Главная > Доклад


Анализ внутришкольного контроля

Любая программа развития школы в конечном итоге ориентирована на решение одной общей проблемы – повышение качества образования.

В настоящее время еще существует значительная разница в учебно-воспитательном процессе между достигнутыми результатами и теми, которых требует социальный заказ и формы независимой итоговой (государственной) аттестации выпускников.

Причинами могут быть названы:

несовершенство программ, учебников;

недостаточный уровень компьютеризации школы;

несформированность социальной и профессиональной мотивации учащихся среднего и старшего звеньев;

психологическая неподготовленность учащихся и учителей к тестовой форме оценки уровня обученности;

недостаточное владение новейшими педагогическими и образовательными технологиями некоторыми учителями;

невысокая мотивация многих учащихся к учебно- познавательной деятельности, несформированность ОУУН;

недостаточный контроль со стороны родителей (законных представителей) за посещаемостью занятий и подготовкой домашних заданий;

недостаточное развитие межпредметных связей, отсутствие формирования целостной картины окружающего мира.

Вопросы руководства и контроля за учебно-воспитательным процессом были направлены на:

усиление качественного анализа прохождения программ обучения;

повышение персональной ответственности учителя за результаты своего труда;

расширение использования новых педагогических технологий преподавания;

внедрения информационных технологий и Интернет – ресурсов в образовательный процесс и внеурочную деятельность;

Вся эта работа реализовывалась через посещение уроков, внеклассных и внеурочных мероприятий, проведение диагностических городских контрольных работ по русскому языку и математике, геометрии, биологии, по математике, русскому языку и предметам по выбору в форме ЕГЭ, а также проведение пробных экзаменационных работ по русскому языку и алгебре в форме ГИА -9, срезов знаний, индивидуальные собеседования с учащимися, учителями, родителями, малые педсоветы по классам, проверку педагогической диагностики “неуспехов”, тематический и персональный контроль, анкетирование.

Внутришкольный контроль носил системный характер, мониторинг проводился как по промежуточным, так и по конечным результатам.

Внутришкольный контроль носил вариативный характер.

Мониторинг включал в себя проверку и оценку количественного сопоставления полученных результатов и определение качественных особенностей обученности учащихся.

В начальных классах дети обучаются по традиционной программе (комплект «Школа России») Образовательная область «Филология» представлена предметами: обучение грамоте, русский язык и литературное чтение. Обучение грамоте и развитие речи первоклассников осуществлялось по курсу В.Г.Горецкого. Курс предусматривает развитие у детей основных видов речевой деятельности, усвоение ими простейших орфографических правил, а также формирование познавательных способностей, общеучебных умений и навыков. Обучение русскому языку велось по учебнику Т.Г.Рамзаевой, литературное чтение по программе В.Г.Горецкого и Л.Ф.Климановой. Обучение чтению предусматривает приобщение детей к литературе как к искусству, обеспечивает благоприятные условия для практического включение ребенка в мир книг, позволяет развивать литературные способности, речевую культуру учащихся. (См. приложение МО начальных классов)

Образовательная область «Математика» представлена предметом «Математика» (автор учебника М.И.Моро). Содержание математического образования направлено на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование самостоятельности их мышления. В курсе «Математика» заложена основа, позволяющая сформировать вычислительные навыки, овладеть способами решения математических задач, развить геометрические и пространственные направления. Образовательный компонент «Окружающий мир» представлен курсом «Мир вокруг нас» (автор А.А.Плешаков) Курс ориентирован на осуществление систематизации и расширения представления детей о явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, на формирование у детей экологической культуры. Использовался интегрированный курс, который включает основы безопасности жизнедеятельности и москвоведение, а также учебный модуль «Информатика и ИКТ», направленный на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности учащихся.

