Главная > Документ


О РЕЗУЛЬТАТАХ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ СИСТЕМЫ ПОДДРЕЖКИ ШКОЛЬНОГО КУРСА «ХИМИЯ»

О.Г. Бодина, bog.pnz@mail.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №42 г.Пензы

Переход современного общества к информационной эпохе своего развития выдвигает в качестве одной из основных задач, стоящих перед системой школьного образования, задачу формирования основ информационной культуры будущего специалиста. Реализация этой задачи невозможна без включения информационной компоненты в систему химического образования.

При обучении химии, наиболее естественным является использование компьютера, исходя из особенностей химии как науки. Например, для моделирования химических процессов и явлений, лабораторного использования компьютера в режиме интерфейса, компьютерной поддержки процесса изложения учебного материала и контроля его усвоения.

Одно из направлений использования компьютера в обучении химии – контроль и обработка данных химического эксперимента. Так в рамках государственной программы обеспечения наглядным оборудованием специализированные кабинеты в школы страны и нашего города поступает компьютерная программа «Архимед», которая позволяет учащимся в условиях реального времени провести достаточно сложные экспериментальные исследования изменения среды, концентрации растворов и т.д.

Другое направление использования ИКТ в процессе обучения химии – программная поддержка курса. Содержание программных средств учебного назначения, применяемых при обучении химии, определяется целями урока, содержанием и познавательностью подачи учебного материала.

В помощь учителю на данный момент создано большое количество компьютерных электронных программ. Использование их в процессе обучения педагог может решить многие дидактические задачи [2].Современное компьютерное обеспечение по химии, включает в себя как мультимедийные компьютерные диски [3], разработанные в рамках национальной программы «Образование», так и создаваемые педагогами электронные компьютерные продукты [1].

При создании подобного курса по химии мною за основу были взяты критерии отбора содержания (по Радкевич Е.Ю.[4,5]). Обязательной частью курса являются методические рекомендации для учителей по организации учебного процесса с использованием мультимедийных разработок. На данный момент мультимедийные разработки охватывают почти полный объем школьного курса химии (8-11 кл.), которые систематически используются мною в практике преподавания.

Отдельно следует остановиться на возможностях, которые открывает перед учителем Интернет. Это и поиск информации, и посещение сайтов различных культурно-просветительских научных учреждений, производственных предприятий, химических факультетов вузов; это могут быть музеи, имеющие химическую экспозицию, и проведение игр, викторин, интеллектуальных марафонов, а также организация уроков для учащихся, временно не посещающих школу или обучающихся в системе экстерната.

Все сказанное выше говорит о неограниченных возможностях использования компьютерных технологий при обучении химии.

Подтверждением этого может быть не только повышенный интерес учеников к предмету и к тем возможностям, которые можно использовать при изучении химии, но и повышение качества знаний учащихся по предмету.

Так внедрение информационных технологий в процесс преподавания химии ряда школ г. Пензы показывает эффективность внедрения компьютерной системы поддержки школьного курса «Химия».

При внедрении этой системы при обучении химии в школе №71 г. Пензы (2002-2006 уч.гг.) и гимназии №42 г. Пензы (2005-2008 уч.гг.) были получены следующие результаты:

  1. В процессе преподавания химии в 10-11 классах (2002-2004 уч.гг, МОУ №71) с использованием мультимедийных разработок во время объяснения нового материала ключевых тем процент качества знаний учащихся повысился в среднем на 8% ( с 69% (I полугодие )до 77,3%( окончание года)).

  2. Процент снижения успеваемости в параллели 9-х классах по сравнению с параллелью 8-х классом ниже в классах, где преподавание проходило с использованием компьютерного сопровождения и составило 6, 25% против 21,5%*.(* - преподавание велось по традиционной методике -без использования мультимедийных разработок).

  3. В 10–х классах (2005-2006 уч.гг) в течение года происходит снижение успеваемости по предмету с 72,6%( I полугодие) до 70,6% (окончание года) в связи с изменением методики преподавания предмета ( 8, 9 классы с использованием информационных технологий, а в 10 классе по традиционной методике).

