Главная > Документ


Министерство здравоохранения Российской Федерации

Учебно-методическое объединение медицинских
и фармацевтических вузов

Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова

«СОГЛАСОВАНО»

Руководитель департамента образовательных

медицинских учреждений

и кадровой политики

МЗ РФ

Н.Н. Володин

«УТВЕРЖДАЮ»

Зам. председателя

учебно-методического

объединения медицинских

и фармацевтических вузов

И.Н. Денисов

24 ноября 2000 г.

24 ноября 2000 г.

Государственный стандарт послевузовской
профессиональной подготовки специалистов

с высшим медицинским образованием по специальности
№ 040101 «Акушерство и гинекология»

Москва - 2000

Государственный стандарт послевузовской профессиональной подготовки врача специалиста акушера-гинеколога подготовлен: зав. кафедрой акушерства и гинекологии, деканом факультета послевузовского профессионального образования (ФППО) Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова, член-корр. РАМН, з.д.н. РФ, проф. И.С. Сидоровой, проф. Т.А. Протопоповой, проф. И.О. Макаровым.

Рецензенты:

  • действительный член РАМН,
    Главный акушер-гинеколог РФ, проф. В.Н. Серов;

  • зав. кафедрой акушерства и гинекологии
    с курсом ФПДО Рязанского государственного
    медицинского университета, д.м.н., проф. В.Г. Чикин.

Содержание

Введение

Пояснительная записка

Положение о враче-специалисте акушере-гинекологе

Квалификационная характеристика врача специалиста

акушера-гинеколога

Методические указания к преподаванию послевузовской учебной

программы подготовки врача-специалиста по акушерству и гинекологии

Учебные и учебно-тематические планы

Учебные программы

Тестовый контроль

Список обязательной и рекомендуемой литературы

Приложение к Образовательному стандарту

послевузовской профессиональной подготовки

по специальности 040101 ";Акушерство и гинекология";

ВВЕДЕНИЕ

Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации базируется на обеспечении отрасли высококвалифицированными кадрами.

Решение этой проблемы неразрывно связано с постоянным совершенствованием вузовского и послевузовского образования, их преемственности и непрерывности, повышения уровня и качества на основе новейших достижений науки, практики и технического прогресса.

Создание государственного стандарта для системы послевузовского обучения (от годичной специализации до подготовки высококвалифицированного специалиста врача акушера-гинеколога) предусматривает границы единого образовательного пространства для всех регионов России, сохранение лучших традиций российской клинической школы, стабилизацию требований к уровню знаний, умений и практических навыков на всех этапах и ступенях профессиональной деятельности.

Освоение полной учебной программы по акушерству и гинекологии и сдача квалификационного экзамена позволяет врачу получить сертификат специалиста. В случаях, когда у врача по каким-либо причинам отсутствует сертификат специалиста, он не имеет права работать на должностях, требующих сертификата. Его деятельность осуществляется на должностях, не относящихся к категории специалистов.

Основной целью обучения в системе послевузовского профессионального образования является подготовка высококвалифицированного врача специалиста акушера-гинеколога, владеющего обширным объемом теоретических знаний; способного успешно решать профессиональные за­дачи; умеющего провести дифференциально-диагностический поиск; оказать в полном объеме медицинскую помощь; провести все необходимые профилактические и реабилитационные мероприятия по сохранению жиз­ни и здоровья женщины во время беременности и родов, а также во все возрастные периоды ее жизни.

Овладение учебной профессионально-образовательной программой в полном объеме позволяет специалисту:

  • работать самостоятельно;

  • дежурить ответственным врачом по специальности;

  • занимать руководящие должности (главный врач, заведующий женской консультацией, заместитель по лечебной работе и т.д.);

  • заниматься педагогической работой по подготовке молодых специалистов.

При допуске врача к медицинской деятельности используются: приказ Минздрава России от 27.08.1999 г. №337 ";О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения";; приказа МЗ РФ №4 от 11.01.2000 г.

Образовательная деятельность, направленная на послевузовскую под­готовку квалифицированных врачей специалистов, осуществляется в соответствии с:

  • Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

  • Законом Российской Федерации ";Об образовании"; в редакции Федерального закона от 13.01.1996 г. №12-ФЗ;

  • Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 г. №610;

  • Приказами, постановлениями, инструктивными письмами Миноб­разования России и Минздрава России, уставами образовательных учреж­дений.

