Главная > Программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
Волгоградский государственный университет

Программа дисциплины

МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Волгоград

2003

Программа дисциплины «Модели развития хозяйственной организации» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (бакалавра, магистра) по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения, а также требованиями, предъявляемыми НФПК к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Инновационного проекта развития образования.

Программа подготовлена при содействии НФПК – Национального Фонда подготовки кадров в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Инновационного проекта развития образования.

Автор (составитель):

Степочкина Елена Анатольевна, к.э.н., доцент, Волгоградский государственный университет

Рецензенты: __________________________________________________________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание, вуз)

I. Организационно-методический раздел

1. Цель курса: Учебный курс “Модели развития организации” предполагает ознакомление студентов с основными подходами в организационной теории и социологии организаций, механизмами функционирования организаций, особенностями их структурирования.

  1. Задачи курса: описание и объяснение социального порядка, повседневного действия и их изменений на уровне предприятия с точки зрения трех научных дисциплин -экономической теории; экономической социологии и менеджмента, представленных как их классическими основами, так и, современными отечественными и зарубежными течениями.

  2. Методическая новизна курса (новые методики, формы работы, авторские приемы в преподавании курса)

В рамках разработки курса предполагается создание

  • учебного пособия к спецкурсу, в котором будут отражены основные вопросы и проблемы делового общения в условиях межкультурной коммуникации;

  • разработка методических указаний по изучению тем спецкурса;

  • методические указания по выполнению контрольных работ;

  • системы программированного контроля знаний

  1. Место курса в системе социогуманитарного образования

Актуальность курса обусловлена задачей совмещения в образовательной подготовке специалиста-социолога фундаментальных и прикладных знаний, обеспечивающих выработку профессиональной установки инновативного типа, совмещающей узкоспециализированные техники с необходимой глубиной социального анализа, «схватывающего» динамичность социальных ситуаций. Социология организаций является специальной социологической дисциплиной, обобщающей эмпирические закономерности функционирования различных типов социальных организаций, а также одной из важных составляющих базовой междисциплинарной комплексной управленческой теории, именуемой «теорией организации».

  1. Требования к уровню освоения содержания курса

Введение курса «Модели развития организации» ориентировано на знакомство студентов с историческими меняющимися теоретическими походами к интерпретации социальных процессов в организации и вытекающими отсюда различиями в системе практических методов управления организацией, т.е. предполагает формирование мультипарадигмального мышления наряду с усвоением строго формализованных процедур диагностики и разрешения социальных проблем организации, практически апробированных в рамках той или иной профессиональной школы.

II. Содержание курса

  1. Новизна курса (научная, содержательная; сравнительный анализ с подобными курсами в России и за рубежом)

Данный курс отличается от существующих курсов по этой тематике следующим:

  • курс ориентирован на теоретико-методологический анализ феномена организации на основе максимально полной систематизации, имеющихся в социологии концептуальных моделей, отражающих данную проблематику (учебного пособия, с аналогичным названием - «Модели развития организации» -, в настоящее время в России нет; имеющиеся учебные пособия в данной области рассматривают в качестве основного объекта анализа непосредственно организационные процессы, а также иерархическую систему методов управления организацией, но не систематизируют основные принципы и понятия социологии организации в их исторической динамике);

  • в рамках курса проводится сравнительный анализ теоретических моделей феномена организации периода «классических» и «неклассических» социологических парадигм; обобщаются «субъективистские» версии теории организации; проводится сравнительный анализ системы методов управления организацией, предлагаемых «экономико-центричными» и «культуро-центричными» парадигмами;

в курсе обобщаются существующие в отечественной социологии подходы к рассмотрению данной проблематики, в том числе достижения в области социологии организаций периода 90-х гг. XX века.

  1. Разделы курса

РАЗДЕЛ 1.

Истоки современных теорий хозяйственной организации.

