Главная > Аналитические материалы
Аналитические материалы предметной комиссии о проведении ЕГЭ по русскому языку в 2009 году
I. Анализ ситуации
С целью подготовки к ЕГЭ в течение 2008-2009 уч. года в ИПК РО преподавателями кафедры гуманитарного образования и методистами Центра ЕГЭ ИПК РО (заведующая Соколик С.И.) была проделана следующая работа:
- Составлен план-график проведения курсов и семинаров. Состоялись курсы повышения квалификации, а также была проведена серия семинаров. Вопросы подготовки к ЕГЭ были включены в УТП всех курсов. Подготовка учителей предполагала работу в трех режимах: в режиме ученика, учителя, эксперта - в итоге разработана организационно - деятельностная модель процесса обучения.
- Разработаны «Методические рекомендации для завучей школ по предмету «Русский язык», в которых представлены схемы анализа ситуации подготовки к ЕГЭ, сравнительный и проблемный анализ результатов ЕГЭ (В.Н. Исакова, Е.Н. Шабанова).
- Для учителей края были переизданы и распространены «Дидактические материалы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку (сочинение)», а также « Дидактические материалы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку (языковые средства выразительности)» (В.Н. Исакова).
- Была проведена серия мастер-классов по темам: «Подготовка учащихся к выполнению наиболее трудных заданий части В», «Подготовка учащихся к написанию сочинения части С ЕГЭ», - количество обученных на курсах учителей – 480 (Е.Н. Шабанова).
- Были проведены курсы по темам: «Новые технологии оценивания качества знаний в системе обучения русскому языку», « Специфика части С ЕГЭ», «Работа над созданием вторичного текста при обучении школьников написанию сочинения» и др. в соответствии с планом – графиком, мастер - классы «Типичные затруднения учащихся при подготовке к ЕГЭ», курсы подготовки экспертов по оцениванию части С ЕГЭ. Общее количество обученных слушателей – 520 человек (В.Н. Исакова).
- Для экспертов были подготовлены «Методические рекомендации по оцениванию задания с развернутым ответом» (В.Н. Исакова).
- Были подготовлены и распространены среди слушателей раздаточные дидактические материалы по разным темам.
- Проведены консультации для учителей русского языка по вопросам подготовки и проведения экзамена.
- В марте, апреле и мае по заранее составленному плану-графику были проведены инструктивно-обучающие семинары для экспертов – учителей школ, преподавателей вузов, ссузов из гг. Красноярска, Железногорска, Канска, Минусинска, районов края. Количество обученных – 316 экспертов.
- В течение года Центром ЕГЭ ИПК была проведена серия разработческих семинаров, на которых формировалась стратегия и тактика реализации ЕГЭ по предметам (терминологический практикум, моделирование занятий в формате ЕГЭ, выявление запросов отдельных ОУ, территорий по вопросам ЕГЭ).
Результаты ЕГЭ
Результаты ЕГЭ в Крае с 2007 по 2009г. по 100-б. шкале
Таблица 1
Год
Средний балл по 100- балльной шкале
Россия
Красноярский край
2007
49,1
52,9 (3,76 балла по 5-б.шкале)
2008
55,4
55,7 ( 3,45 балла по 5-б.шкале)
2009
56,5
57,2
Результаты ЕГЭ в Крае с 2007 по 2009 г. по 5-б. шкале
Таблица 3
2007 год | 2008 год | 2009 год |
Красноярский край 16473 | Красноярский край 25640 | Красноярский край 23 891 |
«5» - 17,1% ( 2816) | «5» - 11,7 % ( 2996) | Справились 22836 94,7% |
«4» - 44,8% (7379) | «4» - 33,4% (8572) | |
«3» - 34,8% (5732) | «3» - 42,8 % (10991) | |
«2» - 3,3% (544) | «2» - 12% (3081) | «2» 1055 5,3% |
Как видно из данных таблицы 1, результаты ЕГЭ по русскому языку в Красноярском крае за последние 3 года стабильно выше российских показателей: 57,2 по Красноярскому краю и 56,5 по России соответственно. Второй год экзамен по русскому языку является обязательным и наблюдается стабильный рост показателя среднего балла. Необходимо отметить, что относительно показателей прошлых лет идет повышение качества выполнения заданий ЕГЭ по русскому языку в Красноярском крае с 52,9 балла в 2007 году до 55,7 балла в 2008 году и 57,2 балла в 2009 году. Это подтверждает отмеченную в предыдущие годы положительную тенденцию (анализ результатов ЕГЭ по русскому языку в 2005-2007 гг.). Такая тенденция сохранилась и в условиях обязательного ЕГЭ по русскому языку в 2009 году.
