Главная > Документ


Горячев Алексей Александрович,

кандидат филологических наук, старший преподаватель

Кафедра теории речевой деятельности и языка массовой коммуникации

Журналистика, очно-заочная форма, 3 курс

5 семестр

2011-2012 уч. г.

Межличностное и публичное общение:

технологии речевого и коммуникативного воздействия

Спецсеминар

Аннотация

Спецсеминар «Межличностное и публичное общение: технологии речевого и коммуникативного воздействия» посвящён изучению универсальных принципов эффективной коммуникации, а также их реализации в различных коммуникативных ситуациях (публичное выступление, переговоры, собеседование и др.). Тематика спецсеминара включает в себя рассмотрение как вербального, так и невербального компонентов коммуникации, однако акцент сделан на изучении феномена речевого воздействия, которое рассматривается как разновидность информационно-психологического воздействия. В результате освоения учебного материала студенты должны получить целостное представление о речевом воздействии как важнейшем инструменте достижения бытовых и профессиональных целей.

На практическом уровне спецсеминар «Межличностное и публичное общение: технологии речевого и коммуникативного воздействия» ориентирован на формирование навыков эффективного установления контакта, корректировки своего вербального и невербального поведения в соответствии с ситуацией и целью, самостоятельного формирования своего речевого стиля и поведения, подготовки к переговорам, собеседованиям, публичным выступлениям. В рамках спецсеминара изучаются методы и приёмы управления непроизвольным и произвольным вниманием аудитории, применимые в ходе публичного выступления актёрские техники, простые и эффективные методы развития образной речи и артистизма. Формируется умение работать с литературой на коммуникативную тематику, а также навык самостоятельного отбора приёмов и необходимых оратору психотехник.

В отличие от схожих по профилю учебных курсов, посвящённых развитию культуры речи студентов или изучению канонов классической риторики, настоящий спецсеминар рассматривает речевое и коммуникативное воздействие в аспекте эффективности (в противовес нормативному подходу, нередко преобладающему в схожих по названию дисциплинах). Обучение студентов в рамках данного спецсеминара предполагает овладение наиболее универсальными технологиями речевого воздействия, применимыми во множестве сфер, независимо от направления будущей деятельности студента.

Рассматриваемые технологии применимы в рамках продаж, переговоров, публичных выступлений, в обучающей коммуникации, рекламной коммуникации, PR-коммуникации, политической коммуникации, религиозной коммуникации и др. сферах., поскольку схожие коммуникативные цели (адресант стремится посредством речевого воздействия добиться от адресата определённых действий) порождают общность инструментария (воздействие осуществляется посредством создания мотивирующих образов в воображении адресата, очевидно стремление к внешнему управлению психологическими процессами адресата). Всё сказанное выше говорит в пользу актуальности данного учебного материала в контексте развития навыков спичрайтинга.

Тематика курсовых работ предусматривает рассмотрение отдельных аспектов речевого и коммуникативного воздействия, представляющих наибольший интерес для студента, на примере письменных текстов, а также аудиовизуальных материалов (по выбору студента они могут быть связаны с журналистикой, рекламой, PR, политической коммуникацией, продажами или другими сферами, где имеет место речевое воздействие). В частности, материалом курсовых работ могут стать тексты масс-медиа, речи политиков, рекламные тексты, художественная литература и публицистика.

Список авторских публикаций, посвящённых вопросам речевого и коммуникативного воздействия:

1. Горячев А. А. О некоторых стратегиях русской и финской рекламы // Коммуникативное поведение. – Воронеж: Истоки, 2004. – Вып. 20: Русское и финское коммуникативное поведение / Науч. ред. И. А. Стернин – C. 57–61 (0,3 п. л.).

2. Горячев А. А. Сложности и перспективы лингво-культурологического исследования отечественной рекламы // Русский язык как иностранный: Теория. Исследования. Практика / Науч. ред. И. П. Лысакова. – СПб.: Сударыня, 2006. – Вып. VIII. – C. 57–61 (0,25 п. л.).

