Главная > Документ
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Учебно-методическое объединение медицинских
и фармацевтических вузов
Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова
«СОГЛАСОВАНО»Руководитель департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики МЗ РФ Н.Н. Володин | «УТВЕРЖДАЮ»Зам. председателя учебно-методического объединения медицинских и фармацевтических вузов И.Н. Денисов | |
24 ноября 2000 г. | 24 ноября 2000 г. |
Государственный стандарт послевузовской
профессиональной подготовки специалистов
с высшим медицинским образованием по специальности
№ 040101 «Акушерство и гинекология»
Москва - 2000
Государственный стандарт послевузовской профессиональной подготовки врача специалиста акушера-гинеколога подготовлен: зав. кафедрой акушерства и гинекологии, деканом факультета послевузовского профессионального образования (ФППО) Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова, член-корр. РАМН, з.д.н. РФ, проф. И.С. Сидоровой, проф. Т.А. Протопоповой, проф. И.О. Макаровым.
Рецензенты:
действительный член РАМН,
Главный акушер-гинеколог РФ, проф. В.Н. Серов;
зав. кафедрой акушерства и гинекологии
с курсом ФПДО Рязанского государственного
медицинского университета, д.м.н., проф. В.Г. Чикин.
Содержание
Введение
Пояснительная записка
Положение о враче-специалисте акушере-гинекологе
Квалификационная характеристика врача специалиста
акушера-гинеколога
Методические указания к преподаванию послевузовской учебной
программы подготовки врача-специалиста по акушерству и гинекологии
Учебные и учебно-тематические планы
Учебные программы
Тестовый контроль
Список обязательной и рекомендуемой литературы
Приложение к Образовательному стандарту
послевузовской профессиональной подготовки
по специальности 040101 ";Акушерство и гинекология";
ВВЕДЕНИЕ
Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации базируется на обеспечении отрасли высококвалифицированными кадрами.
Решение этой проблемы неразрывно связано с постоянным совершенствованием вузовского и послевузовского образования, их преемственности и непрерывности, повышения уровня и качества на основе новейших достижений науки, практики и технического прогресса.
Создание государственного стандарта для системы послевузовского обучения (от годичной специализации до подготовки высококвалифицированного специалиста врача акушера-гинеколога) предусматривает границы единого образовательного пространства для всех регионов России, сохранение лучших традиций российской клинической школы, стабилизацию требований к уровню знаний, умений и практических навыков на всех этапах и ступенях профессиональной деятельности.
Освоение полной учебной программы по акушерству и гинекологии и сдача квалификационного экзамена позволяет врачу получить сертификат специалиста. В случаях, когда у врача по каким-либо причинам отсутствует сертификат специалиста, он не имеет права работать на должностях, требующих сертификата. Его деятельность осуществляется на должностях, не относящихся к категории специалистов.
Основной целью обучения в системе послевузовского профессионального образования является подготовка высококвалифицированного врача специалиста акушера-гинеколога, владеющего обширным объемом теоретических знаний; способного успешно решать профессиональные задачи; умеющего провести дифференциально-диагностический поиск; оказать в полном объеме медицинскую помощь; провести все необходимые профилактические и реабилитационные мероприятия по сохранению жизни и здоровья женщины во время беременности и родов, а также во все возрастные периоды ее жизни.
Овладение учебной профессионально-образовательной программой в полном объеме позволяет специалисту:
работать самостоятельно;
дежурить ответственным врачом по специальности;
занимать руководящие должности (главный врач, заведующий женской консультацией, заместитель по лечебной работе и т.д.);
заниматься педагогической работой по подготовке молодых специалистов.
При допуске врача к медицинской деятельности используются: приказ Минздрава России от 27.08.1999 г. №337 ";О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения";; приказа МЗ РФ №4 от 11.01.2000 г.
Образовательная деятельность, направленная на послевузовскую подготовку квалифицированных врачей специалистов, осуществляется в соответствии с:
Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;
Законом Российской Федерации ";Об образовании"; в редакции Федерального закона от 13.01.1996 г. №12-ФЗ;
Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 г. №610;
Приказами, постановлениями, инструктивными письмами Минобразования России и Минздрава России, уставами образовательных учреждений.
