Главная > Основная образовательная программа


Археология.

1.Цели и задачи дисциплины:

Цель – сформировать у студентов общее представление о предмете «Археология» через обучение студентов истории российской и мировой археологической науки и системе теоретических знаний, практических навыков, базовых принципов работы археолога.

Задачи

  • Подготовить студентов к работе в качестве сотрудников: музея, археологической лаборатории Чеченского Государственного Университета, сектора Археологии Академии Наук ЧР, департамента по охране культурных ценностей Министерства Образования и Науки ЧР.

  • Подготовить студентов к научной работе в качестве аспирантов кафедр

  • Подготовить студентов к межкурсовой и итоговой производственной практике в указанных учреждениях республики;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина входит в вариативную часть профессионального цикла (, в блок базовых дисциплин исторического профиля. Курс читается в 1семестре на базе знаний по истории, полученных в средней школе. Общая трудоемкость:4ЗЕТ 144/54

3.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины «Археология» студент должен:

знать

  • историю возникновения и развития археологической науки в России и мире;

  • роль и место археологии среди исторических дисциплин;

  • основные понятия в археологии;

  • федеральное и региональное законодательство в области археологии;

  • систему подготовки, использования и отчетности по «Открытым листам»;

  • концепции, теории и методы, применяемые в археологии;

  • научную терминологию, применяемую в археологии;

уметь

  • вести полевые исследования, включающие археологические разведки и раскопки;

  • работать с научной литературой и источниками;

  • находить и обрабатывать информацию по археологии России и мира;

приобрести навыки

  • анализа археологической литературы;

  • камеральной обработки археологических предметов;

  • подготовки археологических отчетов и т. д.;

владеть

  • методами полевых и кабинетных исследований;

  • методами сравнительно – исторического анализа;

иметь

  • детальное представление о методах естественных наук и их применения в археологических исследований;

4.Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость:144Ч.

5. Содержание дисциплины

Курс включает в себя следующие основные разделы:

Введение. Предмет и задачи археологии как дисциплины. О развитии российско-советской и постсоветской, а также зарубежной археологии.

5.1.Каменный век.

5.2.Антропогенез. Эволюция семейства гоминид и человека. Эволюционистская теория Дарвина. Антропогенез в свете современной науки.

5.3.Палеолит. Ранний и средний палеолит. Общая характеристика. Олдувайская эпоха. Ашельская эпоха. Мустьерская эпоха. Поздний (верхний палеолит). Антропологические находки человека современного вида. Памятники позднего палеолита Северного Причерноморья. Кавказа и Закавказья, а также Русской равнины и Сибири. Позднепалеолитическое искусство.

5.4.Мезолит. Новые климатические условия. Культуры Западной и Восточной Европы, Кавказа, Средней Азии, Сибири.

5.5.Неолит. Происхождение термина «неолит». Возникновение керамики. «Неолитическая революция». Неолит Средней Азии, Восточной Европы. Урала. Сибири. Дальнего Востока и зарубежных стран. Неолитическое искусство.

5.6. Энеолит и бронзовый век (эпоха налеометалла). Энеолитические культуры оседлых земледельцев и скотоводов Восточной Европы и Средней Азии(Украина. Молдова, Карпато-Дунайская зона Румынии и Болгарии). Энеолит скотоводов степной Евразии (древнеямная. афанасьевская культуры и окуневская культуры).

5.7. Бронзовый век Кавказа. Кавказский центр металлургии. Майкопская, Северокавказская и каякентско-харачоевская культура. Бронзовый век Средней Азии (Алтын-тепе, Намазга-тепе). Значение культур Туркменистана. Древние связи с Месопотамией, Афганистаном. Культурно-исторические общности развитой бронзы Евразии (катакомбная и андроновская общности). Культуры и миграции в зоне евразийских степей (карасукская культура).

5.8. Бронзовый век лесной территории России (фатьяновская и абашевская культура). Сейминско-турбинские бронзы. Культуры лесных и лесостепных территорий Сибири (Западной Сибири и Прибайкалья). Кротовская и еловская культуры. Герменская и лидовская культуры.

