Главная > Основная образовательная программа




Основная образовательная программа начального общего образования содержит следующие разделы:

  1. Пояснительная записка.

  2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

  3. Учебный план начального общего образования (БУП).

  4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

  5. Программы отдельных учебных предметов, курсов.

6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

  1. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

  2. Программа коррекционной работы.

  3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данный документ разработан педагогическим коллективом (Соловьеой Т.В., заместителем директора по УВР, КошелевойС.А., заместителем директора по ВР, Козловой М.В.,педагогом-психологом, учителями начальной школы Косицковой Л.В.,Духаниной М.В. учителями физической культуры, Докучаевой Н.Г., учителем музыки, Садыковым С.Н., учителем английского языка, Волковой В.В.. Мартыновой С.В. К, учителем изобразительного искусства) МОУ СОШ №1

п. Фряново

- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2010;

- с учётом возможностей и рекомендаций Примернойосновной образовательнойпрограммы образовательного учреждения;

-с учётом концептуальных положений УМК Программы «Планета Знаний», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования (базовые национальные ценности, программные элементы научного знания, УУД);

- с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.

Образовательная программа начального общего образования школы создана с учётом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности.

Специфика кадров школы определяется высоким уровнем профессионализма, большим инновационным потенциалом, ориентацией на успех в профессиональной деятельности, в развитии творческих способностей. Большинство педагогов прошли обучение и владеют современными образовательными технологиями. Педагоги имеют успешный опыт разработки и внедрения инновационных проектов и программ, умеют осуществлять мониторинг экспериментальной деятельности и рефлексивный анализ её хода и результатов.

Статус учреждения предусматривает преемственность программ, методов и форм организации начального, среднего общего образования за счёт максимально полного охвата детей различной образовательной деятельностью, что даёт возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, обеспечивает их гармоничное развитие.

Цельюреализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по

достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков, компетентностей, олределяемых

личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно деятельностный подход,который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения УУД, познания и освоения мира;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

В соответствии со Стандартом 2010, на ступени начального общего образования осуществляется решение следующих задач:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных

установок, национальных ценностей;

  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.;

  • продолжение создания в школе развивающей предметной среды;

  • продолжение введения в педагогический процесс разных видов детского творчества (самодельные игры, техническое и художественное моделирование, экспериментирование, словесное творчество, музыкальные и танцевальные импровизации);

  • приобщение детей к экологическим, краеведческим знаниям и национальной культуре.

Программа ориентирована на становление характеристиквыпускника:

  • любящего свой народ, край и свою Родину;

  • уважающего и принимающего ценности семьи и общества;

  • любознательного, активно и заинтересованно познающего мир;

  • владеющего умениями учиться;

  • готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки;

  • умеющего слушать и слышать собеседника, обосновывать позицию, высказывать свое мнение;

  • выполняющего правила здорового и безопасного образа жизни.

Анализ результатов анкетирования учащихся, родителей и учителей школы выявил важнейшие черты выпускника, соответствующие вышеназванным требованиям Стандартов второго поколения: нравственно и социально значимые качества (уважение к родной стране, своему народу, его истории, осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой); любознательность, активность в познании мира; готовность действовать самостоятельно и отвечать за свои поступки, высокий уровень овладения учебными навыками и действиями. Наш выпускник — доброжелательный и коммуникабельный; осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни, готовый обучаться в средней школе.

Данные характеристики составляют основу планируемых результатов реализации Основной программы.

Программа, составленная на основе нового Стандарта, направлена на обеспечение:

- равных возможностей получения качественного начального общего образования;

- духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

- преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

- сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

- единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений;

- демократизации образования и всей образовательной деятельности;

- формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;

-условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

УМК «Планета Знаний» направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования всех обучающихся.

