Главная > Основная образовательная программа

1

Смотреть полностью

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Псковский государственный педагогический

университет имени С.М. Кирова»

Утверждаю

Ректор Псковского государственного

педагогического университета имени С.М. Кирова

А.В. Гоголевский

«____» _________ 2010 г.

______________________

Основная образовательная программа
высшего профессионального образования

Направление подготовки 080100 ЭКОНОМИКА

утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.09.2009 № 337 (постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 N 1136).

ФГОС ВПО утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 21 декабря 2009 № 747

Профиль ООП Экономика

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Нормативный срок освоения программы 4 года

Форма обучения – очная

1. Общие положения

ООП, реализуемая ГОУ ВПО «ПГПУ им. С.М. Кирова» по направлению подготовки «Экономика» и профилю подготовки «Экономика предприятий и организаций» представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а также с учетом рекомендаций примерной образовательной программы.

ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

1.2. Нормативные документы для разработки ООП по направлению подготовки

Нормативную правовую базу разработки ООП составляют:

  • Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года № 3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ);

  • Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71 (далее – Типовое положение о вузе);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки «Экономика» высшего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «21» декабря 2009 г. № 747;

  • Нормативно-методические документы Минобрнауки России;

  • Примерная основная образовательная программа по направлению подготовки;

  • Устав ГОУ ВПО «ПГПУ им. С.М. Кирова»;

  • Локальные нормативные акты.

1.3 Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования

      1. Цели и задачи ООП ВПО по направлению подготовки

Целью ООП является подготовка выпускника, способного успешно выполнять профессиональные обязанности в сфере экономики предприятий и организаций на основе освоения им в процессе обучения перечня общекультурных и профессиональных компетенций.

Задачи:

  1. обеспечение условий для личностного роста студентов;

  2. формирование системы общекультурных и профессиональных компетенций;

  3. обеспечение эффективного усвоения фундаментальных теоретических и практико-ориентированных дисциплин посредством внедрения активных и интерактивных форм обучения;

  4. формирование конкурентоспособного, отвечающего современным требованиям рынка труда специалиста, способного к осуществлению деятельности по обеспечению эффективного функционирования предприятий и организаций.

1.3.2 Срок освоения ООП

Нормативный срок освоения программы - 4 года

Трудоемкость ООП ВПО - 240 зачетных единиц

    1. Требования к абитуриенту

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании.

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника вуза

    1. Область профессиональной деятельности выпускника

Область профессиональной деятельности бакалавров включает:

экономические, финансовые, маркетинговые, производственно-экономические и аналитические службы организаций различных отраслей, сфер и форм собственности, финансовые, кредитные и страховые учреждения, органы государственной и муниципальной власти, академические и ведомственные научно-исследовательские организации, общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.

2.2 Объекты профессиональной деятельности выпускника

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются поведение хозяйствующих агентов, их затраты и результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные процессы.

2.3 Виды профессиональной деятельности выпускника

Расчетно-экономическая, аналитическая, научно-исследовательская, организационно-управленческая, педагогическая.

2.4 Задачи профессиональной деятельности выпускника

Бакалавр по направлению подготовки 080100 Экономика должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

  • расчетно-экономическая деятельность;

  • подготовка исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

  • проведение расчетов экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы;

  • разработка экономических разделов планов предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств;

  • аналитическая, научно-исследовательская деятельность;

  • поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов;

  • обработка массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов;

  • построение стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов;

  • анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макро- уровне как в России, так и за рубежом;

  • подготовка информационных обзоров, аналитических отчетов;

  • проведение статистических обследований, опросов, анкетирования и первичная обработка их результатов;

  • участие в разработке проектных решений в области профессиональной деятельности, подготовке предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ;

  • организационно-управленческая деятельность;

  • участие в разработке вариантов управленческих решений, обосновании их выбора на основе критериев социально-экономической эффективности с учетом рисков и возможных социально-экономических последствий принимаемых решений;

  • организация выполнения порученного этапа работы;

  • оперативное управление малыми коллективами и группами, сформированными для реализации конкретного экономического проекта;

  • участие в подготовке и принятии решений по вопросам организации управления и совершенствования деятельности экономических служб и подразделений предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств с учетом правовых, административных и других ограничений;

  • педагогическая деятельность;

  • преподавание экономических дисциплин в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.

3.Компетенции выпускника вуза как совокупный ожидаемый результат образования по завершении освоения данной ООП ВПО

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

  • способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);

  • способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

  • умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

  • способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

  • готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

  • способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);

  • способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

  • способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);

  • осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

  • способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

  • владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

  • владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);

  • владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15);

  • владеет средствами самостоятельного методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-16).

