Главная > Документ


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

АДМИНИСТРАЦИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР

ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА

МОЯ РОДИНА –

ЛИПЕЦКИЙ КРАЙ

ЛИПЕЦК – 2003

ББК 63.3 (2Р – 4 Ли)

М 87

МОЯ РОДИНА – ЛИПЕЦКИЙ КРАЙ

Выпуск 2. Материалы X областной конференции участников туристско-краеведческого движения «Отечество». Липецк: 2003. – 230 с.

Редакционный совет:

Беззубцева Н.В. (редактор-составитель)

Бессуднов А.Н. (научный редактор)

Жирова И.А.

Клоков А.Ю.

Ответственный за выпуск: Колмаков В.И.

© Областной Центр детского и юношеского туризма, 2003 г.

Предлагаемое вниманию читателей издание является очередным коллективным трудом юных исследователей, издаваемым по инициативе сотрудников Липецкого областного Центра детского и юношеского туризма – подлинных энтузиастов своего дела.

Практика показывает, что такая форма работы с детьми при поддержке педагогов и ученых позволяет максимально раскрыть их творческий потенциал, определиться с выбором профессии, обрести уверенность в своих силах, смотреть с оптимизмом в будущее. Особенно способствует формированию у подрастающего поколения патриотизма, любви к своей Малой Родине конкретная общественно-полезная деятельность, направленная на изучение и сохранение историко-культурного наследия, на решение злободневных экологических проблем, на выявление и возрождение народных традиций.

В ходе проведения разного рода экспедиций школьники на деле осознают свою нужность и имеют возможность видеть результаты своей деятельности. Взрослым важно понимать, что любые формы детского дополнительного образования следует поддерживать в первую очередь.

В последние годы наметилась устойчивая тенденция на поддержание администрациями города и области такого рода начинаний. Очень хочется надеяться, что она сохранится и в дальнейшем. Нельзя упустить реальной возможности для эффективного решения насущных проблем современного образования и воспитания, направленных на формирование полноценной личности демократического общества.

А.Н. Бессуднов, заведующий кафедрой отечественной истории ЛГПУ,

кандидат исторических наук, доцент.


Ольга Бирюкова,

СОШ № 2 с. Чернава

Измалковского района.

Руководитель: Г.Ф. Агеев.

КОГДА СЕЛО ПОДВОРГОЛЬНОЕ

СТАЛО СЕЛОМ ИЗМАЛКОВО

Разыскивая сведения по краеведению в читальном зале Чернавской библиотеки, нас заинтересовала небольшая книга В.А. Прохорова «Липецкая топонимия». О Чернаве мы ничего нового там не нашли, а вот история названия села Измалково нас заинтересовала. В этой небольшой книге о селе Измалково сказано следующее: «Селение здесь уже было в начале XVII века, и называлось оно д. Подворгольской - по местоположению в верховье р. Воргола. В документе 1676 года отмечается как новопоселенное село, «что была д. Подворгольская», насчитывавшее 30 дворов. Название - по владельцам Измалковым, упоминаемым в документах XVII и начала XVIIIв.». Следовательно, согласно утверждению В.А.Прохорова, сначала было село Подворгольское, затем этот же населенный пункт в XVII-XVIII в.в. стал называться селом Измалково. Но когда это произошло конкретно?

В историческом документе под названием «Список населенных мест по сведениям 1866 года» (т. 29), изданном в Санкт-Петербурге в 1871 г. наше внимание привлекли данные под номерами 1390 и 1391. Под номером 1390 была деревня Измалкова, 14 дворов, 73 жителя. А под номером 1391 - село Подворгольское, 137 дворов . 1428 жителей. Мы пришли к выводу, что даже в середине XIX века, в 1866 году, большое село Подворгольское и маленькая деревня Измалкова - были разные самостоятельные населенные пункты. Теперь перед нами возникло сразу два вопроса: когда они объединились? Почему объединенное село стало называться не Подворгольским, а по названию маленького населенного пункта - Измалково?

