Главная > Автореферат диссертации
Рекомендации по преподаванию «Математики»
на основе УМК БИНОМ в 5 – 11 классах
Содержание
Введение. О преподавании учебного предмета «Математика»
Основная школа
Старшая школа
1. Учебники издательства БИНОМ по «Математике», включенные в Федеральный перечень на 2012-2013 учебный год
Учебно-методические комплекты (УМК) по «Математике» на 2012-2013 учебный год
Серия «Программы и планирование»
Основная школа:
УМК «Математика», 5 – 6 классы, авторы Э.Г. Гельфман, М.А. Холодная
УМК «Алгебра», 7 – 9 классы, автор М.И. Башмаков
УМК «Геометрия», 7 – 9 классы, автор Г.Д. Глейзер
Старшая школа (базовый и профильный уровни):
УМК «Геометрия» (базовый уровень), 10 – 11 классы, автор Г.Д. Глейзер
УМК «Математика. Алгебра. Начала математического анализа» (профильный уровень), 10 – 11 классы, авторы Шабунин М.И. и др.
УМК «Геометрия» (профильный уровень), 10 – 11 классы, автор Гусев В.А. и др.
2. Внеурочная деятельность по математике. Элективные курсы. Курсы по выбору.
3. Библиотека ГИА и ЕГЭ по математике.
4. Сетевая методическая служба БИНОМ. Авторские мастерские УМК по математике.
5. Методическая библиотека.
Введение. О преподавании учебного предмета «Математика»
Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Первоочередные задачи определены в ряде основополагающих документов:
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (http://президент.рф/news/6683)
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (/catalog.aspx?CatalogId=587)
Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы. (/)
В своей работе каждый учитель должен руководствоваться следующими документами:
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (/catalog.aspx?CatalogId=2587)
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (/catalog.aspx?CatalogId=985)
Фундаментальное ядро содержания общего образования (/catalog.aspx?CatalogId=2619)
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (/catalog.aspx?CatalogId=6400)
Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования (/catalog.aspx?CatalogId=2671)
Федеральный базисный учебный план 2004 г. (/work/obr/dok/obs/bup.pdf)
Приказ об изменениях в учебном плане (/db/mo/Data/d_11/m1994.html)
Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год (/2012/03/07/uchebniki-dok.html)
Математическое образование в системе общего среднего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, ее возможностями в развитии и формировании мышления человека, ее вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности.
Целью обучения математике является не только и не столько изучение математики, сколько развитие универсальных (общих) способностей, умений и навыков, являющихся основой существования человека в социуме.
Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. Обучение математике направлено на достижение следующих целей:
1) в направленииличностного развития:
– формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
– развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
– формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
– воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
– формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
– развитие интереса к математике и математических способностей;
2) вметапредметном направлении:
– развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
– формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении:
– овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
– создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
В результате изучения предметной области «Математика и информатика» обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию.
Основная школа
Содержание математического образования основной школы формируется на основе Фундаментального ядра школьного математического образования. Оно представлено в виде следующих содержательных разделов: арифметика; алгебра; функции; вероятность и статистика; геометрия. Наряду с этим включены два дополнительных блока:логика и множества; математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся.
Базисный учебный (образовательный) план на изучение математики в основной школе отводит 5 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, всего 875 уроков. Учебное время может быть увеличено до 6 и более уроков в неделю за счет вариативной части Базисного учебного (образовательного) плана.
Распределение учебного времени представлено в таблице.
Классы | Предметы математического цикла | Количество часов на ступени основного образования | ||
всего | инвариантная часть | вариативная часть | ||
5-6 | Математика | 350 | 265 | 85 |
7-9 | Алгебра | 315 | 240 | 75 |
Геометрия | 210 | 160 | 50 | |
Всего | 875 | 665 | 210 |
Старшая школа
Принципы построения федерального базисного учебного плана для X-XI классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования. Исходя из этого, учебные предметы могут быть представлены в учебном плане образовательного учреждения и/или выбраны для изучения обучающимся либо на базовом, либо на профильном уровне.
В старших классах общеобразовательной школы изучается предмет «Математика: алгебра и начала анализа, геометрия». На него при изучении на базовом уровне выделяется 4ч в неделю, или 280ч за два года обучения. При изучении данного предмета на профильном уровне можно использовать 6ч в неделю, или 420ч за 10 и 11 классы.
