Главная > Руководство


В 1966 г. на базе существующих курсов образован при БГСХА факультет повышения квалификации руководящих кадров и специалистов в соответствии с Постановлением СМ СССР от 15.01.1966 г. №38 и СМ БССР от 19.04.1966 г. №162. С 1967 г. на факультете также велось повышение квалификации преподавателей сельскохозяйственных техникумов. За 1967–1990 гг. повысили квалификацию 1723 преподавателя со всех союзных республик бывшего СССР.

Хотя основной задачей факультета является повышение квалификации руководителей и специалистов, в 1971–1975 гг. здесь переподготовлено более 2-х тыс. механизаторов, 300 комбайнеров, 500 техников по искусственному осеменению животных. С 1989 г. на факультете впервые в республике была организована подготовка руководителей арендных подразделений в растениеводстве, животноводстве и других производственных и обслуживающих коллективов.

В 1994 г. на ФПК возобновлена работа по подготовке руководителей хозяйств.

В 1995 г. факультет преобразован в факультет повышения квалификации и переподготовки кадров (приказ Министерства образования Республики Беларусь №13-10/27 от 12.06.1995 г.).

Факультет возглавляли проректора:

1966–1977 гг. – Н.Г. Азовцев, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент;

1977–1983 гг. – Н.Н. Добролюбов, кандидат технических наук, доцент, заслуженный работник высшей школы БССР;

1983–1999 гг. – В.А. Попков, кандидат экономических наук, доцент, заслуженный работник сельского хозяйства БССР;

1999–2009 гг. – Э.А. Петрович, кандидат сельскохозяйственных наук, профессор, заслуженный работник сельского хозяйства БССР;

2009 г. – А.С. Чечеткин, кандидат экономических наук, доцент.

В настоящее время последипломное образование руководителей и специалистов ведется по трем направлениям: переподготовке, повышению квалификации и стажировке.

При переподготовке слушатели получают новую квалификацию.

По этой системе академия ведет подготовку резерва руководящих кадров из числа работающих специалистов сельскохозяйственных организаций по специальности «Управление организациями и подразделениями агропромышленного комплекса» с присвоением квалификации «Специалист по управлению». Слушатели обучаются по утвержденному учебному плану Министерством образования Республики Беларусь и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь в течение 3,5 месяцев на дневной форме обучения и со сроком 23 месяца на заочной, проходят двухнедельную стажировку в лучших хозяйствах Республики Беларусь (ОАО «Александрийское» Шкловского района, РУП «Совхоз-комбинат «Заря» Мозырского района, СПК «Овсянка», РУП «Учебно-опытное хозяйство БГСХА» Горецкого района, СПК «Гигант» Бобруйского района и др.), защищают отчеты о стажировке, сдают госэкзамен и получают диплом соответствующего образца. За 2006-2009 гг. по этой форме обучения подготовлено 1102 человека для резерва руководителей, в том числе за 2009 г. – 322 человека.

Второе направление подготовки резерва руководителей осуществляется в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 октября 2002 г. № 1399 из числа студентов старших курсов (набор 2009 г. 47 человек). Деканаты агрономического и зооинженерного факультетов, а также деканат факультета механизации сельского хозяйства проводят среди четверокурсников тестирование на профессиональное соответствие и прошедших его рекомендуют на учебу. Они занимаются во второй половине дня в течение 2-х лет с выдачей диплома и присвоением квалификации «Специалист по управлению». В настоящее время назначены и работают руководителями организаций следующие слушатели: А.А. Никифоров, председатель СПК «Агро-Селищи» Ушачского р-на; С.А. Хилько, директор КСУП Докшицкий» Докшицкого р-на; Н.В. Басалай, директор КСУП с-з «Октябрьский» Октябрьского р-на; М.А. Игнатенко, директор Гомельского райагросервиса; О.Л. Архипенко, председатель СПК «Борщевский» Добрушского р-на; Ю.В. Сторожилов, начальник Речицкого агротехсервиса; А.В. Горбачевский, председатель СПК «Езерский» Чериковского р-на; А.Н. Пискунов, и.о. директора ОАО «Круглянский льнозавод» г. Круглое и др.

В соответствии с решением коллегии Минсельхозпрода от 16.04.1999 г. в академии был открыт педагогический факультет.

