Главная > Отчет


Министерство образования и науки РФ

Институт образовательной политики «Эврика»

ОТЧЕТ

ОБ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ТЕМЕ:

«СОЗДАНИЕ СЕТИ ОТКРЫТОГО ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Организация:

ГОУ ВПО «Томский Государственный педагогический университет», 634041, г. Томск, пр. Комсомольский, 75.

Ректор: Валерий Обухов, профессор, доктор физико-математических наук, тел. 8 (3822) 52-17-58; факс 8 (3822) 56-23-87.

Руководители проекта:

Александр Попов, доцент кафедры образовательных технологий ТГПУ, кандидат философских наук, моб. тел. 8-903-913-3981, e-mail: aktor@mail.ru

Ирина Проскуровская, заведующая кафедрой образовательных технологий ТГПУ, кандидат философских наук, раб. тел. (3822) 52-15-36, e-mail: prosk@gumteh@

ТОМСК 2004

СОДЕРЖАНИЕ

I. Визитная карточка авторского коллектива

3

II. Ключевые программы, разрабатываемые и реализуемые коллективом в 2004 году

12

  1. Программа «Открытая модель дополнительного образования города (региона)».

12

  1. Программа «Сетевая модель организации старшей профильной школы»

15

  1. Программа «Современный социально-образовательный

(воспитательный) комплекс развития человеческого потенциала города (региона)»

17

  1. Образовательная программа и учебно-методический комплект для старшеклассников «Социальная география: перспективы развития регионов России»

20

  1. Сетевая программа повышения квалификации (распространение опыта) «Открытая модель дополнительного образования детей российских провинций»

37

  1. Программа разработки нормативных документов и внедрения управленческих механизмов модульной организации образовательных программ

55

  • Меморандум о стратегических приоритетах в системе дополнительного образования Красноярского края

555

  • Программа развития системы дополнительного образования Красноярского края «Поколение-XXI: развитие человеческого потенциала»

60

  • Подпрограммы программы развития системы дополнительного Образования красноярского края «Поколение-XXI: развитие человеческого потенциала»

81

  • Положение об интенсивной школе

102

  • Положение об открытом краевом конкурсе летних образовательных программ

1107

  • Структура проекта, подаваемого на конкурс

112

  • Условия организации тендера

114

I. ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА АВТОРСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Попов Александр Анатольевич, заведующий лабораторией открытого образования и практической антропологии Института развития образовательных систем РАО. Руководитель Федеральной экспериментальной площадки Министерства образования России. Продюсер Сети открытого гуманитарного образования. Доцент. Кандидат философских наук.

Проскуровская Ирина Дмитриевна, заведующая кафедрой образовательных технологий Томского государственного педагогического университета. Ведущий научный сотрудник лаборатории открытого образования и практической антропологии Института развития образовательных систем РАО. Доцент. Кандидат философских наук.

Султанова Анна Викторовна, младший научный сотрудник лаборатории открытого образования и практической антропологии Института развития образовательных систем РАО. Аспирант Томского государственного педагогического университета.

Опыт профессиональной работы коллектива:

1999-2003 г. Управления образованием администрации субъектов РФ. Разработка и реализация программ открытого дополнительного образования старшеклассников («Школа гуманитарного образования», «Открытый гуманитарно-управленческий колледж», «Школа региональной аналитики»). Междуреченск, Кемерово, Барнаул, Томск, Красноярск, Новосибирск, Ижевск, Владивосток.

Ноябрь 2000. Администрация Президента РФ. Разработка концепции и проведение Круглого стола с участием Людмилы Путиной по теме «Новосибирск как центр социокультурных и технологических инноваций в Западной Сибири».

2000-2002 г. Департамент общего образования администрации Томской области, Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса). Мегапроект «Развитие образования в России (среднее образование)», региональный проект «Формирование механизмов развития открытого образовательного пространства региона». Разработка и реализация программы повышения квалификации «Менеджмент программ открытого образования».

2000-2003 г. Министерство образования Российской Федерации, Институт образовательной политики «Эврика». Выполнение работ по теме «Организация российской сети открытого (дополнительного) гуманитарного образования детей» (в статусе Федеральной экспериментальной площадки МО РФ).

