Главная > Пояснительная записка


(ДЛЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ)

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Инновационная образовательная программа по английскому языку для старшей школы» разработана в рамках Государственной экспериментальной площадки Департамента Образования г. Москвы «Инновационное поле языкового образования» по теме «Интегративная модель основного и дополнительного языкового образования». Программа может быть использована в школах гуманитарного профиля и других профилей с углубленным изучением английского языка.

В основу данной программы положены Государственный Образовательный стандарт РФ по иностранным языкам, требования Единого Государственного Экзамена к выпускным экзаменам по иностранным языкам в средней школе Российской Федерации, а также рекомендации Совета Европы по изучению, преподаванию и оценке качества владения иностранными языками.

«Инновационная уровневая образовательная программа по английскому языку для общеобразовательной школы» (далее Программа) состоит из следующих частей:

  1. Пояснительная записка;

  2. Основное содержание;

  3. Требования к уровню развития образовательной компетентностивыпускников в области предмета «Английский язык»;

  4. РЕКОМЕНДУЕМОЕ Учебно-методическое обеспечение издатЕльства OUP к Программе для старшей школы;

  5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В Пояснительной записке излагаются подходы к определению содержания целей обучения и воспитания учащихся в области предмета «Английский язык» и общее содержание компетенций. Во второй части, Основном содержании, описывается содержание компетенций на каждом выделенном этапе обучения, а также технологии их развития и контроля. Требования к уровню развития образовательной компетентностивыпускников в области предмета «Английский язык» представлены в рамках содержания компонентов образовательной компетенции в соответствующей главе и в кодификаторах элементов содержания Программы (см. ПРИЛОЖЕНИЯ НА CD-ROM: ДИСК A: кодификаторы к программе «оксфордское качество»). В приложения также вынесены терминологические глоссарии, портфели преподавателя и учащегося и т.д. В конце книги помещен список литературы, использованной при подготовке данной работы.

Основные материалы, использованные при разработке Программы:

Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку / Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ, 2004. – 379 с.;

Об образовании: Закон Российской Федерации №12 - Ф3 от 13 января 1996 г. // Вестник образования. – 1996. – №7. – С.3-57.;

Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка. – М.: МГЛУ, 2003. – 256 с.;

Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: ООО «Мир книги», 2001. – 95 с.;

Ek J.A. van. Threshold 1990 / Jan A. van Ek, J. L. M. Trim – Cambridge, U.K.; New York:Cambridge University Press, 1998.190 p.;

Ek J.A. van. Vantage/ Jan A. van Ek, J. L. M. Trim – Cambridge, U.K.; New York:Cambridge University Press, 2000. 192 p.;

Ek J.A. van. Waystage 1990 / Jan A. van Ek, J. L. M. Trim – Cambridge, U.K.; New York: Cambridge University Press, 1999.116 p.;

КолесниковаИ.Л. Англо-русскийтерминологическийсправочникпометодикепреподаванияиностранныхязыковAhandbookofEnglish-Russianterminologyforlanguageteaching / И. Л. Колесникова, О. А. Долгина. – СПб.: Рус.-Балт. информ. центрБЛИЦ: CambridgeUniversityPress, 2001. – 223 с.;

Учебно-методические материалы издательства OxfordUniversityPress.

Целеполагающей основой Программы является формирование ключевой компетентности учащихся – их способности и готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Такая компетентность достигается путем обеспечения деятельностного характера образования в области английского языка, направленности содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебно-познавательной, коммуникативной, практической и творческой деятельности, а также на получение учащимися опыта этой деятельности.

Содержание Программы включает федеральный компонент государственного стандарта общего образования. При этом:

      • расширен, конкретизирован и детализирован перечень дидактических единиц в пределах, регламентированных максимальной аудиторной нагрузкой учащихся для общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля;

      • соблюдена преемственность с обязательным минимумом сопредельных ступеней образования;

      • определен логически связный и педагогически обоснованный порядок изучения материала.

Программа разработана на следующих принципах:

  • Содержание образования на этапе старшей школы соответствует возрастным закономерностям развития старших подростков, их особенностям и возможностям;

  • Содержание образования обеспечивает усиление воспитательного потенциала и его социально-гуманитарной направленности, способствующей утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства, становлению личности ученика;

  • Программа предусматривает возможность обеспечения вариативности и свободы выбора в области образовании для субъектов образовательного процесса (учащихся и их родителей, педагогов и образовательных учреждений);

  • Для содействия успешной социализации учащихся, оказания им помощи в выборе профессии и получении трудового опыта, обучение иностранному языку проходит с использованием образовательных технологий, обеспечивающих связи с другими предметами: экономикой, историей, правом, литературой, родным языками;

  • Одна из задач воспитания школьников предусматривает развитие у них понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание у учащихся качеств гражданина и патриота, развитие у них национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.

