Главная > Методические рекомендации


Профессиональные компетенции и должностные обязанности заместителя руководителя ОУ

необходимые для осуществления управленческой деятельности.

Основные составляющие компетентности

Должностные обязанности заместителя руководителя ОУ

Необходимые умения

и способы деятельности

Необходимые знания

Управление образовательным учреждением

Управление образовательным процессом

Административно-

управленческая

  • Организует текущее и перспективное планирование деятельности образовательного учреждения.

  • Координирует работу преподавателей, воспитателей, мастеров производственного обучения, других педагогических и иных работников.

  • Координирует разработку учебно-методической и иной документации, необходимой для деятельности образовательного учреждения.

  • Организует работу по подготовке и проведению экзаменов.

  • Организует просветительскую работу для родителей.

  • Участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение их квалификации и профессионального мастерства, в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников образовательного учреждения.

  • Руководит работами по благоустройству, озеленению и уборке территории образовательного учреждения.

  • Организует учебно-воспитательную, методическую, культурно-массовую, внеклассную работу.

  • Обеспечивает использование и совершенствование методов организации образовательного процесса и современных образовательных технологий, в том числе дистанционных.

  • Осуществляет контроль за качеством образовательного (учебно-воспитательного) процесса, объективностью оценки результатов образовательной деятельности обучающихся, работой кружков и факультативов, обеспечением уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, за учебной нагрузкой обучающихся, воспитанников.

  • Оказывает помощь обучающимся (воспитанникам, детям) в проведении культурно-просветительских и оздоровительных мероприятий

  • Принимает меры по оснащению мастерских, учебных лабораторий и кабинетов современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, пополнению библиотек и методических кабинетов учебно-методической, художественной и периодической литературой.

  • Умение формировать цели и задачи функционирования и развития образовательного процесса.

  • Умение принимать оптимальные управленческие решения образовательных проблем.

  • Способность организовывать и координировать реализацию целей и задач образовательного процесса.

  • Способность к управлению коллективом: выявлять, развивать, стимулировать возможности и способности людей.

  • Способность выбирать оптимальные технологии контроля образовательного процесса.

  • Способность к управлению качеством образовательного процесса.

  • Умение управлять проектами и инновациями в образовательном процессе.

  • Знание приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации.

  • Знание педагогики и психологии, в.ч. современных педагогических и андрагогических технологий продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения.

  • Знание основ физиологии, гигиены.

  • Знание теории и методов управления образовательными системами, основы менеджмента, управления персоналом, методической работы.

  • Знание основ управления проектами.

Коммуникативная

  • Содействует эффективному взаимодействию и сотрудничеству с органами государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, организациями, общественностью, родителями, гражданами.

• Содействует деятельности учительских (педагогических), психологических организаций и методических объединений, общественных (в том числе детских и молодежных) организаций.

• Содействует поддержанию благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

  • Способность эффективно общаться с коллегами по работе владение (умение слушать, слышать и понимать партнера, применять приемы аргументации и убеждения, разрешать конфликтные ситуации).

  • Знание методов убеждения, аргументации своей позиции.

  • Знание приемов установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе.

  • Знание технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения.

Информационная

  • Готовит отчет учредителю о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств.

  • Составляет расписание учебных занятий и других видов учебной и воспитательной (в том числе культурно-досуговой) деятельности.

  • Обеспечивает своевременное составление, утверждение, представление отчетной документации.

  • Умение эффективно собирать, обрабатывать, оценивать и анализировать информацию, работать с различными информационными источниками и ресурсами.

  • Способность использовать информационные технологии в управленческой деятельности.

  • Умение работать в средах ведущих операционных систем и программах приложений.

  • Способность находить и использовать необходимую для руководителя ОУ информацию в сети Интернет.

  • Знание основ работы с офисными приложениями, мультимедийным оборудованием.

  • Знание основных средств и направлений использования ИКТ в профессиональной деятельности.

  • Знание основных образовательных ресурсов Интернета, основ работы с электронной почтой.

Правовая

  • Координирует выполнение коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка, трудовых договоров.

  • Координирует соблюдение правил санитарно-гигиенического режима и охраны труд, правил по охране труда и пожарной безопасности.

  • Осуществляет контроль за состоянием медицинского обслуживания обучающихся (воспитанников, детей), жилищно-бытовых условий в общежитиях.

