Главная > Документ


СОДЕРЖАНИЕ

Автор:

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Двойственность природы речеязыковой способности человека

Т. Н. Ушакова

5

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности

А. А. Волочков, Е. Г. Ермоленко

17

Феномен телесности в Я-структуре старшеклассников и содержании их жизненных проектов

Г. В. Ложкин, А. Ю. Рождественский

27

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Психологический анализ отношения москвичей к деньгам

А. Б. Фенъко

34

КРОССКУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Перемены в массовом сознании российской диаспоры в странах Балтии

Р. Х. Симонян

43

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Ранние этапы развития речи в условиях зрительной депривации

И. В. Блинникова

55

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

Гипноз как системообразующий фактор измененных психических состояний человека

Л. П. Гримак

66

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции

А. Б. Леонова

75

Профессиональная идентичность личности: психосемантический подход

М. М. Абдуллаева

86

ПСИХОСЕМАНТИКА

Базовые и стратегические процессы распознавания семантических отношений

И. Е. Высоков

96

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

А. А. Богданов и отечественная психология (к 130-летию со дня рождения)

В. А. Кольцова, О. Г. Носкова

104

стр. 1

Собирание человека

А. А. Богданов

106

ЗА РУБЕЖОМ

Ментализм и бихевиоризм: слияние?

В. А. Лефевр

116

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

К 100-летию со дня рождения П. И. Зинченко

 

128

НАШИ ЮБИЛЯРЫ

Алексею Александровичу Бодалеву - 80 лет

130

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Международная конференция ";Психология общения: социокультурный анализ";

П. Н. Ермаков, В. А. Лабунская

132

Международная конференция ";Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе";

В. В. Гриценко

133

X Международная конференция Европейской ассоциации исследователей научения

В. А. Цепцов

137

Международный конгресс ";Социальная психология XXI столетия: проблемы и перспективы";

В. В. Козлов, В. В. Новиков

139

Хроника

 

143

стр. 2

Методологические и теоретические проблемы. ДВОЙСТВЕННОСТЬ ПРИРОДЫ РЕЧЕЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Автор: Т. Н. УШАКОВА

© 2004 г. Т. Н. Ушакова

Член-корреспондент РАО, доктор психол. наук, профессор, главный научный сотрудник ИП РАН, Москва

Дается теоретический анализ проблемы детерминации речевого развития. Приводятся позиции различных авторов по данному вопросу: сторонников ";социологической модели";, врожденности грамматических структур (Н. Хомский), ";конструктивизма"; (Ж. Пиаже). Представлены материалы психогенетического характера, свидетельствующие о существовании генетического влияния на дифференциальные различия речеязыковых проявлений. Рассмотрен процесс саморазвития в речевом онтогенезе с точки зрения его значения в исследовании проблемы генотип-средового взаимодействия в становлении речи и языка. Обсужден вопрос о природных основаниях возникновения языка в филогенезе.

Ключевые слова: онто- и филогенез речеязыковой способности, генотип-средовое взаимодействие, саморазвитие в речевом онтогенезе, гипотезы происхождения языка в филогенезе.

Подобно мифическому двуликому богу Янусу, смотрящему одновременно в прошлое и будущее, речеязыковая способность в своем развитии проявляется как некая двусторонняя сущность: открытая будущим внешним, социальным влияниям и в то же время содержащая в себе принесенный из прошлого внутренний, биологический багаж. Эта двусторонность находит свое проявление во множестве фактов. С одной стороны, в речевом онтогенезе ясно прослеживаются социальные влияния: дети усваивают тот язык, который им дает ближайшая среда; в определенном возрасте они могут рефлексировать и воздействовать на свой язык, способны к обучению неродным языкам; языковые нормы регулируются и поддерживаются социумом. С другой стороны, речь младенца развивается как бы по своим автономным биологическим законам, не зависящим от желаний окружающих и слабо поддающимся корректировке. Эти законы тесным образом связаны с работой мозга младенца. У детей с недоразвитием или повреждениями мозга страдают речь и язык. Одним словом, здоровый человеческий мозг необходим для полноценного функционирования языка и речи.

Каковы же взаимоотношения обеих указанных сторон? Какую роль они играют в формировании речи и языка? Какие факты и теории накопила наука в этой области?

