Главная > Документ


Следует отметить, что Т.В. Барсов в своих работах заложил основы исторического анализа системы управления военным и морским духовенством.

Опираясь на работы Т.В. Барсова и Н. Невзорова, другой церковный историк преподователь Рязанской духовной семинарии А. Доброклонский
в своем «Руководстве по истории Русской Церкви. Синодальный период 1700 – 1890 гг.»14 посвятил целый параграф (§ 20) истории военного духовенства. Однако автор в основном повторил содержание проведенных до него исследований, допуская отдельные неточности.

Особую историческую и научную ценность имеет исследование церковного историка протоиерея А. Смирнова «История флотского духовенства»15, которая охватывает Петровский период становления института флотских священников. Эта небольшая по объему работа отличается своей обстоятельностью и оставила заметную веху на пути исследования деятельности флотского духовенства. В ней автор раскрыл принципы комплектования священнослужителей, управления институтом флотского духовенства, права и обязанности морских батюшек, их материально-бытовое положение в петровский период. Организации деятельности военных священников на кораблях по воспитанию военных моряков посвящена целая глава (гл. III)16. Многие положения этого труда сохраняли свою актуальность в дальнейшем, претерпевая лишь незначительные изменения. А. Смирнов, по всей видимости, планировал создать фундаментальный труд по истории флотского духовенства, но ему помешала революция.

Протопресвитером военного и морского духовенства
А.А. Желобовским совместно с протоиереем Н. Каллистовым и священником Ф. Ласкеевым был подготовлен исторический очерк «Управление церквами
и православным духовенством военного ведомства»17. В нём показана история развития духовенства военного ведомства через призму деятельности его первых лиц, подробно освещены меры по улучшению религиозно-нравственного воспитания войск, которые были разработаны комиссией при Главном штабе в 1900 г., описаны ряд подвигов военных
и морских пастырей, совершенных ими во время боевых действий.

Заслуживает внимания «Исторические записки об управлении военным и морским духовенством за минувшее столетие (1800-1900 гг.», выпущенная в 1900 году и написанная священником лейб-гвардии конного полка
Ф.М. Ласкеевым18, где отражена 100-летняя история военного духовного ведомства, начиная с обособления его от епархиального ведомства. Автор достаточно подробно описывает структуру управления в военно-морском духовном ведомстве, а также излагает некоторые факты из истории армейского и флотского духовенства. В труде протоиерея Ф. Ласкеева, акцент сделан на процессе развития Духовного ведомства армии и флота, а также Духовного ведомства гвардии и гренадер в XIX в. В записке дана достаточно полная характеристика деятельности армейских и флотских благочинных по духовно-нравственному воспитанию военнослужащих. Ласкеев обращает внимание на то, что когда военно-морское духовное ведомство возглавил А.А. Желелобовский, заметно активизировался поиск новых форм религиозно-нравственного воспитания: было обращено более пристальное внимание на роль внебогослужебных бесед и проповедей, ежегодно проводился конкурс на лучшую проповедь, появилась такая форма беседы, как «религиозно-нравственные чтения с туманными картинками»19, открывались передвижные библиотеки-читальни, появился ведомственный печатный орган – журнал «Вестник военного духовенства», на страницах которого обсуждались методы воспитательной работы, для обмена опытом в вопросах воспитания личного состава, регулярно стали собираться братские собрания военно-морского священства, введены в практику личные инспекции притопресвитером частей и кораблей и т.д.

Столоначальник духовного правления при протопресвитере военного
и морского духовенства А. Боголюбов в своей работе «Очерки из истории управления военным и морским духовенством в биографиях главных священников его за время с 1800 по 1901 гг.»20 исследует малоизвестные факты из биографий всех глав военно-морского духовного ведомства.
Этот труд существенно дополнил биографические данные, опубликованные Н. Невзоровым. Здесь, так же как и в работах Т. Барсова и Ф. Ласкеева, делается попытка переосмысления эволюции развития Духовного Военного ведомства, проводится серьезный анализу научной, пастырской и духовно-воспитательной деятельности его руководителей. Особое внимание он уделяет своему современнику – первому протопресвитеру военного
и морского духовенства А.А. Желобовского. Во введении должности протопресвитера военного и морского духовенства автор видит новый этап развития Духовного Военного ведомства.