Государственный образовательный стандарт определяет объем требований к подготовке квалифицированного врача по специальности 040100 ";Лечебное дело"; со специализацией 01 ";Акушерство и гинекология"; на основе приказа МЗ РФ №337 от 27.08.1999 г.; Приложение №2 к приказу.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основными задачами последипломной подготовки врача специалиста акушера-гинеколога являются:
улучшение практической подготовки выпускников медицинских институтов, академий, университетов;
повышение профессионального уровня и степени готовности к самостоятельной врачебной деятельности в женской консультации, родильном доме, гинекологических отделениях больниц;
формирование клинического мышления врача, хорошо ориентирующегося в сложной акушерско-гинекологической патологии, в смежных специальностях и субспециальностях (клиническая трансфузиология, иммунология и аллергология, генетика, клиническая фармакология, медицинская психология, организация и экономика здравоохранения).
Послевузовское профессиональное обучение базируется на основе полученного вузовского высшего медицинского образования по специальности – Лечебное дело (040100). Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации, приказ Госкомвуза Российской Федерации от 05.03.1994 г. №180.
Врач-выпускник по специальности 040100 ";Лечебное дело"; может проводить лечебно-профилактическую работу под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за его профессиональную деятельность. Самостоятельная лечебно-профилактическая деятельность разрешена при наличии сертификата специалиста и лицензии на право ведения определенного вида деятельности.
Врач-выпускник по специальности 040100 ";Лечебное дело"; при проведении профессиональной деятельности подготовлен к решению следующих задач:
проведение первичной, вторичной и третичной профилактики заболеваний населения (здоровых, больных, членов их семей и коллективов);
диагностика заболеваний, прежде всего ранних и типичных проявлений болезни, на основе владения пропедевтическими и лабораторно-инструментальными методами исследования;
диагностика и оказание первой помощи при неотложных состояниях;
лечение с использованием терапевтических и хирургических методов;
диагностика беременности, ведение физиологической беременности и прием родов;
экспертиза трудоспособности больных;
судебно-медицинская экспертиза;
гигиеническое воспитание больных и членов их семей;
организация труда в медицинских учреждениях и ведение медицинской документации;
медицинская помощь населению в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения;
самостоятельная работа с информацией (учебной, научной, нормативной, справочной литературой и другими источниками).
У врача-выпускника по специальности 040100 ";Лечебное дело"; в результате подготовки в медицинском вузе сформированы принципы врачебной этики, основы клинического мышления, умения, обеспечивающие решение профессиональных задач и применение им алгоритма врачебной деятельности по оказанию медицинской помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях, по профилактике, диагностике, лечению и реабилитации больных.
Врач-выпускник по специальности 040100 ";Лечебное дело"; должен уметь:
осуществлять индивидуальную популяционную профилактику болезней, диспансеризацию здоровых и больных;
анализировать и оценивать состояние здоровья населения, влияние на него факторов окружающей и производственной среды, качество медицинской помощи населению;
проводить профилактические, гигиенические и противоэпидемические мероприятия;
проводить диагностику и лечение заболеваний и патологических состояний при оказании плановой и неотложной медицинской помощи, изучение которых предусмотрено учебными программами и планами обучения в медицинском вузе;
вести медицинскую документацию;
проводить судебно-медицинскую экспертизу;
оказывать медицинскую помощь в очагах массового поражения населения;
организовать работу подчиненного ему медицинского персонала;
вести работу по медицинскому просвещению здоровых и больных, пропагандировать здоровый образ и стиль жизни, значение занятий физической культурой для здоровья;
применять современные методы научного познания, средства и методы психолого-педагогического воздействия на личность, знания общих и индивидуальных особенностей психики человека;
работать с лечебно-диагностической аппаратурой, ЭВМ;
участвовать в управлении и организации медицинской помощи населению.
Таким образом, вузовское обучение обеспечивает выпускнику общие знания и умения, составляющие основу медицинской профессии.
Отсутствие должного количества и уровня практических навыков и умений, а также ориентация вузовского обучения на общеврачебную практику, требуют освоения специальной учебной профессионально-образовательной дополнительной программы по акушерству и гинекологии, т.е. прохождения специализации.
Специализация может быть одногодичной (обучение в интернатуре – 1728 часов), двухгодичной (клиническая ординатура – 3456 часов).
Формы подготовки врача специалиста
I. Интернатура
Основной целью интернатуры является предоставление специальных теоретических знаний и практических умений выпускникам медицинских вузов, повышение степени их готовности к самостоятельной профессиональной деятельности по акушерству и гинекологии.
