Главная > Методические рекомендации


Порядок приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования. Приложение к приказу Минобрнауки РФ от 15 января 2009 № 4 (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 24.03.2009 №98).

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 марта 2006 г. № 69. Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений. Утвержден приказом Минобразования России от 26.02.2004 № 872.

  • Рекомендации по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Приложение к письму Минобразования России от 19.03.2002 № 18-52-857 ин /18-28.

  • Положение о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования. Приложение к приказу Минобразования России от 21.07.1999 № 1991.

  • Рекомендации по применению Положения о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования. Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 142.

  • Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов. Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 142.

  • Порядок реализации сокращенных и ускоренных основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования. Утвержден приказом Минобразования России от 14.11.2001 № 3654.

  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010г. № 91).

    Рекомендуемая учебная и справочная литература
    1. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание. / Пер. с англ. под ред. Петрова А.Н. – СПБ.: Питер, 2009. – 344 с.: ил. – (Серия «Теория менеджмента»).

    2. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. - М., 2006.

    3. Васильев Ю.В., Парахина В.Н., Ушвицкий Л.И. и др. Теория управления. Учебник. – М.: «Финансы и статистика», 2005.

    4. Веснин В.Р., Кафидов В.В. Стратегическое управление: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009. – 256 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

    5. Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономисть, 2008.

    6. Гайтукаева И.Ю., Юдина И.Г. Живая оценка: Программа «Портфолио в школе». Волгоград: Издательство «Панорама», 2006.

    7. Еделева Е.Г., Еременко Н.А., Шилова О.В. Психология. Н.Новгород, Институт развития образования, 2009.

    8. Зайцев Г.Г., Черкасская Г.В. Управление деловой карьерой: учебное пособие. М.: Академия, 2007

    9. Игнатьева Г.А., О.В. Тулупова. Педагогика: Методические рекомендации для подготовки к экзамену в форме компьютерного тестирования в адаптивной среде АСТ-ТЕСТ. Н.Новгород, Нижегородский институт развития образования, 2009.

    10. Игнатьева Г.А., Тулупова О.В., Педагогика. Н.Новгород, Институт развития образования, 2009.

    11. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом. М., 2005.

    12. Куркин Е.Б. Управление инновационными проектами в образовании. - М.: Педагогика - Пресс, 2001. Леонтьев А.А. Психология общения. Учебное пособие. М: Академия, 2007.

    13. Менеджмент: практикум: учеб. пособие / А.А. Попова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 252 с. – (Среднее профессиональное образование). Настольная книга руководителя среднего профессионального учебного заведения / О.Е. Санеко. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 688 с.

    14. Моисеев A.M., Моисеева О.М. Основы стратегического управления школой. Учебное пособие.-М., Центр педагогического образования, 2008.

    15. Попова И.Н. Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса. Н.Новгород, НИРО, 2009.

    16. Профессиональное образование в России и зарубежных странах: Современный мир занятости и профессиональное образование (Часть IV). // Инновации в профессиональной школе. – М.: НП АПО, 2009. – 56 с.

    17. Профессиональные стандарты в области информационных технологий – М.: АП КИТ, 2008. – 616 с.: ил., табл.

    18. Психология управления: учеб. пособие / Л.Н. Захарова. – М.: Университетская книга; Логос, 2009. – 376 с. – (Новая университетская библиотека)

    19. Рогожин С. В., Рогожина Т. В. Исследование систем управления: Учебник. - М.: Экзамен, 2005.

    20. Семенов А.К. Маслова Е.Л.., Этика менеджмента. Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2007.

    21. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента. Учебник. – М.: Дашков и К, 2008.

    22. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности / Кови Стивен Р.; Пер. с англ. – 5-е изд. – М.: Альпина Паблишерз, 2010. – 374 с.

    23. Содержание профессионального образования в условиях информационной среды. – 2-е изд., доп. и переработ., М.: ГОУ «Колледж предпринимательства», 2008. – 213 с.

    24. Стратегический менеджмент / Под ред. А.Н. Петрова – СПБ.: Питер, 2010. – 496 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).

    25. Теория управления: Учебник/ Под ред. Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, Л. Н. Ушвицского. - 2-е изд., доп. - М, 2005.

    26. Управление в системе образования: учебное пособие / Н.Н. Панферова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 248 с. – (Высшее образование)

    27. Уткин В.Б., Балдин К.В. Информационные технологии управления: учебник. М.: Академия, 2007.

    28. Чичикин В.Т., Конюхов Е.Е., Молев И.Ю. Безопасность и охрана труда учащихся. Физическая культура. Н.Новгород, НИРО, 2009.

    29. Шамова Т.Н. и др. Управление образовательными системами. Учебное пособие. М.: Академия, 2007.

    30. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент. 2-е изд. – СПБ.: Питер, 2009. – 320 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).

    31. Щетинин В.П., Хроменцов Н.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования: Учебное пособие. М.: МНУ, 2008.

    Рекомендуемые интернет-ресурсы

    Федеральный портал «Российское образование

    Приоритетные национальные проекты.

    Министерство образования и науки Российской Федерации.