  4. В процессе преподавания химии в 10-11 классах (2006-2008 уч.гг, МОУ гимназия№42) с использованием мультимедийных разработок во время объяснения нового материала ключевых тем процент качества знаний учащихся в течение года оставался достаточно высоким и без изменения ( 98% и 100%), а в некоторых классах повысился в среднем на 5% ( с 88% (I полугодие ) до 93%( окончание года)).

  5. Процент качества знаний по химии среди учеников 8-9 классов (2005-2007 уч.гг) составлял в среднем 78% (84% в параллели 8 классов, 72% в параллели 9 классов).

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕХНОЛОГИЙ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Л.Р. Архипова, lilijaarhipova@

МОУ СОШ №5 Образовательный Центр «Лидер» г.о.Кинель

Учиться можно только весело...

Чтобы переваривать знания,

надо поглощать их с аппетитом.

А. Франс

Интерес к изучению информатики во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие увлеченности предметом. Поэтому на уроках информатики нужно как можно шире применять нетрадиционные формы.

Творчески работающие учителя информатики ведут поиск новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы умственную деятельность учеников, стимулировали быт их к самостоятельному приобретению знаний. Надо заботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса. Особенно важно это в подростковом возрасте, когда формируются и определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. И в этот момент надо раскрыть перед подростком притягательные стороны информатики, иначе его интересы замкнутся на компьютерных играх.

Игра стимулирует формирование, наряду- с партнерскими отношениями, чувство внутренней свободы, ощущение дружеской поддержки и возможность оказать в случае необходимость помощь своему партнеру, что способствует сближению участников, углубляет их взаимоотношения.

Игра позволяет снять авторитарную позицию педагога, уравнивает в правах всех участников. Это очень важно для получения социального опыта, в том числе взаимоотношений с взрослыми людьми. Наличие определенных игровых ограничений развивает способности играющего к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли. В игре ребенок сталкивается с целым набором различных правил, которые ему необходимо понять, сознательно принять, а в дальнейшем, несмотря на трудности, моделируемые в ходе игры, неукоснительно выполнять.

Игра, обладая широким спектром специальных игровых методических приемов, и самой атмосферой игры, помогает поддерживать внимание, что, в конечном счете, ведет к более глубокому и прочному пониманию изученных понятий. Следовательно, игра позволяет сменить пассивную позицию ребенка на сознательно активную, стимулирует рост познавательной активности школьников, что дает им возможность получать и усваивать большее количество информации.

В ходе игрового взаимодействия происходит улучшение отношений между участниками игры и педагогами, так как игровое взаимодействие предусматривает неформальное общение и позволяет раскрыть и тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера. Игра гуманизирует отношения, приводит к созданию новых коллективных, индивидуально-групповых и индивидуальных форм воспитательной деятельности.

Успешно проведенная игра, а тем более система игр, повышает самооценку участников, так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности.

Интерес к предмету можно повышать, используя разные методы, но самым привлекательным для детей является занимательность. Даже у самых слабых учеников можно вызвать интерес к предмету, используя на уроках занимательный материал. А особенно интересны детям игровые уроки. Вот тут то и появляется возможность в увлекательной, игровой форме дать детям тот материал, который в традиционной форме усваивается очень слабо и без интереса, провести неординарно обобщающий урок по теме. В процессе игры можно выработать у детей умение сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание и стремление к знаниям. Увлекшись, ребенок и не замечает, что учится — он познает, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации.

А.М. Горький писал: «Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который признаны изменить».

Игры являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы, но только в том случае, если проводит ее толковый организатор.

Организуя и проводя различные игры, перед педагогом открываются масса возможностей. Прежде всего, это накопление нового дидактического опыта, в том числе и принципиально отличающегося оттого, что был в профессиональном арсенале учителя. Систематическое использование игры расширяет набор методических приемов.

