Главная > Рабочая программа



Муниципальное образовательное учреждение
Самсоновская средняя общеобразовательная школа

«Согласовано»

Зам.директора по УВР

___________Аммас Е.Н.

«____»____________ 2011 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ
Самсоновская СОШ

_________ Маскалев В.Н.

Рабочая программа

учебного курса

«Информатика и ИКТ»

9 класса, базовый уровень
составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д.

Составитель: Шац В.И.
учитель информатики и ИКТ
вторая квалификационная категория

Самсоново,2011

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования //Сборник нормативных документов Информатика и ИКТ/сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.:Дрофа, 2007 и Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ/. В основе планирования авторская программа Угриновича Н.Д.

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

  • учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;

  • методическое пособие для учителя «Информатика и ИКТ 8-11 классы» методическое пособие / Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;

  • комплект цифровых образовательных ресурсов.

В связи с тем, что в учебном плане на изучение предмета отводится 68 часов в 9, а не 70 часов, то в рабочей программе уменьшено количество часов на 2 часа в отличие от авторской программы.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы.

Перечень учебно-методических средств обучения

Литература

  1. Н.Д.Угринович «Преподавание курса “Информатика и ИНКТ в основной и старшей школе “ 8-11 классы: методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

  2. Н.Д.Угринович «Информатика и ИКТ» : учебник для 9 класса -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

  1. Информатика и ИКТ. –задачник - практикум под ред.И.Г. Семакина. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 в 2 томах

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер

  • Проектор

  • Принтер

  • Модем

  • Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; микрофон.

Программные средства

  • Операционная система –Linux.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  • Простая система управления базами данных.

  • Простая геоинформационная система.

  • Система автоматизированного проектирования.

  • Виртуальные компьютерные лаборатории.

  • Программа-переводчик.

  • Система оптического распознавания текста.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  • Система программирования.

  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

  • Программа интерактивного общения.

  • Простой редактор WеЬ-страниц.

Календарно-тематический план преподавания курса
Информатика и ИКТ

9 класс

Тема

Дата

по плану

Дата факт.

Виды деятельности обучающихся

Планируемые образовательные результаты изучения темы

Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации – 15 часов

1

Правила техники безопасности при работе в компьютерном классе. Кодирование графической информации.

беседа

Знают: формы представления информации в ПК

Умеют: осуществлять расчет количества информации

Объяснительно-иллюстративный, поисковый

2

Кодирование графической информации.

Знают: формы представления гра

фической информации; характеристики растрового изо-

бражения (репродуктивный уровень).

Знают, в чем состоит различие между растровыми изображениями и векторными рисунками (продуктивный

уровень).

Знают характеристики звуковой информации и форматы звуковых файлов

(репродуктивный

уровень).

Умеют редактировать звуковые записи и сохранять звуковые файлы в различных форматах

(продуктивныйуровень)

Объяснительно-иллюстративный

3

Практическая работа №1 «Кодирование графической информации».

Практическая работа №1

Знают: способы получения и редактирования цифровых фотографий; этапы создания

цифрового видеофильма (репродуктивный уровень)

Проблем-

ное изло-

жение

4

Растровая и векторная графика.

Знают :В чем состоит различие между растровыми изображениями и векторными рисунками

Объяснительно-иллюстративный

5

Интерфейс и основные возможности растрового графического редактора

Знают: характеристики звуковой информации и форматы звуковых файлов

Проблемное изложение

6

Практическая работа по теме: ";Редактирование изображений в растровом графическом редакторе";

Практическая работа №2

Умеют редактировать звуковые записи и сохранять звуковые файлы в различных форматах

Проектно-исследовательский

7

Работа с объектами в векторных графических редакторах

Знают: Интерфейс, основные инструменты и команды для создания и обработки рисунков

Объяснительно-иллюстративный

8

Редактирование изображений и рисунков в векторном графическом редакторе

Знают: способы получения и редактирования цифровых фотографий

Проектно-исследовательский

9

Практическая работа по теме: ";Создание рисунков в векторном графическом редакторе";

Практическая работа №3

У учащихся сформируются навыки обработки изображения в векторном графическом редакторе

Проектно-исследовательский

10

Растровая и векторная анимация.

