Главная > Методические рекомендации
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Учебно-методическое объединение медицинских
и фармацевтических вузов
Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова
«СОГЛАСОВАНО»Руководитель департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики МЗ РФ Н.Н. Володин | «УТВЕРЖДАЮ»Зам. председателя учебно-методического объединения медицинских и фармацевтических вузов И.Н. Денисов | |
1 ноября 2000 г. | 31 октября 2000 г. |
Государственный стандарт послевузовской
профессиональной подготовки специалистов
с высшим медицинским образованием по специальности
№ 040122.05 «Кардиология»
Москва - 2000
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ПОСЛЕВУЗОВСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА С ВЫСШИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «КАРДИОЛОГИЯ»
Авторы:
Юренев А.П., зав. кафедрой кардиологии с курсом функциональной диагностики, профессор, президент Московской Ассоциации кардиологов, член Американской коллегии и Американской Ассоциации сердца, академик Международной академии информатизации и Нью-Йоркской академии наук.
Захарова Е.В., доцент, кандидат медицинских наук
Дьяконова Е.Г., ассистент, кандидат медицинских наук
Гориева Ш.Б., ассистент, кандидат медицинских наук
Рецензенты:
Кухарчук В.В., профессор, заместитель директора РКНПК МЗ РФ
Арутюнов Г.П., профессор, кафедра пропедевтики внутренних
болезней РГМУ
Авторы тестовых вопросов:
Захарова Е.В., доцент
Дьяконова Е.Г., ассистент
Мокриевич Е.А., ассистент
Гориева Ш.Б., ассистент
Ноева Е.А., ассистент
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение
Пояснительная записка
Общие положения, обязанности, права и ответственность врача-кардиолога
Квалификационная характеристика
Перечень знаний и практических навыков, необходимых в работе врача кардиолога
Методические рекомендации по преподаванию специальности
Учебный план по специальности кардиология – (клиническая ординатура)
Учебно-тематический план по специальности кардиология
(клиническая ординатура, 1-ый год обучения – 48 нед., 1728 час.).
Учебно-тематический план по специальности кардиология
(клиническая ординатура, 2-ой год обучения - 48 нед., 1728 час.)
Учебный план (Сертификационный цикл)
Учебно-тематический план (Сертификационный цикл)
Учебный план (Цикл общего усовершенствования)
Учебно-тематический план (Цикл общего усовершенствования)
Учебный план (Цикл тематического усовершенствования)
Учебно-тематический план (Цикл тематического усовершенствования)
Учебная программа подготовки врача кардиолога
Ситуационные задачи к проведению итоговой аттестации при окончании клинической ординатуры по специальности кардиология
Тестовые задания к проведению итоговой аттестации при окончании клинической ординатуры по специальности кардиология
Ситуационные задачи и тестовые задания (Сертификационный цикл)
Ситуационные задачи и тестовые задания (Цикл общего усовершенствования)
Ситуационные задачи и тестовые задания (Цикл тематического усовершенствования)
Список рекомендуемой обязательной литературы
Список рекомендуемой дополнительной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Медицина переживает сложный период своего развития. С одной стороны, неоспоримы её успехи, обусловленные выяснением причин и механизмов развития ряда заболеваний, созданием новых методов диагностики и лечения. С другой стороны, около постели больного нередко оказываются врачи, не только лишённые в силу своих характерологических особенностей аналитического мышления – основы для работы хорошего диагноста, но, что ещё хуже, просто плохо ориентирующиеся в симптоматике патологического процесса, возможных лабораторных и инструментальных методов обследования и, наконец, теряющихся в сведениях о массе лекарственных средств. К тому же та узкая специализация в различных областях медицинских знаний, которая характерна для второй половины ХХ в., принесла не только углубление знаний в определённых разделах клинической и поликлинической практики, но одновременно породила фетишизм технических и лабораторных методов исследования, ограничила широту врачебного мышления. Образовался довольно многочисленный отряд врачей, превративших свою деятельность в работу врача-статиста, запрограммированного министерскими инструкциями и рекламными памятками фармацевтических фирм.
Кроме того, сердечно-сосудистые заболевания остаются наиболее распространенными заболеваниями. Поэтому имеется огромная потребность в распространении знаний, касающихся кардиологии.Вот почему сегодня важнейшей задачей является формирование врача-кардиолога не только с обширными знаниями о современных подходах к диагностике и лечению, но и с широким медицинским кругозором. Именно эту цель мы преследовали, создавая образовательный стандарт по специальности врача-кардиолога
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Накопленный более чем сороколетний опыт преподавания кардиологии в медицинских вузах страны позволил существенно повысить качество подготовки специалистов. На 70-летнем юбилее патриарха отечественной кардиологии академика Е.И.Чазова министром здравоохранения РФ Ю.М. Шевченко было справедливо отмечено, что кардиология является нашим национальным достоянием.
