Главная > Методические рекомендации


Какова номенклатура дел в Вашем образовательном учреждении? Какими нормативно-правовыми документами Вы пользуетесь при ее ведении? За ведение какой документации отвечаете Вы непосредственно?

  • Какова Ваша роль в реализации программы развития учреждения, в котором Вы работаете? Что Вы считаете результатом участия в этой работе? Как эта работа повлияла на цели Вашей профессиональной управленческой деятельности? Какие новые задачи появились?

  • Охарактеризуйте повышение квалификации педагогов в Вашем образовательном учреждении. Каким образом Вы будете осуществлять контроль за качеством и результативностью участия педагога в курсах и качеством внедрения результатов повышения квалификации в образовательную практику?

  • Какие методы оценки деятельности педагогов Вы будете использовать?

  • Каким образом организована деятельность методической службы в Вашем учреждении?

  • Представьте опыт работы по развитию детского самоуправления в Вашем учреждении.

  • Каким образом в Вашем учреждении осуществляется организация летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков, попавших в трудные жизненные ситуации? Как это можно продемонстрировать в локальных документах учреждения?

  • Оцените уровень психологической атмосферы в педагогическом коллективе. Какие меры предпринимаются Вами по созданию обстановки взаимного доверия, уважения, открытости?

  • Как соотносится цель Вашей профессиональной деятельности с целями деятельности учреждения, в котором Вы работаете?

  • Приведите примеры из Вашей работы, которые демонстрируют управленческие навыки в руководстве образовательным учреждением.

  • С какими трудностями в своей профессиональной деятельности Вы сталкиваетесь сейчас? Как Вы их разрешаете? Какие проблемы развития своей управленческой компетентности Вы обнаружили? Как планируете работать над их развитием?

  • Как будет организовано взаимодействие с Вашими заместителями и педагогами? Как распределены между ними зоны ответственности: кто за что и каким образом отвечает?

  • Какие на Ваш взгляд внутренние распорядительные приказы должны быть подготовлены в образовательном учреждении? Сформулируйте их перечень. Приведите примеры приказов.

  • Какие локальные акты регламентируют деятельность руководителя учреждений дополнительного образования детей?

  • Как Вы используете информационные технологии и цифровые образовательные ресурсы? Что Вы считаете результатом использования этих технологий в Вашей управленческой деятельности?

    Практические ситуации: см. 2.2.1.

    2.2.5. Примерный перечень вопросов и практических ситуаций для собеседования с лицами, претендующими на должность заведующего, заместителя заведующего дошкольным образовательным учреждением (ДОУ)

    Вопросы:

    1. Определите приоритетные направления развития дошкольного образования в России, Нижегородской области.

    2. Перечислите основополагающие нормативные правовые документы, регулирующие деятельность ДОУ.

    3. Как изменилась форма и структура образовательной программы ДОУ с введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования?

    4. Что входит в содержание части основной общеобразовательной программы вашего ДОУ, которая формируется участниками образовательного процесса?

    5. Осуществляет ли ДОУ инновационную деятельность, в каком направлении?

    6. Реализует ли ДОУ социальные проекты муниципального, регионального или федерального уровня?

    7. Изменится ли деятельность ДОУ с введением новых образовательных стандартов в начальных классах с 01 сентября 2011 года?

    8. Какие изменения внесли санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 года № 91?

    9. Какая система управления действует в ДОУ? Нужны ли изменения в данной системе?

    10. Какова роль и место уставных органов государственно-общественного управления в системе управления ДОУ?

    11. Дайте характеристику научно-методического обеспечения образовательного процесса в ДОУ.

    12. Оказывает ли ДОУ дополнительные услуги для родителей/детей? Если нет, то планируете ли вы организовать работу в этом направлении?

    13. Располагаете ли вы сведениями о контингенте детей ДОУ?

    14. Какова материально-техническая база вашего ДОУ? Что вы планируете по ее развитию?

    15. Каковы источники финансирования вашего ДОУ?

    16. Перечислите затраты дошкольного учреждения (средняя заработная плата, стоимость содержания ребенка в ДОУ за месяц, стоимость питания ребенка в день и т.п.).

    17. Как организовано взаимодействие ДОУ с родителями (их законными представителями) детей, социальными партнерами, общественными институтами?

    18. Как вы оцениваете психологический микроклимат в коллективе ДОУ?

    19. Будете ли вы использовать в работе информационно-коммуникационные технологии? Как?

    20. Имеется ли сайт ДОУ и что вы планируете по его созданию/развитию?