  • 5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

  • расчетно-экономическая деятельность

  • способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

  • способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);

  • способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

  • аналитическая, научно-исследовательская деятельность

  • способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

  • способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

  • способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

  • способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);

  • способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

  • способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);

  • способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);

  • организационно-управленческая деятельность

  • способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);

  • способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);

  • способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13);

  • педагогическая деятельность

  • способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14);

  • способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15).

  1. Примерный учебный план

Настоящий примерный учебный план составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавров по направлению 080100. 62«Экономика».

Примерный учебный план

ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЭКОНОМИКА»
ПРОФИЛЬ «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ»

п/п

Наименование дисциплин

(в том числе практик)

Трудоемкость

Примерное распределение по семестрам

Зачетные единицы

Академические часы

1-й семестр

2-й семестр

3-й семестр

4-й семестр

5-й семестр

6-й семестр

7-й семестр

8-й семестр

Форма промежуточной аттестации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл

38

1368

Базовая часть

23

828

Б.1.1

История

3

108

Х

Зачет

Б.1.2.

Философия

4

144

Х

Экз.

Б.1.3.

Иностранный язык

9

324

Х

Х

Х

З, З, Экз.

Б.1.4.

Право

2

72

Х

Зачет

Б.1.5.

Психология

3

108

Х

Зачет

Б.1.6.

Культура речи и деловое общение

2

72

Х

Зачет

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Вариативная часть

15

540

В.1.1.

История экономики

3

108

Х

Зачет

В.1.2.

Экономика региона

3

108

Х

Зачет

В.1.3.

Политология/Политические системы

3

108

Х

Зачет

В.1.4.

Экономическая психология/Психология предпринимательства

3

108

Х

Зачет

В.1.5.

Управление персоналом/Социология

3

108

Х

Зачет

Б.2. Математический цикл

40

1440

Базовая часть

20

720

Б.2.1

Математический анализ

6

216

Х

Экз.

Б.2.2.

Линейная алгебра

5

180

Х

Экз.

Б.2.3.

Теория вероятностей и математическая статистика

6

216

Х

Экз.

Б.2.4.

Теория игр

3

144

Х

Зачет

Вариативная часть

20

720

В.2.1.

Информатика

6

216

Х

Х

Зач., Экз.

В.2.1.

Математические методы исследования в экономике

5

180

Х

Экз.

В.2.2.

Информационные ресурсы в экономике / Информационные технологии и управление

3

108

Х

Зач.

В.2.3.

КСЕ / Экология

3

108

Х

Зач.

В.2.4.

Инф. Безоп. И защита информации / Информационно-ааналитические системы

3

108

Х

Зач.

Б.3. Профессиональный цикл

136

4788

Базовая (общепрофессиональная) часть

61

2196

Б.3.1

Макроэкономика

6

216

Х

Х

К + Экз.

Б.3.2.

Микроэкономика

6

216

Х

Х

К + Экз.

Б.3.3.

Эконометрика

5

180

Х

Экз.

Б.3.4.

Статистика

5

180

Х

Экз.

Б.3.5.

Безопасность жизнедеятельности

2

72

Х

Зач.

Б.3.6.

Бухгалтерский учет и анализ

5

180

Х

Экз.

Б.3.7.

Деньги, кредит, банки

3

108

Х

Зач.

Б.3.8.

История экономических учений

3

108

Х

Зач.

Б.3.9.

Мировая экономика и международные экономические отношения

6

216

Х

Х

Зач., Экз.

Б.3.10.

Финансы

5

180

Х

Экз.

Б.3.11.

Экономика труда

3

108

Х

Зач.

Б.3.12

Маркетинг

6

216

Х

Х

Зач., Экз.

Б.3.13

Менеджмент

6

216

Х

Х

Зач., Экз.

Вариативная часть по профилю

48

1728

В.3.1.

Экономика предприятия

6

216

Х

Х

К + Зач., Экз.

В.3.2.

Налоговая система

5

180

Х

Экз.

В.3.3.

Логистика

6

216

Х

Х

Зач., Экз.

В.3.4

Антикризисное управление

7

252

Х

Х

Зач., Экз.

В.3.5

Финансовый менеджмент

6

216

Х

Х

К + Зач., Экз.

В.3.6.

Анализ хозяйственной деятельности

6

216

Х

Х

Зач., Экз.