3. Горячев А. А. Опыт моделирования речевого воздействия в рекламе // Коммуникативные исследования 2006: Научное издание / Науч. ред. И. А. Стернин. – Воронеж: Истоки, 2006. – C. 80–85 (0,3 п. л.).

4. Горячев А. А. Языковое представление социальных характеристик адресанта и адресата в рекламе // Русистика и современность: Материалы X международной научно-практической конференции, 26-28 октября 2007: В 2 т. Т. 1: Лингвокультурология и межкультурная коммуникация / Науч. ред. И. П. Лысакова. – СПб.: Мирс, 2007. – С. 112–115 (0,2 п. л.).

5. Горячев А. А. Новояз и постновояз: в чём различия? // Русский язык как иностранный: Теория. Исследования. Практика / Науч. ред. И. П. Лысакова. – СПб.: Сударыня, 2007. – Вып. IX. – С. 163–169 (0,34 п. л.).

6. Горячев А. А. Коммуникативные стратегии рекламирования и проблема интолерантности // Ценностное содержание журналистики: культура социальных отношений и межкультурное взаимодействие в обществе: Материалы науч.-практ. конф., 22 окт. 2008 г. / Редкол.: М. А. Шишкина, В. А. Сидоров, Г. С. Мельник. – СПб.: Роза Мира, 2008. – С. 158–172 (0,8 п. л.).

7. Горячев А. А., Новакова Н. Е. Системное моделирование проектных коммуникаций // Материалы XV международной конф. «Современное образование: содержание, технологии, качество 2009», 22 апреля 2009 г.: В 2 т. – Т. 1. – СПб.: Изд-во СПбГЭТУ, 2009. – С. 193-194 (0,15 п. л.).

8. Горячев А. А. Развлекательность и «вовлечение» в рекламно-маркетинговой коммуникации: коммуникативные и языковые приёмы // Досуговая журналистика в России: Материалы Межвузовской научно-практической конференции, 27-28 мая 2009 г., г. Санкт-Петербург / Под ред. Л. Р. Дускаевой, В. И. Шароградского. – СПб.: Астерион, 2009. – С. 119–123 (0,17 п. л.).

9. Горячев А. А. «Управление критичностью» и тактики пробуждения доверия в рекламной коммуникации // Русский язык как иностранный: Теория. Исследования. Практика / Науч. ред. И. П. Лысакова. – СПб.: Сударыня, 2009. – Вып. X. – С. 237–241 (0,33 п. л.).

10. Горячев А. А. Стратегии создания рекламного образа // Коммуникативные исследования 2009: Виды коммуникации. Обучение общению: Продолжающееся научное издание / Науч. ред. И. А. Стернин. – Воронеж: Истоки, 2009. – С. 28–41 (0,82 п. л.).

11. Горячев А. А. Опыт моделирования речевого воздействия в рекламной коммуникации // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена: Научный журнал. – СПб.: Книжный дом, 2009. – №110. – С. 182–189 (0,55 п. л.).

12. Горячев А. А. Отражение ключевых свойств рекламного дискурса в устойчивых структурных моделях слоганов // Слово есть дело: Юбилейный сборник научных трудов в честь профессора Ирины Павловны Лысаковой. Т. 1 / Редкол.: Г. М. Васильева, Т. Ю. Уша, А. И. Якимович. – СПб.: Сударыня, 2010 [январь]. – С. 235–238 (0,33 п. л.).

13. Горячев А. А. Коммуникативные стратегии как инструмент анализа слоганов // Связи с общественностью в сфере бизнеса, рекреации и спорта: теория, методология, практика: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф., 28 фев. 2011 г. / Под ред. А. Д. Кривоносова. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, 2011. – С. 119–121 (0,13 п. л.).

Основные тематические направления курсовых работ:

1. Невербальное поведение и презентационная манера профессионального коммуникатора.

2. Индивидуальный речевой стиль как инструмент воздействия.

3. Композиционно-риторический анализ публичной речи.

4. Образ как ключевой инструмент речевого воздействия.