5.9. Искусство бронзового века Евразии (искусство евразийских степей; искусство европейского Севера и Сибири; искусство Дальнего Востока). Искусство Кавказа (куро-араксская).

5.10.Ранний железный век. Археология древних государств Причерноморья (античные государства). Экономика, ремесло, искусство. Северный Кавказ (кобанская культура). Ранний железный век степной Евразии: скифо-сибирский мир. Киммерийцы, скифы, греки и Передняя Азии. Савроматы и саки. Татарская культура. Горный Алтай. Тува. Ордос в скифскую эпоху. Культуры населения лесного севера России, а также лесной полосы Сибири и Дальнего Востока. Оленные пашни Монголии. Забайкалья и Южной Сибири. «Звериный стиль» скифов (Солоха, Толстая Могила, Чертомлык и др.).

5.11.Кавказ в раннем железном веке. Территории, этносы, культуры и общества. Урарту и урартские надписи. Б.Б.Пиотровский и Закавказская археология. Место нахско-дагестанских языков в дешифровке урартских надписей. Колхида и Албания. Кобанцы и кобанские культура. Археологические памятники Кавказа I тыс. до н.э.-1 тыс.н.э.). Археология античных городов Северного и Кавказского Причерноморья (города Боспора. Ольвия. Херсонес, Керчь, Танаис и т.д.).

5.12.Начало Великого переселения народов. Гунно-сарматская эпоха. Гунны Забайкалья и Северного Китая. Ранние гунны в бассейнах рек Селенги и Орхона. Гунны на Кавказе. Археологические культуры гунно-сарматской эпохи (таштыкская и сарматская культуры).

5.13.Археологические памятники земледельческих районов Средней Азии 1 тыс. до н.э. – I тыс. н.э. Два направления развития хозяйства и культуры. Географическая среда и культура. Трансконтинентальный Великий шелковый путь, как большое число караванных дорог, связывавших Китай с Передней Азией и Европой. Археологические памятники древней Парфии. Бактрии, Маргианы, Хорезма. Археология домуслльманской и раннемусульманской Средней Азии. Арабские завоевания в IX в.н.э. раскопки Пенджикента. Хорезм и Самарканд.

5.14. Археология славян, финно-угров, тюрок и народов Дальнего Востока.

Археология средневекового мира кочевников Евразии: тюрки Южной Сибири и Средней Азии (степи Монголии, Алтай, Тува и Тюркский каганат от Монголии на Востоке до Памира на западе. Релкинская и усть-полуйская культура.

Протославянские культуры (ананьинская. городицкая. юхновская). Восточные славяне в V] - VIII веках.

Кочевники Восточной Европы: Аланы, сарматы, готы и гунны во II-IV вв. Южнорусские степи и кочевники. Болгары и хазары в VI-VIII вв. Хазарский каганат (Саркел. Итиль, Семендер). Салтово-маяцкая культура. Печенеги. Хазария и князь Святослав. Кипчаки и половцы.

Народы Дальнего Востока в I тыс. до н. э. Тунгусо-маньчтурские племена. Мохэская культура. Культура чтурчженей.

Северокавказские народы и номады. Аланы, хазары, гунны и аборигены Кавказа. Алания.

5. 15. Археология средневековых финно-угров, балтов. тюрок и других этносов середины I - начала II тыс. до н. э. Археология финно-угров и других народов (юдинская, усть-ишимская культуры). Памятники мордвы. Пермская группа финно-угров (коми-пермяки, коми-зыряне и удмурты) т. д.

Волжская Болгария в VII - XIII вв.

5. 16. Археологические и архитектурные памятники древнерусских городов. Древний Киев. Древний Новгород. Археология городов Руси на примере Старой Рязани. Памятники Владимиро-Суздальской земли. Археология Москвы.

6. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины.

В целях освоения предмета «археология» в учебном процессе применяется следующий перечень технических средств:

1. компьютерное оборудование;

2. приборы и оборудование учебного назначения;

3. видео-аудиовизуальные средства обучения.