В.3.7.

Институциональная экономика

6

216

Х

Х

Зач, Экз.

В.3.8.

Инвестиции

6

216

Х

Х

Зач, Экз.

Вариативная часть по по выбору

27

972

В.4.1.

РЦБ Росссии / РЦБ заруб. стран

3

108

Х

Зач.

Межд. Торговое право / Межд. валютно-финансовое право

3

108

Х

Зач.

МСФО / Учет ВЭД

4

144

Х

Экз.

Бизнес планирование

5

180

Х

Экз.

Экономика отраслевых рынков / Экономика общественного сектора

4

144

Х

Экз.

Страхование

4

144

Х

Экз.

Маркетинговые исследования

4

144

Х

Экз.

Б.5.

Физическая культура

2

400

Х

Х

Б.6.

Учебная и производственная практики

12

432

Х

Х

Б.7.

Итоговая государственная аттестация

12

432

Х

Общая трудоемкость основной образовательной программы

240

Предусматриваются курсовые работы:

1 курс: Микроэкономика

2 курс: Макроэкономика, Экономика предприятия

3 курс: Финансовый менеджмент

Бюджет времени (в неделях)

Курсы

Теоретическое обучение

Экзаменационная сессия

Учебная практика

Производственная практика

Итоговая государственная аттестация

Каникулы

Всего

I

36

6

10

52

II

35

7

10

52

III

33

7

2

10

52

IV

23

5

6

8

10

52

Итого

127

25

2

6

8

40

208

Учебная практика – 7 семестр

Производственная практика – 8 семестр

Итоговая государственная аттестация:

Подготовка и защита выпускной квалификационной работы и гос.экзамен - 8 семестр

Настоящий учебный план составлен исходя из следующих данных (в зачетных единицах/часах):

Теоретическое обучение, включая экзаменационные сессии 214/7704

Физическая культура 2/400

Практики 12/432

Итоговая государственная аттестация 12/432

Итого 240/8640

АННОТАЦИИ ДИСЦИПЛИН

  1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл

1. Аннотация рабочей программы дисциплины

«Философия»

Целью изучениядисциплины «Философия» является формирование общекультурных компетенций: «способностью владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу и восприятию информации, постановке целей и выбору путей ее достижения; способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, анализировать социально-значимые проблемы и процессы; способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы».

В ходе изучения дисциплины «Философия» студенты усваивают знания обоснованных направлениях, проблемах, теориях и методах философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития.

На основе приобретенных знаний формируются умения формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.

Приобретаются навыки владенияанализом текстов, имеющих философское содержание, способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера. Эти результаты освоения дисциплины «Философия» достигаются за счет использования в процессе обучения интерактивных методов и технологий формирования данной компетенции у студентов: лекции с применением мультимедийных технологий; проведение семинаров в форме групповых дискуссий; вовлечения студентов в реферативную работу, подготовку совместных научных публикаций.

Учебная дисциплина «Философия» относится к гуманитарному социальному и экономическому циклу Б.1.03 Философия опирается на знания, полученные в ходе изучения курсов истории. Компетенции приобретенные в ходе изучения философии готовят студента к освоению профессиональных компетенций. Дисциплина формирует следующие компетенции: ОК-1, ОК-2.

Виды учебной работы: лекции и практические занятия.

Общая трудоемкость дисциплины 4 зачетные единицы.

2. Аннотация рабочей программы дисциплины

«Иностранный язык»

Цели и задачи дисциплины

  • приобретение знаний в области иностранного языка;

  • изучение теории иностранного языка и культуры общения на иностранном языке;

  • овладение всеми видами речевой деятельности на изучаемом иностранном языке (чтение, говорение, письмо, аудирование);

  • знакомство с различными видами деятельности в области теории и практики межкультурной коммуникации;

  • изучение культуры и географии стран изучаемого языка.

Место дисциплины в учебном процессе

Дисциплина «Английский язык» относится к базовой части гуманитарного, и социального и экономического цикла.

Изучение данной дисциплины базируется на знаниях школьной подготовки студентов по иностранному языку и на знании дисциплин:

  • история, философия, правоведение, культурология, психология и педагогика, этика и эстетика – базовая и вариативная часть гуманитарного, социального и экономического цикла;

  • математика – базовая часть математического и естественнонаучного цикла.