  • Принимает меры по обеспечению необходимых социально-бытовых условий для обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

  • Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

  • Способность использовать в управленческой деятельности законодательные и иные нормативные правовые документы органов власти.

  • Способность разрабатывать локальные нормативные акты.

  • Способность принимать управленческие решения на основе существующей законодательной базы.

  • Знание законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную, деятельность, Конвенцию о правах ребенка.

  • Знание гражданского, административного, трудового законодательство в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений.

  • Знание правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правил по охране труда и пожарной безопасности.

Экономическая

  • Организует контроль за рациональным расходованием материалов и финансовых средств образовательного учреждения.

  • Принимает меры по расширению хозяйственной самостоятельности образовательного учреждения, своевременному заключению необходимых договоров, привлечению для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств.

  • Организует работу по проведению анализа и оценки финансовых результатов деятельности образовательного учреждения, разработке и реализации мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных средств.

  • Обеспечивает контроль за своевременным и полным выполнением договорных обязательств, порядка оформления финансово-хозяйственных операций.

  • Знание бюджетного, налогового законодательства в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений.

  • Знание основ экономики, способов организации финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения.

Таблица 3.

Профессиональные компетенции и должностные обязанности руководителя структурного подразделения ОУ

необходимые для осуществления управленческой деятельности.

Основные составляющие компетентности

Должностные обязанности руководителя структурного

подразделения

Необходимые умения

и способы деятельности

Необходимые знания

Управление образовательным учреждением

Управление образовательным процессом

Административно-

управленческая

  • Руководит деятельностью структурного подразделения образовательного учреждения.

  • Организует текущее и перспективное планирование деятельности структурного подразделения.

  • Обеспечивает контроль за выполнением плановых заданий.

  • Координирует работу преподавателей, воспитателей и других педагогических работников по выполнению учебных (образовательных) планов и программ, разработке необходимой учебно-методической документации.

  • Организует работу по подготовке и проведению итоговой аттестации.

  • Организует просветительскую работу для родителей.

  • Осуществляет контроль за учебной нагрузкой обучающихся (воспитанников, детей).

  • Участвует в комплектовании контингента обучающихся (воспитанников, детей) и принимает меры по его сохранению.

  • Участвует в подборе и расстановке педагогических и иных кадров, в организации повышения их квалификации и профессионального мастерства.

  • Принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников учреждения.

  • Обеспечивает контроль за качеством образовательного процесса и объективностью оценки результатов учебной и внеучебной деятельности обучающихся, воспитанников, обеспечением уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

  • Создает условия для разработки рабочих образовательных программ структурного подразделения.

  • Оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий.

  • Организует методическую, культурно-массовую, внеклассную работу.

  • Принимает участие в развитии и укреплении учебно-материальной базы учреждения, оснащении мастерских, учебных лабораторий и кабинетов современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, в сохранности оборудования и инвентаря, оснащении и пополнении библиотек и методических кабинетов учебно-методической и художественной литературой, периодическими изданиями, в методическом обеспечении образовательного процесса.

  • Умение формировать цели и задачи функционирования и развития подразделения.

  • Умение принимать оптимальные управленческие решения образовательных проблем.

  • Способность организовывать и координировать реализацию целей и задач подразделения.

  • Способность к управлению коллективом: выявлять, развивать, стимулировать возможности и способности людей.

  • Способность выбирать оптимальные технологии контроля деятельности подразделения

  • Способность к управлению качеством образовательного процесса подразделения.

  • Умение управлять проектами и инновациями в образовательном процессе.

  • Знание приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации.

  • Знание педагогики и психологии, в.ч. современных педагогических и андрагогических технологий продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения.

  • Знание основ физиологии, гигиены.

  • Знание теории и методов управления образовательными системами, основы менеджмента, управления персоналом, методической работы.

  • Знание основ управления проектами.

Коммуникативная

  • Способность эффективно общаться с коллегами по работе владение (умение слушать, слышать и понимать партнера, применять приемы аргументации и убеждения, разрешать конфликтные ситуации).

  • Знание методов убеждения, аргументации своей позиции.

  • Знание приемов установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе.

  • Знание технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения.

Информационная

  • Участвует в составлении расписания учебных занятий и других видов деятельности обучающихся (воспитанников, детей).

  • Обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации.

  • Умение эффективно собирать, обрабатывать, оценивать и анализировать информацию, работать с различными информационными источниками и ресурсами.

  • Способность использовать информационные технологии в управленческой деятельности.

