (03.03.2011). - /docs/mzsr/handicapped/3

  11. Концепция создания информационной системы в здравоохранении на период до 2020 года (проект), опубликовано 08.06.2010 // Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. - /docs/mzsr/informatics/9 .

  12. Лебедев Г.С. Важные мероприятия модернизации региональных информационных систем здравоохранения в РФ. - /ru-ru/events/healtH3011/.

  13. Лищук В.А. и др. Технология повышения личного здоровья / Лищук В.А., Мосткова Е.В. - М.: Медицина. - 1999. – 320 с.

  14. Лищук В.А. Медицинская кибернетика – создание информационной инфраструктуры медицины // Информационные технологии в медицине, экологии и санитарии – 2002. Тез. межд. симп. (Египет, Шарм-Эль-Шейх, 23 февраля-2 марта 2002 г.). – М.: 2002. – С. 20-25.

  15. Лищук В.А. Стратегия здоровья.- М. – 1992. - 14 с.

  16. Лищук В.А., Лобачева Г.В. Почему нет трендов кардиогемодинамики при представлении больных с осложнениями? // Одиннадцатая ежегодная сессия Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева с Всероссийской конференцией молодых ученых (Москва 13-15 мая 2007): Тезисы докладов и сообщений. Т. 8. № 3. Май-июнь 2007.– М.: Издательство НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАМН, 2007. – С. 139.

  17. Медведев Д.А. Универсальная электронная карта будет вторым паспортом. Или первым? Выступление на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 28 февраля 2011 года // /transcripts/10453.

  18. Одиннадцатая Ежегодная специализированная конференция и выставка «Информационные технологии в медицине» / Материалы конференции. Официальный каталог (Москва, 14-15 октября 2010 г). // М.: «Консэф». – 2010. – 188 с.

  19. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (от 22 июля 1993 г. N 5487-I). Статья 31. - /Law/Osnovy/Razdel6-2.htm#ST31

  20. Отчет о деятельности Министерства здравоохранения и социального развития РФ за 2010 год. - /docs/mzsr/otchety/1; /docs/mzsr/otchety/1/MinZdrav_annual.pdf.

  21. Постановление от 17 марта 2011 г. №175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы». - /gov/results/14607/.

  22. Путин В.В. Выступление на Всероссийском форуме медицинских работников 13 апреля 2011 г. - /events/news/14851/.

  23. Путин В.В. Выступление на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета. 5 сентября 2005 г. - /appears/2005/09/05/1531_type63374type63378type82634_93296.shtml

  24. Разумов А. Н. Здоровье здорового человека. - М.: Медицина.- 1996. - 413 с.

  25. Роль математического обеспечения в прогрессе медицины. Мат-лы выездного заседания ПК «Медицинская кибернетика» АМН СССР и секции биофизики и биокибернетики Московского физиологического общества. – Винница. – 1988. – 183 с.

  26. Симаков О.В. Формирование федеральных информационных ресурсов в области охраны здоровья населения. Доклад. Материалы X Всероссийской конференции «Информационные технологии в медицине '2009». - /main.mhtml?Part=80.

  27. Стародубов В.И. Вступительное слово. Информационное обеспечение врачей и средних медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. – М.: Геотар-Медиа. – 2006-2007. (брошюра).

  28. Столбов А.П. Информатизация здравоохранения: новые реалии. - /ru-ru/events/healtH3011/.

  29. Эльянов М. Медицинские информационные технологии. Каталог.Вып.1-11. – М.: Третья медицина. – 2001-2011 гг.

«Неужели ты позволишь змее укусить тебя дважды?»

Уильям Шекспир

Приложение

«Клиническая медицинская информационная система представляет собой комплекс алгоритмов, технических средств и организационных мероприятий, взаимосвязанных между собой и обеспечивающих эффективное достижение основной цели – лечение больных». Амосов Н.М. и др. Стандартизированная терапевтическая история болезни кардиологического профиля / Амосов Н.М., Гватуа Н.А., Попов А.А., Мельников В.Г., Вареник Ю.Р., Тарасенко Н.П., Кочетов А.М. // Некоторые проблемы биокибернетики, применение электроники в биологии и медицине. – Киев: Труды семинара НС по кибернетике АН УССР. Вып.2. – 1968. – 112 с.

