Главная > Документ


Ем. Ярославский

Как родятся, живут и умирают боги и богини

Издательство «Советская Россия». М.: 1959 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Из предисловия к первому изданию

Глава I. Всегда ли люди веровали в бога?

Глава II. Как возникают религиозные верования

Глава III. Классовый характер религиозных верований

Глава IV. Свидетельства евангелистов

1. Евангелие [от] Матфея

2. Евангелие [от] Марка

3. Евангелие [от] Луки

4. Родословная Иисуса Христа

5. Евангелие [от] Иоанна

Глава V. Непорочное зачатие. Матерь божия

Глава VI. ";Звезда на востоке";

Глава VII. Хлев, пещера и ясли

Глава VIII. Голубица - дух святой

Глава IX. Сын божий

Глава X. Избиение младенцев и бегство в Египет

Глава XI. Когда родятся боги

Глава XII. Противоречия в евангельской проповеди Иисуса

Глава XIII. История и география в евангелиях как свидетельство против достоверности евангелия (Выдержка из книги Э. Мутье-Руссэ ";Существовал ли Иисус Христос?";)

Глава XIV. Умирающие и воскресающие весенние боги (праздник пасхи)

Глава XV. Святая троица

Глава XVI. Крест

Глава XVII. Причащение

Глава XVIII. Крещение

Глава XIX. Загробная жизнь по учению христианской церкви

1. Христианские представления о душе после смерти

2. В первые сорок дней

3. Ад, по учению церкви

Глава XX. Небожители древних Греции и Рима

1. Родословная богов

2. Жизнь богов на небе

3. Боги на дне моря

4. Тартар

5. Многобожие у греков и христиан

Глава XXI. Небожители еврейского неба

Глава XXII ";Судный лень"; (иом-кипур)

Глава XXIII Мусульманство

1. Мухаммед

2. Небожители мусульманской религии

3. Мусульманский рай и ад

Глава XXIV. Как и почему умирают боги

Примечания

Словарь

==1

==2

ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

Разошедшийся в несколько дней выпуск книги «Как родятся боги» показал, что в широких массах существует потребность в знании истории религии. Интересует не только история рождения тех или иных богов, но прежде всего интересует вопрос о том, как произошла религия, под влиянием каких причин и как развивалась она у разных народов. Чувствуется острая потребность в книге, в которой собраны были бы наиболее важные моменты, касающиеся религий разных народов. Эту попытку я и делаю в настоящей работе.

Главная задача работы—показать земной источник всех религиозных понятий и представлений, показать, что все боги созданы людьми, показать путем сравнения, как при одинаковых условиях существования возникали у разных народов сходные верования и религиозные культы, как соприкасающиеся друг с другом народы перенимают религиозные верования один у другого, как одна религия очень часто ' является в значительной степени видоизменением существовавших до нее.                                             ; Так, например, христианство впитало в себя в огромной мере представления и культ так называемых языческих религий Востока. И если верующего человека несколько покоробит тон книги, правдиво изображающей то, во что свято верили и верят еще доныне миллионы людей, то пусть эти верующие подумают о том, что у нас нет и не может быть никакого почтения к тому, чем тысячи и тысячи лет эксплуататоры одурачивали народные массы, задерживали их развитие и держали в кабале.

Настоящая книга дает кратко и сжато лишь главнейшие моменты истории религий. Она стремится разоблачить тайны

 

==3

религиозных культов, обнажить корни происхождения этих культов и показать религию такой, какая она есть, без всяких покровов.

Небольшая работа, в которой были бы описаны культы разных народов и сравнены между собой, тем более необходима, что попы в рясах, как и попы в ученых мантиях, отрицают за простыми смертными право даже касаться всех сказок о богах и богинях. Митрополит Макарий (1816—1882 гг.), составивший руководство для попов, как одурачивать людей («Догматическое богословие»), очень решительно заявляет: «Не забудем, что в вопросе о подлинности или неподлинности какого-либо места в Библии верховным судией может быть только святая церковь, как уполномоченная на всегдашнее хранение слова божия самим спасителем и как предохраняемая духом святым от всякого заблуждения в деле веры» 1. Вот ведь до чего самосомнение у людей развито! Эти господа, которые на протяжении веков грызлись между собой, дрались и избивали друг друга из-за различных толкований «священного писания», из-за того, надо ли креститься двумя или тремя пальцами, и прочих таких же «важных» и мудреных вопросов, которые забивали насмерть Друг друга из-за того, надо ли писать Исус или Иисус2,эти господа запрещают людям даже касаться противоречий библии, уверяя, что какой-то спаситель только их одних, попов, уполномочил быть единственным судьей в делах религий.

