Главная > Учебное пособие


ББК 74р М18

ISBN 5-93134-169-2

Маленкова Л.И.

М18 Теория и методика воспитания. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480 с. ISBN 5-93134-169-2

Учебное пособие подготовленно в соответствии с государ­ственным стандартом базового педагогического образования.

Его цель — повышение уровня научной подготовки студен­тов и педагогов-практиков, а также методическое оснащение вос­питательного процесса, внедрение современных технологий вос­питания в школьную практику. Пособие станет хорошим подспо­рьем каждому, выбравшему профессию педагога в саморазвитии его профессионального мастерства.

Книга адресована студентам педагогических учебных заведе­ний, начинающим педагогам-практикам, слушателям системы повышения квалификации, а также руководителям учебно-вос­питательных учреждений, организующим процесс воспитания.

ББК 74р

© Маленкова Л.И., 2002

© Педагогическое общество России, 2002

Введение

Только наука может изменить мир. Наука в широком смысле: и как расщепить атом, и как вос­питывать людей.

Н. М. Амосов

Воспитание — дело совести, обучение — дело науки. Позд­нее, уже в сложившемся чело­веке, оба эти вида познания до­полняют друг дуга.

Виктор Гюго

Итак, учебное пособие называется «Теория и методика воспитания». Почему предмет его — «воспитание»! А не «образование»? Не «воспитательная работа»? Не «внеуроч­ная деятельность»? Не «дополнительное образование»?

Всем, наверное, приходилось слышать слова: «Не учите меня жить!», «Не надо меня воспитывать!», «Не читай мне морали!», «Та семья хороша, где никто никого не воспитывает», «Школа не должна воспитывать, ее удел давать знания, а уж воспитаю я своего ребенка как-ни­будь сам», «Где начинается воспитание, там кончается личность и ее свобода»...

Но есть еще и другое видение сути данного явления. Я.А. Коменский: «Пренебрежение воспитанием есть ги­бель людей, семей, государств и всего мира». В.Г. Белин­ский: «Воспитание -- великое дело: им решается участь человека». Д.И. Менделеев: «Знания без воспитания,,что меч в руках сумасшедшего».

Перед нами две полярные точки зрения в понимании и оценке воспитания. Как их рассудить? Каждому, мало-маль­ски знакомому с историей педагогики, хорошо известно, что воспитание появилось одновременно с возникновением

Введение

Введение

человеческого общества, все перипетии развития челове­ческого общества так или иначе коснулись воспитания, внесли свои коррективы в эту функцию общества.

Современная педагогика рассматривает основное на­значение воспитания как создание оптимальных условий для разностороннего и гармоничного развития личнос­ти, для ее самоактуализации.

Это основополагающие идеи, на которых зиждется любая концепция воспитания. Предмет нашего рассмот­рения -- воспитание в современной школе: и на уроке, и во внеурочной деятельности учителя по предмету, и в системе школьного и внешкольного дополнительного об­разования, и, главное, — в целенаправленной деятельно­сти основных субъектов воспитательного процесса класс­ных руководителей, кураторов, воспитателей, организа­торов и лидеров детских объединений, заместителей ди­ректоров школ по воспитательной работе.

Предназначено пособие в первую очередь студентам педагогических вузов, которым предстоит осваивать мно­готрудную теорию и практику воспитания. Кроме того, начинающим педагогам-воспитателям, ибо процесс ста­новления педагога-мастера не заканчивается с моментом окончания студентом института. Он происходит диалек­тически: по мере вхождения в практическую педагогичес­кую деятельность. Начинающий воспитатель нуждается в теоретико-методической опоре — добротном педагогичес­ком знании. На основе этого постепенно и оформляются собственная педагогическая позиция и собственный прак­тический опыт. Без этого начинающий воспитатель, как показывает практика, утилитарен, прагматичен, укреп­ляется в позиции житейско-обыденной «педагогики».

А.С. Макаренко писал: «...неопределенность воспита­тельного процесса в школе, распыленность педагогичес­ких сил, боязнь смелого почина снижает эффективность труда даже талантливых учителей».