5. Вербальные и невербальные средства управления вниманием в различных видах коммуникации.

6. Вербальные и невербальные средства, позволяющие повысить степень доверия к сообщению, в том числе за счёт преодоления критического барьера получателя.

7. Исследование дискурсивного позиционирования в различных видах коммуникации.

8. Речевое и коммуникативное воздействие в переговорах.

Обязательная литература

  1. Аристотель. Поэтика. Риторика. – СПб.: Изд-во «Азбука», 2000 // Режим доступа: /docs/aristotel.doc, свободный. Доступен 14.05.11. Загл. с экрана. – Электрон. версия печ. публикации.

  2. Гандапас Р. Презентационный конструктор. – М.: Вершина, 2006. – 178 с.

  3. Зарецкая Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М.: Дело, 2002. – 480 с.

  4. Иссерс О. С. Речевое воздействие: Учебное пособие. – М.: Флинта, 2009. – 224 с.

  5. Иссерс О. С. Речевое воздействие в аспекте когнитивных категорий [Электронный ресурс] // Вестник Омского университета. – 1999. – Вып. 1. – С. 74–79. // Режим доступа: /vestnik/articles/y1999-i1/a074/article.html, свободный. Доступен 14.05.11. Загл. с экрана. – Электрон. версия печ. публикации.

  6. Карнеги Д. Как вырабатывть уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – М.: Лабиринт-Пресс, 2000 // Режим доступа: /docs/Karnegi.doc, свободный. Доступен 14.05.11. Загл. с экрана. – Электрон. версия печ. публикации.

  7. Кибрик А. А., Паршин П. Б. Дискурс // Электронная Энциклопедия Кругосвет [Электронный ресурс]. – 2001 // Режим доступа: /articles/82/1008254/1008254a1.htm, свободный. Доступен 14.05.11. Загл. с экрана.

  8. Леммерман X. Учебник риторики. – М., Интерэксперт, 1999 // Режим доступа: /docs/Lemerman.doc, свободный. Доступен 14.05.11. Загл. с экрана. – Электрон. версия печ. публикации.

  9. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1997. – 366 с.

  10. Сергеич П. (Пороховщиков П.С.) Искусство речи на суде. – Тула: Автограф, 1999 // Режим доступа: /files/doc/SERGEEVICH.doc, свободный. Доступен 14.05.11. Загл. с экрана. – Электрон. версия печ. публикации.

  11. Стернин И. А. Введение в речевое воздействие. – Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2001. – 252 с.

  12. Формановская Н. И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика. – М.: Икар, 2007. – 480 с.

Дополнительная литература

  1. Аминов И. И. Приемы управления вниманием в деловом общении [Электронный ресурс]. – 2005. // Режим доступа: /2005/11/09/priemy_upravlenija_vnimaniem_v_delovom_obshhenii.html, свободный. Доступен 14.05.11. Загл. с экрана.

  2. Баранов А. Н. Скрытое (имплицитное) утверждение в лингвистической экспертизе текста [Электронный ресурс] // Материалы первой Интернет-конференции по юридической лингвистике "Право как дискурс, текст и слово" // Режим доступа: /publ/baranov_a_n/1-1-0-55, свободный. Доступен 14.05.11. Загл. с экрана.

  3. Баранов А. Н., Паршин П. Б. Языковые механизмы вариативной интерпретации действительности как средство воздействия на сознание // Роль языка в средствах массовой коммуникации. – М.: ИНИОН АН СССР, – 1986. – С. 100–143.

  4. Блакар Р. М. Язык как инструмент социальной власти (теоретико-эмпирические исследования языка и его использования в социальном контексте) // Язык и моделирование социального взаимодействия: Переводы. – М.: Прогресс, 1987. – C. 88–125.

  5. Болинджер Д. Истина – проблема лингвистическая // Язык и моделирование социального взаимодействия: Переводы. – М.: Прогресс, 1987. – C. 23–43.

