Главная > Методические рекомендации


2.2. Собеседование

Цель: определение уровня профессиональных способностей лица, претендующего на руководящую должность, по решению задач управления.

Собеседование должно выявить способность лица, претендующего на руководящую должность, к решению поставленных перед соответствующим учреждением управленческих задач, понимание объема и сложности предстоящей ему работы, возможность обеспечения аттестуемым эффективность и результативность данной работы.

Собеседование с аттестуемым проводит экспертная группа. Аттестуемому предлагается (с условием случайного выбора) два вопроса и практическая ситуация. Экспертная группа заслушивает аттестуемого, задает ему дополнительные вопросы, касающиеся содержания ответа. При необходимости эксперты могут задать вопросы, касающиеся работы аттестуемого, его функционала и зон ответственности за направление работы, перспектив профессионального развития.

Ответы на вопросы аттестующихся оцениваются членами экспертной группы по критериям, представленным в таблице 5.

Таблица 5.

Критерии оценки ответов на собеседовании аттестующихся членами экспертной группы

  1. Умение формулировать цели и задачи функционирования и развития ОУ на основе государственной образовательной политики.

  1. Способность организовывать и координировать реализацию целей и задач деятельности ОУ.

  1. Способность выявлять, развивать, стимулировать возможности и способности сотрудников.

  1. Способность выбирать оптимальные технологии управления качеством и контроля деятельности ОУ.

  1. Способы эффективного взаимодействия с различными организациями, органами власти и управления, их представителями.

  1. Способность прогнозировать результаты принятого решения в системе управления ОУ.

  1. Знание законодательных и иных нормативных правовых документов в сфере образования.

2.2.1. Примерный перечень вопросов и практических ситуаций для проведения собеседования с лицами, претендующими на должности руководителей общеобразовательных учреждений

Вопросы:

  1. Охарактеризуйте основные направления развития образования в России, Нижегородской области. Как они реализуются в Вашем образовательном учреждении?

  2. Охарактеризуйте осуществляемую / планируемую систему внутришкольного контроля (как особой формы инспектирования деятельности образовательного учреждения). Кто ее осуществляет?

  3. В каких локальных нормативных актах закреплено понятие «качество образования» в Вашем образовательном учреждении? В чем заключается связь качества образования в вашем образовательном учреждении с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов?

  4. Перечислите общие правила увольнения, которые должны применяться вне зависимости от оснований увольнения. Можно ли увольнять работника по собственному желанию в период болезни?

  5. Назовите категорию лиц, которые, по Вашему мнению, могут налагать дисциплинарные взыскания на работников школы, на руководителя школы. Обязан ли работодатель привлекать к дисциплинарной ответственности работника в случае обнаружения грубого нарушения трудовых обязанностей? Если да, то, при каких условиях?

  6. Перечислите ключевые признаки новой системы оплаты труда учителей. Прокомментируйте сильные и слабые аспекты Положения об оплате труда и о порядке материального стимулирования сотрудников Вашего образовательного учреждения.

  7. Каким образом осуществляется определение размеров стимулирующих выплат в Вашем образовательном учреждении? Что и как Вы предполагаете изменить в процессе определения размеров стимулирующих выплат на следующем этапе?

  8. Охарактеризуйте свою управленческую деятельность по обеспечению взаимодействия с образовательными учреждениями муниципальной образовательной сети. Какими документами должно быть регламентировано это взаимодействие?

  9. Охарактеризуйте повышение квалификации в Вашем образовательном учреждении. Каким образом Вы планируете осуществлять контроль за качеством и результативностью участия педагога в курсах и качеством внедрения результатов повышения квалификации в образовательную практику?

  10. Какие изменения, происходящие в современном образовании, являются наиболее значимыми для Вас как руководителя? Как эти изменения повлияли на цели Вашей профессиональной деятельности?

  11. Какова Ваша роль в реализации программы развития школы, в которой Вы работаете? Что Вы считаете результатом участия в этой работе?

  12. Какова номенклатура дел в Вашем образовательном учреждении? На какие нормативно-правовые документы Вы будете опираться при ее ведении?

  13. Каким образом будет происходить Ваше взаимодействие с органами государственно-общественного управления образовательного учреждения?

  14. Как Вы будете использовать информационные технологии и цифровые образовательные ресурсы? Что Вы считаете результатом использования этих технологий в управленческой деятельности?

  15. Какие методы оценки деятельности педагогов Вы планируете использовать? Каким образом будете использовать информацию, полученную в ходе оценки?

  16. Как будет организовано взаимодействие с Вашими заместителями и педагогами? Как распределены между ними зоны ответственности: кто за что и каким образом отвечает?