В другом документе - «Данные переписи населения в Елецком уезде в 1886 году» упоминается только село Измалково. Следовательно, объединение произошло между 1866 и 1886 годами. Но когда конкретно? Из других источников мы узнали, что в 1872 году была открыта Измалковская школа. Она так и называлась - Измалковская, хотя была расположена на территории села Подворгольского (это отмечено в скобках). Следовательно, в 1872 году уже было объединенное село Измалково, но по привычке (хотя и в скобках) еще упоминали Подворгольское. Теперь нужно было найти важное событие, которое повлияло на объединение этих двух населенных пунктов и дало название селу по маленькому населенному пункту. Мы нашли это важное событие. Им оказалась построенная в 1870 году железная дорога Елец-Орел. Она прошла через территорию деревни Измалкова, и здесь была построена железнодорожная станция.

Таким образом, до 1870 года существовало одновременно два разных населенных пункта - село Подворгольское и маленькая деревня Измалкова. После прокладки железной дороги Елец-Орел со станцией Измалкова оба населенных пункта объединились в одно село, которое получило наименование по названию станции - село Измалково.

Так что в «Липецкой топонимии» надо сделать уточнение: село Измалково образовалось после постройки железной дороги Елец-Орел в результате объединения двух населенных пунктов - села Подворольского и деревни Измалкова. Село стало именоваться по станции.

Сергей Привалов,

ООШ с. Кривка Усманского района.

Руководитель: Л.В. Попко.

ИСТОРИЯ СЕЛА КРИВКА

Отчизну возродит село,

Где с крепким корнем люди.

На том стояла и стоять

Всегда Россия будет!

Чем больше я узнаю о своем крае, тем больше убеждаюсь, что моя родная Кривка, мое село, «затерявшееся среди русских равнин», единственное и неповторимое, одновременно похоже на многие тысячи таких же российских деревень. История Кривки неотделима от истории государства Российского.

Изучение своего края я начал с «Очерков по истории Усманского края» Б.П. Княжинского, где говорится, что уже в 1645 году (в год образования Усмани) были определены границы новообразованного Усманского уезда на севере по реке Кривке. Но территория эта была незаселенная, «дикопорожняя», или «дикое поле».

Кривка на пути врагу была преградой как рубеж, как часовой страны. Первые поселенцы (9 хозяйств из Куликово) были, по всей вероятности, не только трудолюбивыми и смелыми людьми, но и задумавшими остаться здесь жить навсегда. Я делаю такой вывод исходя из факта, что уже через 2 года, в 1700 году в Кривках (так вначале именовалось наше село) была построена церковь в честь Михаила Архангела.

По рассказам предков, передаваемым из поколения в поколение и дошедшим до наших дней, церковь была деревянная и находилась недалеко от бывшей начальной школы. Рядом с церковью было сельское кладбище с кирпичной оградой. Посреди кладбища построили часовенку размером 4х4 м. На могилы умерших клали надгробные каменные плиты. Позднее кладбище было перенесено на окраину села, в километре на запад от центра.

В 80-е годы XIX столетия при церкви была открыта церковно-­приходская школа - тоже деревянное небольшое здание, как и церковь.

Согласно переписи 1887 года (по архивным данным) в школе обучалось 52 ученика. За трехлетний период обучения крестьянских ребятишек учили читать, писать, прививали детям веру в Бога и давали знания по основам арифметики. Учение было строгим, и отличившимся по окончании школы давали Почетные грамоты с оценками успеваемости, вручали Евангелие или Библию. Бланки грамот были большого формата и украшались портретами царей.

Мне удалось установить (по рассказам Д.П. Ролдугина, летописца и краеведа нашего села), что учили ребят священник Макарий и его дочь Макариха (так ее звали в селе). В памяти людей того времени сохранилось доброе отношение священника Макария к простым мужикам.

Деревянная церковь прослужила людям до 1901 года, а вблизи была построена новая кирпичная. Простояв 200 лет, церковь оставалась прочной, добротной, и ее продали в деревню Прудки.

Новая церковь была очень светлой, с хорошей акустикой, с отоплением из подвала: тепло проходило из решеток в полу; богатая люстра под куполом, хор из прихожан; отличный псаломщик со скрипкой и камертоном отлаживал хор с прекрасными голосами; на служителях церкви были богатые ризы. Молящиеся в церкви стояли по разным сторонам: женщины - слева, мужчины - справа. Дети были с матерями и отцами. В конце поста, перед Пасхой, обязательно исповедывались.

