Главная > Документ


40

Министерство экономического развития Ростовской области

ГАУ РО «Региональный информационно-аналитический центр»

Проект стратегии

социально-экономического развития

Ростовской области

на период до 2020 года

Ростов-на-Дону

2011

Оглавление

Введение. Общие положения 4

1.Базовые положения и характеристика социально-экономической системы Ростовской области: конкурентные преимущества, тенденции, вызовы и угрозы, цели и задачи социально-экономического развития 6

1.1. Конкурентные преимущества и специализации Ростовской области 6

1.1.1. Конкурентные преимущества Ростовской области 6

1.1.2. Специализации Ростовской области 14

1.2. Состояние и тенденции социально-экономического развития Ростовской области 16

1.3. Ключевые проблемы социально-экономического развития Ростовской области 26

1.4. Вызовы, угрозы, ограничения и условия базового сценария социально-экономического развития Ростовской области 29

1.4.1. Вызовы, угрозы и ограничения социально-экономического развития Ростовской области 29

1.4.2. Условия базового сценария социально-экономического развития Ростовской области 33

1.5. Миссия, стратегические цели и задачи социально-экономического развития Ростовской области 39

2.Анализ текущего состояния и основные направления развития ключевых комплексов и отраслей экономики 41

2.1. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплекс 41

2.2. Машиностроительный комплекс 53

2.3. Металлургическое производство 58

2.4. Химический комплекс 61

2.5. Легкая промышленность 64

2.6. Добыча и переработка полезных ископаемых 69

2.7. Строительный комплекс 73

2.8. Сфера услуг 79

2.8.1. Потребительский рынок 79

2.8.2. Туристско-рекреационный комплекс 84

2.8.3. Финансово-банковский сектор 90

2.9. Международные отношения и внешнеэкономическая деятельность 96

2.10. Малое и среднее предпринимательство 100

2.11. Система привлечения инвестиций 104

3.Инфраструктурное развитие Ростовской области 107

3.1. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры 107

3.2. Развитие энергетической инфраструктуры 128

3.2.1. Электроэнергетика 128

3.2.2. Газификация 135

3.3. Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и связи 135

4.Пространственное развитие и зоны опережающего роста 143

5.Развитие научно-инновационной сферы Ростовской области 152

6.Основные направления и перспективы социального развития Ростовской области 160

6.1. Демография и миграционная политика 160

6.2. Рынок труда и кадровый потенциал 167

6.3. Образование 174

6.4. Здравоохранение 181

6.5. Культура и молодёжная политика 191

6.6. Физическая культура и спорт 199

6.7. Социальное обслуживание пожилых людей, инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и детей с ограниченными возможностями 205

6.8. Жилищно-коммунальное хозяйство. 206

6.9. Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности 209

7.Долгосрочные приоритеты бюджетной политики Ростовской области. 217

8.Система управления реализацией стратегии. 220

Приложения 222

Введение. Общие положения

Необходимость корректировки стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года (С СЭР РО-2020), утвержденной на заседании Законодательного собрания Ростовской области 30 октября 2007 года (постановление № 2067 от 30.10.07), продиктована коренными изменениями социально-экономической ситуации в России и мире в целом. Последствия мирового финансово-экономического кризиса, повлекшие изменения денежно-кредитной и бюджетной политики, конъюнктуры на рынках специализации Ростовской области, сферы занятости и доходов населения, потребовали внесения соответствующих изменений в действующую стратегию долгосрочного социально-экономического развития региона. Кроме того, внесение поправок и дополнений в С СЭР РО-2020 было обусловлено необходимостью её согласования со стратегией социально-экономического развития ЮФО на период до 2020 года.

Основной целью стратегирования социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года является создание для органов исполнительной власти системы управления долгосрочным развитием региона. Реализация С СЭР РО-2020 направлена на формирование и развитие экономических и институциональных условий для устойчивого и динамичного развития региона. Основные идеи С СЭР РО-2020 базируются на эффективном использовании ресурсного и рыночного потенциала региона в целях обеспечения достойного качества жизни населения Ростовской области.

