Главная > Инструктивно-методическое письмо
Инструктивно-методическое письмо
«О преподавании РУССКОГО ЯЗЫКА в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2011-12 учебном году»
Содержание и организация преподавания русского языка в 2011-2012 учебном году базируются на федеральном компоненте государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (2004 г.) и федеральном базисном учебном плане для основного общего и среднего (полного) общего образования (2004 г.).
Особенностью 2011-2012 учебного года является необходимость учитывать также новые документы:
федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897);
проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
проекты федерального государственного образовательного стандарта для старшей школы (10 – 11 кл.), предлагаемые для открытого обсуждения.
Цели обучения, требования к уровню подготовки выпускников отражены в Примерной программе основного общего образования (2004 г.). Результаты изучения предмета (предметная область «Филология», Русский язык, Родной язык») и освоения основной образовательной программы основного общего образования – личностные, метапредметные, предметные – прописаны в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (2011 г.). Несомненно, оба документа должны быть учтены при планировании учебной деятельности в основной школе, так как работа на результат будущих выпускников начинается с 5 класса (Приложение 1. с. 5).
Учитель русского языка, разрабатывая рабочую программу по каждому классу, продумывая мониторинг обученности в текущем году, должен брать за основу примерные программы по русскому языку, что определяется статьёй 14 (Общие требования к содержанию образования) «Закона об образовании», п. 5: «…Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами…». При этом надо понимать, что, опираясь на действующий стандарт 2004 года, необходимо изучить и пропедевтически использовать примерную основную образовательную программу образовательного учреждения 2011 года (в первую очередь в пунктах, касающихся общих вопросов и преподавания русского языка). (Приложение 2).
Количество недельных часов, отводимых на русский язык в основной школе (5 - 9 классы) и по действующему БУП к стандарту 2004 года («Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 часов. В том числе: в V классе – 210 час, в VI классе – 210 час, в VII – 140 час, в VШ классе – 105 час, в IХ классе – 70 час»), и по примерному учебному плану основного общего образования к уже принятому ФГОС второго поколения для основной школы, - 21 недельный час, при этом происходит некоторое смещение распределения часов по классам (Место курса «Русский (родной) язык» в базисном учебном (образовательном) плане Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 часов. В том числе: в 5 классе — 175 ч, в 6 классе — 210 ч, в 7 классе — 140 ч, в 8 классе —105 ч, в 9 классе — 105 ч.). (Приложения 3, 4).
Надо отметить, что в действующих программах также наблюдается разное количество часов по классам, так как порядок изучения тем различается. Учитель и образовательное учреждение, определив программу и УМК, всё планирование, включая часы на развитие речи, систему диагностики и мониторинга, количество творческих и контрольных работ, корректируют с учётом авторской концепции выбранной программы. Определяя количество часов на русский язык, следует помнить, что в образовательных учреждениях Ленинградской области преподавание осуществляется на русском языке, а также не забывать о часах из регионального компонента, направленных на изучение русского языка: в 7 и 8 классах – по 1 часу в неделю при шестидневном обучении или 0,5 часа при пятидневке (распределение этих часов в рамках выбранной программы определяет и обосновывает в рабочей программе учитель, учитывая особенности уровня знаний и возможностей конкретного класса).
Осуществляя выбор УМК и программ по русскому языку, учитель обязан руководствоваться статьёй 32 (Компетенция и ответственность образовательного учреждения) п. 2. К компетенции образовательного учреждения относятся: 23) «Определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях…». (Приложение 5).
Таким образом, основные требования к профессионализму современного учителя русского языка можно кратко изложить следующими положениями:
Выбор УМК, реализующего конкретную авторскую программу, включённого в Федеральный перечень текущего или будущего учебного года и имеющего гриф «рекомендовано» или «допущено» В 2011-12 учебном году действующими согласно приказу Минобрнауки являются только ФП 2010-11 и 2011-12 уч. г. (Приложение 6, 7).
Чёткость понимания целей преподавания: что? для чего? что развиваем?.. (Приложение 8).
Уход от знаниецентрического преподавания к речетворческой, речемыслительной деятельности (Приложение 9, 10).
Применение основных положений личностно ориентированного подхода в процессе обучения:
учить учащихся ставить собственные цели учения;
согласовывать цели преподавания с целями учения учащихся;
применять гибкие технологии обучения в зависимости от возникающих на уроке ситуаций;
адаптировать материал учебника к конкретной учебной ситуации;
формировать у учащихся приёмы учения.
Стремление обеспечить максимальную самостоятельность учащихся на всех этапах обучения.
Реализация коммуникативно-деятельностного подхода в преподавании.
Владение современными педагогическими технологиями и использование их в практике преподавания.
Реализация принципа: каждый урок русского языка – урок развития речи.
Серьёзное внимание на уроке устной речи, особенно грамотной лингвистической.
