Главная > Книга


Структура программы

  1. Введение……………………………………………………….. ………………..3

  2. Пояснительная записка……………………………………...............................6

  3. Содержание программы………………………………………………………..8

  4. Критерии оценивания результативности программы….. ………………...12

  5. Выводы………………………………………………………... ………………...17

  6. Литература……………………………………………………. ………………...18

  7. Приложения…………………………………………………... ………………...19

      • «Первый раз в 1 класс – это праздник или стресс?» (№1)

      • «Первоклассные дети» (№2 -4)

      • Тесты и упражнения для будущих первоклассников» (№5 -7)

      • Диагностирование готовности к обучению в школе (№ 8)

      • Как делать уроки с первоклашкой? (№ 9)

      • Книга в школьном портфеле (№ 10)

      • Не пойду я в эту школу! (№ 11)

      • Ребёнок и компьютер (№ 12)

      • Учить писать дошкольника? (№ 13)

      • Памятка родителям (№ 14)

      • Планирование работы «Школы будущих первоклассников» (№15)

Педагогика должна стать наукой для всех -

и для учителей и для родителей.

В.А. Сухомлинский

Введение

Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением ";внутренней позиции школьника";.
Наличие ";внутренней позиции школьника"; имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен.
Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в учебных занятиях еще до прихода в школу. Усиленная подготовка к школе, посещение дошкольных лицеев, гимназий и т.д. зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает пережить значимость этого события.
В поддержании у первоклассника ";внутренней позиции школьника"; неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.
Многочисленные ";можно";, ";нельзя";, ";надо";, ";положено";, ";правильно";, ";неправильно"; лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность.
Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Можно согласиться с мнением ряда психологов, что здоровый, любознательный, верящий в себя и умеющий строить взаимоотношения с другими людьми ребенок без серьезных проблем включается в школьную жизнь.
Тем не менее начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.
Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других - одну четверть, у третьих - растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.

Результат адаптации – адаптированность, которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности.

Дети далеко не одинаково легко «вживаются» в новые условия. Выявлено три уровня адаптации детей к школе:

1.ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ.(50%)

-первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, учебный материал усваивает легко, общественные поручения выполняет охотно и добросовестно, занимает в классе благоприятное статусное положение.

2.СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ.(33,3%)

-первоклассник положительно относится к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.

3.НИЗКИЙ УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ.(16,6%)

-первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье, доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, учебный материал усваивает фрагментно, общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен, близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

Для того чтобы период адаптации к школе прошел у ребёнка относительно легко, очень важно, чтобы взаимоотношения в семье были хорошими, отсутствовали конфликтные ситуации и к тому у самого ребёнка должен быть благоприятный статус в группе сверстников.

Единство требований семьи и школы – очень важный принцип воспитания: школа даёт ребёнку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности, семья обеспечивает жизненный практический опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние.

В чём же семья должна дополнять школу?

Прежде всего, она призвана обеспечить ребёнку непосредственное эмоциональное общение, атмосферу любви и взаимопомощи, воспитание у ребёнка самостоятельности, ответственности, ответственного отношения к своим обязанностям.

Пояснительная записка

Хочется напомнить, что работа классного руководителя начальных классов имеет свою специфику. Здесь чаще всего учитель и классный руководитель - одно и то же лицо, что имеет свои плюсы для первоклассника в период адаптации.

Мною была разработана программа «Семья + школа = успешная адаптация первоклассника к школе».

Актуальность данной программы заключается в том, что нет учителя начальных классов, который бы не сталкивался с проблемой дезадаптации части первоклассников (Низкий уровень адаптации имеют в среднем16,6% первоклассников).

Это достаточно серьёзная проблема, ведь дезадаптированный первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье, доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, учебный материал усваивает фрагментно, общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен, близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников и так далее.

Однако, несмотря на это, я не встречала до сих пор специальной программы по взаимодействию семьи и школы в данном направлении. Литературы, как для педагогов, так и для родителей, достаточно. Я попыталась собрать воедино всё, что мне удалось найти по данному вопросу и обобщить опыт двадцатилетней работы с детьми начальных классов.

Цель данной программы: Обеспечение максимально безболезненного включения ребёнка в новые для него условия - обучения в школе на основе сотрудничества семьи и школы.

Задачи:

  1. Свести к минимуму процент дезадаптации первоклассников.

  2. Создание благоприятного статуса ребёнка в среде одноклассников.

  3. Максимальное привлечение родителей к сотрудничеству с классным руководителем.

Сроки реализации программы: 2-ое полугодие подготовительной группы детского сада - конец 1 класса. (1,5 года)

Условия реализации программы: доверие родителей опыту и профессионализму педагога, желание сотрудничествовать.