Тема 1. Экономическая теория фирмы — классический и неоклассический подходы.

Тема 2. Критика маржиналистского подхода. Принцип ограниченной рациональности. Теория трансакционных издержек.

Тема 3. Экономическая теория— традиционный институциональный подход: формирование исследовательской программы.

Тема 4. Организационная проблематика в экономической социологии.

Тема 5. Организация в классических и неклассических концепциях менеджмента. Управленческий и социологический аспекты эффективности хозяйственной деятельности.

Тема 6. Влияние социологических и бихевиористских представлений о природе и механизме внутрифирменной координации на становление и развитие экономической теории организации.

Р А З Д Е Л 11

Современные экономические теории о функционировании и преобразовании деловых организаций.

Тема 7. «Новый» институционализм (неоинституционализм): три подхода к природе фирмы.

Тема 8. Новая институциональная экономика: институционально-эволюционная модель фирмы (Нельсон, Уинтер).

Тема 9. Экономика организаций. Системно-интеграционная теория предприятия (Клейнер Г.Б.).

Р А З Д Е Л III.

Современные управленческие концепции функционирования и развития организаций.

Тема 10. Ситуационный и инвайронментальный подходы в менеджменте. Модели организаций посткапиталистического общества.

Тема 11. Новая системная теория и внутрифирменные изменения. Модель организации как потока событий (Й. Рюэгг-Штюрм). Эволюционно-синергетическая теория.

Р А З Д Е Л 1V.

Современные экономико-социологические концепции повседневной деятельности хозяйственных организаций.

Тема 12. Перенесение принципов методологического индивидуализма и утилитаризма на уровень корпоративных акторов (социологическая теория рационального выбора).

Тема 13. Регулирование практики повседневной деятельности хозяйственных агентов системой формальных и неформальных правил (новый институциональный подход в экономической социологии).

Тема 14. Сетевой подход.

  1. Темы и краткое содержание

Тема 1. Экономическая теория фирмы — классический и неоклассический подходы.

Описание экономической системы в целом как задача экономической теории конца Х111— первой половины Х1Х века (Ж.Б. Сей, Р. Бастиа, Н.У. Сениор). Экономическая наука как теоретическое обоснование условий, необходимых для развернувшейся концентрации капитала: способность свободного от регулирования рынка, координирующегося только механизмом цен, обеспечить гармонию интересов в обществе. Доступ к экономической деятельности на основе индивидуального владения имуществом, предполагавшего совмещение одном лице предпринимателя и собственника фирмы. Отождествление фирмы с действующим рационально индивидуальным экономическим субъектом. Отсутствие интереса к внутренней природе фирмы. Фирма как предприятие, преобразующее производственные факторы в потребительские ценности (Ж.Б. Сей, 1803). Исследование проблемы оптимального сочетания факторов производства. Фирма как агент рынка, точка приложения факторов производства, которое должно быть эффективным.

Рост концентрации и централизации капитала и превращение большинства рынков товаров в олигопольные и монопольные — как факты, требующие признания существования сознательной власти управляющих и значительной части рыночных отношений, реализуемых независимо от воздействия стихийного механизма цен. Появление интереса к внутренней структуре фирмы (неоклассический и институциональный подходы).

Введение фактора организации в обиход экономической теории (А. Маршалл, 1890); три уровня понятия организации. Организация как характеристика социально-экономической общности. Индустриальная организация как характеристика развитого общества, в котором деятельность нацелена на эффективное использование ресурсов посредством сочетания процедур: технического разделения труда и расширения рынка. Деловая организация — основная элементарная единица принятия решений; сравнительная эффективность различных организационных форм; максимизация текущей прибыли как критерий эффективности фирмы.