  17. Оцените уровень психологической атмосферы в педагогическом коллективе. Какие меры нужны для создания обстановки взаимного доверия, уважения, открытости?

  18. С какими трудностями в своей профессиональной деятельности Вы сталкиваетесь сейчас? Как Вы их разрешаете? Какие проблемы в развитии своей управленческой компетентности Вы обнаружили? Как планируете работать над их преодолением?

  19. Какие приказы по административно-хозяйственной, учебно-методической, научной работе должны быть подготовлены в образовательном учреждении? Сформулируйте их перечень. Приведите примеры приказов.

  20. Приведите примеры из Вашей работы, которые демонстрируют управленческие навыки в руководстве образовательным учреждением.

Практические ситуации:

1. Как следует действовать администрации, если работник подал заявление об увольнении по собственному желанию и заболел?

2. Ваш заместитель, подчеркивая свою исключительность, игнорирует ваши указания или делает все по-своему. Каковы ваши действия?

3. Вы вступили в должность, но ваши подчиненные ожидали на этом месте увидеть другого человека и ваше назначение восприняли негативно. Обстановка в ОУ накалена: когда вы заходите в помещение, все сразу умолкают, ваши поручения выполняют с неохотой. Что вы предпримете?

4. Ваши заместители и другие подчиненные выполняют полученные задания не так, как это сделали бы вы, на ваши замечания по поводу качества исполнения не реагируют, продолжают работать по-своему.

Как поступать в этом случае? Можно ли предоставить людям максимум свободы?

5. Руководитель, изучив работу педагогов в учебном заведении, пришел к выводу, что знания большинства учащихся поверхностны. Многие ученики с трудом применяют знания на практике. Преподаватели имеют разное представление об уровне оценки знаний учащихся. Что вы как руководитель учебного заведения будете делать? Какую роль в своих решениях вы отведете педагогическому совету, совету руководства, методическим службам, контролю за учебным процессом?

6. Подчиненные приходят к вам в любое время, донимают мелкими, порой элементарно разрешимыми вопросами или заполняют вас «информационным шумом», тем самым мешают работать, не дают сосредоточиться. У вас функционирует система «открытых дверей». Как поступать в подобных случаях с подчиненными и коллегами? Можно ли что-нибудь предпринять для изменения ситуации?

7. К вам с жалобой обращаются родители на то, что в классе их ребенка постоянно обижают одноклассники: дразнят, толкают, отбирают школьные принадлежности, не хотят дружить. Ребенок очень переживает и поэтому не хочет идти в школу. Что вы будете предпринимать?

8. В ОУ постоянная текучесть кадров, низкий уровень квалификации педагогов, имеются вакантные места. Какая система действия, по вашему мнению, должна быть разработана?

9. Несколько педагогов ранее прошли курс обучения в институте повышения квалификации, но отнеслись к обучению не слишком серьезно ввиду отсутствия преемственности. Новые знания и навыки плохо усвоены и практически не используются в деятельности. Вас это не устраивает. Что вы предпримите?

10. Во всем образовательном учреждении объявлен карантинный режим – например, грипп. Какие условия и необходимые действия от руководства включает в себя данный режим?

2.2.2. Примерный перечень вопросов и практических ситуаций для проведения собеседования с лицами, претендующими на должность заместителя директора общеобразовательного учреждения по учебно-воспитательной работе

Вопросы:

  1. Охарактеризуйте основные направления развития образования в России, Нижегородской области. Какими компетенциями, на Ваш взгляд, должен владеть заместитель директора для их реализации в Вашем учебном заведении?

  2. Приведите примеры из Вашей работы, которые демонстрируют управленческие навыки в руководстве образовательным учреждением.

  3. Охарактеризуйте осуществляемую / планируемую систему внутришкольного контроля в Вашем ОУ.

  4. В каких локальных нормативных актах закреплено понятие «качество образования» в Вашем образовательном учреждении? Охарактеризуйте качество образования в Вашем учреждении.

  5. Каким образом вы будете организовывать текущее и перспективное планирование деятельности образовательного учреждения?

  6. Какие нормативно-правовые акты служат основой для разработки учебно-методической документации в Вашей школе?

  7. Охарактеризуйте условия, необходимые в образовательном учреждении для профессионального роста педагогических работников. Охарактеризуйте деятельность Вашей методической службы (методических объединений) по методическому сопровождению профессионального развития педагогических работников школы.

  8. Охарактеризуйте повышение квалификации в Вашем образовательном учреждении. Каким образом Вы планируете осуществлять контроль за качеством и результативностью участия педагога в курсах и качеством внедрения результатов повышения квалификации в образовательную практику?