По приказу Департамента образования г. Москвы «О проведении диагностических работ с использованием информационных технологий при подготовке к единому государственному экзамену и иным формам проведения государственной (итоговой) аттестации» в течение учебного года были проведены следующие работы: по биологии в 9-х классах, по русскому языку в формате ГИА- 9, по алгебре в 9-х классах, по русскому языку в формате ЕГЭ в 11-х классах, по математике в формате ЕГЭ в 11-х классах ,в формате ЕГЭ по русскому языку, по литературе в 10-х классах, по математике в 6-х классах, по математике в формате ЕГЭ в 10 классе, в 7-8 классах по теории вероятности и статистике, диагностические работы в формате ЕГЭ по предметам по выбору в первом и втором полугодиях.

На заседаниях МО, педагогических советах, совещаниях при директоре и зам. директора, на родительских собраниях выпускников по результатам всех диагностических и контрольных работ был проведен поэлементный анализ, сделаны выводы, намечены пути ликвидации недочетов в работе и пробелов в знаниях учащихся, разработана индивидуальная траектория организации повторения «западающих тем»

Особый блок в ВШК занимал контроль за результатами обучения детей, испытывающих трудности в учебе. Он включал:

контроль за наличием у учителей разноуровневых заданий;

посещение уроков у учителей, имеющих низкий процент успешности.

В школе сложилась система промежуточного контроля, которая включает:

контрольные работы по окончании триместров и полугодий; по результатам контрольных работ проводится анализ, выявляются типичные ошибки, которые обсуждаются на заседаниях МО и ПК, вносятся перспективы планирования, индивидуальной работы с учащимися;

срезы знаний по предметам, по параллелям, тесты по мере изучения больших тем, тематические зачеты по уровневой дифференциации; анализ результатов позволяет оперативно корректировать деятельность учителей.

Посещение уроков носило дифференцированный характер. Их цель была:

анализ эффективности методических приемов учителя, обеспечивающих прочность знаний учащихся;

подтверждение или повышение квалификационной категории учителя;

работа с учащимися низкого уровня мотивации и познавательного интереса;

работа с учащимися с высокой мотивацией к учебно-познавательной деятельности и одаренными учащимися;

организация повторения при подготовке к ЕГЭ и ГИА-9;

формирование устойчивого интереса к изучаемым предметам и индивидуализация обучения и др.

По достигнутым результатам учителя школы разделены на 4 группы:

группа учителей на сервисном контроле, их уроки являются открытыми для всех учителей (Ященко Ф.Г., Гербановская М.В., Михайлова Н.М., Крылова Е.П.и др.);

группа учителей на частичном контроле, который осуществляется по отдельным проблемам содержания образования и освоения педагогических технологий (Пахомова Л.В., Зайцева А.С., Алферова Т.В., Зверева И.А., Глухова Е.В., Гучкина Н.В. Саркисян Л.А.и др.);

группа учителей на плановом контроле (Никифорова Н.К., Быков П.Н, Лыкова Е.А., и др.);

группа учителей на усиленном (особенном) контроле по различным причинам (вновь прибывшие, малоопытные, неспециалисты) (Фатякова Ф.Х., Афанасенкова Н.Н. и др.)

Контроль за учебной деятельностью как учителя, так и ученика носил научно-исследовательский характер. Информацию об отношении ученика к учёбе, комфортность на уроке, мотивационная деятельность ученика, уровень психологического общения учитель-ученик был получен из анкет учеников, учителей и родителей. Анализ результатов анкетирования позволяет формировать учебный план, профильное обучение с учетом социального заказа.

Классно-обобщающий контроль дает широкие возможности увидеть класс изнутри, вовремя внести необходимые коррективы в содержание образования и формы контроля. Классно-обобщающий контроль внес изменения в формы контроля в 6-б, 10-а, 9-а классах, дал возможность изучить контингент учащихся 6-б класса.

Проверка классных журналов показала, что правильно и вовремя оформляют журналы 91%, учителей 4% - с некоторым опозданием, оформляют журналы небрежно, делают исправления, используют “штрих”. Неоднократно получали взыскания учителя: Макеева Л.И., Мельникова О.И., Ященко Ф.Г., Афанасенкова Н.Н.

Не прослеживается наличие должного внимания к дневнику ученика со стороны родителей, например, в классах 9-б, 9-а, 8-а, 10-а. Серьезное отношение к ведению дневников отмечено в классах: 5-а, 6-а, 6-б, 7-в, 8-в классах. (Классные руководители: Пахомова Л.В.,Куприянова Т.М., Гучкина Н.В., Печкина К.И., Зверева И.А.)

