Главная > Инструктивно-методическое письмо


Методическое письмо

О преподавании учебного предмета «Химия» в 10 классе общеобразовательных школ Ярославской области в 2006-2007 учебном году

  1. Государственный стандарт общего образования и его назначение

Государственный стандарт общего образования – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса

Федеральный компонент – основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Он устанавливает обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, а также нормативы учебного времени.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (далее – ФБУП), разработан в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312.

  1. Федеральный компонент образовательного стандарта по химии

(краткий перечень приоритетов, заявленных в федеральном

компоненте государственного стандарта)

Федеральный компонент содержит три стандарта по химии: для основного общего образования; для среднего (полного) общего образования на базовом уровне; для среднего (полного) общего образования на профильном уровне.

Новизну подходов к разработке государственных образовательных стандартов по химии определил учет научного и социального аспектов химии, современных тенденций совершенствования содержания образования - усиление его личностной ориентации и практической направленности, повышение развивающего и воспитывающего потенциала всех его компонентов.

Основу федерального компонента государственного образовательного стандарта составили те элементы содержания, образовательная ценность которых подтверждена отечественной и мировой практикой преподавания химии в школе. Они составили систему знаний о неорганических и органических веществах, их составе, строении и свойствах, о химических реакциях, их сущности и закономерностях протекания, об использовании веществ и химических превращений, о возникающих при этом экологических (как правило, в результате промышленного производства химических веществ и материалов), а также нравственно-социальных (производство и распространение наркотических веществ и т.п.) проблемах и путях их решения. Усвоение этой системы знаний имеет решающее методологическое, познавательное, прикладное и общекультурное значение.

В стандарте базового уровня система знаний, будучи дополнена блоками содержания «Экспериментальные основы химии» и «Химия и жизнь» имеющего прикладной и культурологический характер, призвана, прежде всего, обеспечить выпускнику средней (полной) школы возможность ориентироваться в общественно и личностно значимых проблемах, связанных с химией.

В стандарте профильного уровня система знаний о химических элементах и свойствах их соединений расширяется и углубляется на основе представлений о строении вещества, химической связи и закономерностях протекания химических реакций, рассматриваемых с точки зрения химической кинетики и химической термодинамики. Тем самым обеспечивается подготовка выпускников школы к продолжению образования в средних специальных и высших учебных заведениях, профиль которых предусматривает изучение химии, и последующей профессиональной деятельности.

  1. Основные цели и задачи преподавания предмета «Химия»

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

  • применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией.

Изучение химии на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

    • освоение системы знаний (фундаментальных понятий и законов химии), современных представлений о строении атома, структуре неорганических и органических веществ, механизмах химических реакций, взаимосвязи химии с другими науками, ее роли в познавательной и практической деятельности человека);

    • овладение методами познания природы – теоретическими и экспериментальными;

    • приобретение умений приобретать знания для объяснения ключевых идей (причин многообразия веществ и явлений; обусловленности свойств химических элементов и их соединений их составом и строением; химической основы циклических природных процессов; возможностей прикладных аспектов химии в решении сырьевой, энергетической и экологических проблем);

    • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей (в процессе выполнения исследовательских работ, обсуждения учебных и жизненно-важных проблем, связанных с химией);

    • воспитание убежденности в познаваемости природы, уважение к процессу творчества в области теории и практики, потребности критически осмысливать информацию и применять ее для пополнения знаний, решения интеллектуальных и экспериментальных исследовательских задач; экологически грамотного поведения в повседневной жизни;

    • приобретение компетентности в использовании знаний и умений для обеспечения безопасности деятельности, для самостоятельного приобретения специальных знаний в соответствии с выбранным профилем обучения

IV. Принципы обновления содержания предмета «Химия»

В ходе разработки стандарта по химии была проведена разгрузка обязательного минимума содержаниясреднего общего образования для базового уровня. Прежде всего, был исключен материал, в котором излишне детально излагались отдельные вопросы строения вещества (донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи, геометрия молекул, геометрическая изомерия и ряд других); промышленные способы получения аммиака, чугуна, стали, метанола, гидролиз органических и неорганических веществ; исключены расчетные задачи, сокращено число практических работ.

