Главная > Методические рекомендации


Министерство здравоохранения Российской Федерации

Учебно-методическое объединение медицинских
и фармацевтических вузов

Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова

«СОГЛАСОВАНО»

Руководитель департамента образовательных

медицинских учреждений

и кадровой политики

МЗ РФ

Н.Н. Володин

«УТВЕРЖДАЮ»

Зам. председателя

учебно-методического

объединения медицинских

и фармацевтических вузов

И.Н. Денисов

1 ноября 2000 г.

31 октября 2000 г.

Государственный стандарт послевузовской
профессиональной подготовки специалистов

с высшим медицинским образованием по специальности
№ 040122.05 «Кардиология»

Москва - 2000

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ПОСЛЕВУЗОВСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА С ВЫСШИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «КАРДИОЛОГИЯ»

Авторы:

Юренев А.П., зав. кафедрой кардиологии с курсом функциональной диагностики, профессор, президент Московской Ассоциации кардиологов, член Американской коллегии и Американской Ассоциации сердца, академик Международной академии информатизации и Нью-Йоркской академии наук.

Захарова Е.В., доцент, кандидат медицинских наук

Дьяконова Е.Г., ассистент, кандидат медицинских наук

Гориева Ш.Б., ассистент, кандидат медицинских наук

Рецензенты:

Кухарчук В.В., профессор, заместитель директора РКНПК МЗ РФ

Арутюнов Г.П., профессор, кафедра пропедевтики внутренних
болезней РГМУ

Авторы тестовых вопросов:

Захарова Е.В., доцент

Дьяконова Е.Г., ассистент

Мокриевич Е.А., ассистент

Гориева Ш.Б., ассистент

Ноева Е.А., ассистент

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение

Пояснительная записка

Общие положения, обязанности, права и ответственность врача-кардиолога

Квалификационная характеристика

Перечень знаний и практических навыков, необходимых в работе врача кардиолога

Методические рекомендации по преподаванию специальности

Учебный план по специальности кардиология – (клиническая ординатура)

Учебно-тематический план по специальности кардиология

(клиническая ординатура, 1-ый год обучения – 48 нед., 1728 час.).

Учебно-тематический план по специальности кардиология

(клиническая ординатура, 2-ой год обучения - 48 нед., 1728 час.)

Учебный план (Сертификационный цикл)

Учебно-тематический план (Сертификационный цикл)

Учебный план (Цикл общего усовершенствования)

Учебно-тематический план (Цикл общего усовершенствования)

Учебный план (Цикл тематического усовершенствования)

Учебно-тематический план (Цикл тематического усовершенствования)

Учебная программа подготовки врача кардиолога

Ситуационные задачи к проведению итоговой аттестации при окончании клинической ординатуры по специальности кардиология

Тестовые задания к проведению итоговой аттестации при окончании клинической ординатуры по специальности кардиология

Ситуационные задачи и тестовые задания (Сертификационный цикл)

Ситуационные задачи и тестовые задания (Цикл общего усовершенствования)

Ситуационные задачи и тестовые задания (Цикл тематического усовершенствования)

Список рекомендуемой обязательной литературы

Список рекомендуемой дополнительной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Медицина переживает сложный период своего развития. С одной стороны, неоспоримы её успехи, обусловленные выяснением причин и механизмов развития ряда заболеваний, созданием новых методов диагностики и лечения. С другой стороны, около постели больного нередко оказываются врачи, не только лишённые в силу своих характерологических особенностей аналитического мышления – основы для работы хорошего диагноста, но, что ещё хуже, просто плохо ориентирующиеся в симптоматике патологического процесса, возможных лабораторных и инструментальных методов обследования и, наконец, теряющихся в сведениях о массе лекарственных средств. К тому же та узкая специализация в различных областях медицинских знаний, которая характерна для второй половины ХХ в., принесла не только углубление знаний в определённых разделах клинической и поликлинической практики, но одновременно породила фетишизм технических и лабораторных методов исследования, ограничила широту врачебного мышления. Образовался довольно многочисленный отряд врачей, превративших свою деятельность в работу врача-статиста, запрограммированного министерскими инструкциями и рекламными памятками фармацевтических фирм.

