Главная > Основная образовательная программа


УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ Лакшинской средней

общеобразовательной школы

____________ А.И.Новикова

Приказ № от

Основная образовательная программа

начального общего образования

МОУ Лакшинской средней

общеобразовательной школы

на 2011 – 2012 учебный год

Содержание

Пояснительная записка, цель, задачи основной образовательной программы начального образования _____________________________________________________ 2

1. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования _______________________________________ 7

2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования __________________________________ 19

3. Учебный план начального общего образования ____________________________ 48

4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования ________________________________________ 51

5. Программы отдельных учебных предметов, курсов

5.1. Общие положения _______________________________________________________64

5.2. Основное содержание учебных предметов на ступени начального общего образования

5.2.1.1. Обучение грамоте ____________________________________________________ 65

5.2.1.2. Русский язык ________________________________________________________ 84

5.2.2. Литературное чтение ___________________________________________________ 96

5.2.3. Математика _________________________________________________________ 108

5.2.4. Окружающий мир ____________________________________________________ 123

5.2.5. Музыка _____________________________________________________________ 138

5.2.6. Изобразительное искусство ____________________________________________ 153

5.2.7. Технология __________________________________________________________ 167

5.2.8. Физическая культура __________________________________________________ 184

6. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни _ 217

7. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования____________________ 223

Приложение I ____________________________________________________________ 211

Приложение II ___________________________________________________________ 219

Приложение III ___________________________________________________________ 226

Приложение IV ___________________________________________________________ 248

Пояснительная записка

Основная образовательная программа начального общего образования разработана педагогическим коллективом МОУ Лакшинской СОШ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373), с учетом образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей, а также концептуальных положений УМК «Гармония». Программа ООП НОО была рассмотрена на педагогическом совете № 6 от 20.04.11г.

Миссия школы заключается в том, чтобы давать знания и опыт, позволяющие стать открытой, перспективной личностью, способной к непрерывному самосовершенствованию и выбору своего будущего, связывая его с будущим страны. Реализация её берет начало на ступени начального образования с введением ООП НОО.

Основная образовательная программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

·с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

·с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

·с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

·с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

·с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

·с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитывалось также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; ·развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и соответствует основным принципам развивающей личностно-ориентированной системы обучения:

  1. Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка.

  2. Принцип целостности образа мира связан с отбором интегрированного содержания предметных областей и метапредметных УУД, которые позволяют удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечить осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями. Интеграция позволяет объединить возможности различных предметов с целью формирования представлений о целостности мира (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика, технология), а также формирование УУД.

  3. Принцип практической направленности предусматривает формирование УУД средствами всех предметов, способности их применять в условиях решения учебных задач и практической деятельности повседневной жизни, умений работать с разными источниками информации, работать в сотрудничестве (малой и большой группах), в разном качестве ( ведущего, ведомого, организатора учебной деятельности), способности работать самостоятельно.

  4. Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников. Использование разноуровнего по трудности и объему представления предметного содержания через систему заданий, что открывает широкие возможности для вариативного образования, реализации индивидуальных образовательных программ, адекватных развитию ребенка. Каждый ребенок получает возможность усвоить основной (базовый) материал, но в разные периоды обучения и с разной мерой помощи со стороны учителя и соучеников, а более подготовленные учащиеся имеют шанс расширить свои знания (по сравнению с базовыми).

  5. Принцип прочности и наглядности реализуется через рассмотрение частного (конкретные наблюдение) к пониманию общего (постижение закономерности) и затем от общего к частному (к способу решения конкретной учебной или практической задачи). Основанием реализации принципа прочности является разноуровневое по глубине и трудности содержание учебных заданий.

  6. Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня, создание условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях, утренняя гимнастика, динамические паузы, экскурсии на природу, активное участие в соревнованиях, спортивных секциях.