Содержание дисциплины. Основные разделы

Высшее образование в России. Высшее образование в Великобритании и США. Изобретатели и изобретения. Научно-технический прогресс. Современные средства связи. Вычислительная техника. Автоматизация. Робототехника. Культура и традиции стран изучаемого языка. Образование. Поиск работы. Компьютерные системы. Компьютерная грамотность. Счетные приборы – предшественники компьютеров. Пять поколений компьютеров. Развитие компьютеров. Персональный компьютер. Современные хакеры. Компьютерная безопасность. Виртуальная реальность.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера (для иностранного языка);

уметь: читать оригинальную литературу по специальности на иностранном языке для получения необходимой информации;

владеть: навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения; навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений; навыками критического восприятия информации; иностранным языком в объеме, необходимом для возможности получения информации из зарубежных источников.

Виды учебной работы: практические занятия.

Общая трудоемкость дисциплины 12 зачетных единиц.

3. Аннотация рабочей программы дисциплины

«История»

Цели и задачи дисциплины:

Цель дисциплины: вооружить будущего бакалавра знаниями в области истории России, определяющими его рациональное поведение и непосредственное практическое применение этих знаний в своей профессиональной деятельности.

Задача дисциплины - ознакомление студентов с основными разделами истории России. В результате изучения дисциплины бакалавр должен иметь представление об основных исторических событиях, этапах эволюции российской государственности и ее институтов, социально-экономического развития, специфике модернизации, тенденциях внешней политики и изменениях геополитической ситуации.

Место дисциплины в учебном процессе. Учебная дисциплина «История» относится к гуманитарному социальному и экономическому циклу Б.1.Компетенции, приобретенные в ходе изучения истории, готовят студента к освоению профессиональных компетенций. Дисциплина формирует следующие компетенции: ОК-3, ОК-4.

Краткое содержание.

Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы. Становления русской государственности. Принятие христианства. Возвышение Москвы. Реформы Петра 1. Век Екатерины. Особенности и основные этапы экономического развития России. Мануфактурно - промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Реформы и реформаторы в России. Россия в начале XX в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Образование СССР. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно- политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Становление новой российской государственности. Россия на пути радикальной социально- экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

В результате изучения дисциплины студент должен знать: основные события, даты, термины, исторические факты.

Уметь:разносторонне охарактеризовать особенности исторического пути России и ее отдельных исторических периодов; объяснить причинно-следственные связи исторических событий и явлений.

Владеть: элементами исторического анализа.

Виды учебной работы: лекции, практические занятия.

Общая трудоемкость дисциплины 4 зачетных единиц.

4. Аннотация рабочей программы учебной дисциплины

«Социология»

Изучение данной дисциплины базируетсяна знании вузовской программы по гуманитарным и общественным предметам: истории, философии, психологии.

Целью дисциплины «Социология» является: сформировать у студентов систему теоретических знаний об обществе, знание основных парадигм и навыков анализа социальной реальности.

В ходе изучения дисциплины «Социология» студенты должны:

Иметь: представлениео динамике социальных изменений в мире на основании макросоциологических подходов;

Овладеть: навыками работы с социологической литературой, анализа первоисточников, обсуждения вынесенных на семинарское занятие вопросов, выступления с докладом, ведения диалога, дискутирования, толерантности; аргументации собственной позиции;

Знать: основные закономерности и формы регуляции социального поведения; виды и закономерности социальных процессов и явлений; основные тенденции формирования социальной структуры современного общества; основные методы измерения социологической информации, методы сбора социальной информации и ее обработки;

Уметь: понимать и анализировать социально значимые проблемы (расслоение общества, нарастание социальной напряженности, необходимость изменения социально-экономического.



Аннотации программ учебных дисциплин профиля

5. Бухгалтерский учет и анализ

Цели освоения дисциплины:

- дать знания о теоретических основах и методологических положениях бухгалтерского учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий;

- научить идентифицировать, оценивать, классифицировать и систематизировать объекты бухгалтерского наблюдения построения и реализации методологических основ бухгалтерского учета;

- научить обрабатывать экономическую информацию, представленную в оперативном, бухгалтерском, статистическом учете и отчетности, понимать сущность экономических явлений и процессов, видеть их взаимосвязь и взаимозависимость;

- привить навыки приемов обобщения учетной информации, детализации, систематизации и моделирования экономических процессов, комплексно оценивать достигнутые результаты, выявлять резервы повышения эффективности работы предприятия;

- ознакомить с законодательными основами в области бухгалтерского учета в РФ.

Формы проведения аудиторных занятий: лекции, активные и интерактивные формы проведения занятий, семинары.