Наши предки были не только глубоко верующими, но и прогрессивными для своего времени людьми, понимающими роль образования. После строительства новой церкви, в 1914 году была построена и новая кирпичная школа, здание которой сохранилось до наших дней. Но о церкви кривчане проявляли особую заботу. В тяжелые 1920-21 годы обновили ее. Покрасили в приятный бирюзовый цвет крышу, позолотили кресты над куполами. Вокруг церкви построили забор из двухметрового штакетника, внутри которого посадили много берез. Они хорошо прижились и радовали селян.

Конец двадцатых годов прошлого века для нашего государства - время борьбы с верующими, закрытие и разорение церквей. И Архангельскую церковь в Кривке это не миновало. Церковь была закрыта, в ее здании расположилось автохозяйство Дрязгинского района. Позднее поснимали все колокола, и культовая жизнь в селе велась подпольно, без церкви. В 1941 году начали ломать стены, кирпич стали возить в райцентр (ныне село Октябрьское) и селянам для строительства печей. Сохранилась лишь одна колокольня с крестом на высоте 50 метров. В ночь на 4 июня 1975 года ударом разразившейся грозы был сожжен шпиль с крестом, и остался один остов колокольни, напоминающий нам о былой церкви и о делах людей, творивших разруху. Крест, упавший на землю, старушки долго хранили в доме, а потом отнесли на кладбище, где он сейчас и находится.

Обычно церковь определяла центр села. Так и у нас в Кривке. На протяжении трехсотлетней истории менялся облик села. Исчезли многие улицы, даже деревни, а вот центр остался на прежнем месте. На месте старого кладбища сейчас стоит памятник воинам-землякам, павшим в годы Великой Отечественной войны. «Памятник - это память нашей неиссякаемой скорби, установленный на костях наших предков, похороненных здесь с начала основания села», - говорили при открытии памятника.

Изучая вопрос о роли церкви в культурной жизни Кривки, я много узнал о мирской жизни священнослужителей нашего села, о месте нахождения их усадеб. История Кривки насчитывает всего три века. Много это или мало? Я думаю, что не в этом суть, а в том, что с таких маленьких деревень начинается Россия, начинается русская культура.

Феликс Елисеев,

СОШ № 1 пос. Добринка.

Руководитель: В.В. Елисеев.

ЖИЛА-БЫЛА ДЕРЕВНЯ ДОБРИНКА

Добринка относится к тем селениям, которым «повезло». В Российском Государственном архиве древних актов имеется документ, который чётко определяет дату основания нашего райцентра. Сог­ласно документу 17 мая (30 мая - по новому стилю) 1802г. усманский уездный землемер Овчинников провёл размежевание земель для переселенцев Пушкарской слободы из бывшего города Доброго. Этими переселенцами были однодворцы. Добрый, как крепость на Белгородской засечной черте, потерял статус города ещё в 1779г.

Бывшие «служилые люди по прибору» - стрельцы, казаки, пушкари - стали однодворцами. Безземелье толкнуло их на поиск новых земель. Несколько семей прибыло на эту землю. Бывшие пушкари получили несколько десятин казённых земель. Новое поселение получило название Выселок города Доброго. Чуть позднее оно значится как Добринская. Носило оно и другое название – Бахтино. Таким названием оно было обязано озеру Бахтино, около которого поселились добровцы. Первыми поселен­цами Добринки были Яриковы, Размолодины, Секачёвы. Эти фамилии и по наши дни можно встретить в селе Добром.

В документах за 1802г. Выселок города Доброго значится как «поселение иностранное». Всего десять семей насчиты­валось переселенцев в том далёком 1802г. Им было нелегко. Немало пришлось приложить труда по осушению здешних болот. Согласно «Списку населённых мест Российской империи» в 1859г. в деревне Добринке второго стана Талицкой волости Усманского уезда Тамбовской губернии насчитывалось 17 дворов. Здесь проживало 112 мужчин и 115 женщин.