Государственный образовательный стандарт определяет объем требо­ваний к подготовке квалифицированного врача по специальности 040100 ";Лечебное дело"; со специализацией 01 ";Акушерство и гинекология"; на основе приказа МЗ РФ №337 от 27.08.1999 г.; Приложение №2 к приказу.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основными задачами последипломной подготовки врача специалиста акушера-гинеколога являются:

  • улучшение практической подготовки выпускников медицинских институтов, академий, университетов;

  • повышение профессионального уровня и степени готовности к самостоятельной врачебной деятельности в женской консультации, родильном доме, гинекологических отделениях больниц;

  • формирование клинического мышления врача, хорошо ориентирующегося в сложной акушерско-гинекологической патологии, в смежных специальностях и субспециальностях (клиническая трансфузиология, иммунология и аллергология, генетика, клиническая фармакология, меди­цинская психология, организация и экономика здравоохранения).

Послевузовское профессиональное обучение базируется на основе полученного вузовского высшего медицинского образования по специаль­ности – Лечебное дело (040100). Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации, приказ Госкомвуза Российской Федерации от 05.03.1994 г. №180.

Врач-выпускник по специальности 040100 ";Лечебное дело"; может про­водить лечебно-профилактическую работу под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за его профессиональную дея­тельность. Самостоятельная лечебно-профилактическая деятельность раз­решена при наличии сертификата специалиста и лицензии на право ведения определенного вида деятельности.

Врач-выпускник по специальности 040100 ";Лечебное дело"; при проведении профессиональной деятельности подготовлен к решению следующих задач:

 проведение первичной, вторичной и третичной профилактики заболеваний населения (здоровых, больных, членов их семей и коллективов);

 диагностика заболеваний, прежде всего ранних и типичных проявлений болезни, на основе владения пропедевтическими и лабораторно-инструментальными методами исследования;

 диагностика и оказание первой помощи при неотложных состояниях;

 лечение с использованием терапевтических и хирургических методов;

 диагностика беременности, ведение физиологической беременности и прием родов;

 экспертиза трудоспособности больных;

 судебно-медицинская экспертиза;

 гигиеническое воспитание больных и членов их семей;

 организация труда в медицинских учреждениях и ведение медицинской документации;

 медицинская помощь населению в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения;

 самостоятельная работа с информацией (учебной, научной, нормативной, справочной литературой и другими источниками).

У врача-выпускника по специальности 040100 ";Лечебное дело"; в ре­зультате подготовки в медицинском вузе сформированы принципы врачебной этики, основы клинического мышления, умения, обеспечивающие решение профессиональных задач и применение им алгоритма врачебной деятельности по оказанию медицинской помощи при неотложных и угро­жающих жизни состояниях, по профилактике, диагностике, лечению и ре­абилитации больных.

Врач-выпускник по специальности 040100 ";Лечебное дело"; должен уметь:

 осуществлять индивидуальную популяционную профилактику болезней, диспансеризацию здоровых и больных;

 анализировать и оценивать состояние здоровья населения, влияние на него факторов окружающей и производственной среды, качество медицинской помощи населению;

 проводить профилактические, гигиенические и противоэпидемические мероприятия;

 проводить диагностику и лечение заболеваний и патологических состояний при оказании плановой и неотложной медицинской помощи, изучение которых предусмотрено учебными программами и планами обучения в медицинском вузе;

 вести медицинскую документацию;

 проводить судебно-медицинскую экспертизу;

 оказывать медицинскую помощь в очагах массового поражения населения;

 организовать работу подчиненного ему медицинского персонала;

 вести работу по медицинскому просвещению здоровых и больных, про­пагандировать здоровый образ и стиль жизни, значение занятий физической культурой для здоровья;

 применять современные методы научного познания, средства и методы психолого-педагогического воздействия на личность, знания общих и индивидуальных особенностей психики человека;

 работать с лечебно-диагностической аппаратурой, ЭВМ;

 участвовать в управлении и организации медицинской помощи населению.

Таким образом, вузовское обучение обеспечивает выпускнику общие знания и умения, составляющие основу медицинской профессии.

Отсутствие должного количества и уровня практических навыков и умений, а также ориентация вузовского обучения на общеврачебную практику, требуют освоения специальной учебной профессионально-об­разовательной дополнительной программы по акушерству и гинекологии, т.е. прохождения специализации.

Специализация может быть одногодичной (обучение в интернатуре – 1728 часов), двухгодичной (клиническая ординатура – 3456 часов).

Формы подготовки врача специалиста

I. Интернатура

Основной целью интернатуры является предоставление специальных теоретических знаний и практических умений выпускникам медицинских вузов, повышение степени их готовности к самостоятельной профессиональной деятельности по акушерству и гинекологии.

