Главная > Документ


Рекомендации по преподаванию информатики на основе УМК БИНОМ для 2-11 классов 2011-2012 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

О преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ»
2

Учебно-методические комплекты (УМК) по информатике и ИКТ
на 2010-2011 уч. год 7

УМК «Информатика и ИКТ», 3 - 4 класс, автор Плаксин М.А. и др. 9

О преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ»

Стратегическая задача развития школьного образования заключается в обновлении его содержания и достижении нового качества его результатов.

Первоочередными задачами, решаемыми национальным проектом в сфере образования, являются:

▪ масштабная информатизация образования;

▪ государственная поддержка инициативной, талантливой молодежи;

▪ повышение значимости и качества воспитательной работы со школьниками;

▪ поощрение на конкурсной основе лучших учителей и образовательных учреждений.

В настоящее время преподавание информатики и ИКТ в общеобразовательных учреждениях должно осуществляться на основе принципов, определенных национальным проектом «Образование», Проектом «Наша новая школа», «Концепцией стандарта общего образования» и руководствуясь следующими документами:

  • Концепция федеральных государственных стандартов общего образования (второе поколение), 2008 г., /Catalog.aspx?CatalogId=261 )

  • Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ, 2004 г., (/dok_edu.asp?ob_no=21917 )

  • Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень), 2004г. (/dok_edu.asp?ob_no=21913 , /work/obr/dok/obs/1487/ )

  • Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (профильный уровень), 2004г. ( /dok_edu.asp?ob_no=21914 )

  • Стандарт начального общего образования по технологии, 2004 г., (/work/obr/dok/obs/1483/ )

  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования, 2004 г. (/work/obr/dok/obs/bup.doc )

  • Примерная программа основного общего образования по информатике и ИКТ (/work/obr/dok/obs/3837/ )

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень) (/work/obr/dok/obs/3838/ )

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (профильный уровень) (/work/obr/dok/obs/3838/)

  • Примерная программа начального общего образования по технологии (труд).

  • Федеральный перечень учебников 2010-2011. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 декабря 2009 г. № 822 г., Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год» (/dok_min.asp?ob_no=70395 )

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (далее – ФБУП), разработан в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. №21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312.

В федеральном компоненте ФБУП определено количество учебных часов на преподавание учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. При этом установлено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить рабочий учебный план на принципах дифференциации и вариативности.

В связи с введением единого государственного экзамена в ХI классах по информатике и ИКТ, преподавание данного учебного предмета должно осуществляться в соответствии с требованиями, содержащимися в названных документах. Для их реализации, учителям необходимо внести соответствующие коррективы в учебно-тематические планы, отвести необходимое количество учебных занятий для повторения, обобщения, систематизации учебного материала и ознакомления учащихся с новыми технологиями проверки уровня знаний по информатике и ИКТ тестовыми формами аттестации. Целесообразно спланировать и провести репетиционные пробные работы с соблюдением процедуры предстоящей государственной (итоговой) аттестации.

При проведении учебных занятий по предмету «Информатика и ИКТ» осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских – 20 и более человек. При наличии необходимых средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью.

При компьютерной поддержке обучения информатике необходимо соблюдать требования к оборудованию кабинета вычислительной техники, санитарные нормы организации труда детей за компьютером (см. Сан ПиН 2.2.2.542-96). Работу за компьютером следует заканчивать профилактическими упражнениями для зрения и осанки. Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся начальной школы должна быть не более 15 минут, для учеников 7-8 классов 15-20 минут, для старшеклассников 20-30 минут.

Учебный предмет «Информатика и ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)» при составлении учебных планов и заполнении аттестационных документов не допускается разделять на два предмета.

Начальная школа

Преподавание предмета «Информатика и ИКТ» ведется в рамках предмета «Технология» в 3-4 классах, с целью овладения учащимися первоначальными умениями поиска, преобразования, хранения, передачи информации, использования компьютера.

Программа изучения предмета, в свою очередь, учитывает программы по основным предметам и становится полезной и ученику, и учителю. Ученику «Информатика и ИКТ» помогает изучать основные дисциплины, учителю - разнообразить примеры и задания по изучаемой теме, вести контроль знаний.

