Главная > Инструктивно-методическое письмо


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

О ПРЕПОДАВАНИИ образовательной области «Искусство»

Б.М. Неменский, Л. А. Неменская, В.Г. Горяев,

М.А. Фоминова, А.В. Копылова, В.Ф. Реут

Образовательная область «Искусство» предоставляет учащимся возможность осознать себя как духовно значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира, освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений. Искусство с первых дней школьной жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка, позволяет ценностно охватить весь мир в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

В наше время, когда с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождения и расцвета культурных традиций народов России, образовательная область «Искусство» решает задачи гуманизации образования. Поэтому в современной школе область «Искусство» должна стать одним из приоритетных направлений в обучении и воспитании школьника, в развитии его личности.

Как отмечается в решении Коллегии Минобразования Российской Федерации «О развитии эстетического образования в общеобразовательных учреждениях» (24.05.1995г.), возрастание ценности эстетического образования в России, постепенное перемещение эстетического образования с периферии массового сознания учителей в фокус школьной жизни обусловлено рядом взаимодополняющих обстоятельств.

Важнейшее из этих обстоятельств носит социальный характер и состоит в том, что в условиях идеологического вакуума именно через искусство, в значительной мере, происходит передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между поколениями.

Становится все более очевидным, что возможный прорыв в методологии образования связывается с проникновением искусства во все его сферы. Анализ этих обстоятельств позволяет заключить, что эстетическое образование начинает играть все большую роль в процессе перехода от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития. Образовательная область «Искусство» – одно из самых динамично развивающихся направлений педагогики в последние годы.

В настоящее время накоплен большой опыт в преподавании предметов художественно-эстетического цикла. Переработано и существенно обновлено и содержание этих предметов, определен образовательный минимум содержания каждого предмета этой области, разработаны вариативные образовательные программы (в том числе включающие региональный компонент), оригинальные методики преподавания искусства в школе, впервые созданы учебники по изобразительному искусству, музыке, мировой художественной культуре.

В последние годы различные типы образовательных учреждений (лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением искусства, профильные художественные классы, эстетические центры и т.п.) создают благоприятные условия для обучения искусству.

Вместе с тем развитию эстетического образования препятствует недостаточное количество часов, отводимое на изучение предметов художественно-эстетического цикла в массовой школе. Мировая практика преподавания искусства в общеобразовательных учреждениях показывает, что во многих странах отводится большое количество часов на предметы художественно-эстетического цикла. Общее образование пока не обеспечивает целостное представление об искусстве, обо всем многообразии его видов на каждом возрастном этапе.

В старших классах практические занятия искусством в настоящее время отсутствуют. Безусловно, логично завершать преподавание искусства в старшей школе курсом мировой художественной культуры.

Изначально присущая предметам искусства вариативность мировосприятия, разнообразие и активность форм деятельности, их полифункциональность позволяют как нельзя лучше решать задачи, стоящие перед современным образованием.

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях системный подход к эстетическому образованию осуществляется в процессе преподавания следующих дисциплин: «Изобразительное искусство», «Музыка», «Мировая художественная культура», которые целесообразно дополнить различными факультативами по искусству и кружками художественного творчества.

Необходимо стремиться к воплощению на практике идеи целостного художественного образования исходя из признания значимости каждого их видов искусства для формирования духовного мира ребенка. Вместе с тем важна логики взаимосвязи между предметами искусства с учетом объективно существующих параметров и норм школьной нагрузки, структуры данных предметов, содержательного единства основного и дополнительного образования. Необходимо ориентироваться не на ввод новых дисциплин, а на интеграцию разных видов искусства в содержании основных предметов художественного цикла.

Синтетические виды искусства (театр, кино, телевидение) содержательно присутствуют в основных предметах художественного цикла. Театр и экранное искусство являются необходимой современной составляющей содержания предметов изобразительного искусства, музыки, мировой художественной культуры.

Содержание учебных предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» осваивается через опыт художественно-практической деятельности, и в системе начальной и основной школы не может подменяться теоретическими курсами изучения истории искусства или мировой художественной культуры. История искусства и интегративные связи искусства присутствуют в содержании этих дисциплин в единстве с художественно-практической деятельностью. В старшей школе предмет «Мировая художественная культура» опирается на уже сформированный опыт общения с произведениями мирового и отечественного искусства, на опыт собственной творческой деятельности на занятиях по изобразительному искусству и музыке, а также на развитие соответственно возрасту историческое сознание. Интегративный курс «Мировая художественная культура» является обобщением накопленного художественного опыта учащихся.