    Практические ситуации:

    1. В коллективе вы столкнулись с такой ситуацией: ваш заместитель, подчеркивая свою исключительность, игнорирует ваши указания или делает все по-своему. Каковы ваши действия?

    2. Вы вступили в должность, но ваши подчиненные ожидали на этом месте увидеть другого человека и ваше назначение восприняли негативно. Обстановка в ДОУ накалена: когда вы заходите в помещение, все сразу умолкают, ваши поручения выполняют с неохотой. Что вы предпримете?

    3. Вы приступили к новой работе только неделю назад, неожиданно возникла проблема, которую, как вам кажется, самостоятельно решить вы не можете. Обращаться за советом к более опытным коллегам вам не хочется, так как боитесь потерять авторитет в их глазах и показаться несамостоятельным. Как вы поступите?

    4. Вы решили узнать мнение сотрудников своего ДОУ на предмет оценки уровня организации управленческого труда. Вы провели анонимное анкетирование и узнали, что эффективность управленческого вашего труда оценивается гораздо ниже, чем вы предполагали. Хотя, в общем-то, сотрудники относятся к вам доброжелательно. Что вы предпримете?

    5. К вам с жалобой обращаются родители на то, что в группе их ребенка постоянно обижают дети: дразнят, толкают, отбирают игрушки, не хотят дружить. Ребенок плачет и не хочет идти в детский сад. Что вы будете предпринимать?

    6. Воспитатель сообщает вам, что ребенок приходит в детский сад заплаканный, в синяках и, по словам этого ребенка, телесные повреждения ему наносят родители. Как необходимо поступить в данной ситуации?

    7. Во время прогулки на детской площадке ребенок незаметно самовольно покинул территорию детского сада. Ваши действия?

    8. В ДОУ постоянная текучесть кадров, низкий уровень квалификации педагогов, имеются вакантные места. Какая система действия должна быть разработана?

    9. В детском саду в одной группе (в двух группах, во всем детском саду) объявлен карантинный режим – например, грипп. Какие условия включает в себя данный режим?

    10. От родителей одной группы в управление образованием постоянно поступают жалобы по организации питания детей в ДОУ. Ваши действия?

    2.2.6. Примерный перечень вопросов и практических ситуаций для собеседования с лицами, претендующими на должность директора учреждения начального и среднего профессионального образования

    Вопросы:

    1. Какие изменения, происходящие в системе профессионального образования России, Нижегородской области, являются наиболее значимыми для Вас, как руководителя? Как эти изменения повлияли на деятельность Вашего образовательного учреждения?

    2. Сформулируйте основные проблемы комплектования контингента учащихся в ОУ НиСПО.

    3. Каким образом Ваше образовательное учреждение взаимодействует с социальными партнерами? Есть ли в учреждении система работы с ними? Как регламентируется Ваше взаимодействие с социальными партнерами? Какие направления взаимодействия с ними являются перспективными для Вашего образовательного учреждения?

    4. Назовите основные принципы планирования деятельности образовательного учреждения и охарактеризуйте их применительно к Вашему учреждению.

    5. Какова роль общественных органов в управлении Вашим образовательным учреждением?

    6. Укажите факторы, определяющие конкурентоспособность Вашего образовательного учреждения на рынке образовательных услуг? Каким образом можно повысить востребованность образовательных услуг Вашего учреждения?

    7. Раскройте свою роль как руководителя (заместителя руководителя) образовательного учреждения в обеспечении условий непрерывного профессионального образования профессионально-педагогических работников.

    8. Работодатель – это главный стратегический партнер образовательного учреждения. Как Вы считаете, на каких основаниях должны выстраиваться отношения между образовательным учреждением и работодателем?

    9. Дайте характеристику системы мониторинга качества профессионального образования в Вашем образовательном учреждении. Раскройте Вашу роль в повышении качества профессионального образования.

    10. Какие условия дают возможность образовательному учреждению вводить подготовку по новым профессиям (специальностям)?

    11. Соотнесите с Уставом перечень действующих локальных нормативных актов Вашего учреждения. Что Вы считаете важным изменить, усовершенствовать в дальнейшем?

    12. Охарактеризуйте основные составляющие компетентности руководителя и аргументировано оцените меру владения ими. Сформулируйте задачи своего профессионального развития в должности руководителя на ближайшую перспективу.

    13. По каким проблемам управленческой деятельности Вам необходимо повышение квалификации? Аргументируйте ответ.

    14.Охарактеризуйте Ваши действия по формированию заказа на повышение квалификации педагогических работников Вашего учреждения.

    15. Раскройте используемые Вами возможности ИКТ для решения управленческих задач. Каким образом Вы осуществляете контроль качества и результативностью участия педагога в курсах и качеством внедрения результатов повышения квалификации в образовательную практику?