Форма контроля – экзамен.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Дисциплина «Бухгалтерский учет и анализ» входит в базовую часть профессионального цикла, т.е. является одной из ключевых при формировании профессиональных компетенций. Рассчитана на студентов, изучивших базовые экономические дисциплины – микроэкономику, макроэкономику.

Дисциплина формирует следующие компетенции: ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК- 7.

Краткое содержание

Теория и принципы бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет: возникновение, развитие и его современная роль в управлении экономикой организации. Принципы бухгалтерского учета, его предмет и объекты. Метод бухгалтерского учета и его элементы. Основы технологии и организации бухгалтерского учета в хозяйствующих субъектах. Учетная полтика.

Теория экономического анализа. Сущность, задачи и содержание экономического анализа, его роль в системе управления предприятием.Экономический анализ в системе экономических наук. Предмет, метод и методика экономического анализа. Информационное обеспечение экономического анализа. Виды экономического анализа и их роль в управлении хозяйственной деятельностью. Система комплексного экономического анализа и поиска резервов повышения эффективности бизнеса. Организация аналитической работы на предприятиях. История и перспективы развития экономического анализа.

Деньги, кредит, банки

Цели освоения дисциплины: формирование у студентов представления об истории и современном состоянии теории  денег  и кредита, становлении и развитии национальных денежно-кредитных и банковских систем, регулировании макроэкономических процессов.

Программа соответствует требованиям ФГОС ВПО и включает содержание курса, учебно-методическое и информационное обеспечение курса: списки основной и дополнительной литературы, перечень примерных вопросов к экзамену, тематический расчет часов.

Формы проведения аудиторных занятий: лекции, активные и интерактивные формы проведения занятий, семинары.

Форма контроля – зачет.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина изучается студентами первого курса и входит в вариативную часть профессионального цикла Б3. Дисциплина является одной из ключевых при формировании профессиональных компетенций. Изучается параллельно с дисциплинами финансы, финансовый менеджмент, РЦБ России/ РЦБ зарубежных стран. Дисциплина формирует следующие компетенции: ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-7.

Краткое содержание

Происхождение денег: объективная необходимость и предпосылки возникновения и применения денег. Сущность денег. Функции денег. Эволюция форм и видов денег. Измерение денежной массы и денежная эмиссия. Организация денежного оборота. Инфляция как многофакторный процесс: содержание, формы, последствия. Денежная система, ее особенности и типы. Кредит и кредитные отношения. Сущность, функции и законы кредита. Формы и виды кредита. Ссудный процент и его экономическая роль в условиях рынка. Объективные границы кредита и ссудного процента. Кредитная и банковская системы. Центральные банки и основы их деятельности. Коммерческие банки и основы их деятельности.

Менеджмент

Цели освоения дисциплины: изучить функции менеджмента в рыночной экономике, изучить стили и методы управления, освоить для применения в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения и принимать оптимальные управленческие решения.

Программа соответствует требованиям ФГОС ВПО и включает содержание курса, учебно-методическое и информационное обеспечение курса: списки основной и дополнительной литературы, перечень примерных вопросов к экзамену, тематический расчет часов.

Формы проведения аудиторных занятий: лекции, активные и интерактивные формы проведения занятий, семинары.

Форма контроля – зачет, экзамен.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Дисциплина изучается студентами первого курса и входит в базовую часть профессионального цикла Б3. Дисциплина является одной из ключевых при формировании профессиональных компетенций. Дисциплина формирует следующие компетенции: ПК-11, ПК-13.

Краткое содержание.

Сущность и характерные черты современного менеджмента. История развития менеджмента. Внутренние и внешняя среда организации. Цикл менеджмента. Система методов управления. Теории принятия управленческих решений. Управление конфликтами и стрессами. Руководство, власть и партнерство. Стили управления. Коммуникации. Деловое и управленческое общение.

Финансы

Цели освоения дисциплины: изучение основ современной теории финансов, финансовых отношений; раскрытие экономической сущности финансов, их места в системе денежных отношений рыночного хозяйства.

Программа соответствует требованиям ФГОС ВПО и включает содержание курса, учебно-методическое и информационное обеспечение курса: списки основной и дополнительной литературы, перечень примерных вопросов к экзамену, тематический расчет часов.

Формы проведения аудиторных занятий: лекции, активные и интерактивные формы проведения занятий, семинары.

Форма контроля – экзамен.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина “Финансы” изучается на 3 курсе бакалавриата по направлению «Экономика» и опирается на знания, полученными студентами в процессе базовых общеэкономических курсов. Дисциплина состоит из двух разделов: Теоретические основы функционирования финансов, управление финансами. Данная дисциплина является вводным курсом по дисциплинам финансовый менеджмент, инвестиции и страхование. Дисциплина формирует следующие компетенции: ПК-4, ПК-7.