С 1999 г. на факультете велась переподготовка преподавателей высших и средних специальных учебных заведений с 2-годичной заочной формой обучения по специальности П 03 01 00 «Профессиональное обучение». С 2006 г. в соответствии с новым общегосударственным классификатором Республики Беларусь «Специальности и квалификации дополнительного профессионального образования» (Изменение №4 ОКРБ 011-2001) слушатели проходят переподготовку по специальностям 1-08 01 71 «Педагогическая деятельность специалистов», срок обучения 22 месяца, и 1-08 01 73 «Профессиональное обучение», срок обучения 23 месяца. Форма обучения заочная.

Всего с 2001 г. по 2009 г. прошли обучение и получили диплом о переподготовке на базе высшего образования 299 преподавателей аграрных колледжей и вузов Беларуси. Из них преподавателей аграрных колледжей – 192 человека, методистов – 7 человек, преподавателей БГСХА – 74 человека. На платной основе обучались 26 человек.

С 2008 г. переподготовка преподавателей проводится при факультете повышения квалификации и переподготовки кадров.

Многие ученые и практики рассматривают повышение квалификации как комплексный процесс подготовки работников, обеспечивающий их профессиональный рост и качественное совершенствование в изменяющихся условиях их деятельности.

Повышение квалификации руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций проводится в основном по 2-недельной программе с отрывом от производства по плану-графику, утверждаемому ежегодно приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь и согласованному с председателем Президиума Национальной академии наук Беларуси. Кроме того, по заявкам райсельхозпродов осуществляется целевая краткосрочная учеба руководителей и специалистов с выездом преподавателей академии в районы. В 2010 г. по этой форме обучили 1297 человек. Целевая краткосрочная учеба (стажировка) проходила в Могилевской и Витебской областях в Белыничском, Быховском, Дрибинском, Шкловском, Горецком, Костюковичском, Глусском, Чаусском, Оршанском, Дубровенском районах по специальностям: специалисты управлений сельского хозяйства и продовольствия – 47 человек, руководители, зам. руководителей сельскохозяйственных организаций – 72 человека, главные инженеры, инженеры – 93 человека, главные агрономы, агрономы, агрохимики – 159 человек, главные бухгалтеры, бухгалтеры – 266 человек, главные экономисты, экономисты – 85 человек, главные зоотехники, зоотехники – 99 человек, главные ветврачи, ветврачи – 117 человек, зав. фермами – 172 человека и др.

Ученые академии – Г.Ф. Медведев, зав. кафедрой физиологии, биотехнологии и ветеринарии, профессор, д.в.н.; Т.Ф. Персикова, декан агроэкологического факультета, профессор, д.с/х.н.; И.Р. Вильдфлуш, зав. кафедрой агрохимии, профессор, д.с/х.н.; А.В. Клочков, зав. кафедрой с/х машин, профессор, д.т.н.; Н.А. Садомов, декан зооинженерного факультета, профессор, д.с/х.н.; А.И. Портной, доцент кафедры крупного животноводства и переработки животноводческой продукции, к.с/х.н.; С.С. Камасин, доцент кафедры растениеводства, к.с/х.н.; Е.В. Равков, зав. кафедрой селекции и генетики, доцент, к.с/х.н.; Ю.А. Миренков, декан агробиологического факультета, доцент, к.с/х.н.; Л.П. Лазарев, доцент кафедры агробизнеса, к.с/х.н.; Л.И. Дулевич, доцент кафедры агробизнеса, к.э.н.; М.И. Стешиц, ст. преподаватель кафедры агробизнеса; М.В. Шупик, доцент кафедры кормления с/х животных, к.с/х.н.; С.В. Янушко, зав. кафедрой кормопроизводства, доцент, к.с/х.н.; А.Я. Райхман, зав. кафедрой кормления с/х животных, доцент, к.с/х.н.; Н.В. Подскребкин, зав. кафедрой разведения и генетики, д.с/х.н.; В.И. Караба, доцент кафедры разведения и генетики, к.с/х.н.; С.И. Трапков, доцент кафедры земледелия, к.с/х.н. – слушателям излагали материал по следующим вопросам: интенсивные технологии производства молока, организационные и технологические особенности молока сорта «Экстра», влияние гинекологических заболеваний на уровень воспроизводства стада, профилактика и лечение заболевания вымени, разработка сбалансированного полноценного кормления молочного скота с использованием рапсового шрота и др. добавок, требования, предъявляемые к кормлению и содержанию животных, основы моделирования и оптимизации рационов кормления сельскохозяйственных животных средствами информационных технологий, зоогигиенические требования при содержании сельскохозяйственных животных, энергосберегающие технологии создания и рационального использования пастбищных угодий, современные технологии производства растениеводческой продукции, интегрированные системы защиты с/х культур, новые перспективные сорта сельскохозяйственных культур, применение удобрений при современных технологиях возделывания сельскохозяйственных культур, формирование цен на реализуемую продукцию, мероприятия по улучшению системы земледелия, ведение книги историй полей севооборотов, разработка карт засоренности посевов, учет финансовых результатов и распределение прибыли, подготовка к работе и основные технологические регулировки комбинированных почвообрабатывающе-посевных агрегатов, опрыскивателей и машин для внесения удобрений, применение удобрений при современных технологиях возделывания сельскохозяйственных культур.

