Главная > Автореферат диссертации


206

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Саратовская государственная юридическая академия»

(Астраханский филиал ФГБОУ ВПО «СГЮА»)

«УТВЕРЖДАЮ»

Зам. директора по учебной работе,

к. ю. н., доцент

_________________ О.В. Еременко

«31» августа 2012 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

КРИМИНАЛИСТИКА

Специальность 030501.65 «Юриспруденция»

Одобрен Учебно-методическим советом

«31» августа 2012 г. протокол № 1

Обсужден кафедрой уголовно-правовых дисциплин

«26» июня 2012 г. протокол № 10

Зав. кафедрой к.ю.н., доцент О.И. Петрашова

Составитель: к.ю.н., доцент А.С. Сергеев

Астрахань - 2012

СОДЕРЖАНИЕ

I. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ .................................................................. 4

ВЕДЕНИЕ ................................................................................................................................ 4

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ …....................................................................................... 7

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА .................................................................................................. 18

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА .................................................................................. 23

НАУЧНЫЕ СТАТЬИ ...……………………………………………………………………… 28

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ…………………………………………………………………..31

ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ ……………………………………………………………... 32

ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО ТЕМАМ КУРСА ……………………………… 32

II. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ............................................................. 33

ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................................. 33

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ………………………………………….................. 34

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ .................................................................................... 38

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ............................. 61

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ …………………………... 91

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ .................... 105

III. ПРОГРАММА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕН…...................... 113

ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................................. 113

ТЕСТЫ ПО КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКЕ РАССЛЕДОВАНПЯ ПРЕСТПУЛЕНИЯ…………………………………………………………………………… 134

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА ПО 1 и 2 РАЗДЕЛАМ КРИМИНАЛИСТИКЕ ………......... 146

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА ПО КРИМИНАЛИСТИКЕ .............................................. 151

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ ..................................................................................... 156

IV. ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ …… ....................... 160

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДИПЛОМНЫХ РАБОТ ........................................................ 160

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ .................................................. 167

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ……………167

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНИХ (САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ) ЗАДАНИЙ……………………………………………………………………………………168.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ РАБОТ…………..…170

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КРИМИНАЛИСТИКА»………………………………………………….176

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РЕФЕРАТОВ, КУРСОВЫХ РАБОТ И ДОКЛАДОВ ....……………………………………………………....................................... 178

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ЗАЩИТЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ............. 180

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ……………………….188

МЕТОДИКА БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОГОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ………………………………………………………. ............................... 200

Учебная программа дисциплины

Введение

Учебная программа дисциплины «Криминалистика» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего и профессионального образования по специальности 03050165– юриспруденция.

Учебная программа дисциплины: «Криминалистика» структурно включает в себя:

  • Введение

  • Содержание дисциплины

  • Рекомендуемая основная литература

  • Рекомендуемая дополнительная литература.

Программа учебной дисциплины – это нормативный документ, в котором определено содержание образования, соответствующее требованиям ГОС ВПО специальностей (направлений) подготовки студентов, устанавливается система освоения и реализации студентами учебного материала.

Содержание учебной программы отражает современный уровень науки криминалистики, ее связь с другими науками, передовой опыт судебно-следственных и экспертно-криминалистических органов России, а также многолетний опыт преподавания криминалистики в СГЮА и других юридических ВУЗах страны.

Она дополнена отдельными темами, отражающими современные научные представления в области криминалистики; с учетом этого по-новому осуществлена структуризация курса.

Программа является учебной программой по криминалистике для студентов Саратовской государственной юридической академии и отражает специфику и профиль подготовки дипломированных специалистов независимо от формы обучения. Она определяет структуру и содержание учебной дисциплины, общий объем знаний, умений и навыков по курсу «Криминалистика», которыми должен обладать выпускник СГЮА. В программе определяется перечень тем, последовательность их изучения с учетом логической взаимосвязи между собой и содержание всех видов учебных занятий согласно бюджету времени, устанавливаемого учебным планом.

Основной целью изучения курса криминалистики (научных основ криминалистики, методологии криминалистической поисково-познавательной деятельности и криминалистической техники) является приобретение студентами знаний, умений и выработка навыков, связанных с применением и использованием технико-криминалистических средств в целях раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, а также в иных сферах правоприменительной деятельности (судебном рассмотрении уголовных, гражданских и административных дел). Знание криминалистики и умелое использование ее возможностей – непременное условие профессиональной подготовки каждого юриста.