    16. Как будет организовано взаимодействие с Вашими заместителями и педагогами? Как распределены между ними зоны ответственности: кто, за что и каким образом отвечает?

    17. Оцените уровень психологической атмосферы в педагогическом коллективе. Какие меры нужны для создания обстановки взаимного доверия, уважения, открытости?

    18. С какими трудностями в своей профессиональной деятельности Вы сталкиваетесь сейчас? Как Вы их разрешаете? Какие проблемы в развитии своей управленческой компетентности Вы обнаружили? Как планируете работать над их преодолением?

    19. Какие приказы по административно-хозяйственной, учебно-методической и научной работе должны быть подготовлены в образовательном учреждении? Сформулируйте их перечень. Приведите примеры приказов.

    20. Какие локальные акты регламентируют деятельность руководителя профессионального образовательного учреждения?

    Практические ситуации:

    1. Студент колледжа, написал заявление с просьбой перевести его в другое ОУ СПО, в связи с переездом на другое место жительства. При каких условиях возможен такой перевод? Какие нормативные документы могут его определять?

    2. Группа студентов отказывается посещать занятия преподавателя математики. Студенты объяснили это тем, что они не понимают объяснений преподавателя, он несправедливо ставит им «двойки». Педагог считает, что студенты совершенно вышли из-под контроля, не хотят учиться, и требует наказать нарушителей дисциплины заместитель директора по УР встал на сторону педагога, а молодые преподаватели, работающие в этой группе, — на сторону ребят. Как должен действовать в этой ситуации руководитель учебного заведения? Обоснуйте последовательность его управленческих шагов.

    3. Вы только что вступили в должность директора колледжа, но уже в следующем учебном году ваш колледж должен проходить очередное лицензирование и аккредитацию. Какие управленческие действия для успешного прохождения этих процедур вы предпримите?

    4. К вам как директору обратилась педагог с просьбой об оказании материальной помощи. В каких случаях может быть оказана материальная помощь?

    5. Вы вступили в должность, но ваши подчиненные ожидали на этом месте увидеть другого человека и ваше назначение восприняли негативно. Обстановка в ОУ накалена: когда вы заходите в помещение, все сразу умолкают, ваши поручения выполняют с неохотой. Что вы предпримете?

    6. Вы заходите в учебно-производственную мастерскую и видите: учащиеся работают на токарных станках, а мастер производственного обучения на занятии отсутствует. Последовательность Ваших действий при принятии управленческого решения?

    7. Вы недавно начали работать руководителем колледжа, придя на эту должность из другого образовательного учреждения. Вы идете по коридору и видите трех педагогов вашей организации, которые во время занятий собрались и о чем-то оживленно беседуют, не обращая на вас внимания. Вы возвращаетесь через 20 минут и видите ту же картину. Ваши действия?

    8. В колледже не сложились отношения заместитель директора но учебной работе с коллективом. Она была назначена на должность два месяца назад. До этого работала простым педагогом, имела хорошую репутацию как специалист. Она — автор большого количества креативных проектов, была их руководителем, один из них получил высшую оценку на образовательной выставке. Что могло вызвать конфликт между новым начальником и коллективом? Что следует предпринять, чтобы изменить ситуацию?

    9. В вашем колледже вводится система электронного документооборота. Она придет на смену практике передачи друг другу служебных записок на бумаге. Какие возможны виды сопротивления переменам? Определите способы преодоления перечисленных вами препятствий.

    10. Сотрудники вашего колледжа не проявляют интереса к освоению информационных и интерактивных технологий, а требования к инновационным компетентностям постоянно усложняются; практически все студенты пользуются компьютерами, и работать старыми методами становится все труднее. Что необходимо предпринять?

    2.2.7. Примерный перечень вопросов и практических ситуаций для собеседования с лицами, претендующими на должности заместителя директора по учебно-производственной работе, старшего мастера учреждений начального и среднего профессионального образования

    Вопросы:

    1. Какие изменения, происходящие в системе профессионального образования России, Нижегородской области, являются наиболее значимыми для Вас?

    2. Как соотносятся цели Вашей профессиональной деятельности с целями деятельности образовательного учреждения?

    3. Каким образом Вы выстраиваете взаимодействие с разными группами субъектов образовательного процесса? Какие направления взаимодействия с ними являются перспективными для Вашего образовательного учреждения?

    4. Назовите основные принципы планирования деятельности заместителя директора по УПР (старшего мастера), охарактеризуйте их применительно к Вашему учреждению.