Работа П.П. Яковлева «Влияние веры на военное дело в нашей
и в иностранных армиях»21, изданная в 1900 году в Москве, посвящена роли православия в повседневной жизни и в боевой деятельности русского воина. Автор сопоставляет значения православной веры в российской армии
и других вероисповеданий в иностранных армиях и убедительно доказывает духовное превосходство христолюбивого российского солдата или матроса над инославными зарубежными военнослужащими любых рангов.
Он подмечает, что «…для поднятия энергии своих войск считают обращаться к идеям или идеалам, с которыми могло бы быть связано верование,
как одних из важных душевных процессов. И чем такое верование глубже захватывает человека, тем более он проявляет энергии и решительности
в необходимыя минуты»22. Яковлев призывает офицерский состав к тому, что «необходимо признать веру крупною и великою силою в военном деле
и культивировать ее наиболее широко, так как она, в виде нашего Православия, являет собой силу, облагораживающую и нравственно поднимающую каждого из нас и в высшей степени благотворно влияющую на нашу армию».23

Работы Н. Архангельского24, П. Белавина25, Стефана Отаповича26,
И. Покровского27, С.С. Топильского28, помещенные в сериальном издании
С.-Петербургского епархиального историко-статистического комитета «Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии», издаваемом в 70-х годах XIX века, достаточно подробно рассказывают
об истории строительства наиболее значимых береговых флотских храмов.
В этих издания имеются ценные сведения о положении флотских священников в XVIII и XIX веках, о существовавших в те времена православных традициях, об использовании святынь, хранящихся во флотских храмах, в целях религиозно-нравственного воспитания.

М.И. Ивашко в отдельную группу выделяет документы, «разъяснения, руководства, сборники, памятки»29 и т. д., в задачу которых входило доведение и разъяснение государственных законов, касающихся организации духовного окормления личного состава войск и кораблей. В первую очередь здесь следует отметить «Книгу Устав Морской: что касается к доброму управлению в бытность флота на море» (Репринт: СПб., 1763)30. Этот документ впервые юридически закреплял наличие священников на кораблях. В нем изложены обязанности флотских священников по духовному воспитанию, организация богослужения на кораблях в XVIII веке, правила поведения военных моряков во время богослужения. Эти же сведения, но уже по состоянию на 1869 год, даны в брошюре благочинного штаба войск Финляндского военного округа протоиерея Павла Львова «Памятная книжка о правах и обязанностях армейского духовенства»31. Большой вклад
в историографию флотского духовенства внёс настоятель Санкт-Петербургского Адмиралтейского собора, благочинный морских церквей А.А. Ставровский. Им был составлен ряд документов, позволивших поднять проблемы пастырей, касающиеся упорядочения их прав и обязанностей, уравнения окладов военного и морского духовенства, увеличения окладов флотским священнослужителям32. Однако в своих работах Ставровский совершенно не затрагивает вопросов духовно-нравственного воспитания личного состава.

Издавались и пособия для священников и командиров первичных подразделений для проведения бесед на военно-нравственные темы. Одно
из них, написанное подполковником Л.М. Федоровым, так и называлось «Военно-нравственные беседы с нижними чинами»33. Книга, начиналась стихами в доходчивой форме объясняющими суть Православия
и предназначение Русского воина. А далее автор на исторических примерах и описании ратных подвигов русских воинов воспитывал гордость за Отечество, звал к сохранению традиций российского воинства.

Следует отметить, что существовавшая в те времена двойная (государственная и церковная) цензура не позволяла вышеперечисленным авторам критически оценивать деятельность военного и флотского духовенства. Поэтому в дореволюционных работах почти полностью отсутствует анализ недостатков в работе армейского и флотского духовенства. Кроме того, в то время никто не мог предположить, что могут наступить времена, когда вся структура религиозного воспитания военнослужащих будет полностью ликвидирована, и многовековые православные традиции русского воинства будут выжигаться из сознания солдат и матросов «каленым железом». Отсюда авторы недостаточно уделяли внимание анализу методов деятельности военных священников.

Бесценен опыт деятельности армейских и флотских священников
во время военных действий. Военный пастырь, нередко подвергаясь опасности гибели, показывал пример мужества и героизма.

Одним из наиболее ценных трудов, посвященных подвигу военных священников во время Крымской войны при защите Севастополя, является «Историческая записка о военных пастырях, участвовавших со своими воинскими частями в Крымскую войну при обороне Севастополя
и удостоенных особых знаков отличия», написанная протоиереем
Н. Каллистовым34. Эта записка опубликована в журналах «Вестник военного духовенства» №№ 14 – 18 за 1904 год. В них автор описывает многочисленные подвиги военных священников, анализирует
их деятельность и опубликовывает сведения о награждении флотских
и армейских пастырей.