Структурно названная дисциплина подразделяется на четыре раздела. Первый раздел «Криминалистики» «Общая теория криминалистики», второй «Криминалистическая техника», третий «Криминалистическая тактика» и четвёртый «Криминалистическая методика расследования преступлений».

В первом разделе Криминалистики 10-ть тем, в которых изучается общие начала, теоретические положения, элементы системы криминалистики; во втором разделе, состоящим из 10 тем изучаются криминалистическая техника как методология практической деятельности и как научная категория, в целях практического использовании достижений науки и техники в раскрытии и расследовании преступлений; в третьем разделе 10 тем, посвящены криминалистической тактике, помогающей грамотно, эффективно и процессуально использовать полученные знания предыдущих разделов криминалистики, особенно криминалистической техники в выявлении, закреплении и использовании следов преступления в раскрытии и расследовании преступлений; четвёртый раздел Криминалистики состоит из 20-ти тем, в которых изучаются: общие положения криминалистической методики расследования преступлений, методики расследования преступлений «по горячим следам», методики расследования видовых преступлений и преодоление противодействия при расследовании преступлений.

Задачами изучения курса криминалистики:

  • приобретение знаний о технико-криминалистических средствах, приемах и методах обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов преступления и иных объектов;

  • приобретение знаний и выработка навыков применения технико-криминалистические средства, приемов и методов обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов преступления и иных объектов, имеющих значение для дела;

  • выработка умений правильно выбирать род (класс) и вид судебной экспертизы (предварительного исследования), правильно определять предмет и объекты расследования, юридически грамотно формулировать вопросы, подлежащие разрешению;

  • анализировать и правильно оценивать содержание заключения эксперта (специалиста);

  • приобретение знаний, умений и навыков правильно составлять и оформлять юридические документы.

По результатам изучения курса методологии криминалистической поисково-познавательной деятельности и криминалистической техники каждый студент должен:

  • осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания; добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;

  • стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

  • владеть культурой мышления, уметь воспринимать, обобщать, анализировать информацию, ставить цели и выбирать путей их достижения;

  • обладать культурой поведения, быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

  • уметь логически верно и ясно строить устную и письменную речь;

  • уметь использовать основные положения и методы науки при решении социальных и профессиональных задач;

  • владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;

  • уметь принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;

  • уметь применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;

  • уметь правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации, владеть навыками подготовки юридических документов;

  • уметь выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения; уметь осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению;

  • иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону;

  • уметь выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению;

а также:

1. Знать технико-криминалистические средства, приемы и методы обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов преступления и иных объектов, имеющих значение для дела, в целях раскрытия, расследования и предупреждения преступлений и иных правонарушений.

2. Уметь:

  • применять технико-криминалистические средства, приемы и методы обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов преступления и иных объектов, имеющих значение для дела;

  • правильно выбирать род (класс) и вид судебной экспертизы (предварительного исследования), правильно определять предмет и объекты исследования, юридически грамотно формулировать вопросы, подлежащие разрешению;

  • анализировать и правильно оценивать содержание заключения эксперта (специалиста);

  • правильно составлять и оформлять юридические документы.

3. Владеть навыками применения технико-криминалистических средств, приемов и методов обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов преступления и иных объектов, имеющих значение для дела.

Содержание дисциплины

РАЗДЕЛ - I

Тема 1. Предмет криминалистики; ее взаимосвязь с другими право­выми дисциплинами, а также судебной медициной, судебной пси­хиатрией и психологией.

Содержание

Криминальная и криминалистическая деятельности как две самостоятельные, взаимосвязанные и противостоящие системы человеческой деятельности и как объекты изучения криминалистики. Понятие и структура преступной деятельности.

Понятие, структура и виды криминалистической деятельности. Ее структура и особенности, понятие криминалистики. Криминалистика как учебная дисциплина и как наука. Система криминалистики.

Криминалистика в системе научного знания и в системе юридических наук криминально - правового цикла.

Криминалистическое, уголовно-правовое, процессуальное и криминологическое знания о преступлении. Взаимосвязь криминалистики с судебной медициной, судебной психиатрией, судебной бухгалтерией, общей и юридической психологией, теорией оперативно-розыскной деятельности. Роль и место естественных и технических наук в системе криминалистических знаний, значение математики и кибернетики.

Общие и частные задачи криминалистики, обусловленные ее специальным назначением и основными целевыми направлениями уголовно-процессуальной деятельности.

Роль криминалистики в борьбе с преступностью на современном этапе.