  6. Борисова Е. Г. Понимание в интерактивной модели: управление со стороны адресата [Электронный ресурс] // Понимание в коммуникации. 2005: Тезисы докладов Международной научной конференции (28 февраля – 1 марта 2005 г., Москва) // Режим доступа: /uni-persona/site/conf/conf_05/tesi05.htm, свободный. Доступен 14.05.11. Загл. с экрана. – Электрон. версия печ. публикации.

  7. Борисова Е. Г. Управление вниманием и пониманием: предварительные действия говорящего // Материалы II Международной конференции по когнитивной науке 9-13 июня 2006 года. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, июнь, 2006. – С. 218–219.

  8. Денисюк Е. В. Манипулятивное речевое воздействие: коммуникативно-прагматический аспект: Дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Уральский государственный университет им. А. М. Горького. – Екатеринбург, 2003. – 200 с.

  9. Дилтс Р. Фокусы языка: Изменение убеждений с помощью НЛП / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2000. – 314 с.

  10. Долинин К. А. Высказывание и ситуация общения // Говорящий и слушающий. – СПб.: Союз, 2001. – С. 17– 25.

  11. Долинин К. А. Имплицитное содержание высказывания // Вопросы языкознания. – 1983. – №6. – С. 37–47.

  12. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2008. – 512 с.

  13. Имплицитность в языке и речи / Отв. ред. Борисова Е. Г., Мартемьянов Ю. С. – М.: Языки русской культуры, 1999. – 200 с.

  14. Иссерс О. С. Зачем приехал Киса Воробьянинов (к вопросу о принципах лингвистического описания коммуникативных стратегий и тактик) // Русский язык как иностранный: Теория. Исследования. Практика. – СПб.: Сударыня, 2000. – Вып. 4. – С. 243–266.

  15. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. – М.: ЛКИ, 2008. – 288 с.

  16. Карасик В. И. Язык социального статуса [Электронный ресурс]. – М.: Институт языкознания Российской академии наук, Волгоградский государственный педагогический институт, 1992. – 330 с. // Режим доступа: /texts/karasik/status00.htm, свободный. Доступен 14.05.11. Загл. с экрана. – Электрон. версия печ. публикации.

  17. Кобозева И. М. Лингво-прагматический аспект анализа языка СМИ // Язык СМИ как объект междициплинарного исследования. – М.: Изд-во МГУ, 2001. – С. 100-114 // // Режим доступа: /text12/08.php, свободный. Доступен 14.05.11. Загл. с экрана. – Электрон. версия печ. публикации.

  18. Краткий словарь когнитивных терминов / Под общ. ред. Е. С. Кубряковой. – М.: Филологический факультет МГУ им М. В. Ломоносова, 1996. – 242 с.

  19. Лысакова И.П. Риторика в системе лингвистических дисциплин на факультетах журналистики // Статус стилистики в современном языкознании: Межвуз. сб. науч. тр. / Редкол.: ... Кожина М.Н. (гл. ред.) и др. – Пермь, 1992. – С.137-142.

  20. Маслова А. Ю. Введение в прагмалингвистику: Учебное пособие. – М.: Наука; Флинта, 2008. – 152 с.

  21. Маслова В. А. Введение в когнитивную лингвистику: Учебное пособие. – М.: Наука; Флинта, 2007. – 296 с.

  22. Матвеева Г. Г. Диагностирование личностных свойств автора по его речевому поведению. – Ростов н/Д: Издательство Донского юридического института, 1999. – 83 с.

  23. Мелихов И. Н. Скрытый гипноз: Практическое пособие [Электронный ресурс]. – Волгоград, 2002. – 394 с. // Режим доступа: /author/melihov_in/melihov_in_skrytyi_gipnoz_prakticheskoe_rukovodstvo/, свободный. Доступен 14.05.11. Загл. с экрана. – Электрон. версия печ. публикации.

  24. Оптимизация речевого воздействия: Монография / Редкол.: Котов Р. Г. (отв. ред.) [и др.]. – М.: Наука, 1990. – 239 с.

  25. Падучева Е. В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. – М.: Наука, 1985. – 272 с.

