Главная > Программа


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Автономная некоммерческая образовательная организация

высшего профессионального образования

«ТАМБОВСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ПРОГРАММА

итогового государственного междисциплинарного экзамена

по специальности 050715 «Логопедия»

Тамбов

2012

Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 050715 «Логопедия»

Авторы:

Кандидат педагогических наук Кулешова Э.В.

Программа рассмотрена и утверждена на заседании Ученого совета Института.

Протокол № 5 от «17» января 2012г.

Программа соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Министерством образования РФ 31.01.2005 № 685 пед/сп (новый) и учебным планом.

Тамбов, 2012

1. Цели государственного экзамена

В программе итогового междисциплинарного экзамена по специальности 050715 «Логопедия» представлен материал, который может быть использован для определения профессиональных квалификационных качеств дипломированного специалиста.

Основное значение вопросов, составленных для итогового междисциплинарного экзамена, заключается в том, что они отражают краткие, основополагающие, «стержневые ориентиры» в профессиональной подготовке логопедов.

Такой профессионально ориентированный принцип построения программы междисциплинарного экзамена позволяет увидеть и оценить знания студентов именно в совокупности междисциплинарных связей между отдельными дисциплинами.

Вопросы, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, соответствуют основной образовательной программе высшего профессионального образования по специальности 050715 «Логопедия» и отражены в трех модулях (теоретико-методологическом, диагностическом, практико-ориентированном).

В связи с этим необходимо:

1) проверить знания студентов:

  • методов и методик психолого-педагогической диагностики детей с разными отклонениями в речевом развитии;

  • приемов психопрофилактической, психокоррекционной и консультативной работы;

  • специальных методик коррекционно-педагогической (логопедической) работы с детьми, имеющими разные отклонения в психофизическом и интеллектуальном развитии;

  • о современных достижениях в области отечественной и зарубежной теории и практики воспитания, обучения и коррекции детей с отклонениями в речевом развитии.

2) выявить:

- умения проведения психолого-педагогического изучения детей и диагностики отклонений их речевого, умственного и физического развития.

- умения проведения коррекционно-воспитательной и коррекционно-обучающей (логопедической) работы с разными категориями детей с отклонениями в развитии;

- владение логопедическими методиками по всестороннему воспитанию и обучению детей с нарушениями речи.

3) определить:

- личностные и профессиональные качества студента, позволяющие работать с детьми с отклонениями в развитии в условиях выраженного дефицита нормального общения этих детей с окружающими;

- способности методиста и организатора специального воспитания детей с отклонениями в развитии.

Основная тематика, включаемая в итоговый междисциплинарный экзамен.

Вопросы, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, соответствуют основной образовательной программе высшего профессионального образования по специальности 050715 «Логопедия» и отражены в трех модулях:

  1. Теоретико-методологический; 2) Диагностический; 3) Практико-ориентированный.

2. Требования к уровню подготовки выпускника

Виды деятельности выпускников и соответствующие им задачи профессиональной деятельности.

Выпускник по специальности 050715 «Логопедия» подготовлен для работы в образовательных и медицинских учреждений различного типа. Видами профессиональной деятельности специалиста являются:

1) коррекционно-развивающая;

2) диагностико-аналитическая;

3) учебно-воспитательная;

4) научно-методическая;

5) социально-педагогическая;

6) культурно-просветительская;

7) организационно-управленческая;

8) консультативная.

Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.

Квалификационные требования, необходимые для выполнения каждой из указанных выше профессиональных задач:

Выпускник по специальности 050715 «Логопедия» подготовлен к решению следующих задач профессиональной деятельности:

1) Коррекционно - развивающая деятельность.

Деятельность выпускника направлена на:

- предупреждение и коррекцию различных видов нарушений речи у детей, подростков и взрослых; осуществляемые в системе образования и здравоохранения;

- создание и реализацию специальных коррекционно-развивающих программ, позволяющих детям и взрослым с особенностями развития преодолевать трудности социальной адаптации и обучения;

- использование современных здоровьесберегающих логотехнологий в коррекционных процессах, направленных на предупреждение и исправление имеющихся речевых нарушений с целью достижения максимально положительных результатов;

- коррекцию и формирование личности взрослых и детей, нуждающихся в специальной логопедической помощи;

-решение специальных психологических проблем, связанных с проявлением речевой патологии у взрослых и детей.

