Главная > Основная образовательная программа


Основная

образовательная программа

МОУ СОШ №7

Начальная школа

г. Липецк

2011г.

СОДЕРЖАНИЕ

Общие положения..............................................................

1.Целевой раздел......................................................................

1.1.Пояснительная записка........................................

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы .........................................

1.2.1. Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты) ...........................

1.2.1.1. Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты) ................

1.2.1.2.Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (метапредметные результаты) ................................................

1.2.2.Русский язык......................

1.2.3.Литературное чтение..................................................

1.2.4.Иностранный язык (английский, немецкий, французский) .................

1.2.5.Математика и информатика........................................

1.2.6.Окружающий мир........................................

1.2.7.Изобразительное искусство........................................

1.2.8.Музыка.....................................................

1.2.9.Технология.........................................................................

1.2.10.Физическая культура........................................

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.........................

1.3.1. Общие положения...............................

1.3.2. Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов.............................................................

1.3.3. Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений..........

1.3.4.Итоговая оценка выпускника.................................

2. Содержательный раздел....................................

2.1. Программа формирования у обучающихся универсальных учебных действий...............................

2.1.1. Ценностные ориентиры начального общего образования..................

2.1.2. Характеристика универсальных учебных действий на ступени начального общего образования......................................

2.1.3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов......................

2.1.4.Информационно-коммуникационные технологии— инструментарий универсальных учебных действий. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся.....................

2.1.5.Преемственность программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию......................................................................................

2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов............................

2.2.1. Общие положения.................................................

2.2.2. Основное содержание учебных предметов .........................................

2.2.2.1 Русский язык...........................................................

2.2.2.2.Литературное чтение...............................................

2.2.2.3. Иностранный язык .....................................................

2.2.2.4. Математика и информатика........................................

2.2.2.5.Окружающий мир......................................................

2.2.2.6. Основы духовно-нравственной культуры народов России ............

2.2.2.7.Изобразительное искусство...........................................

2.2.2.8. Музыка............................................................................

2.2.2.9. Технология ................................................................

2.2.2.10. Физическая культура.............................................

2.3.Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся............................................

2.3.1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...............................................................

2.3.2. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.......................................

2.3.3. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся..........................................

2.3.4. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся......................................

2.3.5. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися.....................

2.3.6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.....................................................................................

2.3.7.Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)обучающихся..........

2.3.8.Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.....................................

2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни...........................................

2.5.Программа коррекционной работы....................................

3.Организационный раздел.......................................... ......

3.1. Базисный учебный план начального общего образования .....................

3.2.План внеурочной деятельности....................................

3.3.Система условий реализации основной образовательной программы...............................................

3.3.1.Кадровые условия реализации основной образовательной программы............................................................

3.3.2.Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы .......................................

3.3.3. Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы......................................................

3.3.4.Материально-технические условия реализации основной образовательной программы ..........................................

3.3.5.Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы ..........................................

3.3.6. Модель сетевого графика (дорожной карты) по формированию необходимой системы условий реализации основной образовательной программы........................................

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

На основе примерной основной образовательной программы начального общего образования разрабатывается основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, с учётом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

Содержание основной образовательной программы образовательного учреждения отражает требования Стандарта и группируется в три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает:

• пояснительную записку;

• планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы;

• систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:

• программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий;

• программы отдельных учебных предметов, курсов;

• программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;

• программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

• программу коррекционной работы.

Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.

Организационный раздел включает:

• базисный учебный план начального общего образования;

• внеурочную деятельность;

• систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

МБОУ СОШ, реализующее основную образовательную программу начального общего образования, обязано обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

• с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса;

• с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом ОУ.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся закрепляться в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре (Приложение1), отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования— обеспечение выполнения требований Стандарта.

Достижение поставленной целипредусматривает решение следующих основных задач:

• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;

• обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

• становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;

обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;

• достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

• обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;

выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему секций и кружков, организацию общественно полезной деятельности;

• организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

• участие обучающихся ,их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;

• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды города Липецка.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

• переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата)личностного и познавательного развития обучающихся;

• ориентацию на достижение цели и основного результата образования— развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего(полного) общего и профессионального образования;

• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья),обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности(при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

• центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

• развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитывались существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связываются с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, подлежащих формированию и оценке.

Планируемые результаты:

• обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;

• являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

В соответствии с системно-деятельностным подходом система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями— познавательными,личностными,регулятивными,коммуникативными,преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета —овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. В системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т.е. служащий основой для последующего обучения.

Структура планируемых результатов учитывает необходимость:

определения динамики развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы— зоны ближайшего развития ребёнка;

• определения возможностей овладения обучающимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;

• выделения основных направлений оценочной деятельно - сти— оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.

С этой целью выделяются следующие уровни описания.

Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Этот блок результатов описывает основной, сущностный вклад данной программы в развитие личности обучающихся, в развитие их способностей; отражает такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определённых познавательных потребностей обучающихся. Оценка достижения этих целей ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования.

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу учебной программы. В эту группу включается такая система знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя может быть освоена подавляющим большинством детей.

Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы посредством накопительной системы оценки (портфеля достижений),так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы). Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития, — с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться»к каждому разделу примерной программы учебного предмета. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. Оценка достижения этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, задания могут включаться в материалы итогового контроля.

Невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения, а полученные результаты фиксировать посредством накопительной системы оценки (портфель достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.

При организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, педагогические технологии основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.

На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:

• междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий», а также её разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»;

• программ по всем учебным предметам — «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика и информатика», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура».

1.2.1. Формирование универсальных учебных действий

(личностные и метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа моу сош № 33 г рязани начальная школа содержание

    Пояснительная записка
    ОсновнаяобразовательнаяпрограммаМОУСОШ № 33 г Рязани Начальнаяшкола Содержание. 1. Пояснительная записка 2. Планируемые результаты освоения основнойобразовательнойпрограммыначального общего образования МОУСОШ № 33 ...
  2. Образовательная программа моу сош № 14 североуральского го п калья на 2010 – 2011 учебный год

    Основная образовательная программа
    ... государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего ... Образовательнойпрограммой №3 МОУСОШ № 14», утвержденной решением Педагогического Совета школы, протокол №2 от 28.09.2010г. ОсновнаяобразовательнаяпрограммаМОУСОШ ...
  3. Образовательная программа МОУ СОШ № 8 г Приморск 2011-2012 учебный год

    Основная образовательная программа
    ... год. Введение. ОсновнаяобразовательнаяпрограммаМОУСОШ № 8, разработана на основе анализа деятельности школы. Образовательнаяпрограмма представляет собой систему ...
  4. Образовательная программа моу сош № 4 с углубленным изучением предметов гуманитарного и эстетического профилей на 2010 – 2011 учебный год введение предназначение образовательной программы

    Основная образовательная программа
    ... – 2011 учебный год ВВЕДЕНИЕ Предназначение образовательнойпрограммы: ОбразовательнаяпрограммаМОУСОШ № 4 с углубленным изучением предметов ... Основная задача начальнойшколы - создать усло­вия, которые помогут начинающему свой образова­тельный путь ...
  5. Образовательная программа моу-сош с караман раздел i информационно аналитические данные моу-сош с караман

    Основная образовательная программа
    ... ОбразовательнаяпрограммаМОУ-СОШ с. Караман Раздел I. Информационно аналитические данные МОУ-СОШ с.Караман Основные направления работы, цель и задачи МОУ-СОШ ... Контингент обучающихся НачальнаяшколаОсновнаяшкола Средняя (полная) школа Всего по ...

Другие похожие документы..