Главная > Отчет


Проектирование информационных систем

13. Практикум: Учебный проект: ";Разработка ИС предприятия оптовой торговли лекарственными препаратами";:

Методика выполнения учебного задания основана на опыте ряда успешных проектов внедрения КИС Navision и Axapta.

Практическое задание позволяет изучить состав, содержание и процедуры формирования основных документов, которые создаются в процессе типового проектирования ИС (см. раздел ";Организация разработки ИС";), приобрести навыки разработки диаграмм бизнес-процессов на основе их вербального описания, которое получается в результате обследования деятельности предприятий.

Порядок выполнения практического задания

В процессе выполнения практического задания проводится анализ и оформление результатов обследования деятельности гипотетического предприятия ";МЕД";, и на его основе разрабатываются документы, необходимые для настройки типовой ИС.

По итогам проведения обследования обычно формируются следующие документы:

  • Предварительная информация.

  • Видение выполнения проекта и границы проекта.

  • Отчет об обследовании.

Предварительная информация

Предполагается, что в начале обследования проведен предварительный сбор информации о компании, по итогам которого получены следующие данные:

  • Краткая информация о компании (профиль клиента).

  • Цели проекта.

  • Подразделения и пользователи системы.

На основе предварительной информации сформировано и согласовано с заказчиком общее представление о проекте:

Видение выполнения проекта и границы проекта - документ, который кратко описывает, в каких подразделениях и в какой функциональности будет внедряться ИС.

Затем выполняется детальное обследование предприятия, результаты которого оформляются в виде отдельного документа - отчета об обследовании.

Отчет об обследовании содержит следующие разделы:

  • Анализ существующего уровня автоматизации.

  • Составляется список программного обеспечения, используемого в компании, и приводятся данные об использовании этих пакетов в каждом из подразделений организации.

  • Общие требования к ИС

  • Формулируются общие требования к функциональности разрабатываемой системы.

  • Формы документов

  • Устанавливается перечень и структура документов, которые должны формироваться системой.

  • Описание системы учета

  • Описание системы учета включает в себя следующие документы:

  • Учетная политика компании

  • План счетов и используемых аналитик

  • Список типовых хозяйственных операций и их отражение в проводках

  • Описание справочников

  • По каждому справочнику, проектируемому в системе, дается описание необходимой иерархической структуры.

  • Организационная диаграмма

  • Организационная диаграмма используется для отражения организационной структуры подразделений предприятия и их зон ответственности.

  • Описание состава автоматизируемых бизнес-процессов

  • Все бизнес-процессы компании должны быть перечислены в общем списке и каждый должен иметь свой уникальный номер.

  • Диаграммы прецедентов

  • Для выделения автоматизируемых бизнес-процессов и их основных исполнителей используются диаграммы прецедентов.

  • Физическая диаграмма

  • Физическая диаграмма служит для того, чтобы описать взаимодействие организации на верхнем уровне с внешними контрагентами.

  • Описания бизнес-процессов (книга бизнес-процессов).

Далее в отчет об обследовании включается книга бизнес-процессов, содержащая подробное описание автоматизируемых бизнес-процессов. Модели бизнес-процессов позволяют выделить отдельные операции, выполнение которых должно поддерживаться разрабатываемой ИС.

На последнем этапе осуществляется отображение модели предметной области на функциональность типовой системы - выбираются модули системы для поддержки выделенных операций, определяются особенности их настройки, выявляется необходимость разработки дополнительных программных элементов.

Краткая информация о компании ";МЕД";

Компания - дистрибьютор ";МЕД"; закупает медицинские препараты отечественных и зарубежных производителей и реализует их через собственную дистрибьюторскую сеть и сеть аптек. Компания осуществляет доставку товаров как собственным транспортом, так и с помощью услуг сторонних организаций.

Основные бизнес-процессы компании - закупки, складирование запасов, продажи, взаиморасчеты с поставщиками и клиентами.

Уровень конкуренции для компании в последнее время возрос, так как на рынок вышли два новых конкурента, к которым перешла часть клиентов и ряд наиболее квалифицированных сотрудников ЗАО ";МЕД";. ЗАО ";МЕД"; имеет два филиала - в Курске и Санкт-Петербурге. Каждый филиал функционирует как самостоятельное юридическое лицо, являясь полностью принадлежащей ЗАО ";МЕД"; дочерней компанией.

По предварительным планам, Компания намерена открыть также дочернее предприятие для организации производства в непосредственной близости к своим заказчикам.