Всего за 1966–2009 гг. на факультете по различным формам обучения повысили квалификацию 60889 руководителей и специалистов АПК (таблица). Среднегодовой контингент слушателей ежегодно возрастает. Так, если в 1995 г. он составлял 98 человек, то в 1998 г. – 113, 2002 г. – 140, в 2004 г. – 155 и в 2009 г. – 180 человек. Хорошая обеспеченность аудиториями и учебными классами позволяет вести обучение в первую смену.

Таблица. Контингент руководителей и специалистов, повысивших квалификацию на ФПК и ПК (1966–2009 гг.)

Категория обучающихся

1966–1975

1976–1985

1986–1995

1996–2004

2005–2009

1966–2009

Переподготовка:

Резерв руководителей

1068

440

28

586

1102

3224

Повышение квалификации:

Всего

8919

9543

16407

17671

8349

60889

в т.ч. руководители хозяйств

1362

1199

1905

2704

1108

8278

специалисты сельхозорганизаций

5463

5629

9804

10525

6390

37811

специалисты мелиоративных организаций, землеустроительных и других организаций

1704

1675

4043

4015

330

11767

преподаватели вузов и техникумов

390

1040

655

427

521

3033

ВСЕГО

9987

9983

16435

18257

9451

64113

На факультете ведут занятия около 118 совместителей, в т.ч. 20 докторов наук и профессоров, 72 кандидата наук и доцента. Перед слушателями резерва управленческих кадров в 2009 г. выступили советник министра сельского хозяйства и продовольствия, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, академик НАН Беларуси Л.В. Кукреш, академик НАН Беларуси И.М. Багдевич, первый заместитель генерального директора РУП «Научно-практический центр НАН Беларуси по земледелию», доктор сельскохозяйственных наук, профессор М.А. Кадыров, заведующий сектором внешнеэкономических отношений РУНП «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси», кандидат экономических наук Л.Н. Байгот, директор института почвоведения и агрохимии, доктор сельскохозяйственных наук, профессор В.В. Лапа, а также руководители сельскохозяйственных организаций А.Л. Лапотентов, председатель СПК «к-з Родина» Белыничского района, Н.Г. Блохин, директор РУП «Учебно-опытное хозяйство БГСХА», О.А. Лесник, директор ЧУП «АСБ «Городец» Шкловского района. Тематика лекций и формы проведения занятий (семинары, тренинги, конференции, выездные занятия на производственной базе РУП «Учебно-опытное хозяйство БГСХА») позволяют приблизить научные исследования и передовой опыт к слушателям, способствуют пропаганде и внедрению лучших наработок в производство. Практика показала, что эффективность выездных тематических занятий во многом определяется их организацией. Тематика занятий составляется нами для изучения передового опыта, одного или нескольких важнейших технологических, организационных процессов, влияющих на эффективность работы.

Перед началом занятий слушатели подробно знакомятся с состоянием изучаемой проблемы, получают теоретическое обоснование данного вопроса, общие сведения о предприятии и особенностях его опыта. В последующем это позволяет сконцентрировать их внимание на деталях и особенностях проблемы.