Эта проблема характерна и для нашего времени. Од­ной из основных причин являются неопределенность, сумбурность, нечеткость и неточность в понимании вос­питания как основной педагогической категории. А истоки этого парадоксального явления подметил еще К.Д. Ушин-ский: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что

почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким, — и тем понятнее и легче ка­жется оно, чем менее человек с ним знаком, теорети­чески или практически...»

Современные нелегкие и противоречивые условия на­шей жизни и практики школы с особой актуальностью поставили две проблемы подготовки педагогов-воспита­телей: 1) повышение уровня научной подготовки их; 2) методическое оснащение современного воспитательного процесса (проблема методов и средств нового воспита­ния, освоение современных технологий его эффективной организации, овладение педагогической техникой).

Вот почему целью настоящего учебного пособия яв­ляется раскрытие теории и методики воспитания. В посо­бии есть главы и параграфы теоретические, есть главы и параграфы чисто методические, есть содержание и тео­рия, и методика рассматриваемого педагогического яв­ления.

В чем же специфика настоящего пособия? Как лучше с ним работать?

В основе книги — авторская концепция теории и ме­тодики воспитания, а также методики ее освоения педа­гогами (как начинающими, так и опытными), сложив­шаяся на основании двух источников. Во-первых, как плод эмпирических наблюдений и размышлений над проводи­мой в течение не одного десятка лет научно-исследова­тельской и научно-методической работой. И, во-вторых, как итог практической педагогической деятельности на протяжении 35 лет в различных ипостасях: воспитателя школы-интерната, командира студенческого. Макаренков-ского педагогического отряда, вожатого «Артека», инс­пектора по делам несовершеннолетних в детской комна­те милиции, руководителя научно-методической работы Красноборской специальной школы для педагогически за­пущенных девочек-подростков, преподавателя кафедры педагогики МПГУ, учителя и классного руководителя об­щеобразовательной школы № 45 г. Москвы. Здесь также обобщен и представлен опыт многочисленных коллег-еди­номышленников из разных регионов России и стран СНГ.

Настоящая книга о воспитании необычна еще и мате­риалами, которые в ней использованы: мысли, пробле-

Введение

Введение

мы, парадоксы, суждения. Разве не сам ребенок (подрос­ток, юноша,, девушка) лучше самых мудрых родителей и маститых педагогов знает свои проблемы, переживает соб­ственные удачи и промахи, ошущает добро или зло окру­жающего мира, воспринимает (принимает или отверга­ет) наши воспитательные воздействия? Или начинающий учитель не сам лучше других может поведать о собствен­ных педагогических открытиях (пусть уже открытых дру­гими и даже описанных в мудрых книгах), о первых про­бах и болезненности первых ошибок, о самостоятельно принятых решениях и сознательном выборе педагогичес­кой позиции? А опытный учитель-мастер -- это ли не кладезь педагогической мудрости? Вот почему книга изо­билует детскими письмами, дневниками, сочинениями, стихами, записанными с натуры сценками детской жиз­ни, материалами эмпирических методов исследования (те­стов, анкет, опросников, интервью), собственными выс­казываниями детей... В ней также широко использованы мысли и соображения, творческие находки, анализ дос­тижений и ошибок самих педагогов, начинающих и мас­титых, молодых и опытных, «хороших» и «не очень», сту­дентов педагогических вузов.

Потребность осветить проблемы теории и методики воспитания разносторонне и широко вынудила нас об­ратиться к другим наукам, помимо педагогики и психо­логии, а именно: к философии, анатомии и физиологии, медицине, гигиене, психиатрии, психотерапии, сексоло­гии, социологии и др. Вот почему на страницах книги присутствуют «интервью» с писателями, мыслителями г философами, известными учеными: мы использовали даже целые страницы книг для ответа на вопросы, в ко­торых считаем их более компетентными.

В структуре методического пособия имеются такие со­ставные части.

5* Теоретическое и методическое раскрытие проблем вос­питания в логике вузовского курса педагогики. >• После каждого параграфа вопросы для самопроверки, размышления. Цель их - - развитие педагогического мышления студентов и начинающих педагогов. Они могут быть использованы преподавателем, ведущим курс, в качестве вопросов и творческих заданий к се-

минарам и практикумам, в качестве заданий для. ин­дивидуальной самостоятельной работы (особенно для студентов, сочетающих учебу с практической педаго­гической деятельностью).