  • Умение работать в средах ведущих операционных систем и программах приложений.

  • Способность находить и использовать необходимую для руководителя ОУ информацию в сети Интернет.

  • Знание основ работы с офисными приложениями, мультимедийным оборудованием.

  • Знание основных средств и направлений использования ИКТ в профессиональной деятельности.

  • Знание основных образовательных ресурсов Интернета, основ работы с электронной почтой.

Правовая

  • Осуществляет контроль за состоянием медицинского обслуживания обучающихся, воспитанников.

  • Организует заключение договоров с заинтересованными организациями по подготовке кадров.

  • Принимает меры по обеспечению создания необходимых социально-бытовых условий обучающимся (воспитанникам, детям) и работникам образовательного учреждения.

  • Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

  • Способность использовать в управленческой деятельности законодательные и иные нормативные правовые документы органов власти.

  • Способность разрабатывать локальные нормативные акты.

  • Способность принимать управленческие решения на основе существующей законодательной базы.

  • Знание законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную, деятельность, Конвенцию о правах ребенка.

  • Знание гражданского, административного, трудового законодательства в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений.

  • Знание правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правил по охране труда и пожарной безопасности.

Экономическая

  • Организует контроль за рациональным расходованием материалов и финансовых средств образовательного учреждения.

  • Принимает меры по расширению хозяйственной самостоятельности образовательного учреждения, своевременному заключению необходимых договоров, привлечению для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств.

  • Организует работу по проведению анализа и оценки финансовых результатов деятельности образовательного учреждения, разработке и реализации мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных средств.

  • Обеспечивает контроль за своевременным и полным выполнением договорных обязательств, порядка оформления финансово-хозяйственных операций.

  • Знание бюджетного, налогового законодательства в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений.

  • Знание основ экономики, способов организации финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения.

Приложение 2.

Форма представления на лицо, претендующее на должность руководителя государственного образовательного учреждения, подведомственного министерству образования Нижегородской области

В Аттестационную

комиссию

министерства образования

Нижегородской области

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

на

__________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество работника)

претендующего(ую) на должность руководителя государственного образовательного учреждения, подведомственного министерству образования Нижегородской области

__________________________________________________________________

(полное наименование общеобразовательного учреждения в соответствии с Уставом, __________________________________________________________________

район/город)

Дата рождения_____________________________________________________

(число, месяц, год)

Сведения об образовании_________________________________________

(полное наименование образовательного учреждения)

______________________________________дата окончания_______________

полученная специальность___________________________________________

квалификация по диплому____________________________________________

(В случае наличия или получения второго образования следует представить сведения по каждому направлению образования, указав, на каком курсе обучается аттестуемый)

Сведения о прохождении курсов повышения квалификации_______________________________________________________________

__________________________________________________________________ (наименование курсов, учреждения профессионального образования, количество учебных часов, дата окончания, реквизиты документа об обучении)

Занимаемая должность (до аттестации)_________________________________

Стаж работы в данной должности____________________________________

Стаж работы на педагогических должностях____________________________

Сведения о результате предыдущей аттестации__________________________

Имеющиеся награды и звания_________________________________________

Мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых и личностных качеств

1.Профессиональные качества:

- профессиональные знания и опыт работы

-умение самообучаться

-знание своих прав и обязанностей, различных нормативных документов

-работоспособность (качество и своевременность выполнения поставленных задач, активность, ответственность и эффективность работы, планирование времени, умение разрешать сложные ситуации).

2.Деловые качества:

-управление подчиненными

-урегулирование конфликтов

-планирование работы своих подчиненных

-авторитетность

-способность к передаче профессионального опыта

3.Личностные качества:

-стрессоустойчивость

-коммуникабельность

-доброжелательность и др.качества

-этика поведения, стиль общения и т.д.

Руководитель курирующего структурного

подразделения министерства образования

Нижегородской области

Печать

_____________/_______________________/

(подпись) (расшифровка подписи)

__________________________________________________________________

(№ протокола и дата заседания органа Заявителя по выдвижению работника на участие в квалификационных испытаниях)

С представлением ознакомлен(а)_________________(____________________)

(дата, подпись) (расшифровка подписи)

Приложение 3.