В процессе преподавания данной дисциплины необходимо организовывать вывоз студентов на археологические экскурсии и практики.

7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

В ходе изучения дисциплины часть аудиторных занятий отводится на практические занятии, коллоквиумы и семинары. На практических занятиях студенты приобретают начальные навыки работы с археологической литературой и периодическими изданиями. Семинары проходят в форме дискуссий и «круглых столов», мастер-классов специалистов. Для текущего контроля и промежуточной аттестации успеваемости могут использоваться: блиц-опросы (письменные и устные), тесты, подготовка эссе. Промежуточная аттестация – контрольное тестирование.

8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Рекомендуемая литература:

а) основная:

1.Авдусин Д. А. Основы археологии. - М., 1989 и другие издания.

2.Мартынов А. И. Археология. - М., 2000, и другие издания.

3.Мартынов А. И., Шер Я. А. Методы археологического исследования. – М., 2002.

4. Археология: Учебник / под редакцией академика РАН В. Л. Янина. – М., Издательство Моск. университета, 2006.

б) дополнительная:

1. Археология и естественные науки. / под редакцией Б. А. Колчина М., 1965

2. Эпоха бронзы Кавказа и Средней Азии / Ранняя и средняя бронза Кавказа М., 1994.

3. Крупнов Е. И. Древняя история Северного Кавказа. М., 1960.

4. Мунчаев Р. М. Кавказ на заре бронзового века. М., 1975.

5. Археология СССР (любой доступный выпуск)

Разработчик:

ЧГУ, кафедра истории древнего мира и средних веков, к.и.н., доцент Мамаев Х. М.

Рецензент: д.и.н., профессор М.Х. Багаев

Политическая система Арабских стран.

Программа дисциплины подготовлена для студентов-регионоведов Чеченского государственного университета.

Современные политические системы и политическая культура стран Азии и Африки характеризуются динамичными изменениями. Формирование и эволюция политических систем Востока, традиционализм и модернизм, зрелость гражданского общества и многие другие проблемы остаются в центре внимания современной исторической и политологической науки.

Теоретический подход в сочетании с конкретным страноведческим материалом позволит студенту полнее осмыслить характер и сущность политической жизни арабских стран на различных исторических эпохах, взаимодействие, борьбу и поведение общностей и личностей, мотивации их поступков, формирование и развитие политических взглядов и т.д. Внимание уделяется представлению студентам источников и новейшей научно-исследовательской и политической литературы.

1.Цели и задачи изучения дисциплины

Цель

Оказать учебно-методическую помощь в самостоятельной подготовке к лекционным и практическим занятиям в изучении современных социальных и политических процессов на Арабском Востоке, учитывающий исторический опыт и цивилизационную особенность обществ и государств Арабского Востока. Материал курса позволит студентам представить эволюцию политических систем арабских стран в теоретическом и историко-цивилизационном аспектах. Отразить важнейшие политические процессы и закономерности их развития в системе межарабских отношений. Содействовать формированию у обучающихся целостного представления об особенностях политического развития Арабского Востока, о ее месте в системе мировой политики.

Задачи дисциплины

Изучение политических систем Арабского Востока, тенденций и процессов их формирования в новое и новейшее время, оценка роли традиционного и современного в политических процессах в арабских странах. Формирование знаний об истоках и развитии основных элементов политических систем на Арабском Востоке в ХХ в., освещение процессов автократизации, теократизации, демократизации и т.д., освещение государственного устройства, политических режимов, гражданских прав и свобод в основных арабских странах. Анализ причин и факторов развития внутри- и внешнеполитического курса арабских стран.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Политическая система арабских стран» - входит в базовую часть общепрофессионального цикла (Б3.В.4) и адресована студентам, обучающимся по направлению «Регионоведение». Она призвана способствовать выработке и углублению конкретных знаний и теоретических установок. Особенность дисциплины «Политическая система арабских стран» для Студентов-регионоведов состоит в том, что ее изучение дает возможность овладеть спецификой работы основных направлений политической системы Арабского Востока; актуализирует новейшие методы изучения политики стран Ближнего Востока; теоретически анализировать конкретные политические системы арабских стран.