«Обеспечить дальнейшее развитие и повышение эффективности автоматизированных систем управления и вычислительных центров, последовательно объединяя их в Единую Общегосударственную систему …». Постановление ХХY Съезда КПСС «Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976 – 1980 годы.

«Сегодня ОГАС (Единая Общегосударственная система сбора и обработки информации для учёта, планирования и управления) представляется нам в виде гигантской пирамиды, в основании которой находятся тысячи АСУПов. И как во всякой пирамиде, если основной объём работы при её создании приходится на сооружении нижней части, то основной эффект от неё достигается, когда взбираешься на вершину пирамиды. Так и здесь: ОГАС - это 95% работы «внизу», а только 5% «вверху». А вот с эффектом дело обстоит наоборот: чем выше уровень автоматизированных систем, тем больший экономический эффект…». Глушков В.М. и др. Что такое ОГАС? / Глушков В.М., Валах В.Я. – М.: Наука. – 1981. – 160 с.

«В качестве полезного результата совместных усилий мы ожидаем создание открытой распределенной системы, позволяющей обеспечить оперативной и точной информацией всех участников процесса – от пациентов и врача до руководителей страны».«Приветствие заместителя Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации В.И. Скворцовой». ХI Ежегодная специализированная конференция и выставка «Информационные технологии в медицине» / Материалы конференции. Официальный каталог (Москва, 14-15 октября 2010 г). // М.: «Консэф». – 2010. – 188 с.

«На сегодняшний день мы уже можем говорить о первых практических результатах работы по реализации указанных задач: разработан и выложен на официальном сайте Минздравсоцразвития России текст «Концепции создания информационной системы в здравоохранении до 2010 г.», основные положения которой одобрены на заседании президиума Совета по развитию информационного общества 8 июня 2010 г.; …». «Приветствие Председателя Оргкомитета, Директора Департамента информатизации Минздравсоцразвития России О.В. Симакова». ХI Ежегодная специализированная конференция и выставка «Информационные технологии в медицине» / Материалы конференции. Официальный каталог (Москва, 14-15 октября 2010 г). // М.: «Консэф». – 2010. – 188 с.

«Научный совет считает законченным поисковый этап разработки фундаментальных основ индивидуального и общественного здоровья (постановление N 63 президиума РАМН от 12 мая 1993 г.). В соответствии с результатами поисковых исследований Научный совет просит президиум РАМН обратиться в Президентский Совет РФ с целью организации общероссийской целевой научно-исследовательской программы «Здоровье народов России». Программа должна на основе концепции фундаментальных основ здоровья координировать выполняемые сейчас и планируемые межведомственные и ведомственные программы, направленные на защиту здоровья и повышение его уровня». В.И. Покровский. О здоровье граждан России.// Медицинская газета. – 1996. - №10. – С.3.

«В связи с подготовкой мероприятий по созданию автоматизированной системы управления здравоохранением отдел медицинской статистики вместе с главным вычислительным центром Министерства и другими учреждениями занят разработкой информационной медицинской системы. Церковный Г.Ф. Система государственной санитарно-статистической информации в СССР. (Московские международные курсы ВОЗ по планированию здравоохранению). – М.: ЦОЛИУВ. – 1973. – 11 с.

«Впервые предлагаемый Вашему вниманию Атлас «Окружающая среда и здоровья населения России» родился, можно сказать, спонтанно. Ученых по обе стороны океана часто донимали их коллеги вопросами о всякого рода данных по явно разрастающемуся кризису в области окружающей среды и здоровья населения России». Грегори Гурофф. Предисловие. // Атлас «Окружающая среда и здоровье населения России» (EnvironmentalandhealthatlasofRussia). Под ред. Мюррея Фешбаха. – М: ПАИМС. – 1995. 448 с.