Проверка рабочих тетрадей учащихся позволила выявить качество и регулярность проверки тетрадей учителями. Соблюдение единого орфографического режима, эффективность работы учителя по повышению орфографической зоркости учащихся и показала, что большинство учителей регулярно проверяют тетради учащихся, систематически ведут работу над ошибками после контрольных, творческих и самостоятельных работ, качество проверки тетрадей хорошее. Многие учителя словесно и письменно поощряют учеников как сильных, так и слабых. Однако, виды работ, проводимых учащимися дома не всегда разнообразны, чаще всего это репродуктивные задания, хотя на уроках работа поставлена на продуктивном и частично творческом уровне. Самостоятельные работы не всегда проводятся с учетом индивидуальных особенностей учащихся, нечасто используется тестовая форма контроля ЗУН учащихся в 5-8 классах. В течение года с целью контроля за уровнем обученности и качества преподавания были проведены письменные работы, контрольные диктанты, срезы знаний, посещение уроков.

Система мониторинга по математике проходила по трем уровням: городском, окружном и внутришкольном. Цель мониторинга: проанализировать уровеньобразовательной подготовки учащихся по опорным и ключевым темам курсаматематики.

В 6-х классах (учителя Гучкина Н.В, Крылова Е.П.) итоговый контроль в 6-х классах в апреле месяце проказал , что наибольшую трудность вызвали задачи на пропорциональное деление – только 9% учащихся справились с этим заданием, решение линейных уравнений с модулем – справились 13% , расстояние между двумя точками координатной оси – 17 % правильно выполненных заданий, сравнение положительных и отрицательных чисел – 18 % выполнения, площадь комбинированной фигуры, решение линейных уравнений, дробные выражения – 22% выполнения. Наиболее удачно выполнены задания по темам: решение примеров в несколько действий – 82%, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями – 73%, сокращение дробей, нахождение числа по его дроби – 67%

В 7-х классах (учителя: Алферова Т.В., Саркисян Л.А.) в 1 полугодии проведены контрольные работы по системе СтатГрад

19 мая проведены контрольные работы оп теории вероятностей и статистике. Неудовлетворительных отметок – нет.

В конце 7-го класса наблюдается много ошибок при раскрытии скобок и приведении подобных слагаемых. Учителям математики необходимо формировать вычислительные навыки, т.к. хорошие вычислительные навыки являются основой обеспечения высокого уровня математической грамотности учащихся.

В 8-х классах (учителя: Алферова Т.В., Афанасенкова Н.Н) были проведены итоговые контрольные работы по алгебре и теории вероятностей и статистике. Слабо усвоены темы: преобразование выражений, содержащих квадратные корни, решение текстовых задач с составлением полных квадратных уравнений, на оптимальном уровне усвоены темы; рациональные и иррациональные числа, квадратный корень из произведения и дроби, график функций у = к/х , решение квадратных уравнений по формуле . Следует отметить наличие вычислительных ошибок и слабое умение обосновывать решение задач.

Итоговый контроль по алгебре в 8-х классах показал, что наиболее трудными оказались задания №14,15,16. К их решению не приступили 9 человек. На уроках алгебры учащиеся 8 класса не выполняют тестовые задания, контрольные работы даются в традиционном варианте. В связи с этим снизился уровень решаемости некоторых заданий. Объём работы слишком велик для одного урока (45 мин.). Обычные контрольные работы содержат 6 заданий, поэтому психологически ученик не готов к выполнению 16 заданий. Учащиеся, имеющие высокий уровень обученности столкнулись с тем, что не смогли уложиться в отведенное время и не приступили к выполнению последних номеров работы. С учетом приведенной статистики выполнения работы при повторении пройденного материала в конце учебного года обратить внимание на темы, по которым учащиеся допустили много ошибок. Рекомендовано организовать индивидуальную работу с уч-ся по отработке пробелов в знаниях, особое внимание уделить тем ученикам, у которых наблюдается несоответствие школьной отметки уровню результатов тестирования. На заседании МО математиков обсудить способы устранения пробелов, включить в план итогового повторения плохо усвоенные темы, а также для повторения в 9 классе. Причиной низкого уровня обученности является недостаточная мотивация к учебной деятельности, непосещение учащимися дополнительных занятий, отсутствие контроля со стороны родителей за выполнением домашних заданий. В конце учебного года провести коррекцию по устранению пробелов в знаниях учащихся, подобрать дифференцированные задания для уч-ся с последующим их разбором на дополнительных занятиях.