Основные задачи подготовки в интернатуре:

1. Овладение необходимым уровнем знаний по акушерству и гинекологии, эндокринологической гинекологии и онкогинекологии, избранным вопросам смежных дисциплин.

2. Приобретение должного объема практических навыков и умений, позволяющих оказывать лечебно-диагностическую помощь при нормальном и осложненном течении беременности и родов, при экстренной, неотложной, наиболее часто встречающейся патологии в акушерстве и гинекологии.

3. Освоение вопросов организации акушерско-гинекологической помощи, основ санитарно-эпидемиологического режима, мероприятий по профилактике и реабилитации после частых заболеваний и осложнений в акушерстве, гинекологии и перинатологии. А также ведение медицинской документации, в том числе учетно-отчетной.

Организация и обучение в системе

первичной годичной послевузовской подготовки (интернатуры)

1. Организация подготовки интернов осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации, образовательными учреждениями (высшего и дополнительного профессионального образования), органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

2. Срок подготовки в интернатуре – 11 месяцев.Время обучения в интернатуре входит в специальный и общий трудовой стаж. На ин­тер­нов оформляется трудовая книжка.

3. Подготовка интернов осуществляется как на профильных кафедрах высших медицинских образовательных учреждений и учреждений дополнительного профессионального образования, так и в учреждениях практического здравоохранения, находящихся в ведении органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

4. Численность профессорско-преподавательского состава, осущест­вляющего непосредственное руководство подготовкой интернов на профильных кафедрах, определяется из расчета 1 преподаватель на 5 интернов в среднегодовом исчислении.

5. В период обучения на профильных кафедрах интерны получают стипендию в размере, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

6. По окончании срока подготовки интернам, успешно выполнившим план и программу обучения и выдержавшим квалификационный эк­замен, выдается итоговый документ об окончании интернатуры (сертифи­кат специалиста установленного образца). Лица, не сдавшие квалификационный экзамен, получают удостоверение об окончании интернатуры и справку. Они имеют право на повторный экзамен, сроки проведения которого определяются экзаменационной квалификационной комиссией.

После получения итогового документа о первичной годичной специ­ализации, он может выполнять свои обязанности под руководством и кон­тролем стажированных врачей специалистов.

Прохождение первого этапа специализации (одногодичное обучение в интернатуре) позволяет осуществить преемственность в освоении значительной части теоретических знаний вузовского и послевузовского профессионального образования.

Так как в настоящее время после окончания вуза выпускник получает диплом врача общей практики, первичная специализация (интерна­тура) позволяет усилить внимание к приобретению умений и практичес­ких навыков. Представленный объем умений и практических навыков рассчитан на возможность работы в женской консультации, на оказание скорой и неотложной помощи в экстренных акушерско-гинекологичес­ких ситуациях, а также работы в родильном доме в качестве врача-орди­натора.

Изучаемые темы рассчитаны на углубление и расширение базовых вузовских знаний, знакомство с новой информацией по наиболее распространенной типичной акушерско-гинекологической патологии.

В ходе контроля за выполнением учебного плана и программы в ин­тернатуре необходимо оценить понимание интерном основных теоретичес­ких положений акушерства и гинекологии, широту кругозора, умение принять решение и использовать полученные знания в практической работе. Врач-интерн должен научиться владению современными методами диагностики в акушерско-гинекологической практике, оценке готовности организма женщины к родам, определению формы, тяжести и прогноза заболеваний. Уметь использовать достижения фармакологии и других ме­тодов лечения в каждом конкретном заболевании, знать методы профилактики и реабилитации.

Для овладения новыми и новейшими знаниями по вопросам этиологии, патогенеза,клиники, дифференциальной диагностики, вариантов методов лечения,профилактики и реабилитации, а также получения более глубоких знаний по вопросам акушерско-гинекологической службы необходимо продолжение обучения в клинической ординатуре – II этап специализации, позволяющий подготовить квалифицированного врача, го­тового к самостоятельной работе и в коллективе (в бригаде).

II. Клиническая ординатура

Клиническая ординатура является высшей формой подготовки врача в системе послевузовского профессионального образования.

Основной цельюдвухгодичной клинической ординатуры по акушер­ству и гинекологии является подготовка специалиста к самостоятельной профессиональной деятельности, когда он может оказать лечебно-диаг­ностическую, профилактическую и реабилитационную помощь в полном объеме в соответствии с освоенными знаниями, практическими умениями и навыками.