«Предусматривается создание системы информационного обеспечения населения и медицинских работников по проблемам системы охраны и укрепления здоровья здоровых, ее организационно-методическим, медицинским и социальным инновациям (с использованием электронных и иных средств массовой информации)». Проект концепции и отраслевой программы «Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы». Решение коллегии Минздрава России № 12 от 25.06.02 «О Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации».

«Принимая «Концепцию развития здравоохранения России», мы не имеем права ошибиться или сфальшивить. … В настоящее время в России появились первые признаки стабилизации демографической ситуации. Впервые с 1988 г. приостановилось падение рождаемости (9,4 родившихся на 1000 населения в 1993 г., 9,6 – в 1994 г.). Нечаев Э.А. Концепция развития здравоохранения России.// Вестник «Медицина для Вас». – 1995. – С.1.

«Результаты творчества стали наиболее наукоемким и конкурентоспособным товаром. … Творчество – источник здоровья. … Во-первых, потому что творчество само по себе – источник здоровья. … Во-вторых, творчество, как образ жизни, является наиболее эффективной экономической политикой. Отсюда, практически все те громадные средства, которые ранее тратились на развитие экономики самой по себе, должны быть перераспределены в интересах здравоохранения и культуры».Лищук В.А. Стратегия здоровья. Медицина – наиболее выгодное вложение средств. - М. – 1992. - 14 с.

«Разработана концепция построения компьютерной модели здоровья и базы знаний «Здоровье». … Обоснована необходимость отказа от представлений, что медицина является непроизводительной сферой, определена методика выявления условий конкурентоспособности медицины. Ручной просчет на модели с использованием базы данных и РС позволили сделать вывод, что в отличие от некоторых областей хозяйства вложения средств в медицину без тщательного маркетинга не будут эффективными». Отчет «Интеллектуальная база знаний Здоровье России». М.:ГНТП России «Здоровье населения России». – 1994. – 189 с.

«Мозг – это материальный субстрат интеллекта человека. ЭВМ и математическое обеспечение - материальная основа интеллекта страны. Вот уже 10 лет, как наш институт – головной по медицинской и биологической кибернетике». Роль математического обеспечения в прогрессе медицины. Материалы выездного заседания Проблемной комиссии «Медицинская кибернетика» АМН СССР и секции биофизики и биокибернетики Московского физиологического общества». – Винница. – 1988. – 183 с.

«Руководители и чиновники боятся утратить возможность манипулировать данными и интерпретировать их в своих интересах». Эльянов М. Подводные камни компьютеризации медицины // PCWeekDoctor. - 2008. - №1. – С.2.

«Цель Автоматизированной государственной информационной системы «Здоровье населения – окружающая среда»: подготовка научно обоснованных данных для определения приоритетов природоохранных мероприятий». АМН СССР. Техническое управление. – Минприбор СССР. ВНИИНС. – М. – 1989. – 12 с.

«Основным назначением ЭМК является обеспечение документированного учета медицинского лечения, который поддерживает текущее и будущее лечение, осуществляемое тем же или другими врачами». Электронная медицинская карта. Требования к архитектуре, области определения и контексту ЭМК. – Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. – 2010.

«Рост потерь здоровья, негативные тенденции медико-демографических показателей есть следствие социально-экономического кризиса, низкого уровня финансирования здравоохранения и недостаточной гибкости его структуры. … В этих условиях особенно важное значение приобретает применение в здравоохранении методов математической статистики, вычислительной техники, средств и методов научно-технической информации, позволяющих повысить эффективность использования имеющихся скудных ресурсов». Здоровье населения России и деятельность учреждений здравоохранения (обобщенный аналитический обзор). – М.: МЗ РФ. Главный вычислительный центр. – 1993. – 64 с.

«Основной целью Информационной системы управления здравоохранением является информационная поддержка процессов выработки стратегий и принятия управленческих решений в секторе здравоохранения России как на национальном (федеральном), так и на субнациональном (территориальном) уровнях». Де-Леу Д., Сосенская Е., Черниховский Д. Информационная система управления здравоохранением для изучения сектора здравоохранения России; концепции и прототип. Семинар по вопросам формирования политики в области здравоохранения России. Материалы докладов (4-5 ноября 1993 г., Москва, д/о «Лесные дали»). – М.: МЗРФ, Всемирный банк. – 1993. – 57 с.