Изобразительное искусство

В современном понимании предмет «Изобразительное искусство» является интегративным курсом, объединяющим в себе основы всех визуально-пространственных видов искусств: живописи, графики, скульптуры, народного и профессионального декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры. Их единство обусловлено общностью образно-художественных средств и грамматических основ языка: линия, пятно, цвет, объем, пространство, ритм и т.д. Данный подход является принципиально новым в преподавании этой области искусства. В силу этого в системе общего образования необходимо давать предмет в целостности, не подменяя единый курс одной из его частей. Например, ограничиваться преподаванием только дизайна или декоративного искусства, народных промыслов, архитектуры или графической грамоты. Предмет «Изобразительное искусство» должен строиться как окно во все виды современных визуальных искусств, включая выход на театр, кино и другие экранные искусства.

Цели и задачи предмета в начальной, основной и старшей школе имеют единую основу. Искусство формирует в личности систему эмоционально-ценностных представлений о взаимодействии с природой и обществом, гармонизирует ее отношения с миром.

В начальной школе преподавание изобразительного искусства носит пропедевтический характер с последующим усложнением содержания в основной школе. Важнейшими задачами предмета в начальной школе (1 – 4 классы) являются:

  1. Введение ребенка во все многообразие видов художественной деятельности как средства формирования эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве.

  2. Формирование личностных представлений ребенка о связи искусства с жизнью.

  3. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личные эмоционально-эстетические переживания.

  4. Овладение первичными навыками рисунка, живописи, моделирования, лепки; пользование основными художественными материалами и инструментами.

  5. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения учащихся.

  6. Обучение ребенка в системе многообразия видов художественной деятельности.

В основной школе (5 – 9 классы) задачами предмета являются:

  1. Формирование художественной культуры учащегося как неотъемлемой части духовной культуры, эмоционально-ценностных стимулов жизнедеятельности.

  2. Формирование целостного представления о комплексе пластических искусств, их связях с жизнью и социальной роли видов искусства.

  1. Формирование представлений и неразрывной связи синтетических искусств с пластическими искусствами.

  2. Формирование нравственно-эстетической отзывчивости к явлениям жизни и произведениям искусства.

  3. Развитие активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира, достаточного для ориентирования в истории искусства и современной художественной культуре.

  4. Овладение художественными материалами как средствами художественной выразительности.

  5. Воспитание стремления к практическому использованию в повседневной жизни знаний и умений, приобретенных учащимися.

В настоящее время учебный предмет «Изобразительное искусство» можно изучать по одной из двух параллельных государственных программ:

«Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 классы (авторский коллектив под руководством Б.М. Неменского) и

«Изобразительное искусство». 1-9 классы (авторский коллектив по руководством В.С. Кузина).

Концептуальной основой программы «Изобразительное искусство и художественный труд» является понимание искусства как части культуры духовной, т.е. культуры мироотношения. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве. Принципиально важное значение имеет выявление нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений, что необходимо как в практической работе, так и при восприятии произведений искусства.

Художественные знания, умения и навыки являются не целью, а основным средством приобщения к художественной культуре. В программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный. Художественная деятельность школьников находит разнообразные формы выражения: дети работают с натуры, по памяти, по представлению, постигая выразительные возможности различных художественных материалов. С целью формирования опыта творческого общения в программу введены групповые проекты, коллективные задания. На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, трудом. Программа имеет четкое деление всего процесса обучения на 3 этапа: 1-4 (1-3) кл., 5-9 кл., 10-11 кл.

Каждый этап целостен по содержанию и предлагает специфические формы «приживления» ребенка к связям искусства с жизнью, постижения образного языка различных видов пластических искусств, развития творческой активности и воображения. Один из основных принципов программы – «От родного порога в мир общечеловеческой культуры», т.е. предполагается опора на национальное народное искусство; в то же время программа предусматривает постоянное сопоставление родной культуры с «великим фоном», многообразием и богатством человеческих культур, осуществляя постоянный диалог культур (национальных и исторических форм).

Программа предполагает вариативность заданий, дает возможности для творческой активности и ученика, и учителя.

Однако необходимо заметить, что один час в неделю, традиционно выделяемый в школе на занятия изобразительным искусством, - это крайне мало для решения всего спектра задач программы. И хотя по программе можно работать один час в неделю, следует подчеркнуть, что нормальное ведение занятий требует двух часов (за счет школьного, регионального компонента) в неделю, причем уроки рекомендуется проводить парные, как в средней, так и в начальной школе. Двухчасовое занятие позволят проводить и теоретическую и практическую работу спокойно, не напрягая ребенка, дает возможность завершить творческую работу и представить ее на суд зрителей (учителя и одноклассников), что, безусловно, повышает у учащихся мотивацию к творчеству, а учителю позволяет увидеть результаты своего труда.