Основные задачи подготовки в интернатуре:
1. Овладение необходимым уровнем знаний по акушерству и гинекологии, эндокринологической гинекологии и онкогинекологии, избранным вопросам смежных дисциплин.
2. Приобретение должного объема практических навыков и умений, позволяющих оказывать лечебно-диагностическую помощь при нормальном и осложненном течении беременности и родов, при экстренной, неотложной, наиболее часто встречающейся патологии в акушерстве и гинекологии.
3. Освоение вопросов организации акушерско-гинекологической помощи, основ санитарно-эпидемиологического режима, мероприятий по профилактике и реабилитации после частых заболеваний и осложнений в акушерстве, гинекологии и перинатологии. А также ведение медицинской документации, в том числе учетно-отчетной.
Организация и обучение в системе
первичной годичной послевузовской подготовки (интернатуры)
1. Организация подготовки интернов осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации, образовательными учреждениями (высшего и дополнительного профессионального образования), органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.
2. Срок подготовки в интернатуре – 11 месяцев.Время обучения в интернатуре входит в специальный и общий трудовой стаж. На интернов оформляется трудовая книжка.
3. Подготовка интернов осуществляется как на профильных кафедрах высших медицинских образовательных учреждений и учреждений дополнительного профессионального образования, так и в учреждениях практического здравоохранения, находящихся в ведении органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.
4. Численность профессорско-преподавательского состава, осуществляющего непосредственное руководство подготовкой интернов на профильных кафедрах, определяется из расчета 1 преподаватель на 5 интернов в среднегодовом исчислении.
5. В период обучения на профильных кафедрах интерны получают стипендию в размере, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
6. По окончании срока подготовки интернам, успешно выполнившим план и программу обучения и выдержавшим квалификационный экзамен, выдается итоговый документ об окончании интернатуры (сертификат специалиста установленного образца). Лица, не сдавшие квалификационный экзамен, получают удостоверение об окончании интернатуры и справку. Они имеют право на повторный экзамен, сроки проведения которого определяются экзаменационной квалификационной комиссией.
После получения итогового документа о первичной годичной специализации, он может выполнять свои обязанности под руководством и контролем стажированных врачей специалистов.
Прохождение первого этапа специализации (одногодичное обучение в интернатуре) позволяет осуществить преемственность в освоении значительной части теоретических знаний вузовского и послевузовского профессионального образования.
Так как в настоящее время после окончания вуза выпускник получает диплом врача общей практики, первичная специализация (интернатура) позволяет усилить внимание к приобретению умений и практических навыков. Представленный объем умений и практических навыков рассчитан на возможность работы в женской консультации, на оказание скорой и неотложной помощи в экстренных акушерско-гинекологических ситуациях, а также работы в родильном доме в качестве врача-ординатора.
Изучаемые темы рассчитаны на углубление и расширение базовых вузовских знаний, знакомство с новой информацией по наиболее распространенной типичной акушерско-гинекологической патологии.
В ходе контроля за выполнением учебного плана и программы в интернатуре необходимо оценить понимание интерном основных теоретических положений акушерства и гинекологии, широту кругозора, умение принять решение и использовать полученные знания в практической работе. Врач-интерн должен научиться владению современными методами диагностики в акушерско-гинекологической практике, оценке готовности организма женщины к родам, определению формы, тяжести и прогноза заболеваний. Уметь использовать достижения фармакологии и других методов лечения в каждом конкретном заболевании, знать методы профилактики и реабилитации.
Для овладения новыми и новейшими знаниями по вопросам этиологии, патогенеза,клиники, дифференциальной диагностики, вариантов методов лечения,профилактики и реабилитации, а также получения более глубоких знаний по вопросам акушерско-гинекологической службы необходимо продолжение обучения в клинической ординатуре – II этап специализации, позволяющий подготовить квалифицированного врача, готового к самостоятельной работе и в коллективе (в бригаде).
II. Клиническая ординатура
Клиническая ординатура является высшей формой подготовки врача в системе послевузовского профессионального образования.
Основной цельюдвухгодичной клинической ординатуры по акушерству и гинекологии является подготовка специалиста к самостоятельной профессиональной деятельности, когда он может оказать лечебно-диагностическую, профилактическую и реабилитационную помощь в полном объеме в соответствии с освоенными знаниями, практическими умениями и навыками.