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Знать

1. Основные методологические подходы к изучению истории политических систем Арабского Востока;

2. Ключевые понятия и основные тенденции политического развития Ближнего Востока;

3. Проблематику, исторический социокультурный и социально-экономический контекст построения политики Арабского Востока.

Уметь

1. Анализировать и сравнивать особенности политических систем в каждой из стран Ближнего Востока взятых в отдельности;

2. Применять современные методы исследования к изучению основных политических процессов и явлений;

3. Формулировать и аргументировано защищать собственную точку зрения на проблемы политических систем Арабского Востока.

Приобрести навыки

1. Анализа исторических документов.

Владеть

1. Методом сравнительно-исторического анализа исторических событий;

2. Понятийным аппаратом дисциплины;

3. Основными методами и приема анализа основных политических процессов в странах Ближнего Востока.

4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная

Авторитаризм и демократия в развивающихся странах. М., 1996.

Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины // Политическая наука: новые направления. М., 1999.

Альтернативные пути к цивилизации. М., 2000.

Анохин М.Г. Политические системы: адаптация , динамика, устойчивость. М., 1996.

Африка: особенности политической культуры. М., 1999.

Белов Г.А. Политология. М., 1994.

Васильев В.Ф., Левтонова Ю.О. Государственность и модернизация в странах Юго-Восточной Азии. М., 1997.

Введение в политическую науку. М., 1997.

Гейзель З. Политические структуры государства Израиль. М., 2001.

Глобализация и поиски национальной идентичности в странах Востока. Учебное пособие. М., 1999.

Демократизация в Африке: 1980-1990 гг. М., 1997.

Другов А.Ю. Политическая власть и эволюция политической системы Индонезии. М., 1989.

Зарубежная политология. Словарь-справочник. М., 1998.

Зубов А.Б. Парламентская демократия и политическая традиция Востока. М., 1990.

Ильин В.И., Панарин А.С., Бадовский Д.В. Политическая антропология. М., 1995.

Каменская Г.В., Родионов А.Н. Политические системы современности. М., 1994.

Кашкин С.Ю. Политический режим в современном мире: понятие, сущность, тенденции, развитие. М., 1993.

Каменская Г.В., Родионов А.Н. Политические системы современности. М., 1994.

Национальный вопрос в освободившихся странах Востока. М., 1986.

Общая и прикладная политология. М., 1997.

Особенности модернизации на мусульманском Востоке. Опыт Турции, Ирана, Афганистана, Пакистана. М., 1997.

Панарин А.С. Политология: о мире политики на Востоке и на Западе. М., 1998.

Панарин А.С. Политология. М., 1999.

Панарин А.С. Политология. Западная и восточная традиции. М., 2000.

Политические партии современной Африки. М., 1998.

Старостин Б.С. Политика и модернизация. Восток-Запад. Север- Юг // Философия мировой политики. Актуальные проблемы. М., 2000.

Традиционный мир Юго-Восточной Азии. М., 1991.

Дополнительная

Апдайк Р. Саддам Хусейн. Ростов-на-Дону. 1999.

Арабский мир. Три десятилетия независимого развития. М., 1990.

Арабский Восток: ислам и реформы. М., 2000.

Арабские страны Западной Азии и Северной Африки. Вып. 4. М., 2000.

Бабкин С.Э. Движения политического ислама в Северной Африке. М., 2000.

Вавилов В.В. Социально-экономические преобразования в Сирии. М., 1972.

Валькова Л.В. Саудовская Аравия в международных отношениях. М., 1979.

Васильев А.М. История Саудовской Аравии. М., 1984.

Ворончанина Н.И. Ислам в общественно-политической жизни Туниса. М., 1986.

Воробьев В.П. Политическая и государственная система Народной

Демократической Республики Йемен. М., 1978.

