Главная > Учебно-методический комплекс


Теория и методика развития речи детей

Учебно-методический комплекс дисциплины

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет
имени В.М. Шукшина»

Кафедра дошкольных методик и педагогики

Теория и методика развития речи детей

Учебно-методический комплекс дисциплины

Бийск
БПГУ им. В.М. Шукшина
2009

ББК

Д

Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Бийского педагогического государственного университета
им. В.М. Шукшина

Рецензент:

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры МНО

БПГУ имени В.М. Шукшина Т.А. Брагина

Т Теория и методика развития речи детей [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: М.В. Папина; Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. – Бийск: ГОУ ВПО «БПГУ им. В.М. Шукшина», 2009. – с. – …. экз.

Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний, методические рекомендации для студентов и преподавателей.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 050703.65 «Дошкольная педагогика и психология»

Ó БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009.

Ó Папина М.В., 2009.

Бийский педагогический государственный университет

имени В.М. Шукшина

Утверждаю

Декан факультета

Беляева Н.И.

«____»____________200__ г.

Рабочая программа

Кафедра дошкольных методик и педагогики

Шифр и наименование дисциплины ДПП.Ф.11 Теория и методика развития речи детей

Статус дисциплины_____________обязательная__________________________________

Специальности (направления) 030900 Дошкольная педагогика и психология___________

Формы обучения ___________дневная___________________________________________

Объем дисциплины ______________320 часов____________________________________

Распределение по семестрам

Номер семест-ра

Учебные занятия

Число курсовых проектов (работ), расчетных заданий

Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)

Общий объем

В том числе

Аудиторные

Самостоя-тельная работа /контроль

Всего

Из них

Лекции

Лабор.

Практ.

5

88

44

22

4

18

40/4

---

Зачет

6

128

64

32

14

18

58/6

---

Экзамен

7

100

50

26

12

12

45/5

8-сем

Экзамен

Рабочая программа составлена на основании ГОС направлений и специальностей высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.01.2005 года

ДПП Ф-11 «Теория и методика развития речи детей»

Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста как научная и учебная дисциплина. Понятие профессиональной подготовки студентов к работе по развитию речи дошкольников. Функциональные характеристики родного языка в развитии ребенка. Научные основы методики развития речи детей: методологические, психофизиологические, психолингвистические, лингводидактические. Анализ методических подходов к развитию речи и обучению родному языку в истории зарубежной и отечественной педагогики. Современные концепции онтогенеза речи. Структурное, функциональное и когнитивное направления исследований детской речи. Закономерности и особенности овладения детьми лексикой, грамматикой, фонетикой, связной речью. Психолого-педагогические основы разработки программ речевого развития детей. Содержание, методы и средства развития речи. Ребенок и речевая среда. Речевое общение как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком. Методические принципы обучения речи. Методика развития разных сторон речи в возрастных группах. Проблема подготовки детей к обучению грамоте. Литературное образование детей. Особенности восприятия дошкольниками литературных произведений. Методика работы с книгой. Художественно-речевая деятельность. Диагностика речевого развития детей как средство оптимизации процесса овладения родным языком. Преподавание методики развития речи в педагогических колледжах и училищах.

Разработчик доцент, канд.пед.наук М.В. Папина

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры_дошкольных методик и педагогики

«_____» __________» 200 _ г.

Заведующий кафедрой___________________ М.В. Папина

Одобрена Ученым советом педагогического факультета «_____» __________» 200 _ г.

