Главная > Книга


Основные гигиенические требования к открытым водоемам

В открытом водоеме место для размещения бассейна выбирает­ся с учетом тех же гигиенических требований, что и для других открытых спортивных сооружений (удаленность от основных ис­точников загрязнения воздуха и почвы, шума, наличие и доста­точная площадь зеленых насаждений, удобные подъездные пути). Дополнительно учитываются гигиеническое состояние воды и берегов открытого водоема, скорость движения в нем воды.

Открытые естественные бассейны лучше размещать на реках, обладающих большой способностью к самоочищению воды. В озе­рах и прудах бассейны устраиваются только в том случае, если они не загрязняются хозяйственно-бытовыми и промышленными сточными водами; в них не купают скот, не стирают белье и т. д. Естественные бассейны располагаются на расстоянии 200—250 м выше по течению от источников загрязнения (сброс сточных вод, причалы и т. д. ). Это позволяет защитить от возможного попада­ния в них с помощью ветра или волн различных загрязнений. В со­ответствии с гигиеническими нормами и правилами на поверх­ности воды открытых естественных бассейнов не должно быть видимых загрязнений. Прозрачность воды должна позволять ви­деть белый круг диаметром 20 см на глубине 4 м. Дно водоема, на котором расположен бассейн, должно быть чистым, желательно песчаным, полого спускающимся, с чистым дном (без коряг, свай, ям). Глубина естественных бассейнов для занятия спортивным плаванием рекомендуется не менее 1,7 м; для прыжков в воду с высоты 5 м — 3,8 м; с высоты 10 м — 4,5 м.

Бассейны следует располагать на солнечной стороне водоема. Длинная ось бассейна должна быть направлена по течению реки, а вышка для прыжков располагаться на находящейся выше по течению воды водоема торцовой стороне бассейна, стартовые тум­бочки — на противоположной стороне.

Основные гигиенические требования к искусственным бассейнам

Закрытые искусственные бассейны — наиболее сложные и до­рогостоящие спортивные сооружения для круглогодичных трени­ровок в любой климато-географической зоне страны.

При выборе участка для строительства искусственного бассей­на руководствуются санитарно-гигиеническими требованиями, аналогичными требованиям, предъявляемым к земельному участ­ку для строительства открытых спортивных сооружений других ти­пов удаленность от источников загрязнения воздуха и шума; на­личие и достаточная площадь зеленых насаждений по периметру сооружения и на территории участка. Уровень грунтовых вод на участке строительства искусственного бассейна должен быть не менее чем на 0,7 м ниже самой низкой точки бассейна Искусст­венные бассейны оборудуются специальной системой смены и очистки воды. Для строительства ванн бассейнов используют раз­личные виды бетона. Внутренняя поверхность стен ванн бассей­нов покрывается слоем гидроизоляции (штукатурная, плиточная).

Постоянная принудительная циркуляция воды в бассейне че­рез различные фильтры, системы обеззараживания и подогрева позволяет поддерживать состояние воды, соответствующее гигие­ническим требованиям.

Наиболее распространенным и дешевым способом обеззара­живания воды считается хлорирование. Уровень остаточного хло­ра в воде искусственного бассейна должен быть не меньше 0,2— 0,4 мг/л

Однако такая доза остаточного хлора оказывает раздражающее действие на конъюнктиву глаза. Для защиты глаз применяются специальные очки. Остаточный хлор, содержащийся в воде бас­сейнов, оказывает и незначительное бактерицидное (убивающее бактерии) действие на микрофлору слизистых оболочек верхних дыхательных путей. Это в некоторой мере может снижать риск возникновения респираторных заболеваний.

Для обеззараживания воды бассейнов используются и другие средства, например ультрафиолетовое облучение, озонирование, химические средства (медный купорос).

Длина ванн бассейнов может быть 25 м (малые) и 50 м (боль­шие), ширина - 10, 12, 15, 21 и 25 м, ширина дорожки - не меньше 2,25 м.