В настоящее время возникла насущная необходимость в дальнейшем повышении качества преподавания кардиологии не только во время обучения в вузе, но и на всех этапах постдипломного непрерывного образования врача.
Целью обучения является подготовка врачей к самостоятельной работе по оказанию специализированой кардиологической помощи.
Подготовка врача-кардиолога осуществляется в ВУЗах, медицинских Академиях и Университетах в условиях крупных клиник, больниц, поликлиник, имеющих специализированные кардиологические отделения.
В ординатуру по кардиологии принимаются врачи, прошедшие первичную специализацию (интернатуру) по терапии. Продолжительность обучения 2 года. Обучение предусматривает только очную форму и является 3-им уровнем высшего медицинского образования. Подготовка врачей-кардиологов (стажировка) должна осуществляться в соответствии с разработанными типовыми учебными планами и программами стажировки.
Основным методом подготовки врача-кардиолога является лечебно-диагностическая работа при участии преподавателей кафедры. Расчет учебного времени производится на 1 клинического ординатора 3 часа в неделю при коэффициенте 1: 6 на одного преподавателя ( письмо МЗ РФ No 2510/4893-32 от 03.05.2000).
Врачи- клинические ординаторы обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне со штатными врачами базового учреждения. По окончании ординатуры врачи-стажеры сдают аттестационный экзамен по кардиологии и получают итоговый документ врача-кардиолога установленного образца
Для специалистов, прошедших ординатуру, существует система повышения квалификации. Закончившие обучение по образовательно-профессиональным программам могут осуществлять профессиональную деятельность с последующим повышением квалификации и получением различных категорий. Повышение квалификации проводится один раз в 5 лет. С этой целью в институтах (факультетах) усовершенствования врачей, на кафедрах кардиологии проводятся аттестационные циклы (общее и тематическое усовершенствование, сертификационный цикл) с целью углубления теоретической и практической подготовки врача – кардиолога в соответствии с требованиями квалификационных характеристик к врачам – специалистам II, I и высшей квалификационных категорий. Аттестационные циклы проводятся также с целью углублённого изучения и практического освоения новейших достижений медицинской науки и техники, прогрессивных медицинских технологий, а также оказания помощи врачам в подготовке к аттестации на квалификационные категории.
Объем требований к образовательно-профессиональной программе и уровню подготовки дипломированного специалиста определяется государственным стандартом.
Стандарт является основой для:
создания образовательно-профессиональной программы, рабочих учебных планов и программы учебных дисциплин,
определения критериев и содержания аттестации аккредитаций ВУЗов,
определения критериев и содержания государственных экзаменов по специальности клинических ординаторов и на получения итогового документа.
Настоящий государственный стандарт определяет образовательнно-профессиональную подготовку врача кардиолога, включающую первичную пофессиональную подготовку (ординатуру), программы повышения квалификации для получения или подтверждения итогового документа врача кардиолога, программы повышения квалификации для врачей кардиологов-реаниматологов, ревматологов, врачей скорой и неотложной помощи, терапевтов.
Реализация подготовки специалиста-кардиолога с высшим медицинским образованием должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование по терапии и специализированное по кардиологии и систематически занимающимися научно-педагогической деятельностью. Преподаватели должны иметь ученую степень ( не менее 10%-докторов наук) и опыт деятельности в кардиологии не менее 5 лет.
Высшее учебное заведение, реализующее стандарт подготовки специалиста с высшим образованием по кардиологии, должно располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, клинической, теоретической подготовки и научно-исследовательской работ обучаемых, предусмотренных по специальности.
В основу образовательно-профессиональной программы положена квалификационная характеристика врача-кардиолога (приказ МЗ СССР от 21.07.88 N 579).
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОБЯЗАННОСТИ, ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВРАЧА – КАРДИОЛОГА.
1.1. Подготовка врача – кардиолога осуществляется в вузах, медицинских Академиях и Университетах и факультетах последипломного профессионального образования.
1.2. На должность кардиолога назначается специалист, освоивший программу подготовки в соответствии с профессинально-квалификационными требованиями и получивший сертификат.
1.3. Врач – кардиолог руководствуется настоящим положением, законодательными и нормативными документами Российской Федерации по вопросам охраны здоровья населения и оказания кардиологической помощи.
1.4 Контроль за деятельностью врача – кардиолога проводиться в установленном порядке органами здравоохранения по месту работы.
1.5 Основными обязанностями врача – кардиолога являются:
Оказание специализированной кардиологической помощи в соответствии с профессионально-квалификационными требованиями.
Осуществление профилактической работы, направленной на выявление ранних и скрытых форм заболеваний и факторов риска.