Знают: Интерфейс, основные инструменты и команды для создания анимации

Объяснительно-иллюстративный

11

Практическая работа по теме: ";Анимация";

Практическая работа №4

у учащихся сформируются навыки создания анимации

Проектно-исследовательский

12

Кодирование и обработка звуковой информации

Практическая работа по теме: ";Кодирование и обработка звуковой информации";

Практическая работа №5

Знают понятия: Интенсивность, частота и громкость звука; частота дискретизации, глубина

кодирования звука.

Интерфейс звукового редактора, основные команды обработки звука

Проектно-исследовательский

13

Цифровое фото и видео.

Практическая работа по теме: «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу»

Практическая работа №6

Умеют проводить захват и редактирование цифрового

фото и видео (продуктивный уровень)

Проектно-исследовательский

14

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

Имеют навыки использования средств ИКТ при выполнении индивидуальных и кол-

лективных проектов; творческой деятельности средствами мультимедиа

исследовательский

15

Контрольная работа по теме :«Кодирование и обработка графической информации»

Контрольная работа №1

Кодирование и обработка текстовой информации - 9 ч

16

Кодирование текстовой информации.

Практическая работа по теме

";Кодирование текстовой информации.";

Практическая работа №7

Знают как кодируется информация в компьютере, формулу для определения количества информации; различные кодировки знаков, чем они отличаются

Объяснительно-иллюстративный, исследовательский

17

Создание и редактирование текстовых документов. Сохранение и печать документов.

Практическая работа по теме: ";Вставка в документ формул";

Практическая работа №8

Знают способы создания документов,

Умеют создавать, сохранять, печатать документы, изменять параметры страницы, вставлять в документ формулы

Проектно-исследовательский

18

Форматирование документа .

Практическая работа по теме:

";Форматирование символов и абзацев";

Практическая работа №9

Умеют: форматировать символы и абзацы в документе

Объяснительно-иллюстративный, исследовательский

19

Включение в текстовый документ списков, диаграмм, формул и графических объектов.

Умеют: вставлять в документ формулы, графические объекты

Объяснительно-иллюстративный

20

Практическая работа по теме:

";Создание и форматирование списков.";

Практическая работа №10

Умеют: создавать списки и их форматировать

Проектно-исследовательский

21

Таблицы.

Практическая работа по теме:

";Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.";

Практическая работа №11

Умеют: создавать, редактировать и заполнять таблицы в текстовом редакторе

Проектно-исследовательский

22

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.

Практическая работа по теме:

";Перевод текста с помощью компьютерного словаря.";

Практическая работа №12

Знают: интерфейс, основные инструменты и команды компьютерных словарей и систем оптического распознавания документов

Объяснительно-иллюстративный, исследовательский

23

Системы оптического распознавания документов. Практическая работа по теме:

Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.

Практическая работа №13

Умеют работать со сканером

исследовательский

24

Зачетная практическая работа по теме «Кодирование и обработка текстовой информации»

Зачетная практическая работа

Проверка знаний учащихся

Имитационное моделирование

Кодирование и обработка числовой информации – 10 ч

25

Представление числовой информации с помощью систем счисления.

Практическая работа по теме:

";Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.";

Практическая работа №14.

Знают: виды систем счисления (репродуктивный уровень)

Объяснительно-иллюстративный, исследовательский

26

Арифметические операции в позиционных системах счисления. Представление чисел в компьютере.

Умеют: переводить числа из одной системы счисления в другую (продуктивный уровень)

Объяснительно-иллюстративный

27

Электронные таблицы. Основные типы данных.

Знают: основные параметры электронных таблиц, основные типы и форматы данных

Объяснительно-иллюстративный

28

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

Имеют представление об относительных, абсолютных и смешанных ссылках

Объяснительно-иллюстративный

29

Практическая работа по теме:

";Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.";

Практическая работа №15

Умеют: использовать все виды ссылок

исследовательский

30

Встроенные функции.

Практическая работа по теме:

";Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.";

Практическая работа №16

Умеют: использовать встроенные функции

Объяснительно-иллюстративный, исследовательский

31

Построение диаграмм и графиков. Основные параметры диаграмм.

Практическая работа по теме: ";Построение диаграмм различных типов.";

Практическая работа №17.

Знают: типы диаграмм. Основные параметры диаграмм

Умеют: строить диаграммы различного типа

Объяснительно-иллюстративный, проектно-исследовательский

32

Базы данных в электронных таблицах.

Практическая работа по теме: «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах»

Практическая работа №18

Знают: понятие базы данных, табличную форму представления базы данных и представление с помощью формы.