Форма представления на лицо, претендующее на должность заместителя руководителя государственного образовательного учреждения, подведомственного министерству образования Нижегородской области

В Аттестационную

комиссию

министерства образования

Нижегородской области

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

на

__________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество работника)

претендующего(ую) на должность заместителя руководителя государственного образовательного учреждения, подведомственного министерству образования Нижегородской области

__________________________________________________________________

(полное наименование общеобразовательного учреждения в соответствии с Уставом, __________________________________________________________________

район/город)

Дата рождения_____________________________________________________

(число, месяц, год)

Сведения об образовании_________________________________________

(полное наименование образовательного учреждения)

______________________________________дата окончания_______________

полученная специальность___________________________________________

квалификация по диплому____________________________________________

(В случае наличия или получения второго образования следует представить сведения по каждому направлению образования, указав, на каком курсе обучается аттестуемый)

Сведения о прохождении курсов повышения квалификации_______________________________________________________________

__________________________________________________________________ (наименование курсов, учреждения профессионального образования, количество учебных часов, дата окончания, реквизиты документа об обучении)

Занимаемая должность (до аттестации)_________________________________

Стаж работы в данной должности____________________________________

Стаж работы на педагогических должностях____________________________

Сведения о результате предыдущей аттестации__________________________

Имеющиеся награды и звания_________________________________________

Мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых и личностных качеств

1.Профессиональные качества:

- профессиональные знания и опыт работы

-умение самообучаться

-знание своих прав и обязанностей, различных нормативных документов

-работоспособность (качество и своевременность выполнения поставленных задач, активность, ответственность и эффективность работы, планирование времени, умение разрешать сложные ситуации).

2.Деловые качества:

-управление подчиненными

-урегулирование конфликтов

-планирование работы своих подчиненных

-авторитетность

-способность к передаче профессионального опыта

3.Личностные качества:

-стрессоустойчивость

-коммуникабельность

-доброжелательность и др.качества

-этика поведения, стиль общения и т.д.

Руководитель государственного

образовательного учреждения

Печать

_____________/_______________________/

(подпись) (расшифровка подписи)

Руководитель курирующего структурного

подразделения министерства образования

Нижегородской области

Печать

_____________/_______________________/

(подпись) (расшифровка подписи)

__________________________________________________________________

(№ протокола и дата заседания органа Заявителя по выдвижению работника на участие в квалификационных испытаниях)

С представлением ознакомлен(а)_________________(____________________)

(дата, подпись) (расшифровка подписи)

Приложение 4.

Форма представления на лицо, претендующее на должность руководителя структурного подразделения государственного образовательного учреждения, подведомственного министерству образования Нижегородской области

В Аттестационную

комиссию

министерства образования

Нижегородской области

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

на

__________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество работника)

претендующего(ую) на должность руководителя структурного подразделения государственного образовательного учреждения, подведомственного министерству образования Нижегородской области

__________________________________________________________________

(полное наименование общеобразовательного учреждения в соответствии с Уставом, __________________________________________________________________

район/город)

Дата рождения_____________________________________________________

(число, месяц, год)

Сведения об образовании_________________________________________

(полное наименование образовательного учреждения)

______________________________________дата окончания_______________

полученная специальность___________________________________________

квалификация по диплому____________________________________________

(В случае наличия или получения второго образования следует представить сведения по каждому направлению образования, указав, на каком курсе обучается аттестуемый)

Сведения о прохождении курсов повышения квалификации_______________________________________________________________

__________________________________________________________________ (наименование курсов, учреждения профессионального образования, количество учебных часов, дата окончания, реквизиты документа об обучении)

Занимаемая должность (до аттестации)_________________________________

Стаж работы в данной должности____________________________________

Стаж работы на педагогических должностях____________________________

Сведения о результате предыдущей аттестации__________________________

Имеющиеся награды и звания_________________________________________

Мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых и личностных качеств

1.Профессиональные качества:

- профессиональные знания и опыт работы

-умение самообучаться

-знание своих прав и обязанностей, различных нормативных документов

-работоспособность (качество и своевременность выполнения поставленных задач, активность, ответственность и эффективность работы, планирование времени, умение разрешать сложные ситуации).

2.Деловые качества:

-управление подчиненными

-урегулирование конфликтов

-планирование работы своих подчиненных

-авторитетность

-способность к передаче профессионального опыта

3.Личностные качества:

-стрессоустойчивость

-коммуникабельность

-доброжелательность и др.качества

-этика поведения, стиль общения и т.д.

Руководитель государственного

образовательного учреждения

Печать

_____________/_______________________/

(подпись) (расшифровка подписи)

__________________________________________________________________

(№ протокола и дата заседания органа Заявителя по выдвижению работника на участие в квалификационных испытаниях)

С представлением ознакомлен(а)_________________(____________________)

(дата, подпись) (расшифровка подписи)

Приложение 5.