Особое место занимают работы обобщающие опыт работа военных пастырей в русско-японской и Первой Мировой войне. Здесь в первую очередь следует отметить брошюру последнего главы военного и морского духовного ведомства протопресвитера Григория Ивановича Шавельского «Служение священника на войне»35, в которой он делится личным опытом пастырской работы во время русско-японской войны.

Анализу духовного состояния российского общества, падения нравственности в начале XX века и невиданного ранее негативного отношения к воинству посвящена робота митрополита Антония (Храповицкого) «О русско-японской войне»36.

С вышеуказанными трудами Г.И. Шавельского и Антония (Храповицкого) современный читатель может ознакомиться в сборнике «Христолюбивое воинство: Православная традиция Русской Армии»37, изданном в Военном университете в 1997 году.

Большое значение при исследовании имела мемуарная литература. В ней авторы – непосредственные участники событий описывают малоизвестные факты деятельности военных пастырей, не отраженные в официальных документах, и дают личную оценку их воспитательной работе. Наиболее известными являются воспоминания Г.И. Шавельского,
М. Серебрякова, других священников иерархов церкви, а также военачальников. Однако следует заметить, что авторы воспоминаний нередко стремятся показать свою деятельность только с положительной стороны. Отсюда отдельные выводы, сделанные ими, носят порой субъективный характер и не всегда соответствуют истине.

Среди периодических изданий наибольшее значение имеет журнал «Вестник военного духовенства» (с 1908 года «Вестник военного и морского духовенства»), где публиковались авторские статьи, официальные документы, аналитические материалы и методические рекомендации по религиозному воспитанию воинов. В публикациях «Гибель «Рюрика»»38
и «Братское собрание военного духовенства 16 ноября 1904 года»39 рассказывается о действиях иеромонаха Алексия Оконещникова во время боя, о том какое важное значение имеет присутствие священнослужителя рядом с матросами, в момент, когда они находятся перед лицом со смертью. Здесь отмечается и несовершенство некоторых положений Корабельного устава, затрудняющих богослужебную деятельность корабельного пастыря40. Статья священника И. Хорошунова «Высокопреосвященнейший Димитрий на походе в Черном море»41 повествует о том, как архиепископ Таврический Димитрий (князь Абашидзе) во время Первой мировой войны добровольцем стал служить на корабле простым судовым священником, о том какое положительное воспитательное значение имело для личного состава такое смирение архипастыря. В публикации отмечается, что наряду с регулярными богослужениями архипастырь вникал в бытовые нужды военных моряков, регулярно проводил поучительные беседы. Статья священника Ф. Круглова «Воспоминания о «Палладе»»42 посвящена гибели героического крейсера. Здесь рассказывается и о погибшем вместе с экипажем корабельном священнике Николае Сысоеве о его жертвенном подвиге.

В статьях Н. Гиганова: «Священнослужитель во время кругосветного плавания»43, «Положение священника на военном корабле»44, «К вопросу
о необходимости улучшения положения священников на военных кораблях»45, а также в публикации «Что сделано в пользу религиозно-нравственного состояния воинов в минувшем 1896 году? и что особенно желательно на этом пути в будущем»46 говорится о недостатках
в удовлетворении религиозно-нравственных нужд воинов-моряков. В статье «О пастырском служении в русском военном флоте»47 делается акцент на проведении религиозных чтений для команды, на организации передвижных библиотек-читален.

«Циркуляр Протопресвитера благочинным по окончании Съезда военного и морского духовенства»48 говорится об условиях, особенностях
и задачах воспитательной деятельности пастырей на кораблях.

Публикация в журнале «Вестник военного духовенства» - «Пастырь на корабле»49 священника крейсера «Герцог Эдинбургский» Александр Касаткин проливает свет на некоторое приниженное положение корабельного батюшки среди офицерского состава и несоответствие его статуса роли воспитателя и духовного кормчего.

В журналах «Вестник военного духовенства» №1 и №2 за 1905 год, №9 за 1906 год, № 10 за 1910 год опубликованы указы Его Императорского Величества и Святейшего Синода о награждении флотских священников, отличившихся в боях.

Большое количество сведений о состоянии церковного управления
в дореволюционной России, о подвигах военного духовенства во время боевых действий содержится в дореволюционной военно-церковной
кроме «Вестника военного и морского духовенства» содержится в таких журналах как «Церковные ведомости»50, «Астраханские епархиальные ведомости»51, «Владивостокские епархиальные ведомости»52 и др.