Пороговый показатель ЕГЭ по русскому языку в 2009 году составлял 37 баллов. Этот порог не переступили 1055 экзаменующихся (5,3 %). Это ниже российского показателя на 0,7 %.
Соответственно переступили пороговый показатель 22 836 экзаменующихся (94,7 %).
В 2009 году в Крае 23 выпускников получили за работу 100 баллов. Этот показатель уменьшился по сравнению с 2008 годом (в 2008 году – 25 стобалльников в 22 территориях края):
Таблица 4
Как видно из Таблицы 4, большинство 100-балльников – это выпускники городских школ, большая часть (69,5 %)– из Красноярска.
Показатели среднего балла в зависимости от статуса
образовательного учреждения
Таблица 5
Статус ОУ | Количество выпускников 2008 | Средний балл 2008 | Количество выпускников 2009 | Средний балл 2009 |
Гимназии | 1453 | 64,54 | 1354 | 66,3 |
Лицеи | 1571 | 62,7 | 1517 | 64,1 |
ОУ с угл. изучением предметов | 2170 | 61,12 | 2115 | 61,5 |
Общеобразовательные школы | 18332 | 55,1 | 16274 | 56,8 |
Профессиональные лицеи и училища | 105 | 51,1 | 479 | 45,4 |
Вечерние (сменные) школы.. | 2009 | 41,1 | 1928 | 43,5 |
Средний балл в разных образовательных учреждениях
Таблица 6
Представленные выше таблицы 5 и 6 позволяют сделать ряд выводов относительно показателей среднего балла по русскому языку в разных по статусу школах:
1. В статусных школах показатели среднего балла значительно выше, чем в общеобразовательных школах. Причины этого заключаются в том, что в статусных школах есть резерв часов, отведенных на индивидуальные и групповые занятия по предмету. Кроме того, мотивация к обучению учащихся таких школ гораздо выше.
2. В профессиональных лицеях и училищах показатели среднего балла, напротив, значительно ниже, чем в общеобразовательных школах. Намного ниже показатели среднего балла у выпускников вечерних (сменных) школ, центров образования (см. Таблицу 5). Можно предположить, что, с одной стороны, недостаточно были проработаны Демоверсия, Спецификация и Кодификатор, с другой стороны – у учащихся не сформировался навык подготовки к новой итоговой форме аттестации, поскольку для них это только 3 год участия в новой форме итоговой аттестации. Выпускники профессиональных лицеев и училищ впервые все сдавали экзамен в форме ЕГЭ, количественно в 4 раза больше, чем в прошлом году, значительно снизился показатель среднего балла (см. Таблицы 5 и 6). Низкий уровень результатов может быть обусловлен следующим:
недостаточной информированностью учителей и учащихся вечерних (сменных) школ относительно основных нормативно - правовых документов ЕГЭ: Демоверсии, Спецификации, Кодификатора, инструкций по проведению ЕГЭ;
слабой мотивацией выпускников данных школ к высоким показателям обучения;
низким процентом учителей, посетивших курсы повышения квалификации и краевые обучающие семинары.
Результаты ЕГЭ в городах и сельских районах в 2009г.
Таблица 7
Территория | Количество учащихся | Средний балл |
г.Красноярск | 7124 | 59,6 |
Все города края, кроме Красноярска | 7416 | 58,38 |
Все сельские районы | 8829 | 54,38 |
Таблица 8
Сравнительный анализ результатов ЕГЭ по русскому языку в городах и сельских населённых пунктах (таблицы 7 и 8) показывает значительные различия в уровне подготовки учащихся сельских и городских школ. Комиссия отмечает более высокий уровень учебных достижений учащихся городских школ края, хотя и городские и сельские школьники выполняют одинаковые по сложности варианты КИМ. Это обусловлено следующим:
более благоприятными условиями для общего развития школьников в больших городах (доступность информационных носителей), что непосредственно сказывается на их речевом развитии;
недостаточной информированностью сельских учителей и учащихся относительно основных нормативно - правовых документов ЕГЭ: Демоверсии, Спецификации, Кодификатора, инструкций по проведению ЕГЭ;
слабой мотивацией сельских школьников к обучению;
низким процентом сельских учителей, посетивших курсы повышения квалификации и краевые обучающие семинары.
2. Результаты ЕГЭ по территориям Красноярского края
Диаграмма результатов ЕГЭ – 2009
по территориям Красноярского края.