    Российский общеобразовательный портал

    Российский портал открытого образования

    Практикум эффективного управления: библиотека по вопросам управления.

    /pravo/journ/

    Журнал «Право и образование»

    Журнал «Вестник образования России»

    /journal/

    Журнал «Компьютерные инструменты в образовании»

    Журнал «Открытое образование»

    Всероссийский интернет-педсовет

    Педагогическая периодика: каталог статей российской образовательной прессы

    /program/

    program_pre.html

    Образовательная система «Школа 2100»

    Фестиваль педагогических идей
    «Открытый урок»

    Единое окно доступ к образовательным ресурсам

    /programmy-profobrazovaniya/normativno-metodicheskoe-soprovojdenie-vvedeniya-fgos/slovar-spravochnik-sovremennogo-rossijskogo-professionalnogo-obrazovaniya/

    Словарь-справочник современного российского профессионального образования. Выпуск 1.  М.: ФИРО, 2010

    /slo/?kat=4

    Словарь педагогический

    /87.html

    Словари

    /termins/

    Педагогический словарь

    Энциклопедии. Словари.

    Приложение 1.

    Составляющие профессиональной компетенции руководителя, заместителя руководителя, руководителя структурного подразделения ОУ, необходимые для осуществления управленческой деятельности на основе требований ЕКС

    Таблица 1

    Профессиональные компетенции и должностные обязанности руководителя ОУ

    необходимые для осуществления управленческой деятельности.

    Основные составляющие компетентности

    Должностные обязанности руководителя ОУ

    Необходимые умения

    и способы деятельности

    Необходимые знания

    Управление образовательным учреждением

    Управление образовательным процессом

    Административно-

    управленческая

    • Осуществляет руководство ОУ.

    • Обеспечивает системную административно-хозяйственную (производственную) работу ОУ.

    • Утверждает структуру и штатное расписание образовательного учреждения.

    • Осуществляет подбор и расстановку кадров.

    • Решает кадровые, административные, вопросы в соответствии с уставом ОУ.

    • Принимает меры по обеспечению квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, обеспечивает формирование резерва кадров в целях замещения вакантных должностей в ОУ.

    • Создает условия, обеспечивающие участие работников в управлении ОУ.

    • Планирует, координирует и контролирует работу структурных подразделений, педагогических и других работников.

    • Создает условия для непрерывного повышения квалификации работников.

    • Организует и координирует реализацию мер по повышению мотивации работников к качественному труду, по повышению престижности труда, рационализации управления и укреплению дисциплины труда.

    • Обеспечивает системную образовательную (учебно-воспитательную) работу ОУ.

    • Обеспечивает реализацию ФГОС, федеральных государственных требований.

    • Формирует контингенты обучающихся.

    • Обеспечивает охрану жизни и здоровья участников образовательного процесса.

    • Определяет стратегию, цели и задачи развития ОУ, принимает решения о программном планировании его работы, участии в различных программах и проектах.

    • Обеспечивает соблюдение требований, предъявляемых к условиям образовательного процесса, образовательным программам, результатам деятельности ОУ и к качеству образования.

    • Обеспечивает непрерывное повышение качества образования.

    • Обеспечивает объективность оценки качества образования обучающихся в ОУ.

    • Совместно с советом ОУ и общественными организациями осуществляет разработку, утверждение и реализацию программ развития, образовательной программы, учебных планов, учебных программ курсов, дисциплин, годовых календарных учебных графиков, устава и правил внутреннего трудового распорядка ОУ.

    • Создает условия для внедрения инноваций, обеспечивает формирование и реализацию инициатив работников, направленных на улучшение работы образовательного учреждения и повышение качества образования.

    • Умение формировать цели и задачи функционирования и развития ОУ.

    • Умение принимать оптимальные управленческие решения образовательных проблем.

    • Способность организовывать и координировать реализацию целей и задач деятельности ОУ.

    • Способность к управлению коллективом: выявлять, развивать, стимулировать возможности и способности людей.

    • Способность выбирать оптимальные технологии контроля деятельности ОУ.

    • Способность к управлению качеством образования.

    • Умение управлять проектами и инновациями.

    • Знание приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации.

    • Знание педагогики и психологии, в.ч. современных педагогических и андрагогических технологий продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения.

    • Знание основ физиологии, гигиены.

    • Знание теории и методов управления образовательными системами, основы менеджмента, управления персоналом, методической работы.

    • Знание основ управления проектами.

    Коммуникативная

    • Обеспечивает эффективное взаимодействие и сотрудничество с органами государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, организациями, общественностью, родителями, гражданами.

    • Содействует деятельности учительских (педагогических), психологических организаций и методических объединений, общественных (в том числе детских и молодежных) организаций.

    • Поддерживает благоприятный морально-психологический климат в коллективе.

    • Способность эффективно взаимодействовать с различными организациями, органами власти и управления, их представителями (владение деловой перепиской, умение вести переговоры, выполнять представительские функции).

    • Способность эффективно общаться с коллегами по работе владение (умение слушать, слышать и понимать партнера, применять приемы аргументации и убеждения, разрешать конфликтные ситуации).

