Главная > Основная образовательная программа


Дополнительная

1. Бермант А.Ф., Араманович И.Г. Краткий курс математического анализа. – СПб.: Издательство «Лань», 2005.

2. Данко П.Е., Попов А.Г., Кожевникова Т.Я. Высшая математика в упражнениях и задачах.Ч1 и Ч2. -М.: Высшая школа, 2000.

3. Натансон И.П. Краткий курс высшей математики. – СПб.: Издательство «Лань», 2005. Том 2. – М.:

4. Шнейдер В.Е., Слуцкий А.И., Шумов А.С. Краткий курс высшей математики. – М.: Высшая школа, 1978. Высшая школа, 1980.

Разработчик: Хамидова Т.А.

Введение в теорию вероятностей и математическую статистику.

1.Цели и задачи изучения дисциплины

Предметом теории вероятностей и математической статистики является математический анализ случайных явлений, т.е. таких эмпирических феноменов, которые при заданном комплексе условий могут быть охарактеризованы тем, что для них нет детерминистической регулярности и в то же время они обладают некоторой статистической регулярностью.

Основная цель теории вероятностей- подсчет вероятностей сложных событий для данной вероятностной модели. Основная цель математической статистики-выявление структуры вероятностно-статистических моделей по результатам наблюдений за теми или иными сложными событиями.

Цели изучения:

Научить студентов основным приемам описания случайных явлений на языке математики с последующим их анализом на основе основных теорем теории вероятностей и математической статистики.

Задачи изучения:

Освоение студентами следующих понятий и методов:

1. Пространство равновероятных событий. Классическое определение вероятности. Примеры. Элементы комбинаторики. Статистики Максвелла-Больцмана, Бозе-Эйнштейна, Ферми-Дирака.

2. Пространство элементарных событий. Обобщение классического определения вероятности. Счетное вероятностное пространство. Примеры.

3. Геометрические вероятности. Понятие вероятностного пространства. Об аксиоматике Колмогорова.

4. Закон больших чисел и закон редких событий в схеме Бернулли.

5. Случайная величина, функция распределения и числовые характеристики.

6. Закон больших чисел в форме Чебышева.

7. Статистические модели и основные задачи статистического анализа.

8. Статистическое оценивание, методы оценивания.

9. Достаточные статистики. Полные достаточные статистики.

10. Линейные регрессии с гауссовыми ошибками, факторные модели, общие линейные модели, достаточные статистики в линейных моделях, метод наименьших квадратов.

11. Проверка статистических гипотез.

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения теории вероятностей и математической статистики студент должен:

иметь представление: об основных прикладных вероятностных моделях, аксиоматическом построении теории вероятностей, различных формах закона больших чисел, предельных теоремах, основных числовых характеристиках случайной величины и случайного вектора, задачах статистического анализа, методах проверки гипотез, оценивании параметров распределения, построении доверительных интервалов для параметров распределения.

знать основные понятия теории вероятностей и математической статистики, известные распределения случайных величин, неравенства Чебышева и Колмогорова, закон больших чисел, предельные теоремы, критерий «-квадрат» Пирсона, метод наименьших квадратов

уметь: строить вероятностные пространства реальных случайных явлений и находить вероятности соответствующих событий; находить математическое ожидание, дисперсию, ковариацию, коэффициент корреляции случайных величин, строить доверительные интервалы.

Владеть, иметь опыт: основными методами статистического анализа, построения вероятностных моделей, нахождения числовых характеристик случайных величин.

Основная литература.

  1. Ширяев А.Н. Вероятность.М.:Наука,1980.

  2. Ширяев А.Н. Задачи по теории вероятностей.М.: Изд-во МЦНМО, 2006.

Литература.

  1. Босс В. Лекции по математике.Т.4.М:УРСС, 2005

  2. ФеллерВ. Введение в теорию вероятностей и ее приложения.М:Мир,1967.

  3. Боровков А.А. Теория вероятностей.М.:УРСС,2003

  4. Лагутин М.Б. Наглядная математическая статистика. М.: ООО «Фирма «П-центр»,2003

Концепции современного естествознания

подготовки бакалавра по направлению032000 «Зарубежное Регионоведение»

Цель дисциплины-

формирование научного мировоззрения, представления о современной картине мира, освоение основных приемов и методов познавательной деятельности, необходимых современному квалифицированному специалисту.

Возникающая сегодня тенденция гармоничного синтеза двух традиционно противостоящих культур отвечает потребности общества в целостном видении мира, что обуславливает актуальность данной дисциплины.