После революции многие русские ученые и публицисты, находившиеся в эмиграции, написали работы, посвященные оценке российского общества, внутрицерковным проблемам, размышлениям по вопросам войны и мира,
а так же воспитательной деятельности армейского и флотского духовенства царской России. Их труды во многом явились продолжением дореволюционной историографии, касающейся взаимоотношений Церкви
с армией и флотом53. Наиболее ярким из них является выдающийся философ Иван Александрович Ильин. В своих трудах «Основные нравственные противоречия войны»54 и «О сопротивлении злу силою»55 он весьма убедительно раскрыл духовные противоречия воинского служения
и проанализировал, какими морально-нравственными качествами должен обладать защитник Отечества.

Кроме Ильина о духовно-нравственных проблемах войны
из авторов русского зарубежья писали: известный философ В. Соловьев – «Три разговора»56, военный писатель и ученый генерал-лейтенант А. Байов - «Малая армия» и способ ее комплектования»57, генерал от кавалерии
П.Н. Краснов – «Памяти императорской русской армии»58, «Душа армии»59, «Поддерживающая и морализующая роль религии»60, Н.П. Рклицкий – «Православное самодержавие»61 и другие.

В советский период истории нашего Отечества все исследования, посвященные религиозному воспитанию, имели идеологическую направленность и были сориентированы исключительно на шельмование Русской Православной Церкви. Одним из немногих исключений является работа замечательного историка ныне покойного Г.Г. Фруменкова - «Соловецкий монастырь и оборона Беломорья в XVI – XIX веках»62, вышедшая в свет в 1975 году в Архангельске. В этой работе на основе многочисленных архивных и печатных источников автор показывает роль Соловецкого монастыря в обеспечении безопасности северных границ России и героизм, который проявляли его насельники, во время отражения нападений врага.

Значительный интерес к теме духовно-нравственного воспитания
в дореволюционных Вооруженных Силах России возрос, с начала 90-х годов. Это явление связано в первую очередь с крушением советской идеологии
и образовавшимся духовным вакуумом в нашем государстве. Среди публикаций последних 15 лет следует отметить работы профессора
О.В. Золотарева63, С.Л. Фирсова64, А.А. Кострюкова65, Т.Г. Фруменковой66,
А.Г. Григорьева67 и других.

Особенность работ С.Л. Фирсова «Протопресвитеры русской армии и флота (1880 – февраль 1914 гг.)» и «Военное духовенство накануне и в годы Первой мировой войны» заключается в том, что он один из первых начал объективно анализировать упущения в воспитательной деятельности военных священников. Кроме того, в работе «Военное духовенство России
(К вопросу о материальном положении священно- и церковнослужителей русской армии и флота в последней четверти XIX — начала XX столетий)» С. Фирсов исследовал такой важный вопрос как материальное благосостояние армейского и флотского духовенства в указанный период.

А.А. Кострюков в работе «Военное духовенство и развал армии в
1917 г.» исследует недостатки в воспитательной деятельности военного духовенства во время Первой мировой войны и влияние этих недостатков на развал Российских Вооруженных Сил в 1917 г.

Т.Г. Фруменкова в статье «Православное духовенство в годы Крымской войны» осветила малоизвестные моменты из героической деятельности не только армейских и флотских священников, но и приходского духовенства, а также рядовых верующих.

Под руководством историка и морского офицера капитана 2 ранга
А.Б. Григорьева составлен сборник «История флотского духовенства»
в 1993г., куда вошла значительная часть вышеуказанной работы протоиерея А. Смирнова, описание отдельных подвигов военных пастырей из статьи
Н. Каллистова, а также документы, регламентирующие деятельность корабельных священников. Также заслуживает внимания выступление
А.Б. Григорьева на Международном семинаре, состоявшемся
в Международном независимом Эколого-политологическом университете (МНЭПУ) в июне 1997 г. на тему «Из истории военного духовенства», где автор поднял вопрос о значимости религиозного воспитания
в Вооруженных Силах России.

Небольшая по объему брошюра профессора О.В. Золотарева «Христолюбивое воинство русское»68 является попыткой освятить роль военного духовенства в воспитании личного состава Вооруженных Сил
со времени царствования Петра I и до ликвидации военного духовного ведомства. В данной работе также дан анализ антирелигиозного воспитания военнослужащих в советское время. Профессор О.В. Золотарев включил
в свою брошюру значительную часть книги А. Смирнова «История флотского духовенства». В раздел о деятельности православного духовенства в отдельном корпусе пограничной стражи он поместил краткий исторический очерк, разработанный А.М. Плехановым69.