С СЭР РО-2020 – это целостная система, включающая в себя миссию, цели, задачи, приоритетные направления и механизм реализации экономической и социальной политики на период до 2020 года с учетом принятых и разрабатываемых программ, концепций и мероприятий социально-экономического развития разных уровней управления. Для этого в С СЭР РО-2020:

- проанализировано текущее социально-экономическое положение региона, дана оценка сложившимся тенденциям и трендам социально-экономического развития, определены место и роль Ростовской области в системе межрегиональных социально-экономических связей и отношений;

- определены долгосрочные экономические и социальные приоритеты Ростовской области, достижение которых позволит решить текущие проблемы, минимизировать перспективные риски и угрозы, преодолеть ограничения, использовать имеющиеся возможности и конкурентные преимущества в системе межрегионального и международного разделения труда, обеспечить устойчивое развитие региона;

- определены целевые индикаторы и разработан механизм реализации долгосрочных социально-экономических целей и задач;

- разработан механизм управления процессом стратегирования в регионе на период до 2020 года.

Идеологией С СЭР РО-2020 является консолидация интересов населения, деловых кругов, общественных организаций и органов исполнительной власти Ростовской области.

В основе С СЭР РО-2020 использовались следующие ключевые принципы и подходы:

  1. Общественное партнерство. Стратегия разработана интерактивным методом совместно со всеми заинтересованными субъектами влияния, представленными на территории Ростовской области: органами исполнительной власти Ростовской области, органами местного самоуправления Ростовской области, научным сообществом, предпринимателями и общественными организациями, а также при активном участии населения. Предполагается, что стратегия будет реализовываться совместными усилиями всех заинтересованных сторон. Стратегия нацелена на поиск, консолидацию и использование общественного согласия.

  2. Взаимосвязанность и комплексность. Стратегия согласована с основными приоритетами развития России и ЮФО, определёнными на период до 2020 года. Состав основных блоков и элементов сформирован с учётом структуры стратегии социально-экономического развития ЮФО. В стратегии сбалансированы экономические, институциональные, инфраструктурные и социальные приоритеты развития региона. Стратегия обеспечивает взаимную увязку интересов общества и действующих на территории региона предприятий, организаций и иных хозяйственных структур, разработана с учетом опыта использования программно-целевого подхода в управлении развитием региона, дополняет федеральные, а также другие региональные и ведомственные стратегические и программные документы.

  3. Приоритетность инновационной формы развития. Стратегия закладывает основы и обеспечивает условия для устойчивого инновационного развития территориальной социально-экономической системы региона, сбалансированного развития общества, его экономики и имеющейся природной среды. Инновационность является ключевым приоритетом при выборе направлений и инструментов развития в экономике и социальной сфере.

  4. Концентрация ресурсов. Стратегия учитывает ограниченность ресурсной базы и предполагает, что развитие экономики Ростовской области возможно на основе реализации наиболее перспективных направлений, способных служить катализатором роста всего народнохозяйственного комплекса и обеспечить реализацию синергетического эффекта. Для обеспечения высоких темпов роста необходимо концентрировать человеческие, финансовые, природные, инфраструктурные и иные ресурсы на приоритетных направлениях развития региона.

  5. Системный подход. Стратегия предполагает изучение и учет всех сторон и аспектов жизнедеятельности общества в регионе как единой открытой системе, включающей в себя историческую, этническую, культурную и конфессиональную специфику, социально-экономическую сферу, внутренние конкурентные преимущества и объективные ограничения, внешние возможности, вызовы и угрозы. Ростовская область в стратегии рассматривается не только как субъект в системе межрегиональных российских отношений, но и как активный участник международных экономических, политических, культурных и др. связей.