Изучение всех лингвистических понятий, явлений языка и речи через анализ, логическое объяснение, причинно-следственные связи, через понимание, а не схематичное заучивание.
Организация работы с текстом на каждом уроке (понимание чужого текста и создание собственного).
Включение в каждый урок русского языка работы с лексикой и фразеологией через употребление в речи, а также стремление привлечь к реализации данного принципа работы со словом всех учителей-предметников.
Оборудование кабинета в соответствии с Перечнем (Приложение 11).
Обеспечение наличия различных лингвистических словарей в кабинете русского языка, организация постоянной работы с ними и со справочной литературой как на уроке, так и в индивидуальной подготовке учащихся во внеурочное время (Приложение 12).
Мобильность во владении информацией (электронные и бумажные носители).
Хорошее владение ИКТ и использование возможностей информационных технологий, Интернета в работе учителя и учащихся. (Приложение 13).
Системный подход к диагностике, мониторингу знаний и умений учащихся. Объективность контроля (Приложение 14):
тематический и итоговый контроль через пособия издательства «Интеллект-центр»;
образец мониторинга на сегодня – работа для 6 класса, разработанная С.И.Львовой (сайт «Мнемозина», рубрика «Методисту на заметку», русский язык – спецификация и демоверсия работы).
Знание требований к государственной итоговой аттестации (ЕГЭ в 11 кл. и ГИА в 9 кл.) учителем, преподающем русский язык в любом классе; особенное внимание – пятому классу, где закладываются все основы формирования и развития коммуникативной, культуроведческой, языковой и лингвистической компетенций. (Приложение 15).
С 5 класса отработка умений и навыков, необходимых для последовательной, системной, органичной подготовки к новым формам независимой оценки знаний (Приложение 16):
информационная обработка текста на любом уровне (формулировка задания, инструкция, схема, таблица, текст упражнения, диктанта и т. д.);
расчёт времени (умение справляться с заданием в ограниченный срок);
внимательность (точность понимания и выполнения поставленной задачи);
самостоятельность и уверенность в себе (обеспечение жёстких условий во время текущего и рубежного контроля, исключение возможности списывания);
применение логики в поисках решения (постоянный анализ задания, предложенных вариантов ответа).
Применение в практике работы с творческими заданиями критериального подхода к оцениванию. (Приложение 17).
Опора при оценивании работ учащихся на любом этапе на классификацию и квалификацию ошибок, используемую в работе предметных комиссий (см. Приложение к Методическому письму по ГВЭ, Методические рекомендации по работе региональных предметных комиссий по проверке части С в ЕГЭ и муниципальных предметных комиссий по проверке части С в ГИА в 9 классе) (Приложение 18, 19).
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение 1. Цели обучения и требования к уровню подготовки выпускников.
Примерная программа основного общего образования по русскому языку
для образовательных учреждений с русским языком обучения (2004 г.)
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование уменийопознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
организационные(умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты:
знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;
уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Результаты изучения предмета «Русский (родной) язык» (ФГОС – 2).
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Приложение 2. Выдержки из ФГОС-2.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Похожие документы:
Инструктивно-методическое письмо «о преподавании учебного предмета (4)
Инструктивно-методическое письмо... и воспитательной работы. Приложение 1 к инструктивно-методическомуписьму Министерства образования Республики Беларусь _______________ ... и оборудованием. При этом в инструктивно-методическомписьме Министерства образования Республики Беларусь «О ...Инструктивно-методическое письмо «о преподавании предмета мировая художественная культура в общеобразовательных учреждениях i вступление
Инструктивно-методическое письмоИнструктивно-методическоеписьмо «О преподавании предмета Мировая художественная культура в ... работ, лабораторных, практических работ, определяется инструктивно-методическими документами о преподавании учебных предметов и дисциплин ...Инструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания информатики в 2010/2011 учебном году
Инструктивно-методическое письмоИнструктивно-методическоеписьмо об особенностях ... осуществлять в соответствии с инструктивно-методическимписьмом Министерства образования и науки Украины ... Информатика», опубликованным в научно-методическом журнале «Информатика и информационные ...Инструктивно-методическое письмо «о преподавании иностранных языков в 2011 - 2012 учебном году
Инструктивно-методическое письмоИнструктивно-методическоеписьмо «О преподавании иностранных языков в 2011 - 2012 ... , преподавание, оценка. МГЛУ, 2003.. 11. Методическоеписьмо «Об использовании результатов единого государственного ...Инструктивно-методическое письмо «о преподавании иностранных языков в 2011 - 2012 учебном году (1)
Инструктивно-методическое письмоИнструктивно-методическоеписьмо «О преподавании иностранных языков в 2011 - 2012 ... , преподавание, оценка. МГЛУ, 2003.. 11. Методическоеписьмо «Об использовании результатов единого государственного ...