Основу Программы составляет обязательный минимум содержанияпо иностранному языку для старшей школы. В Программе используются материалы, которые были разработаны в рамках образовательных проектов Совета Европы и переработаны для Программы с учетом целей обучения в рамках Государственного стандарта, возрастных особенностей учащихся старшей школы и содержания компонентов образовательной компетенции.

Требования к уровню подготовки выпускников, предлагаемые Программой, соответствуют требованиям Единого государственного экзамена, которые соотносятся с содержанием компетенций, изложенных в документах Совета Европы, на двух уровнях: Повышенный (В1) и Высокий (В2). Достижение указанных уровней обеспечивает выполнение государственных требований и успешную сдачу ЕГЭ.

Место предмета «Английский язык» в учебном плане школы

Программа предназначена для школ гуманитарного профиля и школ других профилей с углубленным изучением АЯ.

Целевые уровни обучения могут распределяться следующим образом:

  • для школ гуманитарного профиля с углубленным изучением английского языка в рамках основной школьной программы – к концу 11 класса достигается уровень В2;

  • для школ других профилей с углубленным изучением английского языка в рамках основной и дополнительной школьной программы – к концу 11 класса достигается уровень В1.

В зависимости от планируемого уровня обученности школьников на прохождение Программы требуется следующее количество учебных часов:

Для достижения уровня В2 в 11 классе: старшая школа (10-11 классы) – 5-6 часов в неделю (от 3 до 5 часов в неделю на общий английский язык и 1-2 часа в неделю на профильные курсы).

Для достижения уровня В1 в 11 классе (в зависимости от особенностей учебной программы каждой школы): старшая школа (10-11 классы) – 3 часа в неделю.

Содержание образовательной компетенции в области предмета «Английский язык»

Программа предлагает инновационный подход к определению содержания образования в области предмета «Английский язык», основанный на компетентностном подходе.

Компоненты образовательной компетенции описаны с точки зрения содержания обучения и воспитания учащихся и технологий развития соответствующего вида компетентности и контроля качества ее развития. Содержание компетенций представлено в Основном содержании Программы, а также в кодификаторах элементов ее содержания (см. ПРИЛОЖЕНИЯ НА CD-ROM: ДИСК A: кодификаторы к программе «оксфордское качество»), в которых дается подробное перечисление дидактических единиц, предлагаемых для изучения на разных этапах и уровнях обучения.

Содержание дидактических единиц и технологий обучения и воспитания изложено в Программе в соответствии с основными психологическими характеристиками учащихся старшей школы, описанными в разделе «Экзистенциальный компонент образовательной компетенции». В Программе дан психологический портрет старших подростков (16-17 лет). Задачи воспитательного процесса на уроках английского языка соотнесены с общими задачами образования и воспитания учащихся старшей школы.

Программа реализует компетентностный подход к обучению и воспитанию старших школьников в области предмета «Английский язык». Понятие ключевой компетентности выступает в Программе в качестве узлового. В этом понятии заложена идеология формирования содержания школьного образования «от результата». Названное понятие включает результаты обучения, выражающие «приращение» знаний, умений и навыков, опыта личностного саморазвития, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностных отношений.

Ключевые компетентности выпускника школы отличаются интегративной природой, так как их источниками являются различные сферы культуры и деятельности (бытовой, образовательной, гражданской, духовной, социальной, информационной, правовой, этической, экологической и др.). Ключевая компетентность выпускника школы – это сложное личностное образование, включающее в себя аксиологическую, мотивационную, рефлексивную, когнитивную, операционно-технологическую, этическую, социальную и поведенческую составляющие содержания школьного образования.

В рамках компетентностного подхода основной задачей образования в области изучения английского языка является развитие ключевой компетентности учащихся – образовательной. Образовательная компетентность рассматривается в Программе как интегративный личностный комплекс, представляющий собой единство теоретической и практической готовности и способности ученика к осуществлению образовательной деятельности. ЗУН, полученные учащимися в рамках образовательной компетенции, переносятся на собственную деятельность учащихся посредством различных технологий, особенно проектной технологии.

Структура образовательной компетенции представлена в единстве четырех ее составляющих: экзистенциальной, объектной, социальнойиоценочной.