Основным занятием добринцев было земледелие и скотоводство. Выращивали озимую рожь, пшеницу, овес. Часть населения занималась кустарными промыслами. Славились бондари, портные, овчинники, сапожники, шерстобиты и сукновалы. Женщины для своих нужд, а частью и для продажи, занимались ткацким делом: выделывали пеньковые и льняные холсты, которые находили спрос на городских рынках.

Следует отметить, что первые поселенцы-добровцы жили в районе нынешних улиц Ленина и Горького. К сожалению, из всех построек сохранилась только «казарма». Она была построена в конце 60-х годов XIX века и предназначалась для рабочих станции Добринка. Именно в ней в 1888-1889г.г. жил Алексей Пешков, позднее - знаменитый писатель Максим Горький.

Земли добринцев соприкасались с землями государственных крестьян села Чуевки (тож Козлово). Граница их проходила по нынешней улице Назаркина (тогда она именовалась Межевой). До строительства железной дороги земли добринцев граничили с землями переселенцев - крестьян из Талицкого Чамлыка. В народном просторечии это селение именуется как Чамлычок, чисто официальное - Выселки Талицкого Чамлыка, или Талицкие Выселки. На территории нынешнего поселка Прогресс простирались помещичьи владения. Сохранившиеся пруды свидетельствуют о том, что здесь были барские земли. По-видимому, здесь была усадьба и земли помещиков Терпигоревых, позднее - Бабенышевых.

За Добринкой надолго закрепился статус деревни. Церковный приход был в соседнем селе Чуевке. В 1856г. добринцы отвели часть земель для церковного причта Никольского православного храма в этом селении. По «любовной сказке», как свидетельствуют архивные документы, государственные крестьяне деревни Добринки отвели под храм 33 десятины земли. В 1859г. православный храм был построен.

Деревня Добринка (тож Бахтино), по-видимому, так и осталось бы безвестным селением Тамбовщины, если бы не была проведена железная дорога, или, как её тогда именовали в народе, «чугунка». В декабре 1869г. через селение пролегла Грязе-Борисоглебская железнодорожная ветвь. Согласно донесению талицкого волостного старшины Стрельни­кова, линейному уездному землемеру от 26 февраля 1873 года «под линию Грязе-Борисоглебской железной дороги» добринцы «продали» 6 десятин 1194 сажени земли, в то время как крестьянское общество Чуевки было вынуждено продать под «чугунку» 13 десятин 788 саженей земли. В это время в Добринке насчитывалось всего лишь 16 дворов и проживало 115 мужчин и 116 женщин. С проведением железной дороги селение не только постепенно сливалось с поселком железнодорожников, но и было втянуто в товарно-денежные отношения.

В Государствен­ном архиве Тамбовской области хранится план торговой (рыночной) площади деревни Добринки. Она тянулась со стороны болот, где расположен ныне райотдел внутренних дел, до зданий районного совета и районной администра­ции. Именно сюда везли хлеб из девяти волостей Усманского уезда Тамбовской губернии и ряда волостей Бобровского уезда Воронежской гу­бернии. Еженедельно по понедельникам здесь собирался большой базар, где скупалось зерно у крестьян целыми подводами. Крестьяне Добринки сдавали эту базарную площадь на откуп за 300 руб­лей в год. Крестьяне, привозившие хлеб, были обязаны платить базарный сбор - по 10 копеек с воза. Некоторые из них старались избегать этого, привозя хлеб в небазарные дни. Следует отметить, что с апреля по август наблюдался особый пик торговли хлебом в Добринке.