Основная школа.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение ";Информатики и ИКТ"; в 5-7 классах, но для выстраивания непрерывного курса возможно изучение предмета за счет компонента образовательного учреждения (при наличии часов вариативной части школьного учебного плана) как пропедевтика базового курса.

Как самостоятельный учебный предмет федерального компонента государственного стандарта общего образования, «Информатика и ИКТ» представлен с 8 класса по 1 часу в неделю, в 9 классе - по 2 часа в неделю. Всего за 2 года обучения в основной школе - 105 часов. Возможно увеличение количества часов на изучение предмета за счет компонента образовательного учреждения.

Рекомендуется ведение элективных курсов по предмету «Информатика и ИКТ» в рамках предпрофильного обучения в 9 классе.

При разработке и организации курсов по выбору в составе предпрофильной подготовки 9-классников надо иметь в виду следующее:

  • Курсы по выбору предпрофильной подготовки можно разделить на два основных вида: предметно – ориентированные (пробные) и межпредметные (ориентированные).

  • Программы курсов по выбору включают углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ, а также их расширение. Аналогом таких курсов могут быть традиционные факультативы. Продолжительность одного такого курса может быть четверть или полугодие.

  • Программы межпредметных курсов предполагают выход за рамки традиционных учебных предметов. Они знакомят с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их разработки в различных профессиональных сферах. Оптимальная продолжительность одного такого курса – одна четверть.

В настоящее время в рамках экспериментальной работы по апробации предпрофильной подготовки 9-классников разработаны программы элективных курсов по информатике и информационным технологиям.

Старшая школа

С целью завершения реализации государственных образовательных стандартов и соответствующих рабочих программ (2008-09 учебный год), рекомендуется образовательным учреждениям в 11 классах выделить 1 час из вариативной части учебного плана.

Учебный предмет «Информатика и ИКТ» может быть представлен в старшей школе двумя уровнями изучения: базовым или профильным.

  • Базовый уровень преподавания предмета по стандарту ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования и задачами социализации.

  • Профильный уровень выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.

Предусмотренный концепцией модернизации российского образования переход к профильному обучению привёл к появлению элективных курсов (курсов по выбору). В настоящее время разработаны программы элективных курсов по информатике и информационным технологиям.

На основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования составлена примерная программа по информатике и ИКТ. В ней конкретизировано содержание образовательного стандарта, дано примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможная последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определен минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся. Таким образом, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Примерная программа является ориентиром для составления рабочих учебных программ, тематического планирования курса учителем. Авторы учебников и методических пособий, учителя информатики могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала, определению последовательности изучения этого материала, а также методических путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся, составляя модифицированные и авторские программы по предмету.

Учебники издательства БИНОМ по Информатике и ИКТ, включенные в Федеральный перечень на 2010-2011 учебный год


по ФП

Авторы, название учебника

Класс

Гриф

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Технология

346

Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Информатика и ИКТ

3

Рекомендован

347

Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Информатика и ИКТ

4

Рекомендован

38

Плаксин М.А., Иванова Н.Г., Русакова О.Л. Информатика и ИКТ

3

Допущен

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Информатика и ИКТ

568

Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В. и др. Информатика и ИКТ

8

Рекомендован

569

Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В. и др. Информатика и ИКТ

9

Рекомендован

570

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ

8

Рекомендован

571

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ

9

Рекомендован

СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Информатика и ИКТ

993

Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ (базовый уровень)

10-11

Рекомендован

994

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень)

10

Рекомендован

995

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень)

11

Рекомендован

996

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (профильный уровень)

10

Рекомендован

997

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (профильный уровень)

11

Рекомендован

Учебно-методические комплекты (УМК) по информатике и ИКТ
на 2010-2011 уч. год

УМК «Информатика и ИКТ», 2-4 классы, автор Н.В. Матвеева и др.