2001-2003 г. Главное Управление образования администрации Красноярского края, Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса). Мегапроект «Развитие образования в России (среднее образование)», региональный проект «Формирование механизмов общественно-государственного управления системой образования региона». Проведение работ по теме «Содержание и формы организации современных программ дополнительного образования».

2001 г. Межотраслевой технологический институт НК «ЮКОС» (Москва). Разработка и проведение интенсивных программ дополнительного образования для учащихся ЮКОС-классов (Нефтеюганск, Самара).

2001 – наст. время. Главное Управление образования администрации Красноярского края. Разработка и экспертное сопровождение Программы модернизации системы дополнительного образования Красноярского края «Поколение-XXI: развитие Человеческого потенциала».

2002 г. Правительство Республики Удмуртия, Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса). Разработка и экспертное сопровождение Международной экспедиции старшеклассников и студентов «Культурная политика открытого общества».

2002 г. Министерство образования России, Институт образовательной политики «Эврика». Федеральная целевая программа развития образования (ФЦПРО), приоритетное направление «Авторские экспериментальные школы». Государственный контракт на выполнение работ по проекту «Открытое гуманитарно-управленческое образование юношей как модель модульной организации современного дополнительного образования».

2002-2004 г. Модульная программа открытого гуманитарно-управленческого образования для юношей. Кемерово - Частный заказ.

2002-2004 г. Национальный фонд подготовки кадров (НФПК), Конкурс по созданию учебной литературы нового поколения. Грант на создание учебно-методического комплекта для старшей профильной школы по курсу «География человеческих перспектив».

2003 г. Министерство образования России, Федеральная целевая программа развития образования (ФЦПРО), приоритетное направление «Образовательные проекты общественных объединений и некоммерческих организаций по поддержке модернизации и развития образования». Государственный контракт на выполнение работ по проекту «Сеть открытого гуманитарного образования как современная модель организации дополнительного образования старшеклассников».

2003 г. Комитет по делам молодежи г. Красноярска, муниципальное учреждение «Городской центр досуга, культуры и спорта «Свободное время» г. Красноярска. Разработка и проведение выездного профильного молодежного лагеря «Миры современных городов».

2003 - 2004 г. Комитет по молодежной политике администрации Красноярского края. Разработка и проведение мероприятий в области реализации государственной молодежной политики (Всероссийские Форумы Поколений).

2003 г. Национальный банк Республики Армения, Клуб «Армения-2020». Проведение исследований и республиканского проектно-аналитического семинара по теме «Республика Армения: горизонты развития национальной системы образования».

2003 – наст. время. Российская академия образования. Комплексная программа «Научное обеспечение стабилизации и развития образования Сибири, Дальнего Востока и Севера». Научно-исследовательская и опытно-экспериментальная работа по теме «Влияние региональной образовательной политики на изменение образовательной ментальности региона».

2003 – наст. время. Управление образования администрации Кежемского района Красноярского края. Разработка и реализация программы открытого дополнительного образования школьников и повышения квалификации педагогов Кежемского района.

2004 – наст. время. Управление образования администрации г. Зеленогорска Красноярского края, городской методический центр г. Зеленогорска. Разработка и экспертное сопровождение городской программы введения профильного обучения в старшей школе.

2004 – наст. время. Государственное образовательное учреждение «Тывинский государственный институт переподготовки и повышения квалификации кадров Правительства Республики Тыва». Комплексное сопровождение разработки и реализации целевой программы «Создание социально-образовательного комплекса развития человеческого потенциала населения Республики Тыва».

Август 2004. Российский Форум-2003, Нижний Новгород. Разработка и проведение стратегической игры «Гуманитарные перспективы развития Ижевска: принципы образовательной и кадровой политики».

2004 – наст. время. Модульная программа открытого гуманитарно-управленческого образования для юношей. Междуреченск - Частный заказ.

Ноябрь 2004 – наст. время. Российский Социальный Форум 2004, Пермь. Федеральный конкурс социальных проектов при поддержке партии «Единая Россия». Грант по теме «География человеческих перспектив (открытая модель дополнительного образования детей российских провинций)».