Деятельность первого обер-священника армии и флота Павла Яковлевича Озерецковского довольно полно раскрыта в статье
С.Ю. Чимарова «Во главе военно-духовного ведомства России:
П.Я. Озерецковский - первый обер-священник русской армии и флота»70. Эта работа представляет из себя переработанный вариант статьи Горемыкина Н.Д. «Павел Озерецковский – первый по времени, обер-священник (Из дней Павла I)»71.

В 2003 году в «Вестнике Московского университета» была опубликована статья Л. В. Жуковой «Военное духовенство в Порт-Артуре
в период русско-японской войны»72, в которой освещается воспитательная деятельность армейских клириков по укреплению духа воинов осажденной крепости.

В 2003 году вышла книга «Отвергнутая победа: Порт-Артурская икона «Торжество Пресвятой Богородицы» в Русско-Японской войне»73, в которой дан духовный анализ событий, происходящих в России в начале XX века.

В работе использованы и другие труды современных авторов.
В первую очередь это касается работ, в которых упоминается отношение
к православной вере российских флотоводцев. Здесь следует отметить монографию капитана 1 ринга В. Д. Овчинникова «Святой праведный адмирал Федор Ушаков»74. В этой книге Федор Федорович Ушаков впервые представлен не только как флотоводец, но и как православный христианин.

Отдельные сведения о российских адмиралах были взяты из сборника дореволюционных статей «Адмиралы Российского Флота: Россия поднимает паруса»75. Этот сборник составлен капитаном 1 ранга В.Д. Доценко. (Весьма печально, что преподаватель Военно-Морской академии профессор
В.Д. Доценко, вероятно поддавшись финансовым искушениям, относительно недавно написал книгу «Мифы и легенды Российского флота» (СПб.: ООО Изд. «Полигон», 2002. – 352 с. и ил.), которую иначе как пасквилем на отдельные исторические эпизоды нашего славного флота не назовешь.)

При исследовании отношения к православию известных русских флотоводцев использовались также другие работы, в том числе изданные в советское время. Примечательно, что, несмотря на советскую атеистическую цензуру, в этих работах не удалось скрыть глубокую религиозность ведущих российских флотоводцев.

При описании флотских береговых храмов использовалась книга Валерия Викторовича Клавлинга «Военные храмы России»76. В книге собраны воедино изображения и характеристики почти 640 военных храмов России. Сведения о Кронштадтском Морском соборе взяты из статьи
А.О. Изотова «Кронштадтский Морской собор»77.

В 2003 году издательством «Паритет» выпущена книга Е.В. Исаковой
и М.В. Шкаровского «Никольский Морской собор и другие храмы Санкт-Петербурга»78, где подробно изложена история наиболее известных храмов города не Неве, в том числе и храмов морского ведомства. В 2004 г. вышла книга этих же авторов «Храмы Кронштадта»79.

Использованы так же труды других известных и мало известных авторов.

Следует отметить, что интерес к истории военного духовенства в целом и флотского в частности за последнее время значительно вырос. Одной из самых первых работ посвященных флотским священникам является дипломная работа студента Ленинградской Духовной академии Василия Пасенко «Военно-морское духовенство в начале XX века», написанная
в 1991 году и хранящаяся ныне в библиотеке Духовной академии. При отдельных недостатках этой работы нужно сказать, что В. Пасенко первым обратил внимание на необходимость изучения богатого исторического опыта воспитательной деятельности российских военных священников.

В последнее десятилетие проведено несколько диссертационных исследований, посвященных истории деятельности военного духовного ведомства. Наиболее значительное из них по масштабу – диссертационное исследование Сергея Юрьевича Чимарова на соискание ученой степени доктора исторических наук на тему «Русская Православная Церковь
и религиозно-нравственное воспитание личного состава армии и флота
(1800 – 1917 гг.)»80. В нем произведен комплексный анализ особенностей ралигиозного воспитания нижних чинов армии и флота в XIX – начале XX веках. К положительным качествам работы относится то, что автор не идеализирует работу военных священников в дореволюционной России, как это делают большинство исследователей нашего времени. Не смотря на достоинства данной работы, не со всеми выводами автора можно согласиться. Для него Русская Православная Церковь является зачастую лишь идеологической структурой дореволюционного Российского государства. Например, С.Ю. Чимаров утверждает: «Общеизвестна расхожая точка зрения о целесообразности видеть развитое религиозное начало
в характере лишь нижних воинских чинов (? – А.Б.) и считать данное явление закономерным итогом специальным образом ориентированной системы религиозно-нравственного воспитания в дореволюционной России»81. Данное мнение не соответствует истине. На мой взгляд не отвечают исторической действительности и некоторые другие выводы, сделанные С.Ю. Чимаровым в своей диссертации, о которых будет сказано ниже.
В 1999 г. вышла монография С.Ю. Чимарова «Русская Православная Церковь и вооруженные силы России в 1800 – 1917 гг.»82, в которой автор изложил все основные положения своей диссертации.