Осуществление диспансерного наблюдения с проведение динамического наблюдения за состоянием здоровья пациентов с проведением необходимого обследования и оздоровления.
Оказание неотложной кардиологической помощи при ургентных состояниях, угрожающих жизни и здоровью пациентов.
Своевременное консультирование больных с сопутствующими сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Проведение реабилитационных мероприятий кардиологическим больным в объёме, соответствующем профессионально-квалификационным требованиям.
Оформление документов и проведение экспертизы временной трудоспособности нетрудоспособности пациентов в соответствии с Инструкцией «О порядке выдачи больничных листков» и направление на ВТЭК.
1.6 Ведение утверждённых форм учётно-отчётной документации.
1.7 Врач-кардиолог имеет право:
- Заключать договоры на оказание медицинских услуг в рамках программ обязательного и добровольного медицинского страхования с любыми органами и предприятиями, учреждениями, страховыми компаниями в установленном порядке.
- Получать плату за медицинские услуги, не предусмотренные условиями контракта на основе дополнительного договора.
Вносить предложения по вопросам улучшения кардиологической и медико-социальной помощи.
Участвовать в проведении научно-исследовательской работы.
- Повышать свою квалификацию, в том числе, в системе послевузовского профессионального образования и в любом медицинском учреждении на условиях договора с оплатой как за счёт средств нанимателя, так и за собственный счёт.
Заявлять исковые требования в суде, арбитраже, и отвечать по ним.
Заниматься частной практикой в порядке установленным законодательством.
1.8 Врач-кардиолог несёт ответственность в пределах своих прав за самостоятельно принимаемые решения, выполненные лечебно-диагностические манипуляции. За противоправные действия или бездействия, повлёкшие за собой ущерб здоровью или смерть пациентов, несёт ответственность в установленном порядке.
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СПЕЦИАЛИСТА ВРАЧА-КАРДИОЛОГА
.
(Приказ МЗ СССР №579 от 21 июля 1988 г. «Об утверждении квалификационных характеристик»).
В соответствии с требованиями специальности врач-кардиолог должен знать и уметь:
Общие знания.
основы законодательства о здравоохранении и основные директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;
основы этики и деонтологии в медицине и кардиологии;
общие вопросы организации терапевтической и кардиологической помощи в стране, работу больнично-поликлинических учреждений, организацию скорой и неотложной помощи взрослому и детскому населению;
клиническую симптоматику и патогенез основных заболеваний сердечно-сосудистой системы у взрослых;
общие методы исследования в кардиологии, функциональные методы исследования и, в первую очередь, электрокардиографию в норме и при патологии;
специальные методы исследования в терапии и кардиологии (рентгенологические, ультразвуковые,биохимические,ангиографические и др.);
основы фармакотерапии в кардиологической клинике, включая применение антибиотиков и гормонов, механизм действия основных групп лекарственных веществ, осложнения, вызванные применением лекарств;
основы иммунологии и реактивности организма;
организацию службы интенсивной терапии и реанимации в кардиологической клинике, оборудование палат интенсивной терапии и реанимации;
применение физиотерапии, лечебной физкультуры и врачебного контроля, показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению;
основы рационального питания здорового организма, принципы диетотерапии у кардиологических больных;
принципы и варианты профилактики, ее организацию и методы профилактики основных заболеваний в кардиологии,
показания и противопоказания к операциям на сердце и магистральных сосудах;
вопросы временной и стойкой нетрудоспособности, организацию ВТЭ;
методы раннего выявления кардиологических заболеваний при массовом профилактическом обследовании населения;
основы стандартных и непараметрических методов статистического анализа;
диспансерное наблюдение за больными, проблемы профилактики;
формы и методы санитарного просвещения;
вопросы организации и деятельности медицинской службы гражданской обороны.
Общие умения.
получить исчерпывающую информацию о заболевании больного; применить объективные методы обследования, выявить общие и специфические признаки заболевания, особенно в случаях, требующих неотложной помощи пли интенсивной терапии; оценить тяжесть состояния больного; принять необходимые меры для выведения больного из этого состояния; определить объем и последовательность реанимационных мероприятий; оказать необходимую срочную помощь;
определить необходимость специальных методов исследования ( лабораторных, рентгенологических, функциональных и др.);
определить показания для госпитализации и организовать ее;
провести дифференциальную диагностику, обосновать клинический диагноз, схему, план и тактику ведения больного;
оценить данные электрокардиограммы, фонокардиограммы, зондирование сердца, данные рентгенологического обследования и дать по ним заключение;
определить степень нарушения гемостаза, показания к тромболитической терапии и выполнить все мероприятия по их нормализации;
назначить необходимые лекарственные средства и другие лечебные мероприятия;
определить объем реабилитационных мероприятий и профилактики для больных сердечно-сосудистой патологией;
определить объем лечения и реабилитации больных после операций на клапанах и сосудах сердца и имплантации кардиостимуляторов;
определить должный объем консультативной помощи и провести коррекцию лечения;
оформить медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению.