2004 г. Министерство образования и науки России, Институт образовательной политики «Эврика». Федеральная целевая программа развития образования (ФЦПРО), приоритетное направление «Авторские экспериментальные школы». Государственный контракт на выполнение работ по проекту «Создание Сети открытого гуманитарного образования».

Дипломы, награды, благодарности:

  • Благодарственное письмо супруги Президента РФ Людмилы Александровны Путиной (2001)

  • Благодарственные письма Главного управления образования администрации Красноярского края (2002, 2003)

  • Благодарственное письмо Комитета по делам молодежи Алтайского края (1999)

  • Благодарственные письма Департамента по научно-технической политике, высшему и среднему профессиональному образованию Администрации Томской области (2003)

  • Благодарственное письмо Института открытого образования («Фонд Сороса») в рамках Мегапроекта «Развитие образования в России» (2003)

  • Благодарственное письмо Управления образования Администрации Томской области (2000)

  • Благодарственное письмо администрации Кемеровской области (2003)

  • Дипломы о присуждении и подтверждении статуса Федеральной экспериментальной площадки Министерства образования РФ (2000, 2001,2002, 2003, 2004)

  • Малая Золотая медаль и Диплом Сибирской ярмарки «Учсиб-2004» в номинации «Образовательные технологии» (Новосибирск, 2004)

  • Диплом победителя Всероссийского конкурса «Социальный Форум» ЦИК Всероссийской политической партии «Единая Россия» (2004)

  • Диплом победителя конкурса «Социальный Форум» Политсовета томского регионального отделения партии «Единая Россия» (2004)

Основные издания и публикации коллектива:

  • Возможности поколения и индивидуальные шансы: Модульная организация дополнительного образования юношей: опыт размышления и действия: Учебно-методическое пособие. – М.; Томск: Дельтаплан, 2003. – 204 с.

  • Проектирование старшей школы в контексте представлений о практической антропологии // Образование в Сибири: Журнал теоретических и прикладных исследований. - 2002. - № 1 (9). - С. 77-83.

  • Программа развития системы дополнительного образования Красноярского края «Поколение-XXI: развитие Человеческого потенциала». - Красноярск: ГУО Красноярского края, 2002. - 45 с.

  • География человеческих перспектив. Учебно-методический комплект для 10 класса старшей профильной школы. - М.: «Вентана-Граф», 2005. (Рукопись готовится к изданию).

  • Открытая модель дополнительного образования региона. - Красноярск, Томск: Дельтаплан. - 280 с.

  • Управление образовательными системами. - Томск: «Дельтаплан», 2003. – 115с.

  • Философия и педагогика самоопределения. 1993-2003. Компакт-диск. Формат pdf. Томск: Дельтаплан, 2003.

  • «Архэ». Культуротехнический альманах. - М., Томск: Дельтаплан. Вып. 5: Антропополитика. – 2004. - 252 с.

  • «Архэ». Культуротехнический альманах. - М., Томск: Дельтаплан. Вып. 4:Гуманитарная Россия: координаты становления. – 2003. - 140 с.

  • Поколенческий дискурс в практиках самоопределения. Монографический сборник. Под ред. И.Д. Проскуровской. - Томск: Дельтаплан, 2002. – 244 с.

  • Сетевые программы повышения квалификации Центра инновационного образования. Части 1-4. / (Институт «Открытое общество», Фонд Сороса, Россия). Региональный Центр развития образования, Центр инновационного образования. Томск: UFO-пресс, 2002.

  • Анализ современного состояния и концептуальные основания изменения системы повышения квалификации в сфере образования / Управление профессиональным развитием в системе повышения квалификации. Монографический сборник. Томск, 2002. С. 79-94.

  • Концепция развития образовательной и кадровой политики города Ижевска. Ижевск, 2004.

  • Кадровые технологии власти / Новые кадровые технологии: Сборник научных статей. Красноярск, 2003.

  • О городской политике // Культуротехнический альманах «Архэ». 2001. Вып. 3.

  • Тезисный макет программы развития молодежной политики Красноярского края Модернизация государственной молодежной политики Красноярского края. Сборник материалов. Красноярск, 2003. С.57-64.