Краткое содержание

Теоретические основы функционирования финансов.

Понятие и назначение финансов. Финансовый механизм; финансовые ресурсы; финансовый рынок как механизм перераспределения финансовых ресурсов; финансовая система.

Управление финансами.

Финансовая политика; финансовое регулирование социально-экономических процессов; функциональные основы управления финансами; организационно-правовые основы управления финансами.

Мировая экономика и

международные экономические отношения

Цели освоения дисциплины: дать представление студентам об основах функционирования мировой экономики; особенностях современного мирового воспроизводственного процесса; специфике функционирования механизма современного мирового хозяйства; отраслевой структуре мирового хозяйства; специфике функционирования и развития основных хозяйствующих субъектов мировой экономики.

Изучение курса нацелено на углубленное понимание причин, механизмов и результатов взаимодействия и взаимосвязи международного рынка товаров и услуг, международного валютного рынка, международного рынка факторов производства.

Программа соответствует требованиям ФГОС ВПО и включает содержание курса, учебно-методическое и информационное обеспечение курса: списки основной и дополнительной литературы, перечень примерных вопросов к экзамену, тематический расчет часов.

Формы проведения аудиторных занятий: лекции, активные и интерактивные формы проведения занятий, семинары.

Форма контроля – экзамен.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Б.3. Профессиональный цикл.Базовая часть.

Дисциплина «Мировая экономика и международные экономические отношения» входит в базовую часть профессионального цикла, т.е. является одной из ключевых при формировании профессиональных компетенций. Рассчитана на студентов, изучивших базовые экономические дисциплины – микроэкономику, макроэкономику. Дисциплина формирует следующие компетенции: ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-6, ПК-8, ПК-9.

Краткое содержание

Мировое хозяйство и его структура. Международное разделение труда и интернационализация экономики. Глобализация. Международная экономическая безопасность.

Международная торговля. Классические и альтернативные теории международной торговли. Формы и методы международной торговли. Регулирование международной торговли. Особенности международной торговли услугами, интеллектуальной собственностью.

Ресурсный потенциал мирового хозяйства. Человеческие ресурсы в МЭ. Научный потенциал.

Международное движение факторов производства. Международные корпорации и финансовые группы и их роль в мировой экономике. Свободные экономические зоны.

Международная миграция рабочей силы. Регулирование миграционных процессов.

Международные валютно-финансовые и кредитные отношения. Эволюция мировой валютной системы. Платежный баланс.

Международные экономические организации и их роль в МЭ. Международная экономическая интеграция: цели, этапы.

Экономическое развитие стран и регионов.

История экономических учений

Цели освоения дисциплины: дать студентам четкое представление об основных этапах и закономерностях развития мировой экономической мысли, интеллектуальной биографии и содержании основных работ выдающихся ученых-экономистов, об основных течениях, тенденциях развития экономической теории.

Задачи изучения дисциплины определяются требованиями к подготовке кадров, установленными в квалификационной характеристике специалистов по экономике, требованиями к знаниям и умениям, которыми они должны обладать. Программа включает содержание курса, списки основной и дополнительной литературы, перечень примерных вопросов к экзамену, тематический расчет часов.

Формы проведения аудиторных занятий: лекции, активные и интерактивные формы проведения занятий, семинары по первоисточникам.

Формы проведения самостоятельной работы:

  • работа над первоисточниками при подготовке к семинарским занятиям;

  • написание и публичная защита рефератов по итогам работы над первоисточниками;

  • домашние контрольные работы по спорным и проблемным вопросам;

  • дискуссии и обсуждения итогов контрольной работы;

  • коллоквиумы по отдельным разделам курса.

Форма контроля – зачет.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Б.3. Профессиональный цикл.Базовая часть.

Дисциплина «История экономических учений» входит в базовую часть профессионального цикла, т.е. является одной из ключевых при формировании профессиональных компетенций. Рассчитана на студентов, изучивших базовые экономические дисциплины – микроэкономику, макроэкономику.

Краткое содержание

Предмет и методология «Истории экономических учений». Периодизация развития экономической мысли. Экономические воззрения в период существования древних цивилизаций: Древний Египет, Вавилония, Древний Китай, Индия. Экономические взгляды периода античности: Древний Рим и Древняя Греция.

