Главная > Учебное пособие


Федеральное агентство по образованию

Уфимская государственная академия экономики и сервиса

БИКМУХАМЕТОВ И.Х.

Дистанционное обучение

Учебное пособие

Рекомендовано

учебно-методическим советом УГАЭС

Уфа 2006

УДК 378.147

ББК 74.58

Б 60

Рецензенты:

Стариков В.Н., д-р физ.-мат. наук, проф. филиала ВЗФЭИ в г. Уфе

Колганов Е.А., начальник Центра дистанционного обучения УГАЭС, доцент кафедры информатики УГАЭС

Бикмухаметов И.Х.

Дистанционное обучение: Учебное пособие / И.Х. Бикмухаметов. – Уфа: Уфимск. гос. акад экон. и сервиса, 2006. – 149 с.

ISBN 5-88469-249-8

В учебном пособии «Дистанционное обучение» рассмотрены актуальность, преимущества и особенности дистанционного обучения; дана характеристика основных информационных и телекоммуникационных технологий и их возможностей для применения в дистанционном образовательном процессе; освещены педагогические аспекты и организация работы студента и преподавателя в информационно-образовательной среде.

Учебное пособие предназначено для слушателей дистанционных курсов и студентов, осваивающих учебные дисциплины с использованием дистанционных образовательных технологий, преподавателей, ведущих курсы в системе дистанционного обучения, а также для всех заинтересованных в совершенствовании процесса обучения.

Пособие будет особенно полезным для организации самостоятельной работы студентов при освоении профессиональных образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий.

ISBN 5-88469-249-8 © Бикмухаметов И.Х., 2006

© Уфимская государственная академия

экономики и сервиса, 2006

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет «Дистанционное обучение» – это первый обязательный курс для студентов, обучающихся в вузе с применением дистанционных образовательных технологий. Он закладывает фундамент учебного процесса, планирует самостоятельную работу студента и помогает формированию индивидуального образовательного пространства в системе дистанционного обучения (ДО).

Основные требования к содержанию курса определены приказами и нормативными документами Министерства образования и науки Российской Федерации, локальными актами, принятыми в УГАЭС в рамках внедрения ДО в учебный процесс. Для освоения дисциплины необходимо знать некоторые понятия и определения из предыдущей ступени образования, особенно по дисциплине «Информатика». В свою очередь «Дистанционное обучение» является хорошей основой для успешного изучения всех дисциплин учебного плана специальности.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Познакомить с основными принципами, особенностями, методами и средствами дистанционного обучения, организовать работу студентов с учебно-методическими комплексами по дисциплинам учебного плана, объяснить технологию организации учебного процесса в системе ДО, привить и стимулировать навыки самостоятельной работы, дать знания и умения в области применения Интернет-технологий.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

В результате изучения курса студент должен:

Иметь представление о полном курсе обучения, государственном образовательном стандарте и учебном плане специальности, понимать, объяснять и использовать основные термины системы ДО.

Знать об основных дистанционных образовательных технологиях: кейсовой технологии, Интернет-технологии и телекоммуникационных технологиях, быть способным самостоятельно ставить и решать задачи в области образования и самообразования.

Уметь работать с учебно-методическими комплексами по дисциплинам специальности, знать основы работы в качестве пользователя Интернет и иметь представления об информационных ресурсах Интернет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Валиев Ш.З., Стариков В.Н. Дистанционное обучение: Учебное пособие. – Уфа: УТИС, 1999. – 151 с.

  2. Демкин В.П., Можаева Г.В. Организация учебного процесса на основе технологий дистанционного обучения: Учебно-методическое пособие. Изд. Томского госуд. Университета, 2003.

  3. Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2005. – 336 с.

  4. Канаво В. Методические рекомендации по созданию курса дистанционного обучения через Интернет. www. edu. .

  5. Капустин В.А. Инструментальные средства технологического обеспечения и платформы дистанционного обучения / В.А. Капустин // Открытое образование. – 2003. – № 1. – С. 23–38.

  6. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие / Под ред. А.П. Егоршина. – Н. Новгород: НИМБ, 2001. – 624 с.

