Главная > Методические рекомендации


10. Какие перспективы в развитии собственной компетентности Вы видите?

11. Соотнесите свою должностную инструкцию с соответствующим разделом Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Какие дополнения следует внести в должностную инструкцию?

12. По каким проблемам управленческой деятельности Вам необходимо повышение квалификации?

13. Охарактеризуйте Ваши действия по формированию заказа на повышение квалификации педагогических работников Вашего структурного подразделения. Каким образом Вы осуществляете контроль качества и результативностью участия педагога в курсах и качеством внедрения результатов повышения квалификации в образовательную практику?

14. Охарактеризуйте локальную нормативную базу, регламентирующую учебную деятельность Вашего ОУ.

15. Раскройте используемые Вами возможности информационно-коммуникационных технологий для решения управленческих задач.

16. Охарактеризуйте организацию аттестации сотрудников Вашего ОУ. Аргументируйте ее соответствие компетентностной модели (определите проблемы совершенствования).

17. Назовите основную учебно-планирующую документацию мастера производственного обучения, преподавателя специальных дисциплин.

18. С какими трудностями в своей профессиональной деятельности Вы сталкиваетесь сейчас? Как Вы их разрешаете? Какие проблемы в развитии своей управленческой компетентности Вы обнаружили? Как планируете работать над их преодолением?

19. Назовите основные разделы ФГОС нового поколения,в чем заключается модульно-компетентностный подход при проектировании ФГОС нового поколения?

20. Назовите основные составляющие учебного плана и обозначьте технологические подходы к его разработке?

Практические ситуации:

1. Вы поручили важное задание компетентному, по вашему мнению, педагогу. Но вдруг вы узнаете, что педагог, который пришел к вам в колледж в этом году, более компетентен в этом вопросе, имеет практический опыт в выполнении такого задания и может сделать его лучше и быстрее. Как вы поступите в этой ситуации?

2. Педагог информатики претендует на повышение своего должностного статуса, о чем неоднократно разговаривал с директором колледжа. В колледже он работает 4года. Специфику учебного процесса в этой организации знает плохо и не особенно стремится ее изучить. На итоговую учебно-методическую конференцию не пришел, хотя был оповещен о необходимости присутствия на ней. Занятий в этот день у него не было. На вашу просьбу обучить работе на компьютере других преподавателей ответил отказом, сославшись на отсутствие времени. Каковы будут ваши действия при очередном разговоре? Как вы поступите и что скажете?

3. Посещая занятия молодых педагогов, вы как заместитель директора по учебной работе пришли к выводу, что они не умеют дифференцированно работать со студентами. На занятиях преобладают фронтальные формы обучения. Уровень теоретических лекций гораздо выше уровня практических занятий. Что вы предпримите в организационном, методическом и контролирующем плане? Какое место в этом процессе вы отведете работе по обобщению и внедрению передового педагогического опыта? Обоснуйте свои управленческие действия.

4. Вы недавно стали заместителем директора по учебной работе колледжа, в котором вы несколько лет работали рядовым педагогом. На 8 часов 15 минут вы назначили встречу с педагогом для выяснения причин его частых опозданий на учебные занятия, но сами неожиданно опоздали на 15 минут. Педагог же пришел вовремя и ждет вас. Ваши действия?

5. Вы возглавляете команду, работающую над творческим педагогическим проектом, который наполовину готов, а ваш директор техникума приводит в коллектив нового педагога, чтобы тот «набрался опыта». У вас нет времени на введение его в курс дела, однако вам хочется, чтобы он как можно быстрее стал работать продуктивно, но похоже, что ему это трудно. Что вы предпримете?

6. Педагоги вашего ОУ выдвигают новые идеи и предложения об изменениях. Вы знакомы с ситуацией, много работали в этой области и не считаете эти идеи и предложения эффективными. Как вы поступите?

7. Родители студента написали жалобу на преподавателя, подчеркивая низкий уровень его профессиональной компетентности. Какова будет последовательность ваших действий при принятии управленческого решения.