    5. Какие инновационные процессы, актуальные для системы профессионального образования, осуществляются в Вашем образовательном учреждении? В каких из них Вы сами принимаете участие?

    6. Укажите факторы, определяющие конкурентоспособность Вашего образовательного учреждения на рынке образовательных услуг? Каким образом можно повысить востребованность образовательных услуг в рамках руководимого Вами педагогического коллектива?

    7. Раскройте свою роль как руководителя структурного подразделения в обеспечении условий для развития профессиональной компетентности педагогических работников.

    8. Работодатель – это главный стратегический партнер образовательного учреждения. Как Вы считаете, на каких принципах должны выстраиваться отношения между структурным подразделением и работодателем?

    9. Дайте характеристику системы мониторинга качества профессионального образования в структурном подразделении. Раскройте Вашу роль в повышении качества профессионального образования.

    10. Какие перспективы в развитии собственной компетентности Вы видите?

    11. Соотнесите свою должностную инструкцию с соответствующим разделом Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Какие дополнения следует внести в должностную инструкцию?

    12. По каким проблемам управленческой деятельности Вам необходимо повышение квалификации?

    13. Охарактеризуйте Ваши действия по формированию заказа на повышение квалификации педагогических работников Вашего структурного подразделения. Каким образом Вы осуществляете контроль качества и результативностью участия педагога в курсах и качеством внедрения результатов повышения квалификации в образовательную практику?

    14. Охарактеризуйте локальную нормативную базу, регламентирующую деятельность Вашего структурного подразделения.

    15. Раскройте используемые Вами возможности информационно-коммуникационных технологий для решения управленческих задач.

    16. Охарактеризуйте организацию аттестации сотрудников Вашего ОУ. Аргументируйте ее соответствие компетентностной модели (определите проблемы совершенствования).

    17. Назовите основную учебно-планирующую документацию мастера производственного обучения.

    18. С какими трудностями в своей профессиональной деятельности Вы сталкиваетесь сейчас? Как Вы их разрешаете? Какие проблемы в развитии своей управленческой компетентности Вы обнаружили? Как планируете работать над их преодолением?

    19. Назовите основные разделы ФГОС нового поколения.

    20. Что является объектом стандартизации ФГОС нового поколения?

    21. Назовите принципы ускоренной подготовки выпускников ОУ НПО на базе ОУ СПО.

    22. Каким образом построена система профориентационной работы в Вашем образовательном учреждении?

    23.Сформулируйте основные проблемы комплектования контингента учащихся в ОУ НиСПО.

    24. Перечислите действующие комплексные областные целевые программы.

    25.Какие инновационные педагогические технологии используются в учебном процессе Вашего ОУ?

    Практические ситуации:

    1. Вы приступили к новой работе только неделю назад, неожиданно возникла проблема, которую, как вам кажется, самостоятельно решить вы не можете. Обращаться за советом к более опытным коллегам вам не хочется, так как боитесь потерять авторитет в их глазах и показаться несамостоятельным. Как вы поступите?

    2. Мастер производственного обучения должен был к определенному сроку написать методическую разработку для учащихся. Однако он этого не сделал, тянул до последнего момента. Вы попросили двух других его коллег в очень сжатые сроки сделать эту методическую разработку. Те согласились и порученную работу выполнили в срок. Вы ждали, что мастер производственного обучения подойдет к вам с объяснениями. Однако этого не произошло. К коллегам, которые написали методическую разработку, он также с объяснениями не подошел. Как бы вы поступили в этой ситуации?

    3. К вам как старшему мастеру обращается мастер производственного обучения, имеющая ребенка в возрасте одного года с просьбой о пересмотре графика ее работы. Ваши действия?

    4. Мастера и учащиеся вашего лицея жалуются на то, что в учебно-производственной мастерской недостаточно светло и просторно. Каким по основным нормам и требованиям должна соответствовать учебно-производственная мастерская, и в каких нормативных документах это отражено?

    5. Ваш предшественник долгие годы вы не обращали внимания на профессиональное развитие и обучение мастеров производственного обучения и теперь в связи с трудной демографической ситуацией и конкуренцией в образовательной среде вы решили заняться этой проблемой. Некоторые из них озадачены, скептически относятся к новым веяниям и сопротивляются изменениям. Что вы предпримете?

    6. В вашем лицее большинство мастеров производственного обучения, карьерный пик которых давно пройден, некоторым уже за 60, уходить они не собираются, но и развиваться и использовать современные средства и методики в профессиональном обучении учащихся не хотят. В организации предстоят серьезные перемены. Что вы предпримете?