Председатель ___________________________Н.И. Беляева

Оглавление

Пояснительная записка

Часть 1. Организационно-нормативная документация

1.1. Учебная программа
(рабочая модульная программа)

1.1.1. Цели и задачи дисциплины

1.1.2. Содержание дисциплины

1.1.3. Модульная рабочая программа

1.1.4. Карта самостоятельной работы студента по дисциплине

1.1.5. Карта согласования рабочей программы дисциплины

1.1.6. Карта обеспечения дисциплины учебными
материалами дисциплины

1.1.7. Карта обеспечения дисциплины учебными материалами

1.1.8. Карта обеспечения дисциплины оборудованием

Часть 2. Дидактические материалы (средства обучения)

2.1. Печатные дидактические материалы

2.2. Электронные дидактические материалы

Часть 3. Средства контроля

3.1. Текущий контроль

3.1.1. Коллоквиумы

3.1.2. Предметные конференции

3.1.3. Контрольные материалы для оценки текущих знаний студентов

3.1.4. Тесты для промежуточного контроля успеваемости

3.2. Итоговый контроль

3.2.1. Тесты для проверки остаточных знаний

3.2.2. Вопросы к зачету (5 семестр)………………………………………………………..

3.2.3. Вопросы к экзамену (6 семестр)……………………………………………………

3.2.4. Вопросы к экзамену (7 семестр)……………………………………………………..

3.2.5. Вопросы к Государственному экзамену

Часть 4. Методические рекомендации

4.1. Методические рекомендации для студентов

4.1.1. Содержание дисциплины в пятом семестре

4.1.1.1 Содержание лекций

4.1.1.2. Содержание практических занятий

4.1.1.3. Содержание лабораторных занятий

4. 1.2. Содержание дисциплины в шестом семестре

4.1.2.1.Содержание лекционных занятий

4.1.2.2. Содержание практических занятий

4.1.2.3. Содержание лабораторных занятий

4.1.3. Содержание дисциплины в седьмом семестре

4.1.3.1. Содержание лекционных занятий

4.1.3.2. Содержание практических занятий

4.1.3.3. Содержание лабораторных занятий

4.1.4. Тематика курсовых работ

4.2. Методические рекомендации для преподавателей

Пояснительная записка

Настоящий учебно-методический комплекс предназначен для студентов 3 и 4 курсов, обучающихся по направлению 050703.65 Дошкольная педагогика и психология с дисциплиной специализации «Коррекционно-педагогическая работа с детьми с проблемами в развитии». Преподавание курса «Теории и методики развития речи детей» опирается на ранее изученные студентами курсы русского языка и культуры речи, детской литературы, детской психологии и дошкольной педагогики.

Данная дисциплина предусматривает обучение студентов организации и осуществлению педагогической деятельности с детьми по развитию всех сторон речи на глубокой теоретической основе.

На 3 курсе в пятом семестре рассматриваются базовые вопросы методики развития речи: значение дисциплины и ее место в общей системе подготовки специалистов, теоретические основы курса, исторический анализ становления методики развития речи как науки, задачи и содержание речевого развития детей в дошкольном образовательном учреждении.

В шестом семестре в процессе основного курса происходит изучение студентами задач, содержания, методики развития разных сторон речи дошкольников, а также усваиваются закономерности и особенности развития связной речи, грамматического строя речи, словаря, звуковой культуры речи. Итоговым разделом является ознакомление студентов с диагностикой разных сторон речи детей. При освоении студентами данных разделов предполагается не только теоретическая, но и практическая подготовка к будущей профессиональной деятельности.

В седьмом семестре студенты завершают изучение разделов методики развития речи: ознакомление с художественной литературой и обучение грамоте. Важное место в семестре занимают вопросы планирования процесса речевого развития дошкольников, методическое руководство речевым развитием детей в ДОУ и завершает изучение данной дисциплины знакомство с особенностями преподавания «Методики развития детской речи с практикумом по логопедии» в педагогическом колледже.

Большое внимание в преподавании курса уделяется чтению и конспектированию первоисточников, для этого используется не только основная, но и дополнительная литература. В преподавании дисциплины широко используются аудио и видеозаписи различных форм работы в дошкольном образовательном учреждении по речевому развитию детей, обязательно организуются выходы в дошкольные образовательные учреждения для организации практической деятельности с детьми

Учебно-методический комплекс «Теория и методика развития речи детей» состоит из четырех структурных компонентов: 1) организационно-нормативной документации (учебная программа, карты ресурсов); 2) дидактических материалов (средств обучения: печатных и электронных); 3) средств контроля; 4) методических рекомендаций для студентов и преподавателей.