8. Вы только что вступили в должность заместителя директора по учебной работе, но уже в следующем учебном году ваш колледж должен проходить очередное лицензирование и аккредитацию. Какие управленческие действия (касательно учебной работы) для успешного прохождения этих процедур вы предпримите?

9. Преподаватели постоянно приходят к вам и жалуются на своих коллег, сплетничают, раскрывают «тайны» их личной жизни, рассказывают о профессиональных проблемах и требуют принять решительные меры и т. п. Как следует поступить в этом случае?

10. Преподаватели вашего колледжа не проявляют интереса к освоению информационных и интерактивных технологий, а требования к инновационным компетентностям постоянно усложняются; практически все студенты пользуются компьютерами, и обучать их старыми методами становится все труднее. Что необходимо предпринять?

2.2.9. Примерный перечень вопросов и практических ситуаций для проведения собеседования с лицами, претендующими на должности заместителей директоров по воспитательной работе учреждения начального и среднего профессионального образования

Вопросы:

  1. Охарактеризуйте основные направления развития образования в России, Нижегородской области. Как они реализуются в Вашем учебном заведении?

  2. Представьте модель управленческого механизма Вашего образовательного учреждения, Ваши управленческие функции как заместителя директора.

  3. Охарактеризуйте осуществляемую/планируемую систему внутришкольного контроля (как особой формы инспектирования деятельности образовательного учреждения). Кто ее осуществляет?

  4. Представьте модель воспитательной системы, реализуемую в Вашем образовательном учреждении? Обеспечивает ли она реализацию компетентностного подхода и каким образом?

  5. Охарактеризуйте качество образования в Вашем учреждении. Каким образом Вы, как заместитель директора, организуете управление качеством воспитания на каждой ступени обучения?

  6. Каким образом Вы используете возможности новой системы оплаты труда учителей в целях обеспечения качества индивидуальных внеучебных достижений школьников? С этой позиции прокомментируйте сильные и слабые аспекты Положения об оплате труда и порядке материального стимулирования сотрудников Вашего образовательного учреждения.

  7. Какие основания (критерии, показатели) в определении размеров стимулирующих выплат на следующем этапе Вы бы предложили изменить?

  8. Охарактеризуйте свою управленческую деятельность по обеспечению взаимодействия с образовательными учреждениями муниципальной образовательной сети. Какими документами должно быть регламентировано это взаимодействие?

  9. Охарактеризуйте Ваши действия по повышению квалификации работников, занимающихся воспитательной деятельностью в Вашем образовательном учреждении. Каким образом Вы осуществляете контроль за качеством и результативностью участия педагога в курсовых мероприятиях и качеством внедрения результатов повышения квалификации в образовательную практику?

  10. Обоснуйте необходимость собственного повышения квалификации по управленческой тематике.

  11. Каковы основные характеристики ФГОС? Каких изменений в Вашей профессиональной деятельности требует его реализация?

  12. Какие изменения, происходящие в современном образовании, являются наиболее значимыми для Вас как заместителя директора образовательного учреждения? Какие профессиональные задачи в связи с этим Вам необходимо решать?

  13. Как соотносится цель Вашей профессиональной деятельности с целями деятельности школы, в которой Вы работаете?

  14. Какова Ваша роль в реализации программы развития школы, в которой Вы работаете? Что Вы считаете результатом участия в этой работе?

  15. За ведение какой учетно-отчетной документации отвечаете Вы непосредственно?

  16. Как Вы используете информационные технологии и цифровые образовательные ресурсы? Что Вы считаете результатом использования этих технологий в управленческой деятельности?

  17. Какие методы оценки деятельности классных руководителей Вы используете? Каким образом Вы используете информацию, полученную в ходе оценки?

  18. Какие условия Вы создаёте (предполагаете создать) для профессионального роста классных руководителей? Охарактеризуйте деятельность Вашей методической службы (методических объединений) по методическому сопровождению профессионального развития классных руководителей школы.