>• Книга снабжена расширенными списками рекомендуе­мой литературы: после каждой темы и проблемы, а так­же в конце книги — общий список литературы по те­ории и методике воспитания. Причем читатель легко заметит, что в этих списках представлена литература разного уровня сложности. Это сделано специально, чтобы он мог выбрать необходимую литературу: для се­минарских занятий, курсовых, дипломных и научных студенческих работ на конкурс, нахождения ответа и решения проблемы, возникшей в практике воспита­тельной работы. Кроме того, следует заметить, что мы старались дать в основном литературу новую; из ста­рой литературы мы включили педагогическую класси­ку и последние работы авторов, раскрывающие ту или иную проблему.

*- В конце пособия даны подробный перечень вопросов для экзамена (зачета), примерный перечень возмож­ных курсовых и дипломных работ, работ на конкурс (с указанием на полях глав и параграфов, содержащих ос­новополагающие идеи для поиска ответов на вопросы и решения поставленных проблем). И еще об одной идее необходимо сказать во введении. Процесс воспитания — многофакторный, творческий; ре­шения проблем могут быть вариативны. Поэтому мы менее всего склонны кому-либо что-то авторитарно предписывать. Книгу не следует воспринимать как инструктивно-методи­ческое пособие или рецептурный справочник. Пусть каж­дый найдет в ней свое, помимо теоретических положений, необходимых для творческого усвоения. Автор будет считать свою задачу выполненной, если книга даст импульс соб­ственной мысли каждого, взявшего ее в руки, пробудит желание психолого-педагогического самосовершенствова­ния, сможет побудить педагога, начинающего и опытного, к освоению более высокого уровня его педагогического ма­стерства. И... сделает хотя бы чуточку счастливее. По мудро­му выражению Гете, «человек должен верить, что непонят­ное можно понять, иначе он не стал бы размышлять».

ГЛАВА I

Воспитание как педагогическое явление

Под воспитанием, в самом об­щем значении этого слова, сле­дует разуметь совокупность всех усилий, употребляемых для при­способления (каждого нового по­коления) к тому общественному строю, к которому его призыва­ет поступательное движение че­ловечества.

Сен Симон

1.1. Воспитание: сущность, назначение, современные идеи

Воспитание — великое дело: им решается участь человека.

В. Г. Белинский

Воспитание: «те, кто могут впасть в детство, учат тех, кто не может впасть во взрослость».

Шутка десятиклассника

НАЧАЛЬНЫЕ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВОСПИТАНИИ

Воспитание — для всех времен и всех народов важнейшее явление духовной жизни общества. Без воспитания не­мыслима жизнь человеческого обще­ства, Ибо его назначение — передача накопленных зна­ний и жизненного опыта от поколения к поколению. Без этого невозможен прогресс человечества. Без этого немыс­лимо развитие человека в онтогенезе. Вот почему воспита­ние относится к числу категорий общечеловеческих, ка­тегорий вечных. Оно появилось с возникновением челове­ческого общества, с ним вместе и развивается: изменяются цели воспитания, его содержание и средства, методы и педагогические приемы... в зависимости от типа культуры (первобытно-общинной, античной, средневековой, ново­временной, современной). К.Д. Ушинский писал: «Воспи­тательная деятельность, без сомнения, принадлежит к об­ласти разумной и сознательной деятельности человека, самое понятие воспитания есть создание истории, в при­роде его нет...»

1.1. Воспитание: сущность, назначение, современные идеи9

Издревле слово «воспитание» обозначало «вскармлива­ние». Но люди очень рано, еще на заре человеческого об­щества, поняли, что дитя человеческое нуждается не толь­ко в пише физической, материальной, но и в пище ду­ховной. Поэтому и стало воспитание иметь смысл более духовный, нежели материальный. Уже у Платона читаем: «Воспитание и наставление начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни. Мать и кормилица, отец и дядька («педагог»), лишь только ре­бенок начинает понимать их, только и хлопочут о его усо­вершенствовании»

Задаваясь целью поставить воспитание («духовное пи­тание») на высокий профессиональный уровень, обще­ство постепенно создает различные воспитательные уч­реждения: воспитательные дома, детские сады, приюты, школы, интернаты, университеты...

