Главная > Основная образовательная программа


    Министерство образования и науки Российской Федерации

Учебно-методическое объединение по образованию в области

по образованию в области производственного менеджмента

Утверждаю:

Заместитель министра

_________________

«____»__________200__ г.

Примерная основная образовательная программа
высшего профессионального образования

Направление подготовки

Менеджмент

(профиль «Производственный менеджмент»)

Квалификация выпускника

магистр

Санкт-Петербург, 2009

1. Общие положения

    1. Примерная основная образовательная программа магистратуры «Международный бизнес», реализуемая по направлению подготовки 62М «Менеджмент» на базе профиля «Производственный менеджмент» представляет собой систему учебно-методических документов, сформированную подготовки с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВПО) по данному направлению.

Примерная магистерская программа «Международный бизнес» регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя:

  • примерный учебный план;

  • примерные программы учебных дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся;

  • примерные программы практик;

  • календарный учебный график.

1.2. Цель разработки ПрООП ВПО по направлению подготовки

Целью разработки примерной основной образовательной магистерской программы «Международный бизнес» является методическое обеспечение реализации ФГОС ВПО по данному направлению подготовки и профилю подготовки и разработке высшим учебным заведением основной образовательной магистерской программы «Международный бизнес» второго уровня ВПО магистра менеджмента в области международного бизнеса.

1.3. Характеристика ПрООП по направлению подготовки

Примерная основная образовательная магистерская программа «Международный бизнес» по направлению подготовки 62М «Менеджмент» и профиля «Производственный менеджмент» является программой второго уровня высшего профессионального образования.

Нормативные сроки освоения – 2 года.

Квалификация выпускника в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом: магистр менеджмента в области международного бизнеса.

1.4. Профили подготовки, магистерские программы

Основная образовательная программа направления подготовки 62М «Менеджмент» ведется по специализированным магистерским программам:

  • Стратегическое управление

  • Экономическая оценка инвестиций

  • Международный бизнес

  • Инновационный менеджмент.

2. Характеристика профессиональной деятельности магистров

Разрабатывается на основе ФГОС ВПО по направлению подготовки и включает в себя:

    область профессиональной деятельности:

  • организации любой организационно-правовой формы (коммерческие, некоммерческие, государственные, муниципальные), в которых выпускники работают в качестве исполнителей или руководителей в различных службах аппарата управления;

  • органы государственного и муниципального управления;

  • структуры, в которых выпускники являются предпринимателями, создающими и развивающими собственное дело;

  • научно-исследовательские организации, связанные с решением управленческих проблем;

  • учреждения системы высшего и дополнительного профессионального образования.

    объекты профессиональной деятельности:

  • процессы управления организациями различных организационно-правовых форм;

  • процессы государственного и муниципального управления;

  • научно-исследовательские процессы.

    виды профессиональной деятельности:

  • организационно-управленческая;

  • аналитическая;

  • научно-исследовательская;

  • педагогическая.

    задачи профессиональной деятельности:

    а) организационно-управленческая

  • управление организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями

  • разработка стратегий развития организаций и их отдельных подразделений

    б) аналитическая

  • поиск, анализ и оценка информации для подготовки и принятия управленческих решений;

  • анализ существующих форм организации управления; разработка и обоснование предложений по их совершенствованию;

  • анализ и моделирование процессов управления.

    в) научно-исследовательская

  • выявление и формулирование актуальных научных проблем;

  • разработка программ научных исследований и разработок, организация их выполнения;

  • разработка методов и инструментов проведения исследований и анализа их результатов;

  • разработка организационно-управленческих моделей процессов, явлений и объектов, оценка и интерпретация результатов;

  • поиск, сбор, обработка, анализ и систематизация информации по теме исследования;

  • подготовка обзоров, отчетов и научных публикаций;

    г) педагогическая

  • преподавание управленческих дисциплин;

  • разработка образовательных программ и учебно-методических материалов.

