Главная > Рабочая учебная программа


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Тюменский институт повышения квалификации

сотрудников МВД России»

Рассмотрено на заседании

Ученого совета ФГКОУ ДПО

«ТИПК МВД России»

Протокол № ____

"; ____ "; ________________ 2012 г.

УТВЕРЖДАЮ

Начальник ТИПК МВД России

генерал-майор полиции

В.А. Иоголевич
"; ____ "; ____________ 2012 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

повышения квалификации следователей, специализирующихся

на расследовании дорожно-транспортных преступлений

ТЮМЕНЬ – 2012

Рабочая учебная программа повышения квалификации следователей, специализирующихся на расследовании дорожно-транспортных преступлений. – Тюмень: ТИПК МВД России, 2012. – 36 с.

Авторы (составители):

к.ю.н., доцент полковник полиции Т.В. Валькова

к.ю.н., доцент подполковник полиции Н.В. Кривощеков

Рецензенты:

Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры организации расследования преступлений и судебных экспертиз ТИПК МВД России «___» ________________ 2012 года. Протокол № ___.

Программа рассмотрена и одобрена на заседании Методического совета ТИПК МВД России «___» ___________ 2012 года. Протокол № ___.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Рабочая учебная программа повышения квалификации следователей, специализирующихся на расследовании дорожно-транспортных преступлений, разработана на основе Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов», приказа Минобразования России от 18 июня 1997 г. № 1221 «Об утверждении Требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ» и с учетом Примерной программы повышения квалификации следователей, специализирующихся на расследовании уголовных дел о дорожно-транспортных происшествиях1. Рабочая учебная программа определяет структуру и содержание дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) следователей, специализирующихся на расследовании дорожно-транспортных преступлений, имеющих опыт практической работы.

Содержание рабочей учебной программы отвечает базовым требованиям, предъявляемым к дополнительным профессиональным образовательным программам:

- соответствует квалификационным требованиям к профессии сотрудника органов внутренних дел и должности следователя,

- обеспечивает преемственность по отношению к федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения по направлению подготовки 030900 Юриспруденция,

- ориентировано на современные образовательные технологии и средства обучения.

Цель образовательной программы: получение и обновление слушателями теоретических знаний, приобретение новых и совершенствование имеющихся умений, развитие навыков, необходимых для решения служебных задач при расследовании дорожно-транспортных преступлений.

Задачи обучения определяются целью образовательной программы и необходимостью полного соответствия подготовки слушателя уровню профессиональных компетенций, обусловленных квалификационными требованиями к должностной категории следователей, специализирующихся на дорожно-транспортных преступлений, и предполагающих наличие:

а) готовности к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства;

б) способностей:

- квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности;

- выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения;

- осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению;

- выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения.

В соответствии с приведенными профессиональными компетенциями обучаемые должны:

получить и/или обновить знания:

- о нормативно-правовой регламентации прохождения службы в ОВД следователями;

- о современных методах и средствах защиты информации в компьютерных сетях органов внутренних дел;

- об актуальных тенденциях развития уголовно-правовой, уголовно-процессуальной, криминалистической наук и других смежных отраслей юридических знаний;

- о современных возможностях использования специальных знаний в раскрытии и расследовании дорожно-транспортных преступлений;

- о практике применения уголовного, уголовно-процессуального законодательства, решений Конституционного Суда Российской Федерации, постановлений и решений Верховного Суда Российской Федерации, ведомственных нормативных актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России по вопросам, связанным с раскрытием, расследованием и предупреждением дорожно-транспортных преступлений;

- о средствах и методах оперативно-розыскного сопровождения досудебного производства по уголовным делам о дорожно-транспортных преступлениях;

приобрести новые и усовершенствовать имеющиеся умения:

- по реализации предоставленных правовых и социальных гарантий;

- по выявлению, предупреждению и пресечению коррупционного поведения;

- по использованию своего психологического потенциала для активизации служебной деятельности;

- по применению информационных систем в следственной деятельности;

- по законному и обоснованному принятию процессуальных решений;

- по законному и эффективному проведению следственных и иных процессуальных действий;