Таким образом, издревле и до наших дней воспита­нию придается большое значение. Даже отдается приори­тет перед образованием. А. Экзюпери: «Современный че­ловек по сравнению с пещерным не представляет собой биологического прогресса. Воспитание имеет приоритет перед образованием. Создает человека воспитание... Имеет значение не багаж (образование), а орудие, которым его схватываешь...» М.М. Пришвин: «Устойчивое нравствен­ное правило для воспитания детей нам нужно сейчас больше, чем хлеб».

О важности воспитания, о том, что дитя человеческое становится Человеком только благодаря воспитанию, имен­но «духовному питанию», говорят многочисленные исто­рии с «Маугли» — детьми, вскормленными и взращен­ными в логове зверя. В 1694 г. ирландский врач Б. Коннор описал случай, когда на границе Литвы и России был найден десятилетний мальчик, живший с медведями. Гол­ландский врач Бургове в XVIII веке рассказал о ребенке, обнаруженном среди диких коз. В Индии в 1920 г. в волчь­ем логове вместе с волчатами отыскали двух девочек. Уже в наши дни в Гвинее-Бисау обнаружен ребенок 9—10 лет, выросший в стае обезьян. Индийская девочка Камала, попав к людям в 7—8 лет, только через два года научи­лась стоять, через 6 лет — ходить. К 17—18 годам сумела с трудом приобрести умственное развитие четырехлетне-

10

Глава I. Воспитание как педагогическое явление

1.1. Воспитание: сущность, назначение, современные идеи

11

го ребенка. Словарный запас таких детей ограничивается несколькими десятками слов; писать и выполнять про-' стейшие арифметические действия они вообще не могут.

Хорошо известны каждому школьному педагогу печаль­ные истории детей из неблагополучных семей, не полу­чивших надлежащего воспитания, судьбы детей и подро­стков-правонарушителей, пагубные последствия алкого­лизма, наркомании и токсикомании детей и подростков...

Что же такое воспитание? Как его понимают учителя-практики? Как его ощущают наши воспитанники? И что значит это с научной точки зрения? Учителям г. Севасто­поля мы задали вопрос: «Как, по-вашему, что самое глав­ное в воспитании? В чем его суть?» Получили очень мно­го признаков, характеризующих воспитание как позитив­ный процесс воздействия на формирование личности школьника: «понять суть ученика — отсюда возникают методы воспитания»; «научить ребенка делать правильный выбор между добром и злом; истиной и ложью, прекрас­ным и безобразным»; «воспитать человека нужного об­ществу, достойного, красивого в своих поступках и де­лах»; «воспитать высоконравственного, трудолюбивого человека»; «понять причины поведения ребенка и рабо­тать с ним, исходя из ЕГО миропонимания, помочь ре­бенку понять себя»; «уважение в ребенке личности и ува­жение ребенком личности воспитывающего и доверие к нему. Умение поставить себя на место ребенка».

Нетрудно заметить, что в этих отрывочных точках зре­ния, высказанных педагогами, просматриваются гумани­стические начала отношения к воспитанию, которые ис­поведуются сегодня лучшими учителями, и в определе­нии цели и задач воспитания, и в содержании, и в пози­ции педагога по отношению к ученику, и в методике и технике воспитательного воздействия.

Однако среди общего позитивного стиля и тона выс­казываний есть и такое: «Авторитет педагога, когда дети безоговорочно принимают то, что сказал педагог. Есть люди, обладающие магическим действием на коллектив». Здесь просматривается хорошо известный в истории пе­дагогики (и в теории, и в практике), а также и в совре­менной жизни (в семье, школе, общественных местах) авторитарный подход в воспитании и обучении. Он осно-

ван на авторитете, правильных взглядах, верных нравствен­ных посылках... Но, не об этом ли у Ш. Фурье: «Мораль! Какие грустные мысли порождает это слово! Мораль! При этом слове ребенку кажется, что он видит вооруженных розгами учителей; молодая женщина представляет себе ревнивцев, угрожающих кипящим котлами ада; честный человек вспоминает о множестве интриганов и преступ­ников, которым мораль служила во все времена».