Наличие предварительного обучения в интернатуре или практического опыта работы позволяет приобрести более обширные и глубокие знания, освоить новейшие технологии и методики, углубленно изучить смежные разделы специальности.
Окончив клиническую ординатуру, врач акушер-гинеколог должен обладать совокупностью общих и специальных знаний и умений, позволяющих ему свободно ориентироваться в вопросах организации службы, дифференциальной диагностики, тактики ведения и лечения при сложной акушерско-гинекологической патологии.
Обучение в клинической ординатуре осуществляется с отрывом от основного места работы. Продолжительность обучения 2 года. Вопрос об увеличении срока обучения в клинической ординатуре до 5 лет по представлению ученого Совета учреждения, осуществляющего подготовку клинических ординаторов, решается Министерством здравоохранения Российской Федерации в каждом конкретном случае.
Нормативная продолжительность обучения в клинической ординатуре составляет 2 года (3456 часов – 96 недель). Обучение предусматривает только очную форму.
Подготовка клинических ординаторов осуществляется по индивидуальному плану.
Обязательный минимум квалификационных требований для врача акушера-гинеколога включает в себя:
– общеврачебные навыки и манипуляции;
– навыки и манипуляции по специальности;
– навыки и манипуляции по смежным специальностям;
– навыки по оказанию скорой и неотложной помощи;
– операции (типичные);
– интерпретацию результатов лабораторных и инструментальных методов исследования;
– совершенствование навыков социальной деятельности;
– владение правовыми и законодательными основами деятельности врача по специальности;
– владение алгоритмом постановки диагноза;
– владение современными методами:
лечения;
фармакотерапии;
клинических исследований;
профилактики и реабилитации;
– фундаментальную подготовку специалиста;
– подготовку по организации, экономике и управлению здравоохранением.
Основным методом подготовки врача специалиста является его практическая подготовка, самообразование под контролем и участием преподавателя, организующего и направляющего работу учащегося.
По окончании обучения в клинической ординатуре врач получает итоговый документ (сертификат врача-специалиста акушера-гинеколога).
Оптимальным вариантом является трехлетнее обучение, когда после окончания интернатуры врач проходит обучение в клинической ординатуре.
Последующая учеба на циклах повышения квалификации (усовершенствование) и приобретение собственного опыта помогут становлению высококвалифицированного специалиста.
III. Повышение квалификации (усовершенствование)
практического врача акушера-гинеколога
Завершение первичной специализации предусматривает подготовку эрудированного врача специалиста акушера-гинеколога с фундаментальной профессиональной подготовкой, владеющего современными информационными технологиями, способного к самостоятельной лечебно-диагностической деятельности.
После получения сертификата специалиста на протяжении всей дальнейшей профессиональной деятельности врач должен периодически 1 раз в 5 лет проходить систематическое обучение на курсах усовершенствования (для получения дополнительного профессионального образования). Дальнейшие занятия на курсах усовершенствования позволяют врачу систематически приобретать новые и новейшие знания и представления по этиологии и патогенезу заболеваний, развивать клиническое мышление, обучаться современным методам диагностики, лечебно-профилактическим и реабилитационным методам.
Наравне с очным обучением получили свое развитие выездные, прерывистые циклы и обучение с предцикловой подготовкой (заочно-очные циклы).
Вся система послевузовского дополнительного образования направлена на непрерывное саморазвитие врача как в профессиональном, так и в личностном плане.
При очно-заочной форме обучения объем подготовки может быть сокращен на 25-30% за счет самостоятельной работы.
Основными задачами прохождения циклов повышения квалификации (усовершенствования) являются:
Формирование знаний, умений, навыков, основанных на новейших научных достижениях не только в области акушерства и гинекологии, но и фундаментальной медицины и смежных дисциплин.
Систематизация и переоценка уже имеющихся знаний и умений.
Ознакомление с новыми теоретическими положениями в акушерстве, гинекологии и смежных дисциплинах, необходимыми для выполнения конкретных профессионально-должностных обязанностей.
Укрепление потребности обращения к литературе и углубленному самостоятельному изучению предмета.
Приобщение к научному подходу, необходимости анализа собственного опыта и информации.
Различают следующие виды циклов усовершенствования: Специализация (переподготовка) – С; Общее усовершенствование (ОУ); Темати- ческое усовершенствование (ТУ); Аттестационные (сертификационные) циклы.
Последние предназначены для стажированных врачей, не имеющих сертификата врача специалиста. Сертификационные циклы проходят по программе общего усовершенствования.