Состав УМК:

  • Учебник «Информатика и ИКТ», 2 класс

  • Рабочая тетрадь (ч. 1, ч. 2), 2 класс

  • Методическое пособие для учителя «Обучение информатике во втором классе»

  • Учебник «Информатика и ИКТ», 3 класс

  • Рабочая тетрадь (ч. 1, ч. 2), 3 класс

  • Тетрадь контрольных работ, 3 класс

  • Методическое пособие для учителя, 3 класс

  • Учебник «Информатика и ИКТ», 4 класс

  • Рабочая тетрадь (ч. 1, ч. 2), 4 класс

  • Тетрадь контрольных работ, 4 класс

  • Методическое пособие для учителя, 4 класс

  • «Введение в информатику», комплект плакатов (12 плакатов)

  • Методическое пособие к комплекту плакатов «Введение в информатику»

  • Программа курса информатики и ИКТ для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы (Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова) // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. / Сост. М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.

Электронное сопровождение УМК:

  • ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика и ИКТ», 2 класс (/ )

  • ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории»
    (/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/?interface=pupil&class[]=45&subject[]=19 )

  • Авторская мастерская Н.В. Матвеевой (/authors/informatika/4/ )

  • Лекторий «ИКТ в начальной школе» ( /lections/8/ )

  • ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя Н.В. Матвеева и др. «Обучение информатике в третьем классе».

  • ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя Н.В. Матвеева и др. «Обучение информатике в четвертом классе».

В основу программы по информатике, разработанной под руководством Матвеевой Н.В., положена идея о том, что каждый учащийся, оканчивающий начальную школу должен обладать информационной компетентностью. Предложены три траектории изучения предмета:

  • по 1 час в неделю 1- 4 кл. (во 2 классе 1 час из часов образовательного учреждения)

  • по 1 час неделю 3-4 кл.

  • по 2 час в неделю ( с учетом часов образовательного учреждения) 3-4 кл.

Авторский коллектив под данным термином понимает «готовность учащегося использовать усвоенные знания, умения и навыки в области информатики и ИКТ для:

  • доступа к информации (знание того, где и как искать и получать информацию);

  • обработки информации (использование заданных схем организации и классификации информации);

  • интеграции информации (интерпретирование и представление информации, включая резюмирование, сравнение, сопоставление);

  • оценки информации (суждение о качестве, релевантности, полезности, пригодности информации);

  • создания информации (адаптация, сочинение информации) и т.д.».

Целью курса является начальное формирование теоретических понятий базового курса информатики и навыков работы на компьютере.

Задачами курса являются:

  • формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления;

  • формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов представления информации;

  • овладение приемами и способами информационной деятельности;

  • формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач.

Принципы построения курса:

  • ориентация на приоритетную роль информационной деятельности в процессе обучения, в ходе которой происходит совершенствование умений и навыков практической работы;

  • признание ведущей роли мыслительной деятельности, словесно-логического, теоретического мышления, усваивая систему научных понятий, дети проводят теоретическое обобщение знаний, полученных на других уроках в начальной школе, и используют его для решения практических задач и осуществления более объемных обобщений (например, объект, модель, виды информации и т.д.).

Предусматривается обучение по следующим содержательным линиям:

  • информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления);

  • информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);

  • источники информации (живая и неживая природа, творения человека);

  • работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);

  • средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, устройства мультимедиа);

  • организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и другое).

УМК «Информатика и ИКТ», 3 - 4 класс, автор Плаксин М.А. и др.

Учебник для 3 класса «Информатика и ИКТ» (авторы Плаксин М.А., Иванова Н.Г., Русакова О.Л.), включённый в Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, является частью УМК для 3–4 классов.

Состав УМК:

  • учебник для 3 класса

  • учебник для 4 класса (передан на ФЭС);

  • рабочие тетради к компьютерному практикуму, 3 и 4 классы;

  • электронное приложение к рабочим тетрадям на компакт-диске c шаблонами обучающих заданий из текста параграфа и заданий из рабочей тетради, в двух частях (для 3 и 4 класса);

  • методическое пособие к УМК

  • дополнительное учебное пособие «Интеллектуальный практикум» в двух частях для решения исследовательских задач:

  • «Задачник в картинках»;

  • «Задачник-тренажер».