Для эксплуататорских классов нужны эти религиозные тайны, которых не должен касаться простой смертный, подобно тому как, по библейскому рассказу, в раю еврейских богов—«элогимов» люди из племени «Адама» не должны были кушать запрещенных яблок с дерева познания добра и зла.

Пролетарская революция раскрыла перед взором трудящихся эти «тайны», показала, что за ними прячется.

Зная назревшую потребность в общедоступном материале для антирелигиозной пропаганды, я собрал в настоящей книге данные о религиозных верованиях христиан, магометан, евреев, бурят и других народов.

 

==4

Μαρτ 1923 г.

Автор

 

Глава I

ВСЕГДА ЛИ ЛЮДИ ВЕРОВАЛИ В БОГА?

От верующего человека часто можно услышать: «Как наши деды веровали, так веруем и мы». И те, кто так говорит, думают, что, действительно, они веруют так, как их «деды веровали». Но ведь это же совершенно неверно! В современных верованиях христиан, евреев, магометан сохранились под более поздними напластованиями отголоски прежних верований далеких предков, а история человечества свидетельствует, что вместе с непрерывными изменениями в козяйственном, общественном, государственном строе изменялись и религиозные представления и верования людей.

 

==5

Попы утверждают, что уже «первый человек» на земле (по поповскому учению, созданный богом) обладал настолько богатым языком, т. е. знал столько слов, имел столько понятий, что мог дать имена всем видам животных и растений... на земле. Согласно поповскому учению, этот «первый человек» имел понятие о высшем существе—боге, который управляет миром, который его создал и является высшим судьей человеческих поступков. Проще говоря, попы хотят убедить, что религия, вера в бога, всегда существовала, что она врождена людям.

На самом же деле это совершенно неверно и не соответствует фактам. Наука о происхождении человека говорит нам о том, что человек произошел из животного мира, что его далекими предками были животные—человекообразные обезьяны. Если, как утверждают попы, первобытные люди имели религию, то они должны допустить, что и у животных также существовала и существует религия.

— Как,—возмутится какой-нибудь верующий,—сравнивать человека, «созданного по образу и подобию бога», с каким-нибудь животным?!

Конечно, тому, кто верит сказкам, что мир создан богом, а в человека «вдунута» какая-то бессмертная душа, тому трудно понять такое сравнение. Между тем оно является самым законным, так как наука установила, что человек—выходец из животного мира и произошел от существовавших некогда на земле человекообразных обезьян. Если у первобытного человека, как уверяют попы, было понятие о боге, то оно, выходит, было и у обезьяночеловека и у обезьян. Однако ни один верующий и ни один поп не могут с этим согласиться, так как это подрывает сказку о «божественном» происхождении религии.

Религия требует для своего выражения выработки ряда понятий, а с развитием понятий связано развитие языка, а развитие понятий и языка человека связано с успехами его техники. Тот, кто думает, что язык первобытного человека был настолько богат и развит, что он мог обозначать религиозные понятия, тот глубоко заблуждается. И сейчас кое-где есть отсталые племена, у которых число слов в языке не больше нескольких сот.

 

==6

На заре человечества не было и этого. Поповские сказки о «первом человеке», который обладал будто бы вполне развитой речью и представлениями о боге,—только вымысел. Человек не родится с готовыми понятиями, человек не родится со знанием языка.

Существует легенда, что правитель Индии Джелал-удДин Акбар заспорил со своими придворными о том, на каком языке говорили «первые люди». Он отдал приказ взять 12 детей у женщин тотчас по рождении; детей заперли в башню, и к ним приставили немых мамок-кормилиц. Дети остались на попечении немых. Ни один говорящий человек не должен был к ним приближаться в течение нескольких лет. Когда прошло двенадцать лет, маленьких узников привели к радже; к нему собрались евреи, персы, индусы, арабы, халдеи, и каждый доказывал на основании «священного писания», что именно на его языке должны заговорить дети. Что же оказалось? Они не говорили ни на одном из существующих языков. Они издавали какие-то непонятные вопли и звуки, объяснялись телодвижениями'.