В своей работе я использую нетрадиционные уроки — уроки-праздники, где каждый может проявить себя, где класс становиться творческим коллективом. В качестве нетрадиционных уроков я предлагаю следующие сценарии:

  • урок-экскурсия «Компьютеры: прошлое, настоящее, будущее»;

  • деловая игра «Биржа труда»;

  • исследовательский проект «В мире моделей»;

  • Урок - фестиваль «Сотовая связь»

  • мини-проект «Создание рекламы»

Внеклассные мероприятия:

  • Занятия компьютерного клуба;

  • Тематические вечера;

  • КВН;

  • Конференции;

  • Турниры знатоков;

  • Проведение предметной недели;

Предлагаю вашему вниманию несколько разработок уроков, которые использую в своей работе:

Дата

Мероприятия Недели информатики

21.11 среда

Открытие Недели информатики

Спектакль ";Жизнь в научном царстве информационном государстве";

Игровой турнир «Сапер – любитель»

22.11 четверг

Игра «Путешествие в страну Компьютеррию»

Турнир «Веселые гонки»

23.11 пятница

Олимпиада «Рисуем в Microsoft Office»

Шахматный турнир «Сражение с компьютером»

26.11 Понед.

Игра «Алфавит»

Турнир смекалистых «Мозговой штурм»

27.11 вторник

Интеллект – шоу «Слабое звено»

Конкурс «От скуки на все руки»

28.11 среда

Фестиваль сотовой связи

29.11четверг

Конференция «Компьютерные игры: плюсы и минусы»

30.11пятница

Закрытие Недели информатики

Развлекательное шоу «Любовь с первого взгляда к информатике»

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ В ОБРАЗОВАНИИ

НОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВЕБ 2.0

Е.Н. Ястребцева

ООО «КМ-Образование»

Второе поколение сетевых сервисов

Веб 2.0i - термин, обозначающий второе поколение сетевых сервисов, которые позволяют пользователям не только найти и скачать информацию, как это было в Веб 1.0, но и совместно работать и размещать в сети текстовую и медиа информацию значительных объемов. Веб 2.0- среда, предполагающая использование передовых коммуникационных технологий и средств взаимодействия пользователей, таких как, например, блоги и Wiki-платформы, на базе которых и происходит общение с другими людьми, используется все богатство цифрового языка с его множеством мультимедийных форматов. Главным преимуществом является то, что распространением новостей занимаются не сами люди, а программы, что делает процесс работы или общения более удобным. Возможность поиска партнеров и формирования своей группы стремительно расширилась, члены сетевых сообществ получили возможность наблюдать за деятельностью друг друга (Летопись.ру).

Образование ищет опору в теориях

Образование, рождающееся под влиянием второго поколения сетевых сервисов, концепция которых предполагает использование передовых коммуникационных технологий и средств взаимодействия пользователей, таких как, например, блоги и Wiki-платформы для совместной работы и размещения текстовой и медиа информации, сегодня пытается найти опору в теориях, сопровождающих его в меняющихся условиях. Cреди них - коннективизм (George Siemens)ii и подход ";новотысячелетних";(neomillenial) стилей обучения (Chris Dede)iii.

Коннективизм является одним из возможных ответов на кризис существующих подходов к образованию в современных условиях, попыткой преодолеть статические подходы к учению/обучению. Он имеет множество предпосылок и принципов: а) современные технологии изменили коммуникацию, сотрудничество и обучение, поэтому нужно менять теории; б) знания сейчас имеют период полураспада, который стремительно сокращается; в) знаний скорее изобилие, и непонятно, как выбрать лучшее; г) знания находятся не ";внутри";, а в человеческих сообществах и компьютерных сетях; д) поэтому учиться нужно через создание и поддержание связей со ";знающими людьми"; и ";базами данных"; и т.д.iv Сторонники коннективизма считают за неимением других, более проработанных подходов, именно эту теорию нужно считать на сегодняшний день наиболее адекватной - хотя бы потому, что знания в этом подходе сравнивают с процессом, а не только со структурой (ср. с описанием знаний в СМД-методологии: ";знания - это процессы и структуры, закрепленные в знаковых формахv).

Критики коннективизма считают все названные выше предпосылки неверными и предлагают взамен оценить более взвешенный подход Chris Dede ";новотысячелетних";(neomillenial) стилей обучения, базирующихся на ";посредническом погружении"; (психологическое «погружение» в виртуальную реальность). Эти учебные стили включают: а) свободное владение множеством медиа и симуляционными виртуальными средами; б) обучение в сообществах, включающее разнообразный неявный ситуативный опыт со знанием, распределенным в сообществе и контексте наряду с самим учащимся; в) баланс между основанным на опыте обучении, направленным наставничеством и коллективной рефлексией; г) выражение через нелинейные ассоциативные сети репрезентаций; д) содизайн учебного опыта, персонализованного для индивидуальных надобностей и предпочтений.