  1. Требования к результатам освоения основных образовательных программ магистратуры

  1. а) общекультурными (ОК):

  • способен развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования (ОК- 1);

  • способен к изменению профиля своей профессиональной деятельности (ОК- 2);

  • способен самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения (ОК- 3);

  • способен принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия (ОК-4);

  • свободно владеет иностранным языком как средством профессионального общения (ОК -5);

  • обладает навыками публичных деловых и научных коммуникаций (ОК- 6);

б) профессиональными (ПК):

  • организационно-управленческая

  • способен управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями (ПК-1);

  • способен разрабатывать корпоративную стратегию (ПК-2);

  • умеет использовать современные методы управления корпоративными финансами для решения стратегических задач (ПК-3);

  • способен разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию (ПК-4);

  • способен к проектированию моделей интернационализации бизнеса (ПК-5);

  • обладает знаниями структурных элементов и категорий мировой экономики, организационных структур и процессов взаимодействия с ней (ПК-6);

  • способен принимать обоснованные решения о методах продвижения продукции (ПК-7);

  • умеет готовить и осуществлять адекватные проектные решения на основе маркетинговых исследований, положений международного права, методических и нормативных документов, финансовых и бюджетных планов предприятия (ПК-8);

  • аналитическая

  • способен использовать количественные и качественные методы для проведения научных исследований и управления бизнес-процессами (ПК-9);

  • владеет методами экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде (ПК-10);

  • владеет методами стратегического анализа (ПК-11);

  • способен готовить аналитические материалы для управления бизнес-процессами и оценки их эффективности (ПК-12);

  • способен проводить анализ конъюнктуры целевых рынков, потенциальных конкурентов, партнеров и потребителей (ПК-13);

  • способен правильно позиционировать предприятие, определять его место в международном разделении труда и способы связи с другими участниками рынка (ПК-14);

  • научно-исследовательская

  • способен обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями; выявлять и формулировать актуальные научные проблемы (ПК-15);

  • способен обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования (ПК-16);

  • способен проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ПК-17);

  • способен представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада (ПК-18);

  • способен формулировать и моделировать возникающие проблемы и задачи (ПК-19);

  • педагогическая

  • способен применять современные методы и методики преподавания управленческих дисциплин (ПК-20);

  • способен разрабатывать учебные программы и методическое обеспечение для преподаванияуправленческих дисциплин (ПК-21).

4. Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса.

4.1. Примерный учебный план подготовки магистров, составленный по циклам дисциплин, включает базовую и вариативную части (в соответствии с профилем подготовки), перечень дисциплин, их трудоемкость и последовательность изучения (см. приложение 1).

4.2. Примерные программы учебных дисциплин, практик (см. приложение 2)

5. Ресурсное обеспечение

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную магистерскую программу «Международный бизнес», должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации магистерской программы перечень материально-технического обеспечения включает в себя: лекционные аудитории (оборудованные видеопроекционным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения, экраном, и имеющие выход в Интернет), помещения для проведения семинарских и практических занятий (оборудованные учебной мебелью), кабинет для занятий по иностранному языку (оснащенный лингафонным оборудованием), библиотеку (имеющую рабочие места для студентов, оснащенные компьютерами с доступом к базам данных и Интернет), компьютерные классы.

При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Обеспеченность компьютерным временем с доступом в Интернет должна быть не менее 200 часов в год на одного студента.

6. Рекомендации по использованию образовательных технологий

В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов и других технологий), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС.

Лекция. Можно использовать различные типы лекций: вводная, мотивационная (возбуждающая интерес к осваиваемой дисциплине); подготовительная (готовящая обучающегося к более сложному материалу); интегрирующая (дающая общий теоретический анализ предшествующего материала); установочная (направляющая обучающихся к источникам информации для дальнейшей самостоятельной работы).

Содержание и структура лекционного материала должны быть направлены на формирование у обучающихся соответствующих компетенций и соотноситься с выбранными преподавателем методами контроля и оценкой их усвоения.

Семинар. Эта форма обучения с организацией обсуждения призвана активизировать работу обучающихся при освоении теоретического материала, изложенного на лекциях. Рекомендуется использовать семинарские занятия при освоении дисциплин общенаучного и профессионального циклов (дисциплины конкретной магистерской программы).

Лабораторная работа должна помочь практическому освоению научно-теоретических основ изучаемых общенаучных и профессиональных дисциплин, овладению техникой научного эксперимента, освоению основных методов и навыков работы в области конкретной магистерской программы по международному бизнесу (компьютерные технологии в управлении международным бизнесом, современные проблемы науки, прогнозы развития новых технологий, финансовый анализ результатов международного сотрудничества, управление международными интегрированными технологическими цепочками, управление международной логистикой).