  7. Наймушин А.И., Наймушин А.А. Введение в дистанционное образование. Самоменеджмент и формирование образовательного пространства: Учебное пособие. – Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2000. – 92 с.

  8. Полат Е.С. К проблеме определения эффективности дистанционной формы обучения // Открытое образование. – 2005. – № 3. – С. 71–77.

  9. Романов А.Н., Торопцев В.С., Григорович Д.Б. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. – 303 с.

  10. Соловов А. Мифы и реалии дистанционного обучения // Высшее образование в России. – 2000. – № 3. – С. 116–120.

  11. Теория и практика дистанционного обучения: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2004. – 416 с.

  12. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 437 с.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  1. Что такое дистанционное обучение и дистанционное образование?

  2. Перечислите основные технологии ДО и раскройте их содержание.

  3. Кто является субъектом дистанционного образования?

  4. Какова организация учебного процесса в системе ДО?

  5. Каковы принципы организации аудиторного обучения?

  6. Перечислите проблемы развития ДО в России?

  7. Основные тенденции развития ДО в мире.

  8. Какие особенности и характерные черты ДО вы знаете?

  9. Какие социально значимые функции осуществляет ДО?

  10. В чем заключается эффективность ДО?

  11. Что такое учебно-методический комплекс по дисциплине?

  12. Укажите особенности организации учебного процесса с применением Интернет-технологии?

  13. Какие функции выполняет тьютор в системе ДО?

  14. Что такое электронная почта?

  15. Перечислите основные модели ДО.

  16. Что такое информационные образовательные ресурсы Интернет?

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Асинхронное ДО

Формы учебной телекоммуникации, когда каждый субъект обучения знакомится с учебными материалами или выполняет работу не одновременно со всеми, а в удобное для него время. Обмен сообщениями происходит путем их взаимной пересылки, например, по электронной почте.

База учебных материалов (для ДО)

Совокупность учебно-методических материалов(учебников, учебных пособий, методических указаний и пр.), предназначенных для ДО и представленных в форме, обеспечивающей доступ к ним со стороны участников процесса ДО.

Видеоконференция в системе ДО

Электронное интерактивное взаимодействие удаленных друг от друга на расстоянии студентов и тьютора, осуществляемое в реальном масштабе времени с помощью телекоммуникационного оборудования. Передаваемые изображения, выводимые, например, на дисплей компьютера, могут включать потоки видео, неподвижные изображения объектов, информацию или данные из графиков, файлов либо приложений. Различают видеоконференции типа «точка - точка» и многосторонние.

Виртуальная аудитория

Множество удаленных друг от друга рабочих мест, объединенных каналами передачи данных и используемых в рамках технологии дистанционного обучения обучаемыми для выполнения одинаковых в содержательном отношении учебных процедур при возможности интерактивного взаимодействия друг с другом и преподавателем.

Дистанционное обучение (ДО)

Обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов.

Дистанционное образование

1. Образование, реализуемое посредством дистанционного обучения.

2. Целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью лиц, находящихся на расстоянии от образовательного центра, осуществляемое посредством электронных и традиционных средств связи.

3. Процесс получения знаний, умений и навыков с помощью специализированной образовательной среды, основанной на использовании ИКТ, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии, и реализующей систему сопровождения и администрирования учебного процесса.

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ)

Образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

Индивидуальное дистанционное обучение

Дистанционное обучение по месту проживания (нахождения) индивидуального обучающегося, располагающего необходимыми аппаратно-програм-мными средствами для обеспечения телекоммуникаций и обучения.

Инструментальные средстваДО

Программное и информационное обеспечение, используемое для представления учебных материалов в информационно-образовательной среде ДО.

Информационно-образовательная средаДО (ИОС ДО)

Совокупность учебных материалов, средств их разработки, хранения, передачи и доступа к ним, используемая в дистанционных технологиях обучения.

Кадровое обеспечение ДО

Штатные расписания, должностные инструкции, профессорско-преподавательский состав, привлекаемый к проведению ДО, разработке и пополнению базы учебных материалов в образовательном учреждении дистанционного типа.

Кейс-технология (кейсовая технология)

Вид дистанционной технологии обучения, основанный на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучаемыми при организации регулярных консультаций у преподавателей – тьюторов традиционным или дистанционным способом.