Задачи дисциплины:

  1. - формирование понимания необходимости воссоединения гуманитарной и естественнонаучной культур на основе целостного взгляда на мир.

  2. - изучение и понимание сущности фундаментальных законов природы, составляющих каркас современной физики, химии и биологии.

  3. - формирование ясного представления о физической картине мира как основе целостности и многообразия природы – от квантовой и статистической физики к химии и молекулярной биологии, от неживых систем к клеткам, живым организмам, человеку, биосфере и обществу.

  4. - формирование представлений о революциях в естествознании и смене научных парадигм как ключевых этапах развития естествознания.

  1. Место дисциплины в структуре ООП Б 2,В 1

Дисциплина «Концепции современного естествознания» относится к математическому и естественнонаучному циклу и входит в его вариативную часть. Она логически и методически связана с другими дисциплинами цикла, прежде всего, с информационными технологиями в лингвистике, с дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла – историей, культурологией, философией, и профессиональными дисциплинами.

Для успешного освоения программы данного модуля студенту необходимы базовые знания, умения, готовности, приобретенные при изучении естественнонаучных дисциплин – физики, химии, биологии, географии, астрономии – в объеме общеобразовательной средней школы.

Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины «Концепции современного естествознания» направлен на формирование следующих компетенций: общекультурных (ОК-4,5,6,7,8,11) и профессиональных (ПК-25,26,27,28)

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

  1. - сущность методологии науки;

  2. - историю основных естественнонаучных открытий и новейших открытий в естествознании;

  3. - естественнонаучные концепции, общепринятые в современной науке;

  4. - возможности использования естественнонаучных достижений в современной технике, технологии, экономике;

Уметь:

- использовать фундаментальные понятия, законы и модели классической и современной науки для интерпретации явлений природы и тенденций развития общества;

- применять методы теоретического и экспериментального исследования; критически оценивать информацию на основе научного подхода и на его основе принимать оптимальные управленческие решения;

- логически верно, аргументировано и ясно определять позицию при решении профессиональных и других проблем;

Владеть:

  1. - методами оценки достоверности результатов и точности измерений;

  2. - методами научного мышления;

  3. - способностью к восприятию, обобщению и анализу информации.

Профессиональный цикл.

Б.3.

Безопасность жизнедеятельности.

1. Цели и задачи дисциплины

Целью преподавания дисциплины «БЖД» - является изучение опасностей возникающих в процессе жизнедеятельности человека и способах защиты от них.

Формирование профессиональной культуры безопасности, предполагающей готовность и способность выпускника использовать приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в производственных условиях, соблюдения норм охраны труда, а также методов защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, на предприятиях химического, нефтехимического и биотехнологического профиля.

Экологического сознания для минимизации техногенного воздействия на природную среду, сохранения жизни и здоровья человека.

Задачи дисциплины:

- вооружить студентов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для создания комфортного состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

- идентификация негативных воздействий среды обитания естественного, техногенного и антропогенного происхождения;

- повышение безопасности технологических процессов в условиях строительного производства;

- разработка и реализация мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

- обеспечение устойчивости функционирования объектов и технологических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;

- прогнозирование развития негативных воздействий и оценки последствий их действия;

- принятия решения по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к базовой части профессионального цикла. Она предназначена для студентов всех направлений подготовки бакалавров высших учебных заведений. Является интегрированной дисциплиной, формирующей понятийный, теоретический и методологический аппараты, необходимые для изучения вопросов связанных с профессиональной подготовкой будущих бакалавров. Данная комплексная учебная дисциплина, раскрывает проблемы сохранения здоровья и безопасности человека в среде обитания, основана на представлении системы «человек – среда его обитания – применяемая техника». Опирается на знания студентов полученные в курсе средней школы по дисциплине «ОБЖ». Освоение дисциплины требует общенаучных знаний и профильных знаний, связанных со специализацией бакалавров.

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у студентов следующих компетенций:

- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно, строить устную и письменную речь (ОК-1);

- понимание студентом социальной значимости своей будущей профессии и обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 3);

- готовности использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);

- владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-12);

- способности проводить расчет обеспечения условий безопасной жизнедеятельности (ПК-8);

- способности использовать знание основных закономерностей функционирования биосферы и принципов рационального природопользования для решения задач профессиональной деятельности (ПК-14);

- способности осуществлять организацию рабочих мест, их техническое оснащение, размещение компьютерного оборудования (ПК-19).