За факультетом закреплена кафедра агробизнеса как базовая, возглавляемая профессором М.З. Фрейдиным – заслуженным экономистом БССР. Постоянно ведут занятия на факультете по экономическим дисциплинам 9 сотрудников кафедры, которые также разрабатывают учебно-тематические планы, издают учебники, учебные и методические пособия. В составе кафедры имеется бизнес-лаборатория, оснащенная 12 компьютерами с выходом в интернет, а также учебно-методический кабинет. Для слушателей факультета имеется целевое общежитие, питание организовано в столовой БГСХА на 800 посадочных мест, в учебных корпусах работают буфеты, к услугам слушателей предоставляются спортивные сооружения академии, лаборатории, школа-выставка и т.д.

Деятельность факультета осуществляется в соответствии с нормативными документами Министерства образования, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. Качество образовательного процесса постоянно совершенствуется с учетом послания Президента Национальному собранию и народу (раздел о кадрах), Государственной программы возрождения и развития села на 2005–2010 гг., достижений науки и практики, а также требований руководства республики по дальнейшему развитию и повышению эффективности аграрного сектора экономики.

УДК 37.015.31-057.875

А.В. Соляник, И.Н. Рындина

Деятельность академии по развитию

творческих способностей студентов

Человек в течение своей жизни проходит несколько ступеней образования. Процесс этот постоянный и необходимый. Конечный его продукт – всесторонне развитая личность с мощным потенциалом, востребованная современным обществом, умеющая найти свое призвание и находящаяся в гармонии с миром.

И сегодня идейно-воспитательная работа в БГСХА осуществляется не с чистого листа; она имеет фундамент благодаря сохранению традиций, формировавшихся на протяжении 170 лет. Готовить не просто квалифицированных специалистов, а активных, энергичных, творческих личностей, многогранных и креативно мыслящих в этом задача всех участников воспитательного процесса.

Развитие творческих способностей является важным условием полноценного развития личности. Студент, обладающий постоянным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности. Велика роль педагога в развитии творческого потенциала студентов. Профессора Горыгорецкого земледельческого института Б.А. Целинский, И.А. Стебут, А.В. Советов, Б.А. Михельсон не только внесли неоценимый вклад в развитие науки, но и вошли в историю отечественного образования как выдающиеся педагоги, которые считали необходимой составляющей учебного процесса укрепление связей преподавателя и учащегося. Профессор М.В. Рытов, который проработал в Горках несколько десятилетий, высказал мысль о том, что необходимо рассматривать события и явления в сельскохозяйственном производстве сквозь призму социально-экономической и нравственной подосновы, выделяя особо «искусство человека».

И.А. Стебут, следуя концепции сельскохозяйственного образования Б.А. Целинского, цели и задачи которого заключались в подготовке разностороннего специалиста, считал чрезвычайно важным для педагога иметь ясное представление об определенном идеале в воспитании и в связи с этим не менее важным строгое отношение воспитателя к самому себе. В своей речи при открытии совещания о постановке воспитания в сельскохозяйственных учебных заведениях он говорил: «Воспитатель должен больше следить за собой, чем за воспитанником, с которым он приходит в соприкосновение потому, что мы должны быть прежде тем, кого желаем видеть в человеке воспитывающемся». Эту мысль он блестяще подтвердил всей своей жизнью и своей педагогической работой. Он считал, что только лекционные занятия не могут способствовать развитию творческих способностей студентов, необходимо прямое воспитательное воздействие профессора на мысли своих воспитанников. С этой целью им были задуманы и осуществлены семинары-собеседования. На этих семинарах студент зачитывал сочинение, подготовленное им на тему, избранную с одобрения профессора. Участвовавшие в семинарах студенты делали критические замечания. Возникал диспут, в котором деятельное участие принимал И.А. Стебут. Подобные обсуждения различных тем способствовали всестороннему развитию студентов.

Беседы часто проводил он и на дому. Студенты охотно собирались у профессора для обсуждения наиболее важных вопросов. Нет нужды говорить, что подобные беседы оставляли неизгладимый след в сознании студентов и еще больше сближали их с профессором.

По его же инициативе в 1860 г. в Горках был открыт студенческо-профессорский клуб, который занял значительное место в общественной жизни института. Название клуба указывало на его значение в первую очередь для студентов. В статье первой устава говорилось: «Клуб утверждается с целью доставить студентам способы к приятному общественному провождению времени и к большему сближению их как между собой, так и с их преподавателями и образованными лицами из других сословий». А если учитывать, что в учебном плане института среди прочих предметов значилась история русской литературы и раз в неделю вне расписания велись «беседы литературные», то можно предположить, что мысль о создании поэмы «Тарас на Парнасе» у студента тех лет Константина Вереницина возникла далеко не случайно.

