Главная > Основная образовательная программа


УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ Лакшинской средней

общеобразовательной школы

____________ А.И.Новикова

Приказ № 14 от 30.01.12

Основная образовательная программа

начального общего образования

МОУ Лакшинской средней

общеобразовательной школы

на 2011 – 2015 учебный год

Содержание

Раздел 1. Целевой

1. Пояснительная записка, цель, задачи основной образовательной программы начального образования

2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Раздел 2. Содержательный

1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

2. Программы отдельных учебных предметов, курсов

Общие положения

3. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

3. Организационный

1. Учебный план начального общего образования

2. План внеурочной деятельности;

3. Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

4. Приложение I

5.2. Основное содержание учебных предметов на ступени начального общего образования

5.2.1.1. Обучение грамоте ____________________________________________________

5.2.1.2. Русский язык ________________________________________________________

5.2.2. Литературное чтение ___________________________________________________

5.2.3. Математика _________________________________________________________

5.2.4. Окружающий мир ____________________________________________________

5.2.5. Музыка _____________________________________________________________

5.2.6. Изобразительное искусство ____________________________________________

5.2.7. Технология __________________________________________________________

5.2.8. Физическая культура __________________________________________________

Приложение II

Программа внеурочной деятельности

Приложение III

Для программы духовно-нравственного развития

Приложение IV

Диагностический материал

ПриложениеV

Программа внеурочной деятельности «Подвижные народные игры»

Приложение VI

Дополнительная образовательная программа «Бумажные фантазии» (конструирование из

бумаги)

Раздел 1

  1. Пояснительная записка

Основная образовательная программа начального общего образования разработана педагогическим коллективом МОУ Лакшинской СОШ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373), с учетом образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей, а также концептуальных положений УМК «Гармония». Программа ООП НОО была рассмотрена на педагогическом совете № 6 от 20.04.11г., измененная редакция ООП НОО рассмотрена на педсовете №4 от 30.01.2012г.

Миссия школы заключается в том, чтобы давать знания и опыт, позволяющие стать открытой, перспективной личностью, способной к непрерывному самосовершенствованию и выбору своего будущего, связывая его с будущим страны. Реализация её берет начало на ступени начального образования с введением ООП НОО.

Основная образовательная программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

·с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

·с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

·с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

·с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

·с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

·с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитывалось также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; ·развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и соответствует основным принципам развивающей личностно-ориентированной системы обучения:

  1. Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка.

  2. Принцип целостности образа мира связан с отбором интегрированного содержания предметных областей и метапредметных УУД, которые позволяют удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечить осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями. Интеграция позволяет объединить возможности различных предметов с целью формирования представлений о целостности мира (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика, технология), а также формирование УУД.

  3. Принцип практической направленности предусматривает формирование УУД средствами всех предметов, способности их применять в условиях решения учебных задач и практической деятельности повседневной жизни, умений работать с разными источниками информации, работать в сотрудничестве (малой и большой группах), в разном качестве ( ведущего, ведомого, организатора учебной деятельности), способности работать самостоятельно.

  4. Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников. Использование разноуровнего по трудности и объему представления предметного содержания через систему заданий, что открывает широкие возможности для вариативного образования, реализации индивидуальных образовательных программ, адекватных развитию ребенка. Каждый ребенок получает возможность усвоить основной (базовый) материал, но в разные периоды обучения и с разной мерой помощи со стороны учителя и соучеников, а более подготовленные учащиеся имеют шанс расширить свои знания (по сравнению с базовыми).

  5. Принцип прочности и наглядности реализуется через рассмотрение частного (конкретные наблюдение) к пониманию общего (постижение закономерности) и затем от общего к частному (к способу решения конкретной учебной или практической задачи). Основанием реализации принципа прочности является разноуровневое по глубине и трудности содержание учебных заданий.

  6. Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня, создание условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях, утренняя гимнастика, динамические паузы, экскурсии на природу, активное участие в соревнованиях, спортивных секциях.