Преподаватель Военно-Космической академии им. А.Ф. Можайского подполковник Курбатов Олег Анатольевич защитил кандидатскую диссертацию на тему «Русская Православная Церковь на Дальнем Востоке
в конце XIX – начале XX вв.»83. Во второй главе – «Религиозно-нравственное воспитание в русской армии накануне и в годы русско-японской войны. Деятельность военного духовенства на фронтах в 1904 – 1905 гг.» в числе других вопросов автор приводит отдельные материалы, освящающие деятельность и морского духовенства в годы русско-японской войны.

В диссертационных исследованиях А.В. Байдакова84 и А.М. Кузнецова85 рассмотрены отдельные стороны деятельности военного духовенства в дореволюционной России. Но в них не наблюдается четкой картины формирования и развития военно-духовного ведомства.

В диссертациях А.А. Смирнова86, В.Н. Осташкина87, И.Н. Кудинова88 В.Р. Кравчука89. показана роль религиозной составляющей в общей системе воспитания Вооруженных Сил дореволюционной России.

В июне 2002г. в РГГУ состоялась защита кандидатской диссертации Н.Н. Жукова «Конфессиональная деятельность Русской Православной Церкви на территории севера Тихоокеанского региона России в XIX веке»90.
В 2003г., на кафедре истории Благовещенского государственного педагогического института была подготовлена и защищена
в Далбневосточном Государственном университете в г. Владивостоке кандидатская диссертация Е.А. Капрановой – «Развитие церковно-административного устройства и управления Русской Православной Церкви на Дальнем Востоке России (1840 – 1918 гг.)»91.

Следует заметить, что в большинстве работ постсоветского периода недостаточно уделяется внимания исследованию тех трудностей, с которыми сталкивались флотские священники в воспитательной работе, проводимой
с личным составом кораблей и частей. Такой подход мешает правильно делать выводы из нашего прошлого и вредит внедрению в современные Вооруженные Силы России богатейшего дореволюционного опыта
в вопросах духовного воспитания военнослужащих.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. История флотского духовенства и его роль в воспитании военных моряков дореволюционной россии

    Документ
    ... , капитан I ранга ВСОК ВМФ РФ Историяфлотскогодуховенства и егороль в воспитаниивоенныхморяковдореволюционнойРоссии. Оглавление Оглавление 1 Введение 4 Доброклонский А. Руководство ...
  2. Проблемы развития современных психодинамических концепций в россии и за рубежом материалы межвузовской научно-

    Документ
    ... [Электронный ресурс]. Режим доступа: / Беляков А.П. Историяфлотскогодуховенства и егороль в воспитаниивоенныхморяковдореволюционнойРоссии. Историко-графическое исследование. [Электронный ресурс ...
  3. Ббк 86 372 19-3-637 22 удк 281 96 «19»(092) а 18 по благословению

    Документ
    ... , - Симферополь, 2004. 6. Журнал «Нива», 1904. 7. Историяфлотскогодуховенства и егороль в воспитаниивоенныхморяков в дореволюционнойРоссии. 8. Клочко Р. Атеизм по-мелитопольски. – В газ ...
  4. История русской православной церкви синодальный и новейший периоды синодальный период

    Документ
    ... его в Россию. В Россииего ... роли, ибо был так рыцарственно воспитан ... флотскоедуховенство подчинено обер-священнику. Это вызвало недовольство. Моряки ... военный министр в 1905-1909гг. генерал А. Редигер. («История моей жизни»). Россия ... дореволюционной ...
  5. История отечества с древнейших времен до наших дней

    Документ
    ... воспитание нового ... России. Его ... Ведущую роль играли представители духовенства и ... ), военныйморяк, лейтенант ... военные Чины гражданские Чины придворные армейские флотские ... истории, М., 1975; Самошенко В. В., История архивного дела в дореволюционнойРоссии ...

Другие похожие документы..