Главная > Отчет


Ассоциация московских вузов

ГОУ ВПО Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова

__________________________________________________________________

Отчетные материалы

Мероприятие Н 4 .51-1: ";Совершенствование методик преподавания в средней школе на основе создания предметно-ориентированных модулей, не менее чем по 18 предметам, на основе реализации информационных технологий; развитие научно-образовательного и воспитательного процессов в системе «МГГУ им. М.А. Шолохова - Средние школы города»";.

Москва

2011

Список исполнителей

Руководитель научно-образовательного коллектива:

Замолоцких Елена Геннадьевна, проректор по учебной работе МГГУ им. М.А. Шолохова, доктор педагогических наук, профессор

Заместитель руководителя научно-образовательного коллектива:

Дурнева Е.Е., начальник методического отдела МГГУ им. М.А. Шолохова, кандидат педагогических наук

Научно-образовательный коллектив, сформированный на базе ГОУ ВПО МГГУ им. М.А. Шолохова

Реферат

Отчет 689 с., 53 табл., 520 использованных источников.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ, МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ, КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД, КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС, РАБОЧАЯ ПРОГОРАММА

Объект исследования: методика обучения и воспитания школьников и студентов в рамках перехода на стандарты нового поколения (в контексте модернизации Российского образования) в соответствии с Направлением Н 4: ";Совершенствование методики преподавания";, рекомендованным Департаментом образования.

Цель работы:

  1. повышение качества подготовки учащихся с учетом образовательных стандартов и внедрение в учебный процесс усовершенствованных методик преподавания, инновационных информационно-образовательных технологий, создание условий и механизмов для обеспечения качества образования на основе компетентностного подхода;

  2. создание и внедрение оригинальных методик обучения и перспективной программы по данному направлению с участием школ, гимназий лицеев и колледжей города;

Решаемые задачи:

1. Обеспечение повышения уровня подготовки учащихся средних школ г. Москвы на основе авторских оригинальных научно обоснованных образовательных методик обучения.

2. Разработка инновационных информационно-образовательных технологий и создание условий и механизмов для обеспечения качества образования на основе компетентностного подхода, преемственности образовательных программ на всех ступенях образования в направлении совершенствования процесса подготовки кадров в системах «Средняя школа – Вуз – Рынок труда» и установление обратной связи.

3. Создание и апробация программ и методик обучения в рамках не менее 15-ти образовательных модулей естественнонаучной, гуманитарной и социальной направленности.

4. Апробация осуществляется на основе проведения научно-теоретической конференции, не менее 250 круглых столов и семинаров с привлечением ведущих зарубежных и российских специалистов по обучению специальной методологии интеграция отечественного и мирового опыта в сфере теории и практики развития современных образовательных систем и интеграции общего и профессионального образования. Привлекаются к участию более чем 100 школ, лицеев, вузов и ведущих специалистов г. Москвы на основе имеющихся соответствующих соглашений о сотрудничестве.

5. Формирование информационного блока на сайте вуза: ;

6. Корректировка НИМ и НОМ, разработка планов мероприятий по проведению в 2012 году курсов повышения квалификации, рссчитанных на 72 часа, проведению семинаров или конференций, а также по тиражированию инновационной научно-образовательной продукции в интересах города Москвы.

Актуальность и научная значимость определяется необходимостью совершенствования существующей методической системы преподавания в средней школе и вузе в связи с переходом на новые образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования

В процессе работы выполнено:

Изучение источников, в которых рассматривается вопрос совершенствования системы образования, освещается проблематика перехода на стандарты нового поколения, раскрываются основные методики и педагогические технологии, отвечающие современному уровню развития системы образования.

Изучение научно-методических материалов работы по теме, в том числе нормативно-правовой базы образовательных учреждений и пр.

Разработка и апробация образовательных модулей.

Установление контактов с ведущими образовательными учреждениями разных видов и типов, изучение опыта их работы.

Определение методики исследования, проведение исследования, анализ и обобщение результатов исследования.

Сопоставление данных теоретического и эмпирического этапов исследования.

Результаты могут быть использованы в научно-образовательном процессе в средних школах, вузах и учебных заведениях среднего профессионального образования в качестве программ и учебно-методических комплексов.

При разработке НИМ и НОМ применялись следующие методы исследования: анализ государственных стандартов общего среднего и высшего профессионального образования, «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», метод наблюдения и анализа, анкетирование, статистическая обработка данных, системный подход к проектированию модульной системы учебных курсов.

Содержание

Наименование

Стр. №

Обозначения и сокращения ………………………………

11

Введение ……………………………………………………….

12

Основная часть

1

Раздел1 Научно-методическое, планово-экономическое и информационное обеспечение выполнения мероприятия ….

18

1.1

Подраздел 1.3. Информационное обеспечение ……………

19

1.2

Этап 1.Формирование структуры базы данных мероприятия и соответствующего раздела сайта ….

21

1.3

Этап 2. Разработка исходных данных для выполнения мероприятия, формы их представления на сайте ………….