Исследование функционирования монопольных фирм в рамках неоклассического подхода (50-тые — 70-тые годы ХХ века). Обоснование положения о неэффективности координирующей роли рынка при его монополизации и необходимости общественных форм его регулирования. Неоклассический подход — представление о фирме как «черном ящике», в котором ресурсы трансформируются в продукты в соответствии с характером производственной функции и в соответствии с рыночной структурой, определяющей способ максимизации прибыли как целевой функции фирмы (маржиналистский подход). Рациональность как максимизация полезности индивидов в пределах ресурсов, имеющихся в их распоряжении, знаний, которыми они располагают, и ожиданий в отношении действий других партнеров. Предположение о способности рациональных индивидов не только соотнести выгоды и издержки своих действий, но и понять последствия своей деятельности. Абстрагирование от неопределенности и, как следствие, — от общественных норм и традиций, в которых экономические агенты находят способ ее снижения.

Маржиналистский подход — господствующее в неоклассической ( учебной) литературе представление о поведении фирмы (Ф.. Махлуп, 1967). Основные постулаты неоклассической теории фирмы: 1) критерий принятия всех решений на уровне фирмы — максимизация прибыли на долгосрочном этапе; 2) возможности получения и переработки поступающей из внешней среды информации неограниченны. Пределы применимости неоклассического подхода: полная рациональность экономических агентов; совершенный рынок и неспецифические активы; нормы поведения — идеальный тип рыночного соглашения.

Тема 2. Критика маржиналистского подхода. Принцип ограниченной рациональности. Теория трансакционных издержек.

Критика Г. Саймоном (1957, 1959) гипотезы о максимизации прибыли как цели фирмы и противопоставление ей теории принятия решений в науке о поведении. Неудовлетворенные стремления как побуждение к действию. Основа бихевиористского подхода к объяснению цели фирмы: достижение определенного уровня устремлений (притязаний), то есть «достаточной», «удовлетворительной», а не максимальной прибыли. Гипотеза о человеке как удовлетворяющемся существе. Гипотеза об определяющей роли ближайшей цели при совершении выбора.

Недостаточная эффективность координации производства посредством последовательных трансакций на рынке (Р. Г. Коуз, 1937). Наличие трансакционных затрат, связанных с использованием ценового механизма Объяснение причины существования фирмы как экономического феномена возможностью снижения трансакционных затрат в результате замены рыночного обмена внутренней организацией. Фирма как система отношений, возникающих, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя. Интернализация трансакций (О.И. Уильямсон, 1971) как важнейший фактор вертикальной интеграции производства. Преимущества фирмы в сфере дифференциации стимулов и в управлении, в том числе в повышении действенности и экономии на сборе информации.

Тема 3. Экономическая теория — традиционный институциональный подход: формирование исследовательской программы.

Переход рыночного хозяйства в новую фазу развития (конец Х1Х — начало ХХ века). Институционализм как продукт развития хозяйственной системы, осознавшей необходимость внутренней саморегуляции. Основы общего учения об институтах, социальный и социально-психологический анализ мотивации экономических субъектов (Т. Веблен. 1898, 1899, 1919). Теория трансакций, акцент на сознательную социальную селекцию институтов (Дж. Коммонс). Направляющее воздействие государства на эволюцию и отбор институтов. Новаторство институционализма, который, оставаясь в пределах общей рыночной парадигмы, тем не менее, отвергает такие принципиальные посылки, как отсутствие проблемы получения и использования информации; наличие совершенной конкуренции; автоматическое стремление рыночной экономики и классическому равновесию спроса и предложения; существование изолированного, независимого и рационального «гомо экономикус» с устойчивыми предпочтениями, который руководствуется исключительно интересами максимизации полезности.

Разделение институциональной доктрины на «старый» и «новый» институционализм. «Старый» институционализм — продолжение традиций Веблена, акцент на стереотипы сознания и поведения, неполноту информации, использование методов других общественных наук. «Новый» институционализм — модификация постулатов ортодоксальной теории, изучение политологических и правовых проблем методами неоклассической экономической теории, переход от общих принципов к объяснению конкретных явлений общественной жизни.