В соответствии с требованиями времени, учитывая одобренные коллегией Министерства «Основные направления развития эстетического образования» (1995 г.), следует создавать школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Увеличение количества часов на предметы искусства в этих школах, возможность систематического обучения искусству с 1 по 11 класс положительно сказывается на эмоциональном состоянии и художественно-эстетическом образовании учащихся.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» с успехом может применяться в школах с углубленным изучением изобразительного искусства, т.к. в ней заложена возможность интерпретации на большее количество часов. По каждой теме даются рекомендации, как расширить и углубить практические задания.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» в настоящее время оснащена следующими учебниками и учебно-методическими пособиями:

  1. Коротеева Е.И. «Искусство и ты». Учебник для 1 класса трехлетней и 2 класса четырехлетней начальной школы. Под ред. Б.М. Неменского. М., Просвещение, 1997 г. Переиздание: М., Московский учебник, 1998 г.

  2. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству «Твоя мастерская» для 1 класса трехлетней и 2 класса четырехлетней начальной школы. Под ред. Б.М. Неменского. М., Просвещение, 1998 г. Переиздание: М., Московский учебник, 1999 г.

  3. Приве Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. «Искусство вокруг нас». Учебник для 2 класса трехлетней и 3 класса четырехлетней начальной школы. Под ред. Б.М. Неменского. М., Просвещение, 1998 г. Переиздание: М., Московский учебник, 1999 г.

  4. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству «Твоя мастерская» для 2 класса трехлетней и 3 класса четырехлетней начальной школы. Под ред. Б.М. Неменского. М., Просвещение, 1998 г. Переиздано: М., Московский учебник, 1999 г.

  5. Неменская Л.А. «Каждый народ – художник». Учебник для 3 класса трехлетней и 4 класса четырехлетней начальной школы. Под ред. Б.М. Неменского. М., Просвещение, 2000 г.

  6. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству Твоя мастерская» для 3 класса трехлетней и 4 класса четырехлетней начальной школы. Под ред. Б.М. Неменского. М., Просвещение, 2000 г.

  7. Горяева Н.А., Островская О.В. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Учебник для 5 класса. Под ред. Б.М. Неменского. М., Просвещение, 2000 г.

  8. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 5 класса «Твоя мастерская». Под ред. Б.М. Неменского. М., Просвещение, 2000 г.

  9. В ближайшее время будут изданы учебники для 1 класса четырехлетней начальной школы и 6 класса.

Программа «Изобразительное искусство. 1-9 классы» в качестве основных выдвигает следующие задачи:

  • Овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного народного искусства, лепки и аппликации;

  • Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

В основу программы положены:

  • тематический принцип планирования учебного материала;

  • сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

  • система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством;

  • система межпредметных связей (чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

  • соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников.

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбрать разнообразные художественные материалы; карандаш, акварель, гуашь, уголь, фломастеры, цветные мелки и др.

Программа учитывает возможность проведения уроков изобразительного искусства по одному и по два часа в неделю. Удобнее, если при двух часах в неделю проводятся сдвоенные уроки.

Учитель, исходя из местных условий, может проявить творческий подход к программе – включать наиболее важный материал, определять оптимальное количество часов для выполнения задания, знакомить учащихся с искусством родного края, памятниками архитектуры.

Программа «Изобразительное искусство. 1-9 классы» оснащена следующими учебниками и учебно-методическими пособиями:

  1. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе 1-2 кл.». Учебник в 2-х частях. М., Дрофа, 1997 г.

  2. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе 1-2 кл.». Раскраски. М., Дрофа, 1997 г.

  3. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе 3-4 кл.». Учебник в 2-х частях. М., Дрофа, 1997 г.

  4. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе 3-4 кл.». Раскраски. М., Дрофа, 1997 г.

  5. Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство. 5-7 кл.». Учебник в 4-х книгах: «Основы рисунка», «Основы живописи», «Основы композиции», «Краткий словарь художественных терминов». М., Титул, 1996 г.

  6. Сокольникова Н.М. «Волшебный мир природы. Тетрадь творческих заданий по изобразительному искусству. 1 класс». М., АСТ, 1997 г.

  7. Сокольникова Н.М. «Волшебный мир цвета. Тетрадь творческих заданий по изобразительному искусству. 1 класс». М., АСТ, 1997 г.