Разгрузке призвано способствовать также выделение материала курсивом в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования по химии, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников. Это относится, в частности, к следующим элементам содержания:

  • моделирование химических процессов; атомные орбитали; s-, p-элементы; особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов; водородная связь; разрушение кристаллической решетки, диффузия; растворение как физико-химический процесс; сильные и слабые электролиты; золи, гели, понятие о коллоидах; водородный показатель (рН) раствора; электролиз растворов и расплавов; понятие о коррозии металлов; способы защиты от коррозии; а также значительная часть материала из блока «Химия и жизнь» (базовое среднее образование);

  • моделирование химических явлений; взаимосвязь химии, физики, математики и биологии; естественно-научная картина мира; межмолекулярные взаимодействия; коллоидные системы; моляльная концентрация; энергия Гиббса; механизм реакции; произведение растворимости; ионное произведение воды; ряд стандартных электродных потенциалов; изотопы водорода; благородные газы; переходный элемент ртуть; способы разрыва связей в молекулах органических веществ; галогенопроизводные углеводородов; пиррол, пиридин, пиримидиновые и пуриновые основания; представления о структуре нуклеиновых кислот (профильное среднее образование).

Все это позволило без снижения уровня изучения химии сократить объем учебного материала, выносимого на итоговый контроль, и защитить учеников от завышенных требований к уровню их знаний и умений при итоговом контроле. Элементы знаний, выделенные курсивом, позволяют сохранить высокий уровень преподавания химии. (Приложение №1)

Особенности содержания курса химии для физико-химического профиля

В классах и школах физико-химического профиля больший удельный вес должна иметь общая и неорганическая химия, меньший – органическая химия. Содержание общей и неорганической химии предоставляет реальные возможности для налаживания межпредметных связей с физикой и математикой. У учащихся должно сложиться представление о химии как о точной науке, имеющей общие объекты, изучаемые физикой и химией, использующей общие методы познания.

Акценты в содержании возможны при рассмотрении каждого блока примерной программы. Так, раскрывая предмет изучения химии и химические методы познания, важно подчеркнуть существование наук – физической химии и химической физики, общность методов познания, общность законов и теорий: атомно-молекулярное учение (молекулярная теория в физике), закон сохранения массы и энергии, законы электролиза, теория строения веществ и др.

Химическую связь необходимо объяснять с акцентом на механизм ее образования и энергетические изменения при ее разрушении и воссоздании.

Особое внимание должно быть уделено закономерностям химических реакций, выражаемым графиками, математическими формулами.

При рассмотрении химических реакций в водных растворах акцент может быть сделан на полярные растворители, кривые растворимости, величину диэлектрической проницаемости, тепловое движение молекул воды при растворении ионных кристаллов, электрическую проводимость растворов, электрическое поле и др.

Определенные акценты должны быть сделаны при изучении органической химии, например, при объяснении механизма образования сигма - и пи-связей в молекулах, смещении общей электронной плотности связей в полярных молекулах, при рассмотрении влияния условий на ход реакций (давление, изменение тепловой энергии).

В классах и школах химико-биологического профиля больший удельный вес по сравнению с неорганической и общей должна иметь органическая химия. Учебный материал курса органической химии предоставляет возможности для более обстоятельного рассмотрения химической организации клетки как биологической системы (макро- и микроэлементы, углеводы, белки и др.). Знание состава и свойств веществ основных классов органических соединений позволяет более глубоко раскрыть сущность процессов брожения, дыхания, фотосинтеза, энергетического обмена в организме, круговорота веществ и потока энергии в биосфере под воздействием антропогенного фактора и др.

Реализация внутрипредметных связей

Преемственность между ступенями образования обеспечивается тем, что основу обоих стандартов – основного общего и среднего базового образования – составляет система фундаментальных знаний о периодическом законе Д.И.Менделеева и структурной теории строения органических соединений, а также теорий строения атомов, химической связи и электролитической диссоциации.

V. Этапы реализации содержания по предмету «Химия»

Реализация содержания химического образования в общеобразовательных школах может быть осуществлена либо в два этапа: основное общее образование (8, 9 классы); среднее (полное) общее образование (10, 11 классы), либо в три этапа, включая пропедевтику химии (7 класс).

В соответствии с федеральным компонентом базисного учебного плана в средней (полной) школе вводятся два уровня изучения химии: базовый и профильный. На базовом уровне на изучение химии выделяется 70 часов (по 1 ч. в неделю в 10 и 11 классах); на профильном уровне - 210 часов (по 3 ч. в неделю в 10 и 11 классах).