Развитие традиций «старого» институционализма в настоящее время. Дж. Гэлбрейт о модификации рыночной системы под воздействием крупных корпораций. Взаимосвязь корпоративной культуры и хозяйственной деятельности (Д.Крепс). Институционалисты Кембриджской школы (Дж. Ходжсон).

Тема 4. Организационная проблематика в экономической социологии.

Институционализация экономической социологии в качестве особого исследовательского направления. Послевоенная волна исследований в области социологии организации: выявление отдельных характеристик организации. Организация как совокупность социальных отношений, в которой регулирование осуществляется особой группой людей, обладающих представительной властью; «автономная» и «гетерономная» организации (М. Вебер). Целеустремленность организации (А. Стинчкомб). Организация как состоящая из ролей, а не из людей, специфическое согласование ролей с целью рационального выполнения поставленной задачи как основной признак организации как таковой. Отличие реальных человеческих действий, в частности их гетерогенность, от концептуальных схем. Организация как система социальных отношений, ориентированная на достижение общих целей, обладающая собственными ресурсами, внутренней нормативной и статусной структурами, в рамках которой члены организации за соответствующие вознаграждения выполняют отведенные им функциональные роли.

Социологические модели организации. Две модели с точки зрения структурного подхода: функциональная (организация как адекватная социальная система) и конфликтная (организация как структура власти и господства). Модели организации с точки зрения теории действия: как система согласуемого порядка; как символическая конструкция, средство социализации индивидов; как совокупность управленческих практик (М. Рид).

Нормативное ядро организации (комбинация легитимной власти и права собственности на ресурсы) и энергия, приводящая его в действие (распределение благ) (Стинчкомб).

Основные черты хозяйственной организации: тенденция к монополизму; тяготение к закрытости; построения позиционной иерархии; подчинение индивидов коллективным интересам; превращение вознаграждений в привилегии; стратификация индивидов и групп.

Бюрократизация как одна из тенденций развития организаций и способов их построения. Типы хозяйственных организаций. Классификации М. Вебера, Э. Дюркгейма, Я. И. Кузьминова. Характеристики общины, корпорации, ассоциации. Типология моделей, описывающих отношения между руководителями и подчиненными (В. Радаев): бюрократизм, патернализм, фратернализм, партнерство.

Специфика организационного моделирования в экономической социологии: движение от внутренней структуры к внешним рынкам в отличие от экономической теории фирмы; описание многообразия организационных форм без акцента на степень их эффективности в отличие от теории менеджмента.

Тема 5. Организация в классических и неклассических концепциях менеджмента. Управленческий и социологический аспекты эффективности деятельности.

Ф.У. Тейлор о рациональной организации деятельности. Стремление промышленников к эффективности как движущая сила, обусловившая появление систематической теории менеджмента. Специализация и стандартизация деятельности как основной фактор достижения эффективности производства. Пределы увеличения масштабов производства и размеров организационной структуры: Харрингтон Эмерсон об эффекте уменьшения отдачи от масштаба. Принципы научного менеджмента Эмерсона. Стремление к замещению интуитивного мнения научным знанием как смысл научного менеджмента. Анализ и синтез операций трудового процесса в научном подходе Тейлора и Гантта. Разделение и специализация управленческой деятельности. Функциональная структура управления. Представление о работнике в концепции Тейлора. Проблема мотивации. Проблема контроля. Элементы патернализма. Современные интерпретации теории Тейлора.