«Цель создания «Мониторинга Общественного Здоровья». Мониторинг общественного здоровья населения (ОЗН-мониторинг) рассматривается как система, предназначенная для формирования у пользователя панорамного представления об общественном здоровье населения данной территории. По замыслу, система ориентирована на все уровни управления, относящиеся к территориальному, вплоть до управления крупной больницей. Несмотря на то, что ОЗН-мониторинг является системой поддержки принятия решений, не предполагается использование каких-либо серьезных математических методов для анализа и взаимоувязки отдельных элементов ситуации, показателей. Практика создания подобных систем показывает, что чрезмерная математическая и (или) статистическая наполненность делает систему интуитивно непонятной для пользователя. Гораздо важнее присутствие «профессиональной» логики в построении схемы анализа. Кроме того, использование сложного математического аппарата резко увеличивает время реакции системы на запрос, что неприемлемо для систем, подобных ОЗН-мониторингу».Гречко Ю.Е. Мониторинг общественного здоровья (концепция системы). Описание применения. – МЗ и МП РФ. Научно-исследовательская лаборатория медицинской кибернетики г.Кемерово. – 1994.

«1980 – полное излечение некоторых видов сердечно-сосудистых заболеваний и рака; 1995 – полное устранение артритов; 2000 – долговечность людей в среднем 100 лет; 2010 – иммунизация от всех болезней». Косолапов В. Горизонты двадцатого века. – М.: Молодая гвардия. – 1973. – 178 с.

Имеется много концепций и проектов, которые здесь не отмечены. Мы приносим извинения авторам. «Нельзя объять необъятное».

При этом объективных обоснований, расчётов и количественных оценок потребности нам не удалось обнаружить.

Счастливая, созидательная и полноценная жизнь предполагает или требует в современных условиях оценок рисков заболеть, профилактики, диагностики, качественного лечения, реабилитации после заболеваний и травм, здорового образа жизни и, главное, содержательно здоровой жизни. Сложно представить решение перечисленных задач без информатизации. Но в каком объёме, какого вида и какова рентабельная стоимость – эти исследования не проведены.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Использование информационно - коммуникационных технологий – ресурс эффективного управления доу

    Документ
    ... медицинская сестра. Внедрение программы проходило в несколько этапов: 1. Обучение сотрудников работе с информационнойсистемой ... использование информационных и коммуникационных технологий необходимо для удовлетворения потребностей современного общества ...
  2. «Система профилактических мер и здоровье населения России» Заключительный Отчет Проекта

    Руководство
    ... для охраны и укрепления здоровья и для обеспечения доступности медицинских услуг для населения. Приоритет остается за государственной системой ...
  3. Несколько слов об истории Начиная с АСУ «Здравоохранения» [68] до универсальной электронной карты (УЭК) [53 54] были выдвинуты многие концепции и проекты компьютеризации медицины а также многочисленные специализированные и локальные системы

    Автореферат диссертации
    ... информационно-коммуникационных технологий в государственных и муниципальных медицинских учреждениях, обязательные для достижения во всех ... о состоянии здоровьядля повышения оперативности реагирования на потребности в медицинской помощи населения из ...
  4. Информационная услуга «тематические новости» " приборы и системы учета"

    Бюллетень
    ... информационные и коммуникационные технологии, они могут работать с уже существующими системами ... потребность в системах комплексного автоматизированного учета всех ... частности, развитию медицинской техники, ... становится нежелательной дляздоровья человека и ...
  5. Информационно-коммуникационные технологии как средство совершенствования взаимодействия участников образовательного процесса и социального окружения доу содержание

    Документ
    ... сотрудников (медицинскую сестру и завскладом продуктов) и обеспечить их компьютерной техникой; - внедрить информационно-коммуникационные технологии ...

Другие похожие документы..