С внутренней стороны ванна бассейна облицовывается кафель­ной плиткой. Вдоль стен на уровне поверхности воды оборудуют­ся специальные желоба для слива в канализацию поверхностного загрязненного слоя воды. По периметру оборудуются подогревае­мые дорожки шириной 1,5 — 2 м и температурой 28 — 31 °С. Трибу­ны для зрителей отделяют от дорожек специальным барьером.

Температура воды в бассейнах нормируется. Например, для плавания она должна составлять 26—27 °С; для прыжков в воду и игры в водное поло — 28 °С.

Нормируется и прозрачность воды бассейнов. Уровень прозрач­ности должен быть таким, чтобы можно было видеть белый диск диаметром 20 см в любом месте дна.

Световой коэффициент зала бассейна должен быть не менее 1/6, уровень искусственного освещения — не менее 150 лк, а в бассей­нах для прыжков в воду уровень вертикального освещения не может быть меньше 75 лк. Температура воздуха в зале бассейна долж­на составлять 26—27°С, скорость движения воздуха — до 0,2 м/с; мощность приточно-вытяжной вентиляции в зале бассейна долж­на обеспечивать не менее чем 2—2,5-кратную смену воздуха в по­мещении в час. Вспомогательные помещения бассейна должны располагаться в строго определенной последовательности: внача­ле гардероб для верхней одежды, затем раздевалки с туалетом и только затем — душевые. Перед непосредственным выходом в зал оборудуются ножные ванны.

Основные гигиенические требования к физкультурно-оздоровительным сооружениям

Физкультурно-оздоровительные сооружения должны отвечать общим гигиеническим требованиям, предъявляемым ко всем спортивным сооружениям. Место для их размещения выбирается с учетом тех же гигиенических требований, что и для других от­крытых спортивных сооружений (удаленность от основных источ­ников загрязнения воздуха и почвы, шума, наличие и достаточ­ная площадь зеленых насаждений, наличие удобных подъездных путей).

Место будущего строительства физкультурно-оздоровительных сооружений отводится с наветренной стороны от основных за­грязнителей воздуха (промышленные предприятия, автомагист­рали и т.д.). Санитарная зона между ними и промышленными объектами должна составлять не менее 1000 м. Физкультурно-оз­доровительные сооружения должны иметь специально оборудо­ванные автостоянки. Существует несколько видов физкультурно-оздоровительных сооружений. Наиболее распространенные виды сооружений, предназначенные для кратковременного пребыва­ния занимающихся, — лесопарки и пляжи.

Лесопарк. Это благоустроенный лес, имеющий определенную ландшафтно-планировочную структуру, предназначенный для свободного кратковременного активного отдыха населения. На территории лесопарка выделяются участки для активного (купа­ние, спортивные игры) и пассивного отдыха. Для активного от­дыха выделяется территория лесопарка из расчета 100—130 м2 на одного отдыхающего при общей площади 600—900 м2. Расстояние между зонами активного и пассивного отдыха не должно быть меньше 280-300 м.

Пляжи. В соответствии с гигиеническими нормами и правила­ми пляж оборудуется исходя из нормируемой величины площади пляжа на одного отдыхающего. На морских пляжах площадь на одного отдыхающего должна составлять не менее 5 м2, речных и озерных — не менее 8 м2. Для предупреждения попадания на пля­жи загрязнений их располагают выше по течению от основных источников загрязнения воды, на значительном удалении от при­чалов судов, мест сброса сточных вод.

Например, морские пляжи располагаются на расстоянии не менее 1000 м от портовых сооружений. Независимо от их типа пляжи разбиваются на определенные функциональные зоны: об­служивания (вход, гардеробы, кафе, буфеты, медпункты, пункт проката); отдыха (парковая и прибрежная части пляжа); спортив­ную (с площадками для игр); детскую; купания. Лесопарки и пля­жи должны иметь достаточный уровень санитарного благоустрой­ства.