ЗУН по алгебре и началам анализа в 11 -а классе сформированы удовлетворительно. Уровень ЗУН за курс 10 класса у учащихся 11-а проверялись в сентябре 2009 года.

По результатам стартового контроля выявлено, что учащиеся недостаточно владеют теоретическим материалом, не знают вычислительных алгебраических формул, не умеют применять знания на практике.

Справились со всеми заданиями: 2 учащихся

Рекомендации:

  • Учителю Гучкиной Н.В. организовать дополнительные индивидуально - групповые и консультативные занятия для учащихся, имеющих пробелы по проблемным темам стартового контроля.

  • Разработать индивидуальные планы для каждого учащегося для самостоятельного повторения материала.

  • Усилить контроль за посещаемостью учащимися дополнительных занятий по подготовке к ЕГЭ.

Анализ результатов мониторинга по математике показал, что учащиеся усвоили основные темы и достигли базового уровня обученности; репродуктивные методы преобладали над проблемно-поисковыми; недостаточно прочно сформированы умения анализировать и решать более сложные задачи; учителям математики следует овладевать на более высоком уровне методикой обучения решению задач; приемам рациональных вычислений; формировать навыки контроля и самоконтроля.

В 10-м классах проведена диагностическая городская контрольная работа по математике в форме ЕГЭ, которая показала, что в целом учащиеся подготовлены хорошо (3 чел- «5», 8 чел – «4», 6 чел. – на «3» неудовлетворительные отметки у 3 человек. Рекомендовано учителям повторить с учащимися следующие темы программы: решение неравенств методом интервалов, свойство функций, решение квадратного и тригонометрического уравнений, периодичность тригонометрических функций.

Учителя, работающие в 11 классах Алферова Т.В., Гучкина Н.В. преподают спецкурс подготовки к ЕГЭ, разработанный по специальным темам 10-11 класса.

В каждом классе есть по одному часу школьного компонента по математике. На занятиях учителя разбирают задания, плохо усвоенных учащихся. Отрабатываются пробелы знаний учащихся с помощью индивидуальных занятий. Учителями составлены тематические дифференцированные задания. Особенно эффективно используются такие задания для подготовки к экзаменам.

На уроках математики учителями по мере возможности используются современные педагогические технологии., широко применяются интернет- ресурсы, тестовые задания он- лайн на электронных носителях. К сожалению, только в одном кабинете математики имеется смарт – доска. Учитель Крылова Е.П. освоила работу со смарт – доской и активно применяет её на своих уроках.

В этом учебном году возникли некоторые проблемы с подготовкой учащихся к экзаменам. Некоторые учащиеся много пропускают уроков, не посещают дополнительные занятия. В связи с этим подготовка и отработка пробелов знаний учащихся затруднена. Учитель прилагают много сил , умений, педагогического опыта для работы с такими детьми. Но результат бывает неудовлетворительным.

Цели и задачи методического объединения учителей математики на следующий год:

1. Повысить интерес к математике с помощью внеклассных мероприятий, современных компьютерных технологий.

2. Развивать межпредметные связи.

3. Освоить и широко применять компьютерные технологии для подготовки к экзаменам.

4. Усилить работу по подготовке одаренных детей к олимпиадам.

  • По результатам административного контроля по русскому языку выявлено, что недостаточно сформированы орфографические и пунктуационные навыки, умения применять теоретические знания на практике; по математике слабо сформированы вычислительные навыки и выбора способа рационального решения.