Концепция формальной организации в трудах А. Файоля. Универсальность управленческой деятельности для любой организации. Определение менеджмента как последовательного ряда операций или функций. Принципы административного управления А. Файоля. Роль, ответственность и авторитет руководителя. Власть как функция ответственности. Число контактов, которые потенциально могут возникнуть у руководителя. Принцип делегирования полномочий на основе специализации и разделения труда. Взаимоотношения «руководитель-подчиненный»: асимметрия информации. Иерархическая структура власти как совокупность уровней передачи полномочий от руководителя к подчиненному. Плоские и вертикальные организационные структуры. Проблема диапазона руководства. Норма управляемости. Горизонтальные управленческие связи между руководителями одного иерархического уровня, непосредственно подчиненными разным начальникам (мостки Файоля). Виды полномочий: линейные, штабные, функциональные. Воплощение системы делегированных полномочий в определенную структуру. Линейно-штабная структура управления. Развитие принципов Файоля в трудах Урвика, Гьюлика, Муни и др.

Теория рациональной бюрократии М. Вебера. Идеальные типы легитимного господства и соответственно подчинения: рациональный (бюрократический), традиционный (патриархальный) и харизматический, их мотивы и особенности. Критерии оптимального функционирования бюрократии как аппарата легитимной власти. Бюрократия как легальная система, при которой власть осуществляется посредством фиксированных правил и процедур. Бюрократия как технически наиболее эффективная форма организации. Признаки бюрократии. Бюрократическая должность как профессия чиновника. Ориентация на карьерный рост. Фиксированная заработная плата, гарантированные преимущества социального статуса чиновника. Социокультурный контекст концепции М. Вебера. Механическая модель человеческого поведения, лежащая в основе процедур контроля за деятельностью членов организации. Механические и органические системы как два противоположных типа управленческих систем, основанных на рациональной форме организации. Соответствие механических систем стабильным условиям. Превосходство органических систем в изменяющихся условиях деятельности. Веберовский ренессанс в современной социологии. Учет непредвиденных реакций членов организации в более поздних исследованиях бюрократии.

Школа «человеческих отношений» о гуманистических формах организации деятельности. Эмпирические исследования в США и зарождение промышленной социологии. Прагматизм и практическая направленность как важнейшие черты эмпирических исследований в США, выражающиеся в ориентации исследований на конкретные социальные проблемы и выработке мер, способствующих их решению. Работа Эльтона Мэйо и его коллег из Гарвардского университета, выполненная в 1923 году по заказу текстильной фабрики, как одно из первых собственно социологических исследований проблем труда в США. Хоторнские эксперименты. Вступление в эпоху школы человеческих отношений в теории менеджмента. Разработка процедур оптимизации неформальных отношений среди рабочих, взаимоотношений между рабочими и администрацией, методов сбора систематизированных данных о поведении людей в организациях — главные результаты Хоторнского эксперимента. Открытие неформальных групп, функционирующих на основе социально-психологической общности людей и оказывающих существенное влияние на поведение и мотивацию рабочих. Признание важности внеэкономических субъективных побуждений и мотиваций рабочих как начало изучения социально-психологических факторов повышения производительности труда. .Критика школы «человеческих» отношений: неоправданный уход от использования формальных рационально-экономических стимулов; сглаживание, уход от конфликтных ситуаций, от управления ими; возросшее по сравнению с тридцатыми годами влияние типа и сложности производственных технологий на создание неформальных групп и характер отношений внутри них. Преходящий характер теорий, применяемых для анализа организаций, по мере изменения условий труда.

Проблема мотивации в работах А. Маслоу и Харцберга (школа «организационного гуманизма»). Представление Абрахама Маслоу о самореализующемся работнике, классификации потребностей (дефицитные и самореализации). Теоретические представления о характере поведения работника и задачах менеджмента в традиционной концепции администрирования («теория Х»). Тезис о том, что поведение человека определяется не врожденными качествами, а теми, которые вырабатываются под воздействием природы промышленной организации, философии менеджмента, проявляющимися в политике и практике управления. Классификация потребностей Макгрегора: физиологические, социальные, эгоистические, в самовыражении. Ориентация «теории Х» на физиологические потребности, создание менеджментом условий для их удовлетворения.. Несовместимость жесткого контроля и регламентации деятельности и предоставления работнику адекватных способов удовлетворения потребностей высокого уровня. Принципы «теории У», направленные на создание методов управления, обеспечивающих достижение целей организации через достижение личных целей людей. Сложности практического применения «теории У. Децентрализация (делегирование) и расширение фронта работ как примеры использования в управленческой практике и принципов «теории У».