Учитывая то, что решающим признаком при определении понятия «компетентность» является личностное отношение обучаемых к той или иной компетенции и изучаемому предмету в целом, а также предмету собственной образовательной деятельности, в качестве первого структурного компонента образовательной компетенции в Программе выделяется экзистенциальный компонент. Основными характеристиками этого компонента образовательной компетенции выступают: ценностное отношение к предмету и процессу образования в целом, а также к овладению определенными компетенциями в той или иной предметной области; интерес к содержанию и процессу учебной деятельности. Развитие данного компонента образовательной компетентности обеспечивает формирование мотивации учащихся и развитие их креативности. В рамках данного компонента образовательной компетенции осуществляются следующие важнейшие задачи воспитания, определенные в Концепции модернизации образования: «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности».

Введение второго компонента образовательной компетенции – объектного – обусловлено необходимостью представить в ней деятельностную составляющую обучения иностранному языку. Характер деятельности учащегося основан на содержании изучаемого предмета, с одной стороны, и задаче развития общеучебных знаний и умений, а также переноса их на другие виды деятельности, с другой. Этот компонент характеризует процесс создания школьником собственной образовательной деятельности и обеспечения ее функционирования на всех этапах движения от задачи к воплощенному результату, выраженному в определенном виде компетентности. Содержание объектного компонента в области предмета «Английский язык» включает коммуникативную и учебно-познавательную компетенцию.

Коммуникативная компетенция понимается как способность человека к выбору и реализации программ речевого поведения в зависимости от его способности ориентироваться в различной обстановке. Коммуникативная компетентность человека зависит от его умения оценить ситуацию с учетом темы, задач и коммуникативных установок, возникающих у участников коммуникации до начала и во время общения. Коммуникативная компетенция включает в себя ряд других компетенций и, прежде всего, лингвистическую, речевую и компенсаторную. Под лингвистической компетенцией понимается способность конструировать грамматически правильные формы и синтаксические построения, а также понимать смысловые отрезки речи, организованные в соответствии с существующими нормами английского языка, и использовать их в том значении, в котором они употребляются носителями языка в изолированной позиции. Под речевой (дискурсивной)компетенциейпонимается способность конструирования и интерпретации текста. В составе дискурсивной компетенции рассматривается спецификация письменных и устных типов текстов и тактик речевого поведения. Компенсаторная компетенция позволяет компенсировать особыми средствами недостаточность знания языка, а также речевого и социального опыта общения в иноязычной среде.

Учебно-познавательная компетенция – это совокупность приемов и видов учебной деятельности, овладение которыми обеспечивает способность учащихся к автономному обучению. Учебно-познавательная компетентность включает как специальные, так и общеучебные приемы и виды учебной деятельности. Развитие учебных умений учащегося является, наравне с развитием его коммуникативной компетентности, важнейшей задачей формирования объектного компонента образовательной компетентности.

Третий компонент – социальный – обусловлен необходимостью представить в структуре образовательной компетенции способность и готовность школьников к включению в совместно-распределенную деятельность в образовательном процессе и других сферах общения. В рамках данного компонента образовательной компетенции осуществляется следующая важнейшая задача воспитания, определенная в Концепции модернизации образования: «способность к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда». Развитие социальной компетентности обеспечивает как социальную адаптацию школьника в процессе его деятельности в школе, так и развитие умений и навыков социализации для его деятельности в других сферах общения. В области предмета «Английский язык» эти задачи могут успешно решаться в рамках социального компонента образовательной компетентности, который, в свою очередь, включает:

социальную компетентность, которая проявляется в желании и умении вступать в коммуникативный акт с другими людьми;

социолингвистическуюкомпетентность, которая заключается в умении выбрать нужную лингвистическую форму, способ выражения, в зависимости от условий коммуникативного акта: ситуации, коммуникативной цели и намерений говорящего, социальной и функциональной роли коммуникантов, взаимоотношений между ними и т.п.;

социокультурную компетентность, которая подразумевает знакомство с национально-культурной спецификой речевого поведения носителей языка, с теми элементами социокультурного контекста, которые релевантны для порождения и восприятия речи с точки зрения носителей языка (обычаями, правилами, нормами, социальными условностями, ритуалами, страноведческими знаниями и т.д.).

Выделение в структуре образовательной компетенции оценочного компонентасвязано с необходимостью выражения в ней способности школьника к оценке своей деятельности, своей личности в целом и своей коммуникации с другими людьми как механизма саморазвития.