Важное гигиеническое значение имеет доступность или отда­ленность физкультурно-оздоровительных сооружений от мест про­живания населения. Время, затрачиваемое на дорогу от дома к физкультурно-оздоровительному сооружению, и продолжительность самого занятия должны быть в соотношении не менее чем 1 : 6.

Физкультурно-оздоровительные сооружения для населения го­родов и населенных пунктов городского типа делятся на микро­районные, районные, межрайонные и общегородские.

Микрорайонные физкультурно-оздоровительные сооружения должны иметь радиус обслуживания не более 400—500 м. Они состоят из комплексной площадки для гимнастики и легкой ат­летики, площадки для волейбола, баскетбола, настольного тен­ниса.

Районные физкультурно-оздоровительные сооружения распо­лагаются в пределах 20-минутной ходьбы от самого удаленного от них жилого массива данного района. Они предназначены для об­служивания населения жилого района города. Кроме спортивного ядра и спортивно-игровых площадок они могут включать в себя и площадку для общей физической подготовки, спортзал.

В зимнее время на территории физкультурно-оздоровительных сооружений оборудуются поля для хоккея, катания на коньках.

Общегородские физкультурно-оздоровительные сооружения предназначены для обслуживания населения всего города с уче­том оптимальной транспортной доступности в пределах не более 30 мин. Они могут включать в себя лыжные, горнолыжные, греб­ную, водно-моторную базы, автомотоклуб и др.

Физкультурно-спортивные сооружения районного и межрай­онного, общегородского центров оборудуются местами для зри­телей.

В сельской местности сооружения районного центра размеща­ются в пределах 120-минутной транспортной доступности от ос­новных мест проживания жителей района. Они могут включать в себя также крытый бассейн.

Открытые и крытые ванны для оздоровительного плавания, купания, общеразвивающих упражнений и игр на воде, а также для обучения не умеющих плавать могут оборудоваться в отдельных зданиях, в зданиях спортивных бассейнов, могут быть при­строенными или встроенными в другие здания.

Пропускная способность ванны бассейна для оздоровительно­го плавания определяется из расчета 5,5 м2 площади поверхности воды на одного человека (при размерах ванны бассейна 25х11 ми глубине в мелководной части — не менее 1,2 м, а в глубоком — не менее 1,45 м). Ванны для обучения плаванию должны иметь раз­меры 10х6 м (при глубине от 0,9 до 1,25 м) из расчета 20 м2 площади поверхности воды на одного обучающегося.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы основные гигиенические требования ко всем спортивным сооружениям?

2. Перечислите основные гигиенические требования к расположению, ориентации и планировке спортивных сооружений.

3. Каковы основные гигиенические требования к освещению спортив­ных сооружений?

4. Перечислите, какие гигиенические требования предъявляются к естественному освещению спортивных сооружений.

5. Каковы гигиенические требования к искусственному освещению спортивных сооружений?

6. Каковы основные гигиенические требования к вентиляции спортив­ных сооружений?

7. Каковы основные гигиенические требования к открытым водоемам?

8. Каковы основные гигиенические требования к искусственным бас­сейнам?

Глава 10 ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Гигиеническое нормирование физических нагрузок, определе­ние оптимальных их величин для лиц разного пола и возраста основаны на результатах комплексного изучения реакции орга­низма спортсмена на дозированную физическую нагрузку.

Гигиенически оптимальной величиной физических нагрузок счи­тается такая нагрузка, которая еще не оказывает существенного отрицательного влияния на функциональное состояние организма человека.

Основополагающий принцип гигиенического нормирования физических нагрузок школьников при занятиях физической куль­турой — соответствие мощности и объема выполняемых физичес­ких нагрузок возрастно-половым функциональным возможностям растущего организма.

Прежде всего учитываются половые и возрастные функцио­нальные возможности и особенности школьников, в частности характер возрастного развития ведущих адаптивных систем орга­низма и отдельных физических качеств, их сенситивные периоды.