1. Учебники издательства БИНОМ по «Математике»,
включенные в Федеральный перечень на 2012-2013 учебный год
Федеральные перечни учебников ежегодно формируются на основе результатов экспертизы, проводимой наиболее авторитетными в области науки и образования организациями страны - Российской академией наук, Российской академией образования. Выбрав учебник из Федерального перечня, можно в учебном процессе использовать все остальное его «окружение», входящее в УМК. Можно считать, что официальный гриф министерства о допуске или рекомендации относится не только к учебнику, а ко всему УМК.
№ | Авторы, название учебника | Класс | Гриф |
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ | |||
Учебники, содержание которых соответствует ФГОС (2010 г) основного общего образования | |||
Математика | |||
769 (П.1) | Гельфман Э.Г., Холодная О.В. Математика | 5 | Рекомендован |
770 (П.1) | Гельфман Э.Г., Холодная О.В. Математика | 6 | Рекомендован |
209 (П.2) | Башмаков М.И. Алгебра | 8 | Допущен |
210 (П.2) | Башмаков М.И. Алгебра | 9 | Допущен |
Учебники, содержание которых соответствует федеральному компоненту ГОС (2004 г) общего образования | |||
Геометрия | |||
1387 (П.1) | Глейзер Г.Д. Геометрия | 7 | Рекомендован |
1388 (П.1) | Глейзер Г.Д. Геометрия | 8 | Рекомендован |
1389 (П.1) | Глейзер Г.Д. Геометрия | 9 | Рекомендован |
СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ | |||
Учебники, содержание которых соответствует федеральному компоненту ГОС (2004 г) общего образования | |||
Математика | |||
1914 (П.1) | Шабунин М.И., Прокофьев А.А. Математика. Алгебра. Начала математического анализа (профильный уровень) | 10 | Рекомендован |
1915 (П.1) | Шабунин М.И., Прокофьев А.А. Математика. Алгебра. Начала математического анализа (профильный уровень) | 11 | Рекомендован |
Геометрия | |||
1886 (П.1) | Глейзер Г.Д. Геометрия (базовый уровень) | 10-11 | Рекомендован |
1884 (П.1) | Гусев В.А., Куланин Е.Д., Мякишев А.Г. и др. Геометрия (профильный уровень) | 10 | Рекомендован |
1885 (П.1) | Гусев В.А., Куланин Е.Д., Федяев О.И. Геометрия (профильный уровень) | 11 | Рекомендован |
П.1 - Порядковый номер в списке приложения 1 из приказа Минобрнауки России N 2885 от 27 декабря 2011 года.
П.2 - Порядковый номер в списке приложения 2 из приказа Минобрнауки России N 2885 от 27 декабря 2011 года.
Дополнительную информацию можно получить в интернет-газете «Лаборатория знаний».
Выпуск №4’2012 «Федеральный перечень»
В настоящее время издательство занимается подготовкой электронных е-УМК по учебникам по математике для основной школы: «Математика» для 5 – 6 классов Э.Г. Гельфман, «Алгебра» для 7 – 9 классов М.И. Башмакова, «Геометрия» для 7 – 9 классов Г.Д. Глейзера. Информация о них будет выставлена на сайте Методической службы издательства в разделе ИОС «Школа БИНОМ» /partners/e-umk.php
Учебно-методические комплекты (УМК) по «Математике» на 2012-2013 учебный год
Серия «Программы и планирование»
В период внедрения ФГОС издательством подготовлена серия сборников «Программы и планирование», которая призвана обеспечить администрацию образовательных учреждений и учителей предметников необходимым содержательным материалом для подготовки основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, с учётом типа и вида этого образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. При подготовке сборников учитывались все действующие положения нормативных правовых актов системы образования Российской Федерации.
Предлагаемые программы составлены в соответствии с требованиями к предметному курсу в составе основной образовательной программы основного общего образования. Учитель математики вправе использовать программу без изменений. Вместе с тем, с учетом специфики региональных условий, уровня подготовленности учеников, а также с целью использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий учитель может вносить изменения в предлагаемую авторскую учебную программу.
Вне зависимости от того, используется ли учителем программа без изменений или это измененная программа, она будет являться рабочей программой учителя и должна быть всегда в его кабинете.
Дополнительную информацию можно получить в интернет-газете «Лаборатория знаний».
Выпуск №3’2012 «УМК БИНОМ (программы)»
Обращаем Ваше внимание, что методическую поддержку учителей, работающих с учебниками БИНОМ, осуществляет методическая служба издательства, в том числе на основе сетевых услуг на сайте www.metodist.LBZ.ru:
форумы авторов учебников (раздел «Авторские мастерские» - /authors/matematika/),
дистанционные курсы (/nio/apkippro/),
телекурсы www.binom.vidicor.ru.