Специальные знания, умения.
Специалист кардиолог должен уметь установить диагноз и провести необходимое лечение при следующих заболеваниях:
заболевания миокарда:
кардиомиопатии (дилятационная, гипертрофическая, рестриктивная);
специфические поражения миокарда (инфекционные, токсические и др.);
артериальная гипертония и гипотония:
гипертоническая болезнь;
симптоматические гипертонии;
ишемическая болезнь сердца:
инфаркт миокарда;
стенокардия;
нестабильная стенокардия;
другие формы;
пороки сердца:
пороки митрального клапана ( и пролапс митрального клапана);
пороки аортального клапана;
многоклапанные пороки сердца;
основные варианты врожденных пороков сердца;
заболевания эндокарда, перикарда:
острые и хронические перикардиты;
инфекционные и ревматические варианты эндокардитов;
нарушения ритма и проводимости сердца:
аритмии, связанные с нарушением функции автоматизма и возбудимости;
аритмии, связанные с нарушением проводимости сердца;
комбинированные аритмии;
атеросклероз:
факторы риска и патогенез атеросклероза;
формы и клинические проявления атеросклероза;
профилактика и лечение атеросклероза;
недостаточность кровообращения:
формы и варианты;
принципы лечения и профилактика;
поражения сердца при эндокринных заболеваниях:
сахарный диабет;
тиреотоксикоз;
ожирение;
поражения сердечно-сосудистой системы при:
алкоголизме;
наркомании;
токсикомании;
лучевой болезни;
поражения сердечно-сосудистой системы при некоторых видах профессионального спорта;
диагностика, течение и лечение заболеваний сердца при беременности;
легочное сердце: острое и хроническое;
травмы и опухоли сердца;
поражения сердца при системных заболеваниях:
коллагенозах;
амилоидозе;
особенности сердечно-сосудистой патологии у лиц старческого возраста
неотложные состояния в кардиологии:
диагностика и терапия неотложных состояний ( шок, коллапс, отек легких, тромбоэмболия легочной артерии, разрыв межжелудочковой перегородки, синкопальные состояния, гипертонический криз, тахикардии, брадикардии, МЭС);
реанимация в кардиологии;
Врач-кардиолог должен уметь анализировать:
данные лабораторных и биохимических методов исследования;
данные рентгеноскопии и рентгенографии, томографии;
данные эхокардиографии, реографии, ФКГ;
данные радиоизотопных методов исследования;
данные ангиографии, коронарографии, вентрикулографии,
данные ЭКГ, велоэргометрии, пищеводной стимуляции сердца;
данные гемодинамики, катетеризации полостей сердца.
Манипуляции.
реанимационные манипуляции;
пункцию и катетеризацию центральных вен, правых отделов сердца;
электроимпульсную терапию при аритмиях;
временную эндокардиальную стимуляцию ;
велоэргометрию;
вагусные и лекарственные пробы;
острый лекарственный тест;
снять и расшифровать электрокардиограмму;
определить группы крови, произвести переливание крови;
катетеризацию мочевого пузыря;
пункцию брюшной и плевральной полостей, полости перекарда;
чреспищеводную стимуляцию сердца;
суточное мониторирование ЭКГ.
Похожие документы:
Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов (4)
Методические рекомендацииМинистерство здравоохранения Российской Федерации Учебно-методическоеобъединениемедицинских и фармацевтическихвузов Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова «СОГЛАСОВАНО» Руководитель ...Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов (24)
Методические рекомендацииМинистерство здравоохранения Российской Федерации Учебно-методическоеобъединениемедицинских и фармацевтическихвузов Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова «СОГЛАСОВАНО» Руководитель ...Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов (3)
ДокументМинистерство здравоохранения Российской Федерации Учебно-методическоеобъединениемедицинских и фармацевтическихвузов Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова «СОГЛАСОВАНО» Руководитель ...Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов (19)
Государственный образовательный стандарт... Российской Федерации Учебно-методическоеобъединениемедицинских и фармацевтическихвузов Московский государственный ... Володин «УТВЕРЖДАЮ» Зам. председателя учебно-методическогообъединениямедицинских и фармацевтическихвузов И.Н. Денисов 8 ноября 2001 ...Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов (20)
Государственный образовательный стандарт... Российской Федерации Учебно-методическоеобъединениемедицинских и фармацевтическихвузов Московский государственный ... Володин «УТВЕРЖДАЮ» Зам. председателя учебно-методическогообъединениямедицинских и фармацевтическихвузов И.Н. Денисов 8 ноября 2001 ...