1. ДИСКУССИИ О ПРИРОДЕ РЕЧИ И ЯЗЫКА

В XX веке преобладала идея доминирующего значения среды и социума (общения, труда, коллектива) в онто- и филогенезе языка. Эта идея имела опору в лингвистических разработках, ярким примером которых служит теория Ф. де Соссюра. Согласно этой теории язык - надиндивидуальное, общее явление, социальное по своей природе. Речь состоит в использовании языка, она текуча, неустойчива, переменчива. Язык - предмет изучения лингвистики, речь - психологии [27]. В плане исследования филогенеза предлагались теории, утверждающие, что речь появилась в человеческом сообществе как результат совместно осуществляемого труда, т.е. под воздействием внешних социальных факторов. Представление о социальной сущности языка было принято и оказало влияние на позиции многих российских психологов. Более конкретно указанная позиция нашла воплощение в теории ";вращивания"; в психику ребенка данного ему в общении языка, проявляемого в речи окружающих. Внешняя речь детей через речь внутреннюю становится орудием их мысли [7]. Аналогичное мнение выражали и зарубежные психологи, считавшие, что челове-

Выполнение данной работы поддержано грантом РГНФ (N 01 - 06 - 00214а) и грантом Президента РФ для ведущих научных школ России (N 1870.2003.6).

1 Известен любопытный факт ясно проявленного социального влияния на фонетический элемент языка: во французском языке, оказывается, грассированное г отнюдь не связано с биологическим строеним артикуляторного аппарата французов. Этот звук возник и распространился лишь в XIX веке сначала как мода, инициированная одним человеком. Теперь же маленькие французы 2 - 3 лет в своем лопотании вполне непроизвольно, как бы на основе биологических особенностей, употребляют грассированную форму этого звука.

стр. 5

ческая психика формируется культурной средой (М. Мид, Дж. Уотсон, Б. Ф. Скиннер).

Параллельно с указанными социально ориентированными представлениями конкретные исследователи языка ребенка, изучая живой материал детской речи, нередко высказывали другую точку зрения, достаточно сбалансированно относились к проблеме внутренних и внешних факторов в речевом онтогенезе, отмечая роль тех и других [8 - 10, 23 - 25 и др.].

Примерно в середине прошлого века резко изменилось отношение специалистов к крайней социологической позиции. Так, американский психолингвист С. Линкер, критикуя ";стандартную социологическую модель";, пишет: ";Язык не в большей степени является продуктом культуры, чем прямохождение"; [60, с. 11].

С идеей врожденности грамматических структур выступил Н. Хомский. Его основные тезисы: в онтогенезе языка важнейшую роль играет пре- формированная, достаточно содержательная структура, которая обеспечивает построение эмпирически обоснованных порождающих грамматик [30, с. 97]. В обоснование этого утверждения приводятся следующие факты. Ребенок усваивает грамматику на основе ограниченного доступного ему материала. В пределах своего языкового общества дети усваивают практически одинаковую грамматику, которая в большой степени не детерминирована речевым материалом окружения [41, с. 35].

Хомский также обращает внимание на то, что практически каждое предложение, произносимое или понимаемое человеком, как правило, представляет собой новую комбинацию слов, не встречавшуюся прежде в речевой практике общающихся людей. Поэтому речь не может быть набором выработанных реакций на поступающие раздражения. Мозг говорящего человека должен содержать программу, обладающую способностью производить неограниченное число предложений из ограниченного числа слов. Эта программа, лежащая в основе знания конкретного языка, получила название ";универсальной грамматики";, которая содержит схему, общую для грамматики всех языков. Природа грамматики включает, по Хомскому, способность строить глубинные структуры и приписывать им семантическую интерпретацию, переводить их с помощью грамматических трансформаций в поверхностные структуры и превращать последние через фонетические трансформации в звучащую речь. С такого рода универсальной грамматикой, по мысли Хомского, ребенок и появляется на свет. Грамматика развивается с большой быстротой, поскольку воспринимаемые от окружающих речевые образцы служат младенцам лишь подсказкой, включением в существующие заготовки.

На основе подсказок выделяются и усваиваются синтаксические модели из речи окружающих. Взрослые люди используют эти модели для создания по их образцу новых словесных комбинаций, а также для восприятия фраз и предложений, никогда не встречавшихся им раньше.