Компьютерная обучающая программа (КОПР)

Программное средство учебного назначения, используемое студентом при самостоятельном освоении учебного материала. Работа студента с КОПР должна строиться по принципу активного диалога с привлечением возможностей мультимедиа и других компьютерных и методических приемов, частично компенсирующих отсутствие преподавателя в условиях ограниченного контакта студента с ним. Эффективное учебное средство в системе ДО.

Компьютерный электронный учебник (КЭУ)

Гипертекстовое переложение печатного учебника на компьютер. По сравнению с печатными материалами в КЭУ могут быть оперативно внесены необходимые изменения; он имеет большую графическую наглядность и удобный пользовательский интерфейс (меню, справки); в конце каждой темы могут быть помещены тестовые задания для контроля и самоконтроля.

Лаборатория удаленного доступа

Подразделение учебной организации, оснащенное реальным учебно-исследовательским оборудованием с дистанционным доступом к нему по телекоммуникационным каналам связи.

Нормативно-правовоеобеспечение ДО

Нормативно-правовые документы Министерства образования и науки РФ (лицензионные, аттестационные и аккредитационные нормы и правила, законодательные акты, стандарты, приказы, распоряжения и др.), а также внутренние нормативные документы организаций, осуществляющих ДО, регламентирующие подготовку и проведение учебного процесса на основе дистанционных технологий обучения.

Организационное обеспечение ДО

Соответствующие местному и федеральному законодательству формы организации учебного процесса с использованием технологии ДО, а также рекомендации по их использованию.

Программноеобеспечение ДО

Системные и прикладные программы и программные комплексы, используемые в том или ином виде дистанционного обучения, включая инструментальные среды для создания обучающих программ и программных комплексов.

Ресурсный центрДО

Образовательная организация или ее подразделение, которое создает собственные, а также распространяет заимствованные учебные материалы для ДО.

Сетевая технология

Вид дистанционнойтехнологии обучения, базирующийся на использовании сетей телекоммуникации для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и интерактивного взаимодействия между преподавателем, администратором и обучаемым.

Синхронное ДО («совместная работа»)

Технология обучения, при которой дистанционно разделены вуз, обеспечивающий проведение занятия (лекции, консультации), и группа одновременно занимающихся студентов (в современном понимании это может быть виртуальная учебная группа, когда студенты не обязательно находятся в одной аудитории и даже в одном городе). При этом взаимодействие между преподавателем и студентами происходит в реальном масштабе времени.

Система ДО

Образовательная система, обеспечивающая получение образования с помощью дистанционных технологий обучения. Включает в себя: кадровый состав администрации и технических специалистов, профессорско-препода-вательский состав, учебные материалы и продукты, методики обучения и средства доставки знаний обучающимся (соответствующие одному или нескольким видам дистанционных технологий обучения), объединенные организационно, методически и технически с целью проведения дистанционного обучения.

ТВ-технология

Вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании систем телевидения для доставки обучающемуся учебно-методических материалов и организации регулярных консультаций у преподавателей – тьюторов.

Телематика

Совокупность информационных и телекоммуникационных технологий в системе ДО. Название образовано сочетанием слов Telecommunication + Informatics (телекоммуникации + информатика).

Телеконференция в Интернете

Многосторонний обмен сообщениями в сети. Каждый участник телеконференции направляет свои сообщения по установленному сетевому адресу, где они доступны для просмотра всем участникам. Ответные сообщения могут быть направлены либо по тому же общедоступному адресу, либо отправителю исходного сообщения.

Техническое обеспечение ДО

Используемое в информационно-образовательной среде ДО вычислительное, телекоммуникационное, cпутниковое, телевизионное, периферийное, множительное, офисное и другое оборудование, а также каналы передачи данных.

Тьютор

Преподаватель-консультант в системе ДО. Осуществляет текущую поддержку курса, консультирует студентов, проводит очные и заочные семинары, проверяет и комментирует письменные задания, организует контрольное тестирование.

Учебно-методический комплекс (УМК) – включает в себя элементы, необходимые для эффективной реализации учебного процесса (учебное пособие, практическое пособие, руководство по изучению дисциплины, глоссарий, тесты, хрестоматию и др.)