Егорин А.З. Ливийская революция. М., 1989.

Гашев Б.Н. Государственный сектор в экономике Арабской Республики Египет (1952-1972). М., 1978.

Герасимов О.Г. Йеменская революция 1962-1975 гг. М., 1979.

Каддафи М. Зеленая книга. М., 1989.

Каминский С.А. Институт монархии в странах Арабского Востока. М., 1981.

Максименко В.И. Интеллигенция в странах Магриба (идеи и тенденции). М., 1980.

Максименко В.И. Политические партии в переходном обществе. Марокко, Алжир, Тунис (20-80-е гг. ХХ в.). М., 1985.

Мельников Е.Н. Политический и государственный строй Ливана. М., 1974.

Мусульманское право (структура и основные институты). М., 1984.

Новейшая история арабских стран Азии. М., 1989.

Политическая история государств Азии и Северной Африки. Ч. 1- 2. М., 1996.

Политическая элита Ближнего Востока. М., 2000.

Примаков Е.М. Анатомия ближневосточного конфликта. М., 1978.

Сейранян Б.Г. Египет в борьбе за независимость. М., 1970.

СССР и арабские страны (1917-1960гг.). Документы и материалы. М., 1961.

Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997. Якуб

Юсеф Абдалла. Объединенные Арабские Эмираты. История политико-государственного развития (Х1Х в. – начало 70-х годов ХХ в.). М., 1978.

5.Материально техническое обеспечение дисциплины.

Освоение дисциплины предполагает использование академической аудитории для проведения лекционных и семинарских занятий с необходимыми техническими средствами (компьютер, проектор, доска).

Разработчик:

Чеченский

государственный

Университет

Старший

преподаватель кафедры

Новой и новейшей истории

Р. А. Товсултанов

Эксперты:

Чеченский

государственный

Университет

Доцент кафедры новой и новейшей истории

В.А. Асталов

Чеченский

государственный

Университет

Доцент кафедры новой и новейшей истории

И.З. Хатуев

История и теория международных отношений.

Настоявшая программа дисциплины «История и теория международных отношений» охватывает основные проблемы и важнейшие международные события в период от Вестфальского мира до наших дней – первых лет XXI века. Отражает важнейшие политические процессы, и особенности развития международных отношений от начала XX века до формирования нового миропорядка на рубеже XX и XXI вв. ознакомление студентов с процессом развития международных отношений в новейшее время. Освоение важнейших процессов во внешнеполитической политике стран Европы и Америки. Ознакомление студентов понятиями истории и теории международных отношений, раскрытие ведущих тенденций эволюции международной системы, ее основные узлы и переломные моменты, раскрытие не только политико-дипломатической истории избранного периода, но и рассмотрение экономических, финансовых, военных, психологических факторов ее развития. Особое внимание уделяется внешнеполитическому курсу тех ведущих стран мира, которые, оказывают определенное влияние на ход мировой истории. Раскрываются особенности внешней политики ведущих стран мира. Первостепенное внимание уделяется современной политике ведущих мировых держав и их значению в системе международных отношений в условиях глобализации.

1.Цели и задачи изучения дисциплины

Цель

Отразить важнейшие международные события и закономерности их развития в системе международных отношений; показать внешнеполитический модель развития ведущих мировых держав; познакомить с основными принципами развития международных отношений. Содействовать формированию у обучающихся целостного представления об особенностях политического развитиях передовых стран мира. Роль и место этих стран в системе мировой политики, развивать особенности самостоятельного исследования сложных концептуальных проблем в правовой основы международных отношений. Формировать у студентов целостного представления о системе международных отношений на стыке XX-XXI веков.