Такая позиция позволяет, с одной стороны, объяснить поразительно быстрое усвоение родного языка маленьким ребенком, с другой - найти путь для понимания гибкости и продуктивности человеческого языка.

Были получены некоторые эмпирические данные, казалось бы позволяющие трактовать их как подтверждение идеи о врожденности грамматики. Наиболее известны работы М. Брэйна, И. Шлезингера, Д. Макнила, изучавших на материале английского языка характер первых детских слов, употребляемых в сочетании с другими словами [36,53,64]. В исследованиях обнаружены два функционально различных класса первых детских слов: одни из них употреблялись как ";якорные"; (pivot), сочетающиеся по определенным правилам с другими словами; другие принадлежали к ";открытому"; классу и сочетались иным образом (open-class-words). В первых детских дву- словных соединениях якорные слова ставятся на первое место и выполняют функции предиката; слова открытого класса используются в качестве объектов действия. Поскольку в языке окружающих такие конструкции не используются, был сделан вывод, что наблюдаемые факты - следствие проявления ";базисных грамматических отношений";, присущих детям от рождения. Базисными предлагалось считать отношения ";субъект-предикат";, ";предикат-объект";, ";определение-определяемое";.

Точку зрения Хомского, подкрепленную эмпирически, приняли многие последователи, но она не стала общепринятой и вызвала несогласие других авторов, как зарубежных, так и отечественных [12, 14, 15, 31, 65 и др.]. Основная идея возникшей критики состоит в том, что в этом тезисе не учитываются многие факторы социальной и когнитивной природы. ";Онтогенез языковой способности - это... сложнейшее взаимодействие, с одной стороны, процесса общения взрослых и ребенка, процесса поэтапно развивающегося; с другой - процесса развития предметной и познавательной деятельности ребенка";, - пишет А. А. Леонтьев [14, с. 175].

Возражения в адрес обсуждаемой точки зрения Хомского были высказаны Ж. Пиаже. Состоялось заметное научное событие - личная встреча обоих ученых, вступивших в прямой диалог между собой. Позднее материалы встречи были опубликованы - в 1979 г. на французском, в 1980 г. - на английском языке. В дискуссии участвовали другие авторитетные специалисты в области когни-

стр. 6

тивной психологии и психолингвистики, сторонники каждого из названных авторов: J. Fodor, Н. Putnam, J. Mehler, S. Papert и др.

Возражения Пиаже базируются на его многолетнем опыте работы в том направлении, которое он квалифицирует как конструктивизм. Этим термином Пиаже обозначил свою позицию, предполагающую детерминистическое исследование постепенного становления интеллектуальных функций, их конструирование, обусловленное специальными факторами, в том числе и врожденными. Дискутируя с Хомским, Пиаже выразил несогласие с тезисом о существовании врожденных когнитивных структур: ";Процесс познания невозможен без стуктурации... Не существует также (у человека) априорных или врожденных когнитивных структур: наследственным является лишь функционирование интеллекта, которое порождает структуры только через организацию последовательных действий, осуществляемых над объектами... Основная проблема, следовательно, заключается в том, чтобы понять, как осуществляются такие действия и каким образом они, не будучи результатом предопределенных заранее конструкций, становятся в процессе развития логически необходимыми"; [18, с. 90].

Пиаже подробно разбирает путь развития интеллекта ребенка, на котором осуществляется структурирование и последовательное развитие интеллектуальных операций. Эти построения ";могут рассматриваться как прогрессивная актуализация (связанная со становлением центральной нервной системы и т.п.) некоторого набора пре-формаций, в процессе которой генная программа как бы регулирует органический синтез, хотя этот последний и остается во взаимодействии со средой и ее объектами"; [там же, с. 92].

Внимание ученого привлекает особый механизм, ";такой же всеобщий, как и наследственность";. Это - саморегуляция. По мнению Пиаже, она играет важнейшую и возрастающую на высших уровнях роль в организации жизни и поведения организма. ";Саморегуляция, корни которой, очевидно, являются органическими, присуща жизненным и мыслительным процессам... именно в этом направлении, а не в простой наследственности надо искать биологическое объяснение когнитивных построений..."; (с. 97).