О чем это говорит? О том, что у человека нет какого-нибудь врожденного языка, как нет и врожденных представлений или идей.

На вопрос о том, всегда ли люди веровали в бога, была ли у первобытного человека религия, мы должны ответить, что первобытные люди не знали религии, не знали веры в богов. Они не знали богов не потому, что понимали бессмысленность веры в бога и обман всякой религии, а потому, что религия появляется только на дальнейшей ступени развития человечества.

Все, что наука знает о жизни первобытных людей, а так же о происхождении и развитии религиозных верований, опровергает поповские учения о «вечности» религии. Было время, когда люди не знали никакой религии. И ныне наступило время, когда миллионы людей порывают с ней и отказываются от нее. Религия есть явление историческое, т. е. не вечное, а преходящее, возникающее в определенных условиях и в соответствующих условиях отмирающее. Марксистско-ленинское учение об обществе совершенно четко отвечает на вопросы, поче-

 

==7

му и при каких условиях зарождается религия и почему ныне миллионы людей порывают с ней.

Об общественных корнях религии Ленин в статье «Социализм и религия» (статья была написана им в 1905 г.) писал: Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством. Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, а чудеса и т. п.»*.

В одном из своих писем к Максиму Горькому (в 1913 г.) Ленин ту же мысль о причинах, порождающих веру в бога, выразил в словах, что идея бога порождается «...тупой придавленностью человека и внешней природой и классовым гнетом...»**. Таким образом, религия возникла у дикарей в результате бессилия их в борьбе с природой, а с появлением классового деления общества к этим корням религии присоединяется классовый гнет эксплуататоров над народными массами. Вместе с исчезновением классового гнета начинается и отмирание религии. Этот упадок религии и имеет место в стране победившего социализма — СССР.

 В. И. Л е н и а. Соч., т. 10, стр. и. ** В. И. Л е н и н. Соч., т. 35, стр. 93.

 

==8

Глава II

КАК ВОЗНИКАЮТ РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ

Когда ученые начали производить раскопки в земле, они нашли остатки многих животных, которые в далекие времена жили на земле, а затем совершенно исчезли. Костяки многих таких ныне не существующих животных можно видеть в музеях. Среди остатков когда-то существовавших животных находят иногда в пещерах или просто в земле остатки человеческих костяков, лежащих нередко среди груд разбросанных кругом костей разных животных. Вся обстановка показывает, что такие пещеры были когда-то обиталищем первобытного человека. Туда он скрывался от диких животных, выгоняя оттуда

 

==9

своих врагов—пещерного медведя, тигра. Ученые по этим и другим остаткам воссоздали картину жизни первобытного человека.

Скелеты многих животных и человека, давно населявших землю, сохранились не целиком. Тем не менее на основании этих остатков ученые воссоздали весь скелет того или иного животного. Иногда при дальнейших раскопках находили недостававшие кости, и оказывалось, что ученые по ранее найденным нескольким костям правильно восстанавливали скелет всего животного. Точно так же по отдельным чертам, по отдельным фактам, рисующим жизнь первобытного человека, восстанавливается и картина далекого прошлого человечества.

Древнейшие люди не оставили после себя никаких •книг, так как они не умели писать. Однако кое-какие материалы о жизни древних людей остались. В земле при раскопках находят стоянки первобытных людей, их могильники, и, наконец, кое-где сохранились изображения людей, животных и разных сцен охоты, нацарапанные острым камнем на стенах

пещер.

По древним могилам, относящимся к тому времени, когда люди еще не знали употребления металлов, а знали только употребление камней (каменный век), мы можем узнать, как

Древнейшее погребение.

 

==10

прежде хоронили людей. И когда мы находим в могилах горшки или оружие, то это дает нам представление о религиозных верованиях людей того времени. Для нас ясно, что если в могилу рядом с мертвецом клали горшки с пищей или оружие, то это свидетельствует о существовавших тогда верованиях, что после смерти человек нуждается во всем том, чем пользовался при жизни.