Основные особенности возрастного развития физических качеств школьников. Уровень развития основных физических качеств у маль­чиков от 8 до 17 лет постоянно повышается, а у девочек происхо­дит неравномерно, бывают периоды задержки темпа развития и даже их снижения (табл. 51, 52).

Половые различия физиологической адаптации школьников к фи­зическим нагрузкам. Девочки по сравнению со сверстниками-маль­чиками имеют ряд функциональных особенностей, сводящихся к меньшей физической работоспособности вследствие более низ­кого уровня развития аэробных и анаэробных механизмов энерго­продукции.

У девочек значительно хуже развиты функциональные систе­мы аэробного энергообеспечения. При физической нагрузке уме­ренной и большой мощности у них это проявляется в меньших величинах МПК и физической работоспособности (PWC170). На всех возрастных этапах развития в обеспечении мышечной энер­гетики у девочек сохраняется более высокая роль окислительных процессов. В этом смысле «женский» тип энергообеспечения ближе к «детскому». Это одна из биологических основ известной большей в сравнении со сверстниками-мужчинами физической выносливо­сти женщин именно при умеренных физических нагрузках.

Таблица 51

Периоды наибольшего прироста физических качеств у школьников 10-17 лет

Физическое качество

Возраст, лет

Девочки

Мальчики

Сила

10-14, 15-16

13-16

Быстрота

10-13, 15-16

11-14, 15-16

Скоростно-силовые качества

10-13, 15-16

11-16

Выносливость

15-16

15-17

Вместе с тем известно тормозящее влияние больших физиче­ских нагрузок на иммунореактивность организма девочек. Умерен­ная же дозированная мышечная деятельность девочек на уроке физкультуры, по объему и интенсивности соответствующая их возрастным функциональным возможностям, резко повышает уровень их умственной работоспособности.

Причем при всех прочих условиях величина сдвигов умствен­ной работоспособности у девочек после уроков физической куль­туры, соответствующих их функциональным возможностям, выше, чем у мальчиков. Это указывает на большее оздоровительное зна­чение оптимально организованной двигательной активности для девочек, чем для их сверстников — мальчиков.

Как известно, у школьников всех возрастных групп реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем на пробегание дис­танций с различной скоростью имеют четкие половые различия. Например, если после бега на дистанции и у мальчиков, и у дево­чек примерно одинаковое увеличение ЧСС — до 200—240 уд/мин, то длительность восстановительного процесса (по частоте пуль­са) у девочек значительно больше. Например, к 10-й мин восста­новительного периода у девочек ЧСС была на 10—20 ударов боль­ше. Сдвиги максимального и минимального артериального давле­ния в ответ на физическую нагрузку у девочек всех возрастных групп также выражены в большей степени.

Коэффициент использования кислорода у них также на 15% ниже. Наибольшие различия в величине указанного показателя наблюдаются в 15 лет.

Таблица 52

Снижение темпов развития физических качеств у девочек 8-17 лет по сравнению с мальчиками этого же возраста

Возраст, лет

Разница, %

Показатели силы

8-10, 14

20

11-13

10-15

15-17

34-39

Показатели скоростно-силовых качеств

8-12

8

13-14

10-15

15-17

22-24

Показатели скорости

8-10, 13

5-6

11-12

2

14-16

10

17

15

Показатели выносливости

12-13

6-9

14-16

15

17

21

Изменение ЧСС при задержке дыхания на выдохе по сравне­нию с покоем имеет четкую корреляционную взаимосвязь с показателями физической подготовленности детей. ЧСС по-разному изменяется в ответ на такую функциональную нагрузку у мальчи­ков и девочек. Например, учащение пульса при задержке дыхания у девочек сочетается с хорошими показателями физической под­готовленности, а у мальчиков наоборот. Это указывает на разные механизмы адаптации к недостатку кислорода, т.е. на регуляцию сердечно-легочных взаимосвязей. Доказано, что у женщин слабее сердечно-легочные взаимосвязи, их сердечные центры менее чув­ствительны к влияниям легочных центров. Таким образом, орга­низация и методика физического воспитания школьников, набор средств и методов физического воспитания, объем и интенсивность физических нагрузок детей и подростков должны соответ­ствовать не только возрастным, но и половым функциональным возможностям школьников.