В селении было немало скупщиков хлеба. Эти оборотистые деревенские мужики со временем скопили солидный капитал. Среди них следует отметить «патриарха» таких скупщиков Назара Пашкова. На смену ему в конце 70-90-х годов XIXв. пришли Фёдор Аркадьевич Ушаков, имевший винный склад, Павел Самойлович Копелевич, занимавшийся хлебной ссыпкой. Кроме того, он имел мельницу «товарного типа» и винный склад. Крупным землевладельцем и торговцем был Михаил Павлович Чепуков. Сорокин торговал лесом, имел в деревне дровяной склад. Занимался он и ссыпкой зерна. Купец Болховитинов занимался первоначально скупкой зерна, а со временем, в конце XIX в., открыл собственный магазин в Добринке. Это здание, немного перестроенное, сохранилось и по наши дни. В былые времена там находился магазин «Книги», а сейчас магазин «Кооператор». Купец Васи­лий Дмитриевич Федоров имел в Добринке несколько лавок, в которых он сам и его приказчики торговали бакалейными товарами. В 1889г. он перебрался в уездную Усмань, где в октябре 1901г. по­строил махорочную фабрику.

В архивах сохранились и такие статистические дан­ные: в 1893г. из Добринки было вывезено 1549 тысяч пудов сельхозпродуктов, а в 1895г. - 1767 тысяч пудов. Следует отметить, что больше всего вывозилось хлеба «в зерне». Только в 1894г. его было вывезено 1683 тысячи пудов. В 1899г. из Добринки было отправлено 22 тысячи штук куриных яиц, 22300 пудов живой птицы и 8300 пудов битой птицы. Интересен и тот факт, что из селения в Англию вывозили пе­репелов.

Однако, несмотря на проложенную железную дорогу и оживленную торговлю, по данным на 17 июня 1872г. здесь насчитывалось всего 27 домохозяев. Как и в былые времена, крестьяне решали все вопросы на сходе. Это передел земли, избрание старосты, поверен­ного по делам общества. В июне 1872г. поверенным крестьянского общества Добринки был выбран Алексей Иванович Секачёв. По воспо­минаниям старожилов, на сельских сходах разворачивалась ожесточённая борьба за земельный передел. Если даже большинство схода принимало решение о переделе земли, меньшинство ложилось под сохи и не давало пахать, когда на их прежние полосы выезжали новые хозяева. Были в се­лении случаи, когда после передела земли эти участки оставались неза­сеянными.

В конце XIX в. в Добринке насчитывалось уже 46 дворов и проживало 169 мужчин и 188 женщин. Работоспособных: мужчин - 89, женщин - 88 душ. Часть добринцев покинула родное селение и переселилась в далёкую Оренбургскую губернию. К сожалению, неизвестно какое количество домохозяев покинуло насиженные места. По-видимому, немало. По данным за 1896г. в селе Добринке Оренбургской губернии (ныне это Александровский район) насчитывалось 315 дворов, и костяк их составляли переселенцы из усманской деревни Добринки. В конце XIX в. крестьянская община деревни Добринки владела 409,5 десятинами земли. На одну ревизскую душу приходилось по 3,5 десятины, а надел на наличную мужскую душу составлял ещё меньше - 2,4 десятины. Кроме того, в Добринке болотами было занято 44,7 десятин земли.

Только 42 домохозяина лично обрабатывали свой надел. Два домохозяина вынуждены были сдавать землю в аренду. Два добринца сдавали в аренду часть надела. Истощенность земли, солончаки, заставляли 35 добринцев арендовать 201 десятину земли у местных помещиков Поповых и Бабенышевых. В крестьянских хозяйствах насчитывалось 108 рабочих лошадей, 119 голов крупного рогатого скота, 533 овцы и 63 свиньи. Наблюдается резкое расслоение крестьян в селении. В Добринке насчитывалось 12 домохозяев, которые имели по одной лоша­ди. Десять домохозяев владели по 4-5 лошадей, а двое - более 5 лошадей. 6 добринских хозяйств вообще не имели лошадь - кормилицу в деревне. 6 добринских дворов не имели никакого скота. Забегая вперёд, отмечу, что через 30 лет - в начале XX в. 7 хозяйств из 98 арендовали землю у своих односельчан. 33 хозяйства - на стороне, трое сдавали землю в аренду. 6 хозяйств были без всякого скота, 2 хозяйства без лошади и коровы, но с молодняком; 24 хозяйства были без лошади и 18 хозяйств - без коровы.