  6. Адаптивность. В условиях постоянно меняющихся внешних и внутренних вызовов – открывающихся возможностей и угроз, стратегия сохраняет гибкость и может быть скорректирована в процессе реализации. Это обуславливает необходимость создания механизмов непрерывного мониторинга реализации стратегии, ее корректировки и территориальной детализации, наличия специальной организационной структуры контроля за ходом ее реализации.

  7. Реалистичность и конкретность. Стратегия трансформируется в конкретные и реалистичные инвестиционные проекты, реализуемые в пяти важнейших аспектах – правовом, административном, финансовом, пространственном и временном.

  8. Ясность, доступность и публичность. Стратегия, её основные положения, представлены в форме, доступной для восприятия и понимания всех субъектов, в интересах которых она разрабатывалась. С целью активного участия всех заинтересованных сторон, формирование предложений, обсуждение и конструирование выводов в процессе разработки, реализации и последующей актуализации стратегии носит публичный характер.

Все указанные подходы и принципы имеют равное значение для разработчиков и в совокупности составляют целостную научно-методическую систему, способную в полной мере служить фундаментом для выводов и рекомендаций.

Правовой базой разработки С СЭР РО-2020 послужили федеральные законы, областные программные документы, законодательные и нормативные акты, а также областные ведомственные целевые программы (приложение 1).

  1. Базовые положения и характеристика социально-экономической системы Ростовской области: конкурентные преимущества, тенденции, вызовы и угрозы, цели и задачи социально-экономического развития

    1. Конкурентные преимущества и специализации Ростовской области

      1. Конкурентные преимущества Ростовской области

Благоприятные природно-климатические условия и ресурсный потенциал Ростовской области

Одним из основных конкурентных преимуществ Ростовской области являются земельные ресурсы и климатические условия, которые служат фундаментальной основой для развития агропромышленного комплекса. Климат Ростовской области – умеренно-континентальный, со среднегодовым объёмом осадков 400-650 мм в год. Средние температуры января от -9 до -5°С, июля от +22 до +24°С. Территория Ростовской области относится к степной зоне и имеет разнообразные естественные ресурсы. Это, прежде всего, пригодные для сельского хозяйства плодородные, хотя и недостаточно обеспеченные влагой земли и, в меньшей мере – минеральные и водные ресурсы.

Благодаря южному положению (46–50° сев. широты) на территории области отмечается обилие солнечного света и тепла. Продолжительность солнечного сияния увеличивается с севера на юг от 2 067 (Миллерово) до 2 143 ч/год (Ростов-на-Дону). Продолжительность периода с температурой выше 10ºС колеблется по территории от 160 до 180 дней. Поэтому на территории Ростовской области такие сельскохозяйственные культуры, как озимая пшеница, яровой ячмень, горох, подсолнечник, просо, картофель, огурцы, помидоры полностью обеспечены теплом. Достаточно обеспечены теплом и теплолюбивые культуры. Большая часть территории области расположена в засушливой зоне, и для получения высоких устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур необходимо постоянное искусственное орошение.

Территория области составляет 10 096,7 тыс. га (табл. 1.1). По данным Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости1 по Ростовской области по состоянию на 1 января 2009 года структура земельного фонда включает: земли сельскохозяйственного назначения – 87,31; земли поселений – 4,33; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны, безопасности и иного специального назначения за пределами поселений – 0,92; земли особо охраняемых территорий и объектов – 0,11; земли лесного фонда – 3,39; земли водного фонда – 2,15; земли запаса – 1,77%.

В структуре земель сельскохозяйственного назначения пашни занимают 64,86; кормовые угодья – 27,31; многолетние насаждения – 0,40%.

Основу пахотных земель области составляют черноземы и каштановые почвы. Черноземы занимают 65% территории области, это 4-5% черноземов России. Ростовская область по уровню плодородия почв сельхозугодий в России занимает 10-е место по пашне, 50-е – по сенокосам, 61-е – по пастбищам, 13-е – в целом по сельхозугодиям.