Форма протокола заседания экспертной группы

Протокол

заседания экспертной группы

«___»______________20___г. г. Н.Новгород

Присутствовали:

Председатель экспертной группы: _______________________________

Заместитель председателя экспертной группы: _________________________________

Секретарь экспертной группы: __________________________________

Члены экспертной группы: _____________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

Форма квалификационного испытания: собеседование

Аттестуемый: ___________________________________________________________________

(Ф.И.О., место работы) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________претендует на должность _______________________________________________________

п/п

Вопросы собеседования

Ответ

(верный/ неверный)

1.

2.

3.

Результат ____________________________________________ (соответствует/не соответствует)

Председатель экспертной группы: __________________ / _____________________ /

Заместитель председателя экспертной группы: _________/___________________/

Секретарь экспертной группы: __________________ / _____________________ /

Члены экспертной группы: _______________ / __________________ /

__________________ / _____________________ /

__________________ / _____________________ /

__________________ / _____________________ /

__________________ / _____________________ /

Приложение 6.

Форма экспертного заключения о результатах аттестации лица, претендующего на должность руководителя (заместителя руководителя, руководителя структурного подразделения) государственного образовательного учреждения, подведомственного министерству образования Нижегородской области

Экспертное заключение о результатах аттестации лица, претендующего на должность руководителя (заместителя руководителя, руководителя структурного подразделения) государственного образовательного учреждения, подведомственного министерству образования Нижегородской области

  1. Фамилия, имя, отчество ________________________________________

________________________________________________________________

  1. Наименование государственного образовательного учреждения ______

________________________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Заявленная должность _________________________________________

________________________________________________________________

  1. Результаты аттестации:

    Формы аттестационный процедур

    Результат

    Экзамен в форме компьютерного тестирования

    Собеседование

  2. Вывод по итогам аттестации: соответствует (не соответствует) должности руководителя (заместителя руководителя, руководителя структурного подразделения) государственного образовательного учреждения (нужное подчеркнуть).

  3. Рекомендации аттестуемому (нужное подчеркнуть).

    • получить дополнительное профессиональное образование в области управления (пройти профессиональную переподготовку)

    • изучить нормативно-правовую базу сферы образования

    • изучить нормы СанПина и СНиПы

    • пройти курсовую подготовку

    • ________________________________________________________

Дата ________________ Подпись председателя

экспертной группы

________/___________/

Ознакомлен(а) Подпись аттестуемого

Дата_______________ ________/___________/

81



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Аттестация лиц претендующих на руководящие должности государственных (муниципальных) образовательных учреждений

    Методические рекомендации
    ... руководящих работников, государственных (муниципальных) образовательныхучреждений в Нижегородской области. Вопросы, связанные с аттестациейлиц, претендующихнаруководящиедолжностигосударственных (муниципальных) образовательныхучреждений ...
  2. Аттестация лиц претендующих на руководящие должности государственных (муниципальных) образовательных учреждений (2)

    Методические рекомендации
    ... руководящих работников, государственных (муниципальных) образовательныхучреждений в Нижегородской области. Вопросы, связанные с аттестациейлиц, претендующихнаруководящиедолжностигосударственных (муниципальных) образовательныхучреждений ...
  3. Об утверждении положения о порядке аттестации руководителей государственных и муниципальных образовательных учреждений

    Документ
    ... , их состав и порядок работы Аттестацияруководящих работников и лиц, претендующихнаруководящиедолжности, государственных и муниципальныхобразовательныхучреждений проводится аттестационной комиссией, формируемой Министерством ...
  4. Гаоу дпо «сарипкипро» методические рекомендации по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений

    Методические рекомендации
    ... учреждений. Аттестация педагогических работников государственных и муниципальныхобразовательныхучреждений, а также руководящих работников, подведомственных образовательныхучреждений с целью подтверждения соответствия занимаемой должности ...
  5. Инструктивно-методические материалы для организации и проведении аттестации руководящих работников 2 и 3 уровней и лиц претендующих на занятие должности руководителя 2 или 3 уровня

    Пояснительная записка
    ... организации и проведении аттестациируководящих работников 2 и 3 уровней и лиц, претендующихна занятие должности руководителя 2 или 3 уровня, государственныхобразовательныхучреждений, непосредственно подчиненных ...

Другие похожие документы..