В конце XIXв. кроме земледелия и скотоводства некоторые добринцы занимались пчеловодством. У шести крестьянских хозяйств насчитывалось 72 колоды пчёл. 16 домохозяйств имели сады, в которых было 157 садовых деревьев. В Добринке был 1 трактир и шесть так называемых промышленных предприятий. Это были небольшие кустарные заведения. На плечах добринцев лежало немало плате­жей - оброчная подать, государственные платежи, общественные во­лостные и сельские сборы. Они составляли колоссальную по тем временам сумму - 1038 рублей. На одного работника приходилось по 11 рублей 60 копеек платежей. В селении насчитывалось всего лишь 11 грамотных мужчин и одна женщина. Из детей грамотными были два мальчика.

Елена Чижикова,

ООШ № 12 г. Ельца.

Руководитель: С.В. Обрежа.

МОНАСТЫРСКАЯ СЛОБОДА

«Знаменский девичий монастырь занимает прекрасное возвышенное уединенное место на Каменной горе. С южной стороны монастыря у подошвы горы струятся светлой воды родники, соединяющиеся с неболь­шой речкой Ельчиком, серебристой лентой протекающей по каменис­тому углубленному руслу. С северо-восточной стороны пролегает глубокий сухой каменистый овраг, на западной стороне проходит Сазыкинская дорога, Яблоновая поляна, от нее идет Пищулинская тропа, по которой изредка проезжают сельские жители»... В 1691 году по межевой книге на основании Высочайшего Указа были отведены эти земли под владение Знаменского девичьего мо­настыря, и Елецким воеводой Городецким установлены знаки по их владению, «а посему были из казны земли и угодья в Елецком стану - в пустошах: Сазыкинской, Лепикиной и Яблоновой полянах - 20 четвертей в поле, а в двух потому ж и отмежевано: также межи, ямы и прани учтены, - и записаны в писцовых Елецких и межевых книгах 1697 года. На владение же означенной вотчиной выдана сему монастырю грамота ...». Эти выдержки из сведений о Знаменском девичьем монастыре взяты из писцовой книги Елецкого воеводы Городецкого, составленной в 1697 году. Указанный источник и ряд других документов: книги, старые газеты, а также беседы с жителями и многочисленные экскурсии к монастырю позво­лили мне проследить историю монастырской слободы от ее основа­ния до 1917 года. Из историчес­ких источников я узнала много нового об этом интересном месте в нашем городе.

Межа по пустошам Яблоновой и Лепикиной была покрыта лесом, прямо поднимался каменный верх до самого дорож­ного колодезя. Далее располагались ямы, в которых как расска­зывали старожилы, крестьяне сел Яблоново и Лепикино из этого леса выжигали «уголья» для своих куз­ниц и готовили швырковые дрова, хранившиеся в аккуратно уложен­ных поленницах.

В 1764 году последовало учреждение штатов и секуляри­зация монастырских имений. Тогда же монастырь уп­разднили. В том же году многие семьи крестьян Сазыкино и Ябло­ново переселились вниз по горе. Здесь они построили «курные избы» и платили оброчные налоги. Эти крестьяне и получили позднее наз­вание слобожан.

В 1818 году на просьбу многих граждан Ельца пришло всемилости­вое воззрение Всепресвятейшего Державнейшего Великого Госуда­ря Императора и Самодержца Всероссийского Александра Павловича. Документ гласил: «...В означенном городе Ельце до состояния штатов имелся Зна­менский девичий монастырь, который при воспоследовании иных уничтожен и обращен в приходскую церковь; с продолжением же времени около сей церкви из разных званий города Ельца со­бирались вдовы и сироты для безмолвной жизни, устроились кель­ями, коих ныне имеется не менее сорока. Обстоятельства сии подвигли их создать такое общество вдов и сирот паки монастырь, с наименованием его Знаменским...». На этом документе поставлено собственно его Импера­торского Величества рукою: «Быть по сему. Александр. Верона окт. 28 год 1822».