Тема. 6. Влияние социологических и бихевиористских представлений о природе и механизме внутрифирменной координации на становление и развитие экономической теории организации.

Исходные ключевые идеи, послужившие фундаментом для создания экономической теории организации. Развитие представления М. Вебера («Теория общественно-экономических организаций») и его последователей о сосуществовании механизмов рыночной и внерыночной координации. Рассмотрение рыночной экономики как структурной взаимосвязи двух форм — рынка и организации, выделение уровней и структур принятия решений. Экономическая организация как специфическая процедура координации деятельности индивидуумов.

Использование разработанных социологами тонких приемов анализа взаимоотношений действующих лиц, в частности «бюрократических» отношений.

Влияние на теоретиков экономики организаций социологических представлений о природе взаимодействий внутри организации. Учение Ч. Барнарда (1938) об эффективной организации. Организация как социальная система. Подсистемы и функции организации. Проблема баланса. Формальная и неформальная организации: их функции. Легитимация власти как социальная проблема организации. Теория восприятия Барнарда, согласно которой руководителя наделяют властью работники, считающие, что команды законны и необходимы. Принятый и непринятый авторитет. Условия, от которых зависит степень восприятия власти подчиненными. Проблема коммуникаций. Проблема мотивации. Организационная мораль. Различие моральных кодексов. Различие между властью и авторитетом, проводимое в концепции Пфеффера. Поддержание авторитета не только ресурсами или санкциями (признаки власти), но и социальными нормами, санкционирующими распределение власти и определяющими ее как нормальную и приемлемую (признаки авторитета).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. (минобрнауки россии) примерная основная образовательная программа

    Основная образовательная программа
    ... и реализации инновационныхпроектов; особенности организации командной работы в проекте, типы и модели команд; особенности организационной культуры проекта и методы ...
  2. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Программа дисциплины МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

    Программа
    ... КАДРОВ ИННОВАЦИОННЫЙПРОЕКТРАЗВИТИЯОБРАЗОВАНИЯПрограмма «Совершенствованиепреподаваниясоциально-экономическихдисциплин в вузах» Волгоградский государственный университет ПрограммадисциплиныМОДЕЛИРАЗВИТИЯХОЗЯЙСТВЕННОЙОРГАНИЗАЦИИ Волгоград ...
  3. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Программа дисциплины История социологии

    Программа дисциплины
    ... КАДРОВ ИННОВАЦИОННЫЙПРОЕКТРАЗВИТИЯОБРАЗОВАНИЯПрограмма «Совершенствованиепреподаваниясоциально-экономическихдисциплин в вузах» Российский университет дружбы народов Программадисциплины История социологии Москва 2003 Программадисциплины ...
  4. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Программа дисциплины История социологии

    Программа дисциплины
    ... КАДРОВ ИННОВАЦИОННЫЙПРОЕКТРАЗВИТИЯОБРАЗОВАНИЯПрограмма «Совершенствованиепреподаваниясоциально-экономическихдисциплин в вузах» Российский университет дружбы народов Программадисциплины История социологии Москва 2003 Программадисциплины ...
  5. Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Программа дисциплины Институциональная экономика

    Программа
    ... КАДРОВ ИННОВАЦИОННЫЙПРОЕКТРАЗВИТИЯОБРАЗОВАНИЯПрограмма «Совершенствованиепреподаваниясоциально-экономическихдисциплин в вузах» ... потребностями хозяйственной практики; ... фирмы. Типология экономическихорганизаций. Модели корпоративного управления ...

Другие похожие документы..