    • Знание методов убеждения, аргументации своей позиции.

    • Знание приемов установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, различными организациями, органами власти и управления, их представителями.

    • Знание технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения.

    Информационная

    • Обеспечивает представление учредителю публичного отчета о деятельности ОУ в целом.

    • Умение эффективно собирать, обрабатывать, оценивать и анализировать информацию, работать с различными информационными источниками и ресурсами.

    • Способность использовать информационные технологии в управленческой деятельности.

    • Умение работать в средах ведущих операционных систем и программах приложений.

    • Способность находить и использовать необходимую для руководителя ОУ информацию в сети Интернет.

    • Способность обеспечивать информационную безопасность ОУ.

    • Знание основ работы с офисными приложениями, мультимедийным оборудованием.

    • Знание основных средств и направлений использования ИКТ в профессиональной деятельности.

    • Знание основных образовательных ресурсов Интернета, основ работы с электронной почтой.

    Правовая

    • Принимает меры по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих требованиям охраны труда.

    • Обеспечивает выполнение коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка, трудовых договоров.

    • Принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в том числе по вопросам установления системы оплаты труда с учетом мнения представительного органа работников.

    • Обеспечивает учет соблюдение правил санитарно-гигиенического режима и охраны труда, учет и хранение документации.

    • Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

    • Представляет ОУ в государственных, муниципальных, общественных и иных органах, учреждениях, иных организациях.

    • обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся и работников ОУ в установленном законодательством РФ порядке.

    • Способность использовать в управленческой деятельности законодательные и иные нормативные правовые документы органов власти.

    • Способность разрабатывать локальные нормативные акты.

    • Способность принимать управленческие решения на основе существующей законодательной базы.

    • Знание законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную, деятельность, Конвенцию о правах ребенка.

    • Знание гражданского, административного, трудового законодательства в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений.

    • Знание правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правил по охране труда и пожарной безопасности.

    Экономическая

    • Распоряжается бюджетными средствами, обеспечивает результативность и эффективность их использования.

    • Формирует фонд оплаты труда с разделением его на базовую и стимулирующую часть в пределах установленных средств.

    • Решает финансовые, хозяйственные вопросы в соответствии с уставом ОУ.

    • Обеспечивает установление заработной платы работников, в т.ч. стимулирующей части (надбавок, доплат к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников), выплату в полном размере причитающейся работникам заработной платы в установленные сроки.

    • Организует и координирует материальное стимулирование работников к качественному труду.

    • Обеспечивает привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств.

    • Обеспечивает представление учредителю ежегодного отчета о поступлении, расходовании финансовых и материальных средств.

    • Способность работать с нормативно-правовыми документами финансово-экономического характера и разрабатывать внутренние локальные документы соответствующего характера.

    • Способность анализировать и планировать расходы учреждения в соответствии с лимитом бюджетных средств.

    • Способность прогнозировать возможность организации иной деятельности, приносящей доход ОУ.

    • Способность грамотного распределения средств материального поощрения работников ОУ.

    • Способность принятия управленческого решения по распределению финансово-экономических функций между сотрудниками.

    • Знание бюджетного, налогового законодательства в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений.

    • Знание основ экономики, способов организации финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения.

    Таблица 2.



  • Скачать документ

    Похожие документы:

    1. Аттестация лиц претендующих на руководящие должности государственных (муниципальных) образовательных учреждений

      Методические рекомендации
      ... руководящих работников, государственных (муниципальных) образовательныхучреждений в Нижегородской области. Вопросы, связанные с аттестациейлиц, претендующихнаруководящиедолжностигосударственных (муниципальных) образовательныхучреждений ...
    2. Аттестация лиц претендующих на руководящие должности государственных (муниципальных) образовательных учреждений (2)

      Методические рекомендации
      ... руководящих работников, государственных (муниципальных) образовательныхучреждений в Нижегородской области. Вопросы, связанные с аттестациейлиц, претендующихнаруководящиедолжностигосударственных (муниципальных) образовательныхучреждений ...
    3. Об утверждении положения о порядке аттестации руководителей государственных и муниципальных образовательных учреждений

      Документ
      ... , их состав и порядок работы Аттестацияруководящих работников и лиц, претендующихнаруководящиедолжности, государственных и муниципальныхобразовательныхучреждений проводится аттестационной комиссией, формируемой Министерством ...
    4. Гаоу дпо «сарипкипро» методические рекомендации по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений

      Методические рекомендации
      ... учреждений. Аттестация педагогических работников государственных и муниципальныхобразовательныхучреждений, а также руководящих работников, подведомственных образовательныхучреждений с целью подтверждения соответствия занимаемой должности ...
    5. Инструктивно-методические материалы для организации и проведении аттестации руководящих работников 2 и 3 уровней и лиц претендующих на занятие должности руководителя 2 или 3 уровня

      Пояснительная записка
      ... организации и проведении аттестациируководящих работников 2 и 3 уровней и лиц, претендующихна занятие должности руководителя 2 или 3 уровня, государственныхобразовательныхучреждений, непосредственно подчиненных ...

    Другие похожие документы..