Образовательная программа предусматривает достижение следующих результатов образования:

- личностные результаты: готовность и способность к саморазвитию, сформированность познавательной мотивации, ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально личностные позиции обучающихся;

- метапредметные результаты: освоение обучающимися универсальных учебных действий(познавательных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетентностями, которые составляют основу умения учиться;

- предметные результаты: освоенный опыт специфический для предметной области, готовность его преобразования и применения, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Целью реализации образовательной программы является:

- достижение планируемых результатов освоения образовательной программы всеми обучающимися, создание условий для образования детей с особыми образовательными потребностями на основе уровнего подхода в обучении, дифференциацию и индивидуализацию обучения и воспитания;

- выявление и развитие способностей обучающихся, включая одаренных детей, через секции, кружки, общественно полезную деятельность;

- организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно –технического творчества и проектно- исследовательской деятельности через различные формы организации внеурочной деятельности;

- участие обучающихся, их родителей, педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды на основе выработки общих позиций, единых требований, создания условий, согласования деятельности школы и семьи по воспитанию и обучению учащихся;

- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, в первую очередь личностно-ориентированного развивающего обучения;

- возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся на уроке и за его пределами благодаря взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности;

- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия на основе краеведческой, природоохранной деятельности и социальных практик.

В соответствии со Стандартом и типовым положением об общеобразовательном учреждении участниками образовательного процесса являются обучающиеся, педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся.

Образовательная программа начального общего образования МОУ Лакшинской СОШ ориентирована на использование в учебном процессе в качестве средства обучения комплекта учебников УМК «Гармония», в которых указанные подходы к организации освоения содержания учебных предметов и принципы находят последовательное воплощение.

Ожидаемые результаты освоения основной образовательной

программы начальной школы

Личностные характеристики выпускника («Модель выпускника начальной школы»):

  • Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание своей личной ответственности за благосостояние общества.

  • Восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры каждого народа

  • Доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается

  • Уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение

  • Принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремление следовать им

  • Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения

  • Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой

  • Развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества

  • Формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке)

  • Развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты

  • Формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей

1. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Введение

Духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально – исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ РФ, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей.

Патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству.

Социальная солидарность – доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство.

Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, закон и правопорядок, свобода вероисповеданий.

Семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, труд и творчество, уважение к труду, целеустремленность, настойчивость.

Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира.

Традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности.

Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие.

Природа – родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т.е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Цель: становление и развитие, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи:

В области формирования личностной культуры:

  • ·формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

  • ·принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

  • ·формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • ·развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры:

  • ·формирование основ российской гражданской идентичности;

  • · пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;

  • ·воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

  • ·развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

  • ·развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;

  • ·формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

  • ·формирование отношения к семье как основе российского общества;

  • ·формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

  • ·знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

  1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

  1. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

  1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

  1. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

  • Принцип ориентации на идеал.

Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.

  • Аксиологический принцип.

Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности. Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно-нравственного развития.

  • Принцип следования нравственному примеру.

Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа начального общего образования моу лакшинской средней общеобразовательной школы

    Основная образовательная программа
    УТВЕРЖДАЮ Директор МОУЛакшинскойсреднейобщеобразовательнойшколы ____________ А.И.Новикова Приказ № 14 от 30.01.12 ОсновнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразованияМОУЛакшинскойсреднейобщеобразовательнойшколы на ...
  2. Анализ работы управления образования за 2008 год

    Документ
    ... общеобразовательныхпрограммначальногообщего, основногообщего, среднего (полного) общегообразования, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. МОУЛакшинская ...
  3. I характеристика состояния муниципальной системы образования 3 1 1 лицензирование и аккредитация оу 3 ii результаты деятельности системы образования 4 2 1 анализ деятельности мбдоу 4

    Документ
    ... образовательныепрограммыначальногообщего, основногообщего и среднего (полного) общегообразования разработаны и приняты: - Постановление администрации района «О закреплении за муниципальными общеобразовательными учреждениями ...
  4. Ii результаты деятельности системы образования 4 2 1 результаты деятельности мдоу 4 2 2 работа по обеспечению качества образования 9 2 3 результаты государственной (итоговой) аттестации в форме егэ (приложение 1) 17

    Документ
    ... общеобразовательнаяшкола-2(в т.ч. 1-филиал); основнаяобщеобразовательнаяшкола – 4; средняяобщеобразовательнаяшкола – 16; начальнаяшкола - детский сад - 4; дошкольные образовательные учреждения – 25; учреждения дополнительного образования ...

Другие похожие документы..