Понятие СУБД.

Понятие сортировки и поиска данных.

Умеют: представлять базу данных в виде таблицы и формы, производить сортировку и поиск данных в электронных таблицах

Объяснительно-иллюстративный, проектно-исследовательский

33

Повторение темы

34

Контрольная работа по теме:

Кодирование и обработка числовой информации.

Контрольная работа №3

Проверка знаний учащихся

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования – 20 ч

35

Алгоритм и его формальное исполнение.

Знают: понятие алгоритма, свойства алгоритмов, примеры алгоритмов.

Объяснительно-иллюстративный

36

Основы объектно-ориентированного визуального программирования на языке

Знают: понятия исполнитель алгоритма, система команд исполнителя, программа

Объяснительно-иллюстративный

37

Практическая работа по теме: ";Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.";

Практическая работа № 19

Умеют: создавать и настраивать управляющие элементы графического интерфейса проекта, создавать событийные процедуры по образцу; изменять свойства объектов графического интерфейса проекта и редактировать программный код, создавать свои событийные процедуры.

проектно-исследовательский

38

Переменная: тип, имя, значение

Практическая работа

Проект «Переменные»

Практическая работа № 20

Умеют описывать переменные, Присваивать им значения и выводить на экран.

Знают порядок выполнения арифметических операций.

Объяснительно-иллюстративный, проектно-исследовательский

39

Арифметические, строковые и логические выражения

Знают: понятие переменной, основные типы переменных, объявление переменных в языках Basic

Умеют: применять оператор присваивания

Объяснительно-иллюстративный

40

Практическая работа

Проект«Строковый калькулятор»

Практическая работа № 21

Умеют: пользоваться электронным калькулятором

исследовательский

41

Функции в языках объективно-ориентированного и процедурного программирования.

Практическая работа по теме:

«Дата и время»

Практическая работа № 22

Знают: структуру функции и типы функций, используемых в VB; синтаксис функций ввода – вывода данных

Объяснительно-иллюстративный, проектно-исследовательский

42

Линейный алгоритм

Знают понятие линейный алгоритм,

Умеют пользоваться арифметическими выражениями

Объяснительно-иллюстративный

43

Практическая работа

Проект « Калькулятор»

Практическая работа № 23

Имеют навыки создания проектов для решения учебных задач

проектно-исследовательский

44

Алгоритмическая структура «Ветвление»

Умеют составлять блок-схемы ";Ветвление"; и описывать их на языке VB.

Объяснительно-иллюстративный

45

Практическая работа № 24 Проект «Сравнение кодов символов»

Практическая работа № 24

Имеют навыки создания проектов для решения учебных задач

проектно-исследовательский

46

Алгоритмическая структура «Выбор»

Умеют составлять блок-схемы ";Выбор"; и описывать их на языке VB.

Объяснительно-иллюстративный

47

Практическая работа № 25

Проект «Отметка»

Практическая работа № 25

Имеют навыки создания проектов для решения учебных задач

проектно-исследовательский

48

Алгоритмическая структура «Цикл»

Умеют составлять блок-схемы ";Цикл"; и описывать их на языке VB.

Объяснительно-иллюстративный

49

Алгоритмическая структура «Цикл»

Практическая работа № 26

Проект «Коды символов»

Практическая работа № 26

Имеют навыки создания проектов для решения учебных задач

проектно-исследовательский

50

Практическая работа №27

Проект «Слово-перевертыш»

Практическая работа № 27

Имеют навыки создания проектов для решения учебных задач

проектно-исследовательский

51

Графические возможности объективно-ориентированного языка программирования.

Знают правила описания основных геометрических объектов, графических фигур.

Объяснительно-иллюстративный

52

Практическая работа № 28

Проект «Графический редактор»

Практическая работа № 28

Умеют рисовать простые геометри-

ческие фигуры

проектно-исследовательский

53

Основы объектно-ориентированного программирования

Умеют: применять функции для решения задач программирования

Объяснительно-иллюстративный

54

Зачетное занятие по теме «Основы алгоритмизации и программирования»

Зачетное занятие ( тестирование)

Знают и понимают основные понятия VB (объект, свойства, методы) и связь между ними

поисковый

Моделирование и формализация -10 ч

55

Моделирование, формализация, визуализация.