Учтены следующие факторы: возраст школьников (в первый класс зачисляются дети с 6,5 лет);

- разный уровень дошкольной подготовки (дети, посещающие и не посещающие детский сад);

- топографическая принадлежность школьника (городские и сельские дети имеют разный опыт жизни и свои преимущества в подборе материала);

- разный уровень владения русским языком (нередко это дети, у которых русский язык - не единственный язык общения, а также имеющие логопедические проблемы);

- особенности мировосприятия городских и сельских детей, поступающих в школу;

-наполняемость классов (25-30чел.).

Принципы, положенные в основу ООП, базирующейся на системе обучения «Планета Знаний».

Принцип непрерывности общего развития каждого ребенка в условиях опережающего (ведущего) обучения предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие ребёнка.

Принцип целостности образа мира связан с отбором метапредметных УУД, которые позволяют удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечить осознание ребёнком разнообразных связей между его объектами

и явлениями.

Принцип практической направленности предусматривает формирование универсальных учебных действий средствами всех предметов, способности

применять в условиях повседневной жизни решения учебных задач и практической деятельности, умение работать с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь) и продуманная система выхода за рамки этих трёх единиц в область словарей, научно-популярных и художественных книг, журналов и газет, других источников информации), умений работать в сотрудничестве ( в малой и большой учебных группах ), в разном качестве; способности работать самостоятельно (не в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию).

Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников. Это использование разноуровневого по трудности и объёму представленияпредметного содержания через систему заданий, возможности вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ, адекватных развитию ребёнка. Каждый ребёнок получает возможность усвоить базовый программный материал , но в разные периоды обучения и с разной мерой помощи со стороны учителя и соучеников, а более подготовленные учащиеся имеют шанс расширить свои знания.

Принцип прочности и наглядности должен реализоваться через конкретное наблюдение, пийти к постижению закономерности, затем от усвоенной

закономерности к способу решения конкретной учебной или практической задачи. Принцип прочности зависит от разноуровневого по глубине и трудности содержания учебных заданий. Должна быть продуманная система повторения (неоднократное возвращение к пройденному материалу).

Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня. Предусматривается создание условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (урочных и внеурочных): утренняя гимнастика, физкультминутки, динамические паузы, экскурсии в природу.

Задачи реализации ООП:

- формирование желания и умения учиться;

  • воспитание нравственных и эстетических черт у обучаемых,

  • развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим.

Концептуальные положения.

Развивающаяся личностно-ориентированная система обучения на основе Программы «Планета Знаний» строится на последних достижениях педагогической науки и практики, в том числе:

- на проблемно-ориентированном развивающем образовании;

- на результатах анализа и обобщения опыта применения в педагогической практике комплектов учебников по развивающей системе обучения ;

- на идеях непрерывности (наличие последовательной цепи компонентов системы образования: целей, задач, содержания, методов и приемов, форм и результативности), а также преемственности образования (начальная школа – среднее звено).

Одной из основных целей развивающей личностно - ориентированной системы обучения, реализованной в УМК «Планета Знаний», является оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях организованной учебной деятельности. Ученик является равноправным участником процесса обучения. Он может выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающегося, то в роли организатора учебной ситуации.

Инновационные подходы нашли своё отражение и в целевой установке УМК «Планета Знаний», обеспечивающих планируемые результаты основной образовательной программы, как-то:

  • личностные результаты: знание моральных норм, умение соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами, умение выделять нравственный аспект поведения, сформированность мотивации к обучению, сформированность умения учиться;

  • метапредметные результаты: освоение обучающимися в процессе урочной и внеурочной деятельности УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных)

  • предметные результаты: освоение обучающимися в ходе изучения того или другого предмета (в условиях урочной и внеурочной деятельности) системы знаний и опыта, специфичного для предметной области, по получению этих знаний, их преобразованию и применению в практике повседневной жизни.

Состав системы учебников УМК «Планета Знаний».

Завершенная предметная линия.

1.Букварь. Учебник по обучению грамоте. Авт. Т.М.Андрианова.

2.Рабочая тетрадь к «Букварю». Авт. Т.М.Андрианова.

3.Прописи к «Букварю». Тетради № 1-4. Авт. В.А.Илюхина.