Кроме того, сердечно-сосудистые заболевания остаются наиболее распространенными заболеваниями. Поэтому имеется огромная потребность в распространении знаний, касающихся кардиологии.Вот почему сегодня важнейшей задачей является формирование врача-кардиолога не только с обширными знаниями о современных подходах к диагностике и лечению, но и с широким медицинским кругозором. Именно эту цель мы преследовали, создавая образовательный стандарт по специальности врача-кардиолога

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Накопленный более чем сороколетний опыт преподавания кардиологии в медицинских вузах страны позволил существенно повысить качество подготовки специалистов. На 70-летнем юбилее патриарха отечественной кардиологии академика Е.И.Чазова министром здравоохранения РФ Ю.М. Шевченко было справедливо отмечено, что кардиология является нашим национальным достоянием.

В настоящее время возникла насущная необходимость в дальнейшем повышении качества преподавания кардиологии не только во время обучения в вузе, но и на всех этапах постдипломного непрерывного образования врача.

Целью обучения является подготовка врачей к самостоятельной работе по оказанию специализированой кардиологической помощи.

Подготовка врача-кардиолога осуществляется в ВУЗах, медицинских Академиях и Университетах в условиях крупных клиник, больниц, поликлиник, имеющих специализированные кардиологические отделения.

В ординатуру по кардиологии принимаются врачи, прошедшие первичную специализацию (интернатуру) по терапии. Продолжительность обучения 2 года. Обучение предусматривает только очную форму и является 3-им уровнем высшего медицинского образования. Подготовка врачей-кардиологов (стажировка) должна осуществляться в соответствии с разработанными типовыми учебными планами и программами стажировки.

Основным методом подготовки врача-кардиолога является лечебно-диагностическая работа при участии преподавателей кафедры. Расчет учебного времени производится на 1 клинического ординатора 3 часа в неделю при коэффициенте 1: 6 на одного преподавателя ( письмо МЗ РФ No 2510/4893-32 от 03.05.2000).

Врачи- клинические ординаторы обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне со штатными врачами базового учреждения. По окончании ординатуры врачи-стажеры сдают аттестационный экзамен по кардиологии и получают итоговый документ врача-кардиолога установленного образца

Для специалистов, прошедших ординатуру, существует система повышения квалификации. Закончившие обучение по образовательно-профессиональным программам могут осуществлять профессиональную деятельность с последующим повышением квалификации и получением различных категорий. Повышение квалификации проводится один раз в 5 лет. С этой целью в институтах (факультетах) усовершенствования врачей, на кафедрах кардиологии проводятся аттестационные циклы (общее и тематическое усовершенствование, сертификационный цикл) с целью углубления теоретической и практической подготовки врача – кардиолога в соответствии с требованиями квалификационных характеристик к врачам – специалистам II, I и высшей квалификационных категорий. Аттестационные циклы проводятся также с целью углублённого изучения и практического освоения новейших достижений медицинской науки и техники, прогрессивных медицинских технологий, а также оказания помощи врачам в подготовке к аттестации на квалификационные категории.

Объем требований к образовательно-профессиональной программе и уровню подготовки дипломированного специалиста определяется государственным стандартом.

Стандарт является основой для:

  • создания образовательно-профессиональной программы, рабочих учебных планов и программы учебных дисциплин,

  • определения критериев и содержания аттестации аккредитаций ВУЗов,

  • определения критериев и содержания государственных экзаменов по специальности клинических ординаторов и на получения итогового документа.

Настоящий государственный стандарт определяет образовательнно-профессиональную подготовку врача кардиолога, включающую первичную пофессиональную подготовку (ординатуру), программы повышения квалификации для получения или подтверждения итогового документа врача кардиолога, программы повышения квалификации для врачей кардиологов-реаниматологов, ревматологов, врачей скорой и неотложной помощи, терапевтов.