1. Целью специализации (С)является приобретение новой профессии, прочных теоретических знаний и практических навыков, позволяющих бывшим терапевтам или педиатрам работать врачами акушерами-гинекологами.
2. Целью общего усовершенствования (ОУ) является освоение теоретических знаний и положений в области акушерства и гинекологии, овладение основными методами диагностики, профилактики и лечения.
3. Целью тематического усовершенствования (ТУ) является освоение врачами теоретических знаний и умений по соответствующему конкретному курсу или нескольким разделам различных курсов программы в соответствии с занимаемой специалистом должностью. Продолжительность циклов ТУ зависит от тематики (от 1 до 2 месяцев).
4. Цель аттестационных (сертификационных) циклов: подготовка к сдаче аттестационного экзамена на присвоение или подтверждение той или иной квалификационной категории (сертификата).
В основе составления учебного и учебно-тематического планов циклов лежит Унифицированная программа по акушерству и гинекологии.
Унифицированная программа построена по блочной системе и состоит из отдельных курсов, разделов, тем и элементов, расположенных в логической последовательности.
По решению Управления учебных заведений МЗ РФ во все учебные планы (кроме декадников) необходимо включать:
1. Приказ МЗ и МП РФ от 22.10.1995 г. №324 ";О совершенствовании противотуберкулезной помощи населению РФ";:
– предусмотреть изучение вопросов профилактики, диагностики и лечения туберкулеза.
2. Решение коллегии МЗ и МП РФ от 16.04.1996 г. ";О состоянии инфекционных болезней в РФ";:
– предусмотреть изучение вопросов профилактики, диагностики и лечения холеры.
3. В целях усовершенствования теоретических знаний и практических навыков врачей первичных звеньев здравоохранения по вопросам онкологии при проведении сертификационных и аттестационных циклов по основным клиническим специальностям следует включать изучение вопросов онкологии продолжительностью не менее 36 учебных часов.
Медицинские вузы и академии (институты) последипломного образования имеют право:
1. Изменять объем учебной нагрузки интернов, клинических ординаторов и курсантов различных циклов, по сравнению с рекомендуемым государственным образовательным стандартом, в пределах 10%, а для отдельных циклов – в пределах 15%, без превышения максимального объема учебных часов Учебного плана циклов и при сохранении набора и содержания учебных дисциплин, указанных в стандарте.
2. Устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных курсов, разделов и тем Учебного плана подготовки интернов, клинических ординаторов и курсантов сертификационных циклов (специализации) с учетом базисной подготовки и местных условий последующей работы специалистов.
3. Привлекать специалистов практического здравоохранения для проведения практических занятий с интернами, клиническими ординаторами и курсантами циклов.
Максимальный объем учебной нагрузки интерна, клинического ординатора и курсанта, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы, не должен превышать 54 часов в неделю. Объем обязательных аудиторных занятий не должен превышать 36 часов в неделю.
Курсовые работы. Самостоятельно выполняемые интернами, клиническими ординаторами и курсантами, рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на изучение.
Похожие документы:
Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов (4)
Методические рекомендацииМинистерство здравоохранения Российской Федерации Учебно-методическоеобъединениемедицинских и фармацевтическихвузов Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова «СОГЛАСОВАНО» Руководитель ...Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов (24)
Методические рекомендацииМинистерство здравоохранения Российской Федерации Учебно-методическоеобъединениемедицинских и фармацевтическихвузов Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова «СОГЛАСОВАНО» Руководитель ...Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов (2)
Методические рекомендацииМинистерство здравоохранения Российской Федерации Учебно-методическоеобъединениемедицинских и фармацевтическихвузов Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова «СОГЛАСОВАНО» Руководитель ...Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов (19)
Государственный образовательный стандарт... Российской Федерации Учебно-методическоеобъединениемедицинских и фармацевтическихвузов Московский государственный ... Володин «УТВЕРЖДАЮ» Зам. председателя учебно-методическогообъединениямедицинских и фармацевтическихвузов И.Н. Денисов 8 ноября 2001 ...Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов (20)
Государственный образовательный стандарт... Российской Федерации Учебно-методическоеобъединениемедицинских и фармацевтическихвузов Московский государственный ... Володин «УТВЕРЖДАЮ» Зам. председателя учебно-методическогообъединениямедицинских и фармацевтическихвузов И.Н. Денисов 8 ноября 2001 ...