Тема 2. История криминалистики

Содержание

История отечественной криминалистики. Основные этапы развития отечественной криминалистики. Криминалистические знания в пореволюционной России. Первые кабинеты научно-судебной экспертизы в Петербурге, Москве, Киеве. Роль К.Ф. Буринского в развитии отечественной криминалистики.

Развитие криминалистических знаний в советский период: накопление эмпирических материалов (1917 - 1930 - формирование частных криминалистических теорий (1940 - 1950-е годы), формирование и развитие общей теории криминалистики и кибернетизации криминалистики (I960 - 1990-е). Криминалистические учреждения Российской Федерации. История зарубежной криминалистики.

Криминалистика в странах Центральной и Восточной Европы. Особенности формирования и развития криминалистических знаний в странах Центральной и Восточной Европы после второй мировой войны. Криминалистические учреждения в этих странах.

Криминалистика в развитых странах (США, Великобритания, Франция, Германия, Япония).

Зарождение криминалистических рекомендаций в трудах западно-европейских учёных по уголовному процессу (30-40-е годы XIX века). Роль естественных наук в зарождении криминалистической техники (60-70-е годы XIX века.). Работы А. Бертильона, Г. Гросса, 3. Локар и др.

Германская, романская и англосаксонская модели криминалистики. Основные достижения современной криминалистики

Тема 3. Методы криминалистики

Содержание

Методология и методы решения криминалистических задач. Диалектический метод анализ сердцевина философского уровня методологии криминалистики.

Диалектический метод как основа методологии криминалистики и базо­вый метод познания ее объектов.

Общенаучные подходы к исследования объектов криминалистики (деятельностный, системный, информационный и др.).

Общенаучные методы познания: чувственно-рациональные (наблюде­ние, измерение, описание, сравнение, эксперимент, абстрагирование, модели­рование); логические (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия); мате­матические. Значение формализации информации, разработки типовых алго­ритмов и программ ЭВМ.

Частно-научные методы физики, химии, биологии, социологии, психоло­гии и других наук, используемые при расследовании преступлений.

Специальные методы криминалистики, их характеристика, критерии допустимости.

Соотношение и взаимосвязь методов научного и практического крими­налистического исследования.

Понятие криминалистического моделирования. Связь моделирования с другими методами познания. Виды криминалистических моделей. Материаль­ное и мысленное моделирование объектов криминалистического исследования. Специальные методы криминалистики. Факторы, влияющие на необходимость их разработки. Характеристика и классификация указанных методов. Собственно криминалистические методы специальные методы других наук.

Тема 4. Механизм преступления; специфические аспекты криминалистического изучения преступной деятельности и деятельности по расследованию

Содержание

Понятие специальных познаний, используемых в уголовном судопроизводстве.

Формы и виды применения специальных познаний.

Особенности использования помощи специалистов при проведении отдельных следственных действий.

Понятие и значение предварительных исследований, и их соотношение с экспертными исследованиями.

Особенности использования специальных познаний при выявлении, расследовании и судебном рассмотрении дел.

Назначение судебной экспертизы следователем. Выбор экспертного учреждения. Структура и содержание постановления следователя о назначении экспертизы.

Тема 5. Взаимодействие следователя и оперативных подразделений; информационная основа расследова­ния

Содержание

Понятие, значение и виды взаимодействия следователя с другими право­охранительными органами и населением. Принципы и формы взаимодействия следователя с оперативно-розыскными органами. Следственно-оперативная группа как форма взаимодействия.

Формы взаимодействия следователя с экспертом-криминалистом.

Особенности взаимодействия следователя с подразделениями ФСБ, та­моженной службы, налоговой полиции и другими правоохранительными орга­нами при расследовании преступлений.

Взаимодействие следователя с населением.

Тема 6. Криминалистическая идентификация и диагностика

Содержание

Понятие, научные основы и задачи криминалистической идентифика­ции. Связь и соотношение идентификации с классификацией, поисковой дея­тельностью и доказыванием. Основные понятия криминалистической иден­тификации: идентификационные свойства и признаки объектов, идентифика­ционный комплекс признаков, идентификационное поле, идентификационный период.

Объекты криминалистической идентификации. Идентифицируемые, идентифицирующие, искомые и проверяемые объекты. Понятие и виды образ­цов для сравнительного исследования.

Стадии процесса идентификации: предварительное, раздельное и срав­нительное исследование, оценка результатов. Классификация выводов экспер­та. Использование математических методов и ЭВМ в идентификационных ис­следованиях. Значение криминалистической идентификации в оперативно-розыскной, следственной и экспертной деятельности.