Экономические взгляды эпохи средневековья: Экономическая мысль арабских стран. Хозяйственные предписания Корана. Воззрения Ибн-Хальдуна. Особенности экономических идей западного Средневековья. Экономические воззрения канонистов. Фома Аквинский. Зарождение утопического социализма (Т. Мор, Т. Кампанелла). Меркантилизм.

Зарождение отечественной экономической мысли: «Русская правда», Судебники. Экономические взгляды Ермолая- Еразма, И.Пересветова.

Классическая школа политической экономии: становление, течения и направления, основные представители.

Становление современной экономической теории: основные течения середины XIX – начала ХХ вв. Марксизм, маржинализм, институционализм.

Генезис экономической теории в ХХв.

Нобелевские лауреаты по экономике.

Экономика предприятия

Цели освоения дисциплины: приобретение студентами комплексных знаний о принципах и закономерностях функционирования фирмы как хозяйственной системы, о методах планирования и управления деятельностью фирмы в целях повышения ее эффективности.

Формы проведения аудиторных занятий: лекции, активные и интерактивные формы проведения занятий, семинары.

Форма контроля – курсовая работа, зачет, экзамен.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Экономика предприятия (организации)» изучается студентами первого и второго курса, входит в вариативную часть профессионального цикла Б3. Изучение дисциплины основывается на знаниях полученных студентами в рамках курса микроэкономика и менеджмент и является базовой при формировании профессиональных компетенций.

Краткое содержание

Сущность организации, как основного звена экономики отраслей. Основные принципы построения экономической системы организации. Управление основными и оборотными средствами и оценка эффективности их использования. Организация производственного и технологического процессов. Состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования. Способы экономии ресурсов, энергосберегающие технологии. Механизмы ценообразования, формы оплаты труда. Основные технико-экономические показатели деятельности организации и методика их расчета. Аспекты развития отрасли, организация хозяйствующих субъектов в рыночной экономике.

Налоговая система

Цели освоения дисциплины: изучить экономическую сущность и виды налогов в Российской федерации, научить студентов ориентироваться в действующем налоговом законодательстве Российской Федерации и понимать сущность и порядок расчетов налогов.

Программа соответствует требованиям ФГОС ВПО и включает содержание курса, учебно-методическое и информационное обеспечение курса: списки основной и дополнительной литературы, перечень примерных вопросов к экзамену, тематический расчет часов.

Формы проведения аудиторных занятий: лекции, активные и интерактивные формы проведения занятий, семинары.

Форма контроля – экзамен.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Дисциплина изучается студентами второго курса и входит в вариативную часть по профилю профессионального цикла Б3. Дисциплина является одной из ключевых при формировании профессиональных компетенций.

Краткое содержание.

Налоги в экономической системе общества. Классификация налогов. Налоговая политика государства. Характеристика и принципы налоговой системы. Налоговый кодекс РФ. Налог на прибыль организаций. Налог на добавленную стоимость. Налог на землю. Инвестиционный налоговый кредит. Налог на имущество предприятий. Налог на имущество физических лиц. Налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения. Акцизы. Таможенные пошлины. Налог на доходы физических лиц Единый социальный налог. Особенности налогообложения малого предпринимательства. Налоговые системы зарубежных стран.

Институциональная экономика

Цели освоения дисциплины:

  • углубление понимания законов функционирования и развития экономики с учетом достижений институциональной теории;

  • формирование у студентов навыков анализа различных институтов с выделением их сравнительных преимуществ и ограниченности в различных социально-экономических средах;

  • развитие умения критической оценки различных подходов к разрешению проблем экономической теории;

  • развитие навыков самостоятельной работы с научной литературой.

Формы проведения аудиторных занятий: лекции, активные и интерактивные формы проведения занятий, семинары.

Форма контроля – экзамен.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Институциональная экономика» входит в вариативную часть профессионального цикла, т.е. является одной из ключевых при формировании профессиональных компетенций. Рассчитана на углубление знания студентов получаемые в результате изучения микроэкономики и макроэкономики.

Краткое содержание

Предмет институциональной экономики и ее место в современной экономической теории. Институты: их виды, эволюция, нормы и правила. Трансакции и трансакционные издержки, классификация, проблемы измерения. Контракты. Постконтрактный оппортунизм, моральный риск. Права собственности, подходы к их спецификации. Внешние эффекты и теорема Коуза. Институт плана и институт рынка. Нелегальная экономика и последствия ее существования. Институциональное равновесие и эволюция институтов. Институциональный подход к анализу организаций. Институциональный подход к анализу государства.

Финансовый менеджмент

Цели освоения дисциплины: получение студентами специальных знаний в области финансового менеджмента организаций различных организационно-правовых форм, а также приобретения навыков применения теоретических знаний в целях оценки уровня их финансового состояния и оптимизации деятельности.