Задачи дисциплины

Охватить основные проблемы и важнейшие международные события в новейший период. Ознакомить студентов с новейшими методами политического развития отдельных стран мира, которые оказывают определенную роль в развитии международных отношений, содействовать становлению навыков самостоятельного анализа международных процессов, на базе комплексного изучения историографии и работы с текстами источников. Специфика курса состоит в том, что студент ориентируется на проблемное понимание международных отношений в современном мире, опираясь при этом на источник как основу построений определенной концепции.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «История и теория международных отношений» - входит в базовую часть общепрофессионального цикла (Б3.В.5) и адресована студентам, обучающимся по направлению «Регионоведение». Она призвана способствовать выработке и углублению конкретных знаний и теоретических установок. Особенность дисциплины «История и теория международных отношений» для студентов по специальности «Регионоведение» состоит в том, что ее изучение дает возможность овладеть спецификой работы основных направлений международных отношений; актуализирует новейшие методы изучения политики отдельных стран мира; теоретически анализировать конкретные политические процессы в системе международных отношений.

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Знать

1. Периодизацию истории международных отношений в новейший период;

2. Роль и место отдельных государств в ходе международных отношений;

3. Краткий очерк развития мировой политики;

4. Формирования системы международных отношений после окончания Первой и Второй мировых войн;

5. Историографию истории международных отношений;

6. Основные методологические подходы к изучению истории международных отношений;

7. Ключевые понятия и основные тенденции развития международных отношений;

8. Все важнейшие события в истории развития международных отношений в целом, все прогрессивные и регрессивные преобразования в области внешней политики мировых держав, степень воздействия их политики на систему международных отношений.

9. Содержание одной из наиболее характерных черт внешнеполитического ведущих стран.

Уметь

1. Путем анализа выделять особенное и закономерное в ходе развития международных отношений;

2. Сравнивать достижения в международных отношениях прошлого и настоящего времени;

3. Правильно интерпретировать всю раннюю и новую информацию по истории международных отношений;

4. Правильно анализировать, классифицировать источники по новейшей истории международных отношений;

5. Путем анализа выделять общее и особенное во внешнеполитической системе мировых держав;

6. Сравнивать достижения определенной страны в области общественно-политического развития, и роли его в системе международных отношений в настоящее время;

7. Анализировать и сравнивать особенности формирования внешней политики каждой страны – мировой державы;

8. Применять современные методы исследования к изучению основных приоритетов в системе международных отношений;

9. Формулировать и аргументировано защищать собственную точку зрения на проблемы развития международных отношений;

10. Анализировать и сравнивать позиции каждой страны мира в системе международных отношений.

Приобрести навыки

1. Анализа исторических документов.

Владеть

1. Методом сравнительно-исторического анализа исторических событий;

2. Понятийным аппаратом дисциплины;

3. Основными методами и приема анализа основных процессов в формировании приоритетных направлений международных отношений.

4. В результате изучения дисциплины специалист должен

Иметь представления

1. О внутренней и внешней политике стран Европы и Америки в новейшее время;

2. Почерпнуть для себя общее и особенное в политике отдельных стран мира;

3. О ходе внешнеполитического курса ключевых стран Европы и Америки в новейшее время;

4. О внешнеполитическом механизме развивающихся странах мира;

5. О влиянии политики отдельных стран мира на развитие международных отношений;

6. О влияние внешнеполитического курса ведущих стран мира на политику отдельных стран Европы и Америки.

5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная:

История новейшего времени стран Европы и Америки. 1918-1945 гг.:

Учебник для студентов вузов по специальности «История» / Под ред. Е.Ф. Язькова. - М., 1989.

Новейшая история зарубежных стран. Европы и Америки. 1917-1945 / Под ред. В. К. Фураева. – М., 1989.

Александров В.В. Новейшая история стран Европы и Америки. 1917-1945.-М., 1986.

Хрестоматия по новейшей истории (1917-1960гг.). – М., 1960-1961. – 1, 2.

История войны на тихом океане: В 5т.- М., 1957-1958.

История второй мировой войны. 1939-1945.- М., 1973-1982. Т. 1-12.

История дипломатии: В 5 т.-М., 1965-1979. - Т. 3-5.

История Италии: В 3 т.-М., 1972. – Т. 3.

Дополнительная:

Агрессивная политика держав фашистского блока и происхождение второй мировой войны.- М., 1989 г.