Изучение химии на базовом уровне предполагается в классах биолого-географического; агротехнологического профилей, а также при обучении в непрофильных классах или в так называемых классах универсального (общеобразовательного) профиля.

Изучение химии на профильном уровне предполагается осуществлять в классах физико-химического, химико-биологического профилей.

В классах социально-экономического, социально-гуманитарного, филологического, художественно-эстетического, физико-математического, индустриально-технологического, информационно-технологического, оборонно-спортивного профилей учебными планами предусматривается возможность включения химии (наряду с физикой и биологией) в составе курса «Естествознание», изучаемого по 3 ч. в неделю в 10 и 11 классах.

Независимо от профиля обучения для учащихся, проявляющих повышенный интерес к химии и ее практическому применению, школа может увеличить число часов на ее изучение путем предоставления возможности выбора элективных предметов по химии.

При большом числе учащихся, желающих изучать химию углубленно, школа имеет право добавлять на изучение химии к 3 недельным часам, предусмотренным для профильного уровня, еще 2 часа в неделю за счет часов, выделяемых базисным учебным планом на элективные курсы.Содержание учебного материала, дополняющего программу по химии профильного уровня, не регламентируется.Ориентиром для учителей химии могут служить авторские программы и учебники для школ (классов) с углубленным изучением химии, а также программы элективных предметов.

Преподавание курса химии в классах универсального, биолого-географического, агротехнологического, физико-математического, индустриально-технологического социально-экономического, социально-гуманитарного, филологического, информационно-технологического художественно-эстетического, оборонно-спортивного профилей может осуществляться в объеме 2-х часов в неделю. В этом случае дополнительный 1 час в неделю берется из числа часов, отводимых на элективные предметы.

  1. Особенности методов и организационных форм обучения химии

Образовательный стандарт по химии ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Деятельностный подход прежде всего отражается в формулировках требований к уровню подготовки выпускников, предусматривающих овладение определенными способами познавательной деятельности, свойственными химии. Они направлены на то, чтобы определять и распознавать (в том числе опытным путем) состав веществ и их принадлежность к соответствующему классу соединений, виды химической связи, типы химических реакций; характеризовать химические элементы на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева, связь между составом, строением и свойствами веществ; объяснять закономерности изменения свойств химических элементов, природу и способы образования химической связи, сущность химических реакций и закономерности их протекания и т.п.

Для выполнения этих требований нужно организовывать такие виды деятельности, как наблюдение, описание и объяснение химических явлений, проведение опытов и экспериментальных исследований по выявлению закономерностей, а не просто сообщать школьникам систему готовых знаний. Учащиеся должны не только знать результаты научных достижений, но и овладеть методами научных исследований химических явлений. Учитель должен контролировать не запоминание текста учебника, а правильные и успешные познавательные действия ученика.

Ориентация на организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся является необходимым условием успешности обучения химии всех учащихся. В результате освоения содержания образования по химии учащиеся получают возможность расширить круг учебных умений, навыков и способов деятельности.

Образовательный стандарт по химии включает систему прикладных знаний и умений, значимых для самого ученика, востребованных в повседневной жизни, важных для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Это вопросы обеспечения собственной безопасности в процессе использования веществ и определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.

Таким образом, приоритетными задачами преподавания школьного курса химии на этапах основного и среднего (полного) общего образования является совершенствование методики формирования познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной видов деятельности. (Методическое письмо МО РФ « О преподавании учебного предмета «Химия» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»). (http:/www. ed gov. ru)

Особенности методов и организационных форм обучения химии на профильном уровне

В классах, где химия является профильным предметом, преобладающую роль должны выполнять эвристические и исследовательские методы, которые реализуются в виде проблемных лекций, дискуссий (семинаров), самостоятельных работ учащихся исследовательского, творческого характера, включающих выполнение опытов, конструирование приборов, изготовление моделей, отражающих строение веществ, построение графиков, схем, решение расчетных и экспериментальных задач. Химический эксперимент в профильных классах может иметь форму практикумов, позволяющих проводить исследования, подтверждающие изученные теоретические положения, выполнять опыты по распознаванию, получению и изучению свойств веществ и т.д.

  1. Рекомендации по составлению рабочих программ

Рабочая программа, документ, созданный учителем на основе примерной или авторской программ.