  19. Оцените уровень психологической атмосферы в педагогическом коллективе. Какие меры предпринимаются Вами по созданию обстановки взаимного доверия, уважения, открытости?

  20. С какими трудностями в своей профессиональной деятельности Вы сталкиваетесь сейчас? Как Вы их разрешаете? Какие проблемы совершенствования своей управленческой компетентности Вы обнаружили? Как планируете работать над их преодолением?

Практические ситуации:

1. Группа преподавателей в грубой форме высказали недовольство вашими распорядительными действиями, режимом работы и большими перегрузками. Что следует предпринять?

2. Вам поручают руководить командой педагогов, моральный дух членов которой оставляет желать лучшего. Имеются нарушения трудовой дисциплины и даже срыв заданий и поручений. Заменить специалистов нет возможности. Что можно предпринять для разрешения ситуации?

3. Во время обсуждения один из участников педсовета высказывает несогласие с вами по важному вопросу, не приводя никаких убедительных доводов. Ваши действия?

4. Педагог спорит с вами, не соглашается с тем, что его поведение было ошибочным и поэтому спровоцировало конфликт с коллегой. Что вы предпримете?

5. Вы приступили к новой работе только неделю назад, неожиданно возникла проблема, которую, как вам кажется, самостоятельно решить вы не можете. Обращаться за советом к более опытным коллегам вам не хочется, так как боитесь потерять авторитет в их глазах и показаться несамостоятельным. Как вы поступите?

6. Педагог отказывается брать на себя ответственность за возникшую проблему. Он обвиняет вас в отсутствии достаточной поддержки, а других педагогов — в плохом исполнении своих обязанностей. Ваши действия?

7. Вы только что вступили в должность заместителя директора по воспитательной работе, но уже в следующем учебном году ваш колледж должен проходить очередное лицензирование и аккредитацию. Какие управленческие действия (касательно воспитательной работы со студентами) для успешного прохождения этих процедур вы предпримите?

8. К вам с жалобой обращаются родители на то, что на занятиях в группе их сына постоянно обижают однокурсники: дразнят, толкают, портят учебные принадлежности, он сильно переживает и уже не хочет учиться в вашем лицее. Что вы будете предпринимать?

9. Педагог вашего училища сообщает вам, что один из учащихся первого курса постоянно приходит на занятия в синяках и ссадинах, по его словам, телесные повреждения ему наносят родители. Как необходимо поступить в данной ситуации?

10. От родителей одной из групп первокурсников вашего лицея в областное министерство образования постоянно поступают жалобы по организации внеклассных мероприятий. Ваши действия?

Заключение

Настоящие методические рекомендации по аттестации руководящих работников государственных (муниципальных) образовательных учреждений раскрывают особенности и специфику организации и проведения аттестации руководящих работников, государственных (муниципальных) образовательных учреждений в Нижегородской области. Вопросы, связанные с аттестацией лиц, претендующих на руководящие должности государственных (муниципальных) образовательных учреждений, становятся особо актуальными в связи с утверждением и введением в действие с 1 января 2011 г. нового порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».

Представленные материалы разработаны в соответствии с современными требованиями и призваны оказать помощь:

аттестующимся – понять модель аттестации и качественно выполнить все ее процедуры;

экспертным комиссиям – грамотно осуществить экспертизу представленного аттестационного дела на основе компетентностного подхода;

методическим службам – организовать консультационное сопровождение процесса аттестации.

Надеемся, что данные материалы так же будут полезны в практической деятельности профсоюзных представителей осуществляющих в различных формах защиту трудовых прав руководящих работников общего образования, начального и среднего профессионального образования, а также для иных сотрудников системы образования, связанных с вопросами аттестации.

Терминологический словарь

Информационная компетентность – качество действий руководителя, обеспечивающих эффективное восприятие и оценку информации, отбор и синтез информации в соответствии с системой приоритетов; использование информационных технологий в управленческой деятельности, работа с различными информационными источниками и ресурсами, позволяющими проектировать решение управленческих, педагогических проблем и практических задач, ведение школьной документации на электронных носителях.