Музыка

Музыкальное образование и развитие в условиях вариативности школьного образования базируется на следующих, выработанных отечественной педагогической наукой положениях, принципах и методах:

  • это развитие музыкального мышления как мышления интонационно-образного, постижение прежде всего высокохудожественной классической, народной, религиозной, современной музыки во всем богатстве ее форм, жанров и стилей. Эта задача оказывается разрешимой благодаря усвоению не элементарных, адаптированных к школе «первичных» знаний о музыке, а познанию музыки как живого искусства, а также ее важнейших закономерностей, раскрывающих природу ребенка, музыки и художественного творчества;

  • это опора на активное, творчески-личностное восприятие музыки, проявляющееся во время слушания музыки, пения, игры на музыкальных инструментах, движений под музыку, и метод обобщений, позволяющий учащимся самостоятельно ориентироваться в безбрежном море музыкального искусства;

  • это принципиально новый для мировой художественной педагогики подход, который дает возможность ребенку уже в начальной школе начать свой собственный путь вхождения в музыкальное искусство как целое;

  • это построение занятий, в которых музыка предстает не как изолированное искусство, а тесно связано с другими искусствами и с самой жизнью.

Музыкальная культура нашего общества содержит богатейшее наследие фольклора, и важная задача музыкантов – педагогов состоит в том, чтобы актуализировать его в чувствах и сознании детей, превратить в активный «золотой фонд» музыкальной культуры каждого школьника, включая освоение народного творчества как живой традиции.

Отечественное музыкальное образование исходит из основополагающей позиции, состоящей в том, что уже в начальной школе музыкальное обучение и воспитание должно осуществляться учителем музыки - профессионалом. Только при этом условии возможно становление подлинной музыкальной культуры учащихся в основной школе и эффективное овладение предметом «Мировая художественная культура» и другими предметами гуманитарного и художественного циклов.

Музыкальное образование в начальной школе требует особого внимания к личности ребенка, его возрастным особенностям и потребностям. Разнообразная активная музыкальная деятельность, весь искусно сочетаемый спектр форм и видов музыкальных занятий должен быть направлен на то, чтобы дать возможность каждому ребенку испытать радость от общения с музыкой, от индивидуального выражения себя в музыке, от ощущения себя творческой личностью, воспринимающей музыку как притягательное, обладающее особой эмоциональной силой искусство

В основной школе спектр обозначенных выше задач принципиально сохраняется. Однако акценты меняются, в частности, все большее значение в старших классах имеет задача развития музыкально-познавательных способностей, формирования у детей интереса к высшим достижениям мирового музыкального искусства, чувства стиля в музыке, познания особенностей современного музыкального языка, обнаружения все более широких и глубоких связей музыки с историей, художественной литературой, изобразительным искусством и на этой основе развития культуры чувств («интонационного чувства культуры» – Б. Асафьев) и эстетического вкуса.

Все большее внимание уделяется чрезвычайно важной проблеме самостоятельной музыкально-образовательной деятельности подростков, более углубленным занятиям музыкой в тех формах, к которым учащийся проявляется наибольший интерес и способности. Особое значение приобретают современные способы общения с музыкой путем компьютерной техники, применение электронных инструментов и т.д.

Многолетняя опытно-экспериментальная работа показывает, что решение всех обозначенных задач возможно лишь при установленной в мировой практике развитых стран минимальной норме объема занятий – двух уроков музыки в неделю ( там, где есть возможность использования школьного компонента), один из которых может творчески планироваться учителем, исходя из региональных особенностей и музыкальных традиций, учета интереса и потребностей детей, возможностей конкретной школы.

Предмет «Музыка» занимает стабильное место в ряду обязательных предметов эстетического цикла. Поэтому основы методики преподавания музыки можно считать сложившимися. Этому способствует наличие вариативных государственных программ и достаточное количество постоянно обновляющейся учебной литературы, пособий, учебников. Для реализации инвариантной части плана можно использовать любую программу, апробированную и утвержденную на федеральном уровне:

«Музыка» для 1 –8 классов (авторский коллектив под научным руководством Д.Б. Кабалевского).

Программа «Музыка» для 1-8 классов (Ю.Б. Алиев, В.К. Белобородова, Е.В. Николаева, Б.С. Рачина, С.Л. Старобинский) для школ с углубленным изучением музыкальных дисциплин.

«Музыка» для 1 –8 классов (авторский коллектив под научным руководством Д.Б. Кабалевского).

Данная программа направлена на постижение учащимися основ музыкального искусства, его содержания, специфики выразительных средств, его роли в жизни человека.