- по применению криминалистической техники в расследовании дорожно-транспортных преступлений;

- по взаимодействию с другими участниками раскрытия и расследования дорожно-транспортных преступлений, государственными органами и общественностью, должностными лицами и государственными органами иностранных государств и международных организаций;

- по пресечению неправомерных действий и задержанию правонарушителей;

- по выполнению служебных задач при возникновении чрезвычайных ситуаций;

развить навыки:

- составления процессуальных и оперативно-служебных документов;

- обнаружения, фиксации и изъятия информации при производстве следственных действий;

- обращения с огнестрельным оружием;

- силового задержания, преодоления сопротивления и конвоирования правонарушителя.

Распределение учебного времени, формы, методы и средства обучения. Учебная программа рассчитана на 134 часа, из них на аудиторные занятия отводится 116 часов, на самостоятельную работу – 18 часов. Аудиторные занятия проводятся в форме лекций, семинарско-практических занятий, «круглых столов» с использованием инновационных образовательных технологий, предполагающих активные методы обучения (деловые игры, учения, выездные занятия, анализ конкретных ситуаций и т.п.), дистанционное и дифференцированное обучение, а также применение современных обучающих средств в виде учебно-практических полигонов, автоматизированных рабочих мест, интегральных и персональных баз данных, тренажеров и пр.

Практико-ориентированная направленность обучения слушателей предполагает интеграцию междисциплинарных знаний, умений и навыков, обусловливающих целесообразность проведения межкафедральных занятий любой формы, а необходимость индивидуализации подхода при повышении квалификации слушателей определяет проведение семинарско-практических занятий в группах, разделенных на подгруппы.

В целях всестороннего анализа и поиска вариантов разрешения актуальных проблем правоприменительной практики изучение третьего раздела образовательной программы завершается проведением научно-практического форума с участием преподавателей соответствующих кафедр института, представителей правоохранительных органов, научных и образовательных учреждений юридического профиля.

Контроль знаний обучаемых. Освоение настоящей образовательной программы предваряет контроль знаний обучаемых, проводимый с целью определения исходного образовательного уровня и профессиональной подготовленности специалистов и позволяющий корректировать объем и содержание материала, предлагаемого обучаемым в рамках соответствующего направления повышения квалификации. В целях определения эффективности реализации образовательной программы по завершении обучения контроль уровня знаний слушателей повторяется.

В процессе обучения каждым слушателем готовится и защищается реферат или иная итоговая работа, подлежащая обязательному рецензированию со стороны преподавателей.

Завершается обучение сдачей комплексного экзамена.

Учебный план

Срок обучения: 106 часов

п/п

Наименование разделов и тем

Раздел 1. Общие вопросы совершенствования следственной работы

1.1.

Особенности нормативно-правовой регламентации прохождения службы в ОВД следователями. Правовые и социальные гарантии, предоставляемые следователям

1.2.

Организационно-правовые основы предупреждения коррупции и борьбы с ней в следственных подразделениях. Антикоррупционный стандарт поведения следователя

1.3.

Использование психологического потенциала следователя для активизации служебной деятельности

1.4.

Служебный этикет и правила поведения следователя. Культура его устной и письменной речи

Раздел 2. Правовые и технические вопросы организации безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

2.1.

Основные термины и понятия, используемые в следственной и экспертной практике по делам о ДТП

2.2.

Нормативно-правовая регламентация безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

2.3.

Тормозная динамика, устойчивость и управляемость автомобиля, их влияние на безопасность движения

Раздел 3. Организационные, уголовно-процессуальные и криминалистические проблемы расследования ДТП

3.1.

Обеспечение прав, законных интересов и безопасности участников уголовного процесса

3.2.

Деятельность следователя по рассмотрению сообщений о дорожно-транспортных происшествиях. Типичные следственные ситуации и версии начального этапа расследования уголовных дел данной категории

3.3.

Специфика предмета и процесса доказывания по уголовным делам о ДТП. Правила оценки доказательств

3.4.

Взаимодействие следователя с сотрудниками ГИБДД и других подразделений органов внутренних дел при раскрытии и расследовании ДТП

3.5.