Квалификационный уровень – структурная единица/ступень Национальной рамки квалификаций, характеризующаяся совокупностью требований к компетенциям, характеру умений и знаний, предъявляемых к работнику и дифференцируемых по параметрам сложности деятельности, а также ответственности и широты полномочий, требующихся в ней.

Квалификация работника – готовность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности; официальное признание (в виде диплома/сертификата) освоения определенного вида профессиональной деятельности.

Коммуникативная компетентность – качество действий руководителя, обеспечивающих эффективное взаимодействие с различными организациями, органами власти и управления, их представителями; владение деловой перепиской; умение вести переговоры, выполнять представительские функции, общаться с коллегами по работе; способность разрешения напряженных и конфликтных ситуаций, стимулирования партнера к прояснению его позиций, предложений; владение навыками ораторского искусства, активного слушания (умение слышать и понимать партнера), аргументации и убеждения, мотивации подчиненных.

Компетентность – наличие у человека компетенций для успешного осуществления трудовой деятельности.

Компетенция – способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности.

Личностные компетенции – это качества, характеризующие специалиста как личность (моральные, деловые, организаторские и психологические качества, необходимые для осуществления определенного вида деятельности, характеристики здоровья и культурного развития).

Общая компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности. В разных источниках возможно встретить разные подходы к классификации компетенций и разные их названия и определения. В частности, как неточный синоним термина «общая компетенция» можно рассматривать термин «общекультурная компетенция».

Правовая компетентность – качество действий руководителя, обеспечивающих эффективное использование в управленческой деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти; разработку локальных нормативных правовых актов; принятие управленческих решений в рамках существующей законодательной базы.

Профессиональная компетентность – качество действий руководителя, обеспечивающих своевременное и оптимальное решение управленческих проблем и типичных профессиональных задач; видение проблем и их преодоление; нахождение нестандартных решений задач; гибкость и готовность принимать происходящие изменения, умение их инициировать и управлять ими; владение современными технологиями управления качеством образования, коллективом; владение проектными технологиями; умение видеть, развивать возможности и ресурсы работников.

Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности.

Тест – это система заданий специфической формы и различной трудности, позволяющая качественно оценить структуру знаний и эффективно измерить уровень компетентности тестируемого.

Нормативно-правовая база по аттестации

  1. Приказ Минобрнауки России от 24.03.2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».

  2. Разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных учреждений – письмо Департамента общего образования Минобрнауки России и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 18.08.2010 № 03-52/46.

  3. Приказ Министерства образования Нижегородской области № 1451 от 08.12.2010 г. «Положение о порядке аттестации лиц, претендующих на должности руководителей, их заместителей, руководителей структурных подразделений государственных образовательных учреждений, подведомственных министерству образования Нижегородской области».

  4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638.

Список основных нормативно-правовых документов, учебно-справочной литературы и интернет ресурсов рекомендованных для подготовки к аттестации

Основные нормативные правовые документы
  1. Конституция Российской Федерации.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации.

  3. Конвенция о правах ребенка.

  4. Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями и дополнениями).

  5. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительств Российской Федерации № 666 от 12.09.2008).

  6. Типовое положение об образовательном учреждении начального профессионального образования.

  7. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении). Утверждено Постановлением Правительства России от 18.07.2008 № 543.

  8. Типовое положение о филиалах государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования. Утверждено приказом Минобразования России от 25.07.2008.

  9. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации». М., 1995.

  10. Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

  11. Федеральный закон о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях», а также в целях уточнения правоспособности государственных (муниципальных) учреждений.

  12. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 23.11.2009г. № 655).

  13. Приказ Федерального агентства по образованию от 25.05.2007 № 921 «О ходе оптимизации сети подведомственных образовательных учреждений».

  14. Форма предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. Утверждена Постановлением Правительства России от 28.05.2007 № 325.

  15. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.05.2007 № 337 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения».

  16. Правила опубликования отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества. Утверждены Постановлением Правительства России от 18.10.2007 №684.