В учебной программе приведена выписка из ГОСа по дисциплине, рабочая модульная программа. Карту ресурсов представляют карта учебно-методической литературы, карта дидактических материалов, карта оборудования.

Дидактические материалы состоят из печатных и электронных источников.

Средства контроля в УМКД представлены контрольно-измерительными материалами текущего и итогового контроля. Все виды аудиторных и внеаудиторных заданий предполагают балльную оценку качества выполнения работы. Итоговая оценка складывается из многих компонентов: работа занятиях, выполнение аудиторных и внеаудиторных заданий для самостоятельной работы, результаты промежуточных и итоговых тестов, посещаемость занятий, подготовка презентаций методики развития разных сторон речи. По завершению семестра результаты контроля работы студента суммируются и заполняются электронные ведомости. Предполагается, что в конце семестра необходимо систематизировать полученные знания по предмету, поэтому студенты не освобождаются от сдачи зачета и экзаменов, при выставлении итоговой отметки учитываются результаты рейтинга. На зачет выносятся продуктивные вопросы по изученным темам, предполагающие проверку умения студентов устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи. В билеты экзамена включены два теоретических вопроса.

В учебно-методических рекомендациях для студентов даны тезисы лекций, материалы для практических, лабораторных занятий и самостоятельной работы студентов.

В методических рекомендациях для преподавателей определяются основные стратегии в преподавании разделов дисциплины.

Часть 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

1.1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

1.1.1. Цели и задачи дисциплины

Курс методики развития речи рассматривается как основополагающий для последующего изучения студентами методики преподавания педагогических дисциплин в педагогических колледжах, училищах, дисциплины специализации «Коррекционно-педагогическая работа с детьми с проблемами в развитии».

Основной целью курса методики развития речи является формирование у студентов понимания закономерностей процесса развития речи ребенка как средства общения и особенности работы воспитателя, направленные на формирование у каждого ребенка диалогической и монологической речи. Овладение словарем, грамматическим и звуковым строем языка выступает для ребенка как объективная необходимость и может рассматриваться в методике в тесной связи с развитием связной речи, т.к. развитие способности высказывания требует, чтобы дети владели разными грамматическими конструкциями, выбирали из множества слов самое необходимое для выражения мысли.

При изучении курса методики применяются различные формы учебной работы: лекции, практические (семинарские) и лабораторные занятия, а также различные виды самостоятельной работы студентов под контролем преподавателя. Изучение методики тесно связано с самостоятельной исследовательской и педагогической работой в детских дошкольных учреждениях (практически все лабораторные занятия проводятся в детских садах).

В процессе изучения курса решаются задачи по овладению студентами следующими основными умениями:

Умения, связанные с восприятием и осознанием учебного материала, излагаемого лектором:

- следить за логикой изложения лектором учебного материала, осознавать ведущие идеи каждой изучаемой темы;

- осваивать содержание основных понятий, адекватно оперировать ими;

- фиксировать различные точки зрения по теории и методике развития речи детей;

- осознавать теоретическое обоснование задач, содержания, средств, методов и форм работы с детьми по развитию их речи на основе установления межпредметных связей.

Умения, связанные с работой над литературными источниками:

- подбирать литературу по теме, оформлять список литературы в соответствии с требованиями библиографии;

- выделять важнейшие мысли в литературном источнике, составлять план, тезисы, конспект, делать выписки в соответствии с темой сообщения, реферата и т. д.;

- выделять и соподчинять основные положения собственного выступления в соответствии с планом, определять логику, последовательность, аргументацию своих позиций, опираясь на изученную литературу;

- выявлять разные точки зрения в изучаемой литературе, выступлениях, участвовать в обсуждении выдвигаемых вопросов, аргументировать свои суждения.