Как поясняет отечественный исследователь вопроса А.Левенчук, в коннективизме нет ";передачи знаний";, ";создания знаний"; (making knowledge), ";построения знаний"; (building knowledge), свойственных сегодняшнему процессу обучения, в нем обучение похоже на рост или развитие личности. Знание распределено по сетям связей, и поэтому обучение состоит в возможности конструировать эти связи и проходить по ним, язык и логика не определяются знанием. Это подразумевает педагогику, которая: а) пытается описать ";успешные"; сети, которые разнообразны, автономны, открыты и имеют связь, б) пытается описать практики, которые ведут к таким сетям - моделирование и демонстрация со стороны учителя, рефлексия со стороны ученика.

Соглашаясь в целом с основными тезисами коннективизма, имеет смысл выделить в высказываниях оппонентов конструктивную критику этого направления, связанного с ролью преподавателя в образовательном процессе с использованием социальных сервисов, чтобы не нарушился «баланс между основанным на опыте обучении, направленным наставничеством и коллективной рефлексией».

Если считать, что основной задачей учителя в учебном процессе в школе является развитие мышления и формирование мировоззрения учащихся, то что же меняется в его роли при организации обучения в социальных сетях? Кто он при этом - партнер, лидер, консультант? Насколько он сохраняет в этой ситуации авторитетную роль как организатора обучения? Будет ли именно он влиять на формирование мировоззрения и нравственных приоритетов учащихся? Функции преподавателя в социальных сервисах дополняются умениями организовать и координировать познавательный процесс школьников, корректировать содержание дисциплины, которую он преподает, консультировать при составлении индивидуальных учебных планов, координировать сетевые учебный процесс и образовательные проекты. Так какова же сегодня роль педагога в сети? Уступает ли он лидирующие позиции в процессе обучения в социальных сетях школьников?

Кто такой лидер? - Тот, кому верят многие, за кем идут, кто умеет организовать людей, кто имеет популярность в какой-то группе. Понятно, что в эпоху сетевого интеллекта концепция лидерства сочетается с концепцией межсетевого взаимодействия. Такой подход к лидерству является полной противоположностью старому, которому были присущи понятия «выдающийся», «провидец». Сегодня лидер в социальных сетях понимается как «коллективная, объединенная в сеть, виртуальная сила, подпитываемая энергией совместно созданной и коллективно используемой идеи». Но так ли это происходит или должно происходить в школьном образовании?

Л.Толстой в свое время утверждал, что лидер выявляется совершенно случайно: идет стадо баранов на пастбище - один баран впереди, его ученый и записал в лидеры. Повернуло стадо к водопою - другой баран впереди и теперь его исследователь примет за вожака... То есть, всегда существует опасность, что несформировавшийся молодой ум может попасть под влияние отрицательного лидерства, которому открыты социальные сети. Именно поэтому так важна роль педагога-лидера, педагога-наставника в процессе учения/образования в социальных сетях школьников, не просто передающего знания. Учитель отвечает за то, чтобы его ученики «постоянно расширяли свои возможности постигать сложные вещи, воспринимали идеи и совершенствовали совместно используемые абстрактные модели»vi, формирует у них оценочный подход к получаемой информации, который и является основой формирования их мировоззрения. И только при этом может быть соблюден «баланс между основанным на опыте обучении, направленным наставничеством и коллективной рефлексией».