  17. Правила подготовки предложений о создании федеральных автономных учреждений путем изменения типа существующих федеральных государственных учреждений. Утверждены Постановлением Правительства России от 24.12.2007 № 924.

  18. Рекомендации по организации деятельности попечительского совета образовательного учреждения среднего профессионального образования. Приложение к письму Минобразования России от 27.10.2003 № 18-52-1042/18-28.

  19. Рекомендации по организации промежуточной аттестации студентов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Приложение к письму Минобразования России от 05.04.1999 № 16-52-59ин/16-13.

  20. Рекомендации по обеспечению механизма социального партнерства в системе среднего профессионального образования. Приложение к письму Минобразования России от 21.11.2003 № 19-52-1130/19-28.

  21. Правила участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования. Утверждены Постановлением Правительства России от 24.12.2008 № 1015.

  22. Рекомендации по организации психологической службы. Письмо Минобразования России от 28.10.2003 № 18-52-1044ин/18-28.

  23. . Об утверждении перечня основных показателей государственной аккредитации и критериальных значений показателей, используемых при установлении вида образовательного учреждения среднего профессионального образования. Приказ Минобразования России от 01.10.2001 №3249

  24. Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 522.

  25. Положение о лицензировании образовательной деятельности. Утверждено Постановлением Правительства России от 18.10.2000.

  26. Об утверждении форм бланков лицензии на осуществление образовательной деятельности, приложений к ней и документов, представляемых на лицензионную экспертизу. Приказ Министерства образования России от 23.04.2001 № 1800.

  27. Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников. Приложение к Постановлению Правительства России от 03.04.2003 № 191.

  28. Перечень признаваемых утратившими силу с 1 декабря 2008 года актов правительства Российской Федерации. Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583.

  29. Правила оказания платных образовательных услуг. Утверждены Постановлением Правительства России от 05.07.2001 № 505.

  30. Изменения, которые вносятся в правила оказания платных образовательных услуг. Утверждены Постановлением Правительства России от 15.09.2008 № 682.

  31. Примерная форма договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования. Утверждена приказом Минобразования России от 28.07.2003 № 3177.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Аттестация лиц претендующих на руководящие должности государственных (муниципальных) образовательных учреждений

    Методические рекомендации
    ... руководящих работников, государственных (муниципальных) образовательныхучреждений в Нижегородской области. Вопросы, связанные с аттестациейлиц, претендующихнаруководящиедолжностигосударственных (муниципальных) образовательныхучреждений ...
  2. Аттестация лиц претендующих на руководящие должности государственных (муниципальных) образовательных учреждений (2)

    Методические рекомендации
    ... руководящих работников, государственных (муниципальных) образовательныхучреждений в Нижегородской области. Вопросы, связанные с аттестациейлиц, претендующихнаруководящиедолжностигосударственных (муниципальных) образовательныхучреждений ...
  3. Об утверждении положения о порядке аттестации руководителей государственных и муниципальных образовательных учреждений

    Документ
    ... , их состав и порядок работы Аттестацияруководящих работников и лиц, претендующихнаруководящиедолжности, государственных и муниципальныхобразовательныхучреждений проводится аттестационной комиссией, формируемой Министерством ...
  4. Гаоу дпо «сарипкипро» методические рекомендации по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений

    Методические рекомендации
    ... учреждений. Аттестация педагогических работников государственных и муниципальныхобразовательныхучреждений, а также руководящих работников, подведомственных образовательныхучреждений с целью подтверждения соответствия занимаемой должности ...
  5. Инструктивно-методические материалы для организации и проведении аттестации руководящих работников 2 и 3 уровней и лиц претендующих на занятие должности руководителя 2 или 3 уровня

    Пояснительная записка
    ... организации и проведении аттестациируководящих работников 2 и 3 уровней и лиц, претендующихна занятие должности руководителя 2 или 3 уровня, государственныхобразовательныхучреждений, непосредственно подчиненных ...

Другие похожие документы..