Учебно-методическое обеспечение ДО

База учебных материалов, система управления этой базой, методики ДО, тесты, рекомендации по технологии дистанционного обучения с учетом дидактических и психологических аспектов.

Учреждение системы ДО

Образовательное учреждение или объединение образовательных учреждений, обеспечивающее функционирование системы ДО.

Центр дистанционного обучения (центр ДО), Центр дистанционного образования

Отдельное подразделение, представительство или филиал учреждения системы ДО, осуществляющее административную, учебно-методическую, информационную и техническую поддержку образовательного процесса.

Электронная доска (доска объявлений)

Открытая система хранения и представления информации (сообщений, программных приложений) в сети. Любой пользователь может получить информацию с электронной доски или переслать туда свою информацию. В ДО электронная доска используется также при проведении телеконференций или при организации виртуальных аудиторных досок.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Дистанционное обучение получает все большее развитие в мировой образовательной практике, что обусловлено переходом от информатизации образования и других видов деятельности общества его постиндустриального периода развития к построению информационного общества и базируется на успехах развития информационных и телекоммуникационных технологий.

Согласно Федеральному закону РФ «О внесении изменений и дополнений в Закону Российской Федерации «Об образовании» и Федеральному Закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 10 января 2003 г. ДО – это не отдельная форма обучения (наряду с очной, очно-заочной, заочной и экстернатом), а совокупность образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное (на расстоянии) или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени, на основе педагогически организованных информационных и телекоммуникационных технологий.

Такая формулировка фактически ставит знак равенства между ДО и педагогическими технологиями. Об этом же подчеркивало название приказа Министерства образования РФ «Об утверждении методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации» от 18 декабря 2002 г. № 4452, подписанного практически одновременно с приведенным Федеральным Законом РФ (в настоящее время приказ отменен).

В данной работе под ДО мы понимаем обучение по любой форме (очной, заочной, очно-заочной (вечерней) и экстернату) с использованием дистанционных образовательных технологий. Таким образом, ДО – это обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов.

Если обучение – это целеустремленный, систематический, организованный процесс вооружения знаниями, умениями и навыками, то образование в русском языке определяется и как процесс, и как результат обучения, воспитания и развития личности. Поэтому, когда говорят о результате, термин «дистанционное образование» не совсем корректен. Если же речь идет о процессе, то употребление этого термина вполне допустимо.

В последнее время наметилась тенденция к использованию только термина «дистанционное обучение», что более четко точно указывает на ДО как на процесс, так и на его непосредственную связь с технологиями обучения.

Классические формы получения образования, включая очное обучение, в той или иной степени переживают кризис во всех странах мира. К основным факторам этого процесса, например, в сфере высшего профессионального образования, можно отнести:

- неспособность обеспечить всем желающим возможность получения необходимого им образования (территориальность);

- отставание получаемых знаний от уровня развития информатизации и технологий (консерватизм);

- низкая адаптивность систем образования к различным социально-экономическим условиям (инерционность);

- специфичность образования, получаемого в отдельном учебном заведении (локальность);

- не весь перечень специальностей может быть предоставлен желающим обучаться на конкретной территории региональными вузами (ограниченность).

В России и многих других странах дистанционные формы получения образования до недавнего времени не применялись в широком масштабе из-за ряда объективных причин – в основном из-за недостаточного развития и широкого распространения технических средств новых информационных и телекоммуникационных технологий. В настоящее время созданы технические предпосылки для широкого использования дистанционного обучения в системе образования.

Отличительной особенностью ДО является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами, предоставляемыми современными информационными технологиями. Информационные ресурсы: базы данных и знаний, компьютерные, в том числе мультимедиа, обучающие и контролирующие системы, видео- и аудиозаписи, электронные библиотеки вместе с традиционными учебниками и методическими пособиями создают уникальную распределенную среду обучения, доступную широкой аудитории.

Проведение видео- и телевизионных лекций, круглых столов, видеоконференций, возможность частых, вплоть до ежедневных, консультаций с преподавателем по электронной почте делают взаимодействие обучаемых с преподавателями даже более интенсивными, чем при традиционной форме обучения.