Реализация подготовки специалиста-кардиолога с высшим медицинским образованием должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование по терапии и специализированное по кардиологии и систематически занимающимися научно-педагогической деятельностью. Преподаватели должны иметь ученую степень ( не менее 10%-докторов наук) и опыт деятельности в кардиологии не менее 5 лет.

Высшее учебное заведение, реализующее стандарт подготовки специалиста с высшим образованием по кардиологии, должно располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, клинической, теоретической подготовки и научно-исследовательской работ обучаемых, предусмотренных по специальности.

В основу образовательно-профессиональной программы положена квалификационная характеристика врача-кардиолога (приказ МЗ СССР от 21.07.88 N 579).

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОБЯЗАННОСТИ, ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВРАЧА – КАРДИОЛОГА.

1.1. Подготовка врача – кардиолога осуществляется в вузах, медицинских Академиях и Университетах и факультетах последипломного профессионального образования.

1.2. На должность кардиолога назначается специалист, освоивший программу подготовки в соответствии с профессинально-квалификационными требованиями и получивший сертификат.

1.3. Врач – кардиолог руководствуется настоящим положением, законодательными и нормативными документами Российской Федерации по вопросам охраны здоровья населения и оказания кардиологической помощи.

1.4 Контроль за деятельностью врача – кардиолога проводиться в установленном порядке органами здравоохранения по месту работы.

1.5 Основными обязанностями врача – кардиолога являются:

Оказание специализированной кардиологической помощи в соответствии с профессионально-квалификационными требованиями.

Осуществление профилактической работы, направленной на выявление ранних и скрытых форм заболеваний и факторов риска.

Осуществление диспансерного наблюдения с проведение динамического наблюдения за состоянием здоровья пациентов с проведением необходимого обследования и оздоровления.

Оказание неотложной кардиологической помощи при ургентных состояниях, угрожающих жизни и здоровью пациентов.

Своевременное консультирование больных с сопутствующими сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Проведение реабилитационных мероприятий кардиологическим больным в объёме, соответствующем профессионально-квалификационным требованиям.

Оформление документов и проведение экспертизы временной трудоспособности нетрудоспособности пациентов в соответствии с Инструкцией «О порядке выдачи больничных листков» и направление на ВТЭК.

1.6 Ведение утверждённых форм учётно-отчётной документации.

1.7 Врач-кардиолог имеет право:

- Заключать договоры на оказание медицинских услуг в рамках программ обязательного и добровольного медицинского страхования с любыми органами и предприятиями, учреждениями, страховыми компаниями в установленном порядке.

- Получать плату за медицинские услуги, не предусмотренные условиями контракта на основе дополнительного договора.

Вносить предложения по вопросам улучшения кардиологической и медико-социальной помощи.

Участвовать в проведении научно-исследовательской работы.

- Повышать свою квалификацию, в том числе, в системе послевузовского профессионального образования и в любом медицинском учреждении на условиях договора с оплатой как за счёт средств нанимателя, так и за собственный счёт.

Заявлять исковые требования в суде, арбитраже, и отвечать по ним.

Заниматься частной практикой в порядке установленным законодательством.

1.8 Врач-кардиолог несёт ответственность в пределах своих прав за самостоятельно принимаемые решения, выполненные лечебно-диагностические манипуляции. За противоправные действия или бездействия, повлёкшие за собой ущерб здоровью или смерть пациентов, несёт ответственность в установленном порядке.

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СПЕЦИАЛИСТА ВРАЧА-КАРДИОЛОГА

.

(Приказ МЗ СССР №579 от 21 июля 1988 г. «Об утверждении квалификационных характеристик»).

В соответствии с требованиями специальности врач-кардиолог должен знать и уметь:

  1. Общие знания.