Риски: несоблюдение родителями рекомендаций классного руководителя и отсутствие системности и последовательности в действиях.

Прогнозируемые результаты:

  1. Минимальный процент дезадаптации (менее среднего).

  2. Отсутствие «непринятых» детей в коллективе.

  3. Активное участие родителей в жизни класса.

Содержание программы

Работа с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Он координирует усилия по образованию и самообразованию ребенка, изучая информацию о наклонностях воспитанников, материально - бытовых условиях, психологическом климате в семье, требования родителей к обучению и воспитанию в школе и дома, их видение перспектив развития ребенка. Классный руководитель также организует работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность.

(Из письма Минобразования России от 21 июня 2001 г. N 480/30-16)

Я включила в содержание сотрудничества классного руководителя с родителями три основных направления:

1. Психолого – педагогическое просвещение родителей:

* индивидуальные и тематические консультации;

* родительские собрания;

* тренинги и т д.

2. Вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс:

* дни творчества детей и их родителей;

*открытые уроки и внеклассные мероприятия;

* помощь в организации и проведении внеклассных дел:

* помощь в укреплении материально – технической базы школы и класса и т д.

3. Участие родителей в совместных делах с классом.

Мероприятия по реализации программы взаимодействия семьи и школы представлены в виде таблицы. Примечание: срок реализации программы: 2-ое полугодие подготовительной группы детского сада - конец 1 класса. (1,5 года)

Основной упор делается на тщательное информирование родителей о возможных проблемах в обучении и воспитании, о путях предупреждения ошибок в воспитании и обучении.

Месяц

Родительские

собрания

Тематические

консультации

Индивидуальные

консультации

с родителями

Другое

Подготовительный этап

Январь

(до поступления в школу)

Организационное собрание «О работе школы будущих первоклассников»

«Первый раз в 1 класс – это праздник или стресс?»

См. Приложение №1

Презентация школы, будущих учителей 1 класса

Составление банка информации о ребёнке, о семье

(Уточнение списка будущих первоклассников)

Занятия с детьми школьных педагогов в «Школе будущих первоклассников»

(еженедельно в школе по четвергам по 2 занятия)

См. Приложение №15

Февраль

(до поступления в школу

«Первоклассные дети»

См. Приложение №2,3, 4

Занятия в «Школе будущих первоклассников»

(еженедельно по четвергам по 2 занятия)

Март

(до поступления в школу

Об итогах работы «Школы будущего первоклассника»

Учить писать дошкольника?

(Приложение № 13)

Занятия в «Школе будущих первоклассников»

(еженедельно по четвергам по 2 занятия)

Апрель

(до поступления в школу

Начало приёма заявлений в 1 класс

Май

(до поступления в школу

Диагностирование готовности к обучению в школе в Центре психолого- логопедического

консультирования при РУО по желанию родителей

(Приложение № 8)

Прохождение медицинского осмотра

Июнь

(до поступления в школу

Тесты и упражнения для будущих первоклассников»

(Приложение № 7)

Оздоровление детей - будущих первоклассников в пришкольном лагере

1-ый год обучения в школе - основной этап

Месяц

Родительские

собрания

Тематические

консультации

Индивидуальные

консультации

с родителями

Другое

сентябрь

Особенности обучения учащихся 1 класса

Как делать уроки с первоклашкой?

(Приложение № 9)

Не пойду я в эту школу!

(Приложение № 11)

Вручение памяток родителям

(Приложение № 14)

День открытых дверей

октябрь

Книга в школьном портфеле

(Приложение № 10)

Встреча со школьным психологом

(для родителей учащихся, имеющих затруднения в учёбе)

Посещение семей учащихся с проблемами в обучении и воспитании

(совместно с социальным педагогом)

ноябрь

Трудности адаптации

Леворукий ребёнок

-Общешкольный праздник День матери

-Диагностирование адаптированности учащихся с помощью опросника

(Журнал «Начальная школа», №7 от 1997 года)

-Индивидуальные занятия с логопедом

и психологом для детей с высоким уровнем дезадаптации

(систематически в течение года)

декабрь

Встреча со школьным врачом

Совместное чаепитие детей и родителей

январь

Как повысить уровень мотивации к учению?

Катание на лыжах с детьми и родителями

февраль

Методы воспитания и перевоспитания младших школьников

Сбор документов для прохождения медико- педагогической комиссии для детей, испытывающих проблемы в обучении

Прохождение медико- педагогической комиссии детьми, не усвоившими программу 1 класса

март

«Умеет ли ваш ребёнок общаться?»

Посещение семей учащихся с проблемами в обучении и воспитании

(совместно с социальным педагогом)

Утренник с приглашением мам

апрель

Ребёнок и компьютер

Учить писать дошкольника?