  • Образовательная политика и означение жизненного пространства / В кн. Управление инновационными процессами в образовании: проблемы и подходы к их решению. Томск, 2000.

  • Расширяя человеческие возможности Стратегии регионального развития. Материалы III Приволжского Форума. Казань, 2003. С.62-63.

  • Самоопределение – это философия поколения / Поколенческий дискурс в практиках самоопределения. Сборник научных трудов. Томск. Изд-во ТГПУ, 2002.

  • Практики расширения возможностей в институционально- антропологической перспективе / Культуротехнический альманах «Архэ». Вып.4. Москва - Томск, изд-во «Дельтаплан», 2003 (в соавторстве).

  • Практическая антропология: новые форматы самоопределения // Сообщение. Москва, Июль-август 2002. № 7-8. С. 43.

  • Образовательные сети в стране сгоревших телебашен и затонувших подлодок // Управление школой. Москва, Октябрь, 2000.

Функциональные узлы Сети открытого гуманитарного образования:

  • Система начального высшего гуманитарно-управленческого образования для старшеклассников и студентов:

  • Тувинская республиканская площадка (г. Ак-Довурак)

  • Красноярская краевая площадка (г. Красноярск)

  • Шушенская окружная площадка (Южный образовательный округ п. Шушенское)

  • Кежемская окружная площадка (Северный образовательный округ г. Кодинск)

  • Кемеровская областная площадка (г. Междуреченск)

  • Зеленогорская областная площадка (ЗАТО - г. Зеленогорск)

  • Томская областная площадка (г. Томск)

  • Алтайская краевая площадка (г. Барнаул)

  • Стажерская площадка - агентство гуманитарных технологий «DEPO» (г. Новосибирск);

  • Факультет повышения квалификации Томского государственного педагогического университета. Сетевая образовательная программа повышения квалификации педагогов и руководителей образования по направлению «Технологии построения и менеджмента открытых образовательных программ»:

  • Томский государственный педагогический университет

  • ИПК Красноярского края

  • Городской методический центр г. Зеленогорска

  • Городской методический центр г. Междуреченска

  • Стажерская площадка п. Шушенское

  • Городской методический центр г. Кодинск

  • Аспирантура по специальностям «Социальная философия», «Философия культуры и философская антропология», «Общая педагогика»:

  • Кафедра образовательных технологий Томского государственного педагогического университета;

    • Лаборатория открытого образования и практической антропологии Института развития образовательных систем РАО (г. Томск);

    • Сибирская сеть молодежных общественных организаций:

    • Томская региональная молодежная общественная организация «Поколение XXI»

    • Красноярская региональная общественная молодежная организация «Форум поколений»

    • Алтайская краевая детско-юношеская общественная организация «Призвание»

    • Союз студентов и старшеклассников «Ровесник» (г. Кемерово)

    • Общественная молодежная организация «ОКНО г. Междуреченск»

    • Некоммерческое партнерство «Политика развития» (г. Новосибирск)

    • Некоммерческое партнерство «Красноярский тьюторский центр»;

    • Ежегодный российский Форум Поколений (г. Красноярск, г. Томск, г. Барнаул)

    • Ежегодная Школа по практической антропологии (г. Томск, г. Красноярск)

    • Менеджерские центры:

    • Кафедра образовательных технологий Томского государственного педагогического университета

    • Менеджерский центр развития системы дополнительного образования детей Красноярского края

    • Менеджерский центр южного образ округа Красноярского края (п. Шушенское)

    • Менеджерский центр северного образ округа Красноярского края (г. Кодинск)

    • Менеджерский центр социальных инициатив (г. Барнаул)

    • Менеджерский центр модульных образовательных программ (г. Междуреченск)

    • Менеджерский Центр развития человеческого потенциала республики Тува (г. Кызыл)

    • Издательский центр. Периодические издания:

  • Научно-педагогическая серия «Педагогика самоопределения» (Москва-Томск)

  • Культуротехнический Альманах «Архэ» (Москва-Томск)

  • Сайт: http://www.depo.org.ru/edu

  • Клуб выпускников Школы гуманитарного образования

Контактные линии:

634041, г. Томск-41, пр. Комсомольский, 75, ауд.514.