Бережков В.М. Страницы дипломатической истории - М., 1987 г.

Вашингтонская конференция по ограничению вооружений и тихоокеанским

и дальневосточным вопросам 1921-1922 гг. - М., 1924.

Версальский мирный договор - М., 1925.

Виллар Ж. «Странная война» и предательство Виши.- М., 1962.

Киссельгоф И.С. История Франции в годы второй мировой войны. - М., 1975.

Коломова Н.П. Новейшая история Италии.- М., 1970.

Кочегарова Н.И., Кочегаров В.Ф. Всемирная история.

Соединенные Штаты Америки. 1918-1945 гг.: Практикум. - М., 1998.

Лан В.И. САШ от первой до второй мировой войны. - М., 1976.

Локарнская конференция 1925 г.: Документы. - М., 1957.

Мюнхен - преддверие войны. - М., 1988.

От Мюнхена до Токийского залива. - М., 1992.

Пуанкаре Р. На службе Франции: Воспоминания за 9 лет. - М., 1936. - Т. 1-2.

Советско-германские отношения от переговоров в Брест-Литовске до подписания Рапалльского договора. 1917-1922 гг.: Сборник документов: В 2 томах. - М., 1968, 1971.

Советско-германские отношения 1922-1925 гг.: Документы и материалы.- М., 1977.

Эррио Э. Из прошлого. Между двумя войнами. 1914- 1936. М., 1958.

Яковлев Н.Н. Франклин Рузвельт: человек и политик. Новое прочтение. М.,1980.

Гаджиев К.С. Геополитика.- М., 1998.

Дугин А. Основы геополитики. – М., 1997.

Киссинджер Г. Дипломатия.- М., 1997.

Строганов А.И. Новейшая история стран Латинской Америки. - М., 1995.

Филитов А.М. «Холодная война».- М., 1991.

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. В III томах. М., 2002.

Советский энциклопедический словарь. М.,1981г.

6. Материально техническое обеспечение дисциплины.

Освоение дисциплины предполагает использование академической аудитории для проведения лекционных и семинарских занятий с необходимыми техническими средствами (компьютер, проектор, доска).

Разработчик:

Чеченский

государственный

Университет

Старший

преподаватель кафедры

Новой и новейшей истории

Р. А. Товсултанов

Эксперты:

Чеченский

государственный

Университет

Доцент кафедры новой и новейшей истории

В.А. Асталов

Чеченский

государственный

Университет

Доцент кафедры новой и новейшей истории

И.З. Хатуев



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки

    Основная образовательная программа
    ... : Ректор ЧГУ __________ З.А.Саидов «_____»____________2011г. ОсновнаяобразовательнаяпрограммавысшегопрофессиональногообразованияНаправлениеподготовки 030600 История ФГОС ВПО утвержден ...
  2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки (2)

    Основная образовательная программа
    ... : Ректор ЧГУ __________ З.А.Саидов «_____»_______________2011г. ОсновнаяобразовательнаяпрограммавысшегопрофессиональногообразованияНаправлениеподготовки 080200 Менеджмент ФГОС ВПО утвержден ...
  3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки (3)

    Основная образовательная программа
    ... : Ректор ЧГУ __________ З.А.Саидов «_____»____________2011г. ОсновнаяобразовательнаяпрограммавысшегопрофессиональногообразованияНаправлениеподготовки 072300 Музеология и охрана объектов культурного ...
  4. Негосударственное аккредитованное основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки 030300 62 «психология»

    Основная образовательная программа
    ... АККРЕДИТОВАННОЕ ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (НАЧОУ ВПО СГА) ОСНОВНАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММАВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯНАПРАВЛЕНИЕПОДГОТОВКИ 030300 ...
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (3)

    Документ
    ... РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ОсновнаяобразовательнаяпрограммавысшегопрофессиональногообразованияНаправлениеподготовки 100700 «Торговое дело» ФГОС ВПО ...

Другие похожие документы..