Создание такого клуба было необходимым для студентов и потому, что удаленность института от культурных центров «делают жизнь студента печальной, без должного приюта. Тянут они день за днем, не знают они, куда деваться, что начать и с кем поговорить» (из отчета члена Ученого комитета А.М. Ламовского).

Секретарь Совета МОСХ, приехавший на сельскохозяйственный съезд в Горыгорецкий земледельческий институт, с удовольствием отмечает исполнение студентами в парке во время гулянья русских песен. «На славу сделан» и студенческий бал в институте после торжественного акта: зал был изящно убран цветами и деревьями; дам встречали студенты в новеньких мундирах и белых перчатках; играл оркестр, привезенный от соседнего помещика; бал открывался польским танцем…»

По прошествии всего двадцати лет своего существования Горыгорецкий земледельческий институт мог гордиться небольшим, но положительным опытом организации воспитания и образования. По воспоминаниям питомца института Д.Н. Скворцова о своих студенческих годах в ГЗИ, уважение к человеку, разумный труд – вот те основные принципы, на основе которых проходило обучение и на воспитание которых у студентов благотворно влияли институтские преподаватели и руководители Ученого комитета.

Глубокие сдвиги, происходящие в истории государства и общества, повлекшие за собой глобальные перемены в жизни Горыгорецкого земледельческого института, не смогли изменить главного в деятельности его преемников – быть в числе лучших сельскохозяйственных учебных заведений не только в своей стране, но и Европе.

Руководство института, его общественные организации после Октябрьской (1917 г.) революции большое внимание уделяли развитию художественного творчества среди студентов. В Горки приезжали Я нка Купала, Якуб Колас, Тишка Гартный, Михаил Зарецкий, Андрей Александрович. Янка Купала был избран почетным членом институтского общества по изучению Беларуси.

С 1925 г. по 1930 г. при институте работал литературный кружок. В него входил Ю.П. Гаврук – известный переводчик и литератор, П.В. Меделка – в будущем ставший заслуженным деятелем культуры БССР. Большое влияние на формирование и развитие литературного творчества студентов и сотрудников академии оказывал М.И. Горецкий (в будущем классик белорусской литературы), заведующий кафедрой белорусоведения. Кружок издал несколько сборников художественных произведений. Молодые литераторы поддерживали связи с Оршанским филиалом «Молодняка».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ В ШЕСТИ ТОМАХ Главный редактор Члены редакционной коллегии

    Книга
    ... , педагогам, философам. Издательство «Педагогика», 1982 р. ОТРЕДАКЦИОННОЙКОЛЛЕГИИ Настоящий том открывает шеститомное Собрание ... -исторический очерк той роли, которую 7 ОТРЕДАКЦИОННОЙКОЛЛЕГИИ публикуемые произведения Выготского сыграли в последующем ...
  2. Редакционная коллегия (2)

    Документ
    РЕДАКЦИОННАЯКОЛЛЕГИЯ: Леонид Кузьмин Владимир Макаренков Александр ... – не признавая торга, скрывала от меня и от тебя слезинки вдохновенья и восторга ... КПСС) двумя подвалами опубликована редакционная статья «Когда отстают от времени», в которой ...
  3. Редакционная коллегия (6)

    Документ
    РЕДАКЦИОННАЯКОЛЛЕГИЯ: Леонид Кузьмин Владимир Макаренков Александр ... – не признавая торга, скрывала от меня и от тебя слезинки вдохновенья и восторга ... КПСС) двумя подвалами опубликована редакционная статья «Когда отстают от времени», в которой ...
  4. Редакционная коллегия (7)

    Документ
    Редакционнаяколлегия “УКРАИНСКОГО журнала ТЕЛЕМЕДИЦИНЫ И ... предоставляемым на рассмотрение в редакционно-издательский отдел Донецкого государственного медицинского ... 2-ом экземпляре), официальное направление от руководства учреждения, в котором ...
  5. Редакционная коллегия (9)

    Урок
    Редакционнаяколлегия: Чиндяйкин Ю.Г. (ответственный редактор), Карташов ... факты от мнений, субъективную информацию от объективной, достоверное от сомнительного; ... благополучие нации зависит от нас самих, от нашей самоотверженности, организованности ...

Другие похожие документы..