Особенности тематического построения программы предоставляют учащимся возможность для творческой свободы учителя в выборе им форм, методов, приемов, видов деятельности на уроках музыки. В этом смысле программа Д.Б. Кабалевского универсальна. Закономерность музыкального искусства может быть раскрыта средствами классической музыки и авангарда; фольклора и джаза; в процессе углубленной вокально-хоровой работы и музицирования на свирели, флейте и т.п. Главное для учителя – уяснить для себя и детей, что есть – цель, а что – средство.

Вариантом данной программы, применимым к условиям Москвы, является «Программа и методические материалы по предмету «Музыка» для 1-4 классов» (для школ с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла, гуманитарных гимназий и колледжей искусства, автор Г.П. Сергеева, МИРОС, 1996 г.).

Программа ставит своей целью формирование музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры. В программе предлагается разнообразный художественный материал, позволяющий педагогу-музыканту ввести ребенка в многообразный художественный мир музыкальной культуры разных эпох и народов на основе использования различных форм музыкально-творческой деятельности. Одной из особенностей данной программы является московский региональный компонент образования. В разделе «Москва музыкальная» предлагается материал о наиболее крупных центрах столицы, известных композиторах и исполнителях, чья жизнь и творчество связаны с Москвой.

Программа «Музыка»для 1-8 классов (Ю.Б. Алиев, В.К. Белобородова, Е.В. Николаева, Б.С. Рачина, С.Л. Старобинский) для школ с углубленным изучением музыкальных дисциплин.

Программа дает возможность учащимся познакомиться с некоторыми сторонами музыкального искусства, в ней предусматривается систематическое изучение основ музыкальной грамоты, а также целенаправленная вокально-хоровая работа.

Требования к определенному образовательному уровню детей заставляют учителя музыки помнить как о «золотом фонде» мировой классики и сокровищах отечественной музыки, так и о развитии исполнительских навыков и способностей учащихся: основ вокальной культуры, практического музицирования.

Специфика урока искусства вдохновляет и педагога, и детей на творческую деятельность, внимательное отношение как к коллективной, так и к индивидуальной работе и результатам творческой работы учащихся.

За последние годы появились учебники и учебно-методические пособия в помощь учителю музыки:

  1. Учебно-методический комплект для начальной школы (1-4 классы). Учебник, рабочая тетрадь, аудиокассета (авт. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина). М., Просвещение, 1998-99 гг.

  2. Музыка. 5 кл. Учебник, рабочая тетрадь (авт. В.В. Алеев, Т.И. Науменко). Дрофа, 1997 г.

  3. «Искусство слышать». Учебная книга. Нотная хрестоматия. Методическое пособие (авт. И.В. Кадобнова, В.О. Усачева, Л.В. Школяр, О.В. Кузьмина). М., 1994 г.

  4. «Музыка в начальной школе». Пособие для учителя. (сост. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева). М., 1996 г.

  5. «Моя первая книга по музыкально-творческому саморазвитию». Е.И. Юдина. М., 1996 г.

  6. «Дмитрий Кабалевский: Дело всей жизни». М., Искусство в школе, 1995 г.

Эти учебные пособия опираются на базовые программы по музыке и дают дополнительный материал учителю для подготовки к уроку по определенным темам, кроме того, в пособиях изложен опыт конкретной педагогической работы по реализации программы Д.Б. Кабалевского.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методическое письмо (2)

    Инструктивно-методическое письмо
    Методическоеписьмо О преподавании учебного предмета ... и рефлексивной видов деятельности. (Методическоеписьмо МО РФ « О преподавании учебного ... Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) ...
  2. Методическое письмо (3)

    Инструктивно-методическое письмо
    МЕТОДИЧЕСКОЕПИСЬМО «О преподавании информатики в начальной ... наличии материально-технического, программно-методического и кадрового обеспечения информатику целесообразно ... для учителя-предметника. Методическое пособие для системы дополнительного ...
  3. Методическое письмо (4)

    Инструктивно-методическое письмо
    Методическоеписьмо О преподавании учебного предмета ... и рефлексивной видов деятельности. (Методическоеписьмо МО РФ « О преподавании учебного ... Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) ...
  4. Методическое письмо (12)

    Инструктивно-методическое письмо
    Методическоеписьмо О преподавании учебного ... основные функции: информационно-методическая функция позволяет всем участникам ... Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобразованием ...
  5. Методическое письмо об использовании результатов единого государственного экзамена 2009 года в преподавании иностранных языков в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования

    Инструктивно-методическое письмо
    ... , утверждено директором ФИПИ А.Г. Ершовым. Методическоеписьмо Об использовании результатов единого государственного ... творческих письменных высказываний. Таким образом, методическоеписьмо может содействовать совершенствованию преподавания иностранных ...

Другие похожие документы..