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

- теоретические основы безопасности жизнедеятельности, действия при опасных ситуациях природного и техногенного характера, основы пожарной безопасности, теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек-среда обитания»;

- правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;

- основы физиологии человека и рациональные условия деятельности;

- анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов;

- средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов;

- методы оценки риска;

- экономические аспекты безопасности жизнедеятельности.

уметь:

- анализировать опасные ситуации и зоны повышенной опасности;

- проводить действия по снижению и смягчению последствий террористических актов;

- организовывать - антитеррористические и иные мероприятия по обеспечению безопасности;

- проводить контроль параметров и уровня негативных воздействий на их соответствие нормативным требованиям;

- эффективно применять средства защиты от негативных воздействий;

- разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности.

владеть:

- навыками поиска, обработки, реферативного изложения и презентации теоретических основ безопасности жизнедеятельности, организации антитеррористических и иных мероприятий по обеспечению безопасности в учреждении, особое внимание обратить на углубление знаний слу­шателей и совершенствование их навыков в руководстве в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при веде­нии военных действий;

иметь:

- практические навыки системного подхода к организации безаварийной работы, применения различных средств защиты персонала от опасных и вредных факторов производственной среды и в быту.

4. Основная и дополнительная литература

а) основная литература

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов. С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; - М.: Высшая школа, 2009. - 616с.

2. Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. 4-е изд., стер. Под ред. О. Н. Русака. - СПб.: Издательство «Лань», 2001. - 448 с.

б) дополнительная литература

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. Газаров Р.А., Эржапова Р. С., Таймасханов Э. С., Хасиханов М. С., Эржапова Р. С. - Пятигорск: изд. - АИТОНК, 2009. - 321с.

2. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. С.В.Белов, В.А.Девисилов, А.Ф.Козьяков и др. Под общ. ред. С.В.Белова.- 6-е издание, стереотипное - М.: Высшая школа, 2008.- 423 с.

3. Девисилов В.А. Охрана труда: учебник. В.А. Девисилов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ФОРУМ, 2009. -496 с.: ил. - (Профессиональное образование).

4. Безопасность производственной деятельности: Учеб. пособие. А.А. Раздорожный. - М.: ИНФРА-М, 2003.

5. Безопасность жизнедеятельности: Конспект лекций. А.И. Лобачев М.: Юрайт, 2006.

6. Безопасность личности, общества, государства. Монография. В 2 т. Под общей редакцией академика О.А. Колобова.- Нижний Новгород: ФМО. ИСИ ННГУ, 2008. - Т.1- 522с.; Т.2- 608с.

7. Грачев С.И. Терроризм. Вопросы теории: Монография. - Н. Новгород: Издательство ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2007. - 269 с.

8. Грачев С.И. Терроризм и контртерроризм в условиях глобализма: Монография. - Н. Новгород: Издательство ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2007. - 354 с.

в) программное и коммуникационное обеспечение

1. Конспект лекций в электронном виде.

2. Тестовый материал для компьютерного тестирования.

5. Разработчик: Ассистент кафедры «БЖД» Хабаев И.Д.

Арабский язык.

1. Цели и задачи дисциплины «Арабский язык»

Главная цель обучения иностранным языкам

- формирование иноязычной коммуникативной компетенции будущего

специалиста, позволяющей использовать иностранный язык как средство

профессионального и межличностного общения.

Достижение главной цели предполагает комплексную реализацию следующих целей:

• познавательной, позволяющей сформировать представление об образе

мира как целостной многоуровневой системе (этнической, языковой,

социокультурной и т. п.); уровне материальной и духовной культуры; системе

ценностей (религиозно-философских, эстетических и нравственных);

особенностях профессиональной деятельности в изучаемых странах;

• развивающей, обеспечивающей речемыслительные и коммуникативные

способности, развитие памяти, внимания, воображения, формирование

потребности к самостоятельной познавательной деятельности, критическому

мышлению и рефлексии;

• воспитательной, связанной с формированием общечеловеческих,

общенациональных и личностных ценностей, таких как: гуманистическое

мировоззрение, уважение к другим культурам, патриотизм, нравственность,

культура общения;

• практической, предполагающей овладение иноязычным общением в

единстве всех его компетенций (языковой, речевой, социокультурной,

компенсаторной, учебно-познавательной), функций (этикетной, познавательной,

регулятивной, ценностно-ориентационной) и форм (устной и письменной), что

осуществляется посредством взаимосвязанного обучения всем видам речевой

деятельности в рамках определенного программой предметно-тематического

содержания, а также овладения технологиями языкового самообразования.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина относится к базовой части образовательной программы.