С точки зрения конструктивистской позиции Пиаже, язык формируется на основе предшествующего интеллектуального развития младенца. Важнейшим моментом на этом пути становится так называемая символическая, или семиотическая, функция. Язык вообще следует рассматривать лишь как частный случай этой функции. Символическая функция возникает обычно на втором году жизни ребенка как продолжение предшествующих шагов сенсомоторного развития. В этом периоде, полагает Пиаже, основным феноменом логики действия является ассимиляция, т.е. интеграция новых объектов и ситуаций в предшествующие схемы. Так, ребенок, научившись раскачивать некоторый висящий предмет, при виде любого другого висящего предмета начинает толкать и раскачивать его. От этой логики действий на следующем этапе развития малыш переходит к концептуальной логике, когда ассимиляция начинает происходить уже между предметами, а не только между предметами и схемами действий. Тогда, увидев некоторый предмет, ребенок воспроизводит в своей памяти другой предмет, который может репрезентировать первый. В символической функции важную роль играет имитация, когда с помощью жестов передаются характеристики имитируемого предмета. Так, желая открыть коробку, ребенок открывает и закрывает свой рот. Имитация может быть не только жестовой, но и скрытой, интериоризованной. По мысли Пиаже, тогда она становится ментальным образом, началом репрезентаций. Имитация может быть также отсроченной, происходящей в отсутствии модели. Это и есть язык (с. 133- 136).

Выводя конструктивистским путем корень языка - символическую функцию, - Пиаже считает бесполезной и неприемлемой гипотезу врожденности грамматического фиксированного ядра. Синтаксические процессы, полагает он, следовало бы анализировать как необходимый результат конструктивной деятельности сенсомоторного интеллекта, предшествующего языку (с. 98). Учтем при этом, что наследственный фактор при функционировании интеллекта, который порождает структуры, не отрицается ученым.

Необоснованными представляются Пиаже тезисы Хомского о причинах, вызвавших такие мутации в геноме человеческого вида, которые одномоментно сделали бы прачеловека способным употреблять язык.

Встреча обоих ученых не привела к их согласию, в чем, собственно, нет ничего удивительного. Обсуждаемые ими крупнейшие теоретические проблемы остаются актуальными и сейчас и, видимо, могут быть продвинуты лишь на основе дополнительных фактических данных. Соответственно мы перейдем к современным исследованиям, в той или иной мере способным пролить свет на поставленные вопросы.

2. ПСИХОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ

В настоящее время в изучении когнитивных процессов (к их числу принадлежит и язык/речь) все большее значение придается исследованиям психогенетической ориентации (психогенетике, или генетике поведения). Предметом данной на-

стр. 7

уки, как на то указывают специалисты, является изучение факторов наследственности и среды в формировании индивидуальных различий по психологическим и психофизиологическим параметрам [21, с. 5], или в другой формулировке - изучение природы индивидуальных различий в особенностях поведения человека [16, с. 5 и 86, и др.].

В литературе описаны исследования, реализующие принципы психогенетики (генетики поведения) на материале вербальной способности [20, 47, 52, 62 и многие другие]. Правда, успехи в этой области оцениваются как довольно скромные, поскольку данная тема находится еще в поре своего младенчества [47, с. 210].

В исследованиях взрослых и детей были обнаружены индивидуальные различия при выполнении лингвистических операций разного характера, хотя предварительно казалось, что на этапе взрослости все люди владеют родным языком приблизительно в равной степени. В одном из направлений работ у взрослых испытуемых определялись индивидуальные различия в суждениях о грамматической правильности предъявляемых им предложений [43, 54, 63]. Предполагалось, что в этой процедуре субъект необходимо обращается к своей ";внутренней грамматике";. Авторы нашли довольно значительный разброс в суждениях испытуемых, который соотносился не с их диалектными особенностями, а, скорее, с индивидуальным стилем в пользовании родным языком.

В других вариантах экспериментов индивидуальные различия вербальных операций были найдены при интерпретации новых сложносоставленных слов [48], создании испытуемыми предложений [33 и др.], скорости речи, овладении вторым языком [46].

Процесс онтогенеза языка в младенчестве отличается выраженным единообразием и устойчивостью своих этапов. Наряду с этим и в нем проявляются заметные индивидуальные вариации. Исследования, проводимые в течение многих лет, показали значительные расхождения в сроках появления у малышей тех или иных грамматических форм: словоизменительных морфем, вспомогательных глаголов, вопросительных конструкций, скорости накопления словаря и его содержания и др. [38,40,45,51,55,66 - 67].