  26. Паршин П. Б. Речевое воздействие: основные сферы и разновидности // Рекламный текст: Семиотика и лингвистика. – М.: Международный институт рекламы; Издательский дом Гребенникова, 2000. – 270 с.

  27. Расторгуев С. П. Философия информационной войны. – М.: Аутопан, 2002. – 446 с.

  28. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации / Редкол.: Березин Ф. М., Тарасов Е. Ф. (отв. ред.) [и др.]. – М.: Наука, 1990. – 135 с.

  29. Рождественский, Ю. В. Теория риторики / Ю. В. Рождественский. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 512 с.

  30. Савкова З.В. Искусство оратора. – СПб.: Общество «Знание», 2003 // Режим доступа: http://www.rodchenko.ru/docs/Savkova.Iskusstvo_oratora.doc, свободный. Доступен 14.05.11. Загл. с экрана. – Электрон. версия печ. публикации.

  31. Солсо Р. Когнитивная психология / Пер. с англ. – СПб.: Тривола, 2002. – 600 с.

  32. Станиславский К.С. Работа актёра над собой. – М., Гос. изд-во "Худож. лит.", 1938.

  33. Стернин И.А. Коммуникативное поведение в структуре национальной культуры // Этнокультурная специфика языкового сознания: сб. начн. ст. / РАН, Ин-т языкозн.; редкол.: Н.В. Уфимцева (отв. ред.) [и др.]. – М., 2000. – С. 97–112.

  34. Стернин И. А. Практическая риторика: Учебное пособие. – М.: Академия, 2007. – 268 с.

  35. Стернин И. А. Речевое воздействие как интегральная наука [Электронный ресурс] // Речевое воздействие. – Воронеж; Москва, 2000. – С. 3–6 // Режим доступа: /~rpr/sternin/articles_rus.html, свободный. Доступен 14.05.11. Загл. с экрана. – Электрон. версия печ. публикации.

  36. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. Курс лекций и словарь риторических фигур. – Ростов-на-Дону. 1994.

  37. Чернявская В. Е. Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия. – М.: Флинта, 2006. – 130 с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Аннотация рабочей программы дисциплины б1 б 1 «история» в рамках фгос впо укрупненная группа 15 – металлургия машиностроение и материалообработка

    Документ
    ... технологии (ОК–4); - учитывать этические и правовые нормы в межличностном общении ... публичной ... семинары, самостоятельная работа Изучение дисциплины заканчивается экзаменом Аннотация ... коммуникативной ... общения; - установление речевого ... спец ... воздействия, ...
  2. Аннотации рабочих программ учебных дисциплин магистерская программа направление 080200 68 00 13«менеджмент» программа «финансовый менеджмент»

    Программа
    ... межличностном и профессиональном общении ... технологиями ... эконом. спец./ М.И. ... Аннотация Научно-методологический семинар ... воздействие фундаментальных ... речевой ... общения; коммуникативные стратегии, уместные в конкретной ситуации общения ... публичной ...
  3. Публичный доклад руководителя за 2011-2012учебный год

    Доклад
    ... коммуникативно-речевой опыт школьников, кото­рый они приобрели в 5—9 классах. К основным задачам обучения иноязычному общению ... аннотации ... публичного ... воздействием ... технологии реализуются в диспутах, лекциях, семинарах ... межличностных отношений ... Спец. А Спец. ...
  4. Раздел 1 текст в коммуникации

    Презентация
    ... коммуникативно-речевой практики в межличностной, публичной, ... коммуникативных технологий. Сущность коммуникативной технологии состоит в ориентации на межличностное взаимодействие в учебно-воспитательном процессе, гуманнизации педагогического воздействия ...
  5. Новые возможности общения

    Документ
    ... публичных ... . д.п.н.: Спец. 13. ... и аннотации, ... Психолингвистическая интерпретация речевого воздействия. – Ярославль ... семинаров ... коммуникативная компетенция, определяющая владение технологиями устного и письменного общения ... психология межличностного общения. ...

Другие похожие документы..