3. Общие требования к уровню освоения содержания

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

-особенности системы изучаемого иностранного языка в его фонетическом, лексическом и грамматическом аспектах (в сопоставлении с родным языком);

-социокультурные нормы бытового и делового общения, а также правила речевого этикета, позволяющие специалисту эффективно использовать

иностранный язык как средство общения в современном поликультурном мире;

- историю и культуру стран изучаемого языка.

Студент должен уметь:

-вести общение социокультурного и профессионального характера в

объеме, предусмотренном настоящей программой;

-читать и переводить литературу по специальности обучаемых

(изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое чтение);

- письменно выражать свои коммуникативные намерения в сферах,

предусмотренных настоящей программой;

-составлять письменные документы, используя реквизиты делового письма,

-заполнять бланки на участие и т.п.;

-понимать аутентичную иноязычную речь на слух в объеме программной тематики.

Владеть:

-всеми видами речевой деятельности в социокультурном и профессиональном общении на иностранном языке

В результате изучения дисциплины студент должен быть:

- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и

письменную речь, владеть навыками ведения дискуссии и полемики (ОК-2);

- способен самостоятельно приобретать и использовать в практической

деятельности новые знания и умения, стремится к саморазвитию (ОК-5);

- способен свободно пользоваться русским языком и одним из иностранных языков на уровне, необходимом для выполнения профессиональных задач (ОК-9);

- способен уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-11);

Обязательная литература:

  1. А.А.Ковалев, Г.Ш.Шарбатов «Учебник арабского языка»Москва,»Восточная литература», 1999 год

  2. Б.М.Гранде «Курс арабской грамматики в сравнительно-историческом освещении», Москва, «Восточная литература»,2001год

  3. الشيخ مصطفي الغلاييني ";جامع الدروس العربية، بيروت2004

  4. Э.В. Яковенко «Арабский язык», Москва, «Восточная литература», 2005 год

  5. Б.Н.Дестебеков «Арабские сказки: Калила и Димна», Махачкала, 1999 год

  6. Г.М.Габучан «Литературный арабский язык в текстах», Москва, издательство –«Менеджер», 2005 год

  7. Али ибн Зайд, стихи, Москва, «Восточная литература», 2004 год

Дополнительная литература:

  1. Х.К.Баранов «Арабско – русский словарь», Москва, издательство «Русский язык», 1989 год

  2. В,М.Борисов Русско – арабский словарь, Москва издательство «Советская энциклопедия», 1967 год

  3. Г.М.Габучан, Т.И.Сухина, В.Д.Фомичев «Лексический минимум для начального этапа изучения арабского языка», Москва, ИСАА МГУ, 1997 год

  4. В.Н.Красновский, Г.Ш.Шарбатов карманный русско-арабский словарь, Москва «Русский язык», 1992 год

  5. В.И.Соловьев, Э.В.Яковенко краткий русско – арабский общественно-политический словарь, Москва «Восточная литература», 2003 год

Разработчики:

Старший преподаватель Рамазанова Р.Т.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки

    Основная образовательная программа
    ... : Ректор ЧГУ __________ З.А.Саидов «_____»____________2011г. ОсновнаяобразовательнаяпрограммавысшегопрофессиональногообразованияНаправлениеподготовки 030600 История ФГОС ВПО утвержден ...
  2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки (2)

    Основная образовательная программа
    ... : Ректор ЧГУ __________ З.А.Саидов «_____»_______________2011г. ОсновнаяобразовательнаяпрограммавысшегопрофессиональногообразованияНаправлениеподготовки 080200 Менеджмент ФГОС ВПО утвержден ...
  3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки (3)

    Основная образовательная программа
    ... : Ректор ЧГУ __________ З.А.Саидов «_____»____________2011г. ОсновнаяобразовательнаяпрограммавысшегопрофессиональногообразованияНаправлениеподготовки 072300 Музеология и охрана объектов культурного ...
  4. Негосударственное аккредитованное основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки 030300 62 «психология»

    Основная образовательная программа
    ... АККРЕДИТОВАННОЕ ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (НАЧОУ ВПО СГА) ОСНОВНАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММАВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯНАПРАВЛЕНИЕПОДГОТОВКИ 030300 ...
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (3)

    Документ
    ... РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ОсновнаяобразовательнаяпрограммавысшегопрофессиональногообразованияНаправлениеподготовки 100700 «Торговое дело» ФГОС ВПО ...

Другие похожие документы..