Главная > Методическое пособие


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Пермская государственная сельскохозяйственная академия

имени академика Д.Н.Прянишникова»

Кафедра истории и социологии

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО КУРСУ «ПОЛИТОЛОГИЯ»

Пермь 2010

Методическое пособие составлено для студентов очного отделения ПГСХА ассистентом кафедры истории и социологии Пучковым А.А.

При составлении пособия использовались материалы Хрестоматии по политологии1, материалы с сайта Библиотеки Гумер:

Ответственный за выпуск – к.и.н., доцент Т.С. Волкова

Методическое пособие утверждено на заседании кафедры истории и социологии

«14» января 2010 г. и одобрено методической комиссией землеустроительного факультета.

Пояснительная записка

Цель изучения дисциплины – формирование системного политического мировоззрения, представлений, теоретических знаний, практических умений и навыков по научным основам и методам политологии применительно к анализу современного российского общества.

«Политология» представляет собой одну из базовых гуманитарных дисциплин, обеспечивающих свободное развитие личности, социальную и политическую адаптацию студента и выпускника вуза к реальной жизни современного российского общества.

В соответствии с учебными планами ФГОУ ВПО Пермская ГСХА, ";Политология"; изучается как составная часть учебной дисциплины ";Социология и политология";.

Методическое пособие состоит из двух частей. В первой части представлены выдержки из работ классиков политологии и вопросы к ним. Во второй части - вопросы для размышления. В приложениях представлен глоссарий, биографические справки, таблица «Становление и развитие политологического знания», список основной литературы и источников.

Учебно-тематический план дисциплины

Раздел дисциплины

Количество часов

всего

лекции

практические

занятия

СРС

1. Политология как наука. История политической мысли

6

4

2

2

2. Политика и политическая власть

12

2

2

8

3. Политические элиты и лидерство

6

2

2

2

4. Политическая жизнь и политические системы общества

6

2

2

4

5. Политические режимы

6

2

2

4

6. Государство в политической системе общества. Государство и гражданское общество

6

2

2

2

7. Политические партии. Социальные и политические движения.

4

-

-

4

8. Социальные и политические процессы в современном мире. Внешняя политика и международные отношения

10

2

2

6

Итого:

56

16

14

32

Часть 1.

Тема 1. ";Политология как наука. История политической мысли";.

Задание 1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Чичерин Б.Н.2

";Политика есть наука о способах достижения государственных целей.

В действительности, управление государством всегда руководится политикой. В этом смысле политика есть не наука, а практическое искусство, существовавшее задолго до появления какой бы то ни было государственной науки. …. [Однако] правильная теория должна восполнить недостаток практики. Только здравая политическая наука, исследующая различные стороны государственного быта и раскрывающая внутренний их смысл, в состоянии воздержать общество от легкомысленного увлечения шаблонными взглядами…, по своей простоте доступной непросвещенным умам, но менее всего способной обнять многосторонние и сложные явления общественной жизни.

Наука одна может противодействовать распространению в обществе революционного духа, составляющего естественный плод скудоумия и невежества….

Понимание требует знания и мысли, а для отрицания не нужно ничего, кроме юношеской дерзости. Политика имеет дело с свободными человеческими действиями; о чисто механической необходимости в ней не может быть речи. Ограниченность [политической теории] состоит в том, что она эти явления принимает за исключительно законные. Задача науки состоит в том, чтобы победить эту односторонность, указав место теорий в общем движении мысли и ее соответствие тем или другим элементам государственной жизни";.

Вопросы

  1. Что изучает политология, с точки зрения Б.Н Чичерина.?

  2. Зачем нужна политическая наука, с точки зрения Б.Н Чичерина?

  3. Согласны Вы с его взглядами о роли политики?

  4. К какому подходу можно отнести взгляды Чичерина:

  • инструментальному,

  • институциональному,

  • бихевиористскому,

  • нормативно-ценностному

  • функционалисткому?

Ответы аргументируйте.

Задание 2. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

П. Сорокин3

";Четвертым отделом социологии будет социальная политика. Этот отдел по своему характеру и целям является чисто практическим, прикладной дисциплиной. Его задачей служит формулировка рецептов, указание средств, пользуясь которыми можно и должно достигать цели улучшения общественной жизни и человека. Иначе социальную политику можно назвать социальной медициной или учением о счастье. Подобно тому как с ростом физико-химических и биологических наук появились чисто прикладные дисциплины (технология металлов, агрономия, медицина и т. д), которые теоретически данные этих наук обращают на служение человеческим целям, так и социальная политика, пользуясь данными теоретической социологии, может и должна использовать их для практического применения в сфере общественной жизни и целях ее улучшения, короче — в целях роста человеческого счастья, увеличения культурных ценностей и ускорения общечеловеческого прогресса";.