22

2

Раздел 2.Разработка НИМ и НОМ по осуществлению эффективной многоуровневой и многоступенчатой информационно-образовательной деятельности в соответствующих областях знаний. Создание программ и методик обучения в рамках образовательных модулей и их апробация …….................

23

2.1

Подраздел 2.1.Совершенствование методики преподавания образовательного модуля ";Основы анатомии, физиологии и валеологии"; …………................

23

2.1.1

Этап 1. Разработка научно-информационных материалов по образовательному модулю ";Основы анатомии, физиологии и валеологии ";………………...............................

23

2.1.2

Этап 2. Разработка научно-образовательных материалов по образовательному модулю ";Основы анатомии, физиологии и валеологии ";………………...............................

42

Список использованных источников по подразделу 2.1 …..

74

2.2

Подраздел 2.2.Совершенствование методики преподавания образовательного модуля ";Основы психологии"; …………..............................................................

76

2.2.1

Этап 1. Разработка научно-информационных материалов по образовательному модулю ";Основы психологии";….........

76

2.2.2

Этап 2. Разработка научно-образовательных материалов по образовательному модулю ";Основы психологии";……………….........................................................

80

Список использованных источников по подразделу 2.2........

151

2.3

Подраздел 2.3.Совершенствование методики преподавания образовательного модуля ";История мировой культуры";................................................................

156

2.3.1

Этап 1. Разработка научно-информационных материалов по образовательному модулю "; История мировой культуры";....................................................................................

156

2.3.2

Этап 2. Разработка научно-образовательных материалов по образовательному модулю ";История мировой культуры";

173

Список использованных источников по подразделу 2.3 …...

208

2.4

Подраздел 2.4.Совершенствование методики преподавания образовательного модуля ";Иностранный язык";...........................................................................................

212

2.4.1

Этап 1. Разработка научно-информационных материалов по образовательному модулю "; Иностранный язык";..............

212

2.4.2

Этап 2. Разработка научно-образовательных материалов по образовательному модулю ";Иностранный язык ";…..........

228

Список использованных источников по подразделу 2.4........

266

2.5

Подраздел 2.5.Совершенствование методики преподавания образовательного модуля ";Физическая культура"; …..............................................................................

267

2.5.1

Этап 1. Разработка научно-информационных материалов по образовательному модулю ";Физическая культура";...........

267

2.5.2

Этап 2. Разработка научно-образовательных материалов по образовательному модулю ";Физическая культура";...........

274

Список использованных источников по подразделу 2.5........

284

2.6

Подраздел 2.6.Совершенствование методики преподавания образовательного модуля ";Логика"; …......

287

2.6.1

Этап 1. Разработка научно-информационных материалов по образовательному модулю "; Логика ";….............................

287

2.6.2

Этап 2. Разработка научно-образовательных материалов по образовательному модулю "; Логика ";….............................

291

Список использованных источников по подразделу 2.6 …...

312

2.7

Подраздел 2.7.Совершенствование методики преподавания образовательного модуля ";Математика";

315

2.7.1

Этап 1. Разработка научно-информационных материалов по образовательному модулю ";Математика ";….....................

315

2.7.2

Этап 2. Разработка научно-образовательных материалов по образовательному модулю ";Математика";...........................

342

Список использованных источников по подразделу 2.7 …...

350

2.8

Подраздел 2.8. Совершенствование методики преподавания образовательного модуля ";Основы компьютерной грамотности"; …............................................

353

2.8.1

Этап 1. Разработка научно-информационных материалов по образовательному модулю ";Основы компьютерной грамотности";...............................................................................

353

2.8.2

Этап 2. Разработка научно-образовательных материалов по образовательному модулю ";Основы компьютерной грамотности";...............................................................................

375

Список использованных источников по подразделу 2.8 …...

380

2.9

Подраздел 2.9.Совершенствование методики преподавания образовательного модуля ";Концепции современного естествознания"; ….........................................

387

2.9.1

Этап 1. Разработка научно-информационных материалов по образовательному модулю ";Концепции современного естествознания ";….....................................................................

387

2.9.2

Этап 2. Разработка научно-образовательных материалов по образовательному модулю "; Концепции современного естествознания";..........................................................................

409

Список использованных источников по подразделу 2.9 …...

419

2.10

Подраздел 2.10.Совершенствование методики преподавания образовательного модуля ";Безопасность жизнедеятельности";.................................................................

421

2.10.1

Этап 1. Разработка научно-информационных материалов по образовательному модулю ";Безопасность жизнедеятельности";...................................................................

421

2.10.2

Этап 2. Разработка научно-образовательных материалов по образовательному модулю ";Безопасность жизнедеятельности";...................................................................

425

Список использованных источников по подразделу 2.10 ….

438

2.11

Подраздел 2.11.Совершенствование методики преподавания образовательного модуля ";Русский язык и культура речи"; ….................................................................

440

2.11.1

Этап 1. Разработка научно-информационных материалов по образовательному модулю ";Русский язык и культура речи ";….......................................................................................