Спросите у детей разного возраста, любят ли они, ког­да их воспитывают? — получите однозначный ответ: «Нет!» Особенно, когда «я знаю, что права, а меня неправиль­но воспитывают», «если меня пытаются воспитывать не­уважаемые мною люди», «если воспитатели меня в чем-то обвиняют и ругают».

Вот почему А.С. Макаренко выдвигает педагогическую аксиому: «Не следует въедаться детям в печенки педаго­гикой». Можно в этих рассуждениях пойти еще дальше. У Максимилиана Волошина в дневнике читаем: «Из всех насилий, производимых над человеческой личностью, убийство является наименьшим насилием, а воспитание -наибольшим». Аналогично у А. Толстого: «Каждый живет для проявления своей индивидуальности, воспитание сти­рает ее». Еще более категорично у Ф. Вольтера: «От вся­кого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах».

Почему так? Видимо, насилие над личностью, униже­ние ее и уничтожение смерти подобно. Ведь если личность раздавлена, то нет и человека. Громко? Трагично? Да, но ведь так и есть. И только в суматохе будней не вдумываем­ся мы, когда корежим формирующуюся личность школь­ника воздействиями типа: «Только посмей...», «Прекрати сейчас же..!», «Кто.., тот будет весь год...» Сплошные уг­розы, наказания, чтение нотаций, морализирование, зап­реты, слова-руководства: «Нет!», «Не смей!», «Нельзя!» и т.п. Тогда нравственность и превращается в «-полицию духа» (К.Д. Ушинский), вызывает бурный (или тихий) протест воспитуемого, порождает всякого рода защитные реакции (нигилизм, грубость и дерзость, аффект неадекватности, повышенный критицизм, непослушание, «смысловой ба­рьер»); появляется «сопротивление воспитанию».

Известный педагог, наш современник В. Лизинский пишет: «Дурное воспитание основывается на постоян-

1.1.Воспитание: сущность, назначение, современные идеи


12

Глава I. Воспитание как педагогическое явление




Похожие документы:

  1. Бюллетень новых поступлений (124)

    Бюллетень
    ... – 1 Всего: 1 экз. 8 63.3(4) М18 Малашевич, Евгений Васильевич. Минск. Книга ... Семенович. Основы общей педагогики: теория и методикавоспитания : Учеб. пособие для ... Стародубова, Наталья Анатольевна. Теория и методика развития речи дошкольников : учеб ...
  2. Бюллетень поступлений литературы в библиотеку крсу с 01 04 06 по 30 06 06 содержание

    Бюллетень
    ... Образование Профессиональное и специальное образование Методика преподавания учебных предметов Теория и методикавоспитания в школе Преподавание иностранных ... политика 189. 329.17(075) М18 Малахов В.С.Малахов, Владимир Сергеевич Национализм ...
  3. Бюллетень поступлений литературы в библиотеку крсу с 01 04 06 по 30 06 06 содержание

    Бюллетень
    ... Образование Профессиональное и специальное образование Методика преподавания учебных предметов Теория и методикавоспитания в школе Преподавание иностранных ... политика 189. 329.17(075) М18 Малахов В.С.Малахов, Владимир Сергеевич Национализм ...
  4. Библиография биологические науки антропология антропогенез

    Бюллетень
    ... образовательная школа Организация общеобразовательной школы Теория и методикавоспитания в школе Методика преподавания отдельных предметов Преподавание ... : всего:2 - ХР(2) 35. 342(072) М18 Малабаев Б.Н.Малабаев Б.Н. Конституционное право зарубежных ...
  5. В библиотеку КРСУ с 01 01

    Бюллетень
    ... : всего:2 - ХР(2) 35. 342(072) М18 Малабаев Б.Н.Малабаев Б.Н. Конституционное право зарубежных ... внутришкольного управления на современном этапе Теория и методикавоспитания в школе Методика преподавания отдельных предметов 175 ...

Другие похожие документы..