Формы проведения аудиторных занятий: лекции, активные и интерактивные формы проведения занятий, семинары.

Форма контроля – экзамен.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Финансовый менеджмент» является частью профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки «Экономика». Дисциплина реализуется в ПГПУ им. С.М. Кирова в Высшей бизнес школе – факультете менеджмента кафедрой менеджмента. Дисциплина нацелена на формирование общекультурных компетенций ОК-5, профессиональных компетенций ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-9 выпускника. Дисциплина «Финансовый менеджмент» опирается на такие дисциплины, как «Экономика фирмы», «Бухгалтерский учет и аудит». Тесная связь дисциплины «Финансовый менеджмент» с другими учебными дисциплинами способствует формированию системного представления о финансовом менеджменте как о сфере высокопрофессиональной деятельности, что обеспечивает высокий уровень подготовки бакалавров.

Краткое содержание

Финансы предприятия, их содержание и организация. Управление имуществом предприятия и источниками его финансирования. Платежеспособность предприятия. Выбор критериев. Кредитоспособность предприятия. Финансовая устойчивость предприятия. Управление оборотными активами и кредиторской задолженностью. Эффективность использования имущества и капитала. Управление выручкой от реализации и рентабельностью продаж. Финансовое планирование. Инвестиционная деятельность предприятия. Основные положения налогового законодательства, необходимые для финансового менеджмента. Финансовые риски. Финансовый левередж.

Инвестиции

Цели освоения дисциплины: получение студентами специальных знаний в области инвестиций и нвестиционной деятельности в условиях рыночной экономики, а также приобретения навыков применения теоретических знаний в целях анализа и планирования инвестиционной деятеьности, разработки и реализации инвестиционных проектов.

Формы проведения аудиторных занятий: лекции, активные и интерактивные формы проведения занятий, семинары.

Форма контроля – экзамен.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Инвестиции» является важной дисциплиной цикла СД, опирается на такие дисциплины, как «Экономика фирмы», «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Тесная связь дисциплины «Инвестиции» с другими учебными дисциплинами циклов ОПД и СД способствует формированию системного представления об инвестициях как о науке и как о сфере профессиональной деятельности, что обеспечивает высокий уровень подготовки бакалавров.

Краткое содержание

Понятие, сущность и классификация инвестиций. Нормативное регулирование инвестиционной деятельности. Признаки и особенности инвестиций и инвестиционной деятельности. Субъекты, объекты и источники инвестиций. Инвестиционная политика на макро-, мезо и микро уровне: цели, задачи, направления и инструменты. Принципы и направления оценки эффективности инвестиций. Инвестиционный проект: понятие, классификация, жизненный цикл. Методы расчета ставки дисконтирования. Простые и сложные методы оценки экономической эффективности инвестиционных проектов. Анализ рисков инвестиционных проектов. Капитальное строительство: понятие, организационные формы, особенности инвестиционного цикла и оценки. Понятие, сущность и инструменты финансовых инвестиций. Риск и доходность финансовых активов. Матрица инвестиционных стратегий. Теория портфеля: понятие инвестиционного портфеля, методика формирования.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа направление подготовки 080100 – экономика магистерская программа «экономическая теория»

    Основная образовательная программа
    ... МГУ имени М.В. Ломоносова Основнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки080100ЭкономикаНаправление утверждено приказом Минобрнауки России ...
  2. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 080100 «экономика» (2)

    Основная образовательная программа
    ... _______________ «__»________2010 г. Примерная основнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки080100 «Экономика» профиль «Коммерция» Квалификация выпускника ...
  3. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 080100 «экономика» (1)

    Основная образовательная программа
    ... «___»________2010г. Примерная основнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки080100 «Экономика» профиль «Региональная экономика» Квалификация (степень) выпускника ...
  4. Основная образовательная программа направление подготовки (10)

    Основная образовательная программа
    ... Федеральный государственный образовательный стандарт по направлениюподготовки080100Экономика высшего профессионального ... выпускника, полностью соответствуют основнойобразовательнойпрограмменаправленияподготовки бакалавров 032700 Филология ...
  5. Номер внутривузовской регистрации Основная образовательная программа Направление подготовки 080100

    Основная образовательная программа
    ... реализации основнойобразовательнойпрограммы бакалавриата (с учетом профиля «Экономика предприятий и организаций»), определяемых ФГОС ВПО по направлениюподготовки080100Экономика ...

Другие похожие документы..