Примерные программы по химии для среднего (полного) общего образования на базовом уровне и среднего (полного) общего образования на профильном уровне составлены на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. В примерных программах отражены требования к знаниям и умениям учащихся, заданные стандартом, произведено разделение учебного материала на обязательный, включенный в требования к уровню подготовки выпускников школы, и подлежащий изучению, но в обязательные требования не включенный. Примерные программы дают примерное распределение учебных часов по разделам курса, конкретизируют содержание образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяют минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, а также лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися. В этих программах выделен резерв учебного времени.

Примерные программы являются ориентиром при составлении авторских учебных программ и учебников. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить иной подход к структурированию учебного материала, иную последовательность его изучения, а также собственное видение путей формирования системы химических знаний, развития умений и способов деятельности учащихся.

Примерные и авторские программы не сковывают творческую инициативу учителей и предоставляют широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса при сохранении единого образовательного пространства.

Примерные и авторские программы являются ориентиром для составления рабочих программ.

Рекомендации по разработке и утверждению рабочих программ даны в Приложении к письму Департамента образования Администрации Ярославской области от 12.01.06 № 23/01-10.

  1. Рекомендации по использованию действующих учебников и УМК

Внедрение образовательного стандарта по химии призвано обеспечить возможность существенного снижения учебной нагрузки школьников. Однако для реализации этой возможности необходимо понимать, что стандарты определяют только нижнюю границу содержания образования по химии.

Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобразованием России к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2006/2007 учебный год, утверждены приказом Минобразования России от 07.12.2005 № 302.

Руководители школ имеют право выбирать учебники только из числа учебников, указанных в этом Перечне.

Среди более, чем десяти УМК по курсу химии для средней школы представляет интерес УМК О.С. Габриеляна и др. «Химия» издательства «Дрофа» и УМК «Школа Олега Габриеляна» издательства «Просвещение». (Приложение № 2). Представленные в приложении учебники и методическ5ие пособия содержат все необходимые разделы и темы в соответствии с примерной и авторской программой по химии для базового и профильного уровней. В качестве дополнительной литературы могут быть использованы учебники других авторов (Приложение №3).

  1. Рекомендации по оснащению учебного процесса

Внедрение образовательного стандарта по химии предполагает некоторые изменения в оснащении учебного процесса в средней школе. В первую очередь, это формирование библиотечного фонда кабинета химии, включающего все нормативные документы, УМК, по которому работает учитель, учебники других авторов, сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля, сборники задач по химии, руководства для лабораторных опытов и практических занятий по химии, справочники, энциклопедии, атласы по химии. Это также формирование цифровых образовательных ресурсов, включающих и экранно-звуковые пособия. Для профильных классов предполагается некоторое расширение перечня учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования, приборов, моделей, коллекций, наборов посуды, лабораторных принадлежностей и реактивов для химического эксперимента

Полный Перечень оборудования по химии для средней школы составлен в соответствии с обязательным минимумом содержания и примерными программами и приведен в Письме Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11или сайт http:/ www. vestnik. edu. ru)

  1. Рекомендации по использованию опыта базовых школ

№№

п/п

Школа

Профиль

ФИО учителя

химии

Материалы для обмена опытом

1

МОУ СОШ № 1

г. Гаврилов-Ям

Химико-биологический

Еланская С.А.

Рабочая программа по химии для 10 класса, базовый уровень, 2 ч/нед.

Программа элективного курса

для 10 кл. «Решение экспериментальных

творческих задач», 34 часа.

2

МОУ СОШ № 4,

г. Переславль-Залесский

Социально-экономический,

Информационно-технологический

Федорова Н.П.

Рабочая программа по химии для 10 класса, базовый уровень, 2 ч/нед.

3

МОУ

Каменниковская СОШ Рыбинского МР

ВоропаеваС.Е.

Рабочая программа по химии для 10 класса, базовый уровень, 1 ч/ нед.

Программа элективного курса для 10 класса «Практикум решения расчетных задач по химии, 34 часа.

Методист кафедры

естественно- математических дисциплин ГОУ ЯО ИРО

__________________Яковлева Т.А..

Доцент кафедры

естественно- математических дисциплин ГОУ ЯО ИРО

___________________Батина Е.В.

Согласовано:

Зав. кафедрой

естественно – математических дисциплин ГОУ ЯО ИРО__________________Калистратова Н.В.