Организация розыска транспортных средств, участвовавших в ДТП, и их водителей, скрывшихся после совершения ДТП

3.6.

Процессуальные, криминалистические и психологические особенности производства отдельных следственных действий при расследовании уголовных дел о ДТП

3.7.

Подготовка и назначение отдельных видов судебных экспертиз по делам о ДТП. Современные возможности судебной автотехнической экспертизы. Оценка заключения эксперта

3.8.

Применение мер уголовно-процессуального принуждения при расследовании уголовных дел о ДТП

3.9.

Организация работы следователя на завершающем этапе расследования ДТП

3.10.

Проблемные аспекты квалификации, организации и производства предварительного расследования уголовных дел о ДТП (круглый стол)

Раздел 4. Использование компьютерных технологий при расследовании дорожно-транспортных происшествий

4.1.

Применение информационных систем в деятельности следователя. Современные методы и средства защиты информации в компьютерных сетях органов внутренних дел

4.2.

Использование централизованных учетов ОВД и Интерпола в раскрытии и расследовании ДТП

Раздел 5. Проблемы применения уголовно-правовых норм при расследовании ДТП

5.1.

Актуальные проблемы применения норм Общей части УК РФ при производстве предварительного расследования ДТП

5.2.

Сложные вопросы квалификации преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта при производстве предварительного расследования

Раздел 6. Огневая и физическая подготовка

6.1.

Огневая подготовка

6.2.

Физическая подготовка – средство повышения уровня профессионально-прикладной подготовки сотрудников ОВД

6.3.

Тактика действий сотрудников следственных подразделений при выполнении задач в чрезвычайных ситуациях

Входной контроль

Защита рефератов

Выходной контроль

Консультация

Итоговый контроль

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Общие вопросы совершенствования следственной работы

Тема 1.1. Особенности нормативно-правовой регламентации прохождения службы в ОВД следователями. Правовые и социальные гарантии, предоставляемые следователям

Понятие социальной и правовой защиты сотрудников следственных подразделений. Социальная и правовая защищенность сотрудников органов внутренних дел в современной России.

Социальная и правовая защищенность сотрудников органов внутренних дел в период деятельности в органах внутренних дел. Социальная и правовая защищенность ближайших родственников и членов семьи сотрудников органов внутренних дел.

Социальная и правовая защищенность сотрудников органов внутренних дел в период после увольнения из органов внутренних дел.

Денежное довольствие сотрудников следственных подразделений, пособия и другие денежные выплаты в связи с прохождением службы в органах внутренних дел и увольнением со службы в органах внутренних дел.

Гарантии правовой защиты сотрудника полиции. Социальные гарантии сотрудников следственных подразделений.

Тема 1.2. Организационно-правовые основы предупреждения коррупции и борьбы с ней в следственных подразделениях. Антикоррупционный стандарт поведения следователя

Понятие и содержание коррупции как негативного социально-правового феномена. Основные цели, задачи и принципы государственной политики в сфере противодействия коррупции.

Нормативные акты органов внутренних дел, направленные на противодействие коррупции.

Процедура декларирования доходов сотрудников полиции.

Разрешение конфликта интересов на службе в ОВД.

Обязанности и запреты, накладываемые на сотрудников полиции в связи с антикоррупционным законодательством. Роль руководителя в формировании нетерпимости к коррупционному поведению у сотрудников ОВД.

Уголовная ответственность сотрудников следственных подразделений за коррупционные преступления, связанные с деятельностью по расследованию ДТП.

Понятие должностного лица, его виды. Содержание функций представителей власти, организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций.

Понятие и содержание злоупотребления должностными полномочиями при осуществлении расследования ДТП. Понятие и содержание превышения должностных полномочий при осуществлении расследования ДТП.

Вопросы уголовной ответственности за получение взятки и дачу взятки.

Уголовная ответственность за служебный подлог при расследовании ДТП.

Преступления против правосудия, совершаемые при расследовании ДТП. Уголовная ответственность за привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299 УК РФ), незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300 УК РФ), незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (ст. 300 УК РФ)¸принуждение к даче показаний (ст. 302 УК РФ), фальсификацию доказательств (ст. 303 УК РФ), совершаемые при расследовании ДТП.