  • основы законодательства о здравоохранении и основные директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;

  • основы этики и деонтологии в медицине и кардиологии;

  • общие вопросы организации терапевтической и кардиологической помощи в стране, работу больнично-поликлинических учреждений, организацию скорой и неотложной помощи взрослому и детскому населению;

  • клиническую симптоматику и патогенез основных заболеваний сердечно-сосудистой системы у взрослых;

  • общие методы исследования в кардиологии, функциональные методы исследования и, в первую очередь, электрокардиографию в норме и при патологии;

  • специальные методы исследования в терапии и кардиологии (рентгенологические, ультразвуковые,биохимические,ангиографические и др.);

  • основы фармакотерапии в кардиологической клинике, включая применение антибиотиков и гормонов, механизм действия основных групп лекарственных веществ, осложнения, вызванные применением лекарств;

  • основы иммунологии и реактивности организма;

  • организацию службы интенсивной терапии и реанимации в кардиологической клинике, оборудование палат интенсивной терапии и реанимации;

  • применение физиотерапии, лечебной физкультуры и врачебного контроля, показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению;

  • основы рационального питания здорового организма, принципы диетотерапии у кардиологических больных;

  • принципы и варианты профилактики, ее организацию и методы профилактики основных заболеваний в кардиологии,

  • показания и противопоказания к операциям на сердце и магистральных сосудах;

  • вопросы временной и стойкой нетрудоспособности, организацию ВТЭ;

  • методы раннего выявления кардиологических заболеваний при массовом профилактическом обследовании населения;

  • основы стандартных и непараметрических методов статистического анализа;

  • диспансерное наблюдение за больными, проблемы профилактики;

  • формы и методы санитарного просвещения;

  • вопросы организации и деятельности медицинской службы гражданской обороны.

  1. Общие умения.

  • получить исчерпывающую информацию о заболевании больного; применить объективные методы обследования, выявить общие и специфические признаки заболевания, особенно в случаях, требующих неотложной помощи пли интенсивной терапии; оценить тяжесть состояния больного; принять необходимые меры для выведения больного из этого состояния; определить объем и последовательность реанимационных мероприятий; оказать необходимую срочную помощь;

  • определить необходимость специальных методов исследования ( лабораторных, рентгенологических, функциональных и др.);

  • определить показания для госпитализации и организовать ее;

  • провести дифференциальную диагностику, обосновать клинический диагноз, схему, план и тактику ведения больного;

  • оценить данные электрокардиограммы, фонокардиограммы, зондирование сердца, данные рентгенологического обследования и дать по ним заключение;

  • определить степень нарушения гемостаза, показания к тромболитической терапии и выполнить все мероприятия по их нормализации;

  • назначить необходимые лекарственные средства и другие лечебные мероприятия;

  • определить объем реабилитационных мероприятий и профилактики для больных сердечно-сосудистой патологией;

  • определить объем лечения и реабилитации больных после операций на клапанах и сосудах сердца и имплантации кардиостимуляторов;

  • определить должный объем консультативной помощи и провести коррекцию лечения;

  • оформить медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению.

  1. Специальные знания, умения.

Специалист кардиолог должен уметь установить диагноз и провести необходимое лечение при следующих заболеваниях:

  • заболевания миокарда:

кардиомиопатии (дилятационная, гипертрофическая, рестриктивная);

специфические поражения миокарда (инфекционные, токсические и др.);

  • артериальная гипертония и гипотония:

гипертоническая болезнь;

симптоматические гипертонии;

  • ишемическая болезнь сердца:

инфаркт миокарда;

стенокардия;

нестабильная стенокардия;

другие формы;

  • пороки сердца:

пороки митрального клапана ( и пролапс митрального клапана);

пороки аортального клапана;

многоклапанные пороки сердца;

основные варианты врожденных пороков сердца;

  • заболевания эндокарда, перикарда:

острые и хронические перикардиты;

инфекционные и ревматические варианты эндокардитов;