(Приложение № 12)

Агрессивный ребёнок. Причины агрессии.

Дни открытых дверей

-Диагностирование адаптированности учащихся с помощью опросника

(Журнал «Начальная школа», №7 от 1997 года)

май

О проведении летнего отдыха детей

июль

Оздоровление детей в пришкольном лагере

Критерии оценивания результативности программы

( По методике Л. М. Ковалёвой, журнал «Начальная школа» №7 от 1997 года)

Даётся опросник. Первый раз - в ноябре и второй раз - в апреле. Результаты сравниваются.

1. Родители совершенно устранились от воспитания, почти не бывают в школе.

2. При поступлении в школу ребёнок не владел элементарными учебными навыками.

3. Не знает многое из того, что известно большинству детей его возраста.

4. Плохо развиты мелкие мышцы рук.

5. Пишет правой рукой, но со слов родителей, является переученным левшой.

6. Пишет левой рукой

7. Бесцельно двигает руками.

8. Часто моргает.

9. Сосёт палец или ручку.

10. Иногда заикается.

11. Грызёт ногти.

12. У ребёнка хрупкое телосложение, маленький рост.

13. Ребёнок явно «домашний», нуждается в доброжелательной атмосфере, любит, когда его гладят, обнимают.

14. Очень любит играть, играет даже на уроках.

15. Такое впечатление, что он младше других детей, хотя по возрасту им ровесник.

16. Речь инфантильная, напоминает речь 4 – 5 –летнего ребёнка.

17. Чрезмерно беспокоен на уроках.

18. Быстро примиряется с неудачами.

19. Любит шумные, подвижные игры на переменах.

20. Не может долго сосредоточиться на одном задании, всегда старается сделать побыстрее.

21. После интересной игры, физкультурной паузы его невозможно настроить на серьёзную работу.

22. Долго переживает неудачи.

23. При неожиданном вопросе учителя часто теряется. Если дать время на обдумывание, может ответить хорошо.

24. Очень долго выполняет любое задание.

25. Домашние задания выполняет гораздо лучше классных ( разница очень существенная)

26. Очень долго перестраивается с одной деятельности на другую.

27. Часто не может повторить за учителем самый простой материал, при этом демонстрирует отличную память, когда речь идёт об интересующих его вещах.

28. Требует к себе постоянного внимания со стороны учителя. Почти всё делает только после персонального обращения: «Пиши!».

29. Допускает много ошибок при списывании.

30. Чтобы отвлечь его от задания, достаточно малейшей причины: скрипнула дверь, что- то упало.

31. Приносит в школу игрушки и играет на уроках.

32. Никогда ничего не делает сверх положенного минимума: не стремится узнать что- то, рассказать.

33. Родители жалуются, что с трудом усаживают его за уроки.

34. Такое впечатление, что на уроках ему плохо, оживает только на переменах.

35. Не любит никаких усилий, если что- то не полчается, бросает, ищет каких- то оправданий.

36. Не совсем здоровый вид.

37. К концу урока работает хуже, часто отвлекается, сидит с отсутствующим видом.

38. Если что- то не получается, раздражается, плачет.

39. Плохо работает в условиях ограниченного времени. Если его торопить, может совсем «отключиться».

40. Часто жалуется на усталость, головную боль.

41. Почти никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен нестандартно, требует сообразительности.

42. Ответы становятся лучше, если есть опора на какие- то внешние объекты (считает пальцы и так далее).

43. После объяснения учителя не может выполнить аналогичное задание.

44. Затрудняется применять ранее усвоенные понятия, навыки при объяснении учителем нового материала.

45. Отвечает не по существу, не может выделить главное.

46. Такое впечатление, что ему трудно понять объяснение, так как основные навыки, понятия у него не сформированы.

Описание методики работы с опросником

Учитель с помощью родителей на бланке ответов вычёркивает номера, в которых описаны фрагменты поведения, характерные для конкретного ребёнка. Бланк разделён вертикальной линией. Если номер вычеркнутого фрагмента находится слева от линии, при обработке засчитывается 1 балл, если справа – 2 балла. Максимально возможная сумма баллов- 70. Подсчитав, какую сумму набрал ребёнок, можно определить его коэффициент дезадаптации:

К= п :70 * 100, где п- количество баллов, набранных ребёнком.

В бланке ответов все имеющиеся факторы поведения определённым образом сгруппированы, что даёт возможность достаточно быстро сориентироваться, определить, какой фактор лежит в основе дезадаптации.