Выпускник должен знать:

- историю общей педагогики и психологии, специальной педагогической науки и практики, современные тенденции развития психолого-педагогических концепций;

- анатомо-физиологические и клинические основы специальной педагогики;

- специальную педагогику детей с нарушениями речи;

- психологию семьи и семейного воспитания детей с речевыми нарушениями;

- сущность, структуру и содержание коррекционного процесса и реально представлять его возможный конечный результат;

- основные принципы и приемы осуществления коррекционно-развивающей деятельности в различных образовательных учреждениях;

- методы и приемы работы с детьми-сиротами, детьми инвалидами и детьми, имеющими сложную патологию, обусловленную отклонениями развития и поведения.

Выпускник должен уметь:

- на основании данных комплексного психолого-педагогического, клинического, нейропсихологического, лингвистического обследования осуществлять выбор типа коррекционно-развивающего учреждения и определять структурное содержание процесса обучения;

- осуществлять коррекционно-развивающий процесс в различных типах воспитательных и образовательных и медицинских учреждений

- планировать, конструировать различные по форме фронтальные и индивидуальные занятия с детьми разного возраста и взрослыми.

2) Диагностико - аналитическая деятельность.

Выпускник по специальности 050715 «Логопедия» подготовлен к решению следующих диагностико-аналитических задач:

Деятельность выпускника направлена на:

- осуществление дифференциальной диагностики различных видов речевых нарушений у детей и взрослых на основе результатов психолого-педагогического обследования и комплексного анализа данных исследований различных специалистов;

- организацию и проведение психолого-педагогического изучения детей разного возраста на основе знания специфики формирования психической деятельности детей с речевыми нарушениями;

- осуществление функционального взаимодействия специалистов, участвующих в комплексном обследовании детей и взрослых с речевой патологией (на примере работы консилиума, консультативного приема);

- выявление основных психолого-педагогических показателей лежащих в основе адекватного выбора соответствующих условий обучения и воспитания детей с различными речевыми нарушениями;

- осуществление комплексного изучения детей с речевой патологией и квалификацию типа речевого нарушения с целью правильного выбора воспитательного или образовательного учреждения;

- определение содержания психолого-педагогического обследования, обоснование выбора диагностических методов и средств, а также формы организации психолого-педагогического взаимодействия с целью получения необходимой информации.

Выпускник должен знать:

- основные дифференциально-диагностические признаки, характерные для речевых нарушений и соответствующие определенному возрастному периоду развития;

- проявление патологических новообразований, процессов компенсации обусловленных спецификой дизонтогенетического развития;

- основные психолого-педагогические показатели, необходимые для обоснования выбора условий обучения и воспитания детей с нарушениями речи;

современные методы и приемы проведения групповой и индивидуальной дифференциальной диагностики детей с нарушениями развития.

Должен уметь:

- распознавать те или иные отклонения в развитии, используя основные психологические подходы (модели) в изучении детей, типизировать и классифицировать их;

- осуществлять системное изучение ребенка на основе комплексной интеграции информации;

- использовать различные методы психолого-педагогической диагностики и основные критерии анализа для интеграции полученных данных;

- определять характер и индивидуальные особенности отклонений в развитии речи, четко дифференцируя его от сходных состояний (гетерохронии, неравномерности развития и т.д.);

-осуществлять моделирование экспериментальных педагогических стратегий, рассматриваемых как метод комплексного изучения ребенка с речевыми нарушениями.

3) Учебно-воспитательная деятельность.

Выпускник по специальности 050715 «Логопедия» подготовлен к решению следующих учебно-воспитательных задач:

Деятельность выпускника направлена на:

- осуществление процесса обучения учащихся общеобразовательных специальных коррекционных учреждений для детей с нарушениями речи с ориентацией на коррекционные задачи обучения, воспитания и развитие личности школьников с учетом специфики преподавания предмета;

- обучение детей с разными речевыми нарушениями, связанное с реализацией образовательных коррекционно-развивающих программ, в различных воспитательных и образовательных учреждениях;

- разработку и проведение мероприятий, связанных с обучением детей с различными нарушениями речи учебным предметам в общеобразовательных, специальных коррекционных классах и учреждениях;

- выбор и внедрение наиболее эффективных программ в образовательном процессе адекватных уровню подготовки школьников.