горячая линия по вопросам методического сотрудничества с учебными центрами и школами: metodist@LBZ.ru.
Основная школа
На сайте Методической службы издательства БИНОМ в разделе «Телекурсы» - «Видеолекции» размещено выступление методиста по математике Кузнецовой М.В. об особенностях УМК по математике для основной школы на 2012 – 2013 учебный год /content/video/kuznetsova.php
УМК «Математика», 5 – 6 классы, авторы Э.Г. Гельфман, М.А. Холодная
Состав УМК:
Программа по математике для 5-6 классов.
«Математика. Учебник для 5 класса».
«Математика. Учебник для 6 класса».
Учебные книги и практикумы.
Рабочие тетради.
Методические пособия для учителя.
Электронное сопровождение УМК:
ИУМК «Компетентность. Инициатива. Творчество» на сайте Единой коллекции к учебникам Э.Г. Гельфман, 5 – 6 класс
(/catalog/rubr/b33a1431-1b0f-4794-b2a7-83cd3b9d7bca/?interface=teacher&class[]=47&class[]=48&subject[]=16)
ЭОР на сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru)
Авторская мастерская Э.Г. Гельфман, М.А. Холодной (/authors/matematika/5/)
Лекторий М.А. Холодной (/lections/2/)
Видеолекции Э.Г. Гельфман, М.А. Холодной, М.В. Кузнецовой на сайте методической службы издательства БИНОМ (/content/video/gelfman.php, /content/video/holodnaya.php, /content/video/kuznetsova.php)
Интернет-газета «Лаборатория знаний», №1, 2011
Выпуск №1’2011 «Проект «Математика. Психология. Интеллект»
Учебники «Математика» для 5 и 6 классов подготовлены в рамках реализации проекта «Математика. Психология. Интеллект» (МПИ) и разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования новогопоколения.
Учебники учитывают основные положения деятельностного, личностно-ориентированного и компетентностного подходов к организации содержания современного школьного математического образования.
Текст и учебные задания сконструированы таким образом, чтобы создать условия для формирования у учащихся эффективных способов учебно-познавательной деятельности. Предусмотрены различные формы учебной деятельности: исполнительская, исследовательская, проектная. При этом формируются навыки планирования, целеполагания, самоконтроля,прогнозирования, оценивания и другие УУД; создаются условия для того, чтобы ученики могли применять усвоенные теоретические знания в разнообразных практических ситуациях.
Похожие документы:
Рекомендации по преподаванию «математики» на основе умк бином в 5 – 11 классах содержание введение о преподавании учебного предмета «математика»
Автореферат диссертацииРекомендациипопреподаванию «Математики»наосновеУМКБИНОМ в 5 – 11классахСодержаниеВведение. О преподаванииучебногопредмета «Математика» Основная школа Старшая школа 1. Учебники издательства БИНОМпо «Математике», включенные в Федеральный ...Рекомендации по преподаванию информатики на основе умк бином для 2-11 классов 2011-2012 учебный год содержание
ДокументРекомендациипопреподаванию информатики наосновеУМКБИНОМ для 2-11классов 2011-2012 учебный год СОДЕРЖАНИЕ О преподаванииучебногопредмета «Информатика и ИКТ» 2 Учебно-методические комплекты (УМК) по информатике и ИКТ ...Рекомендации по преподаванию информатики на основе умк бином для 2-11 классов 2012-2013 учебный год содержание
Учебники43 Рекомендациипопреподаванию информатики наосновеУМКБИНОМ для 2-11классов 2012-2013 учебный год СОДЕРЖАНИЕ О преподаванииучебногопредмета «Информатика» 2 Серия «Программы и планирование» 5 Учебники ...Список учебной методической и художественной литературы
Документ... Просвещение Епишева О.Б. Технология обучения математикенаоснове деятельностного подхода Год издания 2003 ... АПКиПРО Методические рекомендации об экспериментальном преподаваниипредметов гуманитарного цикла в 11-х классах в 2002/2003 учебном году Год ...Б) Свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации Серия 16 № 002745676 14
Документ... методик преподавания иностранных языков и высокого уровня мотивации учащихся гимназии. В 10-11классахучебный план ... поматематикена 4,7 балла выше, по русскому языку ниже на 7,9 балла. Попредметампо выбору в сравнении с 2010-11 годом ...