Приложение № 1

Характеристика изменений в содержании образования по химии, 10 класс, базовый уровень

Документ

Изменения

Исключено

Дополнено

Обязательный минимум содержания образования

темы:

- роль химии в решении сырьевой и экологической проблем;

- природные источники углеводородов: каменный уголь;

расчетные задачи;

блоки:

Химия и жизнь;

темы:

- роль эксперимента и теории в химии;

- качественные реакции на отдельные классы органических соединений;

-моделирование химических процессов;

Примерные программы

темы:

-толуол; взаимное влияние атомов в молекуле толуола;

-сравнение строения и свойств предельных, непредельных и ароматических углеводородов;

- взаимосвязь гомологических рядов;

-переработка природных источников углеводородов ;

-углеводы: сахароза;

расчетные задачи;

практические работы:

-экспериментальное доказательство генетических связей между веществами различных классов;

темы:

- диены;

практические работы:

- распознавание пластмасс и волокон;

Требования к уровню подготовки выпускников

Определять:

-возможность образования водородной связи между молекулами органических веществ;

составлять:

-уравнения химических реакций, подтверждающих генетическую связь между классами органических веществ;

- уравнения химических реакций, лежащих в основе промышленного способа получения метанола; оптимальные условия осуществления этих реакций;

объяснять:

- способ образования водородной связи;

проводить:

-изготовление моделей молекул веществ: метана, этана, ацетилена, этанола, уксусной кислоты;

- вычисления по химическим формулам и уравнениям химических реакций.

Знать/понимать:

-важнейшие химические понятия; углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

-основные теории химии: строения органических соединений;

-важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки и пластмассы;

уметь проводить:

- самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников;

использовать:

компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

-приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.

Приложение № 2

Перечень программ, УМК по химии (10 класс, базовый уровень)

Программа

УМК

Тематическое

планирование

Примерная программа

среднего (полного)

общего образования

по химии (1 ч. в

неделю, всего 35 ч.)

(// Вестник образования,

2004, № 21 или

официальный сайт МО

РФ http: /).

Авторская программа

О.С. Габриеляна

( 1/2 ч. в неделю, всего

34/68 ч.)

(допущено МО РФ,

2005 г.)

(Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005)

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 10 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2005.

Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия. 10 кл. Учебник.– М.: Дрофа, 2002. (допущено МО РФ)

О.С. Габриелян. Химия. 10кл. Учебник. – М.:Дрофа, 2005.

(новый, проходит экспертизу)

Остроумов И.Г., Боев А.С. Химия,

10-11 кл. Учебник. - М.:

Просвещение, 2006. (новый, проходит экспертизу)

Габриелян О.С., Берёзкин П.Н., Ушакова А.А. и др. Контрольные и проверочные работы по химии. 10 класс – М.: Дрофа , 2003.

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 10 класс. – М.: Дрофа, 2004.

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 кл. – М.: Дрофа, 2003.

Габриелян О.С., Ватлина А.П. Химический эксперимент в средней школе. 10 кл. – М.: Дрофа, 2005.

Габриелян О.С.

Методические

рекомендации по

использованию учебников

О.С. Габриеляна,

Ф.Н. Маскаева,

С.Ю. Пономарева,

В.И. Теренина «Химия 10»

и О.С. Габриеляна,

Г.Г Лысовой «Химия 11» при изучении химии на

базовом и профильном

уровне. – М.: Дрофа, 2004.

Авторская программа

Л.А. Цветкова,

Р.Г. Ивановой (2 ч. в

неделю, всего 68 ч.);

(допущено МО РФ,

2000 г.)

Л.А. Цветков. Органическая

Химия 10-11 класс. М.: Владос,

2000. (допущено МО РФ)

Перечень программ, УМК по химии (10 класс, профильный уровень)

Программа

УМК

Тематическое

планирование

Примерная программа

среднего (полного)

общего образования

по химии (3 ч. в

неделю, всего 105 ч.)

(//Вестник образования,

2004, № 21 или

официальный сайт МО

РФ http: /)

Авторская программа

О.С. Габриеляна

( 3/4 ч. в неделю, всего

102/136 ч.);

(Допущено МО РФ,

2005 г.)

(Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005)

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 10 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа,2005.