Рекомендуется разработка и внедрение инновационных образовательных технологий: деловых и ролевых игр, компьютерных симуляций, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги, мастер-классы экспертов и специалистов, направленных на формирование у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций.

Самостоятельная и внеаудиторная работа обучающихся при освоении учебного материала. Самостоятельная работа может выполняться обучающимся в читальном зале библиотеки, в учебных кабинетах (лабораториях), компьютерных классах, а также в домашних условиях. Организация самостоятельной работы обучающегося должна предусматривать контролируемый доступ к лабораторному оборудованию, приборам, базам данных, к ресурсу Интернет. Необходимо предусмотреть получение обучающимся профессиональных консультаций, контроля и помощи со стороны преподавателей.

Самостоятельная работа обучающихся должна подкрепляться учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, учебным программным обеспечением.

Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом магистерской основной образовательной программы «Международный бизнес» и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Общая научно-исследовательская тематика кафедры должна базироваться на комплексном исследовании проблем управления в международном бизнесе, интернационализации отдельных функций промышленного предприятия и в деятельности отраслевых международных объединений (ассоциаций) бизнеса. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:

  • планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме;

  • проведение научно-исследовательской работы;

  • составление отчета о научно-исследовательской работе;

  • публичная защита выполненной работы.

Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.

7. Рекомендации к организации и учебно-методическому обеспечению текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и итоговой государственной аттестации и разработке соответствующих фондов оценочных средств

Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:

- разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

- мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;

- разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

- обеспечении компетентности преподавательского состава;

- регулярном проведении самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;

- информировании общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

Оценка качества освоения магистерских программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей магистерской программы (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам магистерской программы и её учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.

При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности.

При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения.

Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование обучающимися работ друг друга; оппонирование обучающимися рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ и др.; экспертные оценки группами, состоящими из обучающихся, преподавателей и работодателей и т.п.).

Обучающимся, представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистрантов к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активноиспользоваться работодатели (представители заинтересованных предприятий, НИИ, фирм), преподаватели, читающие смежные дисциплины и т.п.

Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (проекта) определяются высшим учебным заведением на основании действующего Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также данного ФГОС ВПО в части требований к результатам освоения основной образовательной программы магистратуры.

Выпускная квалификационная работа в соответствии с магистерской программой выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистрант (научно-исследовательской, педагогической, организационно-управленческой, аналитической).

Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач.

При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

Государственный экзамен по направлению подготовки может вводиться по решению Ученого совета вуза.

Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно с учетом рекомендаций соответствующих учебно-методических объединений вузов. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.

Вузом может быть предоставлено право сдачи выпускником государственного аттестационного экзамена как вступительного экзамена в аспирантуру.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 080200 менеджмент профиль «инновационный менеджмент»

    Основная образовательная программа
    ... , предусмотренных примерным учебным планом. АННОТАЦИИ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН основнойобразовательнойпрограммынаправленияподготовки бакалавров 080200 «Менеджмент», (профиль «Инновационный менеджмент») Б.1 Гуманитарный ...
  2. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 080200 менеджмент (1)

    Документ
    ... по данному направлениюподготовки. 1.3. Характеристика ПрООП ВПО Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма (ПрООП) по направлениюподготовки 080200 «Менеджмент» является программой первого ...
  3. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 080200 менеджмент (2)

    Документ
    ... по данному направлениюподготовки. 1.3. Характеристика ПрООП ВПО Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма (ПрООП) по направлениюподготовки 080200 «Менеджмент» является программой первого ...
  4. Основная образовательная программа направление подготовки 030900 юриспруденция профиль подготовки

    Основная образовательная программа
    ... результаты, содержание и реализацию образовательного процесса по определенному направлению, уровню и профилюподготовки; примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования ...
  5. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 080200 менеджмент профиль «антикризисный менеджмент»

    Документ
    ... в области производственногоменеджмента Государственное образовательное учреждение высшего ... Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки 080200 МенеджментПрофиль «Антикризисный менеджмент» ...

Другие похожие документы..