Умения диагностировать учебно-воспитательный процесс и речевое развитие детей, его соответствие требованиям программы по развитию речи:

- формулировать задачу исследования разных сторон речевого развития детей в соответствии с необходимостью совершенствования учебно-воспитательного процесса и развития речи детей в каждой возрастной группе;

- использовать для решения конкретной задачи изучения речи ребенка известные диагностические методики, точно и корректно применять их в индивидуальной работе с детьми;

- вести протокол, осуществлять фотографически точные записи высказываний детей;

- осуществлять качественный и количественный анализ полученных данных, составлять таблицы, графики, определять уровни речевого развития детей и на этой основе определять задачи совершенствования работы по развитию речи;

- самостоятельно разрабатывать диагностику речевого развития детей в соответствии с поставленными задачами.

Умения, необходимые для методически правильного построения процесса работы по развитию речи:

- анализировать программу по развитию речи и отбирать учебный материал для занятий, игр и др. в соответствии с задачами работы, возрастным и индивидуальным развитием детей;

- планировать работу по всем разделам развития речи детей, учитывать продвижение детей, индивидуальные особенности и темпы развития их речи:

- методически правильно построить занятие и провести его: отобрать и определить программное содержание и дидактический материал, методы активного освоения содержания детьми с учетом их возможностей и потребностей, составить конспект, организовать деятельность детей;

- оснащать учебно-воспитательный процесс по развитию речи необходимым оборудованием и материалом (общим и раздаточным), умение организовать его размещение, хранение и использование;

- общаться с детьми в повседневной жизни и на занятиях, побуждать детей к общению, организовывать содержательное общение в разных видах деятельности, воспитывать культуру общения;

- отбирать, создавать и творчески использовать дидактические игры и игровые упражнения в целях развития всех сторон речи, формирования разнообразных интересов детей;

- осуществлять руководство детским речевым творчеством (придумывать сказки, создавать загадки и т. д.);

- контролировать и совершенствовать свою речь, пользоваться различными словарями, справочниками и др. пособиями;

- наблюдать и фиксировать работу воспитателя по развитию речи, устанавливать ее соответствие требованиям методики;

- анализировать планы воспитателя, устанавливая их соответствие требованиям программы возрастного и индивидуального развития речи детей.

- умения, связанные с восприятием и осознанием учебного материала, излагаемого на лекционных занятиях;

- умения, связанные с работой над психолого-педагогическими и методическими источниками;

- умения диагностировать учебно-воспитательный процесс и речевое развитие детей, его соответствие требованиям программы по развитию речи;

- умения, необходимые для методически правильного построения процесса работы по развитию речи.

1.1.2. Содержание дисциплины



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Оглавление Предисловие Глава I Теоретические основы методики развития речи § 1. Предмет методики раз

    Документ
    ... основы методики развития речи § 1. Предмет методики развития речи и задачи курса Методика развития речи детей дошкольного ... методики направлены на определение педагогических условий эффективного развития речи детей, на обогащение методической теории ...
  2. Программа вступительного экзамена по методике развития речи заочной сокращенной формы обучения по специальности 1-01 01 01 «Дошкольное образование» Брест 2010 Пояснительная записка

    Программа
    ... и упражнения по развитию речи детей. 1. Теоретические основы методики развития речи дошкольников Предмет и задачи курса «Теория и методика развития речи». Место методики развития речи в системе ...
  3. «Теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование общее и профессиональное)» Цель учебной дисциплины

    Документ
    ... теории воспитания и развития ребенка, теоретико-методологические основы теории, методики и технологии дошкольного образования, историю становления и развития теории и методики ... учреждении. Теория и технологии развития речи детей дошкольного возраста ...
  4. Теория и методика обучения русскому языку

    Учебно-методический комплекс
    ... Ф.04. Теория и методика обучения русскому языку Теория и методика обучения русскому языку. Методика как теория и практика обучения ... : а) область методики преподавания русского языка; б) одно из направлений в работе по развитию речи детей; в) важнейшая ...
  5. Психолого-педагогические условия развития личности

    Документ
    ... саду /Л. М. Гурович // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, ... произведения / А.В. Запорожец //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста /сост. М.М. Алексеева, ...

Другие похожие документы..