Электронное сопровождение УМК:

В рамках реализации практической составляющей курса информатики на основе данного УМК в соответствии с разделом «Технология» Государственного образовательного стандарта учащимся предлагается система «учебник – компьютерный практикум» с перекрестными ссылками.

  1. Входящий в состав УМК «Компьютерный практикум» посвящен знакомству младших школьников с основными средствами информационно-коммуникационных технологий и организован на основе трех типов практических работ на компьютере:

  • использование шаблонов обучающих заданий на компакт-диске – приложении к УМК,

  • использование государственных образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru (раздел 2-4 классы «Информатика», ресурс Информационный источник сложной структуры «Интерактивный задачник по информатике для младших школьников») в рамках изучения темы «Алгоритмы».

  • использование средств в составе: графический интерфейс операционной системы, редакторские среды (текстовый, графический, музыкальный), браузер и электронная почта на примере свободного программного обеспечения, приведенного ниже в сводной таблицерекомендуемого для использования в образовательных учреждениях в рамках государственной поставки «ПСПО»..

Сводная таблица свободно распространяемого ПО

Название ПО

Назначение

Дистрибутив

Операционная система

OpenOffice

текстовый редактор «Writer», электронная таблица «Calc», редактор презентаций «Impress»

/

Gimp

Редактор растровой графики

/

Audacity

Редактор звуковых файлов

/

Mozilla Firefox

Web-браузер

/ru/firefox/

Mozilla Thunderbird

Клиент электронной почты

/ru/products/thunderbird/

Skype

Видеосвязь, служба мгновенных сообщений

/

  1. Для увлеченных школьников предлагаются кружковые занятия из часов школьного компонента с дополнительным учебным пособием «Интеллектуальный практикум» как творческие занятия по решению исследовательских задач. Такие занятия поддержаны межрегиональным дистанционным конкурсом «Триформашка» для младших школьников, который ежегодно в сети Интернет проводит Пермский государственный университет. Официальный сайт дистанционного конкурса /



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рекомендации по преподаванию информатики на основе умк бином для 2-11 классов 2012-2013 учебный год содержание

    Учебники
    ... попреподаваниюинформатикинаосновеУМК «БИНОМ. Лаборатория знаний» является дополнением к предыдущему информационному письму (РекомендациипопреподаваниюинформатикинаосновеУМКБИНОМдля 2-11классов2011-2012учебныйгод), размещенному на ...
  2. Рекомендации по преподаванию «математики» на основе умк бином в 5 – 11 классах содержание введение о преподавании учебного предмета «математика»

    Автореферат диссертации
    Рекомендациипопреподаванию «Математики» наосновеУМКБИНОМ в 5 – 11классахСодержание Введение. О преподаванииучебного предмета «Математика» Основная школа Старшая школа 1. Учебники издательства БИНОМпо «Математике» ...
  3. Рекомендации по преподаванию «математики» на основе умк бином в 5 – 11 классах содержание введение о преподавании учебного предмета «математика»

    Автореферат диссертации
    Рекомендациипопреподаванию «Математики» наосновеУМКБИНОМ в 5 – 11классахСодержание Введение. О преподаванииучебного предмета «Математика» Основная школа Старшая школа 1. Учебники издательства БИНОМпо «Математике» ...
  4. Учебный план мбоу средней общеобразовательной школы № 4 г лысково на 2011 – 2012 учебный год анализ реализации учебного плана в 2010-2011 учебном году

    Документ
    ... «Информатика и ИКТ (учитывая рекомендациипопреподаванию образовательных дисциплин базисного учебного плана 2005-2006 учебногогода НИРО, напреподавание предмета «Информатика ...
  5. Учебный план на 2011 – 2012 учебный год

    Пояснительная записка
    ... наоснове комплексного географического подхода и синтезирует общеземлеведческое и страноведческое содержание географии. Напреподавание географии в 10 и в 11классах отводится по ...

Другие похожие документы..