Вопросы

  1. Какие функции социальной политики выделяет П. Сорокин?

  2. Почему П. Сорокин называет политику социальной?

  3. Согласны ли Вы с его позицией?

Ответы аргументируйте.

Задание 3. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Г. Алмонд4

";Если бы мы построили графическую модель истории развития политической науки в виде кривой, отражающей прогресс в изучении политики на протяжении столетий, то начать ее следовало бы с зарождения этой науки в Древней Греции. В эпоху расцвета Древнего Рима кривая приподнялась бы немного вверх, потом шла примерно на одном уровне весь период средневековья, существенно выросла во времена Ренессанса и сделала резкий скачок в XX в., когда политическая наука обрела подлинно профессиональный характер. Эта кривая отразила бы и качественное совершенствование представлений по двум основополагающим проблемам политической науки: о свойствах политических институтов и о критериях их оценки.

В течение XX в. данная гипотетическая линия круто поднималась бы трижды. Первый пик приходится на межвоенные десятилетия (1920— 1940) и связан с чикагской школой — именно тогда были разработаны программы эмпирических исследований, в которых существенное внимание уделялось психологической и социологической интерпретациям политики, а также подчеркивалось значение количественных факторов. Второй, более значимый для развития политических исследований — наблюдается в период после Второй мировой войны и отмечен распространением во всем мире поведенческого подхода к политике, совершенствованием традиционных политологических субдисциплин и ростом профессионализации (что нашло отражение в создании научных учреждений и т.п.). Третий подъем указывает на введение логико-математических методов исследования и применение экономических моделей при подходе к исследованиям с позиций «рационального выбора» и «методологического индивидуализма";.

Вопросы

  1. Какие факторы влияли на развитие науки о политики, начиная с Античности и заканчивая XX в.?

  2. Какие две основополагающие проблемы лежат в основе развития науки о политике?

Ответы аргументируйте.

Тема 2: ";Политика и политическая власть";.

Задание 1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

М. Вебер5

";Господством"; называется возможность встречать повиновение определенных групп людей cпецифическим (или всем) приказам... Господство (";авторитет";) может основываться в конкретном случае на самых разных мотивах повиновения, начиная с неопределенного приучения до чисто рациональных соображений.

Каждое господство старается возбудить веру в свою ";легитимность"; и позаботиться о ней.

Следовательно, виды господства целесообразно различать по типичной для них претензии на легитимность.

1) рационального характера, т.е. основывается на вере в легальность установленного порядка и законность осуществления господства на основе этой легальности (легальное господство).

2) традиционного характера, т.е. основывается на обыденной вере в святость традиций и вере в легитимность авторитета, основанного на этих традициях.

3) харизматического характера, т.е. основывается на незаурядных проявлениях святости или геройской силы, или образцовости личности и созданном этими проявлениями порядке (харизматическое господство)";.

Вопросы

  1. Являются ли власть и господство («авторитет») схожими категориями?

  2. Что является основанием для типологии господства у М.Вебера?

Ответы аргументируйте.

Задание 2. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Б.Н.Чичерин6

";Власть, вообще, есть воля, имеющая право повелевать. С юридическою властью неразлучно соединена и сила приводить свое решение в исполнение, ибо юридический закон есть закон принудительный. Поэтому, юридическая власть содержит в себе двоякую силу, юридическую и физическую, силу обязывать и силу принуждать. Впрочем, обе стороны могут быть разделены, так что одна власть произносит решение, а другая его исполняет.

Власть всегда присваивается известному лицу. Без лица она немыслима, ибо только единичное лицо может решать и действовать. Она может принадлежать и нескольким лицам вместе. Таким образом, всякая власть заключает в себе два элемента: юридический элемент, право, составляющее существо власти, и лицо или лица, облеченные правом; они определяют форму власти.

Власть может быть частная и общественная. Первая принадлежит частному лицу над другим лицом; таковы власти семейная и господская. Вторая принадлежит союзу, или обществу, над его членами. Здесь лицо, облеченное властью, является органом и представителем целого; оно действует во имя общей цели. Право принадлежит ему, не как лицу, а как органу целого.

Всякий постоянный союз основан на подчинении членов целому; без этого нет союза. Поэтому, во всяком союзе существует общественная власть; а так как союзы различны, то и власти могут быть различны. Общественная власть может быть патриархальная, гражданская, церковная, государственная";.