Образовательная программа предусматривает достижение следующих результатов образования:

- личностные результаты: готовность и способность к саморазвитию, сформированность познавательной мотивации, ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально личностные позиции обучающихся;

- метапредметные результаты: освоение обучающимися универсальных учебных действий(познавательных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетентностями, которые составляют основу умения учиться;

- предметные результаты: освоенный опыт специфический для предметной области, готовность его преобразования и применения, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Целью реализации образовательной программы является:

- достижение планируемых результатов освоения образовательной программы всеми обучающимися, создание условий для образования детей с особыми образовательными потребностями на основе уровнего подхода в обучении, дифференциацию и индивидуализацию обучения и воспитания;

- выявление и развитие способностей обучающихся, включая одаренных детей, через секции, кружки, общественно полезную деятельность;

- организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно –технического творчества и проектно- исследовательской деятельности через различные формы организации внеурочной деятельности;

- участие обучающихся, их родителей, педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды на основе выработки общих позиций, единых требований, создания условий, согласования деятельности школы и семьи по воспитанию и обучению учащихся;

- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, в первую очередь личностно-ориентированного развивающего обучения;

- возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся на уроке и за его пределами благодаря взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности;

- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия на основе краеведческой, природоохранной деятельности и социальных практик.

В соответствии со Стандартом и типовым положением об общеобразовательном учреждении участниками образовательного процесса являются обучающиеся, педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся.

Образовательная программа начального общего образования МОУ Лакшинской СОШ ориентирована на использование в учебном процессе в качестве средства обучения комплекта учебников УМК «Гармония», в которых указанные подходы к организации освоения содержания учебных предметов и принципы находят последовательное воплощение.

Ожидаемые результаты освоения основной образовательной

программы начальной школы

Личностные характеристики выпускника («Модель выпускника начальной школы»):

  • Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание своей личной ответственности за благосостояние общества.

  • Восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры каждого народа

  • Доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается

  • Уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение

  • Принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремление следовать им

  • Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения

  • Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой

  • Развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества

  • Формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке)

  • Развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты

  • Формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей

2. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования являются важнейшим механизмом реализации требований ФГОС к качеству образования в начальных классах. Система планируемых результатов отражает состав тех универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных умений, которыми овладеют школьники, обучающиеся в МОУ Лакшинской СОШ, к концу начального этапа образования.

2.1 Формирование универсальных учебных действий

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника, положительное отношение к учению;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные, внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

- ориентация на осознание своих удач и неудач, трудностей, стремление преодолевать возникающие затруднения;

- готовность понимать и принимать оценки, советы учителя, одноклассников, родителей, стремление к адекватной самооценке;

-осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества (член семьи, член классного коллектива, горожанин, селянин), умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях, признание общепринятых морально-этических норм, готовность соблюдать их, способность к самооценке своих действий, поступков;

-- осознание себя как гражданина России, россиянина, как представителя одного из её народов с определённой культурой; уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;

- эстетические чувства, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении, в творческом, созидательном процессе;

- основы экологической культуры, бережное отношение к природе;

- установка на здоровый образ жизни.

У выпускника могут быть сформированы:

- понимание необходимости учения, выраженная учебно-познавательная мотивация, устойчивый познавательный интерес;

- способностьвыделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими нормами;

- стремлениесоблюдать безопасные, экологически грамотные нормы поведения в обществе (семья, школа, общественные места) и природе;

- патриотические чувства к своему Отечеству, народу, его культуре; интерес к особенностям других стран, народов, к их традициям;

- осознанное принятие правил здорового образа жизни, понимание ответственности за своё здоровье и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с нарушением здоровья;

- личностная и социальная активность в различной природоохранной, созидательной, творческой деятельности, направленной на поддержание чистоты и красоты окружающей среды.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебно-познавательную (учебно-практическую) задачу до окончательного её решения;

- планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно, в том числе и во внутренней речи) свои действия в соответствии с решаемой задачей;

- действовать по плану, а также по инструкциям учителя или содержащимся в других источниках информации – в учебнике, тетради с печатной основой и т.д.

- выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

- оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и пути преодоления.