Образование ищет опору в практиках

Непреходящее давление изменчивой среды с ее потребностями в ежедневном применении в работе со школьниками информационных технологий вынуждает многие образовательные учреждения активно действовать в направлении обучения и повышения квалификации своих преподавателей. Те из учителей, которые освоили ежедневную работу в Интернете и включились в учебные/образовательные проекты, проводимые с использованием социальных сервисов в классе или у себя дома, кажутся куда более приспособленными для того, чтобы не отставать от ускоряющегося темпа роста знаний или достижений своих учеников. Фактически, именно эти педагоги сегодня начинают на практике включаться вместе со своими школьниками в открытое образование, то есть, в деятельность такой системы обучения, которая доступна любому желающему, без анализа его исходного уровня знаний, использующая технологии и методики дистанционного обучения и обеспечивающая обучение в удобном для каждого темпе. Такие педагоги-практики в форумах и блогах активно обсуждают возможности и реальные преимущества организации открытого образования в социальных сетях, где нет уже ставшей привычной иерархизированной структуры отчетности и обязанностей учеников перед учителем, а есть лишь общая проблематика и взаимно пересекающиеся интересы учащихся (взрослых и детей), обмен информацией и опытом, которые и задают совершенно иное образовательное взаимодействие.

Наиболее часто встречающиеся педагогические практики с использованием социальных сервисов представлены в виде образовательных проектов, разрабатываемых учителями для проведения с учащимися в учебных классах. Приходу учителей школ в социальные сервисы предшествовали некоторые обучающие программы подготовки педагогов, основанные на изучении проектного метода и самостоятельные учебных исследований школьников - с 1995 года «Программа межшкольных связей по Интернет» (Project Harmony, Inc. и «Школьный сектор» Ассоциации РЕЛАРН), с 2002г. - программа Intel ® «Обучение для будущего», с 2007 г. - НФПК), получившие новое звучание под влиянием развития второго поколения социальных сервисов - проект «Летописи.ру» (Intel, Транстелеком).

К выводам:

В любом случае, в теории и практике сегодняшнего образования под влиянием бурно развивающихся сервисов Веб 2.0 формируются и приобретают новые очертания образовательных моделей открытого образования, адекватных социальным отношениям (проектная деятельность, самостоятельные исследования, деятельность в сотрудничестве и пр.), наблюдаются попытки постепенного ухода от классно-урочной системы, которая начинает потихоньку технологизироваться и поддерживаться развивающейся инфраструктурой, роль учителя в новой среде обучения при этом остается лидирующей. И это требует своего основательного теоретического осмысления и проработки.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Национальный фонд подготовки кадров (6)

    Документ
    ... перечней поручено ФГУГНИИИТТ "Информика" [3]. В рамках этой деятельности специалисты “Информики”: разработали программное ... информационных технологий и телекоммуникаций” (ФГУГНИИИТТИнформика”) VIDEOCONFERENCE ORGANIZATION UNDER “EDUCATION ...
  2. Педагоги мгдд(ю)т- участники городских и всероссийских конкурсов 2009-2010 уч год

    Конкурс
    ... , ФГУГНИИИТТ «Информика», 2009. - 103 с. Сборник авторефератов специалистов. - М.: МГДД(Ю)Т, МИРЭА, ФГУГНИИИТТ «Информика», ... технологии и информатика». - М.: МГДД(Ю)Т, МИРЭА, ФГУГНИИИТТ «Информика», 2010. - 19 с. Иванников А.А., Мордвинов В.А., ...
  3. Телефонный справочник (1)

    Интернет справочник
    ... ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ» (ФГУГНИИИТТ «Информика») (Старый Петровско-Разумовский проезд, ... ИВАННИКОВ Александр Дмитриевич ФГУГНИИИТТ «Информика» 614-37-03 ... ТИХОНОВ Александр Николаевич ФГУГНИИИТТ «Информика» 614-37-03 ...
  4. Телефонный справочник (5)

    Интернет справочник
    ... ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ» (ФГУГНИИИТТ «Информика») (Старый Петровско-Разумовский проезд, ... ИВАННИКОВ Александр Дмитриевич ФГУГНИИИТТ «Информика» 614-37-03 ... ТИХОНОВ Александр Николаевич ФГУГНИИИТТ «Информика» 614-37-03 ...
  5. 2008-2009 учебный год лето-сентябрь 2008

    Документ
    ... Сборник авторефератов специалистов. – МГДД(Ю)Т, МИРЭА, ФГУГНИИИТТ «Информика», АНО «Международное образование и наука» - ... программе «Информационные технологии». – МГДД(Ю)Т, МИРЭА, ФГУГНИИИТТ «Информика», АНО «Международное образование и наука» - ...

Другие похожие документы..