Виды криминалистической идентификации. Идентификация по матери­ально-фиксированным отображениям признаков внешнего строения объектов. Идентификация по описанию признаков объекта. Идентификация по мыслен­ному образу объекта. Идентификация по признакам объектов психофизиоло­гического происхождения. Проблема криминалистических исследований жид­ких, сыпучих и газообразных веществ.

Понятие и задачи криминалистической диагностики. Роль диагностиче­ских исследований в обнаружении и расследовании преступлений.

Соотношение идентификационных и диагностических исследований.

Тема 7. Информационная основа расследования, криминалисти­ческая ситуация и версия. Моделирование при расследовании преступления.

Содержание

Информационное отражение события преступления во внешней среде в виде материальных и идеальных следов. Закономерности возникновения информации о преступлении. Виды и источники информации о преступлении.

Криминалистическая модель (характеристика) преступной деятельно­сти. Содержание отдельных элементов преступной деятельности. Биологиче­ские, социальные, психологические и иные криминалистически значимые свойства субъекта преступления. Предметы преступного посягательства. Мо­тивы и цели поведения преступника, их отражение в обстоятельствах преступ­ления. Способы подготовки и совершения преступления. Понятие и виды кри­минальной ситуации. Классификация следов преступной деятельности. Зако­номерные связи между элементами преступной деятельности. Посткриминальное поведение преступника (сокрытие преступления и использование его ре­зультата, содействие либо противодействие расследованию).

Поисково-познавательная деятельность следователя. Организация дея­тельности следователя. Использование специальных познаний. Ситуационный анализ.

Криминалистическая ситуация, криминалистическая версия: понятие и виды. Технико-криминалистические, тактические и методические следственные ситуации. Общие и частные ситуации расследования. Типовые и атипичные ситуации. Конфликтные и бесконфликтные ситуации следственных действий. Взаимо­связь следственной ситуации и тактического решения. Понятие, структура и виды тактического решения. Выдвижение версий. Моделирование поведения преступника и иных объектов познания. Алгоритмизация деятельности. Приня­тие оптимального решения по результатам деятельности.

Тема 8. Основы криминалистической профилактики и прогнозирова­ния. Криминалистическая характеристика преступления.

Содержание

Предмет, задачи и методы криминалистической профилактики преступ­лений. Общеметодические аспекты криминалистической профилактики.

Про­филактическая деятельность следователя. Экспертно-криминалистическая профилактика. Методы выявления причин и условий, способствующих совер­шению преступлений. Следственные ситуации профилактического характера.

Понятие и виды крими­налистического прогнозирования. Научное и практическое прогнозирование. Исходные данные для криминалистического прогнозирования. Виды и харак­тер следственного прогнозирования.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Указатель литературы предлагаемой для перераспределения выпуск 3 2009 г

    Библиографический указатель
    ... программирования : методическое пособие по дисциплинам "Информатика" и "Программирование" для ... с. Проектирование предприятий технического сервиса : учебно-методичес-кий комплекс / [Г. Ф. Бетеня, Г. И. ... ). Полвека с криминалистикой против криминала : ...
  2. Волгоградской академии мвд россии

    Документ
    ... учебных планов и контингента слушателей. В настоящее время на кафедре читается 10 дисциплин: «Криминалистика» ... учебном процессе: учебно-методические комплексы по всем специальностям, 18 учебных пособий, учебные ... и учебно-методичес-кого процесса ...
  3. Указатель литературы предлагаемой для перераспределения выпуск 1 2009 г

    Библиографический указатель
    ... и стволовые клетки : учебно-методичес-кое пособие. ― Минск ... ценными бумагами : учебно-методический комплекс по дисциплинам "Международные ценные бумаги" ... Ковалева, 2008. — 226 с. Криминалистика :учебное пособие для юридических специальностей вузов ...
  4. Бюллетень новых поступлений (101)

    Бюллетень
    ... Разработка управленческого решения:Учебно-методичес- К30 кое пособие ... тестовых заданий по дисциплинам специальности"Финансы и С23 ... туры регионального образовательного комплекса/Кемеров.гос.ун ... ,2001.-349с.-(Библиотека криминалистики) Место хранения: ...
  5. Бюллетень новых поступлений (172)

    Бюллетень
    ... Разработка управленческого решения:Учебно-методичес- К30 кое пособие ... тестовых заданий по дисциплинам специальности"Финансы и С23 ... туры регионального образовательного комплекса/Кемеров.гос.ун ... ,2001.-349с.-(Библиотека криминалистики) Место хранения: ...

Другие похожие документы..