Выпускник должен знать:

- знать нормативные документы, определяющие круг профессиональных обязанностей специалиста как должностного лица в различных типах образовательных и медицинских учреждений;

- особенности построения образовательного процесса в общеобразовательных школах, имеющих коррекционно-развивающие классы и школах для детей с тяжелыми нарушениями речи;

- сущность, содержание и структуру образовательных процессов;

- структуру, содержание школьных планов, программ и учебников, требования, предъявляемые государственными образовательными стандартами к содержанию и уровню подготовки учащихся;

специальные государственные и инновационные методики преподавания, рекомендуемые для осуществления образования детей с нарушениями речи.

Должен уметь:

- проектировать, организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность в условиях специально организованного процесса обучения;

- использовать знания особенностей психофизического развития детей для аналитической оценки учебных навыков и умений школьников с особенностями развития;

определять необходимое количество индивидуальных и фронтальных занятий с учащимися, адаптируя их к более высоким уровням подготовки при изучении соответствующих тем и разделов программы;

- развивать интерес учащихся и мотивацию к процессу обучения;

- ясно, логично излагать содержание изучаемого материала, учитывая знания и опыт учащихся.

4) Научно-методическая деятельность.

Выпускник по специальности 050715 «Логопедия» подготовлен к решению следующих задач научно-методической деятельности:

Деятельность выпускника направлена на:

- овладение основами научно-методической работы, навыками самостоятельной проработки методического, профессионально ориентированного материала;

- выявление взаимосвязей научно-исследовательского и коррекционно-развивающего учебных процессов в воспитательном и образовательном учреждениях, возможностей использования в практике обучения результатов научных исследований;

- формирование логики и методологии научных исследований, определение и постановку целей и задач исследований;

проведение исследований проблем, связанных с профессиональной деятельностью.

Выпускник должен знать:

- способы обработки и оформления результатов исследований с помощью современной компьютерной техники;

основную иноязычную терминологию по специальности, знать русские эквиваленты основных терминов и выражений профессиональной речи;

специфику проведения научно-методической работы в учреждениях для детей и взрослых с речевыми нарушениями.

Должен уметь:

- выполнять различные виды научно-методической работы;

- анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

- осуществлять работу в научно-методических объединениях специалистов.

5) Социально-педагогическая деятельность.

Выпускник по специальности 050715 «Логопедия» подготовлен к решению следующих задач социально-педагогической деятельности:

Деятельность выпускника направлена на:

- планирование и проведение мероприятий по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания;

- коррекцию, амплификацию всего хода развития детей с речевыми нарушениями в процессе специально организованного воспитания;

- внедрение современных педагогических систем воспитания детей разного возраста с отклонениями в речевом развитии;

- организацию воспитательной работы с лицами, имеющими нарушения речи, в условиях образовательных и медицинских учреждений различного типа;

- осуществление комплексного и личностно ориентированного воспитательного воздействия, влияющего на психофизиологическое развитие ребенка с нарушениями речи;

- осознание и адекватную оценку возможностей различных стратегических линий воспитания детей с речевыми нарушениями в условиях образовательных учреждений компенсирующего типа с использованием разных форм интеграции.

Выпускник должен знать:

- концептуальные психолого-педагогические основы воспитания детей с речевыми нарушениями, тесно связанного и переплетенного с процессом их обучения;

- пути дифференциации и индивидуализации воспитательных воздействий с учетом особенностей речевого и неречевого развития детей;

- особенности воспитательных воздействий в зависимости от проявлений речевых нарушений, психического развития и психологических особенностей детей различного возраста;

- пути и способы воспитания детей с речевыми нарушениями в условиях их интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

Должен уметь:

- анализировать механизмы и формы взаимосвязи в работе логопеда, психолога, воспитателя, учителя и других специалистов;

- использовать методы и приемы педагогического обследования детей с речевыми нарушениями;

- осуществлять отбор содержания обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями речи;

- адекватно выбирать и применять приемы коррекционно-воспитательного воздействия на общеобразовательных занятиях и вне их;

- составлять индивидуальные программы воспитательской работы для детей с нарушениями речевого развития в условиях повседневной деятельности в различной обстановке;

- оказывать методическую помощь воспитателям в их работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи.