Следующий шаг исследований психогенетической ориентации состоит в выявлении связи обнаруженных дифференциальных особенностей в речи/языке с наследственностью испытуемых. Для этого использовались данные о речевых нарушениях, передающихся по наследству. Это позволяет выявить генетический компонент языка. В работах, где сравнивались лингвистические способности усыновленных детей с аналогичными показателями их биологических и приемных родителей, обнаружено, что генетический фактор оказывает большее влияние на лингвистические способности, нежели средовой [39,44].

Д. Хаммер и П. Коупланд приводят примеры того, что выявление специфических генов возможно в тех случаях, когда ";устройство для усвоения языка"; оказывается поврежденным [52, с. 232 - 234]. В этих случаях дети начинают говорить поздно, испытывают трудности в артикулировании слов. Такие нарушения могут передаваться из поколения в поколение. Описана, например, семья, где бабушка передала свои речевые проблемы четырем (из пяти) своим детям, а из 23 ее внуков проблемы с языком имели уже 11 детей. Однако у одной из дочерей бабушки была нормальная речь, то же самое наблюдалось и у ее детей. Видимо, эта последняя линия не получила поврежденный ген [60].

Другая интересная тема, прослеженная Хаммером и Коупландом, - дизлексия, называемая также ";слепотой на слова";. Это функциональное нарушение характеризуется тем, что люди, во многих отношениях нормальные и порой очень способные, испытывают большие трудности в чтении. В зависимости от характера усваиваемого языка количество таких людей в человеческой популяции, по разным оценкам, колеблется от 5 - 10 до 20 - 30%; при этом среди мальчиков дизлексия встречается чаще, чем у девочек. Такие нарушения предположительно объясняются отсутствием необходимых нервных связей между написанием слов и их пониманием. Оказалось, что дизлексия имеет семейный характер: в большинстве случаев у дизлексика в семье обязательно есть ";компаньон";, по крайней мере один, а конкордантность монозиготных близнецов достигает 40%.

В исследовании Р. Пломина с соавторами изучалось понимание слов в группах моно- и дизиготных близнецов (возраст 14 и 20 месяцев), у которых были выявлены различия, указывающие на преобладание генетического фактора в этой лингвистической операции [61]. О влиянии наследственного фактора свидетельствуют данные Дж. Резника с соавторами, полученные при изучении произнесения и понимания слов в возрасте от года до двух лет [62]. Исследование скорости усвоения первых 100 слов у моно- и дизиготных близнецов, по материалам Дж. Гейнджер с соавторами, также обнаруживает роль генетического фактора [47]. По мнению Дж. Гейнджер и К. Стромсволд, исследования, выполненные в русле генетики поведения, свидетельствуют о существовании вариаций в генах, связанных с языком, и о возможности их участия в процессе естественного отбора в филогенезе [там же, с. 210].



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методологические и теоретические проблемы

    Документ
    ... ] 144 стр. 4 Методологические и теоретическиепроблемы. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ Автор: Т. В. КОРНИЛОВА МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ1 ...
  2. Методологические и теоретические проблемы психологии

    Документ
    ... работников. стр. 5 Методологические и теоретическиепроблемы психологии. УРОВЕНЬ ТРУДНОСТИ ... Методологические и теоретическиепроблемы психологии. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА Автор: В. А. МАЗИЛОВ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕПРОБЛЕМЫ ...
  3. Методологические и теоретические проблемы психологии (1)

    Книга
    ... ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ Б. Ф. ЛОМОВ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ Ответственные редакторы доктор психологических ... психологической науки, подходы к ее методологическим и теоретическимпроблемам, а также на направления исследований. ...
  4. Методологические и теоретические проблемы психологии (2)

    Документ
    СОДЕРЖАНИЕ Автор: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ Постнеклассическая рациональность в культурной ... том 26 126 стр. 2 Методологические и теоретическиепроблемы психологии. ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ В КУЛЬТУРНОЙ ПСИХОЛОГИИ ...
  5. Теоретические проблемы кризисных состояний личности интегративный и трансцендентный подходы к личностному кризису

    Документ
    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕПРОБЛЕМЫ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ ... точки зрения, а также учитывая методологический принцип многомерности истины, мы считаем ... его концепцию самоактуализирующейся личности. Теоретическими предпосылками к учению о самоактуализации ...

Другие похожие документы..