И язык человеческий, хотя он постоянно меняется, сохранил в себе очень много от далекого прошлого людей. Мы, например, и теперь еще употребляем такие выражения, которые имели когда-то совсем другой смысл, чем тот, какой мы в них сейчас вкладываем. Прослеживая шаг за шагом развитие человеческого языка, мы также воссоздаем многое в картине жизни и верований первобытных людей.

Еще одним источником наших знаний о верованиях древних людей является мифология, т. е. сказания, передаваемые из поколения в поколение, о богах, героях и др. По этим сказаниям мы узнаем, каковы были представления о вселенной у древних людей, и судим по ним о первобытных религиозных верованиях.

Другим источником служат для нас народные обычаи, поверья, обряды, которые сохраняются часто много столетий после своего возникновения, так что люди даже не умеют уже объяснить, какое значение они имеют. В них мы находим свидетельства о далеких, исчезнувших временах. Точно так же по обрядам современных религий мы прослеживаем и определяем религиозные обряды и представления первобытного человека.

У нас есть еще один источник изучения первобытных верований—это живущие еще кое-где на земном шаре культурно отсталые племена. Правда, все они встречаются и общаются с более культурными народами, многое от них переняли, и, стало быть, нельзя сказать, что это «первобытные люди» и верования у них «первобытные». Тем не менее изучение жизни и верований этих людей дает огромный материал для понимания возникновения и развития религиозных верований вообще.

Таким образом, на основании самых различных данных науки можно восстановить картину жизни и верований древних людей.

 

==11

Поповская сказка о том, что первобытные люди жили в каком-то раю, что кругом них мирно паслись рядом тигры и овцы, — только детская сказка: никакого «золотого века» человечество никогда не знало на земле. Первобытный человек вел неустанную, упорную борьбу за существование. У окружавших его хищников были страшные, острые зубы и когти. Эти животные во много раз превосходили человека по силе. Но в отличие от животных человек умел делать орудия труда, и это дало ему перевес над животными. Он научился делать оружие для охоты и защиты. Его орудия труда были сначала очень просты, примитивны: это были сучья, палки и дубины, затем камень, прикрепленный волокнами растений к концу палки (молот, топор); позже научились изготовлять из камня острые режущие орудия. Благодаря общественному труду и приготовлению орудий труда человек приобрел то, чего не дала ему природа (сила, когти, клыки и др.) и чем она наделила животных. Отныне он мог дробить череп животного, с большим успехом на него охотиться, смертельно ранить. Употребление огня, являясь тоже результатом коллективного человеческого труда, сделало человека более сильным, хотя, по всей вероятности, первоначально человек не умел добывать огонь, а пользовался

более ранние боги: божок из Африки, бо^.дк с Новой Зеландии, божок с Никобарских островов (Бенгальски» залив).

 

==12

Обожествление и поклонение силам природы, поклонение солнцу в доевнем Египте.

огнем, который находил в природе, - так называемым «естест венным огнем» (например, пожар от молнии во время грозы). Но при всем том не человек господствовал над природой, а он был в полной зависимости от природы и ее сил. Именно это «бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п.»,—так определил Ленин причины возникновения религиозных верований.

Формы религиозных представлений первобытных людей, очевидно, были самые различные, в зависимости от конкретных условий жизни каждой общественной группы. На основа нии многих данных можно лишь отметить наиболее характерные формы первобытных религиозных представлений.

«...Но ведь всякая религия,— писал Энгельс,— является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни,—отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. В начале истории объектами этого отражения являются прежде всего силы природы, которые при дальнейшей эволюции проходят у различных народов через самые разнообразные и пестрые олицетворения»*.

Олицетворение и обожествление сил природы характерно для древних религий, а пережитки этого мы находим во всех

 Φ Энгельс. Анти-Дюриж М., Госполитиздат, 1957, стр 299.

 

==13

современных религиях. В религиях многих народов солнце, луна, звезды представляются живыми существами. Такие явления природы, как дождь, ветер, буря и т. д., представляются как действия этих существ. В представлениях дикаря весь окружающий его мир населен живыми существами, только более сильными, чем человек.