Выпускник получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

- адекватно оценивать свои достижения (что усвоил в результате решения учебной задачи, и на каком уровне), осознавать трудности, понимать их причины, в сотрудничестве с учителем намечать действия для преодоления затруднений, восполнять пробелы в знаниях и умениях.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- анализировать своё знание и незнание, умение и неумение по изучаемому вопросу (теме, разделу) и использовать свои выводы для постановки соответствующей учебно-познавательной задачи;

- осознаватьучебно-познавательную (учебно-практическую) задачу, читая учебный текст (формулировку задания), слушая учителя или одноклассников, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить её в материалах учебников, тетрадей с печатной основой;

- различать основную и второстепенную информацию, под руководством учителя фиксировать информацию разными способами (словесно, схематично и др.);

- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;

- дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы);

- анализировать изучаемые объекты с целью выделения их признаков (существенных, несущественных), описывать(характеризовать) их на основе предложенного плана;

- сравнивать изучаемые объекты по указанным признакам и свойствам, находить общие существенные признаки и распределять (классифицировать) их на группы.

- владеть общими способами решения учебных задач; ориентироваться на возможность решения конкретных учебных задач разными способами;

- проводить для решения учебных задач анализ, сравнение, классификацию по заданным критериям;

- осуществлять подведение под понятие на основе разграничения существенных и несущественных признаков объектов;

- под руководством учителя устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

- строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе несложные по форме рассуждения;

- использовать рисунки, рисунки-схемы, чертежи, планы, отражающие пространственное расположение предметов, отношения между ними или их частями для решения познавательных задач;

- преобразовывать реальный объект наблюдения из чувственной формы в модель (пространственно-графическую или знаково-символическую), в которой выделены существенные признаки объекта;

- кодировать/замещать,использовать знаки и символы в качестве условных заместителей реальных объектов и явлений окружающего мира;

- декодировать/интерпретировать информацию, представленную в условных знаках.

Выпускник получит возможность научиться:

- пользоваться различными дополнительными источниками информации (справочники, энциклопедии, научно-популярные, учебно-познавательные книги, СМИ и др.), осуществлять поиск и выделение в них необходимой информации, фиксировать её разными способами и сопоставлять;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую (словесную информацию переводить в наглядную и наоборот); систематизировать и структурировать информацию, отображая её в разной форме (план описания, схема, таблица и др.);

- осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения конкретной учебной задачи; устанавливать аналогиис целью более простого и быстрого её решения;

- проводить синтез как составление целого из частей, самостоятельно восполняя недостающие компоненты;

- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций;

- выявлять причинно-следственные связи, выстраивая логические цепи рассуждений, доказательств;

- выделять проблему (совместно с учителем и одноклассниками), при изучении новой темы, решении новой задачи, проведении исследования;

- анализировать результаты исследования и представлять их в разных формах (словесной, наглядной).

- создавать собственные простые модели;

- участвовать в коллективной проектной деятельности, проводимой в урочное и внеурочное время.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа начального общего образования моу лакшинской средней общеобразовательной школы

    Основная образовательная программа
    УТВЕРЖДАЮ Директор МОУЛакшинскойсреднейобщеобразовательнойшколы ____________ А.И.Новикова Приказ № от ОсновнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразованияМОУЛакшинскойсреднейобщеобразовательнойшколы на 2011 – 2012 учебный год ...
  2. Анализ работы управления образования за 2008 год

    Документ
    ... общеобразовательныхпрограммначальногообщего, основногообщего, среднего (полного) общегообразования, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. МОУЛакшинская ...
  3. I характеристика состояния муниципальной системы образования 3 1 1 лицензирование и аккредитация оу 3 ii результаты деятельности системы образования 4 2 1 анализ деятельности мбдоу 4

    Документ
    ... образовательныепрограммыначальногообщего, основногообщего и среднего (полного) общегообразования разработаны и приняты: - Постановление администрации района «О закреплении за муниципальными общеобразовательными учреждениями ...
  4. Ii результаты деятельности системы образования 4 2 1 результаты деятельности мдоу 4 2 2 работа по обеспечению качества образования 9 2 3 результаты государственной (итоговой) аттестации в форме егэ (приложение 1) 17

    Документ
    ... общеобразовательнаяшкола-2(в т.ч. 1-филиал); основнаяобщеобразовательнаяшкола – 4; средняяобщеобразовательнаяшкола – 16; начальнаяшкола - детский сад - 4; дошкольные образовательные учреждения – 25; учреждения дополнительного образования ...

Другие похожие документы..