Вопросы

  1. Что понимает Б.Н. Чичерин под термином ";власть";?

  2. Согласны ли вы с тем, что «всякий постоянный союз основан на подчинении членов целому»?

Ответы аргументируйте.

Задание 3. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

М. Вебер7

";Что мы понимаем под политикой? Гово­рят о валютной политике банков, о дисконтной полити­ке Имперского банка, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике го­родской или сельской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем.

«Политика», судя по всему, означает стремле­ние к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает. Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как средству, подчиненному дру­гим целям (идеальным или эгоистическим), либо к вла­сти «ради нее самой», чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она дает.

Государство, равно как и политические союзы, исто­рически ему предшествующие, есть отношение господ­ства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как сред­ство";.

Вопросы

  1. Каково главное свойство политики, с точки зрения Макса Вебера?

  2. Сравните подходы Чичерина Б.Н. и Макса Вебера к определению политики. В чем сходства и различия этих подходов?

  3. Целесообразно ли говорить о политике банков, школьной политике, политике жены по отношению к мужу?

Ответы аргументируйте.

Задание 4. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Т. Парсонс8

";Власть является реализацией обобщенной способности, состоящей в том, чтобы добиваться от членов коллектива выполнения их обязательств, легитимизированных значимостью последних для целей коллектива, и допускающей возможность принуждения строптивых посредством применения к ним негативных санкций, кем бы ни являлись действующие лица этой операции. Читатель заметил, что для определения власти я употребил понятие «обобщение» и «легитимация». Добиться обладания полезным предметом, выменяв его на другой предмет, не означает совершить денежную сделку. Таким же образом из моего определения следует, что добиться удовлетворения своего желания, определено оно как обязательство объекта или нет, посредством простой угрозы со стороны превосходящей силы не составляет акта властвования.

Способность обеспечивать удовлетворение желания должна быть обобщенной, чтобы можно было назвать ее властью в том смысле, который я придаю этому термину, а не быть только функцией отдельного применения санкции, которую в состоянии наложить одно лицо, и, наконец, использованный посредник должен быть «символическим». На второе место среди свойств власти я поставил легитимацию. Это с необходимостью вытекает из моего понимания власти как «символической», которая, будучи обмененной на что-нибудь действительно значимое для эффективности сообщества, а именно на повиновение, не оставляет приобретателю выгоды, т.е. лицу, выполнившему обязательство, «никакой ощутимой ценности";.

Вопросы

  1. Что понимает под термином ";власть"; Т. Парсонс?

  2. Поясните, что значат «обобщенность» или «легитимация», с точки зрения Т. Парсонса?

  3. К какому подходу можно отнести взгляды Парсонса: системному, символическому, социологическому?

Ответы аргументируйте.

Задание 5. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Ч. Мерриам9

";Парадокс политики заключается в том, что для сохранения объединения в борьбе с внутренними и внешними врагами надо поддерживать в нем дисциплину; однако эта жесткая дисциплина разрушает те жизненные силы инициативы, критицизма и реорганизации, без которых власть объединения может быть утрачена. Должно быть полное соответствие с общим сводом правил и норм, установленных государством, в противном случае не удастся избежать анархии. Но внутри объединения необходимо и разумное пространство для свободы критики, возражений, для предложений и изобретательности. Очевидно, что положение науки в этой ситуации довольно сложно из-за сознательного столкновения между интересом группы и наукой или из-за бессознательного отклонения от научного исследования.

Классы, расы и все прочие виды сообществ выдвигают в качестве обязывающих так называемые принципы, которые являются порождением их собственных интересов и, возможно, неосознанно исходят из этих интересов в ходе общего использования.

Так, политическое теоретизирование в значительной степени является завуалированной пропагандой определенных интересов. Мнения большинства выдающихся философов, представителей определенной расы и нации относительно их достоинств нуждаются, почти без исключения, в серьезном уточнении. То же самое можно сказать о защитниках экономических классов и других видов общностей";.

Вопросы

  1. В чем заключается парадокс политики, с точки зрения Ч. Мерриама?

  2. Что необходимо обществу, кроме политики, чтобы оно не распалось?

  3. Согласны ли Вы с утверждением, что политическая жизнь сводится к отстаиванию интересов людей?

Ответы аргументируйте.

Задание 6. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

В.И. Ленин10

«Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов».

Вопросы

  1. Есть ли основания утверждать, что сегодня в России люди - жертвы политического обмана?

Ответ аргументируйте.