Гигиеническое нормирование двигательной активности школьников

Двигательной активностью в гигиене называют сумму движе­ний, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности. Двига­тельная активность детей и подростков условно делится на три части, выполняемая:

в процессе физического воспитания и во время обучения;

в процессе общественно полезной трудовой деятельности;

в свободное время.

Эти составляющие, дополняя друг друга, обеспечивают опре­деленный уровень суточной двигательной активности школьни­ков разных возрастно-половых групп.

Влияние двигательной активности на здоровье школьников. Между суточной двигательной активностью и здоровьем школьников существует тесная взаимосвязь. Дефицит движения, или гипокинезия, вызывает многообразные морфологические и функцио­нальные изменения организма. Комплекс таких изменений от­носится к предпатологическим и патологическим состояниям. Ведущими признаками гипокинезии служат нарушение механиз­мов саморегуляции физиологических функций; снижение функ­циональных возможностей организма; нарушение деятельности опорно-двигательного аппарата; деятельности вегетативных фун­кций.

Понятием «гипокинезия» обозначается также ограничение ко­личества и объема движений, связанных с перемещением тела в пространстве, обусловленное образом жизни, особенностями про­фессиональной деятельности.

Основные причины гипокинезии у школьников:

• ограничения двигательной активности, связанные с режимом обучения и перегруженностью учебной программы;

• отсутствие систематических и достаточных занятий физиче­скими упражнениями;

• хронические заболевания и дефекты развития, ограничива­ющие двигательную активность.

У школьников 6-8 лет гипокинезия наблюдается у каждого второго, среди 9—12-летних она не отмечена только у 30%, ею не страдают только 25 % старшеклассников.

Чрезмерная двигательная активность обозначается термином «гиперкинезия». Одна из ее основных причин — ранняя спортив­ная специализация детей. Для гиперкинезии характерен специфи­ческий комплекс функциональных нарушений и изменений со­

стояния здоровья: центральной нервной системы и нейрорегуляторного аппарата. При этом происходит истощение симпатико-адреналовой системы и снижение общего неспецифического им­мунитета организма.

Оздоровительный эффект суточной двигательной активности школьников прежде всего зависит от ее суммарной величины, т.е. от организации не только физического воспитания, но и всего учебно-воспитательного процесса, а также организации свобод­ного времени школьником.

Одно из условий формирования здоровья конкретного школь­ника — привычная для него суточная двигательная активность, включающая в себя самые различные формы, методы и средства физического воспитания в определенных гигиенически рацио­нальных соотношениях. Привычной считается такая двигатель­ная активность, которая устойчиво проявляется в процессе жиз­недеятельности.

Методы изучения и оценки двигательной активности. В повсед­невной жизни школьник выполняет разные движения (ходит, бегает, прыгает, т.е. перемещается в пространстве), трудовые и игровые двигательные действия, так же сопровождающиеся раз­личными изменениями положения его тела в пространстве.

На эти двигательные акты школьник затрачивает определен­ные физические усилия, сопровождающиеся постоянными мы­шечными сокращениями различной интенсивности, при этом накопленная выделяемая в скелетных мышцах химическая энер­гия преобразуется в механическую работу.

В связи с этим самым информативным и точным методом ги­гиенической оценки как количественной, так и качественной дви­гательной активности служит определение величин энергетичес­ких трат. Наиболее точен, но одновременно и наиболее дорогос­тоящ — метод непрямой калориметрии, т. е. определение количе­ства потребляемого организмом кислорода.