С этого времени слобода основательно сложилась как пригородная часть Ельца. Сюда начали стекаться юродивые, нищие и беглые люди. Среди них встречалось много мастеровых, которые стали обзаводится своими хозяйствами, ибо разрастающиеся владения монастыря требовали все больше рабочих рук. В 1854 году с высочайшего соизволения приобретается монастырем от казны 100 десятин земли, а в 1866 году старанием игуменьи Павлины и разрешением министра Государственных Имуществ отрезано еще 50 десятин земли, находившихся в Злобин-Воргольской даче Елецкого уезда. Жители слободы большей частью являлись земледельцами, и мастеровыми, как-то: кузнецами, сапожниками, бондарями. Особенно славились кузнецы - настоящие мастера-худож­ники. Их изумительная работа видна и сегодня: это решетчатая ограда дома Заусайлова по бывшей улице Орловской (ныне Комму­наров), ограда Дворянского сада (ныне Детский парк), связанные кольца-стропы, крепящиеся за купольные кресты Вознесенского собора, и многие другие поделки, ныне исчезнувшие. Кстати, жители монастырской слободы по своим ремеслам и быту были близки к жителям слободы Ламской. Это они поставляли брички, тарантасы, сани, всевозможные бочки, петли-держатели, обручи ухватки, вилы, грабли и другой хозяйст­венный инвентарь. В слободе Ламской кузнецы Монастырской сло­боды поставили часовню - сторожевой столб изящной работы, на котором находилась икона Божьей Матери, именуемая «В скорбях и печалях Утешение». Столб этот стоял напротив дома мещанина Петра Ивано­вича Ситникова. В специальной нише горела неугасаемая лампада.

Знаменитые подковы слободчан были известны еще в древ­ности, как указывает опись государственных имуществ за 1654 год по городу Дебрянску (Брянску): «... а по сему числится ...скоб квадратных и костырей-ершей с заусенцами, да подков ножных для гужа «снежного хода» - всего за монастырем, что рядом с Пятниц­кой слободой, вещиц металлических - 21546. Оные металлические вещицы сработаны и привезены из града Елец от мастеровых его ж, живущих по берегам речки Елец и Сосна».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА МОЯ РОДИНА – ЛИПЕЦКИЙ КРАЙ ЛИПЕЦК – 2002

    Документ
    ... ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА МОЯ РОДИНАЛИПЕЦКИЙ КРАЙ ЛИПЕЦК – 2002 ББК 63.3 (2Р – 4 Ли) М 87 МОЯ РОДИНАЛИПЕЦКИЙ КРАЙ ... без предвзятости и субъективности. В 2003 году Липецк отмечает свой 300-летний юбилей ...
  2. ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА МОЯ РОДИНА – ЛИПЕЦКИЙ КРАЙ ЛИПЕЦК – 2002

    Документ
    ... ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА МОЯ РОДИНАЛИПЕЦКИЙ КРАЙ ЛИПЕЦК – 2002 ББК 63.3 (2Р – 4 Ли) М 87 МОЯ РОДИНАЛИПЕЦКИЙ КРАЙ ... без предвзятости и субъективности. В 2003 году Липецк отмечает свой 300-летний юбилей ...
  3. Управление образования и науки детский оздоровительно-образовательный центр (спорта и туризма) организация

    Методические рекомендации
    ... (2001, 2004 гг.), «Моя родинаЛипецкий край» (2002, 2003, 2004, 2005 гг.). Приказом ... инструкторов детско-юношеского туризма. - М., 2004. СОДЕРЖАНИЕ Учителю о школьном туризме 1 Из истории детского туризма 3 Школьный туризм в Липецкой области ...
  4. Программа средней общеобразовательной школы №61 имени г липецка на 2006-2010 гг

    Программа
    ... Родина моя» 2003 г.- 3 место Областной конкурс «Экопроект» 2003 г. Благодарственное письмо комитета по экологии администрации Липецкой ... 2003 г. 1 место за реферат «Петр Первый и Липецкий край ... городским центрами детского и юношеского туризма, городским ...
  5. 2006 г г липецк 1 информационная карта программы развития учреждения

    Программа
    ... Липецкого эколого-гуманитарного института и т.д.), в том числе на Федеральных курсах (Скопинцева Л.С. – 2003 ... Это мой дом и моя семья» ... края ... детская картинная галерея, комната школьника, база детского и юношеского туризма и экскурсий, детский ... к Родине; ...

Другие похожие документы..