  9. Назовите не менее трех показателей эффективности учебно-воспитательной, научно-методической, воспитательной (на выбор) работы, обоснуйте их выбор.

  10. Каким образом Вы планируете использовать возможности новой системы оплаты труда учителей в целях обеспечения качества индивидуальных образовательных достижений школьников (учебных, внеучебных)?

  11. Охарактеризуйте свою управленческую деятельность по обеспечению взаимодействия с образовательными учреждениями муниципальной образовательной сети. Какими документами должно быть регламентировано это взаимодействие?

  12. Охарактеризуйте, каким образом Вы планируете осуществлять контроль за состоянием медицинского обслуживания обучающихся?

  13. Каких изменений в Вашей профессиональной деятельности требует введение федеральных государственных образовательных стандартов? Какие профессиональные задачи в связи с этим Вам необходимо решать?

  14. Как соотносится цель Вашей профессиональной деятельности с целями деятельности школы, в которой Вы работаете?

  15. Что Вы считаете результатом собственного участия в реализации программы развития школы? Какие задачи необходимо решать в связи с этой работой?

  16. Каким образом будет происходить Ваше взаимодействие с органами государственно-общественного управления образовательного учреждения?

  17. Как Вы используете информационные технологии и цифровые образовательные ресурсы? Что Вы считаете результатом использования этих технологий в Вашей управленческой деятельности?

  18. С какими трудностями в своей профессиональной деятельности Вы сталкиваетесь сейчас? Как Вы их разрешаете? Какие проблемы развития своей управленческой компетентности Вы обнаружили? Как планируете работать над их развитием?

  19. Раскройте содержание Вашей деятельности по охране труда и пожарной безопасности.

  20. Назовите основные нормативно-правовые документы, на основании которых Вы будете строить свою работу.

Практические ситуации:

1. Группа преподавателей в грубой форме высказали недовольство вашими распорядительными действиями, режимом работы и большими перегрузками. Что следует предпринять?

2. Вам поручают руководить подразделением или командой, моральный дух членов которой оставляет желать лучшего. Имеются нарушения трудовой дисциплины и даже срыв заданий и поручений. Заменить специалистов нет возможности. Что можно предпринять для разрешения ситуации?

3. Во время обсуждения один из участников педсовета высказывает несогласие с вами по важному вопросу, не приводя никаких убедительных доводов. Ваши действия?

4. Педагог спорит с вами, не соглашается с тем, что его поведение было ошибочным и поэтому спровоцировало конфликт с коллегой. Что вы предпримете?

5. Вы приступили к новой работе только неделю назад, неожиданно возникла проблема, которую, как вам кажется, самостоятельно решить вы не можете. Обращаться за советом к более опытным коллегам вам не хочется, так как боитесь потерять авторитет в их глазах и показаться несамостоятельным. Как вы поступите?

6. Педагог отказывается брать на себя ответственность за возникшую проблему. Он обвиняет вас в отсутствии достаточной поддержки, а других педагогов — в плохом исполнении своих обязанностей. Ваши действия?

7. В процессе аттестации вы проводите оценивание педагога. Он не может ответить на заданный ему вопрос и долго молчит. Каковы будут ваши действия?

8. К вам с жалобой обращаются родители на то, что в классе их ребенка постоянно обижают одноклассники: дразнят, толкают, отбирают школьные принадлежности, не хотят дружить. Ребенок плачет и поэтому не хочет идти в школу. Что вы будете предпринимать?

9. Учитель сообщает вам, что один из учеников приходит в школу заплаканный, в синяках и, по словам этого ученика, телесные повреждения ему наносят родители. Как необходимо поступить в данной ситуации?

10. От родителей одного из классов в управление образованием постоянно поступают жалобы по организации внеклассных школьных мероприятий. Ваши действия?

2.2.3. Примерный перечень вопросов и практических ситуаций для проведения собеседования с лицами, претендующими на должность руководителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений, детских домов, ресурсных центров, центров реабилитации

Вопросы:

        1. В соответствии с ФЗ № 120 от 30.06.2007 категория детей с отклонениями в развитии стала называться «дети с ограниченными возможностями здоровья». Опираясь на документ, объясните, какие категории детей относятся к данной группе. На ваш взгляд целесообразно ли это изменение?

  1. В какие нормативно-правовые акты внесены изменения в соответствии с ФЗ № 120 от 30.06.2007. Сделайте анализ этих документов.