Рекомендации:

  • учителям - предметникам необходимо усилить взаимопосещение уроков;

  • учителям Афанасенковой Н.Н. и Глуховой Е.В продолжать работу с разными группами учащихся на инд.- групповых и консультативных занятиях;

  • Продолжать систематическую работу по подготовке к итоговой аттестации, в т.ч. в форме ЕГЭ и ГИА -9

  • Усилить контроль со стороны классных руководителей, родителей, администрации за посещаемостью дополнительных занятий учащимися;

  • результаты работы обсудить на заседании М/О учителей словесности и математики, представить отчет и анализ на заседание кафедр и педагогический совет

  • проводить малые педсоветы совместно с родителями учащихся, получивших неудовлетворительные отметки.

В мониторинге по русскому языку предусмотрены контрольные диктанты в 5, 6, 10 классах по проверке основных тем программы

Рекомендации: провести анализ индивидуально с каждым учеником; организовать дополнительные занятия с целью ликвидации пробелов по темам; классным руководителям контролировать посещение учащимися дополнительных занятий по предмету; усилить контроль за выполнением письменных домашних заданий учащимися, организовать сопутствующее повторение курса, разработать индивидуальные памятки – алгоритмы для учащихся, испытывающих затруднения.

Проверка уровня обученности учащихся 6-7 классов по русскому языку.

Успеваемость учащихся составила 91 %, справились со всеми заданиями 5 учащихся (11%); владеют учебным материалом по теме на критическом уровне 3 человека.

6-б класс – допускают ошибки на правописание гласных О и А в корнях кос-кас – 5 человек, в корнях гор- гар – 9 человек, на правописание букв Ы и И после приставок - 11человек, на правописание гласных в приставках ПРЕ и ПРИ- 7 человек, путают написание соединительных О и Е в сложных словах – 6 человек, плохо справляются с заданиями на разбор слова по составу – 11 человек.

7-б класс - допускают ошибки на постановку знаков препинания в предложениях с причастным оборотом – 6 человек, на правописание гласных перед Н в суффиксах полных и кратких страдательных причастий прошедшего времени – 9 человек, на правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий настоящего времени и отглагольных прилагательных, в кратких страдательных причастиях и кратких отглагольных прилагательных - 7 человек, на слитное и раздельное написание «не» с причастиями – 4 человека, правописание буквы «е» после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени – 3 человека

Рекомендации: провести анализ индивидуально с каждым учеником; организовать дополнительные занятия с целью ликвидации пробелов по темам; классным руководителям контролировать посещение учащимися дополнительных занятий по предмету; усилить контроль за выполнением письменных домашних заданий учащимися, организовать сопутствующее повторение курса, разработать индивидуальные памятки – алгоритмы для учащихся, испытывающих затруднения.

Итоговый контроль в 7-б классе проведен в апреле 2010 года.

Результаты: на «5» - 0 %, на «4» - 4 чел. (19 %), на «3» - 5 чел. – 23, 8 %, на «2» - 12 чел. (57,1 %). Очень слабо усвоены темы: образование и изменение причастий – 14%, морфологический разбор слова как части речи, страдательные причастия, разбор слова по составу – 24 %, на оптимальном уровне усвоены темы: падежные окончания разных частей речи – 81 %, правописание суффиксов страдательных причастий прошедшего времени – 82%, слитное и раздельное написание предлогов и союзов – 67%

В итоговом контроле по русскому языку в 7 «б» классе участвовало 21 человек. На «5» - 0 (0%), на «4» - 4 (19%), на «3» - 5 (23,8%), на «2» - 12 (57,1%). Причины низких результатов контрольной работы:

1. сложность работы, большой объём проверяемых знаний.

2. низкий уровень подготовки многих учащихся, связанный с неблагополучным положением в семье, нежеланием учиться (14»%) уч-ся.

3. для некоторых учащихся русский язык не является родным (9%).

4. 14% учащихся часто пропускают занятия по причине слабого здоровья и имеют серьёзные пробелы в знаниях.

5. уменьшение количества часов, выделенных на изучение русского языка в 7 классе, при всей сложности и обширности программы (4 часа вместо 5).