Адреса и телефоны

Москва, К-123 Центральная улица, д. 20, стр. 7, офис 709

Телефон: (095) 345-6789, факс: (095) 345-9876

Контактные лица

Борис Нефедьев - Генеральный директор

Дмитрий Кононов - Исполнительный директор

Артур Иванченко - Директор по маркетингу

Сотрудники

На момент проведения Диагностикиштат компании составляет 110 сотрудников.

Основными целями проекта автоматизации компании ";МЕД"; являются:

  • Разработка и внедрение комплексной автоматизированной системы поддержки логистических процессов компании.

  • Повышение эффективности работы всех подразделений компании и обеспечение ведения учета в единой информационной системе.

Видение выполнения проекта и границы проекта

В рамках проекта развертывание новой системы предполагается осуществить только в следующих подразделениях ЗАО ";МЕД";:

  • Отдел закупок;

  • Отдел приемки;

  • Отдел продаж;

  • Отдел маркетинга;

  • Группа планирования и маркетинга;

  • Группа логистики;

  • Учетно-операционный отдел;

  • Учетный отдел;

  • Отдел сертификации (в части учета сертификатов на медикаменты);

  • Бухгалтерия (только в части учета закупок, продаж, поступлений и платежей).

Не рассматривается в границах проекта автоматизация учета основных средств, расчета и начисления заработной платы, управления кадрами. Выходит за рамки проекта автоматизация процессов взаимоотношений с клиентами.

Количество рабочих мест пользователей - 50.

Отчет об обследовании

Список программного обеспечения, используемого компанией на момент обследования

  1. ";1С: Предприятие 7.7"; (";Бухгалтерия";, ";Торговля";, ";Зарплата";, ";Кадры";, ";Касса";, ";Банк";) для работы бухгалтерии.

  2. Две собственные разработки на базе конфигуратора ";1С"; - ";Закупки"; и ";Продажи";.

  3. Собственная разработка на базе FOXPRO для финансового отдела.

  4. Excel для планирования продаж.

Существующий уровень автоматизации

Количество рабочих станций, всего:

90

Количество сотрудников отдела IT

2

Количество ПК, одновременно работающих в сети

50

Наличие и форма связи с удаленными объектами

Терминальная связь со складом

Количество рабочих станций на удаленном объекте

8

Характеристики компьютеров

От Celeron 600 и выше

Операционная система

Windows 98, XP

Системы, которые представляется возможным оставить без изменения

";1С: Предприятеи 7.7"; в модульном составе ";Бухгалтерия";, ";Зарплата";, ";Кадры";, для работы бухгалтерии

Общие требования к информационной системе

Одно из основных требований компании ";МЕД"; к будущему решению состоит в том, чтобы оно было построено на фундаменте единой интегрированной системы, а работа всех сотрудников велась в одном информационном пространстве.

Ключевые функциональные требования к информационной системе:

  1. Мощные средства защиты данных от несанкционированного доступа. Разграничения доступа к данным в соответствии с должностными обязанностями.

  2. Возможность удаленного доступа.

  3. Управление запасами. Оперативное получение информации об остатках на складе.

  4. Управление закупками. Планирование закупок в разрезе поставщиков.

  5. Управление продажами. Контроль лимита задолженности с возможностью блокировки формирования отгрузочных документов.

  6. Полный контроль взаиморасчетов с поставщиками и клиентами.

  7. Получение управленческих отчетов в необходимых аналитических срезах - как детальных для менеджеров, так и агрегированных для руководителей подразделений и директоров фирмы.

Примеры форм отчетных документов

Отчет о дебиторской задолженности

Регистрационный номер

Клиент

Договор

Дата договора

Сумма по договору

Сумма задолженности

Ожидаемый срок платежа

Комментарий

 

 

Итого

 

Отчет о кредиторской задолженности

Информация о материалах/комплектующих, услугах, работах

Поставщик

договора

Сумма по договору

Срок оплаты по договору

Дата оплаты

Сумма задолженности

Комментарий

 

Отчет о требуемых закупках

Инвентарный код

Название материала/товара

Ед. измерения

Требуется закупить

Предыдущая дата приобретения

Название поставщика

Дата последнего приобретения

Стоимость приобретения

 

Описание системы учета

ЗАО ";МЕД"; использует типовой российский план счетов, три аналитики (контрагенты, договора, регионы).