  2. В концепции развития специальных (коррекционных) образовательных учреждений приоритет отдается развитию психолого-педагогической, социальной, медико-коррекционной службам. Какие направления актуальны в рамках разработки и внедрения «Специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья».

  3. Инновационная деятельность школы как комплексное, целенаправленное воздействие на детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает создание предпосылок для их успешной социализации и интеграции в современное общество. Какова роль руководителя в реализации этой деятельности.

  4. По результатам прокурорской проверки деятельность СКОУ может быть приостановлена. При каких нарушениях трудового законодательства это возможно?

  5. Инновационный процесс, как новый объект внутришкольного управления, непрерывно изменяет свою структуру в зависимости от ситуации. Следовательно, от руководителя требуется умение регулировать и модернизировать действующую систему управления, корректировать набор управленческих воздействий, осваивать новые управленческие технологии. Ваша точка зрения?

  6. Необходима ли экспериментальная деятельность в специальном образовательном учреждении. Каковы направления опытно-экспериментальной работы?

  7. Своевременная систематическая психолого-медико-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, консультативно-методическая поддержка их родителей, социальная адаптация ребенка и формирование у него предпосылок к учебной деятельности осуществляются в системе образования, здравоохранения и социальной защиты. Какова роль администрации в координации этой деятельности?

  8. Охарактеризуйте локальные документы, регламентирующие итоговую аттестацию учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

  9. Какие информационные технологии и цифровые ресурсы вы используете в своей управленческой деятельности?

  10. Как осуществляется руководство в вашей школе структурным подразделением «Психолого-медико-педагогический консилиум»?

  11. Как обеспечивается взаимодействие специальной (коррекционной) школы и психолого-медико-педагогической комиссией?

  12. Раскройте основные направления профориентационной работы с учащимися. Какова их роль в профессиональном самоопределении школьников.

  13. Охарактеризуйте основные компоненты СФГОС: академический, жизненная компетентность?

  14. Как вы будете осуществлять контроль за качеством учебных достижений учащихся с ограниченными возможностями здоровья?

  15. Какова роль методической работы в школе в реализации программы развития учреждения.

  16. Как осуществляется контроль за проведением психолого-педагогической диагностики учащихся? Какова ее роль в повышении качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья?

  17. Каковы условия для обучения детей-инвалидов в вашей школе?

  18. Как обеспечивается индивидуальное обучение детей на дому. Как осуществляется контроль?

  19. Как обеспечивается профессиональный рост педагогических работников? Учитывается ли принцип дифференцированного подхода в выборе программ повышения квалификации?

Практические ситуации:

1. К руководителю специальной (коррекционной) школы VIII вида обратились родители 6-летнего Вовы. Мальчик не посещал детский сад из-за ослабленного здоровья. Родители считают, что их ребёнок отстаёт в развитии от своих сверстников, и хотели бы, чтобы он пошёл в 1 класс в специальную (коррекционную) школу VIII вида. Может ли руководитель учреждения принять ребёнка в 1 класс? Какие документы нужны для приёма ребёнка в школу VIII вида?

2. К руководителю ОУ обратился педагог, работающий в школе 5 лет и имеющий II квалификационную категорию. Неделю назад он успешно прошёл процедуру аттестации на I категорию. Педагога интересует, с какого времени он будет получать причитающиеся ему доплаты к заработной плате? Какие нормативные документы определяют оплату труда педагога?

3. Родители ребёнка, обучающегося в школе VII вида, хотят перевести его в общеобразовательную школу в связи с переездом на другое место жительства. При каких условиях возможен такой перевод? Какие нормативные документы могут его определять?

4. После посещения урока заместителем директора по УВР возникла конфликтная ситуация, в основе которой лежит несогласие педагога с критическими замечаниями руководителя. Педагог считает, что о посещении урока необходимо предупреждать заранее, спрашивать согласие педагога на процедуру контроля и выполнять предварительную диагностику обученности учеников для того, чтобы делать выводы о результатах его деятельности. Как должен разрешить конфликт руководитель ОУ? Какие нормативные документы нужно при этом использовать?

5. Родители ребёнка, имеющего диагноз «Умственная отсталость лёгкой степени выраженности», обратились к руководителю ОУ с просьбой принять их ребёнка в специальный (коррекционный) класс, в котором обучение происходит по программе школ VII вида. Можно ли удовлетворить просьбу родителей? Почему?

6. Между педагогами ОУ возникла конфликтная ситуация, вызванная их желанием использовать дополнительные часы, предусмотренные для коррекционной работы в специальном (коррекционном) классе. Педагоги мотивируют своё желание теми трудностями, которые испытывают ученики в усвоении предметов, которые они ведут и необходимостью оказания им дополнительной помощи. Как разрешить конфликт? Какие нормативные документы регламентируют учебную нагрузку в коррекционном классе?