Задание 7. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

П.И.Пестель11

";Правительство есть совокупность всех лиц, занимающихся отправлением дел общественных. Оно поставлено в обязанность доставлять народу благоденствие и потому имеет право государством управлять для достижения сей предназначенной цели. Обладая сим правом, оно должно иметь и соразмерную власть, дабы обязанность могла быть выполнена и право было бы действительным.

Сия власть есть Верховная власть. Из общего предмета или состава благоденствия государства истекают особенные предметы сей общей цели. Верховная власть должна соответствовать каждому особенному предмету: особенная обязанность, особенное право и особенная власть. Особенные власти должны совершенно зависеть от верховной и действовать по направлению, от нее исходящему. Совокупность всех сих особенных или частных властей составляет государственное правление, которое также названо быть может чиноначальством.

Общая власть именуется Верховной властью, а совокупность частных — государственное правление или чиноначальство";.

Вопросы

  1. Зачем правительству дается власть, с точки зрения Пестеля П.И.?

  2. Как Вы думаете, актуален ли взгляд Пестеля П.И. на власть и правительство?

Ответы аргументируйте.

Тема 3. ";Политические элиты и политическое лидерство";.

Задание 1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Г. Моска12

«Во всех обществах существуют два класса людей — класс правящих и класс управляемых. Первый, всегда менее многочисленный, выполняет политические функции, монополизирует власть и наслаждается теми преимуществами, которые дает власть, в то время как второй, более многочисленный класс управляется и контролируется первым в форме, которая в настоящее время более или менее законна, более или менее произвольна и насильственна и обеспечивает первому классу, по крайней мере внешне, материальные средства существования и все необходимое для жизнедеятельности политического организма.

В реальной жизни мы все признаем существование этого правящего класса, или политического класса, как уже предпочли ранее определить его. Мы все знаем, что в нашей собственной стране, как бы то ни было, управление общественными делами находится в руках меньшинства влиятельных людей, с управлением которых, осознанно или нет, считается большинство.

Достаточно только открыть глаза, чтобы это увидеть: в каждом политическом организме есть один индивид, который является основным среди правящего класса как целого и находится, как мы говорим, у кормила власти. Это не всегда человек, обладающий законной верховной властью. В одних случаях рядом с наследным королем или императором премьер-министр или мажордом обладают реальной властью, гораздо большей, чем власть суверена, в других случаях вместо избранного президента правит влиятельный политик, который обеспечил выборы президента».

Вопросы

1. Каковы функции правящего класс, согласно Г. Моске?

2. Как Вы думаете, почему правящий класс - это всегда меньшинство общества?

Ответы аргументируйте



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Теоретические основания концепции Информационного общества" Учебно-методическое пособие по курсу " Интернет и политика"

    Учебно-методическое пособие
    ... Учебно-методическоепособиепокурсу "Интернет и политика" /biblio/1042577178.html Чугунов А.В. // Каф. политологии ... Информационного общества": Учебно-методическоепособиепокурсу "Интернет и политика"/ Каф. политологии философского ф-та СПбГУ ...
  2. ПОЛИТОЛОГИЯ Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе для студентов всех специальностей

    Учебно-методическое пособие
    ... ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» КАФЕДРА «ПОЛИТОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ И ПРАВО» ПОЛИТОЛОГИЯ Учебно-методическоепособиепо самостоятельной работе для студентов ... . – 559 с. Горелов А. А. Политология : учеб. – М. : ЭКСМО, 2006. – 576 с. Политология : курс лекций / под ред ...
  3. ПОЛИТОЛОГИЯ методическое пособие для самостоятельной работы

    Документ
    ... Д.М.Толочко. «Политология: методическоепособие для самостоятельной работы студентов II курса лечебного, медико-диагностического ... 9. Введение в теорию политических систем: Учебное пособиепокурсуПолитология” /С.В.Решетников, В.В.Ровдо и др. Мн., ...
  4. Методические рекомендации к учебнику «обществоведение 10-11» под редакцией москва «просвещение»

    Методические рекомендации
    ... в 11 классе: методическоепособиепокурсу «Человек и общество». ... политология. – М., 1997. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 200. Российская историческая политология.— Ростов н / Д; М., 1998. Соловьев А. И. Политология ...
  5. Основы демократии учебно-методическое пособие по английскому языку

    Учебно-методическое пособие
    ... Учебно-методическоепособиепо английскому языку Рекомендовано методической комиссией ... методическоепособие предназначено для студентов 1-2 курсов факультета международных отношений, обучающихся по специальностям «Политология» и « Реклама». Пособие ...

Другие похожие документы..