Наличие предварительного обучения в интернатуре или практичес­кого опыта работы позволяет приобрести более обширные и глубокие знания, освоить новейшие технологии и методики, углубленно изучить смежные разделы специальности.

Окончив клиническую ординатуру, врач акушер-гинеколог должен обладать совокупностью общих и специальных знаний и умений, позволя­ющих ему свободно ориентироваться в вопросах организации службы, дифференциальной диагностики, тактики ведения и лечения при сложной акушерско-гинекологической патологии.

Обучение в клинической ординатуре осуществляется с отрывом от основного места работы. Продолжительность обучения 2 года. Вопрос об увеличении срока обучения в клинической ординатуре до 5 лет по представлению ученого Совета учреждения, осуществляющего подготовку кли­нических ординаторов, решается Министерством здравоохранения Российской Федерации в каждом конкретном случае.

Нормативная продолжительность обучения в клинической ординатуре составляет 2 года (3456 часов – 96 недель). Обучение предусматривает только очную форму.

Подготовка клинических ординаторов осуществляется по индивидуальному плану.

Обязательный минимум квалификационных требований для врача акушера-гинеколога включает в себя:

– общеврачебные навыки и манипуляции;

– навыки и манипуляции по специальности;

– навыки и манипуляции по смежным специальностям;

– навыки по оказанию скорой и неотложной помощи;

– операции (типичные);

– интерпретацию результатов лабораторных и инструментальных методов исследования;

– совершенствование навыков социальной деятельности;

– владение правовыми и законодательными основами деятельности врача по специальности;

– владение алгоритмом постановки диагноза;

– владение современными методами:

лечения;

фармакотерапии;

клинических исследований;

профилактики и реабилитации;

– фундаментальную подготовку специалиста;

– подготовку по организации, экономике и управлению здравоохра­нением.

Основным методом подготовки врача специалиста является его прак­тическая подготовка, самообразование под контролем и участием преподавателя, организующего и направляющего работу учащегося.

По окончании обучения в клинической ординатуре врач получает итоговый документ (сертификат врача-специалиста акушера-гинеколога).

Оптимальным вариантом является трехлетнее обучение, когда после окончания интернатуры врач проходит обучение в клинической ординатуре.

Последующая учеба на циклах повышения квалификации (усовер­шенствование) и приобретение собственного опыта помогут становлению высококвалифицированного специалиста.

III. Повышение квалификации (усовершенствование)

практического врача акушера-гинеколога

Завершение первичной специализации предусматривает подготовку эрудированного врача специалиста акушера-гинеколога с фундаментальной профессиональной подготовкой, владеющего современными информа­ционными технологиями, способного к самостоятельной лечебно-диагнос­тической деятельности.

После получения сертификата специалиста на протяжении всей дальнейшей профессиональной деятельности врач должен периодически 1 раз в 5 лет проходить систематическое обучение на курсах усовершенствования (для получения дополнительного профессионального образования). Дальнейшие занятия на курсах усовершенствования позволяют врачу систематически приобретать новые и новейшие знания и представления по этиологии и патогенезу заболеваний, развивать клиническое мыш­ление, обучаться современным методам диагностики, лечебно-профилак­тическим и реабилитационным методам.

Наравне с очным обучением получили свое развитие выездные, прерывистые циклы и обучение с предцикловой подготовкой (заочно-очные циклы).

Вся система послевузовского дополнительного образования направлена на непрерывное саморазвитие врача как в профессиональном, так и в личностном плане.

При очно-заочной форме обучения объем подготовки может быть сокращен на 25-30% за счет самостоятельной работы.

Основными задачами прохождения циклов повышения квалифи­кации (усовершенствования) являются:

Формирование знаний, умений, навыков, основанных на новейших на­учных достижениях не только в области акушерства и гинекологии, но и фундаментальной медицины и смежных дисциплин.

Систематизация и переоценка уже имеющихся знаний и умений.

Ознакомление с новыми теоретическими положениями в акушерстве, гинекологии и смежных дисциплинах, необходимыми для выполнения конкретных профессионально-должностных обязанностей.

Укрепление потребности обращения к литературе и углубленному са­мостоятельному изучению предмета.

Приобщение к научному подходу, необходимости анализа собственного опыта и информации.

Различают следующие виды циклов усовершенствования: Специализация (переподготовка) – С; Общее усовершенствование (ОУ); Темати- ческое усовершенствование (ТУ); Аттестационные (сертификационные) циклы.

Последние предназначены для стажированных врачей, не имеющих сертификата врача специалиста. Сертификационные циклы проходят по программе общего усовершенствования.