Из анализа ошибок, допущенных в контрольной работе, следует, что наибольшую трудность вызвали задания, связанные с правописанием и образованием причастий, с постановкой знаков препинания в предложении с причастным оборотом в сложном предложении , а также задание, связанное с разбором слова по составу и определение морфологических признаков слова. Анализ работы показывает, что учащиеся слабо владеют языковыми нормами и понятиями и умением чтения и понимания текста Практически невыполнимыми для учащихся оказалось задание, проверяющее владение морфологическими нормами языка.

На дополнительных занятиях был проведен разбор заданий контрольной работы, проведена индивидуальная работа с учащимися, для которых русский язык не является родным. Учащиеся получили индивидуальные задания. После окончательной проработки всех заданий будет проведено повторное тестирование. При дальнейшей подготовке учащихся особое внимание следует обратить на выработку умений и навыков, связанных с морфемным и морфологическим анализом слов, синтаксическим анализом предложения, а также на ликвидацию пробелов в знаниях учащихся по разделам и темам: «синтаксис и пунктуация» (знаки препинания в простом предложении с однородными членами и в предложении с причастным и деепричастным оборотом), «текст» (средства связи предложений в тексте, характеристика текста, типы и стили речи), «морфемика и словообразование» (способы словообразования, разбор слова по составу), «морфология и орфография» (части речи, правописание НЕ с разными частями речи, Н и НН в суффиксах разных частей речи.

Несоответствие уровня подготовки учащихся по оценке учителя и по результатам итогового контроля наблюдается у часто болеющих учащихся и вновь прибывших.

Педагогическим коллективом школы проведен поэлементный анализ результатов выполнения учащимися заданий тестов и выявлены «западающие» темы и неотработанные умения. На заседании методических объединений и предметных кафедр выявлены слабо усвоенные темы и причины недостаточного уровня подготовки учащихся по соответствующим разделам школьной программы. Внесены коррективы в план работы МО и ПК, разработаны рекомендации по оказанию методической помощи учителям в повышении качества обучения, по изучению на уроках вопросов, являющихся трудными для усвоения учащимися. Также даны рекомендации учителям по организации повторения (итогового и стартового) слабо усвоенных учащимися тем, система сопутствующего повторения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. АНАЛИЗ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ МОУ СОРТАВАЛЬСКОГО МР РК СОШ №6 ЗА 2009-2010 УЧЕБНЫЙ ГОД 1 Движение учащихся

    Документ
    ... -11 классах - за полугодие). Коэффициент обученности в среднем по ОУ за2009-2010учебныйгод составляет в общеобразовательных классах 0,68 ...
  2. 2 Информации об успехах и проблемах школы за 2009-2010 учебный год

    Публичный отчет
    ... успехах и проблемах школыза2009-2010учебныйгод. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ... Государственное Образовательное Учреждение Начальная ОбщеобразовательнаяШкола № 992 (ГОУ ... выпускников начальной школы в средниешколы, лицеи ... № 999; ученики нашей школы приняли участие ...
  3. Публичный отчёт 2009 – 2010 учебный год 1 информационная справка о школе

    Документ
    ... : annaschool3@ ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЁТ 20092010учебныйгод 1. Информационная справка о школе. Муниципальное общеобразовательное учреждение Аннинская средняяобщеобразовательнаяшкола №3 (МОУ АСОШ ...
  4. Итоги работы образовательных учреждений и управления общего и в 2009 - 2010 учебном году

    Документ
    ... чем в среднем по территории. В 2009 - 2010учебномгоду в общеобразовательных учреждениях продолжали ... русскому языку из 999 девятиклассников сдали на ... за2009-2010учебныйгод из образовательных учреждений в вечернюю (сменную) общеобразовательнуюшколу ...
  5. План работы гоу средней общеобразовательной школы № 866 на октябрь 2010 года

    Документ
    ... План работы ГОУ среднейобщеобразовательнойшколы № 866 на октябрь 2010года Дата Время ... за2009-2010учебныйгод, для группы IX - мониторинг загруженности учащихся домашним заданием) Школа ... 1579, 628, 1580, 982, 1929, 999, 925, 667, 5, 941, 1426 ...

Другие похожие документы..