Внедрение образовательной программы, основанной на компетентностном подходе, предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовке учителя, который должен быть способен работать на разных ступенях обучения с учетом их специфики.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Компоненты образовательной компетенции в области предмета «Английский язык». Содержание образовательной компетенции, технологии развития и технологии контроля качества развития образовательной компетентности.

Как было сказано выше, структура образовательной компетенции представлена в единстве четырех ее составляющих: экзистенциальной, объектной, социальнойи оценочной.

  1. Экзистенциальный компонент образовательной компетенции

(См. ПРИЛОЖЕНИЯ НА CD-ROM: ДИСК А: КОДИФИКАТОРЫ К ПРОГРАММЕ «ОКСФОРДСКОЕ КАЧЕСТВО»: Кодификаторы к экзистенциальному компоненту образовательной компетенции:

1.b. Экзистенциальная компетенция. Средняя и старшая школа)

1.1Содержание экзистенциальной компетенции

Содержание экзистенциального компонента в области предмета «Английский язык» направлено, с одной стороны, на развитие ценностного отношения учащегося к овладению коммуникативной компетенцией в области изучения английского языка, к содержанию и процессу учебной деятельности, а с другой – на обеспечение коммуникативного овладения учащимся средствами выражения эмоциональных, волевых и интеллектуальных отношений и действий. Повышение экзистенциальной компетентности ребенка способствует процессам его индивидуализации – приобретению самостоятельности и относительной автономии в процессе образования, что и является целью воспитательного процесса в школе. В процессе развития экзистенциальной компетентности стимулируется личностное самоопределение учащихся в отношении их будущей профессии, их социальная адаптация; формируются качества гражданина и патриота.

Экзистенциальный компонент обеспечивает развитие «способности и готовности учащихся к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью, к использованию иностранного языка в других областях знаний»1.

Экзистенциальная компетенция в области предмета «Английский язык» включает следующие ЗУН:

  • умение мотивировать себя к учебной деятельности в области изучения АЯ;

  • осознание значения АЯ в современном мире, развитие и формирование у себя устойчивого интереса к познавательной деятельности в области изучения АЯ;

  • формирование собственной воли как системы произвольной регуляции своих действий в области изучения АЯ.

  • знание целей и содержания обучения,осознание сущности учебного процесса и предлагаемых целей обучения;

  • способность учащегося понять, насколько предлагаемые ему цели обучения соответствуют его собственным жизненным потребностям;

  • умение учащегося определить свои собственные потребности и поставить собственные цели в изучении АЯ;

  • осознание учащимся своих коммуникативных потребностей;

  • (в области тем и тематической лексики, предлагаемой для изучения) способность учащегося отобрать, выучить и использовать лексику, специфическую для его собственных потребностей и интересов;

  • способность учащегося описать в общих словах дополнительные к вышеперечисленным цели и/или определить соответствие предлагаемых ему дополнительных целей его собственным целям.

Содержание экзистенциального компонента образовательной компетенции на разных этапах воспитания и обучения зависит прежде всего от ситуации развития учащихся на каждом возрастном этапе и определяется их познавательными и эмоциональными потребностями.

1.1.1 Содержание развития экзистенциальной компетентности в старшем подростковом возрасте (16-17 лет)

Ситуация развития учащегося старшей школы (10-11 класс):

  • Стремление к самосовершенствованию (стремление повысить свой культурный уровень, желание стать интересным, много знающим человеком) и связанный с этим интерес к учебе.

  • Поиски смысла и целей своей жизни. Потребность познать самого себя, свои способности и возможности, свои интересы и на основе всего этого установить свою профессиональную направленность;

  • Переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали и эстетики. Развитие интереса к психологическим переживаниям других людей и своим собственным;

  • Потребность в развитии способностей, выработке умений, интеллектуальном развитии;

  • Стремление к самореализации;

  • Стремление представить свое будущее (характерно для четырех старших подростков из пяти).

Развитие экзистенциальной компетентности старшего подростка направлено на:

    • комплексную подготовку учащихся к самостоятельной взрослой жизни; подготовку учащихся к выполнению своих гражданских и общечеловеческих обязанностей; знакомство с правовыми и моральными нормами, действующими в обществе;

    • помощь учащимся в познании самих себя, своих интересов и склонностей, своих возможностей и способностей в области иностранного языка, на основе чего они могли бы выявить свою профессиональную направленность;

    • помощь школьникам в достаточно точном определении смысла и целей своей жизни, того, кем они хотят стать и чего добиться.