Тема 1.3. Использование психологического потенциала следователя для активизации служебной деятельности

Психологические особенности профессиональной деятельности следователя.

Изучение и развитие профессионально важных качеств следователя.

Психологические техники и приемы активизации деятельности сотрудников следственных подразделений.

Тема 1.4. Служебный этикет и правила поведения следователя. Культура его устной и письменной речи

Понятие профессиональной этики. Особенности профессиональной этики сотрудников ОВД. Моральный выбор и нравственный конфликт в профессиональной этике сотрудника.

Этика отношений следователями с участниками уголовного процесса. Соотношение нравственных норм и тактических приемов следственных действий. Допустимость приемов расследования с точки зрения морали.

Нравственные запреты в следственной деятельности.

Характеристика понятия «культура речи».

Культура устной и письменной речи в профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел. Нормативный аспект культуры речи. Понятие о языковой норме. Коммуникативные качества речи.

Этический аспект культуры речи. Культура речевого поведения и речевой этикет сотрудника органов внутренних дел. Особенности служебно-делового общения. Типология речевых ошибок.

Раздел 2. Правовые и технические вопросы организации безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Тема 2.1. Основные термины и понятия, используемые в следственной и экспертной практике по делам о ДТП

Термины и понятия, используемые в нормативно-правовых актах, регламентирующих вопросы безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Понятие и виды дорожно-транспортных происшествий, классификация механических транспортных средств, участники дорожного движения, элементы дорожной обстановки и др.

Специфические понятия и термины, применяемые в следственной и экспертной практике по делам о дорожно-транспортных происшествиях: дорожно-транспортная, аварийная ситуации; механизм дорожно-транспортного происшествия; место наезда (столкновения) транспортных средств; опасность для движения; техническая возможность предотвратить происшествие; обзорность, видимость, поле зрения водителя; дальность общей и конкретной видимости; экстренное и служебное торможение; тормозной путь; время реакции водителя и др. Основные условные обозначения, используемые в экспертной практике по делам о дорожно-транспортных происшествиях.

Тема 2.2. Нормативно-правовая регламентация безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Понятие, принципы и правовые основы безопасности дорожного движения. Основные тенденции развития нормативного регулирования в сфере безопасности дорожного движения.

Правила дорожного движения как основополагающий документ, устанавливающий единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.

Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Административные правонарушения в области дорожного движения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Волгоградской академии мвд россии

    Документ
    ... образования на 2006—2010 гг., приказах МВДРоссии, Концепции МВДРоссии «Совершенствование профессио­нальной ... модернизации системы образования. Профессиональноеобразова­ниесотрудников органов внутренних ... Вы хотели дополнительно сказать читателям, ...
  2. « 28 » декабря 2005 г № 1055 Об организации научного обеспечения и распространения передового опыта в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках МВД России

    Документ
    ... сотрудниковМВДРоссии Борьба с незаконным оборотом наркотических и психотропных средств. Борьба с терроризмом и экстремизмом. Совершенствование дополнительногопрофессиональногообразованиясотрудников ...
  3. Мвд россии (1)

    Рабочая программа
    ... профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Приказ МВДРоссии ... образовательного учреждения высшего профессиональногообразования «Нижегородская академия ... иные виды работ/ Дополнительно изучены нормативные акты ...
  4. Педагогическое совершенствование преподавателей дополнительного профессионального образования стоматологов

    Документ
    ... И.А. РМАПО, Москва, Россия Педагогическое совершенствование преподавателей дополнительногопрофессиональногообразования стоматологов Абакаров С.и., сорокин ... Сеченова, Москва, Россия ИЗУЧЕНИЕ ИНФОРМИРОВАННОСТИ СОТРУДНИКОВ АПТЕК О СТЕПЕНИ ...
  5. Негосударственная автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования (2)

    Учебное пособие
    ... автономная некоммерческая организация дополнительногопрофессиональногообразования ДАГЕСТАНСКИЙ ИНСТИТУТ ... Российской Федерации, МВДРоссии и ФСБ России при назначении и ... климата, а у каждого сотрудника - чувства психологического контроля и ...

Другие похожие документы..