В гигиенической практике чаще применяется расчетный способ определения величин энергетических затрат. Для этого изучаются такие показатели, как:

продолжительность по времени (в минутах, часах или в про­центах по отношению к продолжительности суток) двигательно­го компонента в суточном бюджете времени;

число перемещений тела в пространстве (локомоций) за еди­ницу времени;

сумма движений (локомоций), выраженная в величине прой­денного за сутки расстояния (в км).

Эти показатели позволяют получить достаточно объективную и надежную информацию о характере и объеме двигательной ак­тивности школьников. При этом не требуется использование спе­циального дорогостоящего оборудования.

В гигиенических исследованиях, посвященных нормированию двигательной активности, широко используются методы непре­рывной регистрации ЧСС, определения пульсовой «стоимости» различных видов деятельности, суммарной величины двигатель­ной активности за сутки с помощью телеметрических устройств.

Хронометраж. В гигиене физического воспитания хронометраж используется для изучения и оценки суточного режима школьни­ков, а не самой двигательной активности.

Методика хронометража основана на регистрации деятельно­сти конкретного школьника в определенный отрезок времени дня или даже в течение суток. Хронометраж применяется тогда, когда школьник находится в организованном коллективе. Возможности хронометража свободного времени школьников ограничены, по­этому такие наблюдения рекомендуется дополнять данными са­монаблюдения школьника, полученными либо самим учащимся, либо исследователем.

Шагометрия — это подсчет локомоций школьника с помощью специальных приборов. В практике широко применяются простые шагомеры разных типов. При каждом шаге школьника подвижная часть прибора — анкерное устройство — приводит в движение счет­чик, соединенный с циферблатом прибора.

Все гигиенические нормативы двигательной активности школь­ников рассчитаны по отношению к суточному циклу жизнедея­тельности, т.е. на 24 ч. Иногда для гигиенической характеристики физической активности школьников избираются более продолжи­тельные интервалы наблюдений — неделя, месяц, учебная четверть. Но такими данными можно пользоваться лишь для сравнительной оценки различных вариантов двигательной активности школьников.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Доктор медицинских наук профессор роман маркович б а е в с к и й актовая речь теоретические и прикладные аспекты оценки и прогнозирования функционального состояния организма при действии факторов длительного космического полета

    Документ
    Доктор медицинских наук, профессор Роман Маркович Б А Е В С К И Й АКТОВАЯ РЕЧЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ... самой сложной теоретической и практической проблемой медицинской науки. От ее решения зависит вся ...
  2. Доктор медицинских наук профессор

    Пояснительная записка
    ... образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», доктор медицинских наук, профессор А.В.Воробей; доцент ... имя, отчество Воробей Александр Владимирович доктор медицинских наук, профессор Почтовый адрес ул. П. Бровки ...
  3. Доктор медицинских наук профессор доктор медицинских наук профессор

    Автореферат диссертации
    ... Ю.В. Наточин Официальные оппоненты доктор медицинских наук, профессор А.В. Смирнов доктор медицинских наук, профессор А.Н. Шеповальников Ведущее учреждение ... на соискание ученой степени кандидата медицинских наук в Институте эволюционной физиологии и ...
  4. Доктор медицинских наук профессор Николай Павлович Ерофеев доктор медицинских наук профессор Ратмир Сергеевич Орлов

    Решение
    ... Викторович Наточин Официальные оппоненты доктор медицинских наук, профессор Николай Павлович Ерофеев доктор медицинских наук, профессор Ратмир Сергеевич Орлов ...
  5. Работа выполнена на кафедре кардиологии и общей терапии ФГУ «Учебно-научный медицинский центр» Управления делами Президента РФ Научные консультанты доктор медицинских наук профессор Сидоренко Борис Алексеевич

    Автореферат диссертации
    ... РФ Научные консультанты: доктор медицинских наук, профессор Сидоренко Борис Алексеевич доктор биологических наук, профессор Носиков Валерий Вячеславович ...

Другие похожие документы..