6) Культурно-просветительская деятельность.

Выпускник по специальности 050715 «Логопедия» подготовлен к решению следующих задач культурно-просветительской деятельности:

Деятельность выпускника направлена на:

- разработку и проведение культурных мероприятий с детьми, подростками и взрослыми, находящимися в условиях коррекционно-развивающего процесса;

- формирование общей культуры дошкольников и школьников с речевыми нарушениями;

- включение в структуру коррекционного процесса специальных приемов работы, направленных на повышение речевой культуры учащихся.

7) Организационно-управленческая деятельность.

Выпускник по специальности 050715 «Логопедия» подготовлен к решению следующих задач организационно-управленческой деятельности:

Деятельность преподавателя направлена на:

- рациональную организацию учебного и коррекционно-развивающего процесса;

- своевременную реализацию образовательных программ и учебных планов на уровне, отвечающем принятым государственным стандартам высшего образования;

- управление деятельностью педагогического коллектива в целях обеспечения полноценного образовательного процесса;

- обеспечение охраны жизни и здоровья дошкольников, школьников и подростков во время образовательного процесса;

- укрепление и сохранение здоровья детей дошкольного и школьного возраста;

- организацию и подготовку внеурочных мероприятий;

- выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Выпускник должен знать:

- основные документы, касающиеся системы образования права и, обязанности объектов учебного процесса;

- инновационные способы управления и осуществления управленческих решений;

- специфику осуществления функций педагогического управления;

- психологию управления специальными педагогическими системами;

- основные направления развития специальных учреждений;

Должен уметь:

- осуществлять выбор реалистических способов функционирования различных типов общеобразовательных и специальных учреждений;

- вести школьную и классную документацию, речевые карты;

- проводить исследование проблем, связанных с преподаванием, разработку рекомендаций по их разрешению;

- анализировать общие и частные проблемы преподавания, использовать сервисные компьютерные программы для обеспечения успешного руководства учебным процессом.

8) Консультативная деятельность.

Выпускник по специальности 050715 «Логопедия» подготовлен к решению следующих задач консультативной деятельности:

Деятельность выпускника направлена на:

- консультирование детей и взрослых с отклонениями в речевом развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития и профессионального самоопределения;

- передачу специальных знаний коллективам сотрудников воспитательных или образовательных учреждений, в которых имеются дети с речевыми нарушениями;

- обучение родителей правильному отношению к ребенку с речевым нарушением, созданию благоприятных условий в семье с целью максимальной компенсации речевых и психических нарушений детей;

- обучение родителей отдельным логопедическим приемам воздействия, направленным на преодоление имеющихся у детей речевых нарушений;

- обучение родителей специфике речевого поведения с детьми, которые имеют нарушения речи;

- проведение психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о результатах самообследования (25)

    Отчет
    ... 031800 (050715) Логопедия 031900 (050716) Специальная психология 032900 ... По каждой из специальностей разработаны программы выпускного государственного экзамена, на основании которых составляются экзаменационные билеты. Итоговые государственные экзамены ...
  2. У ТВЕРЖДАЮ Ректор РосНОУ

    Отчет
    ... состоит из: -итогового междисциплинарного экзамена по направлениям подготовки (специальностям); -защиты выпускной квалификационной работы. По специальности «Юриспруденция» введен ...
  3. У российской академии образования (уро рао)

    Монография
    ... Т.П. Логопедия. Программа государственного экзамена. Екатеринбург: Урал.гос.пед.ун-т.; Ин-т специального образования ... Программа учебной дисциплины «Психодидактика». Светлакова И.Н. Междисциплинарный кодификатор базовых знаний по специальности ...

Другие похожие документы..