О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин. Химия. 10 кл. Учебник. -М.:. Дрофа, 2005. (допущено МО РФ)

Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Карцова А.А. Органическая химия.10 кл. Учебник. – М.: Просвещение, 2002.

Габриелян О.С., Берёзкин П.Н., Ушакова А.А. и др. Контрольные и проверочные работы по химии. 10 класс – М.: Дрофа, 2003.

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 10 класс. – Москва, Дрофа, 2004.

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 кл. – М.: Дрофа, 2003.

Габриелян О.С., Ватлина А.П. Химический эксперимент в средней школе. 10 кл. – М.: Дрофа, 2005.

Габриелян О.С., Решетов П.В. Остроумов И.Г. Никитюк А.М. Готовимся к единому государственному экзамену. – М.: дрофа, 2003-2004.

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. Пособие. – М.: Дрофа, 2005.

Габриелян О.С.

Методические

рекомендации по

использованию учебников

О.С. Габриеляна,

Ф.Н. Маскаева,

С.Ю. Пономарева,

В.И. Теренина «Химия 10»

и О.С. Габриеляна,

Г.Г Лысовой «Химия 11» при изучении химии на

базовом и профильном

уровне. – М.: Дрофа, 2004.

Приложение№3

Дополнительная литература для учителя

    1. Пичугина Г.В. химия и повседневная жизнь человека. 8-11 классы. М.: Дрофа. – 2005.

    2. Насонова А.Е. Химия в таблицах . 8 -11 классы. Справочное пособие М.: Дрофа -2005.

    3. Иванов В.Г., Гева О.Н. химия в формулах . 8 – 11 классы . М.: дрофа – 2005.

    4. Артеменко А.И. Применение органических соединений. М.: Дрофа – 2005.

    5. Артеменко А.И. Органическая химия: Номенклатура. Изомерия. Электронные эффекты.. М.: Дрофа – 2005.

    6. Дзудцова Д.Д., Бестаева Л.Б. Окислительно – восстановительные реакции. М.: Дрофа – 2005.

    7. Левкин А.Н. химия в профильной школе.: Пособие для учителя. М.: просвещение 2006.

Дополнительная литература для ученика

  1. .Зоммет К. и др. Химия. Справочник школьника и студента/ пер. с нем. М.: дрофа. – 2005.

  2. . Химия. Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы. М.: Дрофа.- 2005.

  3. . Слолеговский А.М. и др. Школьная энциклопедия химических элементов. М.: Дрофа -2005.

  4. . Карцова А.А., Левкин А.Н. Органическая химия: иллюстрированный курс: 10 (11) класс: Пособие для учащихся. М.: Просвещение.-2005.

  5. . Лидин Р.А. , Маргулис В.Б., Потапова Н.Н. химические задачи с решениями: Пособие для школьников и абитуриентов. М.: Просвещение. -2005.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методическое письмо (3)

    Инструктивно-методическое письмо
    МЕТОДИЧЕСКОЕПИСЬМО «О преподавании информатики в начальной ... наличии материально-технического, программно-методического и кадрового обеспечения информатику целесообразно ... для учителя-предметника. Методическое пособие для системы дополнительного ...
  2. Методическое письмо (4)

    Инструктивно-методическое письмо
    Методическоеписьмо О преподавании учебного предмета ... и рефлексивной видов деятельности. (Методическоеписьмо МО РФ « О преподавании учебного ... Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) ...
  3. Методическое письмо (1)

    Инструктивно-методическое письмо
    МЕТОДИЧЕСКОЕПИСЬМО О ПРЕПОДАВАНИИ образовательной области «Искусство» ... классы» оснащена следующими учебниками и учебно-методическими пособиями: Кузин В.С., Кубышкина Э.И. ... . М., 1997 г. Рябцев Ю.С. «Методическое пособие и программа школьного курса по ...
  4. Методическое письмо (12)

    Инструктивно-методическое письмо
    Методическоеписьмо О преподавании учебного ... основные функции: информационно-методическая функция позволяет всем участникам ... Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобразованием ...
  5. Методическое письмо об использовании результатов единого государственного экзамена 2009 года в преподавании иностранных языков в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования

    Инструктивно-методическое письмо
    ... , утверждено директором ФИПИ А.Г. Ершовым. Методическоеписьмо Об использовании результатов единого государственного ... творческих письменных высказываний. Таким образом, методическоеписьмо может содействовать совершенствованию преподавания иностранных ...

Другие похожие документы..