Бланк ответов


РО 1

НГШ 2 3, 4

Л 5, 6

НС 7, 8, 9 10, 11

И 12, 13, 14 15, 16

ГС 17, 18, 19 20, 21

ИНС 22, 23 24, 25, 26

НП 27 28, 29, 30

НМ 31, 32, 33 34, 35

АС 36 37, 38, 39, 40

НИД 41, 42 43, 44, 45, 46

Синдром

  • Родительское отношение - РО

  • Неготовность к школе - НГШ

  • Леворукость - Л

  • Невротические симптомы - НС

  • Инфантилизм - И

  • Гиперкинетический синдром, чрезмерная расторможенность - ГС

  • Инертность нервной системы - ИНС

  • Недостаточная произвольность психических функций - НП

  • Низкая мотивация учебной деятельности - НМ

  • Астенический синдром - АС

  • Нарушения интеллектуальной деятельности – НИД

Интерпретация значения коэффициентов

  1. Показатель до 14 % является нормальным, не даёт возможность говорить о каком- либо неблагополучии.

  2. Показатель от 15 % до 30 % свидетельствует о средней степени дезадаптации.

  3. Показатель свыше 30 % - серьёзная степень дезадаптации.

  4. Если коэффициент свыше 40 % - дети, как правило, нуждаются в консультации психоневролога.

Пример:

Сравнение результатов с нормой, динамика изменений

№№

П.п.

Синдром

Среднее значение,

(норма) в %

% детей в ноябре

% детей в

апреле

1

Родительское отношение - РО

16

2

Неготовность к школе - НГШ

73

3

Леворукость - Л

7

4

Невротические симптомы - НС

18

5

Инфантилизм - И

18

6

Гиперкинетический синдром,

Чрезмерная расторможенность - ГС

24

7

Инертность нервной системы - ИНС

33

8

Недостаточная произвольность психических функций - НП

15

9

Низкая мотивация учебной деятельности - НМ

15

10

Астенический синдром - АС

25

11

Нарушения интеллектуальной деятельности - НИД

16

Выводы:

1. При наличии системы в работе классного руководителя 1 класса облегчается процесс адаптации учащихся к обучению в школе.

2. Укорачивается время адаптации к школе.

3. Уменьшается процент дезадаптированных детей.

4. Удовлетворяется потребность родителей в получении качественной информации по волнующим их вопросам.

5. Увеличивается активность родителей, желающих принимать участие в делах класса.

6. Улучшаются отношения в среде школьников за счёт снятия невротических факторов дезадаптации.

Литература:

  1. Безруких М. М. Знаете ли вы своего ученика? – М.:Просвещение, 1991.

  2. Венгер А. Л. , Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Владос – Пресс, 2001.

  3. Дереклеева Н. И. Научно- исследовательская деятельность классного руководителя в школе. – М.: Вербум – М, 2000.

  4. Дереклеева Н. И. Родительские собрания 1- 4 классы. – М.: Вербум – М, 2000.

  5. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. – М.: ВАКО, 2005.

Интернет – ресурсы:

.

  • /cgi-bin/article.pl?idp=1086

  • /igry.htm

  • /.

  • /cgi-bin/article.pl?idp=1099

  • /42002/index18.php3

  • http://www.solnyshko.ee/webring/

  • /nsc/2002/32/1

Мой адрес: Чувашская республика, Красноармейский район,

с. Красноармейское, улица Ленина, 39.

pavlo-valenti@



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Структура программы (4)

    Программа
    Структурапрограммы Приложение 1. План мероприятий Комплексной программы социально-экономического развития муниципального ... 2017 года. Паспорт Программы Наименование программы Комплексная программа социально-экономического развития муниципального ...
  2. Структура программы

    Документ
    СТРУКТУРАПРОГРАММЫ I модуль 1. Справка о государственном бюджетном образовательном ... слушается Корр. 1 Выполнение государст. программ 1-11 Государст. программы , программы кружков, факультативных занятий Выполнение ...
  3. Структура программы (5)

    Пояснительная записка
    Структурапрограммы Титульный лист Пояснительная записка ... изучаемого курса Методическое обеспечение программы Список литературы Пояснительная записка ... основанную на изучение дискретных наследственных структур-генов, генетика вносит фундаментальный ...
  4. Структура программы фундаментальных исследований президиума ран «фундаментальные науки – медицине» в 2008 году

    Документ
    СтруктураПрограммы фундаментальных исследований Президиума РАН «Фундаментальные ... . Разработка концепции, структуры и методологии формирования индивидуализированных оздоровительно-восстановительных программ по технологии «Навигатор ...
  5. Программа воспитания школьников структура программы

    Программа
    ... области на 2008-2011 гг. Структурапрограммы I Анализ работы МОУ СОШ № 3 г. Маркса ... , социальным педагогом и правоохранительными структурами. • Исследовательская работа. Данная программа предполагает оказание помощи классным ...

Другие похожие документы..