4.Литературное чтение. Учебник. Авт. Э. Э. Кац.

5.Литературное чтение. Рабочая тетрадь. Авт. Э. Э. Кац.

6.Русский язык. Учебник. Авт. Т. М. Андрианова.

7.Русский язык. Рабочие тетради № 1-2. Авт. Т. М. Андрианова.

8.Математика. Учебник. Авт. М.И. Башмаков.

9.Математика. Рабочие тетради №1-2. Авт. М. И. Башмаков.

10.Окружающий мир. Учебник. Авт. Г.Г. Ивченкова.

11.Окружающий мир. Рабочие тетради №1-2.Авт. Г.Г. Ивченкова.

12.Завершенная предметная линия учебников «Физическая культура».Авт.В.И. Лях.

13.Изобразительное искусство. Учебник. Авт. Н.М.Сокольникова.

14.Изобразительное искусство. Тетрадь. Авт.Н.М. Сокольникова.

15.Музыка. Учебник. Авт.Т.И. Бакланова.

16.Технология. Учебник. Авт.О.В. Узорова.

17.Технология. Тетрадь. Авт.О.В. Узорова.

Методическая литература.

1.Мои достижения. Итоговые комплексные работы. Авт. О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. А.Г. Асмолов, Г.В., Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2008.

3.Оценкадостижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М. : Просвещение, 2009. — 000 с. — (Стандарты второго поколения).

4.Планируемыерезультаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. –М. Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения).

5.Технология достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы по предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир». Проверочные и учебно-методические материалы. Итоговые работы.

6. Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся. Портфолио.

7.Инструментарий для оценки планируемых результатов освоения программы начального образования.

8.Программа развития универсальных учебных действий для начального общего образования.

9. Дидактические и раздаточные материалы и другие методические пособия серии «Стандарты второго поколения».

II. Ведущие целевые установки системы учебников «Планета Знаний»

Система учебников «Планета Знаний» построена таким образом, что все его важнейшие компоненты: предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, учитывают требования к ее структуре и содержанию, отраженные в ФГОС и способствуют:

1.Реализации идеологической основы ФГОС НОО — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

2.Достижению личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий, как основы умения учиться.

3. Организации учебной деятельности учащихся на основе системно- деятельностного подхода.

III. Реализация идеологической основы ФГОС — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в системе учебников «Планета Знаний»

В содержание системы учебников «Планета Знаний» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания

личности гражданина России».

Важнейшая задача российской школы — становление российской гражданской идентичности обучающихся, в комплексе учебников «Планета Знаний » реализуется различными средствами.

Во-первых, отбор содержания учебного материала осуществлен с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Планета Знаний» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

Во-вторых, родиноведческие и краеведческие знания, содержательное, дидактическое и методическое обеспечение которых составля­ет значительную часть содержания учебников. Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности младших школьников, одной из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.

В третьих, поликультурность содержания системы учебников «Планета Знаний» носит сквозной характер. Она обеспечивается в каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа начального общего образования гимназии № 1526

    Основная образовательная программа
    ... Основнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразования гимназии № 1526 Основнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразованиясодержитследующиеразделы: Пояснительная записка; Планируемые результаты освоения обучающимися основной ...
  2. Основная образовательная программа начального общего образования содержание ооп ноо

    Основная образовательная программа
    ... Основнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразованиясодержитследующиеразделы: пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования; учебный план начального ...
  3. Основная образовательная программа начального общего образования содержание ооп ноо

    Основная образовательная программа
    ... Основнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразованиясодержитследующиеразделы: пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования; учебный план начального ...
  4. Основная образовательная программа начального общего образования (87)

    Основная образовательная программа
    ... Основнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразованиясодержитследующиеразделы: пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования; учебный план начального ...
  5. Основная образовательная программа начального общего образования моу «сш№11» г глазова удмуртской республики

    Пояснительная записка
    ... Основнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразованиясодержитследующиеразделы: пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования; учебный план начального ...

Другие похожие документы..