Таблица 9
Изменения среднего балла по сельским территориям края
Таблица 10
Территория
Балл 2008
Балл 2009
Абанский
53,9
56+
Ачинский
52,8
52,4+
Балахтинский
53,6
58,8+
Березовский
56,4
56,1-
Бирилюсский
49,1
52,4+
Боготольский
56,4
59,6+
Богучанский
50,2
56,5+
Большемуртинский
49,4
53,3+
Большеулуйский
48,5
50,4+
Дзержинский
49,5
53,4+
Емельяновский
52,8
56,9+
Енисейский
52,6
53,1+
Ермаковский
49,7
52,8+
Идринский
51,8
54,6+
Иланский
50,6
52+
Ирбейский
52,4
55,8+
Казачинский
50,1
52,2+
Канский
53,5
53,1-
Каратузский
52,2
56,5+
Кежемский
53,8
56,6+
Козульский
52,7
54,5+
Краснотуранский
53
55,4+
Курагинский
54,7
57,3+
Манский
48,5
48,8+
Минусинский
52,5
54+
Мотыгинский
49,2
52,9+
Назаровский
53,7
55,5+
Нижнеингашский
48,4
50+
Новоселовский
54,7
55,6+
Партизанский
49,7
54,4+
Пировский
49,7
53,4+
Рыбинский
54,1
59+
Саянский
51
54,9+
Североенисейский
51
53,5+
Сухобузимский
52
52,2+
Тасеевский
51,2
57,3+
Таймырский
51,3
53,7+
Туруханский
50,2
56,8+
Тюхтетский
55
51,8-
Ужурский
46,5
49,7+
Уярский
55,3
55,9+
Шарыповский
48
46,6-
Шушенский
57,3
58,8+
Эвенкийский муниципальный
район
51,3
51,2-
Изменения среднего балла по городам края
Таблица 11
Город
Балл 2008
Балл 2009
Ачинск
58,1
60,1+
Боготол
50,1
50,1=
Бородино
57
59,5+
Дивногорск
60,5
58,6-
Енисейск
57
55,8-
Железногорск
61,6
63,2+
Заозерный
55,6
62,4+
Зеленогорск
61,1
61,2+
Игарка
57,8
61,6+
Канск
55,7
57,7+
Красноярск
58,4
59,6+
Лесосибирск
54,3
55,5+
Минусинск
54,2
58,6+
Назарово
55,2
58+
Норильск
55,7
57,1+
Солнечный
52,8
57,1+
Сосновоборск
59,1
61,1+
Шарыпово
54,1
58+
Изменения среднего балла по районам г. Красноярска
Таблица 12
Район
Балл 2008
Балл 2009
Железнодорожный
55,9
57,2+
Кировский
58
59,4+
Ленинский
56,2
57,2+
Октябрьский
60,8
61,1+
Свердловский
56,7
58,5+
Советский
59,6
60,8+
Центральный
59,2
60,5+
Похожие документы:
Статистика и анализ результатов государственной (итоговой) аттестации в новой форме по русскому языку в 2009 году 1 особенности проведения государственной итоговой аттестации по русскому языку и состав его участников в 2009 году
Документ... порусскомуязыку в 2009году 1. Особенности проведения государственной итоговой аттестации порусскомуязыку и состав его участников в 2009году ... проведенияЕГЭпорусскомуязыку, ... материалы для членов и председателей региональных предметныхкомиссийпо ...Методическая поддержка егэ в санкт-петербурге проблемы и решения
Методические рекомендации... итоговой аттестации изучить материалыАналитического отчёта предметнойкомиссии о результатах ЕГЭпорусскомуязыку в 2012 году. Добавим, что ... с проведениемЕГЭпо иностранному языку, с целью влияния на осознанный выбор сдачи ЕГЭпо предмету; ...Целевая комплексная программа развития муниципального
Программа... . ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ... предметныхкомиссийпорусскомуязыку при проведении ИГА в 9 классе в 2009году области» ... экспертов предметныхкомиссий при проведенииЕГЭпо английскому языку в 2009году на ...Методическое письмо об использовании результатов единого государственного экзамена 2009 года в преподавании русского языка в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования
Инструктивно-методическое письмо... разработку КИМ ЕГЭпорусскомуязыку 2010 года; - учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметныхкомиссийпо проверке ...Аналитическая справка о деятельности учителя русского языка и литературы
Документ... комиссиипо составлению заданий районной дистанционной предметной олимпиады, ежегодно включается в состав комиссии для проведения олимпиад порусскомуязыку ...