Фрагмент плана счетов компании

Номер бухг. счета

Наименование счета

01.000

Основные средства

02.000

Амортизация основных средств

03.000

Доходные вложения в материальные ценности

04.000

Нематериальные активы

05.000

Амортизация нематериальных активов

08.000

Вложения во внеоборотные активы

10.000

Материалы

10.100

Сырье и материалы

10.200

Прочие материалы

10.300

Инвентарь и хозяйственные принадлежности

14.000

Резервы под снижение стоимости МЦ

16.000

Отклонение в стоимости МЦ

19.000

НДС по приобретениям

...

...

Фрагмент учетной политики

Выручка и прибыль. Выручка от реализации продукции и оказания услуг определяется по мере отгрузки реализованной продукции, оказания услуг и отражается в финансовой отчетности по методу начисления.

Запасы. Компания с целью определения фактической себестоимости товаров, реализованных в отчетном периоде, использует вариант их оценки по себестоимости первых по времени приобретения материалов (ФИФО).

Описание справочников

Фрагмент описания справочников, используемых для автоматизации компании ";МЕД";, приведен в таблице.

Наименование справочника

Код

Наименование

Клиенты

AC_Ap_00001

Покупатель_АПТЕКИ

AC_Ds_00001

Покупатель_Дистрибьютеры

OTHER_00001

Прочие

Поставщики/подрядчики

B_00001

Банки

L_00001

Частные лица

I_0001

Страховые организации

OTHER_00001

Прочие

Договора

1- наши услуги

1_COM_D/M/E

Договор комиссии_Д/М/Г

1_SERV_D_/M/E

Договор на оказание наших услуг_Д/М/Г

2 - услуги нам

2_COM_D/M/E

Договор комиссии_Д/М/Г по услугам нам

2_SERV_D/M/E

Договор на указание Г услуг нам _Д/М

2_COM_D/M/E

Договор комиссии_Д/М/Г по услугам нам

Код справочника отражает уровни иерархии. Справочники клиентов и договоров имеют трехуровневую структуру. Справочник поставщиков - двухуровневую структуру. В коде справочника для отображения уровня применен символ подчеркивания. Например, в коде справочника клиентов первый уровень обозначен символами ";АС";-покупатель; второй уровень - ";Ар";-аптеки, ";Ds";-дистрибьюторы; для обозначения третьего уровня предусмотрены пятизначные порядковые номера 00001, 00002 и т.д.

Организационная диаграмма

Оргструктура предприятия оптовой торговли ЗАО ";МЕД"; имеет следующий вид:

Описание состава автоматизируемых бизнес-процессов

Бизнес-процессы компании, подлежащие автоматизации, приведены в следующей таблице:

п.п

Код бизнес-процесса

Наименование бизнес-процесса

1.

Закуп-1

Закупки

2.

Склад-2

Запасы-Склад

3.

Прод-3

Продажи

4.

Врасч-4

Взаиморасчеты с поставщиками и клиентами

Каждый бизнес-процесс имеет свой уникальный номер. Нумерация бизнес-процессов построена по следующему принципу: ";префикс-номер";, где префикс обозначает группу описываемых бизнес-процессов, а номер - порядковый номер бизнес-процесса в списке.

Диаграмма прецедентов компании ";МЕД";

На Диаграмме прецедентов представлены автоматизируемые бизнес-процессы компании и их исполнители.




Похожие документы:

  1. Проектирование информационных систем (3)

    Лекция
    Проектированиеинформационныхсистем 6. Лекция: Методологии ... информации, используемой в повторяющихся информационных процессах. Функциональная структура Функция ... двух точек зрения: информационной и процедурной. Информационно событие отражается в виде ...
  2. Проектирование информационных систем (2)

    Лекция
    Проектированиеинформационныхсистем 10. Лекция: Моделирование информационного обеспечения: Моделирование данных. Метод IDEFI. ... сводятся в отчет. Прямое и обратное проектирование Прямым проектированием называется процесс генерации физической схемы ...
  3. Проектирование информационных систем (5)

    Лекция
    Проектированиеинформационныхсистем 7. Лекция: Моделирование бизнес ... организации бизнес-процессов. Технология проектирования ИС подразумевает сначала создание ... контекстная диаграмма с единственной работой, изображающей систему в целом (рис. 7.6). Рис. ...
  4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ТЕМЫ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ

    Документ
    ПРОЕКТИРОВАНИЕИНФОРМАЦИОННЫХСИСТЕМ ТЕМЫ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ Разработка ИС « ...
  5. Проектирование информационных систем (8)

    Рабочая учебная программа
    ... определениях, относящихся к понятиям «Информационная система», «Этапы проектированияинформационныхсистем», «Методологии проектированияинформационныхсистем». Подробно разъяснить методику построения ...

Другие похожие документы..