Таблица 1.1

Структура земельного фонда Ростовской области по состоянию на 1 января 2009 года1

Категория земель

Площадь, га

Всего

10 096 710

в том числе:

-земли сельскохозяйственного назначения

8 815 826

в том числе:

-пашни

5 718 103

-кормовые угодья

2 407 262

-многолетние насаждения

35 335

- земли поселений (населенных пунктов)

438 023

- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны, безопасности и иного специального назначения за пределами поселений

93 381

- земли особо охраняемых территорий и объектов

11 411

- лесного фонда

342 412

- земли водного фонда

217 186

- земли запаса

178 471

Ростовская область относится к малолесным регионам России. Площадь лесов на территории Ростовской области составляет 374,322 тыс. га.

Леса располагаются на землях:

- лесного фонда, площадь которых составляет 360,602 тыс. га, или 96,3% от общей площади лесов области;

- населенных пунктов, на которых расположены городские леса площадью 13,72 тыс. га или 3,7% от всех лесов Ростовской области.

Водные ресурсы области в среднем оцениваются в 27,7 км3, из которых только 2,7 км3 (10%) формируются в пределах области, а остальные 25,0 км3 (90%) поступают извне, в основном с территории Верхнего Дона и Украины (р. Северский Донец и реки Приазовья). При этом ресурсы речного стока весьма неравномерно распределяются по территории и во времени. В северо-западных районах области слой годового стока составляет 70 мм, а в юго-восточных – немногим превышает 10 мм. Причем 70% годового стока, а в юго-восточных районах до 90% приходится на период кратковременного весеннего половодья. Среднеобластной слой речного стока (33 мм) более чем в 7 раз уступает среднероссийскому показателю, а в расчете на одного жителя (2,4 тыс. м3 /чел.) – более чем в 10 раз.

Несмотря на низкую водообеспеченность в целом по области водохозяйственный баланс (в годовых объемах) бездефицитен. Однако вследствие неравномерного внутригодового распределения стока отмечаются дефициты водных ресурсов в меженные месяцы. Напряженность водохозяйственного баланса усиливается на юге и юго-востоке области.

Область имеет ресурсный потенциал топливно-энергетического, строительного, теплоизоляционного, металлургического, агрохимического и рудного сырья. В последние годы открыт ряд месторождений и перспективных участков нетрадиционных видов минерального сырья (бентониты, глаукониты, кремнистые породы), используемых в качестве природных сорбентов, естественных мелиорантов, минеральных удобрений.

В минерально-сырьевом потенциале Ростовской области важное место занимают неметаллические полезные ископаемые, которые являются основой для развития производства строительных материалов и стройиндустрии. Область имеет также предпосылки для расширения ресурсного потенциала дефицитных видов сырья: таких, как цементное, сырье для производства минеральной ваты, агрохимическое, кремнистое, стекольное, сорбентное и пигментное.

Общее количество запасов угля на территории Ростовской области, учтенное до глубины 1 500 м, составляет 13 523,9 млн. тонн, в том числе разведанных (категории А+В+С1) – 6 584,2, предварительно оценённых (категория С2) – 3 160,3, забалансовых – 3 779,4 млн. тонн. Марочный состав углей разнообразен – от длиннопламенных до антрацитов. Преобладают антрациты (87%), коксующиеся угли составляют лишь 5,2% от общего количества балансовых запасов.

В границах области открыты и учтены 21 месторождение углеводородного сырья: 16 газовых, 3 газоконденсатных, 1 нефтегазоконденсатное и 1 газонефтяное. Разведанные геологические запасы свободного газа составляют 31,183 млрд. м3, а предварительно оценённые – 17,673 млрд. м3. По нефти значения в разрезе вышеназванных показателей соответственно равны 1,891 (извлекаемые – 0,783) и 1,679 (извлекаемые – 0,713) млн. тонн, а для конденсата – 0,188 (извлекаемые – 0,162) и 0,001 (извлекаемые – 0,001) млн. тонн. Перспективные ресурсы Ростовской области составляют 54,732 млн. тонн нефти (извлекаемые) и 69,405 млрд. м3 газа (геологические)1.