Следствием использования информационных и телекоммуникационных технологий стало быстрое развитие системы ДО в практике деятельности высшей школы. К настоящему времени в системе высшего образования России создано более 300 центров или институтов ДО. Крупнейшими из них стали Современная гуманитарная академия, ИДО МЭСИ, ИДО Томского госуниверситета и др. И хотя из множества созданных структур ДО активно работают со значительным контингентом студентов не более десяти российских центров, их деятельность уже привела к значительному повышению межвузовской конкуренции в регионе.

Еще в большей степени, чем в России, тенденция быстрого развития ДО проявила себя за рубежом. Сегодня 80 миллионов людей во всем мире получает образование посредством ДО, в т.ч. 3 млн.. студентов в Европе и более 1 млн.. студентов – в США. Феноменом, связанным исключительно с развитием дистанционного образования, стало появление и бурное развитие учебных заведений нового типа: дистанционных мегауниверситетов, в которых число обучающихся студентов исчисляется сотнями тысяч. Такими университетами стали Открытый университет Великобритании, Открытый университет Нидерландов, Китайский телеуниверситет, Национальный университет дистанционного образования Испании, Университет Южной Африки, Национальный открытый университет имени Индиры Ганди и др. В каждом из них обучается от 100 до 500 тыс. студентов.

Концентрация в мегауниверситетах больших финансовых средств позволяет им не только привлекать к работе ведущих мировых специалистов, но и разрабатывать весьма капиталоемкие учебные материалы, существенно поднимающие стандарты качества образования.

Принципиальным в идее ДО является переход от принятого в традиционных видах образования (как очное, так и заочное) «движения учащихся за знаниями» к «движению знаний к учащимся». Использование методов ДО позволяет получать качественное образование в отдаленных районах, реально учиться без отрыва от основной работы, обучать лиц с ограниченными физическими возможностями, значительно снизить транспортные расходы для получающих образование и т.д. Использование современных средств телекоммуникаций позволяет обеспечить с наименьшими финансовыми затратами контакт между учащимся и преподавателем, удаленными на сотни или тысячи километров.

ГЛАВА 1. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ



Скачать документ

Похожие документы:

  1. бикмухаметов систем и системный анализ учебное пособие

    Учебное пособие
    ... и сервиса Бикмухаметов И.Х., Бикмухаметов И.И. Теория систем и системный анализ: Учебное пособие / И.Х. Бикмухаметов, И.И. Бикмухаметов. – Уфа ... потребителя, товара и стоимости, обучения и стоимости обучения. Индекс развития человеческого потенциала ( ...
  2. бикмухаметов систем и системный анализ учебное пособие

    Учебное пособие
    ... и сервиса Бикмухаметов И.Х., Бикмухаметов И.И. Теория систем и системный анализ: Учебное пособие / И.Х. Бикмухаметов, И.И. Бикмухаметов. – Уфа ... потребителя, товара и стоимости, обучения и стоимости обучения. Индекс развития человеческого потенциала ( ...
  3. О переводе студентов заочной формы обучения

    Документ
    ... __________ О переводе студентов заочной формы обучения на следующие курсы 1. В ... 6 Малинников Сергей Андреевич Д параллельное обучение 7 Меликов Дилавар Дилавар оглы Д ... Абрамов Александр Андреевич Д 2 Бикмухаметов Артур Ринатович Д 3 Бочкарев Алексей ...
  4. Справка № 1 материалы ученого совета угаэс по состоянию на 22 февраля 2012 г

    Инструкция
    ... Программа развития системы дистанционного обучения в УГАЭС Бикмухаметов И.Х., Колганов Е.А. 12 ... комплексе для системы дистанционного обученияБикмухаметов И.Х. 28 июня 2005 ... комплекс для системы дистанционного обучения»Бикмухаметов И.Х. 12 марта 2007 ...
  5. ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ СТУДЕНТОВ 2012 год

    Программа
    ... Науч. рук. – проф. Р.К.Бикмухаметов. Лоскутов Е.П. (5 курс). Методика обучения футболу в общеобразовательной школе. Науч ... . рук. – проф. Р.К.Бикмухаметов. Фаттахова Ч.Р. (5 курс ...

Другие похожие документы..