  • нарушения ритма и проводимости сердца:

аритмии, связанные с нарушением функции автоматизма и возбудимости;

аритмии, связанные с нарушением проводимости сердца;

комбинированные аритмии;

  • атеросклероз:

факторы риска и патогенез атеросклероза;

формы и клинические проявления атеросклероза;

профилактика и лечение атеросклероза;

  • недостаточность кровообращения:

формы и варианты;

принципы лечения и профилактика;

  • поражения сердца при эндокринных заболеваниях:

сахарный диабет;

тиреотоксикоз;

ожирение;

  • поражения сердечно-сосудистой системы при:

алкоголизме;

наркомании;

токсикомании;

лучевой болезни;

  • поражения сердечно-сосудистой системы при некоторых видах профессионального спорта;

  • диагностика, течение и лечение заболеваний сердца при беременности;

  • легочное сердце: острое и хроническое;

  • травмы и опухоли сердца;

  • поражения сердца при системных заболеваниях:

коллагенозах;

амилоидозе;

  • особенности сердечно-сосудистой патологии у лиц старческого возраста

  • неотложные состояния в кардиологии:

диагностика и терапия неотложных состояний ( шок, коллапс, отек легких, тромбоэмболия легочной артерии, разрыв межжелудочковой перегородки, синкопальные состояния, гипертонический криз, тахикардии, брадикардии, МЭС);

реанимация в кардиологии;

Врач-кардиолог должен уметь анализировать:

  • данные лабораторных и биохимических методов исследования;

  • данные рентгеноскопии и рентгенографии, томографии;

  • данные эхокардиографии, реографии, ФКГ;

  • данные радиоизотопных методов исследования;

  • данные ангиографии, коронарографии, вентрикулографии,

  • данные ЭКГ, велоэргометрии, пищеводной стимуляции сердца;

  • данные гемодинамики, катетеризации полостей сердца.

  1. Манипуляции.

  • реанимационные манипуляции;

  • пункцию и катетеризацию центральных вен, правых отделов сердца;

  • электроимпульсную терапию при аритмиях;

  • временную эндокардиальную стимуляцию ;

  • велоэргометрию;

  • вагусные и лекарственные пробы;

  • острый лекарственный тест;

  • снять и расшифровать электрокардиограмму;

  • определить группы крови, произвести переливание крови;

  • катетеризацию мочевого пузыря;

  • пункцию брюшной и плевральной полостей, полости перекарда;

  • чреспищеводную стимуляцию сердца;

  • суточное мониторирование ЭКГ.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов (4)

    Методические рекомендации
    Министерство здравоохранения Российской Федерации Учебно-методическоеобъединениемедицинских и фармацевтическихвузов Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова «СОГЛАСОВАНО» Руководитель ...
  2. Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов (24)

    Методические рекомендации
    Министерство здравоохранения Российской Федерации Учебно-методическоеобъединениемедицинских и фармацевтическихвузов Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова «СОГЛАСОВАНО» Руководитель ...
  3. Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов (3)

    Документ
    Министерство здравоохранения Российской Федерации Учебно-методическоеобъединениемедицинских и фармацевтическихвузов Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова «СОГЛАСОВАНО» Руководитель ...
  4. Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов (19)

    Государственный образовательный стандарт
    ... Российской Федерации Учебно-методическоеобъединениемедицинских и фармацевтическихвузов Московский государственный ... Володин «УТВЕРЖДАЮ» Зам. председателя учебно-методическогообъединениямедицинских и фармацевтическихвузов И.Н. Денисов 8 ноября 2001 ...
  5. Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов (20)

    Государственный образовательный стандарт
    ... Российской Федерации Учебно-методическоеобъединениемедицинских и фармацевтическихвузов Московский государственный ... Володин «УТВЕРЖДАЮ» Зам. председателя учебно-методическогообъединениямедицинских и фармацевтическихвузов И.Н. Денисов 8 ноября 2001 ...

Другие похожие документы..