Все месторождения углеводородного сырья Ростовской области по величине запасов относятся к мелким. Для увеличения добычи газа в северной части Ростовской области начато строительство нового газопровода «Марковско-Астаховского». Современное состояние газодобычи в области следует признать неудовлетворительным, а потенциал достаточно высоким, так как из ее недр отобрано менее 20% начальных разведанных запасов газа. Имеются значительные перспективы открытия газовых и газоконденсатных месторождений.

Уникальное геополитическое и геоэкономическое положение

Ростовская областьрасположена на юге Европейской части России. Граничит на юге с Краснодарским и Ставропольским краями, на юго-востоке – с Калмыкией, на востоке и северо-востоке – с Волгоградской областью, на севере – с Воронежской областью, на западе проходит государственная граница с Украиной (с Донецкой и Луганской областями протяженность сухопутной границы составляет 660 км), на юго-западе омывается Таганрогским заливом Азовского моря (имеет морскую границу с Украиной).

Уникальное географическое и геополитическое положение обеспечивает области звание и функции «ворот Северного Кавказа». В г. Ростове-на-Дону расположен аппарат полномочного представителя Президента РФ по ЮФО, Южное таможенное управление, а также функционируют региональные офисы крупных вертикально интегрированных российских и зарубежных корпораций.

Выгодное геополитическое положение создаёт предпосылки для активной внешнеполитической роли Ростовской области на юге (Турция, Азербайджан, Армения, Грузия и др.) и юго-западе (Украина, Румыния и др.) России, а также особую политическую и экономическую роль в связи с соседством с Северо-Кавказскими республиками, Краснодарским краем с его высокоразвитым рекреационным и транспортным сектором, Астраханской областью и её выходом в Казахстан. В Ростовской области осуществляют деятельность Представительство Министерства иностранных дел Российской Федерации, Генеральное консульство Республики Армения, Генеральное консульство Румынии, Почетный консул Словацкой Республики, Торговое представительство Венгрии, действует Генеральное консульство Украины, Белоруссии, а также работает заместитель руководителя Торговой миссии Украины в России.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Введение общие положения

    Закон
    ... изданию 1998 года. ВведениеОбщиеположения Примерно в 1780 году ... 3. Права реализации § 15 Общиеположения (1) Автор имеет исключительное право ... Раздел 3. Принудительное исполнение 1. Общиеположения § 112 Допустимость обращения принудительного ...
  2. 1 введение (общие положения) 4

    Автореферат диссертации
    ... ПОСЕЛЕНИЯ г. Санкт - Петербург 2010 г. СОДЕРЖАНИЕ 1.ВВЕДЕНИЕ (ОБЩИЕПОЛОЖЕНИЯ) 4 1.1. ЦЕЛИ ПРОЕКТА ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА 8 1.2. ... РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА 28 ВВЕДЕНИЕ (ОБЩИЕПОЛОЖЕНИЯ) Проект Генерального плана Елизаветинского сельского ...
  3. Общие положения (156)

    Документ
    ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЕПОЛОЖЕНИЯ СПЖД. Cистема продажи пассажирских железнодорожных ... и проведения расчетов по таким продажам. Общиеположения. На резервирование железнодорожного проездного документа ...
  4. 1 общие положения (237)

    Документ
    ... по военно-учетной специальности (сержант) 1. Общиеположения 1.1. Проект проводится в рамках государственной программы ... ). II. Тактическая подготовка Тема 1. Лекция – 2 ч. Введение. Общиеположения Тема 2. Лекция – 8 ч, практика – 2 ч. Способы ...
  5. Положение об управлении оценки объектов недвижимости фгуп «федеральный кадастровый центр «земля» 1 общие положения

    Закон
    ... кадастровый центр «Земля» 1. Общиеположения 1.1. Управление оценки объектов недвижимости ... социально-экономических последствий от введения в действие имущественных налогов ... прогноза экономических последствий от введения в действие имущественных налогов. ...

Другие похожие документы..