1. Целью специализации (С)является приобретение новой профессии, прочных теоретических знаний и практических навыков, позволяющих бывшим терапевтам или педиатрам работать врачами акушерами-гинекологами.

2. Целью общего усовершенствования (ОУ) является освоение теоретических знаний и положений в области акушерства и гинекологии, овладение основными методами диагностики, профилактики и лечения.

3. Целью тематического усовершенствования (ТУ) является освоение врачами теоретических знаний и умений по соответствующему конкретному курсу или нескольким разделам различных курсов программы в соответствии с занимаемой специалистом должностью. Продолжительность циклов ТУ зависит от тематики (от 1 до 2 месяцев).

4. Цель аттестационных (сертификационных) циклов: подготовка к сдаче аттестационного экзамена на присвоение или подтверждение той или иной квалификационной категории (сертификата).

В основе составления учебного и учебно-тематического планов цик­лов лежит Унифицированная программа по акушерству и гинекологии.

Унифицированная программа построена по блочной системе и состоит из отдельных курсов, разделов, тем и элементов, расположенных в логической последовательности.

По решению Управления учебных заведений МЗ РФ во все учебные планы (кроме декадников) необходимо включать:

1. Приказ МЗ и МП РФ от 22.10.1995 г. №324 ";О совершенствовании противотуберкулезной помощи населению РФ";:

– предусмотреть изучение вопросов профилактики, диагностики и лечения туберкулеза.

2. Решение коллегии МЗ и МП РФ от 16.04.1996 г. ";О состоянии инфекционных болезней в РФ";:

– предусмотреть изучение вопросов профилактики, диагностики и лечения холеры.

3. В целях усовершенствования теоретических знаний и практичес­ких навыков врачей первичных звеньев здравоохранения по вопросам онкологии при проведении сертификационных и аттестационных циклов по основным клиническим специальностям следует включать изучение вопросов онкологии продолжительностью не менее 36 учебных часов.

Медицинские вузы и академии (институты) последипломного образо­вания имеют право:

1. Изменять объем учебной нагрузки интернов, клинических орди­наторов и курсантов различных циклов, по сравнению с рекомендуемым государственным образовательным стандартом, в пределах 10%, а для от­дельных циклов – в пределах 15%, без превышения максимального объема учебных часов Учебного плана циклов и при сохранении набора и со­держания учебных дисциплин, указанных в стандарте.

2. Устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных курсов, разделов и тем Учебного плана подготовки интернов, клиничес­ких ординаторов и курсантов сертификационных циклов (специализации) с учетом базисной подготовки и местных условий последующей работы специалистов.

3. Привлекать специалистов практического здравоохранения для проведения практических занятий с интернами, клиническими ординаторами и курсантами циклов.

Максимальный объем учебной нагрузки интерна, клинического ординатора и курсанта, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы, не должен превышать 54 часов в неделю. Объем обязательных аудиторных занятий не должен превышать 36 часов в неделю.

Курсовые работы. Самостоятельно выполняемые интернами, клиническими ординаторами и курсантами, рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на изучение.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов (4)

    Методические рекомендации
    Министерство здравоохранения Российской Федерации Учебно-методическоеобъединениемедицинских и фармацевтическихвузов Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова «СОГЛАСОВАНО» Руководитель ...
  2. Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов (24)

    Методические рекомендации
    Министерство здравоохранения Российской Федерации Учебно-методическоеобъединениемедицинских и фармацевтическихвузов Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова «СОГЛАСОВАНО» Руководитель ...
  3. Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов (2)

    Методические рекомендации
    Министерство здравоохранения Российской Федерации Учебно-методическоеобъединениемедицинских и фармацевтическихвузов Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова «СОГЛАСОВАНО» Руководитель ...
  4. Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов (19)

    Государственный образовательный стандарт
    ... Российской Федерации Учебно-методическоеобъединениемедицинских и фармацевтическихвузов Московский государственный ... Володин «УТВЕРЖДАЮ» Зам. председателя учебно-методическогообъединениямедицинских и фармацевтическихвузов И.Н. Денисов 8 ноября 2001 ...
  5. Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов (20)

    Государственный образовательный стандарт
    ... Российской Федерации Учебно-методическоеобъединениемедицинских и фармацевтическихвузов Московский государственный ... Володин «УТВЕРЖДАЮ» Зам. председателя учебно-методическогообъединениямедицинских и фармацевтическихвузов И.Н. Денисов 8 ноября 2001 ...

Другие похожие документы..