Знают понятия: моделирование, формализация

Приводят примеры моделирования в различных областях деятельности

Объяснительно-иллюстративный

проектно-исследовательский

56

Материальные и информационные модели

Различают понятия: материальные и информационные модели

Объяснительно-иллюстративный

57

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

Знают основные этапы моделирования

Объяснительно-иллюстративный

58

Построение и исследование физических моделей.

Практическая работа №29 «Бросание мячика в площадку»

Практическая работа №29

Создают простейшие модели объектов и процессов в виде электронных таблиц и проводят компьютерные эксперименты

исследовательский

59

Приближенное решение уравнений .

Практическая работа № 30 Графическое решение уравнения

Практическая работа № 30

Имеют навыки

самостоятельно лростейшпх про­цессов и проведе­ния компьютерных экспериментов го моделирования

исследовательский

60

Экспертные модели распознавания химических веществ.

Практическая работа №31 Распознавание удобрений

Практическая работа № 31

Имеют навыки

самостоятельно лростейшпх про­цессов и проведе­ния компьютерных экспериментов го моделирования

исследовательский

61

Геоинформационные модели.

Практическая работа № 32

Проект «Модели систем управления»

Практическая работа № 32

Имеют навыки

самостоятельно лростейшпх про­цессов и проведе­ния компьютерных экспериментов го моделирования

исследовательский

62

Информационные модели управления объектами

Создают простейшие модели объектов и процессов в виде электронных таблиц и проводят компьютерные эксперименты

Объяснительно-иллюстративный

63

Повторение темы

Имеют научные представления о моделях и технологии моделирования

поисковый

64

Контрольная работа №5 «Моделирование и формализация»

Контрольная работа №5

Имеют навыки орга­низации собственной информационной дея­тельности и планиро­вания ее результатов

Проверка знаний учащихся

Информатизация общества (3 ч)

65

Информационное общество

Знают основные этапы развития общества; основные характерные черты информационного общества

Объяснительно-иллюстративный

66

Информационная культура

Знают основные определения, связанные с информационной культурой

Объяснительно-иллюстративный

67

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий

Знают основные этапы развития информационных и коммуникационных технологий

Объяснительно-иллюстративный

68

Итоговая контрольная работа.

Итоговая контрольная работа.

Проверка знаний учащихся

Требования к уровню подготовки по итогам изучения Информатики и ИКТ

В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

- создавать записи в базе данных;

- создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсовобщества с соблюдение соответствующих правовых и этических норм.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ

Критерий оценки устного ответа

  Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

  Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

  Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

  Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

  Отметка «1»: отсутствие ответа. 

Критерий оценки выполнения практического задания

  Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

  Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

  Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

  Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

  Отметка «1»: работа не выполнена.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» 9 класса

    Рабочая программа
    ... Рабочаяпрограммапоинформатике и ИКТсоставлена в соответствии с Федеральнымкомпонентомгосударственногостандартаобщегообразования //СборникнормативныхдокументовИнформатика и ИКТ/сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.:Дрофа, 2007 и Примерной ...
  2. Пояснительная записка (553)

    Рабочая программа
    ... Рабочаяпрограммапоинформатике и ИКТсоставлена в соответствии с Федеральнымкомпонентомгосударственногостандартаобщегообразования //СборникнормативныхдокументовИнформатика и ИКТ/сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.:Дрофа, 2007 и Примерной ...
  3. Учебный план «средняя общеобразовательная монаковская школа» на 2012 – 2013 учебный год

    Документ
    ... % 3 6 История Примернаяпрограмма основгого общегообразованияпо истории. История средних веков. // Сборникнормативныхдокументов. История/сост. Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев М.: Дрофа2007 История ...
  4. Методические рекомендации по организации учебного процесса (16)

    Методические рекомендации
    ... деятельности. Соотношение содержания стандартов и примерныхпрограмм На основе Федеральногокомпонентагосударственногостандартаосновногообщегообразованиясоставленапримернаяпрограммапоинформатике и ИКТ. В ней конкретизировано содержание ...
  5. Публичный доклад моау сош № 30 г кирова « итоги 2010-2011 учебного года» 1 общая характеристика школы

    Доклад
    ... основногообщегообразования Предметы в соответствии с учебным планом Программы с указанием уровня Классы Русский язык Базовый уровень. Сборникнормативныхдокументов. Федеральныйкомпонентгосударственногостандарта. Примерныепрограммыпо ...

Другие похожие документы..