Для полноценного развития экзистенциальной компетентности учащимся требуется коммуникативное владение средствами выражения эмоциональных, волевых и интеллектуальных отношений и действий. Предметное содержание речи как содержания обучения в области английского языка является важным средством мотивирования учащихся и их воспитания. Темы, предлагаемые школьникам для изучения, должны не только представлять для них интерес, но и обеспечивать воспитательный аспект образования, а также реализовывать межпредметные связи в обучении. Предметное содержание речи и сфер общения представлено в кодификаторе к Социальному компоненту (см. ПРИЛОЖЕНИЯ НА CD-ROM: ДИСК А: КОДИФИКАТОРЫ К ПРОГРАММЕ «ОКСФОРДСКОЕ КАЧЕСТВО»:Кодификаторы к социальному компоненту образовательной компетенции: 3.1.b Социокультурная компетенция. Средняя и старшая школа) и включает следующие темы:

  • Знания общего характера о странах изучаемого языка и России (повседневная жизнь, отношения между людьми, основные ценности и отношение к ним);

  • Социокультурные традиции и обычаи стран изучаемого языка и России;

  • Гражданско-общественная сфера в странах изучаемого языка и России;

  • Технический прогресс;

  • Выдающиеся люди стран изучаемого языка и России, их вклад в науку и мировую культуру;

  • Глобальные проблемы современности;

  • Природа и проблемы экологии;

  • Литература и искусство стран изучаемого языка и России. Культурное наследие стран изучаемого языка и России.

1.2 Технологии развития экзистенциального компонента образовательной компетентности

Развитие мотивации к изучению английского языка и ценностного отношения к нему обеспечивается прежде всего через привлечение эмоциональной сферы учащегося. Это особенно важно при обучении младших школьников и в начале обучения в целом. Ребенок, не заинтересованный в содержании, форме и видах заданий, не усваивает материал, испытывает значительные эмоциональные перегрузки, связанные с эмоциональным внутренним отторжением предмета и, в результате, вырабатывает стойкое сопротивление к его изучению. С другой стороны, на фоне эмоционального подъема, который вызывается интересным и посильным для ученика содержанием изучаемых материалов, разнообразными и увлекательными видами работ, ребенок успешно учится. Технологии развития экзистенциональной компетентности основаны на следующих принципах:

  • Необходимо понять обучаемого как особую индивидуальность, а также структуру его естественных жизненных потребностей и на основании этого развивать его интерес к изучению английского языка, тем самым способствуя росту степени удовлетворенности ребенка учебным процессом и своими результатами в нем;

  • Необходимо обеспечивать эмоциональное насыщение учащегося в процессе его учебной деятельности, что, в свою очередь, будет способствовать росту его заинтересованности в результатах этой деятельности;

  • Необходимо способствовать формированию и развитию системы саморегуляции учащегося как условия воспитания его волевых качеств.

Технологии развития экзистенциальной компетентности включают:

  1. Технологии, направленные на обеспечение эмоционального насыщения учащегося во время занятий:

  • использование наглядности;

  • соответствие содержания обучения возрастным интересам учащегося;

  • смена видов деятельности на уроке в соответствии с возрастной способностью учащегося к произвольному вниманию;

  • удовлетворение потребности в свободе, основанной на праве выбора.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пояснительная записка (693)

    Основная образовательная программа
    ... по литературному чтению. дляшкол с русским (родным) языком обучения ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА Общая характеристика учебного ... ; • нравственноэтический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с ...
  2. Образовательная программа «школа россии» пояснительная записка

    Основная образовательная программа
    ... Образовательная программа «Школа России» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА Основная образовательная программа начального общего образования для ОУ, ... нашей страны; уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; ...
  3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели и задачи

    Пояснительная записка
    ... . 1ч. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА Цели и задачи. Изучение химии на профильном уровне в старшейшколе направлено на ... , продолжает курс химии длястаршейшколы. Учебник написан доступным для понимания языком, красочно оформлен ...
  4. Образовательная программа начального общего образования моу ульянковской основной общеобразовательной школы 2011 пояснительная записка

    Основная образовательная программа
    ... образования МОУ Ульянковской основной общеобразовательной школы. 2011 Пояснительнаязаписка. Даная образовательная программа начального ... М. В. Готовимся к школе. Сохрани свое здоровье сам! Дидактические материалы для детей старшего дошкольного возраста ...
  5. Пояснительная записка по математике 5-11 классы

    Пояснительная записка
    Пояснительнаязаписка по математике 5-11 классы Цели обучения математике в общеобразовательной школе определяются ее ролью ... действительности, использовать язык геометрии для их описания. Длястаршейшколы (X—XI классы) предлагаются два ...

Другие похожие документы..