7. К руководителю специального (коррекционного) образовательного учреждения обратился выпускник педагогического института с просьбой принять его на работу в качестве учителя. Может ли руководитель удовлетворить его просьбу? Какие требования предъявляются к уровню образования учителя специальной (коррекционной) школы?

8. Учитель начальной школы, работающий в коррекционном классе после окончания Iучебной четверти обратился к руководителю ОУ с просьбой освободить его от данного вида нагрузки, т.к. он не владеет необходимыми навыками работы с детьми с ОВЗ и испытывает серьёзные психологические трудности. Как следует поступить руководителю?

9. Родители учеников общеобразовательного класса, в котором учится ребёнок с ОВЗ, обратились к руководителю ОУ с просьбой перевести этого ученика в другой класс в связи с тем, что он мешает организации процесса обучения – кричит, отвлекается, может ходить по классу во время урока. Как следует поступить руководителю? Какими нормативными документами следует руководствоваться?

10. Родители ученика, находящегося на индивидуальном обучении, выражают своё недовольство организацией и качеством обучения своего ребёнка. Как должен отреагировать руководитель? Какие документы регламентируют организацию индивидуального обучения в специальном (коррекционном) учреждении?

2.2.4. Примерный перечень вопросов и практических ситуаций для проведения собеседования с лицами, претендующими на должности руководящих работников учреждений дополнительного образования детей

Вопросы:

  1. Охарактеризуйте основные направления развития системы дополнительного образования детей в России, Нижегородской области. Как они реализуются в Вашем учреждении? Каково Ваше отношение к проекту?

  2. Сравните текст своей должностной инструкции с текстом раздела II «Руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Выделите те должностные обязанности, которые не прописаны в Вашей инструкции. Какое управленческое решение и каким образом Вы предполагаете принять на основе результатов этого анализа?

  3. Охарактеризуйте осуществляемую / планируемую систему контроля внутри учреждения (как особой формы инспектирования деятельности образовательного учреждения). Кто ее осуществляет?

  4. Сравните текст Положения о Вашем учреждении с текстом Постановления Правительства РФ от 07.12.2006 N 752 ";О внесении изменений в Типовое положение «Об образовательном учреждении дополнительного образования детей». Попробуйте выделить те направления деятельности, которые не прописаны в Вашем Положении. Какое управленческое решение и каким образом Вы предполагаете принять на основе результатов этого анализа?

  5. Охарактеризуйте свою управленческую деятельность по обеспечению взаимодействия с образовательными учреждениями муниципальной образовательной сети. Какими документами должно быть регламентировано это взаимодействие?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Аттестация лиц претендующих на руководящие должности государственных (муниципальных) образовательных учреждений

    Методические рекомендации
    ... руководящих работников, государственных (муниципальных) образовательныхучреждений в Нижегородской области. Вопросы, связанные с аттестациейлиц, претендующихнаруководящиедолжностигосударственных (муниципальных) образовательныхучреждений ...
  2. Аттестация лиц претендующих на руководящие должности государственных (муниципальных) образовательных учреждений (2)

    Методические рекомендации
    ... руководящих работников, государственных (муниципальных) образовательныхучреждений в Нижегородской области. Вопросы, связанные с аттестациейлиц, претендующихнаруководящиедолжностигосударственных (муниципальных) образовательныхучреждений ...
  3. Об утверждении положения о порядке аттестации руководителей государственных и муниципальных образовательных учреждений

    Документ
    ... , их состав и порядок работы Аттестацияруководящих работников и лиц, претендующихнаруководящиедолжности, государственных и муниципальныхобразовательныхучреждений проводится аттестационной комиссией, формируемой Министерством ...
  4. Гаоу дпо «сарипкипро» методические рекомендации по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений

    Методические рекомендации
    ... учреждений. Аттестация педагогических работников государственных и муниципальныхобразовательныхучреждений, а также руководящих работников, подведомственных образовательныхучреждений с целью подтверждения соответствия занимаемой должности ...
  5. Инструктивно-методические материалы для организации и проведении аттестации руководящих работников 2 и 3 уровней и лиц претендующих на занятие должности руководителя 2 или 3 уровня

    Пояснительная записка
    ... организации и проведении аттестациируководящих работников 2 и 3 уровней и лиц, претендующихна занятие должности руководителя 2 или 3 уровня, государственныхобразовательныхучреждений, непосредственно подчиненных ...

Другие похожие документы..