Телефон/факс: (3822) 52-15-36

E-mail: gumteh@

Сайт в Интернете: http://www.depo.org.ru/edu

II. КЛЮЧЕВЫЕ ПРОГРАММЫ, РАЗРАБОТАННЫЕ И РЕАЛИЗУЕМЫЕ КОЛЛЕКТИВОМ

  1. Программа «Открытая модель дополнительного образования города (региона)».

  2. Программа «Сетевая модель организации старшей профильной школы».

  3. Программа «Современный социально-образовательный (воспитательный) комплекс развития человеческого потенциала города (региона)».

  4. Образовательная программа и учебно-методический комплект для старшеклассников «Социальная география: перспективы развития регионов России».

  5. Сетевая программа повышения квалификации (распространение опыта) «Открытая модель дополнительного образования детей российских провинций»

  6. Программа разработки нормативных документов и внедрения управленческих механизмов модульной организации образовательных программ.

1. Программа

«Открытая модель дополнительного образования города (региона)»

Предложение по содержанию работ:

  1. Проведение демонстрационной программы открытого дополнительного образования для старшеклассников (9-11 класс) «Школа региональной аналитики», включающей стажировку для педагогов. Программа состоит из четырех интенсивных школ:

    • «Геоэкономика и рынки современных профессий»

    • «Геополитика и развитие государства»

    • «Геокультура и современные стандарты жизни»

    • «Индивидуальные стратегии в современном мире»

- Количество детей - до 160 человек.

- Количество взрослых – до 60 человек.

  1. Проведение четырех аналитико-проектных семинаров для управленцев и педагогов:

  • «Принципиальные организационно-управленческие единицы в открытой модели дополнительного образования региона».

  • «Базовые проекты и технологии в открытой модели дополнительного образования региона».

  • «Методическое обеспечение и педагогическое сопровождение программ открытого дополнительного образования».

  • «Нормативно-правовые и финансовые механизмы открытого дополнительного образования региона».

- Количество участников – до 150 человек.

  1. Организация и экспертное сопровождение Конкурса летних образовательных программ (конкурс запускается через семинары и консультации, а его итоги подводятся на отдельном экспертно-образовательном семинаре весной).

  1. Проведение индивидуальных / открытых консультаций с педагогами и управленцами, а также сопровождение работы между семинарами в режиме электронного диалога.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Сибирский научный центр российской академии образования

    Документ
    ... экспериментальная площадка – гуманитарная гимназия №1 г. Томска; Центр технологии Томского политехнического университета; созданиеСетиоткрытогогуманитарногообразования ... школ. Организация опытно-экспериментальнойдеятельностипо четырем областям ...
  2. Курсовая работа по теме «Создание адаптивной образовательной среды

    Курсовая
    ... потеме: «Создание адаптивной ... Актуальность введения экспериментальнойдеятельности определяется ... носят гуманистический, гуманитарный характер и ... открытости и гибкости не вносит в существующую практику образования качества непрерывности. Вместе с тем, по ...
  3. Программа развития (36)

    Программа
    ... учителя поорганизации проектной и учебно-исследовательской деятельности. Проведение открытых ... экспериментальнойдеятельностипотеме: «Создание развернутой системы дополнительного образования в микрорайоне». с 1.09.2009 г. заместитель директора по ...
  4. Проект опытно-экспериментальной работы по теме «организация интерактивного взаимодействия между субъектами образовательного процесса с помощью информационных и телекоммуникационных технологий»

    Документ
    ... проекте потеме «Организация интерактивного взаимодействия ... об образовательном процессе в гимназии доступной и открытой ... деятельность в режиме экспериментальной площадки потеме: «Информационные технологии как средство повышения качество образования» ...
  5. Об интеграции информационных ресурсов и создании научных электронных библиотек

    Документ
    ... . Направление 3. «Создание электронных библиотек по естественным и гуманитарным наукам». Цель работ – создание новых форм ... тенденции стало созданиесети научных и учебных организаций республики “SENet-Tatarstan”. Сеть SENet, образованная в 2000 ...

Другие похожие документы..