440

2.11.2

Этап 2. Разработка научно-образовательных материалов по образовательному модулю ";Русский язык и культура речи";.............................................................................................

451

Список использованных источников по подразделу 2.11….

459

2.12

Подраздел 2.12.Совершенствование методики преподавания образовательного модуля ";Информационные технологии"; …......................................

462

2.12.1

Этап 1. Разработка научно-информационных материалов по образовательному модулю ";Информационные технологии";.................................................................................

462

2.12.2

Этап 2. Разработка научно-образовательных материалов по образовательному модулю ";Информационные технологии";.................................................................................

477

Список использованных источников по подразделу 2.12 ….

480

2.13

Подраздел 2.13.Совершенствование методики преподавания образовательного модуля ";Методы работы с информацией"; ….....................................................

483

2.13.1

Этап 1. Разработка научно-информационных материалов по образовательному модулю ";Методы работы с информацией";.............................................................................

483

2.13.2

Этап 2. Разработка научно-образовательных материалов по образовательному модулю ";Методы работы с информацией";.............................................................................

489

Список использованных источников по подразделу 2.13.....

501

2.14

Подраздел 2.14. Совершенствование методики преподавания образовательного модуля ";Экология"; ….

503

2.14.1

Этап 1. Разработка научно-информационных материалов по образовательному модулю ";Экология";...............................

503

2.14.2

Этап 2. Разработка научно-образовательных материалов по образовательному модулю ";Экология";...............................

522

Список использованных источников по подразделу 2.14.....

544

2.15

Подраздел 2.15. Совершенствование методики преподавания образовательного модуля ";Технология учебного труда"; …...................................................................

545

2.15.1

Этап 1. Разработка научно-информационных материалов по образовательному модулю ";Технология учебного труда";

545

2.15.2

Этап 2. Разработка научно-образовательных материалов по образовательному модулю "; Технология учебного труда";...........................................................................................

549

Список использованных источников по подразделу 2.15.....

564

2.16

Подраздел 2.16. Совершенствование методики преподавания образовательного модуля ";Основы педагогики и андрагогики"; …...............................................

565

2.16.1

Этап 1. Разработка научно-информационных материалов по образовательному модулю ";Основы педагогики и андрагогики";................................................................................

565

2.16.2

Этап 2. Разработка научно-образовательных материалов по образовательному модулю ";Основы педагогики и андрагогики";................................................................................

569

Список использованных источников по подразделу 2.16.....

585

2.17

Подраздел 2.17. Совершенствование методики преподавания образовательного модуля ";Экономика";

587

2.17.1

Этап 1. Разработка научно-информационных материалов по образовательному модулю ";Экономика";............................

587

2.17.2

Этап 2. Разработка научно-образовательных материалов по образовательному модулю "; Экономика";...........................

604

Список использованных источников по подразделу 2.17.....

626

2.18

Подраздел 2.18. Совершенствование методики преподавания образовательного модуля ";Математическое моделирование для профильных классов";......................................................................................

627

2.18.1

Этап 1. Разработка научно-информационных материалов по образовательному модулю "; Математическое моделирование для профильных классов";...............................

627

2.18.2

Этап 2. Разработка научно-образовательных материалов по образовательному модулю ";Математическое моделирование для профильных классов ";…..........................

655

Список использованных источников по подразделу 2.18.....

658

2.19

Подраздел 2.19. Совершенствование методики преподавания образовательного модуля ";";История"; ….

661

2.19.1

Этап 1. Разработка научно-информационных материалов по образовательному модулю ";";История ";…..........................

661

2.19.2

Этап 2. Разработка научно-образовательных материалов по образовательному модулю "; ";История";..............................

664

Список использованных источников по подразделу 2.19.....

687

Заключение …………………………………………………..

688



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Около трех с половиной десятилетии минуло с тех пор

    Автореферат диссертации
    ... . Путь реализации новейших информационныхтехнологий предполагает использование вычислительных систем, построенных наоснове представления знаний предметной области ...
  2. Проект федерального закона " Об образовании в Российской Федерации"

    Закон
    ... наоснове применения современных образовательныхтехнологий для комплексного социально-экономического развития региона; осуществляет подготовку научных кадров по ...
  3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЦЕНТР ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ "

    Закон
    ... основы для создания новых знаний, освоения новых технологий, становления и развитиянаучныхшкол и ведущих научных коллективов на важнейших направлениях развития ...
  4. " рекомендации по развитию сети общеобразовательных учреждений создающих возможности выбора профиля обучения для учащихся старших классов обеспеченного необходимым оборудованием и высококвалифицированными кадрами для качественной реализации

    Документ
    ... информационным ресурсным центром, относятся: Обучение по дополнительным образовательным программам (элективные курсы); Преподавание спецкурсов попредметам; Обучение на ...
  5. " формирование открытых баз данных информационных ресурсов "

    Отчет
    ... информационные ресурсы), созданныепо государственному заказу или с участием Российской Федерации. 4. Для целей создания и развития единой образовательной, научной ...

Другие похожие документы..