    7. Вы предложили мастеру высшей квалификационной категории дать открытый урок производственного обучения в рамках курсов повышения квалификации. Мастер категорически отказывается. Ваши действия?

    8. Группа студентов первокурсников первый раз пришла на практические занятия в учебно-производственные мастерские. Какие действия должен произвести мастер производственного обучения, и с какими документами и правилами должен познакомить студентов?

    9. Один из мастеров производственного обучения плохо обращается со студентами: кричит, постоянно надсмехается над ними, не отказывает своевременной помощи в выполнении практических заданий. Это отрицательно отражается на профессиональной подготовке ребят. Вместе с тем этот мастер — хороший специалист, досконально знает свое дело, рационально мыслит, упорен и настойчив в достижении цели, строг и требователен к студентам и себе самому. Какое решение следует принять?

    10. Вас постоянно перегружают работой, а вы в силу деликатности, а может быть, и слабости характера, не в силах отказать. В конце концов, это начинает отражаться на качестве работы и на вашем здоровье. Ясно, что следует отказываться от чрезмерной нагрузки. Как это правильно сделать, не испортив отношений с руководством и коллегами? Как лично вы поступите в такой ситуации?

    2.2.8. Примерный перечень вопросов и практических ситуаций для собеседования с лицами, претендующими на должности заместителя директора по учебной работе учреждений начального и среднего профессионального образования

    Вопросы:

    1. Какие изменения, происходящие в системе профессионального образования России, Нижегородской области, являются наиболее значимыми для Вас?

    2. Как соотносятся цели Вашей профессиональной деятельности с целями деятельности образовательного учреждения?

    3. Каким образом Вы выстраиваете взаимодействие с разными группами субъектов образовательного процесса? Какие направления взаимодействия с ними являются перспективными для Вашего образовательного учреждения?

    4. Назовите основные принципы планирования деятельности заместителя директора по учебной работе, охарактеризуйте их применительно к Вашему учреждению.

    5. Какие инновационные процессы, актуальные для системы профессионального образования, осуществляются в Вашем образовательном учреждении? В каких из них Вы сами принимаете участие?

    6. Укажите факторы, определяющие конкурентоспособность Вашего образовательного учреждения на рынке образовательных услуг? Каким образом можно повысить востребованность образовательных услуг в рамках руководимого Вами структурного подразделения?

    7. Раскройте свою роль как руководителя структурного подразделения в обеспечении условий для развития профессиональной компетентности педагогических работников.

    8. Работодатель – это главный стратегический партнер образовательного учреждения. Как Вы считаете, на каких принципах должны выстраиваться отношения между структурным подразделением и работодателем?

    9. Дайте характеристику системы мониторинга качества профессионального образования в структурном подразделении. Раскройте Вашу роль в повышении качества профессионального образования.



  • Скачать документ

    Похожие документы:

    1. Аттестация лиц претендующих на руководящие должности государственных (муниципальных) образовательных учреждений

      Методические рекомендации
      ... руководящих работников, государственных (муниципальных) образовательныхучреждений в Нижегородской области. Вопросы, связанные с аттестациейлиц, претендующихнаруководящиедолжностигосударственных (муниципальных) образовательныхучреждений ...
    2. Аттестация лиц претендующих на руководящие должности государственных (муниципальных) образовательных учреждений (2)

      Методические рекомендации
      ... руководящих работников, государственных (муниципальных) образовательныхучреждений в Нижегородской области. Вопросы, связанные с аттестациейлиц, претендующихнаруководящиедолжностигосударственных (муниципальных) образовательныхучреждений ...
    3. Об утверждении положения о порядке аттестации руководителей государственных и муниципальных образовательных учреждений

      Документ
      ... , их состав и порядок работы Аттестацияруководящих работников и лиц, претендующихнаруководящиедолжности, государственных и муниципальныхобразовательныхучреждений проводится аттестационной комиссией, формируемой Министерством ...
    4. Гаоу дпо «сарипкипро» методические рекомендации по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений

      Методические рекомендации
      ... учреждений. Аттестация педагогических работников государственных и муниципальныхобразовательныхучреждений, а также руководящих работников, подведомственных образовательныхучреждений с целью подтверждения соответствия занимаемой должности ...
    5. Инструктивно-методические материалы для организации и проведении аттестации руководящих работников 2 и 3 уровней и лиц претендующих на занятие должности руководителя 2 или 3 уровня

      Пояснительная записка
      ... организации и проведении аттестациируководящих работников 2 и 3 уровней и лиц, претендующихна занятие должности руководителя 2 или 3 уровня, государственныхобразовательныхучреждений, непосредственно подчиненных ...

    Другие похожие документы..