Олицетворяя силы природы, человек имел в то же время самые смутные представления о своей собственной природе. Такие явления, как болезнь, смерть, сны, не были понятны людям, и во всех таких случаях они думали, что в человеке действуют какие-то особые силы или существа, подобно тому как и теперь есть немало людей, которые думают, что болезнь происходит оттого, что в человека «вселился бес». Для дикарей явления смерти были непонятны. Переходя с места на место, им приходилось покидать раненых на охоте или заболевших. Случалось, что раненый или больной возвращался к своей группе через несколько дней. Но бывало и так, что они сами возвращались к месту прежней стоянки, где оставался иногда в обморочном состоянии больной или раненый, и находили его живым и здоровым. Умерших и оставленных сородичи видели во сне, разговаривали с ними, охотились с ними вместе. Все это приводило к выводу, что оставленные, брошенные бездыханные сородичи продолжают жить, и происходит это потому, что в человеке живет какое-то особое существо—дух, душа, и все явления сна, смерти, болезни объясняются действием души или душ.

Первобытный человек не отличал сна от действительности так, как отличаем мы. Да и в наши дни есть немало людей, которые придают снам значение действительности. Ведь почти все «святые» христианской церкви, а также и других религий значительную часть своих поучений основывали на том, что они «видели во сне». И подобно тому как религиозные люди ныне верят в то, что видения во сне соответствуют чему-нибудь в действительности, так и дикарь придавал своим снам значение действительных событий.

Если мы обратимся к человеческому языку, то увидим, что почти у всех современных народов в языке сохранились пережитки того далекого времени, когда человек был уверен в

 

==14

Обожествление и поклонение силам природы: демон бури у древних вавилонян.

том, что во время сна, обморока, при смерти происходит только отделение от человека чего-то такого, что сидит внутри его, что двигает его руками, ногами и другими членами тела, но может уйти из тела, сражаться, радоваться, страдать, видеть давно умерших людей, разговаривать с ними и пр. В самом деле, возьмите такие выражения, как: «он вышел из себя», «он пришел в себя», «он отошел в вечность», «из него и дух вон», «вышибить дух» и др., —откуда они? Как они создавались? Что они означали в свое время? Когда дикарь говорил: «он пришел в себя», он вкладывал в это совершенно определенный—буквальный—смысл. По его убеждению, обморок или тяжелое болезненное состояние заключались именно в том, что душа больного, или дух больного, в это время уходил из него куда-то, а выздоровление заключается в том, что душа снова возвращается—человек «приходит в себя».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ем ярославский как родятся живут и умирают боги и богини

    Документ
    Ем. ЯрославскийКакродятся, живут и умираютбоги и богини Издательство «Советская Россия». М.: 1959 г. ОГЛАВЛЕНИЕ ... "Каи родятся, живут и умираютбоги и богини" принадлежит перу одного из вид-ных деятелей Коммунистической партии Ем. Ярославского ...
  2. Воскресение христово видевше (по следам одной фальшивки или как из нас делают идиотов)

    Документ
    ... , Гермизий, Гормизий. Фальсификатор приписывает ему официальную должность биографа правителей Иудеи ... В 1924 г. появилась вторым изданием книга Ярославского «Какродятся, живут и умираютбоги и богини» (Изд. «Красная новь». Главполитпросвет. Москва ...
  3. Воскресение христово видевше (по следам одной фальшивки или как из нас делают идиотов)

    Документ
    ... , Гермизий, Гормизий. Фальсификатор приписывает ему официальную должность биографа правителей Иудеи ... В 1924 г. появилась вторым изданием книга Ярославского «Какродятся, живут и умираютбоги и богини» (Изд. «Красная новь». Главполитпросвет. Москва ...
  4. След сатаны на тайных тропах истории

    Литература
    ... имя и все атрибуты бога. Люди поклонялись емукак Тескатлипоку на земле. ... пророка Иисуса Христа (мир ему), как основателя своей религии. На ... 24. МС,с.197-198. 25. Е.М. Ярославский, "Какродятся, живут и умираютбоги и богини", М., 1959, с.46. 26. В.Г. ...
  5. След сатаны на тайных тропах истории (1)

    Литература
    ... имя и все атрибуты бога. Люди поклонялись емукак Тескатлипоку на земле. ... пророка Иисуса Христа (мир ему), как основателя своей религии. На ... 24. МС,с.197-198. 25. Е.М. Ярославский, "Какродятся, живут и умираютбоги и богини", М., 1959, с.46. 26. В.Г. ...

Другие похожие документы..